Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.
RSS
Ботик Петра I "Св. Николай" в бутылке. Масштаб 1:72
Двигаемся потихоньку дальше...

Рисунок  
Всем привет!
Снаряжаю мачту...

Рисунок
Рисунок  
Ну, теперь, под парусам, нужно стопроцентно, хочешь-не-хочешь, определяться с положением каждого шверца по отношению к направлению ветра...
Игорь, а вот у тебя полотнища разные... такой вопрос, меня заинтересовало! ...   по разной ширине полотнищ парусов - есть какая-то информация, я что-то пропустил?  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Ну, теперь, под парусам, нужно стопроцентно, хочешь-не-хочешь, определяться с положением каждого шверца по отношению к направлению ветра...
Игорь, а вот у тебя полотнища разные... такой вопрос, меня заинтересовало! ...   по разной ширине полотнищ парусов - есть какая-то информация, я что-то пропустил?  

Да, Игорь, на этот раз планирую наветренный шверц поднять. По форме паруса получается ветер справа в корму. Ну, и при таком расположении паруса удачно размещаются предполагаемые фигурки., даже конец гика уйдет за спину рулевого. Пока не знаю удастся ли придать ботику некоторый крен :(
По полотнищам - да, на всех чертежах, которые я смотрел, два крайних полотнища на гроте практически в два раза шире остальных.  
Заготовка руля...

Рисунок  
Цитата
IgorSky написал:
По полотнищам - да, на всех чертежах, которые я смотрел, два крайних полотнища на гроте практически в два раза шире остальных.  

Так что же тогда выходит - полотнища, расположенные ближе к мачте прошивали по середине ?
Ведь парус - это сшитые полотнища парусины...полотнища эти - куски рулона, поступающего с ткацкого станка...т.е. имели неизменную ширину ( а у англичан - не только ширина, но и толщина и длина рулонов нормировалась королевскими указами !)
Или для парусов ботика ткали парусину отдельно ?
Вопрос !
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 12.10.2021 14:16:21
Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:

Так что же тогда выходит - полотнища, расположенные ближе к мачте прошивали по середине ?
Ведь парус - это сшитые полотнища парусины...полотнища эти - куски рулона, поступающего с ткацкого станка...т.е. имели неизменную ширину ( а у англичан - не только ширина, но и толщина и длина рулонов нормировалась королевскими указами !)
Или для парусов ботика ткали парусину отдельно ?
Вопрос !
Вот и у меня нет ответа :)
Да бред, конечно. Тут один станок полотнище ткал, там - другой? Полотнища должны быть одинаковой ширины. Кстати, Эл-Эс Моделс, делающая модель ботика по архивным материалам, на парусах показала полотнища одинаковой ширины.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Да бред, конечно. Тут один станок полотнище ткал, там - другой? Полотнища должны быть одинаковой ширины. Кстати, Эл-Эс Моделс, делающая модель ботика по архивным материалам, на парусах показала полотнища одинаковой ширины.
Ну, я порылся-порылся и не нашел аргументов ни за ни против, поэтому решил разметить, как на тех чертежах, которые у меня были :(
Хотя, конечно, здравый смысл говорит, что обычно полотнища одной ширины были.

Пользователь добавил изображение
Рисунок
Рисунок
Рисунок  
Я понимаю, что "после драки кулаками не машут"...но думаю, что цитаты из статьи А.Л.Ларионова из журнала "Судостроение" 1976 года будет весомым дополнением к приведенным чертежам...Тем более, что собираемая автором темы модель уже грешит некоторыми отклонениями от прототипа (к примеру, числом уключин)
(Материал взят с весьма содержательного и любопытного ресурса    http://www.peters1boat.ru/index.htm
"... надо отметить одну очень интересную особенность обводов ботика. Его корпус от степса мачты до ахтерштевня имеет каплеобразную в плане, плоскую часть днища, при очень низкой высоте киля, всего в 63,5 мм. Флортимберсы шпангоутов от пятой банки до конца кильсона корытообразной формы и резко переходят в округлые обводы футоксов. При снятии обмерного чертежа ботика в 1837 году, эта особенность его обводов не была замечена. При просмотре шлюпочных чертежей 17- 18 вв. аналога такой конструкции корпуса обнаружить не удалось. Шпангоуты ботика - дубовые, рубленые. Их среднее сечение равно 70 х 57 мм, каждый шпангоут состоит из двух ветвей, правого и левого борта, положенных в перекрой друг друга. Между основными поставлены дополнительные укороченные шпангоуты, идущие от киля до половины высоты борта. Все ветви шпангоутов лежат на киле и сверху покрыты связующим их кильсоном с сечением 304,8 х 50,8 мм.

Его борта помимо сильного планширя (111,1 х 50,8 мм), укреплены бархоутом, положенным прямо на шпангоуты. Ботик обшит стесанными к оконечностям хвойными досками толщиной 28,6 мм.

На планшире ботика стоят в шахматном порядке три штыревые уключины (шкармы). Четвертая вставлялась под съемным вкладышем у начала правого шпигеля (кормового фальшборта). Во время очередного ремонта этот вкладыш заделали намертво и даже сняли подушку шкармы, след от которой остался. Гребля велась в распашную, но поскольку ботик довольно тяжел, вполне вероятно что на каждое весло садилось по два человека.

Декор ботика требует специального разбора.
Между планширем и бархоутом на борта ботика нанесены 64 чередующихся треугольника белого, синего и красного цветов. Подобная роспись на бортах встречалась на фрагментах декора испанских и английских галионов еще в 16 веке. Кормовые фальшборты покрыты росписью с мотивом ритмически повторяющихся завитков растительного побега. С внутренней стороны транца нарисован двуглавый орел, обрамленный подобным же орнаментом. Видимо эта роспись позднейшего происхождения и сделана русскими мастерами. Гака- борт ботика украшен резьбой невысокого рельефа. Он состоит из сюжетной композиции с фигурой святого по центру. От него справа помещен условно выполненный кораблик, близкий по силуэту к бусу, а слева небольшое строение. Эта композиция обрамлена растительным орнаментом из крупных листьев аканта и вольных завитков. Резьба орнамента отличается выразительностью и лаконизмом своего художественного языка, благодаря чему, ее четкие формы видны не только вблизи, но и с далекого расстояния. Ниже композиции, на самом транце, помещены стилизованные маскароны , сочетающие черты головы льва и лица человека.
Из всего комплекса кормового декора наибольшего внимания заслуживает полихромно расписанная фигура святого.... ботик носил имя "Святой Николай". Украшающая ботик фигура святого, благославляющего кораблик, действительно изображает архиепископа города Миры в Ликии Николая, жившего в третьем веке и возведенного христианской церковью в ранг святых...

...На голландских судах высота шверцев составляла 5\24 длины между штевнями, а ширина равнялась внизу 3\5, а вверху 1\5 их высоты. На борту шверцы размещались таким образом, чтобы при опускании 70- 80 градусов по отношению к килю, центр парусности приходился приблизительно над центром их широкой части. Судя по рисункам голландских судов 17 века, шверцы никогда не опускались под 90 градусов к килю, дабы всегда должны были висеть на швехтоу - снасти, служившей для их подъема. Кстати они опускались не только с подветренного борта, но иногда и с наветренного. В этом случае наветренный шверц служил не только для уменьшения дрейфа, но и играл роль своеобразного откренивающего противовеса. Ботик без наличия шверцев несомненно не смог бы лавировать. От их присутствия на ботике остались упорки в районе третьей банки, служившие для удержания плоскости шверцев в вертикальном положении при поднятом их состоянии. Следов от осей шверцев на ботике не обнаружилось, но на планшире, между юферсами 2 и 3 вантин, есть заметные потертости и в этом месте борт укреплен дополнительным шпангоутом идущим до планширя. Часто оси шверцев помещались несколько выше верхней грани планширя. На ботике же для этих целей применялись съемные наделки, как раз в местах потертостей планширя. Такие наделки встречались и позднее, уже в 18 веке, на парусно - гребных судах. Это делалось для уборки шверцев на борт судна при переходе его с хода под парусами на греблю.

У голландских яхт и буеров за полную высоту мачты принималось 1- 1 1\3 длины судна. Длина мачты ботика в этих же пределах, примерно 1,1 длины. Обычно на топ мачты бралось 1\4 ее высоты. На мачте ботика эта пропорция не выдержана. Можно предположить , что топ мачты был подогнан во время ремонта ботика в 1722 году к размеру шкаторины царского штандарта. Стойко в течении 17- 18 веков голландцами выдерживались соотношения размеров гика и гафеля.

За длину гика бралось 7\11 высоты мачты, а гафель делался на 5\8 короче гика. Такие расчеты соблюдены при расчете рангоута ботика.

Судя по... ответу Петра, на ботике ставился привязной бушприт. Большей частью на голландских судах выстреленный за форштевень конец привязного бушприта равнялся 1\6 длины корпуса. По этому правилу он и поставлен на чертеже ботика.

Все блоки бегучего такелажа показаны на чертеже окованными, а не оплетенными тросом. Для этого есть два обоснования. Во- первых на ботике много кованых деталей, вплоть до оковки юферсов и кованых флаг - и гюйс - штоков, что было характерно для судов 17 века. И во- вторых, на чертежах ... Дове (речь об альбомах с подлинными рисунками и чертежами, относящимися к концу 17 - началу 18 веков, заполненными "корабельным архитектором" Франциском Карлусом Ван Дове) на малых судах показаны исключительно окованные блоки, крепящиеся за металлические бугеля либо гачком, либо кольцом. Расположение блоков показано, специально специальных эскизов их расположения, выполненных тоже Дове..."
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 12.10.2021 21:57:22
Как ни странно, но именно на чертежах Ларионова, написавшего столь подробное исследование, полотнища, составляющие парус - разной ширины...
Такие же паруса ставят моделисты и на многих моделях (судя по всему, основываясь на указанных чертежах). Причем в самом исследовании ни слова о парусине парусов ботика не сказано...
Реальный ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Вот где...возможно...можно было бы получить нужную инфу.
К сожалению, по ряду известных обстоятельств, я не могу связаться с российским музеем...

Существует несколько копий ботика (одна из них находится в "домике ботика" в Петропавловке...
Еще одну копию в 2019 году транспортировали на военно-морском параде...так вот там парус обычный...

Пользователь добавил изображение
Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
Как ни странно, но именно на чертежах Ларионова, написавшего столь подробное исследование, полотнища, составляющие парус - разной ширины...
Привет, Костя!
Практически все чертежи, которые я нашел именно с таким гротом из полотнищ разной ширины. Я какое-то время назад пытался найти картины или гравюры, чтобы прояснить этот вопрос, но ничего полезного не нашел. Картины более-менее современных художников, скорее всего, писались с использованием тех же чертежей, поэтому на них грот тоже так нарисован.

Рисунок

Сайт Александра Бойцова я тоже смотрел не один раз. О, кстати, можно еще ему написать.

Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
Тем более, что собираемая автором темы модель уже грешит некоторыми отклонениями от прототипа (к примеру, числом уключин)
Да, вроде как, три штуки (видимых) в шахматном порядке и одна скрыта накладкой.
В процессе...

Рисунок  
Игорь, я как-то то ли прозевал, то ли не понял...
Это кит для сборки...настолько маленький, что влезет в бутылку ?
Так вроде только корпус длиной 16 см...
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 13.10.2021 19:23:53
Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
Игорь, я как-то то ли прозевал, то ли не понял...
Это кит для сборки...настолько маленький, что влезет в бутылку ?
Так вроде только корпус длиной 16 см...
Костя, это 72-й масштаб.Длина корпуса с форштевнем 87 мм. Корпус располовинен, т.к. в горло проходят только половинки с некоторыми ухищрениясми :)
Пора доставать свою спичку для фотографирования :)  
Изменено: IgorSky - 13.10.2021 20:09:15
Тю,блин ! То ж квадратики по 5 мм, а я их за сантиметровые посчитал [:](
Почти закончил ковыряться с мачтой...
Рисунок  
Игорь я....или прозевал...Из чего делал юферсы и блоки ?
Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
Игорь я....или прозевал...Из чего делал юферсы и блоки ?
Как обычно, из грушевого шпона 0,5 мм. Юферсы склеены из двух вырубленных медицинской иглой кружочков, потом доработаны надфилем, обвязаны и просверлены. Блоки вырезаны скальпелем из заготовки, склеенной из двух реек 0,5х0,8 мм, потом доработаны надфилем. Отверстие в блоке сверлится до его вырезания. Потом блок обвязывается.
Конечно, на ботике блоки были в кованной обвязке, но у меня пока не получилось сделать из латуни обвязку в этом масштабе, которая была бы достаточно прочной, чтобы выдержать набивку снастей внутри бутылки :(
Начал в очередной раз собирать модель на стапеле...

Рисунок  
Промежуточная сборка на стапеле завершена. Ещё два-три раза собрать-разобрать, добавляя каждый раз всякие мелочи, и можно будет приступать к забутыливанию :)

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок  
Теперь дошли руки до пушек...
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок  
Цитата
IgorSky написал:
Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
Игорь я....или прозевал...Из чего делал юферсы и блоки ?
Как обычно, из грушевого шпона 0,5 мм. Юферсы склеены из двух вырубленных медицинской иглой кружочков, потом доработаны надфилем, обвязаны и просверлены. Блоки вырезаны скальпелем из заготовки, склеенной из двух реек 0,5х0,8 мм, потом доработаны надфилем. Отверстие в блоке сверлится до его вырезания.(

Ясно...понятно...Просто я вот все колеблюсь в изготовлении юферсов 2.5 - 1 мм...
Я делал 3мм вырубанием иглой...правда не двухслойные и без канавки для троса...
А теперь мне еще и сотню надо делать...вот и прицениваюсь... :D
Да-а-а, пушищи зачетные ! 8D
Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
Да-а-а, пушищи зачетные !
Спасибо, Костя! Сам удивился как они получились :)

Цитата
Константин (Fortres) Кравченко написал:
сно...понятно...Просто я вот все колеблюсь в изготовлении юферсов 2.5 - 1 мм...Я делал 3мм вырубанием иглой...правда не двухслойные и без канавки для троса...А теперь мне еще и сотню надо делать...вот и прицениваюсь.
Сотню юферсов?!?! Ого! Это куда столько?
2,5 мм - без проблем. ИИзготовление их именно двухслойными - уменьшает риск сколов и раскалывания. И при склейке двух вырубленных половинок канавка для вантины получается почти сама собой. Потом только снаружи немного фаску снять остается. ПРи необходимости уменьшить толщину юферса легко с помощью наждачки.. Я и колеса для пушек из склеенных из реек заготовок вытачивал.
Юферсы 1 мм... Из доширак-пластика проще сделать и рабочие будут.
Цитата
IgorSky написал:
Сотню юферсов?!?! Ого! Это куда столько?

Та собираюсь свою Виктори 1:150 переоснастить...Там все равно рангоут и такелаж нуждаются в ремонте...
Плюс это моя первая модель, да еще и из посредственного кита - мало того, что мне пришлось почти полностью сочинять рангоут и такелаж, разыскивая инфу в инете, так еще и массу ошибок наделал...
А "родные" юферсы от кита могу использовать не все - там только 4 и 3 мм...а 3мм я могу (по масштабу) только на ванты нижних мачт использовать...а остальное надо делать...
Доделал пушки...
Рисунок
Рисунок  
Игорь, класс !!! 8D  8D  8D  (hi)  
Цитата
Владислав Гладнев написал:
Игорь, класс !!!        
Спасибо, Владислав!!
Всем привет!
Достал с полочки ботик и сделал узлы крепления шверцев...
Рисунок
Рисунок  
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат