ВОРОНОВО В районном центре Гродненской области городском поселке Вороново имеется 1 мемориальный самолёт – Су-24М.
Су-24М – бортовой номер 52. Установлен на шасси на тумбах-подставках на перекрестке улиц Восточной и Советской около въездного знака. Передан Министерством обороны в качестве экспоната музея боевой техники под открытым небом. Доставлен из г. Береза Брестской области 11 апреля 2023 года.
В Волгоградской области в Ольховском районе восстановлен памятник самолету МиГ-17. В годы войны в этом месте располагался командный пункт легендарной 16-ой Воздушной Армии.
Ее летчики за месяц сбили 296 самолетов противника. В 16-ой Воздушной Армии служили: трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза А.Е. Боровых, В.М. Голубев, Е.А. Савицкий, 201 Герой Советского Союза и 8 Героев Российской Федерации.
На Мемориале памяти воинам состоялось торжественное открытие Мемориальной доски и "Аллеи Памяти".
Потомки увековечили память 9 лётчиков-героев Сталинградской битвы русского и испанского происхождения, открыв мемориальную доску на памятнике самолёту МиГ-17 и высадив аллею с 9 елями в честь каждого из героев.
Памятник самолету удалось восстановить, в т.ч. при содействии ОАК. Сотрудники корпорации приняли участие сегодня в торжественном мероприятии.
https://m.vk.com/wall-213923848_552 [quote]Кто же в детстве не любил залезать на самолёты-памятники (если только, конечно, они не располагались на слишком высоких постаментах)? А часто ли вам приходилось задумываться о том, что происходило с самолётом или вертолётом до того, как его водрузили на постамент?
Сегодня мы запускаем новый цикл публикаций под названием «Авиационные памятники Калужского края».
Калужская область, на территории которой находится Авиапарк Орешково, представляет огромный интерес для любителей авиационной фотографии и просто поклонников авиационных достопримечательностей. Наш регион богат не только количеством, но и разнообразием авиапамятников, установленных в доступных для обозрения местах. Так что в этой и будущих подборках мы постараемся заинтересовать вас историями авиапамятников и мотивировать к их посещению.
Начнем с одного из самых современных самолётов из недавно установленных и, при этом, малоизвестного широкой общественности.
Фронтовой истребитель МиГ-29 с бортовым номером 10 возле детского лагеря «Полёт» (Боровский район, п. Кривское, недалеко от Обнинска, 55.140174, 36.525488 ) установлен по инициативе руководства ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, к которому и относится детский лагерь.
Данный «МиГ» с заводским номером 2960516552 был выпущен в сентябре 1985 года на Московском авиационном предприятии «ММЗ «Зенит», после чего поступил на службу в 53-й истребительный авиационный полк (аэродром «Шауляй»). В 1989 году полк перевооружили на истребители-бомбардировщики МиГ-27, а самолёт передали в Амурскую область на аэродром «Орловка», где дислоцировался 404 ИАП. К 1994 году истребитель вылетал положенный срок до необходимого первого ремонта и был сдан на 275 авиационный ремонтный завод в Краснодаре. К моменту когда ремонт закончили, в Смоленске шло переформирование 871 ИАП, его оснащали истребителями МиГ-29, и с декабря 1996 года борт №10 продолжил службу в новой авиационной части.
Ничто не может служить вечно, вот и самолёты МиГ-29 первого поколения с определённого момента начали снимать с вооружения и выводить на хранение, заменяя более современными машинами. в 1998 году наш «МиГ» сдали на Липецкую базу резерва самолётов. Именно оттуда его получили специалисты ОНПП «Технология» в 2017 году. Там же его готовили к установке на постамент у входа в летний лагерь.
На своём сегодняшнем месте самолёт оказался в мае 2017 года. [/quote]
Продолжаем цикл публикаций под названием «Авиационные памятники Калужского края» и сегодня мы познакомим вас с самолётом МиГ-17 (№01, заводской номер 1407044), установленным совсем рядом с нашим аэродромом в посёлке Воротынск.
Появление этого памятника напрямую связано с историей аэродрома «Орешково». Дело в том, что «МиГ» установили в память о дислокации в Воротынске двух полков 324-й истребительной авиационной дивизии, командовал которой трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. С 1951 года лётчики этой дивизии, принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов, ставшей одним из наиболее крупных военных столкновений, происшедших после окончания Второй мировой войны. После возвращения в СССР в феврале 1952 года дивизия была размещена у нас в Калужской области. На аэродроме «Орешково» несли боевое дежурство 176 иап и 178 иап, вооруженные самолётами МиГ-15 и МиГ-17. Ещё один полк дивизии (196 иап) находился на аэродроме «Ермолино».
В марте 1958 года 324-ю дивизию расформировали, а на аэродроме организовали Калужскую учебно-авиационную организацию, на базе которой велась переподготовка кадров для реактивных самолётов УТИ МиГ-15 и МиГ-15Бис. С 1969 года на вооружение учебного авиационного центра ДОСААФ поступают самолёты МиГ-17, один из которых и был установлен на постаменте.
По прошествии четырёх десятилетий сам самолёт, и несущая его металлическая конструкция обветшали и начали создавать угрозу для окружающих. В связи с этим на одном из заседаний комиссии по благоустройству при администрации городского поселения «Поселок Воротынск» было принято решение о реставрации самолёта МиГ-17.
5 сентября 2019 года самолёт демонтировали с постамента и перевезли для реставрации к нам на аэродром «Орешково». Работы по восстановлению самолёта взялась выполнить команда "Альбатрос Аэро" Авиационно-Спортивный Клуб. И чуть меньше чем через год - 28 августа 2020 года, обновлённый самолёт занял своё место на современном постаменте в сквере имени Ю.А. Гагарина.
Установлен 19 октября 2019 года, в память о частях и соединениях базировавшихся в разное время на аэродроме "Мигалово". Для справки. Ранее этот самолёт-памятник МиГ-17 с бортовым номером 39 красный принадлежал 401 иап ПВО СССР и находился на территории военного городка возле аэродрома «Северный» в Смоленске. Данный МиГ-17 уникален тем, что пока это единственных из известных и сохранившихся до наших дней самолётов этого типа, который несколько раз являлся участником воздушного парада над Красной площадью на 9 мая. После списания "МиГ" был установлен в военном авиагородке, произошло это в 1988 году. Через три года полк был расформирован, а самолёт оставался на своём месте до 27 апреля 2019 года.
В честь базировавшегося в Воротынске 336 отдельного вертолетного полка, в мае 2012 года в Воротынске был разбит сквер Авиаторов, Сквер спроектировали в форме треугольника – своеобразный символ крыла воздушных машин. Ровно через три года этот сквер украcил собой настоящий боевой вертолет 1982 года выпуска — Ми-24В — Крокодил. Он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Югославии и Цхинвале. Память о том времени осталась на его правом борту – следы от осколков. Нашим аэроклубом, по просьбе ветеранов этот вертолет был разобран на авиабазе в Кореновске, затем перевезен на аэродром Орешково, где были проведены работы по реставрации, после которых эта красивая машина заняла почетное место в центре сквера Авиаторов
Вертолет имеет богатую историю. Он прошел как минимум четыре войны. В 2016 году подписчик нашего сообщества Роман Ильин предоставил нам фотографии этого вертолете на аэродроме Ханкала, которые были сделаны в 2006 году. В то время вертолет участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской республики
Продолжаем цикл публикаций под названием «Авиационные памятники Калужского края» и сегодня познакомимся с самолётом МиГ-21Ф-13 (№01, заводской номер 74210204), установленным в Калуге на улице Курсантов, перед КПП бывшего Калужского авиационного лётно-технического училища РОСТО (КАЛТУ). Его ещё называют «Мигом из Грабцево», но это не верно, так как административно место, где установлен памятник, всё же относится к Калуге.
Точной даты установки этого самолёта-памятника нам не удалось выяснить, но предположительно он появился на своём месте в 1987 году. Вероятнее всего эта машина была учебным пособием для курсантов тогда ещё КАТУ (на основании постановления Совета министров СССР от 28 августа 1970 года № 700 на базе Центральной объединённой лётно-технической школы ДОСААФ СССР было создано Калужское авиационно-техническое училище ДОСААФ СССР), и после передачи из ВВС выведенных с лётной эксплуатации самолётов более совершенных модификаций МиГ-21СМ и МиГ-21СМТ, «старичка» решили сделать самолётом-памятником.
При внимательном рассмотрении самолёта, нам удалось заметить, что первоначально этот МиГ-21Ф-13 имел бортовой номер 91 голубой с черной окантовкой, поверх которого было нанесено ещё минимум два номера - 18 красный и 01.
Самолёт МиГ-21Ф-13 (тип 74) относится ко второму поколению знаменитых фронтовых истребителей МиГ-21. На этих машинах появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Благодаря тому, что была снята одна из пушек, конструкторы смогли увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа — 3950 кгс, на форсаже — 6120 кгс. Радиолокатора на самолёте не было. Выпускался МиГ-21Ф-13 с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах.
К сожалению, с момента установки (более 35 лет назад) и по настоящее время, памятник МиГ-21Ф-13 ни разу не обслуживался и не ремонтировался. Фюзеляж самолёта и система его крепления к бетонному основанию коррозируют, а само бетонное основание разрушается, что представляет потенциальную опасность и может привести к падению самолёта.
Недавно мы направили в Городская Управа Калуги запрос с предложением забрать этот самолёт в Орешково, где команда Авиапарка приведёт его в порядок и отреставрирует. После этого можно будет установить его на постаменте в качестве памятника рядом с МиГ-29. Надеемся получится.