Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую!
Строительство модели заняло два месяца. Корпус изготавливался из достаточно схематичной 3-Д фигуры внешне напоминающий обводы крейсера. Но наличие и такого скелета было большим подспорьем. Выстругивать корпус из липы не хотелось. Надстройка так же выращена на принтере, но с большими переделками. Нижний ее ярус был выполнен из оргстекла и латуни. Получился некий гибрид самодела с 3-Д технологиями. В целом , можно констатировать, что это была одна из первых моделей где из-за погони за временем был выбран вариант трехмерной печати, но итог из всего этого пока неоднозначен: ручного труда потраченного на «допил» очень много и изготовить надстройки из латуни, думаю, было бы проще, чем пришлось доводить их до ума. С одной стороны понимаешь, что за 3-Д печатью будущее (оно уже наступило), но оно же немного и пугает от того, что классический моделизм отходит.
P.S.
Немного о своих воспоминаниях о прототипе. ПКР «Москва» был визитной карточкой Севастополя. Обыденность его силуэта приучила горожан привыкнуть к его постоянному присутствию на рейде парадов, у стенки или на внешнем рейде. Казалось это было и будет всегда, но вот уже 30 лет как «Москва», а еще ранее и «Ленинград» ушли в Вальхаллу.
А теперь немного истории.
Противолодочный крейсер «Ленинград» был вторым кораблём-вертолетоносцем проекта 1123.
В ВМФ СССР эти корабли стали первыми авианесущими кораблями с групповым базированием противолодочных вертолетов. Многие технические и организационные решения, впервые отработанные на этих крейсерах, в дальнейшем помогли становлению советской палубной авиации на ТАКР проекта 1143, где вертолёты в авиагруппе уже были дополнены самолётами вертикального взлёта Як-38. Сами по себе вертолётоносцы тоже доказали свою полезность во время боевых служб в Средиземном море, выполняя роль флагманов оперативных эскадр, а также осуществляя поиск и слежение за подводными лодками противника.
Постройка и испытания
Противолодочный крейсер «Ленинград»[2] заложили на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве 15 января 1965 года.
31 июля 1966 года корпус был спущен на воду для достройки на плаву.
15 декабря 1968 года на достроенном корабле был поднят Военно-Морской флаг СССР, а 27 декабря крейсер вышел на ходовые испытания.
22 апреля 1969 года был подписан приёмный акт, согласно которому корабль передавался от промышленности ВМФ СССР и вступал в строй.
История службы
Уже на следующий год после вступления в строй - 20 марта 1970 года - крейсер ушел на боевую службу на Средиземное море, где вместе с однотипной «Москвой» участвовал в крупномасштабных маневрах «Океан».
В 1971 и 1972 годах «Ленинград» снова выходил на боевые службы в Средиземное море, где принимал участие в учениях «Юг-71» и «Вымпел». В январе 1972 года крейсер нанёс деловой визит в порт Александрия (Египет).
24 февраля 1972 года в Северной Атлантике произошла серьёзная авария на атомной подводной лодке К-19. На помощь, в числе других кораблей, был отправлен «Ленинград», находившийся тогда на боевой службе в Средиземном море. 10 марта 1972 года крейсер прибыл к маршруту буксировки аварийной подлодки, включившись в спасательную операцию. Сильный шторм не позволял пришвартоваться к аварийной субмарине, и все спасательные работы в сложнейших погодных условиях выполнялись вертолётами на режиме висения. В частности, им удалось эвакуировать 12 подводников, доставить аварийные партии, подать шланги со сжатым воздухом. Всего за время проведения спасательных работ вертолёты крейсера совершили 100 полетов, проведя в воздухе 87 часов 29 минут. Они перевезли 44,2 т различных грузов, а также 47 человек с корабля на корабль, 49 человек с подводной лодки на корабли и 28 человек из аварийных партий - на подводную лодку. Вертолётчикам приходилось работать в тяжелейших условиях: из-за шторма воздушный поток над полётной палубой «Ленинграда» был настолько силён, что крейсер для облегчения взлёта шёл по ветру - соответственно, на взлёте его вертолёты в тех условиях шли в сторону кормы, а на посадку заходили со стороны носа[3]. Наиболее отличившиеся лётчики вертолётной эскадрильи - подполковники Е. А. Галанин, В. В. Савчук и майор В. Н. Соловьев - были впоследствии награждены орденами Красной Звезды. Операция завершилась успешно, К-19 была спасена и 31 марта 1972 года на буксире приведена в Кольский залив. В числе сопровождавших её кораблей на Северный флот прибыл и «Ленинград».
Обратный переход крейсера с Севера в Севастополь продолжался с 20 апреля по 26 мая 1972 года.
Один из наиболее ярких эпизодов службы ПКР «Ленинград» - боевая операция по разминированию Суэцкого залива, выполненная в 1974 году. Судоходство здесь прекратилось после того, как Израиль захватил Синайский полуостров в ходе шестидневной войны 1967 года. Египтяне выставили в Красном море и Суэцком заливе большое количество мин (в основном - советских, типа АМД и «Краб»). Минные заграждения выставлялись без единого плана и точного определения места, преимущественно в тёмное время суток. В результате точных данных ни о количестве мин, ни о координатах заграждений, ни о кратности и срочности взрывателей не было. Египетские ВМС попытались очистить Суэцкий залив от мин самостоятельно, но после гибели одного тральщика и подрыва второго они от этой затеи отказались. В результате президент Египта Анвар Садат обратился за помощью к Советскому Союзу, и руководство СССР откликнулось на его просьбу.
Для выполнения задачи командование ВМФ решило направить в Красное море отряд тральщиков Тихоокеанского флота и ПКР «Ленинград», которому предстояло отработать принципиально новую схему противоминной борьбы. Основная надежда возлагалась на шнуровые заряды, укладываемые вертолётами Ка-25 и после подрыва вызывающие детонацию донных мин. Для буксировки комбинированного трала на подводных крыльях ВНТ-1 решили использовать пару более тяжёлых и мощных вертолётов Ми-8БТ, включённых в состав авиагруппы крейсера наряду с Ка-25.
В июле 1974 года «Ленинград» под командованием капитана 1 ранга Ю. А. Гарамова вместе с БПК «Скорый» и танкером «Борис Чиликин» вышел из Севастополя и, обойдя вокруг Африки, прибыл в египетский порт Хургада. Операция по разминированию продолжалась с 4 августа по 14 октября 1974 года; общее руководство осуществлял командир тральных сил Тихоокеанского флота капитан 1 ранга А. Н. Аполлонов. Вертолётная эскадрилья «Ленинграда», которой командовал подполковник Л. П. Беляев, за это время совершила 188 боевых вылетов на траление мин, проведя в воздухе 339 часов. Вертолеты уложили 10 шнуровых зарядов, провели одно траление контактным тралом, подорвали одну мину самостоятельно и четыре - вместе с тральщиками. Всего советские моряки очистили от мин акваторию площадью 1250 кв. миль.
Выполнив поставленную задачу, «Ленинград» отправился обратно в базу тем же путём - вокруг Африканского континента. С 19 по 23 ноября 1974 года крейсер совершил дружественный визит в порт Дакар (Сенегал).
6 декабря 1974 года «Ленинград» вернулся в Севастополь. Помимо Дакара и Хургады, в этом походе крейсер совершал заходы в порты Бербера (Сомали), Порт-Луи (Маврикий) и Малабо (Экваториальная Гвинея).
В 1975 году крейсер выходил на очередную боевую службу в Средиземное море. В ходе службы, с 4 по 7 августа 1975 года, «Ленинград» совершил деловой визит в порт Александрия (Арабская Республика Египет). С 30 октября по 5 ноября 1975 года крейсер посетил с дружественным визитом порт Дубровник (Югославия).
В 1976 году состоялась ещё одна продолжительная (шесть месяцев) боевая служба на Средиземном море. Во время похода - с 14 по 19 октября 1976 года - «Ленинград» нанёс визит в порт Сплит (Югославия).
С 10 апреля 1977 по 18 сентября 1978 года крейсер прошёл ремонт и модернизацию на ЧСЗ в Николаеве.
Первая после модернизации боевая служба для ПКР «Ленинград» была сравнительно короткой - около двух месяцев (с 1 июля по 31 августа 1979 года) и проходила, как и ранее, на Средиземном море.
28 февраля 1980 года крейсер вышел из Севастополя для новой боевой службы, совмещённой с переходом вокруг Европы на Балтику.
В июне 1980 года крейсер «Ленинград» прибыл в Ленинградский порт и стал на бочку на Неве[4].
26 августа 1980 года «Ленинград» вернулся обратно в Севастополь.
1 августа 1981 года «Ленинград» вновь ушёл из Севастополя в Балтийское море, где принял участие в манёврах «Запад-81» (с 15 августа по 16 сентября 1981 года).
В продолжение боевой службы крейсер осуществлял слежение за иностранными подлодками на Средиземном море. С 27 сентября по 1 октября «Ленинград» вместе со сторожевым кораблем «Безукоризненный» нанёс визит в порт Алжир (Алжирская Народно-Демократическая Республика).
В главную базу КЧФ крейсер вернулся 5 марта 1982 года.
Следующая, четырнадцатая, боевая служба «Ленинграда» проходила преимущественно в Атлантике. Крейсер вышел из Севастополя 22 февраля 1984 года. С 26 по 30 марта 1984 года во главе отряда боевых кораблей в составе североморского БПК «Удалой» и танкера «Золотой Рог» крейсер нанёс дружественный визит в порт Гавана (Куба). Далее советская эскадра приняла участие в совместных советско-кубинских маневрах в Мексиканском заливе и учениях «Заслон-84» по поиску атомных подводных лодок в открытом океане.
16 июня 1984 года «Ленинград» вернулся в Севастополь.
Следующий поход крейсера начался всего два месяца спустя - 18 августа 1984 года, готовиться к выходу в море пришлось экстренно. «Ленинград» совместно с БПК «Красный Крым» и судами обеспечения должен был выполнить правительственное задание по разминированию акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии. Траление осуществлялось вертолётами Ми-14 и Ка-25 во взаимодействии с тральщиками КЧФ и КТОФ, и завершилось в середине сентября. С 8 по 28 сентября 1984 года крейсер совершил деловой заход в порт Аден (Народно-Демократическая Республика Йемен), в том числе обезопасив от взрывных устройств прилегающую к порту акваторию. По завершении операции на борт «Ленинграда» поднялись официальные лица НДРЙ, в том числе министр обороны страны бригадный генерал Касем. Министр поблагодарил советских моряков и вертолётчиков за отличную работу.
6 ноября 1984 года крейсер «Ленинград» вернулся на базу в Севастополь.
Для продолжения службы крейсеру был проведён текущий ремонт: сначала на «Севморзаводе» в Севастополе (с 5 августа по 9 сентября 1985 года), а затем - на ЧСЗ в Николаеве (с 25 декабря 1985 года по 25 августа 1987 года).
С 26 ноября 1988 по 15 июня 1989 года состоялась очередная боевая служба крейсера «Ленинград» на Средиземном море, где он сменил в качестве флагмана 5-й оперативной эскадры новейший авианосный крейсер «Баку».
Последняя боевая служба «Ленинграда» - с 15 марта по 22 июня 1990 года - также проходила на Средиземном море.
Для продолжения службы крейсеру планировалось провести капитальный ремонт, но к тому времени уже сказалось сокращение оборонных расходов - кроме прочего, финансирование флота резко сократилось, и средств перестало хватать на содержание даже более новых кораблей. 24 июня 1991 года «Ленинград» исключили из боевого состава флота, а в канун нового 1992 года расформировали экипаж. Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали в глубь Северной бухты - к причалам Троицкой балки. Там «Ленинград» простоял ещё несколько лет, пока в ночь на 24 августа 1995 года его не увели на буксире в Индию. Там - на корабельном кладбище в Аланге - бывший противолодочный крейсер был разделан на металл.
Всего за время нахождения в составе ВМФ крейсер прошёл 279 035 миль.
Очень мощно! Впечатляет!
Всё таки 70- 80 тые годы это красота и мощь нашего советского флота. И корабли все красивые. Лучший флот! Мы все прос..ли
Как это все грустно....
Описательная часть хорошо скопирована из Вики.... но своими словами и без скопированных ссылок внутри текста была бы намного интереснее.
И не нашёл ни одного слова про саму МОДЕЛЬ!
Фотосессия..... нет, к ней нет замечаний, вот только она сделана "на коленке"......
Не сочтите за хвастовство, но лично у меня создание фотосессии занимает около недели. Ведь если обыграть модель игрой светотени, то она бы и заиграла совершенно по другому.
Отличная по качеству резкости фотосессия, но уж больно "плоская" и мрачноватая.
Алексей, приветствую! Описательная часть создания модели еще впереди. Планирую этим вечером предоставить. На счет фотосессии, вот тут вопрос вопросов. В последнее время сплю по 4 часа в сутки. К сожелению уделить внимание таковой, до обидного, не хватает времени. Прошу простить.
Цитата: Великолепное исполнение! У меня тоже руки на "Ленинград" чешутся)
Юрий, выражаю Вам благодарность за подсказки в ходе строительства ПКР"Ленинград". Со световым оборудованием разобрался только с Вашей подачи.
Комментарии
На сайте с 22.02.2023
На сайте с 20.10.2019
Всё таки 70- 80 тые годы это красота и мощь нашего советского флота. И корабли все красивые. Лучший флот! Мы все прос..ли
Как это все грустно....
40 лет
На сайте с 13.02.2021
71 год
На сайте с 26.10.2009
Описательная часть хорошо скопирована из Вики.... но своими словами и без скопированных ссылок внутри текста была бы намного интереснее.
И не нашёл ни одного слова про саму МОДЕЛЬ!
Фотосессия..... нет, к ней нет замечаний, вот только она сделана "на коленке"......
Не сочтите за хвастовство, но лично у меня создание фотосессии занимает около недели. Ведь если обыграть модель игрой светотени, то она бы и заиграла совершенно по другому.
Отличная по качеству резкости фотосессия, но уж больно "плоская" и мрачноватая.
А сама модель - ПРЕКРАСНА!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 20.04.2019
На сайте с 20.04.2019
На сайте с 20.04.2019
46 лет
На сайте с 31.12.2011
65 лет
На сайте с 19.10.2010
На сайте с 20.04.2019
Великолепное исполнение! У меня тоже руки на "Ленинград" чешутся)
Юрий, выражаю Вам благодарность за подсказки в ходе строительства ПКР"Ленинград". Со световым оборудованием разобрался только с Вашей подачи.
На сайте с 09.02.2012
На сайте с 20.04.2019
Очень здорово получился! Отличная работа!
Спасибо за отзыв!
Добавил фото начальной стадии постройки модели.
56 лет
На сайте с 29.07.2010
На сайте с 14.03.2024
С уважением.
58 лет
На сайте с 28.10.2011
Высший класс!!!
54 года
На сайте с 20.03.2011
Мои поздравления.
Про "Москву"- да помню- стояла в бухте...
На сайте с 30.12.2013
71 год
На сайте с 26.10.2009
Курс - Галерея.
С Уважением, Алексей.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий