Здравствуйте друзья и коллеги по увлечению.
Хочу поделиться своими усовершенствованиями аэрографов JAS. Определил их в раздел «Действующая модель» галереи, но админы меня оттуда "изгнали". Тема полагаю всё же интересная...
Правда история модернизации началась ещё 30 лет назад, с аэрографа завода ЭТОН Белоруссия (да простят меня братья славяне, но республика тогда называлась так). Приобретен он был в славном городе Киев.
Поскольку опытно-конструкторские работы по созданию комнатного компрессора затянулись на 20 лет, он использовался от случая к случаю. Активно работать стал после «царского» подарка – компрессора, на 50-и летие. Для тех кто не знаком с конструкцией оригинального изделия, поясню:
Ёмкости под краску были из жесткого полиэтилена. С трудом входили в посадочное место и при этом не всегда обеспечивали герметичность соединения… короче, отломал я посадочное место. Попытка припаять его привела к тому, что отпал и штуцер подачи воздуха. Всё «алес капут» аэрографу!
(Лирическое отступление)
Жена у меня работала медсестрой, и одноразовых шприцов дома был «пруд пруди». Интересный факт, не смотря на большую номенклатуру емкостей шприцов и число производителей, любой шприц герметично садиться на любую иглу.
Второй факт, в страну «проник» Эпоксилин.
Это и стало ключом к дальнейшей жизни того аэрографа.
Лайфхак №1.
Воздушный штуцер был надёжно припаян, а вот штуцер для краски модернизирован. За основу была взята игла шприца. Собственно игла была обрезана.
Аэрограф был разобран. Подобраны 3-и трубочки по диаметрам:
1. отверстия под сопло краски;
2. отверстие под уплотнение иглы аэрографа;
3. отверстие в корпусе иглы шприца.
Трубочки 1 и 2 были одеты одна в другую и помещены в корпус аэра – имитация канала подачи краски.
Оставшееся свободное пространство заполнялось эпоксилином.
Торец трубочки 3 проточен надфилем так, чтобы плотно охватить диаметр трубки 1, после чего вдавливался в эпоксилин, а по ней уже вдавливался корпус иглы. Для усиления, вокруг корпуса иглы формировался валик. После частичного схватывания состава все трубочки удалялись. После полного схватывания, удалены остатки эпоксилина из корпуса иглы. Аэр получил право на дальнейшую жизнь.
При этом получил ряд преимуществ от оригинала:
- герметичность соединения емкостей для краски;
- широкий спектр используемых емкостей. Хоть шприц 1 куб, хоть 20 кубов;
- простота промывки, как аэра и емкости для краски. Достаточно, не снимая использованного шприца, обдать его растворителем и краска стекает вниз, после чего выдувается в штатном режиме. Последующее заполнение чистым растворителем и промываем все начисто. Осталось только ватной палочкой промокнуть внутренние стенки корпуса иглы…
Со временем меня уже не удовлетворяло качество, и ширина факела краски аэра… выбор пал на дешёвый JAS 1123.
Особенностью этого аэрографа, помимо сопла 0,2 мм, является отсутствие внешней ёмкости для краски… в корпусе «выдолблена» ванночка на 0,5 куб краски, а это очень неудобно:
- краска постоянно «пытается» выплеснуться из этого корытца;
- скованность действий в процессе окраски;
- длительная и не удобная промывка при смене цвета или окончании работы.
Был применён предыдущий лайфхак.
Плюс - один (неисчерпаемый) сортамент емкостей краски для обоих аэров.
И всё же, белорус был выведен из эксплуатации практически окончательно. На смену ему пришёл JAS 1112, сопло 0,3 мм.
Позарился я на нижний подвод краски… это ж так удобно, стоит открыть клапан подачи краски без подачи воздуха и она сама стечет в емкость! Ага!.. а про капиллярный эффект слышали, а он есть! При попытке отсоединить емкость, и носик ёмкости и место присоединения зело запачкиваются. Выяснился и ещё один нюанс. Трубочка подачи краски в баночке не достает до дна и в ней всегда остаётся изрядная порция краски. Лечение заменой, к положительным результатам не привело. Очень трудно сделать так, чтобы трубочка находилась при работе в самой нижней точке баночки. Но самое противное, когда баночка с грохотом отстыковывается при работе, скачет по всему рабочему месту и разбрызгивает по нему краску. А остатки краски в аэрографе растекаются по модели и рукам… и был применён уже известный лайфхак!
Правда пришлось просверлить в корпусе аэра отверстие в верхней его части. И вот уже все три аэра работают с одной номенклатурой емкостей под краску…
Но несчастье подкралось не заметно… перестала нормально возвращаться игла в 1123. Аэр был разобран для генеральной чистки… дёрнул же меня нечистый воспользоваться составом «Painta clean», а может причина и не в нём. После сборки выяснилось, что воздух по каким-то неведомым путям начал поступать в канал подачи краски. Замена всех резинок результата не принесла, аэр завис над мусорным ведром… ему на смену заказан и уже получен JAS 1140.
Но пристрелить «старого верного друга» рука не поднялась! Единственное слабое место, которое осталось в аэре: сопряжение гильзы сопла с корпусом…
Лайфхак №2.
Герой – обычный двухкомпонентный, эпоксидный клей. Сложность в нанесении его по периметру сопряжения, при этом не «забить» канал подачи воздуха. Выручил кусочек сталистой проволоки 0,5 мм с обмоткой тонким слоем ваты. Таким образом, удалось доставить достаточное количество клея и при этом не залить канал. Для улучшения процесса проникновения клея в неплотности, аэрограф был сразу же собран и продут в штатном режиме…
…а что же уготовлено JAS 1140?
В комплекте две ёмкости под краску: 20 и 40 мл с резьбовым соединением. Мне такие огромные не требуются. Плюс унификация под уже привычные шприцы…
Лайфхак №3.
Сейчас сделаю силиконовый слепок резьбового наконечника и основания ёмкости. А заливкой эпоксидки в формочку адаптирую к нему привычный наконечник иглы шприца.