Друзья, выкладываю сюда по просьбе администрации статью по матчасти трофейного КВ-2, которая сейчас живет в обзорах (http://karopka.ru/community/user/9566/?MODEL=253151). Фотографии литников лежат там же, чуть позже перенесу их сюда + добавлю фотографии прототипа.
Текст приводится без изменений - так, как было в обзоре. Как всегда, конструктивная критика, замечания и предложения привествуются.
Итак...
Наконец-то дошли руки сделать третий обзор танка из серии КВ. К сожалению, и с этим китом мои мечты дожить до того светлого дня, когда можно будет, открыв коробку с моделью, и придирчиво исследовав все литники, понять, что на этот раз производитель наконец-то ответственно подошёл к изучению матчасти, так и остались мечтами.
Как я уже говорил, мне ещё ни разу не доводилось видеть ни одного кита, который полностью соответствовал бы заявленному на коробке названию, модификации и году выпуска. Зато сплошь и рядом видно, что производители стремятся быть хитрее и экономнее всех на свете. В результате рождаются модели из серии «молодой Франкенштейн» - когда за основу берется некая усреднённая база, не попадающая толком ни в одну из модификаций, и к ней прилепляются башни / пушки и прочая крупная атрибутика. Как говорится, внешне вроде похоже, и ладно. В данном случае – та же самая петрушка – Трумпетер просто взял стандартный кит позднего КВ-2 с пониженной башней выпуска 1941 года (тот, что перепаковывался Моделистом), добавил к нему немецкую командирскую башенку, внешнюю «обвеску» (дополнительные канистры с солярой, полку для дополнительного боекомплекта на корме, фару Нотек), слегка изменил расположение внешних звуковых и световых приборов – и «будьте нате», вот вам и новая модель трофейного танка, да еще и с двумя (!) орфографическими ошибками в названии - на коробке написано Pz. Kpfm KV-2 754®, хотя должно быть Pz. Kpfw. KVII 754 ®, или, на худой конец, Stu Pz. Kpfw. II ®.
Хотя, если бы ушлые "кетайтсы" потрудились бы изучить матчасть более тщательно, то они наверняка не поступили бы так опрометчиво – как минимум, чтобы не портить практически идеальное попадание модели в геометрические размеры и прочие пропорции.
Ну да обо всем по порядку. Начнем, как обычно, с литников и качества пластика, а матчасть оставим, как самое вкусное, на десерт.
Литники, качество исполнения, комплектация и прочая
Тут – всё как всегда. Тот же серый мягкий пластик, что мы уже видели на «обычном» («советской конфигурации») КВ-2, то же достаточно неплохое качество литья. Однако (как и на всех других отливках Трумпетера) присутствует смещение половинок пресс-форм – весьма некритичное, но повозиться с модельным ножом в руках придётся. Особенно вязкой и нудной эта работа будет при обработке балансиров и опорных катков – т.к. там литьевой шов и смещение половинок находятся на самом видном (на готовой модели) месте. Лично у меня ушла почти неделя «медитативного» труда для приведения ходовой части в порядок. В остальном – ничего удивительного и необычного – свойственное Трумпетеру очень качественное, но не хватающее звёзд с неба литье.
Общий для всех трумпетеровских КВ недостаток – несколько невнятные сварные швы – присутствует и тут. Исправлять или нет – дело вкуса. В предыдущих обзорах я говорил, что исправлять не стал бы, т.к. смотрится вполне масштабно и весьма неплохо, но в данном случае беру свои слова обратно: то ли пресс-форма износилась, то ли мне досталась коробка слегка «второго сорта», но швы мне сильно не понравились и я, вооружившись шкуркой и шпаклевкой, принялся исправлять сварные швы везде, куда ни падал взгляд.
Гусеницы даются те же самые, что и в других коробках с КВ – и наборные, и виниловые – в общем, тоже ничего удивительного. Есть очень качественно отпечатанная (не в пример тому, что делается Моделистом) инструкция + цветная, на глянцевой бумаге, схема окраски.
Собираемость модели - такая же, как у других китов Трумпетера - весьма неплохая, можно обойтись необходимым минимумом (всё-таки идеально подогнанных моделей не бывает) шпаклевки и подгонки.
Стекла фары и заднего фонаря даются (опять-таки, как обычно) из прозрачного пластика.
Единственное, что слегка разочаровало – это отсутствие, как в коробке с КВ-1 «1939 г.», металлического ствола и травлёных решеток – ну да это дело поправимое, благо афтермаркета на КВ-2 много и продается почти везде.
Матчасть и детальный анализ содержимого коробки
Вот тут, как и обещал, начинается самое интересное. На всех (!) имеющихся в литературе и интернете фотографиях трофейных КВ-2 показаны либо танки, не переделывавшиеся из «стандартной советской» конфигурации вообще, либо один и тот же танк (или два близнеца) из состава готовившегося к вторжению на Мальту, а потом переброшенного на Восточный фронт PzAbt. z.b.V. 66. Для этих машин как раз и характерно дополнительное оборудование в виде командирской башенки от Pz. Kpfw. III, измененного светового оборудования, дополнительной укладки боеприпасов на корме, дополнительных инструментальных ящиков и канистр на надгусеничных полках.
Переделывались ли другие танки таким образом (с установкой ком. башенки и т.п.) - науке точно неизвестно. Можно предположить, что нет (слишком уж кустарные, а значит, гарантированно не крупносерийные, переделки - с проводкой поверх брони и т.п.)
Напрашивается простой и очевидный вывод - именно эту машину и пытается воспроизвести Трумпетер.
Соответственно, перед нами стоит выбор: либо делать просто стандартно-серийный трофейный КВ-2, либо воспроизводить реально существовавший прототип из PzAbt. z.b.V. 66. Если мы хотим идти по первому пути, то можно было и не покупать именно эту коробку – достаточно было взять обычный КВ-2 от Моделиста и собрать именно его, перекрасив в panzer grau и нанеся пару-тройку balkenkreuz. Остается единственный путь – воспроизводить машину в соответствии с прототипом.
Тут нас и поджидает упоминавшаяся в самом начале статьи засада. Напомню, что в коробке лежат литники от позднего КВ-2 выпуска 1941 года. В то время, как машины из PzAbt. z.b.V. 66, как ОЧЕНЬ ясно видно из фотографий, были с одним ящиком раннего типа на правой полке, с маской пушки без вырезов под болты, тросами с плетеными коушами и без гужонов на лбу и корме башни. Всё это наводит на «смутные сомнения» [(с) И.В. Бунша] о том, что это был не совсем поздний КВ-2 1941 года, который столь любезно положил в коробку Трумпетер…
Давайте попробуем разобраться, когда точно был выпущен сей замечательный танк. Имеем:
а) Коуши - раннего, плетёного, типа. Ставились до мая 1941 года. б) Справа один ящик - значит, танк выпуска до февраля 1941 года (на panzer35.ru - ошибка, там говорится, что два ящика справа стали делать с февраля 1940 года, в то время, как фотографии всех КВ-2 1940 года - с одним ящиком справа). в) Ящики раннего типа – значит, были установлены в 1940 году. г) Катки типа 2 (с 6 отверстиями в диске + с отверстиями в самих катках) – ставились с августа 1940 года по июнь 1941 года. д) Стык ВЛД и НЛД – с 11 гужонами. Такие ставились с сентября 1940 года по июль 1941 года. Уже лучше, период изготовления сужается… е) Маска пушки без вырезов под болты – выпуск явно 1940 года. Без гужонов спереди и сзади – тоже однозначно 1940 год.
Сухой остаток: запечатлённый на известных фотографиях танк из PzAbt. z.b.V. 66 был выпущен в сентябре – декабре 1940 года. Не раньше и не позже. Значит, если приводить собираемую модель именно к этому прототипу, то нам гарантирован большой дополнительный геморрой при сборке - надо довольно сильно и много чего перепиливать.
В частности, необходимо будет (это, кстати, еще и информация к размышлению для тех, кто соберется перепиливать моделистовский КВ-2 под 1940 год):
- замазать отверстия под болты на маске пушки. - срезать (сошлифовать) все гужоны на башне. - срезать сварной шов и следы резки металла на бортах башни (у кормы). - в «безгужонной» башне бортовой и кормовой листы сваривались практически на углу. Соответственно, флаг в руки наносить сварной шов прямо на нем, родимом. Крайне неприятная операция... - все (!) бронировки смотровых приборов в 1940 году крепились только сваркой, т.е. без защитной планки по периметру. Значит, необходимо срезать их у всех деталей из кита (благо, они не отлиты воедино с самой башней) + замазать посадочные места под них на крыше самой башни + сделать сварной шов по периметру. - самое, пожалуй, муторное во всей этой операции – точно также необходимо поступить и с бронировками колпаков вентиляторов на крыше башни. А вот они уже, по закону подлости, отлиты вместе с башней. Напильником намахаешься до уср… гхм… - и, на закуску, надо будет фрезернуть ВКД. Эта операция была отменена (и, соответственно, ВКД стала радиусной, как дается в коробке) только в начале января 1941 года, к сожалению. Дело нехитрое (особенно – при наличии шлифовальной машинки / дрели), но муторное, т.к. там плоскость завалить очень просто.
На этой радостной ноте предлагаю прервать лирическое отступление и всё-таки перейти к обзору матчасти по порядку - снизу вверх.
Да, и чтобы сэкономить время и не утруждать читателей избытком информации, сразу оговорюсь, что всё дополнительное навесное оборудование, установленное на КВ-2 немцами, сделано очень достойно и без отклонений от истории. Уж где-где, а здесь ребята из Трумпетера постарались и выступили очень достойно.
1. Ванна корпуса
Абсолютно такая же, как в других коробках с КВ-1 и КВ-2. Значит, для того, чтобы сделать её соответствующей серийным образцам 1940 года, надо будет сделать некоторое количество достаточно несложных доработок. Прежде всего, по днищу (подробнее см. на дише в статье «КВ от Трубача. Взгляд ниже пояса»), двигаясь от кормы к носу:
- Нижнюю кормовую деталь (НКД) отфрезеровать заподлицо с днищем (имеющийся в коробке вариант НКД взят от поздних КВ производства ЧТЗ); - Сделать сварной шов между днищем и НКД; - Перенести вперед две крышки сливных горловин под МТО – те, что располагаются ближе к бортам; - Добавить ряд заклепок; - Окружить заклепками и болтами подмоторный люк; - Добавить недостающие заклепки креплений торсионов - практически по всей длине днища; - Перенести сварной шов чуть вперед и "окружить" его двумя рядами заклепок; - Окружить заклепками эваколюк; - Добавить ряд заклепок перед сварным швом между нижней лобовой деталью (НЛД) и днищем; - Добавить 2 недостающих гужона на НЛД.
2. Борта корпуса, катки, надгусеничные полки – т.е. все, что сбоку
Вот тут придется потрудиться:
Прежде всего, необходимо заменить три головки болтов на три головки винтов на пластине крепления механизма натяжения ленивца к корпусу, а на самом механизме – показать резьбу, про которую начисто забыл Трумпетер. Сами надгусеничные полки вполне себе ничего (абсолютно такие же, как на других КВ-2 и КВ-1) – только не забывайте чистить их от облоя и следов направляющих снизу
А вот с ящиками ЗИП надо быть аккуратнее – в наборе лежат ящики как раннего, так и позднего типа, с ручкой по центру и скошенными бортами крышек, которые появились только на машинах образца 1941 года. Соответственно, ставим ящики именно раннего типа. Пластиковые или травленые – решать вам.
Кроме того, надо не забывать, что два ящика должны быть по ЛЕВОМУ борту. Да, и у прототипа был добавлен ещё и третий ящик позднего типа именно на левом борту.
Балансиры правильные – раннего типа. Но, как уже говорилось, придется повозиться на то, чтобы убрать нестыковки половин литьевой формы + убрать облой из отверстий облегчения. То же самое – и с ограничителями хода балансиров.
Поддерживающие катки – тоже правильные, раннего типа, обрезиненные (не забывайте красить соответственно!)
Катки, как и должно быть, без ребер жесткости (как у звездовских дров) и с 6 отверстиями на диске. Справедливости ради нужно отметить, что катки, в отличие от некоторых других китов Трумпетера, просто идеальны. Единственное, что надо с ними сделать – пройтись сверлом соответствующего диаметра по отверстиям облегчения, чтобы убрать предательски залившийся туда пластик.
Ведущие звездочки – тут известный и обсосаный сто раз косяк – смещение болтов. Лечится переворачиванием звездочки (внутренней стороной наружу), либо установкой фриуловских траков – там прилагается своя металлическая звездочка – уже правильная.
3. Теперь переходим к корме
Тут все нормально (читай – копийно), за исключением 4 моментов:
- Трумпетер предлагает красить красным весь задний фонарь – но мы на это не поведёмся – ведь, как настоящие моделисты, мы в курсе, что верхняя часть фонаря у КВ была СИНЕГО цвета - Верхнюю кормовую деталь тоже придется фрезеровать – так, чтобы её радиус не выпирал над плоскостью крышки МТО, а составлял с ним одну плоскость. - МТО и вся верхняя поверхность вплоть до погона башни – я не увидел какого-либо криминала. Даже, как я уже говорил, решетки воздухозаборников были даны правильно – без скоса спереди. - На торцах бортов – у ВКД – не показаны следы резки металла. Проблема весьма бросающаяся в глаза, но, к счастью, легко исправимая. Кстати, следы резки металла также отсутствуют на всех остальных торцах бронелистов – если захотите исправить, делайте это ДО сборки ванны корпуса – потом будет сделать проблематично.
4. Нос и далее до погона башни
Никаких проблем не нашлось: с точки зрения копийности все нормально – и гудок, и фара и курсовой пулемёт на месте и соответствуют серийным корпусам конца 1940 года. Трумпетер молодец. Даже коуши тросов - плетеные, как и положено машине 1940 года.
5. На десерт оставим самое интересное и характерное – башню
Как я уже говорил выше (извините за повтор, но он должен быть, раз мы идем плавно и по порядку) с башней придется повозиться:
- замазать отверстия под болты на маске гаубицы. При этой операции наверняка пострадают сварные швы на маске – их придется восстановить.
- срезать (сошлифовать) ВСЕ гужоны на башне.
- срезать сварной шов и следы резки металла на бортах башни (у кормы).
- В «безгужонной» башне бортовой и кормовой листы сваривались практически на углу. Соответственно, флаг в руки наносить сварной шов прямо на нем, родимом.
- ВСЕ (!) бронировки смотровых приборов) в 1940 году крепились только сваркой, т.е. без защитной планки по периметру. Значит, необходимо срезать их у всех деталей из кита (благо, они не отлиты воедино с самой башней) + замазать посадочные места под них на крыше самой башни + сделать сварной шов по периметру.
- Точно также необходимо поступить и с бронировками колпаков вентиляторов на крыше башни, отлитыми вместе с башней.
- Козырек маски – немасштабно толст, надо брать травленый.
Резюме
В целом очень неплохой кит, но придется повозиться, перепиливая исходный танк под 1940 год.
Качество самого кита в целом вполне неплохое – на уровне остальных трумпетеровских изделий.
Highly recommended. Как, впрочем, и вся линейка КВ от Трумпетера.
1. Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - причину.
2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.
В обзоре было два коротких, но очень важных комментария:
1. Предлагаемая схема окраски ДОЛЖНА (без вариантов) отправиться прямиком в помойку. По той простой причине, что она СОВСЕМ не соответствует историческим реалиям. Для Мальты камуфляж был совсем другой, на восточном фронте и подавно.
Правильный мальтийский камуфляж - см. тут: http://beute.narod.ru/Beutepanzer/su/color/KV/KV-2.htm - на верхней картинке, он же прикреплен к этому сообщению. Правильные цвета - стандартные африканские RAL 8000 Gelbbraun (желто-коричневый) и RAL 7008 Graugrun (серо-зеленый).
По прибытии на Восточный фронт в августе 1942 года прототип нашего кита был, вероятнее всего, перекрашен либо в dunkelgelb (вот не помню навскидку, когда он стал стандартом... кажется около 1943 года, а точнее - не помню), либо, вероятнее всего, в панцеграу (чтобы не сверкать тропическим камуфляжем на территории СССР), а с наступлением зимы поверх всего этого безобразия был нанесен зимний "камуфляж" белилами. Точнее - посмотрю в справочнике по камуфляжу панцерваффе, когда доберусь до него.
2. Предлагаемый в комплекте Трумпетером ствол - вельми косячный. Он короче оригинала и не совсем цилиндрический. Поэтому, если уважаемый читатель соберется делать хорошую модель, то ствол надо однозначно заменить на металлический. По моему опыту, самый правильный ствол для гаубицы М-10 / М-10Т делает Абер. Остальные стволы (от Jordi Rubio, от Вояджера и от RB) - ЗАМЕТНО менее копийны.
Несколько фотографий прототипа - "мальтийского" КВ-2, на которых очень хорошо видно особенности, позволившие идентифицировать период выпуска данного агрегата.