Приступил к очередной реактивной пусковой установке, на этот раз немного экзотики - малосерийная установка для запуска реактивных снарядов М-28 - аналогов немецких турбореактивных снарядов 28 см Wk.Spreng. Установка ЛАП-7 была разработана в блокадном Ленинграде в 1942 году. Поставлено в войска не более 12 единиц. Идя по пути наименьшего сопротивления была взята модель MiniArt 35277. И все бы вроде неплохо - отличный газончик, неплохо сделанные укупорки (немецкого образца) и М-28 (можно и 320мм снаряды собрать) но... Этих "но" несколько - по базе-носителю
Отличная полуторка, куча мелких деталей, проработанные детали, однако по непонятной причине забытые тяги передних тормозов. Инструкция предлагает ставить на передние колеса тормозные барабаны, но тяг к ним нет. Тут или ставить ступицы вместо барабанов или делать тяги.
Понятно, что детализация достигается современными технологиями литья и высокотехнологичными пресс-формами, но вырезать тонкие и мелкие детальки из огромного количества толстых питателей задачка не для слабонервных. Про модельный нож надо забыть и вооружится лезвием, иначе сломать при отделении от литника или последующей зачистки можно запросто.
В наборе базовый грузовик довоенного выпуска, в кузов которого предлагается поставить 2 деревянные балки для крепления рам пусковых установок. Логично, но не совсем верно, об этом далее...
- по установке Тут все намного интереснее. Существует только одна фотография установки, сделана она похоже зимой (лед под колесами и "ватник" на капоте). Остальные изображения это производные с этого фото. Конструктивных особенностей на фото не сильно то разглядишь, особенно это касается механизмов горизонтальной и вертикальной наводки. И в принципе модель от Миниарта этому изображению соответствует (включая деколи с номерами), однако если попытаться углубится в тему то получается достаточно много непонятных моментов. Углубится можно только читая описание конструкции. Наиболее подробно его дает А.В. Карпенко в журнале Бастион. Статья основана на архивных материалах ВИМАИВиВС. описание звучит так
Цитата
...Переделанный в установку ЛАП-7 автомобиль ГАЗ-АА был оборудован следующим образом: над задней осью в шасси был заделан шкворневой брус и на дне кузова была укреплена пово-ротная платформа артиллерийской части боевой машины. На поворотной платформе установки было размещено три деревянные рамы МТВ-2Д, на каждой из которых укладывалось для ведения огня по два ящика с минами ГМ-280. Горизонтальное и вертикальное наведение рам было раздельным. Каждой раме независимо можно было придавать отличные углы возвышения от 10 до 45 градусов. Пуск реактивных мин производился электрозапалом от подрывной машинки ПМ-2. Грубая наводка установки на цель производилась маневрированием машины, точная прицелом....
... На установке ЛАП-7 для повышения эффективности стрельбы было размещено прицельное приспособление от 50-мм ротного миномета...
...С целью защиты заднего стекла кабины был поднят передний борт кузова на 400 мм и поставлено визирное устройство для трубки наводки машиной по заданному направлению...
...27 сентября 1942 года с завода №371 на «Ржевский полигон» был доставлен второй опытный образец установки ЛАП-7, который отличался поворотным механизмом - был поставлен винт вместо рычажного привода...
...По результатам всех испытаний установки ЛАП-7 были сделаны следующие выводы: прочность установки удовлетворительная; поворотные механизмы испытания выдержали; подъемный механизм следует доработать; боковые борта удлинить; кабину покрыть стальными листами; пуск мин не отработан - изменить электросеть; для работы с прицелом установить фонарь...
На предлагаемой производителем модели мы видим следующее:
рама установки не поворачивается по горизонту, шкворневой брус отсутствует, оси на которой по идее должна крепится поворотная рама тоже нет
то что сделал производитель механизмом вертикальной наводки скорее всего является механизмом горизонтальной наводки
вертикальное наведение рам под укупорки не разделено (все 3 рамы поднять или опустить можно только вместе), как выглядели механизмы вертикальной наводки можно только догадываться
высота переднего борта стандартная для полуторки, не увеличенная (на фото можно разглядеть увеличенный в ширину кабины борт)
визирного устройства в кабине нет и не понятно как оно вообще должно выглядеть (можно предположить что это скорее всего что-то похожее на буссоль) .
Нет прицела, по идее он должен стоять на первой раме от заднего борта, но тогда не совсем понятно как с ним можно было работать... для наводчика на грузовой платформе просто нет места. Возможно борт должен иметь упоры (как на машинах с зенитной установкой М4)
крыша кабины без защиты. Стекла предлагается закрасить оставив щели, с большой долей вероятности они тоже были зашиты железом.
не понятно по электросети. Испытаниями установлено, что использование ПМ-2 ненадежно, что придумали взамен вопрос. По аналогии с другими установками должен по хорошему появится дополнительный аккумулятор, пуск скорее всего так и осуществлялся с выносного пульта.
Собрать "изкаропки" не очень интересной, поэтому попробую привести модель к описанию. Пока непонятно как устроены некоторые элементы конструкции (будем фантазировать) и что из замечаний приемочной комиссии было учтено на последующих машинах, а что нет))))
Начал с простого и понятного. - Собрана рама с обвесом. От себя добавил только тяги переднего тормоза. Капот открывать не планирую, поэтому детализировать двигатель не буду (проводка и прочее). Немного удивил висящий в воздухе генератор, вроде в инструкции ничего не пропустил... Надо бы сделать к нему кронштейн крепления. Если в будущем буду собирать еще миниартовские газоны, то все тормозные тяги поменяю на проволоку. Для меня это проще, чем вырезать имеющиеся из литников и зачищать))) В целом очень неплохо - высокая детализация (разве что десяток болтиков добавить), четкая стыковка, весьма приятный в работе пластик. - собраны укупорки с реактивными снарядами На мой предвзятый взгляд качество укупорок хуже чем всей остальной модели. Фактура дерева показана грубо и немасштабно. Буду немного зачищать - собраны колеса вполне приличные колеса, но восторгов некоторых моделистов на уровне поросячего визга не понимаю - смола по любому будет лучше. К тому же они показались мне излишне толстыми. Еще один минус - надписи сделаны только с одной стороны, так что если ощибиться при сборке, то с видимой стороны надписей не будет. Опять же на будущее - надо менять на смолу!!!
не прошло и года... Вернулся к заброшенной модели. Собрал "искаробочно" все то, что должно быть на раме. Добавлю шкворневой брус над мостом и ось крепления установки. Летом еще приклеил радиатор, но после долгих раздумий заказал ватник от PanzerArt, жду. По получению предстоит или непростая хирургическая операция по удалению родного радиатора, или адаптация смолы на уже приклеенный. Может кто ставил такой, поделитесь опытом. На текущий момент газон выглядит так.
Скрестил MiniArt и PanzerArt. Литье четкое, без замыленности и раковин. Кое где в отрицательных углах попадаются мелкие шарики, которые легко удаляются. С рамы срезал ранее установленный радиатор. Скрещивание прошло практически идеально, надо только немного сточить капот изнутри и по шву добавить немного шпаклевки. На раму встает под размер посадочных элементов. Кстати поляки не указывают для какого производителя выпускается набор, но подозреваю что именно для этого! Получился такой MiniPanzer Art ))))