Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Странные дела происходят в жизни.
Незримой рукою переплетаются дела минувших дней и современной суеты. Казалось бы, каким образом могут совпасть
- имя корабля,
- начало постройки его модели (в двух вариантах До и После модернизации),
- православный церковный календарь,
- и окончание постройки обеих моделей?
Тем не менее факты таковы. В Российской Империи был построен броненосец " Три святителя", названный в честь Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Составивших правила Богослужений, боровшихся с ересью грозившей расколом церкви.
Совершенно случайно постройка моделей была начата 10 февраля 2021 года, накануне празднования собора Вселенских Учителей и Святителей Василия, Григория, Иоанна.
И совершенно случайно получилось так, что без спешки закончена работа над второй моделью этого корабля и опять накануне празднования собора Трех Святителей, который отмечается 12 февраля!
Вот уж воистину- дивны дела Твои, Господи!
Для тех, кто не в курсе, считаю необходимым напомнить.
К Трем Святителям (древнегреческий : Οἱ Τρεῖς Ἱεράρχαι ; греческий : Οι Τρεις Ιεράρχες ) в православии относятся Василий Великий (также известный как Василий Кесарийский), Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Они были весьма влиятельными епископами о ранней церкви, которые играли основную роль в формировании христианского богословия. Все трое почитаются как святые в православии, католицизме, англиканстве и других христианских церквях.
Многое из жизни этого корабля я уже рассказал при представлении своей предыдущей модели – эскадренного броненосца "Три Святителя".
Но после модернизации в 1911-1912 годах у него началась новая жизнь. К тому времени корабль уже был переклассифицирован в линкор.
При модернизации был проведён огромный объём работ:
- огромные тяжеленные мачты с боевыми марсами были заменены легкими мачтами,
- все мелкокалиберные пушки и торпедные аппараты были сняты (в отказе от торпедных аппаратов "Три Святителя" опередил в классе "линкор" даже более современных "Императриц" и "Балтийцев"),
- надстройка была изменена в размерах, была полностью снята верхняя палуба спардека,
- демонтированы как класс 120мм орудия, что ещё ближе приблизило корабль к классу "линкор", с минимизацией номенклатуры имеющейся на борту артиллерии всего до двух основных калибров,
- верхний каземат на батарейной палубе был изменён для размещения двух дополнительных 152-мм орудий.
- на спардеке (на крыше верхнего каземата) появились четыре 152мм орудия, защищенные щитами. Итого на корабле стало 14 орудий калибра 152мм,
- подъёмные рамы элеваторов боезапаса 47мм и 120мм орудий переделаны под боезапас 152мм орудий, с сохранением мест их расположения. В результате подача боеприпасов к орудиям в носовой части спардека была очень затруднительна (это называется – "сэкономили", т.к. планировалось установить 12 элеваторов…)
- к сожалению, на модернизацию башен главного калибра опять также наложилась "экономия". И хотя в литературе проскальзывает, что "в результате усовершенствования башен ГК был увеличен угол возвышения орудий до 250 " – это не соответствует действительности. Только заменили колпаки наводчиков на крыше башен. Всё остальное просто отремонтировали, но оставили без изменений, заменив стволы орудий 305мм.
- вместо ранее размещённых на корабле 75см прожекторов, были установлены новые с размером отражателя 90см марки Santter Herle etc,
- в результате модернизации осадка корабля уменьшилась на 43 сантиметра.
На 1913-вооружение- 305-мм орудий- 4, 152-мм орудий-14, 37-мм орудий-2, 57-мм зенитных орудий Норденфельда -2, 7,62-мм пулеметов-3.
Но это только на 1913 год, т.к. в вооружение корабля постоянно вносились незначительные изменения.
Нужно отметить, что внешний вид корабля постоянно менялся – то устанавливались шесты противоминного заграждения, то они снимались; то устанавливались полки для укладки противоминных сетей, то они снимались; то на форштевне появлялась довольно сложная конструкция для заведения фортрала (назвать её "фермой" как-то язык не поворачивается), то она вдруг резко исчезала; то на крышах башен главного калибра появлялись зенитные орудия, то они исчезали…… В общем, корабль жил своей нормальной полноценной жизнью.
Считаю необходимым обратить внимание на существенную ошибку, которую я допустил при постройке модели. Я уже рассказывал о ней в Сказке о постройке модели, но ведь далеко не все с ней знакомы.
А дело тут вот в чём.
Заказывая фототравление на створки средних казематов 152мм орудий, расположенных на батарейной палубе, я ориентировался на заводские чертежи этих самых створок. Но там не было учтено, что одна из створок на этих казематах откидывалась не вниз (как все остальные), а – вверх, и эта створка имела подвижность не только по вертикали, но и по горизонтали (т.е. в двух плоскостях), иначе обжать ствол орудия в походном положении было бы никак невозможно. И, если внимательно присмотреться к створкам этих казематов на модели, то могут возникнуть вопросы. Но этого, к сожалению, уже не исправить. Можно только учесть на будущее.
С 4 по 8 апреля 1913 года корабль находился в доке. Был обработан и окрашен корпус корабля (включая подводную часть), почищены кингстоны и были проведены другие работы.
Но вот здесь позвольте сделать маленькое отступление и вернуться к ранее уже обсуждаемой теме цвета подводной части кораблей Черноморского флота.
А началось всё в итальянском порту Пола, когда там в июле-августе 1897 года проходил докование линкор "Наварин".
Приведу некоторые выдержки из рапорта командира "Наварина" по этому поводу.
"Командующему отдельным отрядом судов в Средиземном море"
РАПОРТ
После очистки от наростов и перекладки для окраски клеток выяснилось, что ввод вверенного мне броненосца в док и постановка на блоки были произведены в высшей степени аккуратно. Окраска составом Моравия велась исключительно портовыми мастеровыми, так как состав этот требует умелого с ним обращения. От хорошей же окраски зависит и продолжительность ее предохранительного действия. Эта продолжительность австрийскими моряками определяется от 1 до 1,5 лет, и на этот счет мне не пришлось здесь услышать ни малейшего противоречия.
При недавно проведенном доковании в Поле императорского русского башенного корабля "Наварин" только на окраску его подводной обшивки израсходовано 640 кг красной, 3649 кг зеленой и 30 кг розовой краски. Все эти цвета представляют собой собственные, составленные с учетом большого опыта композиты, предотвращающие, с одной стороны, от смертельной для современных стальных кораблей ржавчины, а с другой стороны, препятствующие как можно дольше обрастанию водорослями и раковинами, поскольку иначе в течение короткого времени корабли начинают испытывать значительную потерю скорости. В использовании имеются многочисленные рецепты таких "корабельных днищевых красок".
Австро-венгерский военно-морской флот после детальных испытаний решил заказать краски фирме Венециани в Триесте, превосходство которой и клиентуру гарантировал королевский итальянский военно-морской флот, с целью удовлетворения требований которого фирма создала филиал фабрики на итальянской территории. Использованная для "Наварина" корабельная днищевая краска также поставлялась фабрикой вдовы Венециани. Между тем, "Наварин" уже завершил работы, ради которых он прибыл в Полу, и 11 августа снова убыл на Крит. Русские были приняты с тем сердечным гостеприимством, которое все иностранные посетители находят в нашей центральной военной гавани, и есть надежда, что русские товарищи покинули Полу с не менее приятными воспоминаниями, чем те, которые они нам оставили о себе".
Именно после этого Россия и закупила лицензию на использование состава под названием "Моравия" для окраски подводной части корпусов кораблей на Черноморском театре.
Жизненный путь корабля оказался не только очень длинным, но и довольно активным.
В 1905 году броненосец прошел "боевое крещение". Он был флагманом контр-адмирала Ф. Ф. Вишневецкого во время "немого боя" правительственной эскадры с мятежным броненосцем "Князь Потемкин-Таврический". В ноябре 1905 года он открывал огонь по восставшим кораблям в Севастополе во главе с крейсером "Очаков".
Первое боестолкновение с "Гебеном" для корабля произошло в полдень 5(17) ноября 1914 года, у мыса Сарыч, после обстрела русской эскадрой Трапезунда. В этом бою основную тяжесть боя вынес на себе головной "Евстафий", остальным так и не удалось пристреляться (эта тема активно обсуждается в среде историков Русского Императорского флота, я не собираюсь тут с ними спорить, и привожу только общие, доступные мне выводы).
18 марта 1915 года "Три Святителя" вместе с "Ростиславом" обстреляли укрепления на Босфоре. Выпустили всего 105 снарядов и ушли к основным силам. 3 апреля "Гебен" с сопровождением обстрелял Одессу, но высланная на перехват бригада линкоров не смогла догнать турок, скорости не хватило. Повторно выйти на обстрел Босфора удалось лишь 25 апреля и 3 мая. В этот раз три линкора "Три Святителя", "Ростислав" и "Пантелеймон" выпустили 337 снарядов главного калибра и 528 шестидюймовых.
Второй раз пути "Гебена" и черноморской бригады линкоров пересеклись 27 апреля (10 мая) 1915года, у входа в Босфор. 20 минутный бой на дистанции 16 км привел к трем попаданиям в линейный крейсер (броневой пояс и каземат левого борта с уничтожением одного орудия 15см). Шесть часов русские линкоры преследовали "Гебен". Русские корабли, по принятой версии попаданий не получили, хотя, по некоторым данным у "Трех Святителей" и "Иоанна Златоуста" повреждения все-таки были (см. моё примечание ранее).
Как и на большинстве кораблей черноморского флота с началом Первой мировой войны и революционных событий в России на корабле началась "флажная чехарда", напоминающая кадры из фильма "Свадьба в Малиновке".
Я уже приводил ранее в рассказе о линкоре "Император Александр III" воспоминания Н.А.Монастырева, который в "Записках морского офицера" писал, что весной 1917 г. в Севастополе матросами использовались и Андреевский и красные флаги, он же сообщал, что "весь флот поднял вместо Андреевского флага красные, в честь Третьего интернационала. Он же писал: "Успевший окончить свою постройку дредноут "Воля", переименованный из "Императора Александра III", ушел в Севастополь. На нем всего характерней выразился весь тот сумбур, который творился в головах команды. Он уходил под Андреевским флагом, но на каждой из орудийных башен было поднято по флагу сообразно сепаратистским тенденциям команды. На одной красный флаг, на другой украинский, на третьей черный, на четвертой еще какой-то".
Андреевский флаг на "Трёх Святителях" также менялся в зависимости от сложившейся обстановки вокруг Крыма и Севастополя.
С приходом в Крым германской армии, на кораблях в Севастополе на несколько дней были подняты флаги Центральной рады, чтобы избежать захвата флота немцами. Немцам, естественно, на флаги своих марионеток было совершенно наплевать. Все доступные корабли 1 мая 1918 года были захвачены кайзеровскими войсками и над ними заплескались германские флаги.
Правда немцам вскоре пришлось уйти. Ноябрьская революция в Германии и Компьенское перемирие вывели из войны Германию, в Черном море появился англо-французский флот.
Десант союзников захватил Севастополь вместе с кораблями 24 ноября 1918 года – флаги на кораблях заменили на английские. Однако уже 22-24 апреля 1919 года при приближении красных войск и англичанам пришлось срочно покидать Крым. При уходе британцы подорвали на корабле основные части силовой установки, в том числе цилиндры машин.
29 апреля 1919 года в Севастополь вошли войска Украинского фронта РККА – снова смена флага, а 24 июня 1919 года их сменили белогвардейцы – и опять……..
Лишь вы ноябре 1920 года Севастополь окончательно перешел под контроль РСФСР.
Но разоружённый, со взорванными механизмами корабль уже был обречён.
В 1923 году старый и подорванный броненосец передали Комгосфондов на демонтаж, а 21 ноября 1925 года исключили из списков РККФ.
Процесс постройки обеих моделей корабля ДО модернизации и ПОСЛЕ занял почти два года, и можно его посмотреть вот здесь: https://karopka.ru/forum/forum190/topic31238/ и здесь https://karopka.ru/forum/forum190/topic31985/
Чертежи для постройки модели заказывал в Центральном военно-морском архиве, правда там нашёлся всего один чертёж ПОСЛЕ модернизации, а уж детали внешнего вида дорабатывал по многочисленным фото, которыми со мной делились наши коллеги.
Точёнку, палубный настил, катера, вентгрибки и другую палубную мелочёвку, подставку и колпак для модели мне помогали делать наши коллеги. Многие детали заказывал в Интернет-магазине "Судомоделист".
Шикарное фототравление по индивидуальному заказу для меня изготовили Коллеги из "Микродизайна".
Ну, а сколько неравнодушных Коллег делились своими знаниями, редкими фотографиями, да и просто советами и подсказками – не перечесть по пальцам!
В который раз убеждаюсь, что без помощи Коллег ничего бы у меня не получилось ни с этой конкретно, ни с одной из моих ранее сделанных моделей!
Огромная всем Вам от меня БЛАГОДАРНОСТЬ за помощь!
Как и при постройке предыдущих моделей, в дело шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры.
При постройке использовал следующие справочные и архивные материалы:
1. ЦВМА, ф. 876.
2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. СПб., 1904.
5. Материалы с сайтов "Крейсер", "Цусимские форумы", Форумы Balancer'а.
В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.
Съел шляпу, ботинки... и кота....
Я специально не ходил в "сказку" что бы получить то что получил... просто великолепно... шикарноооо....!!!!
Браво автору... !!! Алексей, Ты супер...!!!
Ну допустим, "шапки, ботинки, армейские ремни и сапоги" в своё время спасли жизни младшему сержанту Зиганшину и рядовым Поплавскому, Крючковскому и Федотову.......
... а вот кота жалко.....
С Уважением, Алексей.
P.S. Да, спасибо за столь положительный отзыв о модели!
Модель классная!
А к вопросу о переплетении дней минувших... Довелось мне в позапрошлом году лежать в госпитале с внуком или правнуком того самого младшего сержанта Зиганшина...
Восхитительная работа. Интересное и емкое описание.
Постараюсь ровняться в проведении фотосессии и описании моделей.
Скоро можно будет посмотреть в живую оба корабля рядом!
Алексей, поздравляю с завершением проекта и фотосессии! По отдельным мелким неудовлетворенностям повторяться не буду, высказывал свои сомнения в сказке. Модель замечательная, оставляет самые приятные впечатления. Что тут еще скажешь - отличный результат! Ну а фото дуэта - это вообще класс!!!
Я так понимаю кнопку "одобрить" могут нажимать только администраторы, раз мне пишет, что нет у меня такого права, но я ее все равно раз пять нажал!
P.S. На фото с правого борта, кажется наблюдается щелочка между основанием носовой башни и палубой.
Цитата: На фото с правого борта, кажется наблюдается щелочка между основанием носовой башни и палубой.
Это не "кажется"...... это есть на самом деле..... и не только в этом месте.
Но Коллеги у нас тут глазастые - сами всё увидят, а я секретов выдавать не буду.
Шикарная работа, Алексей! Как всегда пример, - для подражания. Может стоило только малые плавсредства наполнить мелочью?
Впрочем, при желании, это никогда не поздно
"Все хорошо,прекрасная маркиза"!" Однако, позволю себе побурчать.Нет, к техническим моментам и мастерству - только шляпу снять и поздравления высказать. БРАВО! Но вот раскраску я хочу критикнуть. Почему кнехты, кипы и прочие швартовные устройства в таком цвете? Разве они не должны быть черными? К шаровому,а затем белому цвету швартовных устройств перешли с появлением синтетических белоснежных снастей.Почему внутрянка шлюпок и катеров все в том же цвете? Там же ДЕРЕВО. Стоило ли его красить?Ну и зев раструбов я бы сделал красным. Трапы я бы тоже затонировал/ступеньки/ Ну и якоря...В общем мне не хватило расцветки.Это сугубо ИМХО, что совершенно не принижает качество работы. Галерея конечно. ЗБЗ.
Цитата: Почему кнехты, кипы и прочие швартовные устройства в таком цвете? Разве они не должны быть черными?
Не должны! на ВСЕХ фото они в базовый цвет.
Цитата: Почему внутрянка шлюпок и катеров все в том же цвете?
см. Прилагаемое фото.
Цитата: " и зев раструбов я бы сделал красным.
Фотографии этого не подтверждают.
Цитата: Ну и якоря...
Смотрим фотографии. Всё в базовый цвет.
Можно конечно до бесконечности говорить : круто и т.д. Так оно по факту и есть.
Но: г-н Адмирал , осваивайте прешейдинг и постшейдинг. Это не так сложно. Не пожалеете.
Как ни парадоксально, но согласен с г-ом Волконским - не хватает цвета .А именно игры цвета ,на модели ,окрашеной 3 цветами краски .(Я не говорю ,что это плохо-надо так окрашивать -значит надо), но раз вы всенародно получили заслуженно титул мастера, то на игре в "3 аккорда" не стоит останавливаться.
С уважением.
Хорошего младшего брата сделали к своему броненосцу. Командующий Морскими силами Черного моря адмирал Эбергард Андрей Августович уж точно бы принял его в казну. Ну а пока есть мнение, что надо его принять в казну Галереи Каропки.
Очень здорово получилось. А сколько всякой мелочевки.. так интересно поразглядывать. И все изменения от предыдущей модели.
Конечно в викторианском окрасе и конструктиве броненосец на мой взгляд существенно интересней, но это никак не умаляет красоту этой модели.
Есть мелкие замечания по качеству выведения поверхностей (2000 или мельче наждачной бумагой бы по кругу пройтись..), но я представляю сколько работы было сделано по модели.. я бы и корпус наверное не закончил)).
PS Спасибо, что создаешь и даешь нам полюбоваться такими моделями, это очень ценно для меня во всяком случае.
Комментарии
17 лет
На сайте с 06.03.2007
Я специально не ходил в "сказку" что бы получить то что получил... просто великолепно... шикарноооо....!!!!
Браво автору... !!! Алексей, Ты супер...!!!
71 год
На сайте с 26.10.2009
Съел шляпу, ботинки... и кота....
Ну допустим, "шапки, ботинки, армейские ремни и сапоги" в своё время спасли жизни младшему сержанту Зиганшину и рядовым Поплавскому, Крючковскому и Федотову.......
... а вот кота жалко.....
С Уважением, Алексей.
P.S. Да, спасибо за столь положительный отзыв о модели!
На сайте с 17.08.2017
А к вопросу о переплетении дней минувших... Довелось мне в позапрошлом году лежать в госпитале с внуком или правнуком того самого младшего сержанта Зиганшина...
На сайте с 24.01.2022
60 лет
На сайте с 05.03.2015
Мои поздравления!
С уважением, Михаил
На сайте с 07.01.2019
Постараюсь ровняться в проведении фотосессии и описании моделей.
Скоро можно будет посмотреть в живую оба корабля рядом!
54 года
На сайте с 07.03.2007
Я так понимаю кнопку "одобрить" могут нажимать только администраторы, раз мне пишет, что нет у меня такого права, но я ее все равно раз пять нажал!
P.S. На фото с правого борта, кажется наблюдается щелочка между основанием носовой башни и палубой.
71 год
На сайте с 26.10.2009
На фото с правого борта, кажется наблюдается щелочка между основанием носовой башни и палубой.
Это не "кажется"...... это есть на самом деле..... и не только в этом месте.
Но Коллеги у нас тут глазастые - сами всё увидят, а я секретов выдавать не буду.
С Уважением, Алексей.
54 года
На сайте с 02.04.2015
Впрочем, при желании, это никогда не поздно
78 лет
На сайте с 01.02.2012
71 год
На сайте с 26.10.2009
Почему кнехты, кипы и прочие швартовные устройства в таком цвете? Разве они не должны быть черными?
Не должны! на ВСЕХ фото они в базовый цвет.
Цитата:
Почему внутрянка шлюпок и катеров все в том же цвете?
см. Прилагаемое фото.
Цитата:
" и зев раструбов я бы сделал красным.
Фотографии этого не подтверждают.
Цитата:
Ну и якоря...
Смотрим фотографии. Всё в базовый цвет.
По трапам - соглашусь - не доглядел.
За ЗБЗ - Спасибо!
С Уважением, Алексей.
46 лет
На сайте с 31.12.2011
На сайте с 21.09.2011
Убойные парахеды получились, главное, очень редкие!
Я за Галерею!
С Уважением, Михаил!
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Сразу видна рука мастера.
На сайте с 18.12.2020
Но: г-н Адмирал , осваивайте прешейдинг и постшейдинг. Это не так сложно. Не пожалеете.
Как ни парадоксально, но согласен с г-ом Волконским - не хватает цвета .А именно игры цвета ,на модели ,окрашеной 3 цветами краски .(Я не говорю ,что это плохо-надо так окрашивать -значит надо), но раз вы всенародно получили заслуженно титул мастера, то на игре в "3 аккорда" не стоит останавливаться.
С уважением.
41 год
На сайте с 25.03.2012
41 год
На сайте с 25.03.2012
62 года
На сайте с 09.09.2015
78 лет
На сайте с 01.02.2012
54 года
На сайте с 27.06.2011
Конечно в викторианском окрасе и конструктиве броненосец на мой взгляд существенно интересней, но это никак не умаляет красоту этой модели.
Есть мелкие замечания по качеству выведения поверхностей (2000 или мельче наждачной бумагой бы по кругу пройтись..), но я представляю сколько работы было сделано по модели.. я бы и корпус наверное не закончил)).
PS Спасибо, что создаешь и даешь нам полюбоваться такими моделями, это очень ценно для меня во всяком случае.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий