Проблема в том, что все ханомаги Звезда решила делать - серии "В" (не самая массовая серия). Логичней было бы им делать радиомашины на базе "C" ( и колотушка 37мм, кстати, тоже была (в основном) на ее базе. Они уже были в относительно большом кол-ве частей, а серия "D" - уж тем более. ( к слову, в конце войны они оставались чуть ли не единственной бронетехникой в панцерчастях) А так (если, конечно. хочется исторической аутентичности) надо много читать-смотреть: а была ли бэшка в конкретной части (причем, не позже 1942г.), да какого типа и т.д. и т.п....
на первом снимке (слева на право): Sdkfz 251 C Sdkfz 251 В (судя по флажку - 251/3-IV, или 251/6) Sdkfz 250
на втором - явно "C"
на третьем - машина (ф середыне) немного напоминает "звездовский" (если, конечно, перевести мачту на левый борт) Рамка присутствует, крест и номерные знаки
Эх, не вгляделся я в эту рамку... Показалось, что летуны ее просто зверски погнули Признаю , это рамка от 14-го. Но сделать машину Люфтваффе - хорошая мысль. Не думаю, что запасной каток - принципиальная вещь. Летуны старались оригинально переделать многие радиомашины... Или у вас есть бортовой номер этого конкретного броневика? Тогда это - да.
А по пулеметам - другое дело. MG 34 я взял со звездовского мотоцикла. Но если есть возможность - попробуйте найти такой вот набор (все равно ведь звездовский MG 42 не подходит)
Имитация проводов - на уровне. И покрашено хорошо, аккуратно. Единственно, я бы, наверное не красил рацию и стойку в один цвет, чтобы они не сливались. Понятно, что цвет выбран правильно - уставной, но... Может, сделать стойку посветлее? Хотя, наверное, это из-за фото.
Модель будет привязана к прототипу, или какой-то определенной части?
FuG 11 стоит на Sd. Kfz. 251/6, 251/3/IV, и на 251/3/V Присутствует рамка, не надо выкидывать из набора 9-м мачту... Конечно, из известной статьи ясно, что собрать sdkfz 251/3/IV ausf. B нельзя, ибо в ней есть Fug 11 и Fug 12. Т.е. 1 приемник (Torn E. b) и 2 передатчика (80 W и 100 W) Это, конечно, приводит в тупик - на вышеупомянутом "балканском" фото (как утверждается) запечатлена пара именно sdkfz 251/3/IV
А вот собрать версию 251/3/V вполне можно и без Fug 12.
Вот на этом варианте и остановился. Сейчас разыскиваю машину Sd. Kfz. 251/3/V/ausf.В (с FuG 11) уровня комадира батальона связи до 1942г... Думаю, получится (например, достаточно большое кол-во ханомагов "B" сразу было направлено в 1-ю Pz. Div. и див. Gross-Deutschland именно как радийные машины с различной начинкой/назначением, а уж батальоны связи были практически в каждой дивизии)
Согласен, что машину с Fug 5 + Fug 8 собрать нельзя из-за отсутствия в наборе всего необходимого... Отпадают варианты: 251/3/I, 251/3/IIa, 251/3/IIb
Остается еще ваш вариант - 251/3/III с Fug 7. Но тогда придется убрать и рамку, и мачту... в общем, пропадут характерные черты "Funk"a
Нашел утверждение, что прототип звездовского броневика - sdkfz 251/3 IV из 5-й легкой дивизии (Балканы...) - 77-й танковый батальон связи
5-я танковая дивизия (5.Pz.Div.) была сформирована 24 ноября 1938 г. в Оппельне, вскоре после захвата территории вокруг гор Судет. Она состояла из солдат из того региона и Силезии. В апреле 1941 г. дивизия участвовала в Балканской кампании. После сражений в Болгарии она принимала участие в боевых операциях в Югославии и Греции совместно с XIV моторизованным армейским корпусом (12-й армии), затем совместно с 2-й армией. В Греции она одержала победу под Молосом над 2-й новозеландской дивизией.
Состав дивизии: 5-я мотопехотная бригада: с 1939 - 13-й мотопехотный полк с 1939 - 14-й мотопехотный полк 5-я танковая бригада: 15-й танковый полк 31-й танковый полк 119-й моторизованный артиллерийский полк 53-й полк самоходной артиллерии 89-й инженерно-саперный батальон 8-й моторизованный разведбатальон 77-й танковый батальон связи 85-й интендантский отряд 85-й полевой батальон
Действительно, статья сбивае с толку. И настораживает подозрительно большое число радиомашин с рамкой, хотя начинка у них была явно разной...
Недавно попалась книга "Osprey-Vanguard 32 the Sdkfz 251 yalf-truck" Там говорится, что все sdkfz 251/3 до 1942г. комплктовались рамочной антенной. Вариант с зонтиком появился позже. Мачтовую антенну, кстати, в сложенном состоянии могли использовать как зонтик.
А вот десь - http://ostkrieg.far.ru/frames-r/btr-r.html говорится следующее: FuG 8+рамка+выдвижная антенна стоял на связной машине для связи с самолетом/артилл. бат./штабом дивизии... Это Sd.Kfz. 251 /3 FuG 11+рамка+выдвижная антенна стоял на штабных БТР, уровня дивизии/корпуса/армии... Это Sd.Kfz. 251 /6
Т.е. рамка стояла на машинах с FuG 8 и FuG 11 (а заодно и с FuG 4, т.к. это часть FuG 8)
2. Fu7 два аппарата, приемник и передатчик, на них одна антенна? Да, скорее всего, одна. Для сравнения, для FuG 8 было 2 режима работы: - с использованием только MW.E - штыревая антенна - MW.E + 30 W.S. - рамочная
3. про 45-60 футовый трос... Рамочная, тем более телескопическая 9-метровая демаскировали машину. С полностью выдвинутой Kurbelmast радиомашина утрачивала подвижность (хотя действия связи и увеличивался до 200км). Поэтому было и такое.
4. а у UKW.E. d1 какая антенна? Та же, что и у "танковой" Fu 7
5. К чему же рамочная антенна от списанных броневиков 14? Мне кажется, что автор, немного перепутал:) Похожие антенны стояли на Sdkfz 250/3 (типа, Грифа у Роммеля), но на Sdkfz 251 явно не годились по размеру:) Другое дело, что немецкие самоделы могли и "свинтить" среднюю часть рамки (как на Фуксе Улленшпрегера), придавая антенне похожие очертания... Пример, машины Люфтваффе.
Osprey-Vanguard The Sdkfz 251 Half-track рис. А3 Танк на поле боя стр.17 (Радиомашина Sdkfz 251/3 в Северной Африке) + стр. 72 "Ханомаг" История создания и применения "Восточный фронт", 1996 стр.2
Про декали: уже знаешь, наверное, что первая декаль - с "Фукса" Уленшпрегера. На вторую фото пока не нашел. Предположительно, Африканский корпус, 15-я панцерная дивизия, Ливия, 1942г. И эта машина, действительно существовала (под тем самым номером). В нескольких изданиях имеются ее фото. "Flivo" делали по ее мотивам:
Дым, уважаемый, боюсь это не совсем та модификация...
А поповоду набора: "Звезда" предлагает смесь того и другого, что я привел на фото: рамочная, штыревые, мачтовая антенна на базе Sdkfz 251 ausf. B. Спорный вариант. Не случайно известные фирмы осмотрительно делают наборы: Sd.Kfz.251/3 Ausf.C (AFVclub), Sd.Kfz.251/3 Ausf.D (AFVclub), Sd.Kfz.251/6 Ausf.C (Драгон и др.), т.е. на базе серий, наиболее массово выпускавшихся
Известно, что Sd.Kfz.251 выпускался в 4-х модификациях – Ausf.A, B, С, D и в 23-х специализированных вариантах. Хотя специализированный вариант бронетранспортёра мог принадлежать любой из 4-х модификаций, следует учитывать, что модификация ограничивалась числом выпущенных машин той, или иной серии.
Да, за 1939 - 1945 гг. их было изготовлено не меньше 15 тыс. Но это не значит, что можно взять за основу, например, Sd.Kfz.251 Ausf.D, или Sd.Kfz.251Ausf. B и просто собрать "командирский" броневик…
На базе бронетранспортёра Sd.Kfz.251 Ausf.A чаще всего выпускали следующие варианты: Sd.Kfz.251/1 (БТР пехоты), Sd.Kfz.251/4 (артиллерийский тягач) и Sd.Kfz.251/6 (штабная машина командования). В небольшом кол-ве машины связи Sd.Kfz.251/3 и машины поддержки, вооружённые пушкой калибра 37-мм – Sd.Kfz.251/10 . Кроме того, Sd.Kfz.251 Ausf.A выпускали фирмы Боргвард (Берлин – Борзигвальде) заводские номера 320831 – 322039, Ханомаг (796001 – 796030) и Ганза-Ллойд-Голиаф (по 320285). Значит, нужно внимательно подбирать подходящую декаль, имитирующую номер…
Кстати, Sd.Kfz.251 Ausf. С выпуска 1941 года имели заводские номера 322040 – 322450, а машины, выпущенные в 1942 году – 322451 – 323084.
Итак, что можно сделать на базе Sd.Kfz.251 Ausf.B?
Машину связи Sd.Kfz.251/3 разного назначения (4 – варианта). Внутри может быть "FuG-4", "FuG-5", "FuG-7", "FuG-8", "FuG-11" и "FuG-12 в различных комбинациях. Снаружи - мачтовые, штыревые и рамочные антенны.
Самыми распространёнными вариантами "связников" были: Sd.Kfz.251/3-II – поддерживал связь между танковыми частями (радиостанции FuG-8 и FuG-5), Sd.Kfz.251/3-III – поддерживал связь с авиацией (передатчик FuG-7 с радиусом действия 50 километров и приёмником FuG-1), Sd.Kfz.251/3-IV – машина командования (радиостанции FuG-11 и FuG-12) и Sd.Kfz.251/3-V – машина командования (радиостанция FuG-12). В меньших количествах выпускались БТР оборудованные радиостанциями FuG-8, FuG-5 и FuG-4: эти машины использовали в артиллерийских подразделениях. В единичных случаях на Sd.Kfz.251/3 устанавливали радиостанции дальнего действия мощностью 100 и 80 Ватт. На всех машинах связи применяли прутовую антенну, размещённую на верхней части корпуса БТР. Некоторые радиостанции (как например FuG-11) работали со складной антенной длиной до 8-9 м, устанавливаемой на кормовой броне машины.
Вывод? Из звездного набора без проблем по исторической части получится броневик из радиороты/батальона связи (такие были практически в каждой дивизии), разведроты/разведбатальона, командирский уровня рота/дивизион. Первая сложность: подходящие декали, которых в наборе маловато… Нет правильных значков радиомашины, обозначения "командирской" и т.д. и т.п. Сложность вторая: собрать из звездовского набора что-то целиком, и не допустить ляпов по матчасти – не получится. Есть отдельные передатчики (неплохо сделанные, кстати), но… Мой выбор - Sd.Kfz.251/3-IV – машина командования дивизиона (радиостанции FuG-11 и FuG-12, мощностью 100Вт)
А можно ли замахнуться на Sd.Kfz.251/6? Что это такое, кстати? Это Mittlerer Kommandopanzerwagen – передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанция «FuG-11» и «FuG-Тr» мощностью 100 Вт, с 1943 года начат выпуск Sd.Kfz.251/6 оборудованных «FuG-19» и «FuG-12» (Ausf. C) Начинка радионабора от Звезды подходит, тем более, что и на Sd.Kfz.251/6 применяли рамочные антенны, расположенные над корпусом машины. Но - большая часть Sd.Kfz.251/6 была выпущена на базе модификации Sd.Kfz.251 Ausf.A., а с 1944г. их вообще не производили. Кроме того, в броневике была шифровально-дешифровальная машинка "Энигма". И как быть с тем, что машина должна быть Ausf. A, или Ausf. C? И еще – главная сложность – машины эти были, что называется, именными, штучный товар. Не в каждой дивизии/корпусе они были, не так уж много имеется фото прототипов… Поэтому, взять звездовский набор и гордо сделать из него командирскую машину, скажем, командующего 12-й танковая дивизии СС "Гитлерюгенд» можно, если доподлинно известно, что он-таки на нем ездил.
У "Звезды" относительнонедавно появился новый набор: «Sd.Kfz.251/10» - Mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7-см Pak – машина командиров взводов в мотопехотных частях, гренадёрских батальонах и полках. Вот этот командирский броневик "эконом класса" можно делать на базе Sd.Kfz.251/3 Ausf.B. вообще без проблем. Имеется подходящая серия, нет заморочек с радионабором. Хотя и здесь надо быть осторожным - в 1944 г. машины Sd.Kfz.251/10 были выведены из состава линейных частей…
В общем, не могу однозначно посоветовать: "Круто!!! Бери Sd.Kfz.251/3 Ausf. В от Звезды!!! Не пожалееешь!!!". Уж больно много вопросов к радионабору, и к ходовой части, и к размерам самого броневика (интересно, что "экипаж бронемашины" от той же Звезды в саму бронемашину не влезает, разве только по частям…) По деталировке – явно лучше броневик от Драгона. По достоверности – от AFVclub. Превратить их в Ausf. B можно достаточно легко, имеется масса конверсионных наборов для этого (например, травленка от Эдуарда). Еще может попасться относительно недорогой набор "Flivo" от Ревелла (это – та же Звезда, можно сравнить). Вот глядя на Фливу, можно понять, где был прототип - в Африканском корпусе! Роммель чихать хотел на уставы/инструкции и его умельцы делали танки из вчерашних америкосовских грузовиков, превращали броневики в неуставные радиомашины… Так что могу предположить, что реально машины такого типа и не было, были неуставные переделки:)
PS немцы относительно быстро заметили, что машина с характерной рамкой и 9-метровой мачтой у противника вызывает ассоциации со штабом и фельдмаршаллами и вызывает желание провести легкий артналет из всех имеющихся средств... Поэтому классическая радио/штабная машина вермахта выглядела, как на фото№ 2...
Да не за что:) Ту тему я и открыл... Спасибо ТНБ, подкинул инфу по этому броневику, но остальным - как-то не особо:( Решил туда по ходу добавлять фотки по немецким связникам, так что заглядывай иногда!
Отличия между связными броневиками не только в радионачинке. В зависимости от серии броневика изменялся и характерный внешний вид "Funk"а. Например, вот фото Sdkfz 251/6 ausf. A (ранняя серия) и Sdkfz 251/3 ausf. В (поздний вариант):
Как видно из фото, если времени нету, можно сделать эконом-версию без выхлопых трубок и некоторого кол-ва колес Если серьезно, предлагаю сделать из стержня, а вот изогнутую часть - из более пластичного кусочка провода...
Ну вот:) Там и говорится, что номера, которые с 0 начианлись, относились не только к учебным, но и к экспериментальным машинам, и были красного цвета (буквы/цифры) Вероятно, этот Мерседес - секретное оружиепанцерваффе... или самодеяельность одной из частей вермахта (на неучтенную технику налепили произвольный номер)