Денис привет! Подтягивайся, кидай сюда dazzleуботы) кригсмарине, у тебя конечно они имеются..!
И еще. Уверен, ты владеешь достаточно большим объемом информации по командирам германских пл ВМВ, наверняка перечитывал их опубликованные воспоминания, дневники и т.д. Так вот, а не встречал ли ты в таких публикациях командиров, моменты про действия искажающих камуфляжей во время производившихся ими атак ?
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Нормально ! А про мемуары командиров.., хочется все таки понять, в реальной, боевой обстановке работал ли этот искажающий камуфляж, спас ли он хоть один корабль от торпедирования? Или это только в лабораториях Уилкинсона и ВМФ США в Вашингтоне работало?)
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Александр Бурков написал: хочется все таки понять, в реальной, боевой обстановке работал ли этот искажающий камуфляж
Александр,сразу скажу,что процитировать произведения не смогу,поэтому расскажу своими словами(если это будет полезно) ту информацию,что я узнал в прочитанных мной произведений и воспоминаний немецких капитанов...
В одном из интервью у Эриха Топпа попросили рассказать о потоплении им американского эскадренного миноносца USS "Reuben James" (DD-245) 31 октября 1941 году. Так вот,по его словам,на судне был некий камуфляж,который очень сильно искажал общий силуэт,что очень затрудняло определить класс судна,тоннаж,скорость,угол атаки и дистанцию до цели.В 08:34 с расстояния 1000 метров двухторпедным залпом был потоплен корабль.В связи с огромным взрывом и вспышкой пламени и распространяющейся горящей нефти по поверхности воды,было сделано заключение,что был потоплен крупный танкер,по предварительной оценке около 10.000 БРТ...но вскоре выяснилось,что на самом деле,это был потоплен эскадренный миноносец всего в 1190 БРТ.
Камуфляж на USS "Reuben James" (DD-245).
Обратимся к другому человеку из Кригсмарине. Фридрих Кемнаде:командир 3-й флотилии торпедных катеров.Написал мемуар "Асы шнельботов". По его словам,особенно когда он прибыл на Средиземное море,в операциях которых он принимал участие,то видел ОЧЕНЬ много военных и торговых кораблей в различных форм камуфляжа,что парой вообще было невозможно определить,что за корабль по курсу, и тем более на каком расстоянии он находится,поэтому иногда производили пуски торпед,что называется "на глаз",что в свою очередь приводило к очень частым промахам.И если даже было некоторое время сделать некие расчёты,то это всё равно не гарантировало попадания,ибо угол атаки было сложно вычислить благодаря искажению корпуса корабля от камуфляжных линий или разводов. Кстати,про боевые действия на Балтике 22 июня - 23 сентября он описывал тоже самое.Краткая статистика военных действий на Балтике:из 60 выпущенных торпед в цель попало всего 14.В том числе эта флотилия потопили советскую подводную лодку С-3,23 июня 1941 году...
Цитата
Александр Бурков написал: спас ли он хоть один корабль от торпедирования?
Блестяще Денис ! Спасибо ! Вот теперь понятно. Работал таки Razzle Dazzle, он же по нашему искажающий, работал!) И инфа, можно сказать из первых рук. Я еще по своим книжкам пробегусь, что то похожее было, хотя ой как давно читал...
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Весной 1915 года севастопольский художник Юрий Ипполитович Шпажинский предложил русскому флоту особую раскраску кораблей, которую он назвал "иллюзорной". По идее Шпажинского такая окраска должна была затруднить оценку дистанции до корабля оптическими дальномерами надводных кораблей. Речь о противодействии пл не шла. Тогда же по его методу были окрашены броненосец "Синоп" и эсминцы "Счастливый", "Быстрый" и "Громкий", Черноморского флота. Броненосец "Синоп"
На Балтийском флоте испытывался "крейсер пограничной стражи" "Кондор". На нем, кроме нанесенной иллюзорной окраски испытывалось еще одно изобретение Шпажинского, различные уголки и прямоугольники на трубе и мачтах, которые по замыслу художника должны были исказить силуэт корабля :
Раскраски эсминцев :
Окраска как видно, имела характер правильных чередующихся пятен (подобие шахматной доски), чередующихся прямых полос или треугольников и т.д. В таком виде она не решала поставленной задачи, так как правильность чередования пятен не затрудняла искажения оценки дистанции до корабля, а поэтому принята не была. Так например, на испытаниях 29 июня 1915 года на балтике "Кондора" и однотипного "Беркута", лишенного камуфляжа, корабли оказались одинаково видны. Наблюдения в оптические дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых ,так же давали аналогичные , одинаковые результаты. В итоге, "иллюзорный" камуфляж Шпажинского не был принят на вооружение РИФ.
Появился вновь Dazzle и на некоторых гражданских судах нашего времени. Но в этот раз раскраска в Dazzle этих судов ни какого практического назначения не имеет, а носит я бы сказал "балдежно-эпатажный" смысл ) :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Ну на гражданский суднах камуфляж скорее для красоты и зрелищности служит,но это и понятно ,создать эффект "экзотики"... Хотя в случаи чего судно и красить уже не нужно,чтобы сбить с толку какого нибудь капитана
Очень интересен "балтийский" камуфляж "Бисмарка". С одной стороны вроде все понятно.. Типичный Dazzle, ч/б полосы идущие от ватерлинии по бортам и далее, вверх по надстройкам. Темные оконечности с фальшивыми бурунами. А с другой стороны, ну как то бедненько, скромненько. Всего три пары полос, да и преломления то особого нет. Как то не по Dazzleски.. Посмотрим фотки. Вот некоторые в "балтийском" камуфляже, на разных, так сказать курсовых углах :
Как то , что то ..не очень, на мой взгляд. Ошибку можно допустить разве что при определении скорости, да с направлением движения запутаться (верхние фото, вид в борт). Если очень захотеть), то можно и с размером корабля ошибиться.. Но это все фальшбурун работает, с темными оконечностями. А полосы. Полосы, опять же, на мой взгляд, не работают.
Вот тут уже лучше. Тут можно практически на всю катушку ошибиться и подумать, что линкор идет прямо на наблюдателя, да не просто идет, летит на своих законных 30 -тибисмарковских узлах ) :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Да, понятно, фото ч/б, снимки сделаны с бортов кораблей и все такое. Нужны цветные фото с перископа подводной лодки.. Ну а что, чем мы хуже чуваков с Вашингтонской лаборатории ?)
Достал свою древнюю и корявую модель Звездовского "Бисмарка", такую же старинную мыльницу, изготовил такие вот наброски. Старался максимально, насколько я это вижу, сделать "размытый, динамичный вид из перископа подводной лодки".. Посмотрим :
Вид в борт. В принципе ничего нового. Работают фальшбуруны и темные оконечности. Возможна ошибка в определении скорости, в меньшей мере ошибка с размером корабля.Опять же, если очень захотеть, можно ошибиться с направлением движения..
Вид в нос и вид в корму. Работают фальшбуруны. Возможна ошибка с определением скорости и направлением движения ( вид в корму).
Острый курсовой угол. Ничего интересного, на мой взгляд. Опять работает фальшбурун, возможна ошибка с определением скорости.
Курсовой угол. Тоже самое, на мой взгляд.
А вот тут уже нормально ) Как мне кажется, наконец заработали черно-белые полосы. Периодически появляется ощущение,что корабль идет от наблюдателя, справа налево, тогда как на самом деле он движется на наблюдателя справа налево. Плюс возможная ошибка со скоростью.
И вот тут вообще шикарно. Заработал камуфляж "Бисмарка", заработал ). На мой взгляд периодически кажется, что корабль идет на наблюдателя справа налево, тогда как на самом деле он движется от наблюдателя справа налево.. Плюс опять же, работа фальшбурунов и темных оконечностей.
Естественно, данные фото, не в коем разе не претендуют на истину, это всего лишь попытка разобраться в эффективности камуфляжа "Бисмарка". Получилось вот так.
Порылся в своих старых книгах.. Кое что удалось найти.
Вот что пишет германский подводник Эрнст Хасхаген в книге "На подводной лодке у берегов Англии. ( 1914 - 1918) " .
" Однажды, плавая на U-62 , я на собственном опыте убедился, насколько такая окраска на известных дистанциях и определенных условиях действительно вводила в заблуждение. Это было в один летний жаркий день в Атлантическом океане, приблизительно на широте северного берега Испании..
..Вдруг раздался крик вахтенного на мостике : "Два больших корабля, четыре румба справа ! "..
..Когда улеглось наше первое волнение и лодка благополучно скрылась под водой, мы стали наблюдать в перископ, но в течении целых пяти минут ничего не могли обнаружить. В конце концов на востоке из тумана выступило какое-то странное пятно. С первого взгляда мне тоже показалось, что это военный корабль, затем их стало два, но шли они как будто совершенно разными курсами, хотя и держались близко друг к другу. На вид это было очень странно, точно это были сиамские близнецы. Нечего было и думать об определении их курса. Постепенно я начал видеть яснее и разглядел трубу и четыре мачты. Пароход ! Транспорт с войсками ! Полным ходом мы пошли на позицию, чтобы выпустить торпеду, которая попала в "Аузонию", пароход компании Кунард. Если бы судно шло только одной милей дальше, то возможно оно вообще осталось бы скрытым от наших взоров в тумане горизонта. Несомненно, только благодаря камуфляжу " Аузония" так долго оставалась невидной для нас. Спутанность всех углов и прямых линий судна вызвала полную иллюзию видимости двух военных кораблей " .
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
А это выдержки из отчетов британских и американских капитанов о встречах в море с камуфлированными кораблями :
" Заметил нефтеналивное судно "Clam" на расстоянии 6 миль. В начале не мог определить судна и вообще ничего не мог понять. На расстоянии 4 мили решил, что это буксирный пароход с лихтером на коротком буксире. Лихтер , казалось, шел обратным курсом. Только подойдя на 1/2 мили, я разобрал, что это одно судно. Темные полосв вмкормовой части заставили корму казаться носом, а большое зеленое пятно посреди борта казалось промежутком воды. Погода была ясная, видимость хорошая " .
"Судно "Ocean Monarch". Временами казалось, что перед нами судно, лишенное носа и кормы. Тип судна определить было трудно " .
"Судно "Clam". На расстоянии 2-3 мили корпус казался разрушенным у о обоих оконечностей. Отсутствие перспективы благодаря цветным пятнам в окончностях. Трудно определить, где корма " .
"Встретил военное судно "Ebro" , идущее навстречу слева на нас. Немедленно по обнаружению показалось, что "Ebro" стал поворачивать влево, между тем как в действительности курс был изменен вправо. При прохождении мимо "Ebro" определить его курс было совешенно невозможно " .
"Судно "Ocean Monarch" . Когда мы шли прямо навстречу друг другу и солнце стояло над описываемым судном, то казалось, что судно правит на 6 румбов левее действительного курса " .
"Судно "Ascanius" . Иногда казалось, что судно двигалось в направлении обратном действительному. В мглистую погоду нельзя определить курс точнее, чем до 8 румбов " .
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Удалось найти статистическую справку о боевой эффективности камуфляжа, по флоту США :
" С 1 марта 1918 года до 11 ноября 1918 года в американском флоте было окрашено 1256 судов. За это же период было потоплено 96 американских судов, водоизмещением 2500т и выше. Из этих 96 судов камуфлированных было только 18, причем последние погибли по следующим причинам : 11 судов было торпедировано, 4 погибли от столкновения, остальные (3) подорвались на минах. Так как камуфляж предназначен в основном для защиты от торпедных атак, то оказывается, что торпедами было потоплено менее 1% камуфлированных судов. (Имеется ввиду 1% от 96 судов, общего числа погибших судов.Прим.мое). Все потопленные 11 судов были раскрашены без применения научно-обоснованных методов.(То есть как попало, по наитию, силами команд.Прим.мое) Из камуфлированных же по заранее разработанным чертежам (Лаборатория в Вашингтоне, фото в начале темы.Прим.мое) 495 судов, ни одно не было потоплено " .
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин