Вопрос знатокам: 2 фирмы, японская и китайская. Тристар и Драгон. Кто из них первым начал выпускать набор с "Прагой"? Если Тристар (что похоже на правду), то нестыковка с рациями возникла сначала у них, а затем плавно перекочевада к китайцам...
Нестыковка в том, что вариант посадки раций на вал трансмиссии - это у мардера (на базе ходовой от чешского танка). У хетцера (тоже на базе "Праги") рации стояли на левой надгусеничной полке и стенке моторного отделения). У "Праги" до передачи этих танков немцам, чехи ставили рации, опять же, на левой стенке ближе к антенне. Что касается остальных немецких танков, то рации в них ставились по одной схеме - ближе к антенне, рядом с местом работы стрелка-радиста (спереди). У более тяжелых танков (пантера, тигр), дополнительные радиостанции стояли в башне. У легких и средних (II, III, IV) - все в корпусе. Ни у одного рации на вал не сажались. А тут немцы решили предпринять нестандартное решение?
Сергей Финченко пишет: Барятинский считает, что снимали. Не оставляй пока этот вариант. Вдруг все-таки зря мы на фирму наехали. Вдруг все-таки на трансмиссии стоял ящик. И кресло сдвинуто было назад. Тогда и башню обслуживать можно. Но это так, навскидку - первая мысль была. Еще в начале обсуждения. Но не безспорно, конечно... Подумал вдруг - возможно, кресло было не задвинуто, а развернуто?..
То, что ты нашел, говорится про Pz.Bef.Wg.35(t). Это более ранний танк, другая модель, 5 человек экипажа. Про Pz 38 (t) в "НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ В БОЮ Panzer, vorwarts!" говорится ниже:
"...Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5% от общего числа произведённых машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемёта в корпусе..."
Про то, что на них стоял муляж орудия - не говорится, зато есть вот такое фото: Экипаж командирского танка Pz.Bef.Wg.38(t) Ausf.A за чисткой (!!!) орудия. Франция, 1940 год.
На этой фотографии нечетко видно... Но имеется целая серия снимков именно этого танка с разных ракурсов. 2-я штыревая антенна слегка просматривается за танкистом с банником (справа)
Приемник и передатчик монтировали в общем алюминиевом корпусе у левой стены... (по крайней мере, до замены чешской 2-блочной радиостанции - на немецкую)
Ну, во-первых, если убрать пулемет, остается довольно большая круглая дырка. В нее дует (особенно зимой). В нее может прилететь бутылка с коктейлем (Молотова). Кроме того, она была как раз напротив головы радиста. Такая вещь еще... Тахометр и спидометр стояли не у мехвода, а именно у радиста (чем руководствовались при этом чехи - не понятно). Если повесить сюда радио (что я не исключаю), то блоки это все хозяйство загораживали...
Если места хватало, то зачем надо было его убирать? И повторяю, радиостанция должна была стоять поближе к антенне. А Вал трансмиссии - это не самое близкое место.
Сергей Финченко пишет: Барятинский считает, что снимали. Не оставляй пока этот вариант. Вдруг все-таки зря мы на фирму наехали. Вдруг все-таки на трансмиссии стоял ящик. И кресло сдвинуто было назад. Тогда и башню обслуживать можно. Но это так, навскидку - первая мысль была. Еще в начале обсуждения. Но не безспорно, конечно... Подумал вдруг - возможно, кресло было не задвинуто, а развернуто?..
Не забудь, в машине было 2 радиста. И 2 радиостанции. Все трое должны были иметь свободный доступ к аппаратуре. Т.е. Хотя бы дотянуться, чтобы переключить. Вот например, FuG 5 на Pz IV. Радиостанция сзади-слева от него. Чтобы сменить настройки, он должен развернуться... Схема расположения здесь, конечно. другая. Радиостанция развернута вправо, т.к. стрелок-радист на немецких машинах сидел справа. Кроме того, ему здесь здорово мешает MG 34...На Праге спереди на трансмиссию блоки не поставишь (мешают рычаги). А если развернуть кресло радиста в сторону кормы, то... не знаю. Перестановки кресел были на хетцере, но это было из-за переноса рабочего места мехвода влево...
Поделюсь своими размышлениями. У немцев обеспечение подразделений радиосвязью стояло на первом месте. "Радиотанки" делались на базе Pz I (часть - с рамкой, а часть - без), Pz II (про эти мне ничего не известно, кажется, что внешне от обычных танков они не отличались), Pz III (превая попытка создать командирский танк на базе тяжелой машины, на более поздних сериях стояло полноценное орудие), Pz IV, Pz V и Pz VI
Все они назывались Panzerbefehlswagen (PzBfWagen). На ранних командирских машинах пушка представляла собой макет из дерева и металла (но вскоре немцы поняли, что беззащитным командирский танк оставлять нельзя). Кроме того, отсутствовал курсовой пулемет (вот эта деталь отличала командирскую машину от обычной). На ранних машинах по периметру крыши моторного отделения устанавливалась рамочная антенна, а на борту корпуса (справа или слева) — штыревая. Позднее, рамочная антенна, как демаскирующий фактор, была заменена на "антенну-звездочку" (но командирскую машину все равно можно было отличить по дополнительным антеннам). Внутри машины были оборудованы рабочие места для командира-офицера связи и двух радистов (помимо них в экипаж, разумеется, входил и механик-водитель). Возможно имелся складной столик для работы с картами. Начиная с Pz III наблюдение могло вестись через стереотрубу, устанавливаемую в командирской башенке. Танки оснащались {в различных комбинациях) радиостанциями FuG 6, FuG 7, FuG 8 и FuG 13. В зависимости от этого можно выделить три варианта машин: Sd.Kfz.265 (на базе Pz I), Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268.
Т.к. мы рассуждаем тут о чешских машинах, то предположу, что переоборудование их техники в командирские машины немного отличалось от данной системы. Например, командирский Pz 38 (t) с FuG 5 и FuG 8 в большинстве записей назывался особо - PzBfWg 38(t) (а не Sd.Kfz.267 или Sd.Kfz.268). Видимо, немцы считали командирские Праги вынужденным шагом, для использования до появления в частях полноценных командирских машин. Тоже самое можно сказать и о более раннем PzBfWg 35(t) (в такие было переоборудовано 14-15 обычных танков). Отличие было и в схеме расположения оборудования (из-за особенностей трансмиссии), и в наличии настоящего орудия (на данном этапе, немцы не рассматривали возможность установки пушек в командирские машины). Хотя, Баратынский против
Изначально, на Pz 38 не было заряжающего. Добавив дополнительного члена экипажа (ценой уменьшения боекомплекта на 14 с нарядов), немцы смогли сделать из этой легкой машинки лучший немецкий танк начального этапа войны. Все остальное дотошные чехи в "Праге" уже предусмотрели. Добавив дополнительные радиостанции, немцы опять уменьшили боекомплект. Если учесть, что танковое орудие было рабочим и (возможно) сохранялась штатная боеукладка в башне, то (возможно) FuG 8 стояла в корпусе вместо дополнительного боекомплекта...
Фото интерьера "Праг" мне не попадалось - ни командирских, ни обычных. Т.е., в Сети есть фотографии из технического руководства по танку, но нет (к большому моему сожалению) фотографий работы экипажа внутри этого танка... На фото: условия работы радистов в Pz IV...
Fuad Pashayev пишет: Если умрем ВСЕ - то и не обидно даже. Детишек только жалко. Что-то меня терзают смутные сомнения (с), нафига спрашивается первые лица ведущих стран какие то левые соберуны делают - под эгидой якобы защиты амурского тигра... Кому он вдруг понадобился резко? Сдается мне, эти нехорошие дяди в тайне от своих народов ковчег себе варганят 1:1 или убежище. Хочу в генофонд!
Кто же спасет японцев от проснувшихся мутантов? Неужели гордые изобретатели шумопоглощающих горшков, неунывающие производители трусов из жевательной резинки, переносных унитазов и подтяжек с яйцами навсегда исчезнут в глубинах Тихого океана? Саадаки, на помощь!