Вот, наконец, начал работу по этому, давно запланированному (желание отдохнуть от самоделок, все таки взяло верх...).
Сам по себе ИС-2 является довольно эпохальной машиной и обойти его в линейке советских тяжелых танков никак нельзя.
ИС-2 прослужили в армии, наверное, дольше всех - официальный приказ о снятии ИС-2М с вооружения уже Российской армии вышел лишь в 1995 году, то есть срок службы - более 50 лет... Планировавшийся ему на смену ИС-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина.
Может быть, поэтому мне хотелось собрать не стандартную версию танка времен второй мировой войны, а внешне более интересную модернизированную машину 60-х годов.
В 1957 году советские ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью подтягивания их эксплуатационных характеристик до уровня, соответствующего службе в условиях мирного времени. Работы по модернизации заключались в следующем: - двигатель В-2-ИС был заменён на В-54К-ИС; - установлена новая трансмиссия; - стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом; - усилены опорные катки и направляющие колеса; - введён дополнительный топливный бак; - боекомплект увеличен до 35 снарядов; - заменён подъёмный механизм орудия; - установлена новая радиостанция; - установлено новое противопожарное оборудование, крылья другой формы, произведён ряд других мелких изменений.
Внешне изменения выразились в следующем: - Подбашенная коробка была расширена с помощью дополнительных листов, которые играли роль дополнительных экранов, и одновременно, образовавшиеся ниши использовались в качестве внутренних ящиков ЗИП; - Кормовой башенный пулемет убрали, а вместо него в прилив башни либо устанавливали дополнительный вентилятор, либо просто заваривали яблоко заглушкой; - На корме танка устанавливали кронштейны для крепления двух 200-литровых бочек для запасного топлива; - Над бронировкой механика-водителя появилось место для установки перископа, закрываемое крышкой; - В связи с усилением подшипниковых узлов опорных катков и направляющих колес и изменением сальниковых уплотнений на ИС-2М стоят крышки ступиц более позднего вида - на 10-ти болтах; - Заменены фары; - На танк устанавливали более поздние гусеницы - аналогичные ИС-3М; - Установлены новые крылья-полки и элементы их крепления.
Может быть, еще чего-то забыл...
Судя по всему, модернизации подвергались все машины, какие были в наличии - в Кубинке есть два таких танка 1. Стоит на улице возле входа в ряду разнокалиберных машин - со спрямленной составной лобовой частью:
2. Находится в павильоне тяжелых советских танков - эта машина ранней версии со ступенчатой цельнолитой лобовой деталью:
Я долго искал в интернете машину, на которой были бы видны все отличия модернизированной машины. Вот, нашел:
Теперь - что имеем у себя: Обзор тамиевской модели я ранее уже делал: http://panzer35.ru/forum/61-10523-1 В коробке - версия машины со спрямленной цельнолитой лобовой частью.
Теперь вопрос: Выбранная мной машина своей лобовой частью соответствует тому, что лежит в коробке?
Вот лобовая часть прототипа:
Мне кажется, что на фото именно то - что нужно. Нет четкой грани составного носа, как на кубинской машине:
На стыке - по-моему, следы газового среза приливов.
Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. И еще один вопрос: В наличии много чертежей ИС-2 и не очень много детальных фото реального танка, а вот с ИС-2М в точности до наоборот - очень много детальных фото музейных машин, а вот чертежей модернизированной машины нет совсем.... Во всяком случае, я ничего кроме куцого боковичка не нашел...
Ну а пока, начал восстанавливать отсутствующие сварные швы и болты крепления на ходовой части. У Тамии там - все идеально гладко....
Вот, что у меня пока получается:
Планирую еще срезать элементы натяжения гусениц, придать им нужный вид и установить на место.
- Переделал элементы натяжителей гусениц - Сделал вставки в пустоты крыльев - Кое-где симитировал на торцах бронеплит следы газовой резки (хотя, не уверен, что это было так уж необходимо) - Начал делать сварные швы на петлях - пока сделал только на основных петлях комовой плиты - Собрал половинки в единое целое - Вырезал и облагородил ниши воздухопритоков - Уменьшил в размерах и "приварил" бронировку выхлопной системы - Зашпаклевал все ненужные отверстия в корпусе - Удалил с кормового и надмоторного листов все болты и имитации рымов, которые достаточно условны - Полностью очитстил крылья-полки от всех выступающих деталей
Доброго дня. Улучил немного времени для продолжения работы по этому танку.
Продолжаю потихоньку сварочные работы. Собрал расширение подбашенной коробки, "проварил" стыки дополнительных листов между собой и с корпусом танка. Разместил крышки ящиков ЗИП.
Потихоньку продолжаю работу. В связи с полным отсутствием чертежей ИС-2М, крылья придется делать, ориентируясь на фотографии. Прежде чем взяться за крылья-полки нужно установить ходовую часть. И вот тут я вплотную столкнулся с проблемой гусеницы. На модели стоят облегченные "челябинские" гусеницы. На ИС-2М, как правило, ставились иные гусеницы: - поздние гусеницы от ИС-3 (ИС-3М), 50-х годов, шириной 650 мм - гусеницы от ИС-4 (Т-10) шириной 720 мм
Хотелось бы изобразить именно первый вариант траков. Связываться с литьем не хотелось - дело может затянуться на песяцы... Поэтому решил попробовать сконверсировать имеющиеся траки - благо ширина у них подходящая.
Основные отличия - выштамповка на лопатках поздних траков обращена внутрь, а не наружу, как у ранних. Рисунок "протектора" немного другой. Просчитав возможности и объем работы, я сделал для себя решил, что не буду полностью переделыватьвсе траки, а сделаю только там, где их видно из-под крыльев.
Вот такие доработки траков: я срезал лопатки, и поменял их местами, развернув внутрь выштамповки, и как мог, переделал "протектор"
Не судите строго - это все-таки 48-масштаб... Если бы мне неделю назад сказали, что я буду этим заниматься, я бы посмеялся.. А еще я понял, что лучше всего к слову "моделизм" рифмуется слово "мазохизм"....
Ну и немног продолжил работы по корпусу - установил хаулеровские сетки, на надиоторной и кормовой плитах поставил на места болты крепления. Потихоньку делаю сварные швы..
Флойд, этот рисунок изначально рассматривался как возможный чертеж, но... очень много неточностей, искажений... рисунок и есть рисунок... В любом случае, спасибо за проявленный интерес.
Дмитрий Шаврин, Не могли бы прояснить один момент по башне. Встречаются два типа литься (включая фото в начале темы) а) где шов между верхней и нижней частью приходит к маске орудия снизу, б) где шов приходится почти на середину. Когда это изменили и какой вариант башни будете делать вы?
Я показывал фото машины, которую собираюсь делать:
Тамиевская башня приятно удивила - очень похожа. Мелкие доработки не портят общего впечатления. Подробнее покажу, когда возьмусь за нее. Если честно, к своему стыду, даже не знаю, на каком заводе этот танк делали. УЗТМ и завод N 200, вроде, собирали танки со сварной лобовой частью корпуса. Скоре всего, это танк производства ЧКЗ.
Нашлось намного времени - собрал дополнительные топливные баки с кронштейнами. Мелко все, однако.... Пока набил руку, помянул всю нечисть, которая только есть, присовокупил к ней фирму Hauler, которая выпускает травление... Лучше бы взялся все делать сам... Но, в итоге, вроде получилось нормально. Так что, зря костерил чехов (или поляков)...
Теперь надо устанавливать все это на танк и воспроизвести топливопроводы и воздуховоды.
Еще одно отличие ИС-2М от ИС-2 - внешние топливные баки были включены в топливную систему танка. Появились толивопроводы и воздушные (атмосферные) трубки.
Отлично получается! Только мне всё же кажется что прототип со спрямленным сварным носом производства УЗТМ. Может стоит на модели сделать нос немного острее,а то больше похож на на литой.
Спасибо. Ден, судя по башне, прототип действительно УЗТМ, но именно с литой носовой частью. Там видны следы среза приливов. Вот ИС-2 УЗТМ с литой лобовой частью:
Башня Тамии соответствует заводу Сим.
Тут , кстати, именно сварная лобовая часть - разница на лицо...
Иван, где можно, я тоже использую тянутый литник, но в связи с мелкими размерами, приходится использовать тамиевскую шпаклевку.
Интересная стройка, кстати я формирую шев переточенной иглой от шприца, на немцев швы выходят хорошие, но у нас же не такие вроде аккуратные были. Вообщем слежу за Вашей стройкой.