Добрый вечер, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию проект по постройке моделей отечественных многобашенных танков: пятибашенного Т-35, трехбашенного Т-28 и двухбашенного Т-24. "Сказка" обещает быть долгой, с глубокими погружениями в дебри матчасти в полном соответствии с выбранными прототипами. Мне представляется, что параллельная стройка Т-28 и Т-35 в рамках одной темы позволит наглядно выделить сходство и различия в конструкции этих машин. Т-28, особенно если посмотреть на предсерийный образец 1932г., также наследует многие конструктивные решения первого советского среднего танка Т-24. Надеюсь, что данная страничка станет местом постоянного общения любителей и знатоков советских многобашенников. На сегодняшний день проделан некоторый объем работы по Т-35, работа над Т-28 только начинается, а Т-24 пока пребывает на стадии НИОКР'а . Рассказывать "сказку" начну с освещения хода работ по Т-28, а чтобы как-то заполнять паузы между нечастыми обновлениями, буду выкладывать фотоотчет о проделанной работе по модели Т-35. Немного предыстории. Несколько лет назад мной была затеяна "дачная" стройка модели танка Т-28 от компании ICM. За пару сезонов неспешной работы под хорошую погоду и настроение был сварганен такой полуфабрикат:
Вынужден признать, что данная поделка не соответствует "требованиям времени" и моим сегодняшним представлениям о том, как должна выглядеть модель-копия Т-28, поэтому принял решение оставить от первого подхода только ванну корпуса, а все остальное выполнить заново с помощью второго аналогичного набора от ICM. Первым делом предстоит победить врожденные недостатки базовой модели, а именно: 1. "Цельнолитой" верх корпуса:
Соответственно, требуется выполнить сопряжение вертикальных и горизонтальных бронелистов корпуса, приподнять ВЛД над уровнем крыши отделения управления и исправить конфигурацию боковых стенок будки мехвода:
После проведенных пластических операций верх корпус стал выглядеть так:
Для выполнения правильного сопряжения боковой стенки корпуса и крыши боевого отделения, выполнен пропил, куда с припуском к крыше будет вклеен лист пластика толщиной 0,75 мм, имитирующий 20 мм. боковую стенку корпуса:
P.S.: сразу хотел бы ответить на вопрос почему для нового проекта не был использован свежий набор Т-28 от ХоббиБосс'а. Если сравнить два корпуса на фото ниже, то совершенно очевидно, что предстоящий объем "перепила" в случае использования китайского набора в разы выше:
Oddity75, рад Вашему появлению на Каропке. Лично мне формат Панцера35 не очень удобен. Так что Ваше появление тут, позволит, лично мне более оперативно отслеживать очень интересную тему отечественных многобашенников. Я конечно в основном изкоробочник и те же Т-28 и Т-35 от ХБ буду собирать без перепилов. Но посмотреть на работу знатока матчасти этих танков мне будет очень приятно и интересно.
Живопись - это способ передавать реальность в двух измерениях, а моделизм - трёхмерен. И те, кто считает первое искусством, а второе игрушками, мозг у них не способен мыслить в трех измерениях. Слишком сложно. Каждый имет право на изкоробку!
Пожалуй и я запишусь в зрители. Удачи Вам! Т.к. сам имею и т-28 и т-35 от обоих производителей. Литники Алангера и Хоббибосса сравнивал, но миллиметры не ловил. К этим танкам РККА, я думаю дай Бог, руки в конце года доползут. И буду я немного умным, на чужой путь посмотрев
Так же в зрителях! Надеюсь, ваше участие в проектировании Т-35 для Звезды скажется в лучшую сторону на модель и полученный опыт из этой стройки можно будет применить к новой модели)
Друзья, спасибо за напутствие и проявленный к данной теме интерес. Надеюсь, не разочарую.
Цитата
Дмитрий Шаврин пишет: а выпуск Т-35 "Звездой" реален, или это только задумки, уходящие в глубокий космос?.
Дмитрий, думаю ближе к осени модель должна появиться в продаже. Поживем-увидим. В любом случае, я бы пока не торопился приобретать "кривые" (и довольно дорогие, по нынешним временам) китайские поделки.
Немного о модели Т-28. Предыдущую серию мы закончили на пластической операции верхней части корпуса. Следующий этап- имплантация боковых стенок и новой крыши корпуса на подготовленные места. Поскольку мною был использован пластик черного и белого цвета фотографии получились, прямо скажем, слишком гротескными :
P.S.: Сильно не ругайтесь за "беспорядок" возле отверстий воздухозаборников. В этих местах лист крыши отсутствует и крепятся кронштейны бронеколпаков, соответственно порядок наведу при установке оных. Крышка люка добавлена в композицию на время фотосессии .
Немного о модели Т-35. В качестве прототипа была выбрана эта машина: хостинг фото Путем довольно сложных вычислений, пришел в выводу, что данный прототип относится либо к 537, либо к 220 производственной серии, следовательно был изготовлен в 1936г. Повторю довольно старую и заезженную мысль о том, что все Т-35 имеют индивидуальные особенности конструкции (прямо как корабли) и двух абсолютных "близнецов" среди них не найти. Впрочем, это предмет отдельного исследования. Некоторые особенности конструкции моего прототипа обусловлены прохождением капитального ремонта на ХПЗ не ранее весны 1939г. Об этом свидетельствуют овальный откидной люк-лаз "мехвода", сплошной, без окон, "ленивец", штыревая антенна радиостанции. Все перечисленные признаки свойственны только финальным машинам с коническими башнями. Из прочих особенностей прототипа: перенесенный внутрь моторного отделения глушитель, главная башня позднего типа, общий люк-лаз в крыше главной башни, усиленное бронирование шаровых установок пулеметов, орудия 20-К обр. 1934/32гг. в средних башнях, разнесенная укладка буксировочных тросов.
Ну что же Максим, теперь мы в друзьях. И это приятно радует! Очень серьезный подход у Вас Максим к работе. Это однозначно внушает уважение. Если не тайна, кто по профессии? Приятно удивляет знание материальной части. Однозначно буду следить за сборкой. Говорите Звезда замахнулась на Т-35 ("на Вильма нашего Шекспира..")? Это то же Гуд. Китайцы спешат в работах, рынок сбыта нужно опилить под себя, вот и "косячат" в работах... Кстати, по Т-28 с конической башней есть какие-нибудь чертежи? В перспективе (правда далекой)хочу собрать такой аппарат. Еще раз рад знакомству! Удачи в работе! Уверен в прекрасном результате! С уважением, Дмитрий.
Подход впечатляет, буду заглядывать. А много ли от ICM в итоге останется? Будете ли что-нибудь делать с теми фрагментами интерьера, которые предлагаются в наборе?
Дмитрий пишет: Ну что же Максим, теперь мы в друзьях. И это приятно радует!
Дмитрий, взаимно!
Цитата
Дмитрий пишет: Очень серьезный подход у Вас Максим к работе. Это однозначно внушает уважение. Если не тайна, кто по профессии? Приятно удивляет знание материальной части.
Спасибо за комплимент . Дело в том, что считаю, матчасть единственным безусловным и неоспоримым моментом в нашем творчестве. «Болтик»- ведь он либо есть, либо его нет, а покраска относится к художественной части и здесь у каждого свое собственное представление о «прекрасном».
Цитата
Дмитрий пишет: Говорите Звезда замахнулась на Т-35 ("на Вильма нашего Шекспира..")?
Да, проектирование этой модели в какой-то степени можно считать совместным творчеством.
Цитата
Дмитрий пишет: Китайцы спешат в работах, рынок сбыта нужно опилить под себя, вот и "косячат" в работах...
У наших китайских "братьев" есть одна, но большая проблема- занимаясь незамысловатым копированием всего и вся (и это относится не только к моделям), они совершенно не представляют что делают.
Цитата
Дмитрий пишет: Кстати, по Т-28 с конической башней есть какие-нибудь чертежи? В перспективе (правда далекой)хочу собрать такой аппарат.
Таких чертежей, к сожалению, в природе не существует, как к слову, и по "коническим" Т-35. Все что нам доступно- это четыре малоинформативные фотографии. Поэтому все зарисовки из "Фронтовых иллюстраций", от лукавого.
Цитата
Дмитрий пишет: Еще раз рад знакомству! Удачи в работе! Уверен в прекрасном результате!
Спасибо за добрые слова и напутствие. Постараюсь оправдать оказанное доверие .
Дмитрий пишет: Подход впечатляет, буду заглядывать.
Спасибо!
Цитата
Дмитрий пишет: А много ли от ICM в итоге останется?
По опыту Т-35 (ниже я буду постепенно выкладывать фотоотчет о том что уже сделано) от родного набора остается крайне мало.
Цитата
Дмитрий пишет: Будете ли что-нибудь делать с теми фрагментами интерьера, которые предлагаются в наборе?
Нет, интерьер совершенно исключен внутренними распорками корпуса, да и проект нет желания растягивать на "пятилетку". Дай то Бог "экстерьер" осилить на должном уровне.
Дмитрий пишет: К слову о прототипе, определили ли вы прототип для Т-28? Не увидел - возможно невнимателен.
Прототип Т-28 пока подбираю. Совершенно точно машина будет с орудием Л-10 (КТ-28 я уже выполнил для Т-35 и повторятся не хочу) и сварным корпусом. Если кому интересно будет построить Т-28 с орудием КТ-28 из набора от ICM с минимально возможным "перепилом", то вот отличный прототип:
На этой машине короткий воздухозаборник, поздний колпак вентилятора, турель на крыше главной башни и усиленное ведущее колесо. Штыревая антенна позволит уйти от хлопотной доработки стоек поручневой антенны и их правильного расположения на бортах башни, а поздние бронировки перископических приборов по типу КВ-ых, избавляют от необходимости делать сами перископы. Словом, сказка, а не прототип.
Несколько слов о постройке модели Т-35. Часть 1. Работу над моделью начал с "ампутации" надгусеничных полок, имитации расшивки бронелистов подбашенной коробки, а также крыши моторного и трансмиссионного отделения:
Собрал корпус ящиков для приборов дымопуска:
Броненакладку, прикрывающую стык боковых стенок корпуса и боковых стенок подбашенной коробки выполнил в усеченном виде (только видимую часть ), дабы не мучится с фигурным раскроем боковых стенок ящиков дымопуска:
Бронеколпак вентилятора:
Изготовил бронировки картеров бортовых передач, в крыше моторного отделения прорезал отверстия для забора охлаждающего воздуха к радиаторам, установил люк доступа к моторной группе, выхлопные патрубки:
Вот и подробный подход к каждому болтику добрался до Коробки. Сел в первых рядах зрителей,так как в планах сборка многобашенников. Кстати буду благодарен если посетите мою стройку многобашенного СМК Здесь
Oddity75 пишет: Несколько слов о постройке модели Т-35. ... Продолжение следует....
Добрый вечер Максим! С удовольствием посмотрел на заготовки. С таким знанием матчасти, усидчивостью и кропотливостью в работе ожидаю на выходе машины ВЫСОЧАЙШЕГО класса!! Если так же пошагово заснимите все этапы работы, то можно издавать брошюру по последовательности сборки многобашенных танков своими руками! Браво! Когда уволюсь со службы (когда то должно же это произойти в конце то концов...) наверное смогу то же кропотливо мудрить над моделями.... Еще раз удачи! Был рад знакомству!
Den Kusnezow пишет: буду благодарен если посетите мою стройку многобашенного СМК
Добрый вечер! С большим удовольствием посмотрел Вашу страничку по СМК. Интересный прототип и превосходная работа над моделью! Обязательно буду наблюдать за завершение проекта.
Цитата
Дмитрий пишет: Если так же пошагово заснимите все этапы работы, то можно издавать брошюру по последовательности сборки многобашенных танков своими руками!
Вечер добрый, Дмитрий! Я все-таки не рекомендовал брать эту (эти) работы за образец. Сам отлично вижу и ошибки и упрощения. Лучший источник информации, это сохранившиеся живые машины и архивные фотографии. По ссылке ниже черновик одного из разделов готовящейся статейки о "матчасти" Т-35, информацию лучше черпать оттуда: Корпус3.1.pdf
Я все-таки не рекомендовал брать эту (эти) работы за образец. Сам отлично вижу и ошибки и упрощения. Лучший источник информации, это сохранившиеся живые машины и архивные фотографии. По ссылке ниже черновик одного из разделов готовящейся статейки о "матчасти" Т-35, информацию лучше черпать оттуда:
Посмотрел Максим Ваш материал по Т-35. У меня сложилось четкое представление, что Вы имеете прямое отношение к музею БТТ и сотрудникам музея. Бывал я там, правда давненько. Очень жалею что не было в то время цифровых фотокамер.... Есть что посмотреть. Лекбез по Т-35 прекрасен. Если со временем сможете выкладывать такие подробные материалы на сайте по другим образцам, то это значительно облегчит жизнь моделистов. Сожалею, что не стал собирать свой Т-35А на полгода позже. Руководствуясь Вашими фото и рисунками можно было поработать более правдоподобно. Спасибо за материал!!!
Дмитрий пишет: У меня сложилось четкое представление, что Вы имеете прямое отношение к музею БТТ и сотрудникам музея.
Вовсе нет , от тех музеев, что Вы вероятно имели ввиду, я сильно далек, в том числе и географически.
Цитата
Дмитрий пишет: Спасибо за материал!!!
Буду рад если пригодится. К слову, только в "сети" появилась лекция М. Коломийца о истории создания и боевом применении Т-35, рекомендую к просмотру всем интересующимся данной темой: http://www.youtube.com/watch?v=EPm9NB-DSe4
Den Kusnezow пишет: А что за травление используется?
Для решеток использовал сетку Aber S-03: http://www.aber.net.pl/detal,7.html На удивление, количество ячеек полностью совпало с прототипом. Все остальное выполнено из различных остатков наборов ФТ.
Т-35, часть 3. В передней части корпуса изготовил люк-пробку мехвода и противопульное ограждение люка:
Довольно много внимания уделил бронеколпакам фар головного света. Толщину стенок бронеколпаки сточил до масштабной, изготовил и "завальцевал" донышко:
Установил донышко на место:
Собственно фары с кронштейнами:
Защитные крышки фар:
Немного доработал звуковой сигнал от ModelPoint и смонтировал все это "хозяйство" на ВЛД:
Поскольку на моем прототипе установлен овальный люк-лаз мехвода, залатал прямоугольное отверстие в крыше, изготовил крышку люка и установил ее на место:
Анатолий Пожидаев пишет: Классно получается! Интересная стройка, многим пригодится!
Спасибо за проявленный интерес и положительные эмоции! Пока есть возможность, постучу по клавиатуре и завершу описание сделанного по модели Т-35. Кронштейны поддерживающих катков на модели от ICM не соответствуют действительности, поэтому подлежат замене:
Кронштейны, броненакладки сварных стыков листов боковых стенок корпуса, кницы:
А вот как на самом деле должны выглядеть несущие косынки рамы фальш-борта:
После имитации сварных швов:
Корпус упорного катка и передняя косынка рамы фальш-борта:
Так будет крепится уголок рамы:
Так должен выглядеть кронштейн тележки опорных катков:
Оригинальный и доработанный кронштейны из набора от ХоббиБосс'а:
И немного забегая вперед (на башнях танка я остановлюсь отдельно), так выглядит модель если попробовать сложить все вместе:
Пока есть возможность, постучу по клавиатуре и завершу описание сделанного по модели Т-35.
Здравствуйте Максим! Отлично получается! Очень аккуратно и добротно собираете танк. Фотосессия просто отличная. Я так понял, сварные швы делаете из "тянучки" + растворитель? С уважением, Дмитрий.