Не так давно, совершенно случайно, при строительстве газопровода, в районе Гурзуфского Седла обнаружили античное святилище. Его исследовали ялтинские археологи во главе с Н. Г. Новиченковой. Находки оказались богатыми. В центре святилища находилась площадка, окруженная рядами высеченных в скале неглубоких ямок. В центре ее горел костер, на котором сжигали приносимое в жертву богам мясо животных. В результате скала во многих местах прокалилась до красного цвета. В святилище приносились разнообразные, часто драгоценные жертвоприношения. Найдены сотни монет, в том числе золотые: херсонесская, римских императоров Тиберия и Нерона, боспорских царей Асандра, Динамии, Аспурга, Митридата VIII. Обнаружена целая серия серебряных и бронзовых статуэток древнегреческих богов, а еще ювелирные изделия.
Чей же это был храм? Предположений появилось немало, предполагалось даже, что здесь находилось воспетое античными писателями святилище Девы, которой тавры приносили кровавые жертвы. Но увы… Во-первых, античный географ Птолемей прямо сообщает, что храм Девы находился в сотне стадий от Херсонеса на мысе Парфений. То есть где-то на Гераклейском полуострове, весьма вероятно, что на мысе Фиолент. Во-вторых, самые поздние памятники, связанные с таврами, датируются IV в. до н.э., в то время как подавляющее большинство находок с Гурзуфского Седла относится к гораздо более поздней эпохе - I в. до н.э. - I в. н.э., временам совсем не троянским и даже не гомеровским. Конечно, античные авторы этого времени тоже знают о таврах и красочно живописуют их кровавые обычаи, однако, по мнению ученых, к этому времени тавры полностью растворились среди поздних скифов и утратили свойственную им оригинальную материальную и духовную культуру. Кроме того, в ходе исследований памятника на Гурзуфском Седле не удалось найти ни одной вещи, которую можно было бы связать с таврами. Все находки здесь - античные, изготовленные греками или римлянами. Так что, судя по всему, здесь молились богам греки или люди, относящиеся к эллинистической культуре. Причем, это место пользовалось большим почитанием, коли сюда, невзирая на крутой подъем, приходили многочисленные паломники. И в средние века это тоже было святое место: рядом со святилищем обнаружены остатки средневековой церкви, просуществовавшей до XVI века.
Находки с Гурзуфского Седла экспонируются в ялтинском историко-литературном музее.