В этой теме мы продолжим разбор подборок фотографий и чертежей подводных лодок Кригсмарине в годы Второй мировой войны . На этот раз остановимся на сверхмалых подводных лодках и человекоуправляемых торпедах: в частности рассмотрим K-Verbände ( Соединение "К") - соединение специального назначения в составе Военно-морского флота Третьего рейха, предназначенное для ведения диверсионных и штурмовых операций в водных объектах и прибрежной зоне противника.
По уже сложившиеся традиции по возможности и наличию информации буду добавлять краткие подтексты к фотографиям.
Обратимся немного к истории - с чего всё начиналось...
Человеко управляемая торпеда "Neger".
Командование военно-морского района «Север» провело 21 декабря 1943 года в Киле совещание, на котором обсуждались технические проблемы, связанные с созданием и внедрением в практику новых образцов вооружения для противодействия десантным силам противника. Присутствовавший на этом совещании инженер-конструктор Рихард Мор (Richard Mohr), специалист по торпедам, заявил, что поскольку методы обнаружения подводных лодок непрерывно совершенствуются, то наибольшими шансами скрытного выхода на рубеж атаки в прибрежных водах обладает торпеда, управляемая человеком. Инженер Мор подал свой проект на утверждение уже через 3 недели после совещания - 10 января 1944 года, а еще через два месяца первая немецкая управляемая торпеда была готова к испытаниям. Ее прототип построили за 24 часа на опытно экспериментальном заводе при НИИ «Torpedo - Уегsuchs - Austalt» в Эккернфёрде. По аналогии с фамилией инженера-разработчика конструкции дали кодовое обозначение «мавр». Затем кто-то в шутку бросил: «негр» (Neger), и под этим наименованием оружие пошло в серию. Всего было выпущено примерно 200 транспортных торпед комплекса «Негр». Вес всего комплекса составил около 3-х тонн (в том числе масса боевой торпеды была 1,65 т). Диаметр торпед остался прежним (53,3 см); длина транспортной торпеды увеличилась до 765 см. Промежуток между верхней и нижней торпедами равнялся 15 см. Мощность двигателя была 12 л.с. Он потреблял энергию от аккумуляторных батарей общим напряжением 110 вольт. По расчетам Р. Мора, с подвешенной боевой торпедой «Негр» мог пройти 18-20 миль на 3 узлах (6-7 часов движения), а после ее пуска - примерно столько же на 4,2 узлах (еще 4-5 часов). Таким образом, теоретическая дальность плавания комплекса «Негр» (к цели - с боевой торпедой, назад - без нее) составляла 35-40 миль. Но с учетом встречного ветра, волн и препятствующих плаванию течении, реальная дальность была на 5-7 миль меньше.
Водитель располагал простейшими органами управления и мог осуществлять следующие несложные манипуляции: запуск и остановку электромотора торпеды-носителя, управление рулями курса и глубины, пуск боевой торпеды. Для этого в кабине имелись компас, ручка управления и два рычага включения электромотора и сброса торпеды. В носовой части транспортной торпеды установили вместо оптического прицела два штыря, с помощью которых водителю следовало выводить «Негр» в нужное исходное положение перед пуском боевой торпеды. Во время атаки над поверхностью воды на 35-40 см выступал лишь колпак кабины водителя, который должен был подвести аппарат к вражескому кораблю на расстояние, не превышавшее 500 метров и с этой дистанции выпустить нижнюю торпеду. Затем он разворачивал транспортную торпеду и своим ходом возвращался к берегу. Из-за невысокой скорости и дальности плавания торпедных комплексов «Негр» командование флота планировало использовать их только в прибрежной зоне только при благоприятных погодных условиях (например, ночью при волне не более 1 балла) и как можно ближе к базам.
Привет Денис! У меня давно лежит на грунте Зеехунд, старался делать по чертежам, если сообщество не против, могу попробовать сфотать сей агрегат. С Уважением, Михаил!
Надо не спешить, чтоб не опоздать, не спеша закончить всё, чтобы побыстрей. Пипундий.
Новое оружие имело несколько достоинств и много недостатков. К достоинствам следует отнести возможность возврата транспортной торпеды после атаки и повторного использования. Одним из главных недостатков являлось то, что торпедные комплексы «Негр» могли плавать только в полупогруженном состоянии. При этом прозрачная полусфера кабины водителя была легко заметной для наблюдателеи, находившихея на атакуемых судах. Другим серьезным недостатком этого штурмового средства являлась его низкая скорость, вследствие чего «Негр» мог атаковать в основном неподвижные или малоподвижные цели. Самой же слабой стороной комплекса являлось то, что голова водителя возвышалась над поверхностью воды не более, чем на 30-40 см, поэтому дальность обзора поверхности моря была очень мала, а ориентация - краине затрудненной. Вдобавок, штыревое прицельное устроиство являлось весьма примитивным. Соответственно, торпедная атака имела реальные шансы на успех лишь в том случае, если производилась с дистанции, не превышавшей 300-400 метров. Командовать подразделением «негров» Дёниц назначил старшего лейтенанта Ганса Крига. После этого гросс-адмирал объявил, что не выделит больше в водители торпед ни одного подводника. Поэтому первые 40 человек набрали из различных береговых и тыловых частей, ни один из них раньше не служил на кораблях. Интенсивные занятия по освоению техники длились всего 15 дней, после чего свежеиспеченные водители управляемых торпед, гордо именовавшие себя «капитанами», получили первое боевое задание в Италии.
Ночь с 20 на 21 апреля 1944г. - первое боевая операция с использованием торпед «Neger». План предусматривал массированную атаку на корабли и суда союзников, стоящие на рейде у берегов Италии, с целью потопить или повредить максимальное количество. Однако из 37 машин почти ни одна не произвела пуск боевой торпеды (потопленные два буксира не посчитались серьезными целями), при этом 13 из них перевернулись при спуске на воду, семь было уничтожено и три не вернулось с миссии, будучи захваченными. Дело в том что большинство кораблей по счастливому для них стечению обстоятельств покинуло рейд спустя час после пролета рядом немецкого разведчика. 3 «Негера» оказались выброшены на берег и союзники получили информацию об этом необычном оружии, которое до этого было им неизвестно. Согласно источнику, пилот данной сверхмалой подлодки погиб, задохнувшись в торпеде.
Ночь с 5 на 6 июля 1944 года. - первое боевое крещение «Neger». В ту ночь 24 машины вышли на атаку флота вторжения. Торпедной атакой были потоплены два британских минных тральщика H.M.S "Magic" и H.M.S "Cato". С миссии вернулось только девять машин.
Ночь с 7 на 8 июля 1944 года. - вторая продуктивная боевая операция. В налёте принимало участие 21 машина. Однако, повышенная готовность союзных войск позволила им заранее заметить торпеды, после чего союзные войска атаковали их с самолетов и корабельных орудий. Немцам же, несмотря на плотный огонь и бомбардировку, удалось потопить еще один тральщик - H.M.S "Pylades" (J401) и повредить польский крейсер ORP "Dragon",который позже затонул из-за повреждений. 14 июля того же года Вальтер Герхолд получил Рыцарский крест Железного креста с рук вице-адмирала Хайе Хельмута за уничтожение ORP "Dragon". Продолжение следует...
Разумеется для подготовки экипажей использовались и учебные единицы. Данный "Neger" несёт "на борту" учебную торпеды,об этом символизирует белая полоса на головной части торпеды. А этот "Neger" даже имеет собственную эмблему. Скорее всего эмблема была нанесена,так скажем,для красоты,ибо лично я думаю,что это скорее "выставочный" экспонат - для показана нового типа вооружения. Экипажи человекоуправляемых торпед "Neger". Вице - адмирал Хельмут Хейе лично награждает матросов подразделения "К". Продолжение следует...
В конце весны 44-го военнослужащие соединения "K" и специалисты Исследовательского центра торпедного оружия начали разработку новой человекоуправляемой торпеды. Проект получил название "Marder". Целью новой разработки было совершенствование конструкции торпеды "Neger" с исправлением существующих недостатков и повышением общих характеристик. При этом одной из приоритетных задач проекта было создание системы для погружения и всплытия. Предполагалось, что возможность уходить на глубину позволит перспективной торпеде снизить вероятность обнаружения противником. Человекоуправляемая торпеда "Marder" представляла собой прямое развитие существующей "Neger", что вылилось в заметное сходство их конструкций. Тем не менее, в новом проекте был использован ряд нововведений, направленных на повышение характеристик новой техники. Самым заметным последствием доработок стало изменение внешнего вида управляемого модуля торпеды. Из-за установки нескольких новых агрегатов его пришлось удлинить. Таким образом, существующая торпеда "Neger" состояла из двух равных по длине частей, а новая "Marder" – из более длинной верхней и менее крупной нижней. В проекте "Marder" носовая часть корпуса вновь была изменена. Перед кабиной смонтировали обтекатель с балластной цистерной емкостью 30 л. Этот агрегат утяжелил торпеду на 65 кг, но добавил к ее общему объему 0,3 куб. м. При помощи балластной цистерны торпеда могла погружаться на глубину до нескольких десятков метров и таким образом уходить от возможного преследования. Серийное производство человекоуправляемых торпед "Marder" стартовало в начале лета 1944 года. Эксплуатировать такую технику должны были моряки соединения "K", принимавшие непосредственное участие в ее разработке. Известно, что до конца войны немецкие предприятия построили и передали заказчику около трех сотен торпед типа "Marder". Также имеются сведения о некоторых особенностях производства. Изготовление большинства узлов и общая сборка торпед осуществлялись в Германии. Кроме того, в проекте были задействованы некоторые итальянские предприятия, поставлявшие часть деталей. По-видимому, новый проект сочли более удачным, чем старый, что и привело к заметной разнице в объемах производства. Напомним, в Кригсмарине получили только 200 «Негеров». Продолжение следует...
Впервые «Мардеры» вступили в бой в ночь на 3 августа 1944 года у берегов Нижней Нормандии, недалеко от города Курсёль-сюр-Мер. На задание отправились 58 торпед. Благодаря возможности погружаться и скрытно приближаться к противнику, большая часть немецких торпед успешно вышла на курс атаки. Залпом из нескольких торпед немецким диверсантам удалось потопить транспорт типа "Liberty" водоизмещением 7219 брт ,тральщик и эскортный миноносец H.M.S "Quorn". Кроме того, повреждения получили крейсер и транспорт водоизмещением 7000 брт.
В целом успешная операция была омрачена большими потерями. Тихоходные человекоуправляемые торпеды не смогли вовремя уйти из района выполнения боевой задачи, и были замечены противолодочной обороной. Массированное применение глубинных бомб, реактивных бомбометов и артиллерии привело к тому, что на базу вернулись всего 17 торпед из 58. Все остальные были уничтожены или повреждены и брошены пилотами. В дальнейшем торпеды "Marder" еще несколько раз использовались при атаке вражеских кораблей у берегов Нормандии. Последний подобный рейд состоялся в ночь на 17 августа. 42 торпеды должны были атаковать группу кораблей США, Великобритании и Франции. Тем не менее, этот корабль уже был выведен из состава флота и не использовался по прямому назначению. Кроме того, немцы потопили десантный корабль и судно-носитель аэростатов ПВО H.M.S "Fratton". На этот раз немецкие торпеды вновь подверглись обстрелу, из-за чего домой вернулись только 16 диверсантов. 15 "Мардеров" были повреждены и потоплены. Еще одна торпеда стала трофеем союзников. В результате обстрела пилот этого аппарата был убит. После этого торпеду нашли и выловили. В дальнейшем ее отправили на берег для изучения специалистами. Следует отметить, что доработки конструкции действительно привели к сокращению потерь людей и техники. По имеющимся данным, из 200 построенных торпед «Негер» было уничтожено не менее 120 единиц, т.е. более 60%. При этом в ряде источников упоминается, что в некоторых рейдах было потери доходили до 80%. До окончания войны нацистская Германия построила около 300 торпед "Marder". Из них в боях было потеряно не менее 80-90 единиц. Таким образом, потери составили не более 30-40% от общего количества. Вполне возможно, что на уменьшении потерь сказался ряд нововведений, использованных в проекте. Главными причинами сокращения потерь можно считать возможность погружения и обновленную систему жизнеобеспечения. Тем не менее, и после этого торпеды «Мардер» не отличались высокой надежностью и живучестью. Продолжение следует...
Изменение ситуации на фронтах уже не позволяло немецкому флоту организовывать новые специальные операции, в которых могли бы применяться пилотируемые торпеды. Из-за этого к концу войны эксплуатация подобной техники почти полностью прекратилась. Остававшиеся на вооружении «Мардеры» и сохранявшиеся на базах «Негеры» либо были уничтожены в боях, либо стали трофеями победителей. Несколько «Куниц» дожили до наших времен и стали музейными экспонатами. Побережье Норвегии,осень,1945 год. Продолжение следует...
Человекоуправляемая торпеда "Marder" в Военно-историческом музее Бундесвера в городе Дрезден. И ещё один музей в городе Эккернфёрд. Продолжение следует...
И все же немецкие вооруженные силы и промышленность старались найти выход из сложившейся ситуации. До самого конца войны в Европе немцы надеялись повысить боеспособность специального соединения "K" при помощи новой техники. На смену имевшимся "Neger" и "Marder" должна была прийти человекоуправляемая торпеда "Hai". Разработка этого пилотируемого аппарата стартовала зимой 1945 года.
Все немецкие человекоуправляемые торпеды, от "Neger" до "Hai", представляли собой постепенное развитие одних и тех же идей, реализованное на базе одной конструкции. Являясь прямым продолжением предыдущих проектов, торпеда "Hai" имела отработанную архитектуру.
Разработка проекта "Hai" завершилась в феврале 1945 года. Вскоре после этого началась сборка опытных торпед, которым предстояло участвовать в испытаниях. По разным данным, было построено не более двух аппаратов новой модели, которые вскоре отправились на одну из баз "K". Испытания оставили двойственное впечатление. С одной стороны, новая торпеда имела увеличенную дальность плавания, что значительно повышало ее боевой потенциал. С другой, увеличение длины корпуса сказалось на ряде характеристик. Из-за дополнительной секции ухудшилась маневренность, остойчивость и другие параметры.
В результате можно предполагать, что главным отличием торпед "Hai" от предыдущей техники этого класса был бы увеличенный радиус действия. Все прочие характеристики должны были оставаться на прежнем уровне. Это означает, что соединение "K", устраивая новые рейды, продолжило бы терять технику и людей. Таким образом, даже в случае успешного завершения проект "Hai" вряд ли мог принести Германии реальную пользу.
Человекоуправляемая торпеда "Hase". Также проводились испытания торпедного комплекса "Hase", созданного на основе комплекса "Marder". Сначала профессор Корнелиус пытался разместить в ней турбину Вальтера, работавшую на инголине. Но из этого ничего не вышло. Тогда он добавил еще одну секцию корпуса с дополнительной аккумуляторной батареей. Самое главное изменение в конструкции корпуса-это добавление носовых горизонтальных рулей и внесение ряд других изменений. Однако до конца войны немцам не удалось запустить в производство данный торпедный комплекс. Продолжение следует...
Германская сверхмалая подводная лодка "Дельфин" была создана во время Второй мировой войны. В 1944 году было построено всего три прототипа, которые к концу войны были уничтожены. Основное назначение создаваемой подводной лодки было в нанесении быстрых торпедных атак по судам противника. Мини – субмарины имеющиеся у Кригсмарине на тот момент были очень тихоходными, чтобы бороться с большими кораблями в проливе Ла-Манш. "Дельфин" весил 2,8 тонны и был легко узнаваемый благодаря своей обтекаемой каплеобразной форме, что позволило ему достигать значительной скорости под водой. Во время испытанной подводная лодка достигла подводной скорости в 17 узлов. 19 января 1945 года первый прототип был потерян в результате столкновения с судном обеспечения. Два других прототипа были перемещены из-под Берлина в Пьотениц, где и были взорваны 1 мая 1945 года перед вхождением союзных войск.
В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине представили на рассмотрение начальству проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVIIA.Более широко она известна как СМПЛ "Хехт".Основным назначение данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблём на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Отличительной особенностью первого варианта "Хехта" было отсутствие каких либо горизонтальных рулей или им подобных устройств - следствие необходимости преодоления боно - сетевых заграждения, противоторпедных сетей и.т.д.
Ещё один недостаток новой субмарины заключался в отсутствии систем погружения. Причина опять - таки заключалась в определённом назначении мини - подлодки - работа только под водой, без промежуточных всплытий в надводной положение. Именно по этому на "Хехте"немецкие инженеры установили всего лишь две цистерны вспомогательного балласта суммарной ёмкостью 200 литров, в то время как цистерны главного балласта отсутствовали вовсе. После того как экипаж спускался в "почти погруженную" подлодку, вспомогательные цистерны заполнялись и экипаж отправлялся на задание. Таким образом,сверхмалая подводная лодка "Хехт",использовавшиеся подводниками исключительно для учебных целей,сыграла свою значительную роль и истории германского подплава и частей спецназначения - ведь именно в ходе её проектирования немецкие конструкторы и инженеры смогли впервые ознакомится с данной областью подводного кораблестроения,познакомившись со специфическими задачами,возникающими при проектировании образцов военно-морской техники данного класса. Сверхмалая подводная лодка "Hecht" в Военно-историческом музее Дрездена.
Сверхмалая подводная лодка "Seehund",Тип XXVIIB/B5.
Чертежи внутренних механизмов лодки: Рабочая схема и устройство двигательной установки с замкнутым циклом разработанной специально для лодок типа "Seehund". Поперечные сечения лодки. Продолжение следует...
Сверхмалая подводная лодка "Seehund" была самой успешной из всех подобных аппаратов, созданных для Кригсмарине. Проект получил обозначение Тип XXVIIB и разрабатывался конструкторским бюро Глюкауф возглавляемому Куртом Фишером в Бланкенбурге. 30 июня 1944 года был заключен контракт с судостроительным заводом Ховальдсверке на постройку трех прототипов лодки и принята программа по постройке 1000 таких субмарин в дальнейшем. Правда, до конца войны построили только 285 штук, еще 93 лодки пребывали в различных стадиях готовности. Это объяснялось нехваткой материалов, и предпочтением Дёницем лодок XXIII серии. Главными достоинствами лодки были очень быстрое погружение ( 4-5 секунд) и то, что лодка крайне трудно обнаруживалась как в надводном положении радиолокаторами, так и в подводном гидроакустической аппаратурой. Лодки поступили на вооружение пяти К-флотилий Lehrkommando 300. Первая операция, проведенная в январе 1945 года в устье Темзы, закончилась плачевно – 16 из 18 лодок были потеряны. В дальнейшем лодки действовали более успешно, потопив до мая 1945 года французский эскортный миноносец "La Combattante", 9 грузовых судов водоизмещением 18,5 тысяч тонн и повредив еще три. Продолжение следует...
В апреле лодки выполнили две специальные миссии по снабжению продовольствием окруженной немецкой группировки в Дюнкерке. Вместо торпед лодки несли контейнеры с продовольствием, которые называли “масло-торпеды”. Обратно лодки везли корреспонденцию от окруженных. 28 апреля 1945 года операции с участием "Seehund" были прекращены. За это время было потеряно 35 лодок, причем, большинство было потеряно из-за сложных метеоусловий и по причине неполадок. После войны некоторые страны проявили большой интерес к субмаринам этого типа, а некоторое количество Зеехундов даже было введено в боевой состав ВМС СССР и Франции. Продолжение следует...
Инженер - механик за работой на "Seehund". Командир лодки. Кадр из учебного фильма. Главный инженер - механик 300-го учебного отряда помогает гросс - адмиралу Карлу Дёницу осматривать лодку типа "Seehund".
"Seehund" (заводской номер 1027) после гидравлических испытаний на заводу "Deutsche Werft",начало 1945 года. И повреждённые лодки. Погружение... Пуск торпеды в подводном положении.