Всем добрый день и поздравляю всех с Новым годом! Сегодня речь опять пойдет о Крымской войне, однако не о боевых действиях, а о природном явлении, последствия которой для антироссийской коалиции можно смело приравнять к проигранному сражению. Материал взят из книги Аркадия Михайловича Чикина «Крым подводный», рекомендую дайверам и любителям морской истории.
1 сентября 1854 г. (здесь и далее старый стиль) союзный флот высадил в районе Евпатории 64-тысячную армию. После Альминского сражения, 8 сентября союзники подошли к Севастополю, который оборонялся 349 дней. Базой британского флота стала Балаклавская бухта, французский флот стоял в Камышовой бухте, еще корабли были в Качинском заливе. По морю непрерывно шли транспорты из Европы. Они везли боеприпасы, провиант, различные военные грузы, которых требовалось все больше.
1 ноября 1854 г. по всему западному побережью резко упало атмосферное давление, и это многие заметили. Адмирал Лайонс приказал отвести линейные корабли в море. В ночь с 1 на 2 ноября на кораблях союзной эскадры мало кто спал, моряки чувствовали приближение чего-то ужасного. Для многих эта ночь стала последней в жизни. Рассвет принес ураганный ветер с юго-юго-востока. К полудню уже невозможно было стоять на палубе. Корабли в Качинском заливе стало сносить к берегу, якоря не могли уже их держать. В начале третьего на глазах у французской эскадры 2 английских корабля столкнулись, разорвали борта друг другу и понеслись к берегу. В районе от Константиновского мыса до устья Качи на берег выбросилось 13 торговых судов. Потом ветер стих, но опытные моряки знали, что это ненадолго. Матросы стали молиться и надевать чистое белье. И ураган вернулся... В Качинском заливе затонул турецкий флагман вместе с адмиралом и всей командой (700 человек). Пошел на дно фрегат «Багире» с командой в 270 человек.
Не легче было и в районе Евпатории. Здесь по всему берегу были огни: команды жгли выброшенные на берег суда, свозя с них только самое ценное. Жгли союзные суда и казаки с уланами, посланные русским командованием. Всего под Евпаторией было выброшено на берег 17 судов, еще 14 погибли между Севастополем и мысом Лукулл.
Хуже всего пришлось кораблям, стоящим на внешнем рейде Балаклавы. Первым погиб транспорт «Прогресс». Сорвавшись с якорей, он трижды ударился о скалы и пошел на дно. Затем затонул «Резолюте». Очень скоро на дно отправился американский фрахтер «Вандерер» вместе со всем экипажем. Транспорт «Кенильворт» протаранил пароход «Авон», а затем вылетел прямо на скалы. Спаслось только 7 человек. Потом погиб «Принц–регент», более известный как «Черный принц». Капитан отчаянно пытался провести корабль в бухту следом за поврежденным, но счастливо проскочившим в нее «Авоном», который, правда, в бухте столкнулся с «Викторией», но тщетно. Вот как описал гибель «Принца–регента» очевидец: «Гребни валов, высоко поднимаемые силой ветра, разливались по обширному пространству и брызгами своими затемняли атмосферу… Среди этой ужасной пучины находилось около 30 судов… «Принц» – великолепный новый винтовой пароход в первое свое путешествие разделил участь нескольких несчастных своих товарищей: дрейфуемый на скалы, он, подобно «Кенильворту», разбился на куски. Капитан Гудольт и агент адмиралтейства, капитан Байнтон приняли самые энергичные меры для спасения парохода, и, по общему согласию, все мачты парохода были срублены. К несчастью, при исполнении этой работы такелаж бизань – мачты попал в круг действия винта и в нём запутался, от этого пар переменил своё действие, движение машин сделалось неправильным, и корабль потерял свою паровую силу…». Дважды ударившись о скалы, «Принц–регент» разломился пополам и затонул прямо у входа в бухту. Из 150 человек экипажа корабля спаслись только мичман и 6 матросов.
А буря продолжалась. Кое-как держались на якорях «Везувий», «Нигер» и «Вулкан». На «Вулкане» были русские военнопленные. На корабле срубили все мачты, но это не помогло. Якоря не выдержали… Лишь немногие корабли сумели уйти в открытое море, одним из них был «Сити оф Лондон». Его морякам было хорошо видно зарево у Херсонесского мыса – там горел транспорт «Дунай».
Словно издеваясь, ураган время от времени стихал, давая надежду, а затем опять гнал корабли на скалы. Всего у Балаклавы погибло около 30 судов. Серьезно были повреждены и многие суда, стоявшие в самой бухте. Обычно в извилистой, похожей на норвежский фьорд Балаклавской бухте вода спокойная, но тут стало штормить. Якоря плохо держали илистое дно, корабли наползали друг на друга.
Общие потери союзного флота составили более 60 кораблей различных классов. Погибло свыше 1500 моряков. Только Великобритания понесла убытки, исчислявшиеся в 60 млн. фунтов стерлингов. Сильно пострадали от урагана и сухопутные части. Ветер разметал палатки, сорвал крыши с некоторых домов. В британском лагере водой оказались залиты окопы, убежища и склады. Проблемы союзников не кончились с окончанием урагана, напротив, они только начались. В британском лагере вскоре разразилась эпидемия холеры, которую было нечем лечить: привезенные «Принцем–регентом» медикаменты не успели выгрузить. Был потеряны и другие военные грузы – продовольствие, фураж, зимнее обмундирование… Резко возрос падеж скота. Из обозных лошадей погибло 66% животных. Знаменитая английская кавалерия тоже оказалась без лошадей. Заболеваемость среди личного состава, ввиду холодной зимы 1854-1855 гг., приобрела не просто угрожающие размеры, а стала причиной гибели более чем половины английской армии. На февраль 1855 года из 39400 человек экспедиционных сил Англии, дислоцированных под Севастополем, в лечебных учреждениях находилось 13640, на фронте – 11000 «… а всё остальное в могилах». Так трактует ужасные последствия катастрофы произошедшей на море 2 ноября 1854г. А.У.Кинглек в десятитомной истории Крымской войны (т.8), выпущенной в 1896 году. Не лучше дела обстояли у французов, сардинцев и турок.
А вот ущерб, нанесенный ураганом Черноморскому флоту, оказался невелик. Ни один корабль в Севастопольской бухте не погиб и даже не был серьезно поврежден. Хотя суда сталкивались между собой, садились на мель, а пароход «Громоносец» с главнокомандующим А.С. Меншиковым на борту был выброшен на берег. Но в Севастополе произошло курьезное событие, которое произвело на севастопольцев и защитников крепости большое впечатление. Один из затопленных кораблей, линейный корабль «Силистрия» … всплыл.
После урагана союзники были вынуждены приостановить осаду Севастополя. Среди некоторых высокопоставленных командиров экспедиционных сил появилось мнение о нецелесообразности дальнейшей осады. Но для банкиров Сити и Парижа Крымская война была коммерческой операцией. Они вложили в нее деньги и ждали прибыли. Потому войну следовало продолжать…
1 сентября 1854 г. (здесь и далее старый стиль) союзный флот высадил в районе Евпатории 64-тысячную армию. После Альминского сражения, 8 сентября союзники подошли к Севастополю, который оборонялся 349 дней. Базой британского флота стала Балаклавская бухта, французский флот стоял в Камышовой бухте, еще корабли были в Качинском заливе. По морю непрерывно шли транспорты из Европы. Они везли боеприпасы, провиант, различные военные грузы, которых требовалось все больше.
1 ноября 1854 г. по всему западному побережью резко упало атмосферное давление, и это многие заметили. Адмирал Лайонс приказал отвести линейные корабли в море. В ночь с 1 на 2 ноября на кораблях союзной эскадры мало кто спал, моряки чувствовали приближение чего-то ужасного. Для многих эта ночь стала последней в жизни. Рассвет принес ураганный ветер с юго-юго-востока. К полудню уже невозможно было стоять на палубе. Корабли в Качинском заливе стало сносить к берегу, якоря не могли уже их держать. В начале третьего на глазах у французской эскадры 2 английских корабля столкнулись, разорвали борта друг другу и понеслись к берегу. В районе от Константиновского мыса до устья Качи на берег выбросилось 13 торговых судов. Потом ветер стих, но опытные моряки знали, что это ненадолго. Матросы стали молиться и надевать чистое белье. И ураган вернулся... В Качинском заливе затонул турецкий флагман вместе с адмиралом и всей командой (700 человек). Пошел на дно фрегат «Багире» с командой в 270 человек.
Не легче было и в районе Евпатории. Здесь по всему берегу были огни: команды жгли выброшенные на берег суда, свозя с них только самое ценное. Жгли союзные суда и казаки с уланами, посланные русским командованием. Всего под Евпаторией было выброшено на берег 17 судов, еще 14 погибли между Севастополем и мысом Лукулл.
Хуже всего пришлось кораблям, стоящим на внешнем рейде Балаклавы. Первым погиб транспорт «Прогресс». Сорвавшись с якорей, он трижды ударился о скалы и пошел на дно. Затем затонул «Резолюте». Очень скоро на дно отправился американский фрахтер «Вандерер» вместе со всем экипажем. Транспорт «Кенильворт» протаранил пароход «Авон», а затем вылетел прямо на скалы. Спаслось только 7 человек. Потом погиб «Принц–регент», более известный как «Черный принц». Капитан отчаянно пытался провести корабль в бухту следом за поврежденным, но счастливо проскочившим в нее «Авоном», который, правда, в бухте столкнулся с «Викторией», но тщетно. Вот как описал гибель «Принца–регента» очевидец: «Гребни валов, высоко поднимаемые силой ветра, разливались по обширному пространству и брызгами своими затемняли атмосферу… Среди этой ужасной пучины находилось около 30 судов… «Принц» – великолепный новый винтовой пароход в первое свое путешествие разделил участь нескольких несчастных своих товарищей: дрейфуемый на скалы, он, подобно «Кенильворту», разбился на куски. Капитан Гудольт и агент адмиралтейства, капитан Байнтон приняли самые энергичные меры для спасения парохода, и, по общему согласию, все мачты парохода были срублены. К несчастью, при исполнении этой работы такелаж бизань – мачты попал в круг действия винта и в нём запутался, от этого пар переменил своё действие, движение машин сделалось неправильным, и корабль потерял свою паровую силу…». Дважды ударившись о скалы, «Принц–регент» разломился пополам и затонул прямо у входа в бухту. Из 150 человек экипажа корабля спаслись только мичман и 6 матросов.
А буря продолжалась. Кое-как держались на якорях «Везувий», «Нигер» и «Вулкан». На «Вулкане» были русские военнопленные. На корабле срубили все мачты, но это не помогло. Якоря не выдержали… Лишь немногие корабли сумели уйти в открытое море, одним из них был «Сити оф Лондон». Его морякам было хорошо видно зарево у Херсонесского мыса – там горел транспорт «Дунай».
Словно издеваясь, ураган время от времени стихал, давая надежду, а затем опять гнал корабли на скалы. Всего у Балаклавы погибло около 30 судов. Серьезно были повреждены и многие суда, стоявшие в самой бухте. Обычно в извилистой, похожей на норвежский фьорд Балаклавской бухте вода спокойная, но тут стало штормить. Якоря плохо держали илистое дно, корабли наползали друг на друга.
Общие потери союзного флота составили более 60 кораблей различных классов. Погибло свыше 1500 моряков. Только Великобритания понесла убытки, исчислявшиеся в 60 млн. фунтов стерлингов. Сильно пострадали от урагана и сухопутные части. Ветер разметал палатки, сорвал крыши с некоторых домов. В британском лагере водой оказались залиты окопы, убежища и склады. Проблемы союзников не кончились с окончанием урагана, напротив, они только начались. В британском лагере вскоре разразилась эпидемия холеры, которую было нечем лечить: привезенные «Принцем–регентом» медикаменты не успели выгрузить. Был потеряны и другие военные грузы – продовольствие, фураж, зимнее обмундирование… Резко возрос падеж скота. Из обозных лошадей погибло 66% животных. Знаменитая английская кавалерия тоже оказалась без лошадей. Заболеваемость среди личного состава, ввиду холодной зимы 1854-1855 гг., приобрела не просто угрожающие размеры, а стала причиной гибели более чем половины английской армии. На февраль 1855 года из 39400 человек экспедиционных сил Англии, дислоцированных под Севастополем, в лечебных учреждениях находилось 13640, на фронте – 11000 «… а всё остальное в могилах». Так трактует ужасные последствия катастрофы произошедшей на море 2 ноября 1854г. А.У.Кинглек в десятитомной истории Крымской войны (т.8), выпущенной в 1896 году. Не лучше дела обстояли у французов, сардинцев и турок.
А вот ущерб, нанесенный ураганом Черноморскому флоту, оказался невелик. Ни один корабль в Севастопольской бухте не погиб и даже не был серьезно поврежден. Хотя суда сталкивались между собой, садились на мель, а пароход «Громоносец» с главнокомандующим А.С. Меншиковым на борту был выброшен на берег. Но в Севастополе произошло курьезное событие, которое произвело на севастопольцев и защитников крепости большое впечатление. Один из затопленных кораблей, линейный корабль «Силистрия» … всплыл.
После урагана союзники были вынуждены приостановить осаду Севастополя. Среди некоторых высокопоставленных командиров экспедиционных сил появилось мнение о нецелесообразности дальнейшей осады. Но для банкиров Сити и Парижа Крымская война была коммерческой операцией. Они вложили в нее деньги и ждали прибыли. Потому войну следовало продолжать…