Давно хотел сделать модель этого танка. Даже порывался пилить звезду, но в связи с отсутствия опыта, и более или менее достаточного количества фотоматериалов и информации по модификациям, у меня ничего не получилось. Сейчас же, благодаря сербским коллегам и гуглу удалось значительно продвинуться вперед.
Попробую провести краткое ознакомление с машиной. В 1983 г. в Югославии началось производство танка. M-84 был разработан как вариант модернизации танка Т-72, лицензия на производство которого была закуплена ранее в СССР.
Боевой вес танка М-84 на начало серийного производства составлял 41 т, но в ходе дальнейших мероприятий модернизации по улучшению защищенности и живучести он достиг 44 т. Следует заметить, что и мощность на танке М-84 А, возросла с 780 л.с. до 1000 л. с.
На танке установлена новая система управления огнем (СУО), разработанная и изготовленная в Югославии и получившая название SUV М-84. Она представляет собой современную и более развитую систему чем у танка Т- 72. Комбинированный дневной - ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2, установленный вместо прицел-дальномера ТПД-1К значительно меньший по внутренним габаритам, чем серийные дневной и ночной прицелы, которые он заменяет. Метеорологический датчик, установленный на передней части крыши башни по ее оси в металлической трубе.
Так что по сути югославы работали лишь над начинкой башни, движком и самой башней. В целом же бронирование танка М-84 идентично танку Т-72.
-----------------
По этим фото видна основная разница между модификациями М-84 и М-84А. Отчетливо видно, что кроме разного расположения дымовых гранат на башне, присутствию дополнительного броне листа на ВЛД у М-84А (по типа и подобию Т-72М1), у них разная геометрия скул башни. У М-84 наблюдается уклон по типу как на Т-72 Урал, башня же М-84А практически идентична Т-72А (М1).
В рунете я не видел еще никого, кто бы делал М-84, так что надеюсь стать пиоенром в этой области А планирую сербскую машину, только еще не решил, будет ли это Косово, или Босния. На данный момент склоняюсь к Косово. Вот интересный вариант с цветными бочками
Если с башней все более или менее понятно, ну если только знатоки Т-72 меня не поправят. А с баками не совсем ясно. Если на М-84 баки идентичны Т-72, то на М-84А у них несколько иная конструкция. Внешняя выштамповка значительно упростит работу, но возникает проблема с топливопроводом. На фото не очень хорошо видно что там и как устроено.
Как базу буду использовать Тамиевский Т-72М1. Альтернативы по сути у нее нет. Звездинский Т-72А откровенно слабая модель. На данный момент удалось продвинуться не слишком далеко. - Срезал передние брызговики - Перевернул ящик ЗИП (указанно стрелкой), так как замки установлены не в ту сторону. - Сделал нишу для хитрого бака (пока еще не выяснил что это за бак такой). У Т-72 сплошной бак, у М-84 бак другой конструкции (см. фото выше). - На корме корпуса сделал крепления для бревна и отбойники. Родные крепления никуда не годятся.
Константин, это модификация называется M-84AB1. Это уже не югославская модификация, а сербская. Думаю я, что комплекты для модернизации получены из России.
Наконец-то доделал фильтр. Из за своей довольно сложной формы, и из за отсутствия всеракурсных фото, с ним пришлось изрядно повозиться, да и то, результат не совсем меня удовлетворил. Но, что сделал то и имею
А что похож! Пару вопросов: какой использовали пластик для изготовления фильтра, он выточен единой деталью?, что за сиреневый налет на фильтре и других деталях?
Немного хочу забежать вперёд. С прототипом, а точнее с его задней частью, я определился. Сейчас демаю о башне и ВЛД. На начальных этапах войны все машины были оснащены трубой ОПВТ, на которой закреплялась скатка, и у некоторых противопыльные щитки.
Затем трубы постепенно терялись по той или иной причине. Вместо них приваривались скобы, на которых так же крепилась скатка.
Мне кажется, что с ОПВТ смотрится интересней, чем без.
Четник пишет: Затем трубы постепенно терялись по той или иной причине. Вместо них приваривались скобы, на которых так же крепилась скатка.
Дим скобы-6 штук были на этой стороне башни всегда,как и на нашей Т-72А и на них штатно крепился брезент ремнями. Вижу что ты двигаешься вперед,слежу за сборкой. По ВЛД делай чистой,Имхо,такой вариант лучше