Так уж повелось, что при словах "советский самолет Великой Отечественной войны" все вспоминают знаменитый Ил-2, "Пешку" Пе-2, истребители Яковлева, Лавочкина.... На основной удар Люфтваффе приняли на себя другие: допотопные СБ, Чайки, И-16, Тб-3 или не предназначенные для тех способов применения, которыми их использовали ДБ-3, Миг-3, Су-2... Именно летчики этих раритетов героически защищали отступашие армии, нанося врагу ощутимые удары. Им и хочется посвятить следующую модель.
В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолёта «Иванов» (с ударением на «а»). По-видимому, инициатором его проведения был сам И. В. Сталин. Девиз, присвоенный этой машине, по мнению некоторых историков, соответствовал телеграфному адресу генсека; другие полагали, что название свидетельствовало о массовости будущих самолётов — «их надо построить столько, сколько людей у нас в стране носит фамилию Иванов».
В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А. Н. Туполев), ЦКБ (главный конструктор Н. Н. Поликарпов), ХАИ (главный конструктор И. Г. Неман), а также Д. П. Григорович, С. А. Кочеригин и С. В. Ильюшин. 25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940 года выпускался серийно. В ноябре 1941 года Су-2 стал выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч. Производство Су-2 было прекращено в начале 1942 года.
Характеристики по Су-2 М-82 №15116 серийный, апрель 1942 Экипаж: 2 чел. Максимальная скорость у земли: 430 км/ч Максимальная скорость на высоте 5850 м: 486 км/ч Дальность полёта: 910 км Практический потолок: 8400 м Время набора высоты 5000 м: 9,8 мин Длина: 10,46 м Высота: 3,94 м Размах крыла: 14,3 м Площадь крыла: 29 м² Масса пустого: 3220 кг Масса снаряжённого: 4700 кг Длина разбега: 380 м Длина пробега: 290 м Двигатели: М-82 Номинальная мощность: 1330 л. с. Стрелковое вооружение: 4 × ШКАС неподвижных и 2 × ШКАС подвижных Боезапас: 3400 на неподвижные пулемёты и 1500 на подвижные Бомбовая нагрузка: 400 кг
Интересные факты К 22 июня 1941 года в ВВС РККА полностью был оснащен этими самолетами только один 135-й бап и еще семь авиаполков получили по несколько Су-2. Именно Су-2 (из состава 211 БАП) оказался первым самолётом, который сбил (по ошибке) в же первый день войны, 22 июня 1941 года, будущий советский ас и маршал авиации А. И. Покрышкин. Сбитие наблюдал летевший в той же группе Су-2 И. И. Пстыго (также будущий маршал авиации, а после войны — однокурсник Покрышкина на учёбе в Высших офицерских курсах ВВС в Липецке). На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на Су-2 заместителя командира 135 бап А.И.Пушкина(самолет Зеленко был поврежден и находился в ремонте) сбила тараном один немецкий истребитель Me-109 (второй Me-109 подбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла).
Вадим Цюпа пишет: С 8-м пунктом напряг будет. С травлёными закрылками поосторожнее - они сделаны под модель,но в самом наборе там ошибка,если не ошибаюсь.
Знаю я про эти ниши. Инфы один снимок на СЗ-3, и все. Но есть здравый смысл и инженерное образование. А последнее утверждение не понял - "в самом наборе там ошибка" в наборе металтэча или в наборе пластмассы? Я умею работать с полистиролом, но куча однородных деталей делать обременительно. Может и из пластика сделаю набор закрылков.
Есть кстати вопрос один. Когда закрылки опущены - под четырьмя окошками остается что? Дыра, как все на моделях делают или второе стекло? Самолет был теплым(все на это указывают), а щель под закрылком не способствует этому.
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"
Константин, не могу точно сказать про щитки,так как нет модели под рукой, но при сравнении с чертежами,насколько помню, как раз окна в пластике сделаны не верно,а в металле это место повторили. У меня закрылки эти есть. Су-2 самому очень интересен.
Вадим Цюпа пишет: Константин, не могу точно сказать про щитки,так как нет модели под рукой, но при сравнении с чертежами,насколько помню, как раз окна в пластике сделаны не верно,а в металле это место повторили. У меня закрылки эти есть. Су-2 самому очень интересен.
Понятно. Буду курить чертежи.
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"
Честно говоря хотелось бы. Но самолёт сложный и я за это время точно не успею со своей работой по вахте. А быстро и качественно я делать не умею. Тут от того, как воспроизвести внутренности ,видимые через ниши И-190, уже голова пухнет))). По возможности буду помогать чем смогу. Тема ВВС РККА - это моё всё сейчас. Есть интересная ветка на скейле по модели Су-2,рекомендую.
Я поборол жабу жадности и приобрел травленки от АСЕ для интерьера и закрылок. Сверил чертежи с пластиком - тихий ужас. 1. Закрылки (по 2 на крыло) на чертежах образуют заметный угол, в пластике же почти незаметный, кроме того по чертежам консольные закрылки сильнее сужаются с законцовке. 2. Клепка на модели передана точно- линии правильно(почти везде) совпадают с чертежами. 3. Линии же расшивки на крыле почти нигде не совпадают - идут по соседним линиям заклепок или отсутствуют вовсе. Придется исправлять. Причем заделать существующие без потери клепа нереально-они отстоят от заклепок менее чем на 1 мм! 4. Общие обводы совпадают довольно точно. 5. В районе капота накладки под выхлоп нет - надо делать из фольги. 6. Придется сильно утончать стенки кабины и верх над нишами. 7. Шкас - размером с УБ. К счастью, я заначил несколько ШКАСов с Пе-8. У ЗВЕЗДы по размеру и форме точнее. 8. Стекляшка от турели МВ-5 совсем не совпадает по форме (нет характерного купола по центру. Если бы открыть - этот дефект можно было бы спрятать, но толщина стекла не позволяет это делать. 9. Бомбы в мусорку(или перетачивать) - переразмерены даже по диаметру . Но все равно хочется сделать не штатные бомбы, а что-то "повкуснее" (типа крыльевых КД-2 с бомбами). Жаль что в такой загрузке летал только прототип СЗ-2 (или СЗ-3 - не помню уже). ВАПы не ставились, РС-132 были только на модернизированных (там совсем другой капот двигателя). Кстати, я по книге так и не понял чем модификация бомбера отличалась от арткорректировщика - внешне никаких отличий, даже прицел пилота на фотках одинаков! Ну как бы пока все.
Ну все, определился. Буду строить "улучшенный" Су-2 или прототип "улучшенного", самолет 1/6. Отличия его от того, что лежит в каропке, то есть раннего, стандартного следующие: 1. Двигатель не М-88, а М-88Б. Отличия, насколько я понимаю внешне незаметные. 2. Капот мотора поздний. Здесь засада. Если не удастся сделать (переточить из нынешнего)- буду делать с открытым мотором без капота(типа сняли) 3. Кок винта продлен назад к мотору (теплозащита редуктора и механизма поворота лопастей -шага винта). Делается элементарно. В связи с изменением кока изменилось крепление капота(подкосы стали не двойные а одинарные изогнутые). 4. Заборник маслорадиатора перенесен на правое крыло у 1/6 или на оба крыла у "улучшенного" серийного. Делается элементарно. 5. Возможность установки турели ТСС-1 - (ради чего все и делалось!). 250 самолетов создано с этой турелью. 6. Можно сделать днищевую кинжальную огневую точку. Не знаю стоит ли (мало инфы). 7. На 1/6 по-другому стояла мачта антенны. 8. Окраска 1/6 зеленый-голубой. "Улучшенный" серийный - зелено-черно-голубой. 9. У "улучшенного" серийного и 1/6 ставили по 1 ШКАСу в крыле (у раннего по 2). .... Вроде все. Если вспомню-попишу.
Хороший выбор модели. Я с такой собирался заявиться на конкурс по авиации 1941-45
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
Покопал инфу по Зеленко. Темный лес. Вылетела она в последний полет в начале августа 41-го на самолете Пушкина из 135 бап. На фото она у самолета с явно узким капотом мотора и с характерным круглым отверстием на нем сбоку - то есть это улучшенный Су-2(правда чей он неизвестен, как впрочем и дата снимка). Больше ничего неизвестно. В Инете даются боковики якобы самолетов Пушкина, на которых вылетела Зеленко - один ранний с нижним маслорадиатором, второй вообще с М-82, производства не ранее 1942г. А как хотелось собрать этот героический аппарат! Да и пластиковая фигура русской летчицы есть(правда с длинными волосами, но это можно было подкорректировать). Придется, видимо, делать самолет-прототип 1/6 (правда он как раз 1940 года!).
Александр Ионас пишет: Я очень извиняюсь,но не могли бы вы просветить,что это такое,для чего и как ею пользоваться? Спасибо!
Это очень мелкодисперсный акриловый лак с сильной усадкой. Используют для: 1.Заделка микроцарапин на прозрачных деталях(незаменима при переточке стекол) - поищите технологии этого. Описаний и рекомендаций-куча, проблема была с доставанием самого лака. 2.Шикарный супертонкий глянцевый акриловый лак 3.Говорят, даже клей для травленки и стекол
Цитата
Максим Курский пишет: Константин Абдуллин, эхх а где же в захолустье вы ее достали???
У нас есть клуб моделистов "Танкоград", так один товарищ из клуба привез.
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"
Ну вот и пришло время показывать сделанное. 1. Перерасшил плоскости верх и низ. Такую шикарную клепку старался не губить, иногда даже в ущерб точности кроя. Убрал пластик под закрылками. 2. В правом крыле сделал заборник маслорадиатора с внутренним каналом и на плоскости два углубления - над ними потом будут жабры-створки из фольги. 3. Просверлил отверстия под пулеметы(в пластике они показаны на месте членения крыла - а должны быть выше). 4. Сделал нишу пулеметного отсека левого крыла. 5. Сделал стаканы ниш колес. 6. Сделал силовой набор видимой части крыла. Нужно еще изготовить и установить петли стоек и подкосов шасси. 7. Переделал весь капот и воздухозаборник под вариант прототипа 1/6. Юбку штатную срезал, сделал из сыростирола. 8. Переделал мотор (изготовил толкатели, свечи, провода, выхлопные трубы, нарастил цилиндры). Все это почти не будет видно в капоте.
На улице пасмурно. Фоткать приходится частично со вспышкой.
Дмитрий Быков пишет: Отличные ниши!Ни разу не видел такой деталировки для Су-2! А на что опирались при доработке?
Есть пара известнейших фоток колесной ниши и оружейной ниши (книга Су-2 от "Армады"), ну и здравый смысл с инженерным образованием. Если обратите внимание - там пулеметы и цинки к ним по разную сторону колесных ниш. Патронные рукава по верху колесной ниши. Есть чертежи, разрезы. Есть пара фото су-2 со снятой(отломанной) консолью. Ну и расшивка и клепка крыла говорит о форме крыльевого набора....
Есть дилемма - не знаю что делать. На текущем этапе понял, что можно модель электифицировать! 1.Можно поставить фары - легко, 2.АНО-задний запросто, крыльевые труднее(законцовки тонкие) но можно 3.Освещение приборки пилота - легко 4.Освещение кабины радиста - практически нереально - рации из травленки, отверстия сложной формы, некруглые - вырезать ровно невозможно. Приборка мала, осветить равномерно все приборы тоже сомнительно. 5.Эл.двигатель можно установить только сверхмалый - вибромотор от сотового телефона (пока такой еще не купил). НО при установке электрооборудования возникнет проблема с проводкой 4-5 одножильных проводов через колеса(под видом маслошлангов)в подставку. Подставку можно сделать в виде слегка припорошенного снегом бетонного поля взлетки(начало зимы 1940г). Самолет, установленный на подставке не дает возможность посмотреть ниши и бомболюк из травленки. Вот и дилемма - что выбрать демонстрация красивой начинки снизу или электрификация самолета. Что посоветуете ?