Немного продолжу работу над Т-34. Спаял колпак над трансмиссионным отделением. Высверлил 10 отверстий 0,3 мм. по нижнему краю колпака, для крепления решетки к колпаку использовал болты 0,4 мм. и болты 0,5 мм. для крепления шарниров. Поскольку на прототипе установлен колпак раннего типа с двумя шарнирами, заплавил припоем лишние вырезы по краям колпака. Заклепки на планках сетки имитировал проволокой 0,3 мм. Когда наждачкой зачищал латунь перед пайкой, случилось неприятное- случайным движением порвал сетку . Пока на нее внимание не обращайте, позже подумаю как обыграть это безобразие. Пока лишь немного покорежил планки, удерживающие сетку:
Примерил колпак к корпусу:
И общие виды:
В этом, довольно неплохом наборе фототравления от Aber, почему-то отсутствует щиток заднего ходового фонаря. Придется что-то изобретать .
Пожалуй что соглашусь... Труд серьёзный, но неоправданный: и не красиво, и не рвётся она так. Вторую справа по ходу движения - обязательно прикрыть. Ну и левую самую хотя бы покрасивее разорвать. Но лучше - ЗАМЕНИТЬ!
Друзья, спасибо за внимание к работе! Конечно, в таком виде сетка не будет установлена на модель. Сразу перед фотосессией править не стал, нужен тайм-аут на вдумчивое изучение фотоархива. А вот замена сетки невозможна в принципе. В этом наборе сетка выполнена одной деталью с колпаком, видимо потому и попала под горячую руку .
Пожалуй, таки перенесу стройку Т-34 в отдельную ветку, тем паче, что в проект Т-34 обр. 1940г. плавно влился и послевоенный Т-34/85.
Что касается многобашенных танков. Пока длится летний перерыв в практической работе, немного разовью тему матчасти Т-28. Надеюсь, что это будет кому-нибудь интересно.
Итак, "эволюция" и особенности конструкции многобашенных танков Т-28.
1. Т-28 "установочной" серии. Если верить М. В. Коломийцу, то всего было выпущено 14 машин установочной серии. На сегодня доступны фотографии двух таких танков:
2. Т-28 первой (и второй, если следовать заводской классификации) производственной серии 1933-34г. Из характерных особенностей данной серии можно выделить опорные катки раннего типа с резиновым бандажом под всеми свечами подвески, колпак вентилятора без решеток жалюзи, двухтрубный глушитель, ящики приборов дымопуска раннего типа, реечный домкрат и ограждение погона главной башни между пулеметной башней и ящиками приборов дымопуска. Также стоит обратить внимание на крепление юбки опорных катков, замки ящиков для ЗИП'а и изоляторы поручневой антенны по типу ранних Т-26:
3. Т-28 второй половины 1934г. Отличия от предыдущей серии в опорных катках с металлическим ободом под четвертой свечой подвески, отсутствует ограждение погона главной башни, иное расположение реечного домкрата и шанца, иное ("классическое" ) крепление юбки опорных катков и крышек ящиков ЗИП:
4. Т-28 обр. 1935г. Отличается от предыдущей серии броневым колпаком вентилятора с решетками жалюзи, винтовыми домкратами, присутствует ручка на крышке ящика ЗИП:
Машины, начиная с этого образца, имеют одну интересную особенность экстерьера. На бронеколпаках радиаторов вместо мелкой диагональной сетки установлены регулируемые жалюзи. На Т-35 интенсивность охлаждения двигателя и трансмиссии изменялась посредством раскрыва жалюзи на выпуске воздуха, а на Т-28 предприняли попытку регулировать на входе. На некоторых фронтовых фото этот момент просматривается:
5. Т-28 второй половины 1935г- первой половины 1936г. Отличается однотрубным глушителем (но пока еще без теплозащитного щитка), иным расположением шанца, измененной конструкцией ящиков для приборов дымопуска:
6. Т-28 обр. 1936г. Эту серию можно считать классической, благодаря танку из ЦМВС. Отличается от всех предшественников новыми траками и способом их соединения, опорными катками с индивидуальными подшипниками, под пятой свечой подвески добавились катки с металлическим ободом, появился щиток глушителя, изменилась конструкция изоляторов антенны схема укладки шанца и тросов. Появились раздельные люки в крыше главной башни и турель зенитного пулемета, шаровая уставновка пулемета в нише башни, усиленный люк-пробка мехвода. На этой серии отказались от жалюзи на воздухозаборниках и штатно устанавливали фары боевого света:
Также в рамках этой серии в производство пошли клепано-сварные корпусы (в течении 1937г. выпускались машины только с клепано-сварными корпусами):
С конца 1936г. несколько изменилась конструкция бронеколпака вентилятора. Вместо одностворчатого люка с решетками жалюза стали устанавливать двустворчатый люк, раскрывающийся в продольном направлении.
7. Т-28 обр. 1938г. Самая массовая серия, изготовлено более 200 танков. Серия выпускалась с двумя вариантами корпусов (сварные и клепано-сварные), с двумя вариантами артсистем (КТ-28 и Л-10). В течении производства изменили конструкцию ящиков дымопуска, в очередной раз изменилось расположение створок люка бронеколпака вентилятора, отказались от поручневой антенны в пользу штыревой, изменилось расположение пистолетного порта малых башен. С конца 1938г. на часть танков устанавливали "короткие" воздухозаборники, грязеочиститель ведущего колеса, бронеколпаки перископических приборов. Изменения в конструкцию вносились в процессе производства и на "живых" машинах можно встретить практически любое сочетание вышеперечисленных нововведений:
На этом танке, выпуска второй половины 1938г., сварной корпус:
Сварной корпус, но 1939г. выпуска:
А это фотография с парада 07.11.1938г. в Киеве, на этих двух танках присутствуют все вышеперечисленные нововведения:
8. Т-28 обр. 1939г. Выпускались только с клепано-сварными корпусами и только с орудием Л-10. Из характерных особенностей наклонные стенки ящиков дымопуска, усиленное ведущее колесо:
9. Т-28 обр. 1940г. Вершина эволюции, к этой серии относятся 13 танков с коническими башнями. По итогам советско-финской войны на этих машинах усиленная фронтальная створка и ограждение кабины мехвода стали базовым оборудованием:
Экранированные танки рассматривать на стал, ибо это в некотором смысле экзотика, а во-вторых под экранирование могли попадать (теоретически ) танки всех перечисленных серий, проходившие капремонт с апреля 1940г. Соответственно помимо экранов, на ремонтные машины устанавливали отдельные элементы конструкции танков финальной серии, в результате чего получались "гибриды" не поддающиеся четкой классификации. С перевооружением ранних Т-28 на Л-10 аналогичный случай.
Максим, хороший дедуктивный материал. Жду Вашей стройки Т-24 - у самого лежит эта модель. Танк очень нравится и строить его буду обязательно. Ну и пока думаю - какой Т-28 брать для себя.... так что, информация в тему.