Регистрация Вход · Почистить куки

Эскадренный броненосец "Три Святителя", 1904 год

Производитель:
Авторская модель с использованием фототравления и 3-D печати.
Дата размещения:
6 сентября 2022 года, 12:11
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:200

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Шестой.

Позвольте представить Вам ещё одну модель "Черноморской" серии Русского Императорского флота – модель эскадренного броненосца "Три Святителя".

Для начала хотел бы Вам рассказать краткую историю, предшествующую началу постройки этой модели.

А виноват во всём этом "безобразии" широко известный в наших судомодельных кругах прекрасный моделист и человек – Алексей Шмагин. Ведь в планах у меня была постройка совершенно других моделей, но именно Алексей обратил моё внимание на этот уникальный по своим характеристикам и красоте корабль, и подтолкнул меня к постройке именно этой модели. За что ему огромное человеческое спасибо!

Сразу хочу обратить внимание, что внешний вид корабля-прототипа моей модели с момента вступления в строй в 1896 году к 1905 году несколько изменился, и данную модель я строил, ориентируясь на состояние прототипа примерно на 1903-1904 годы, когда он был ещё в очень красивой "Викторианской" окраске.

Не могу не сказать о происхождении названия корабля.

К Трем Святителям (древнегреческий : Οἱ Τρεῖς Ἱεράρχαι ; греческий : Οι Τρεις Ιεράρχες ) в православии относятся Василий Великий (также известный как Василий Кесарийский), Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Они были весьма влиятельными епископами в ранней церкви, которые играли основную роль в формировании христианского богословия. Все трое почитаются как святые в православии, католицизме, англиканстве и других христианских церквях.


Cудостроительной программе 1881 г. было предпослано указание, что главная сила Черноморского флота должна состоять из восьми эскадренных броненосцев. Срок осуществления — 20 лет (1882– 1902 гг.). Во исполнение этой программы в 1883 г. были заложены первые три броненосца («Чесма», «Синоп», «Екатерина II»). Особое совещание в 1885 г. сократило программу, причем в отношении Черноморского флота это выразилось в исключении из него двух броненосцев (шесть вместо восьми). В это время уже находились в постройке еще два барбетных броненосца («XII Апостолов» и «Георгий Победоносец»).

 

Именно шестым кораблем и стал броненосец "Три Святителя". Прототипом послужил балтийский броненосец «Наварин», но основные недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере устранить.

 

Корабль получил мощное артиллерийское и торпедное вооружение, цитадельную схему бронирования с очень толстой броней (457 мм, самой толстой у линкоров РИФ), но с незащищенными оконечностями. Благодаря более низкому борту был менее мореходен, чем предшественники, но для черноморского ТВД это было не критично.

Сразу были заказаны за рубежом машины, механизмы, гарвеевские броневые плиты и сталеникелевые бронелисты для палубы. Импортные бронеплиты стали, кстати, первой гарвеевской броней на русском корабле.

В итоге машины делали англичане, современные бронеплиты поставляли англичане и французы. За границей заказывались и другие важные детали корабля-румпель и баллер руля были куплены у германского концерна Круппа, рулевое устройство в Англии. Во время постройки проектные 35-калиберные 305 мм орудия заменили на новейшие 40-калиберные пушки Обуховского завода.

Работы по сборке корабля в эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства начались еще в конце 1890 года. 4 сентября (в других источниках 2 августа)1891 года на Николаевском Адмиралтействе был заложен новый броненосец. Торжества почтили своим присутствием Его Императорское Высочество великий князь и Генерал-Адмирал русского флота Алексей Александрович. Присутствовали также управляющий морским министерством адмирал Чихачёв, Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Николай Васильевич Копытов и другие официальные лица. Готовность корабля на этот момент составляла 13%.

15 ноября 1891 года броненосец был официально зачислен в списки флота и наречен "Три Святителя".

31 октября 1893 года броненосец был торжественно спущен на воду. Для окончательной достройки "Три Святителя" осенью 1894 года перевели в Севастополь.

В конце 1896 года "Три Святителя" окончательно вошел в строй, и началась его служба в составе эскадры Черноморского флота, не отмеченная особо выдающимися событиями, но список недоделок устранялся в течение всего срока службы. Силовая установка показала себя весьма неплохо-корабль до конца сохранял ход 15-16 узлов.

По новой классификации 1 февраля 1892 года строящийся корабль был переклассифицирован в эскадренный броненосец.

На некоторое время "Три Святителя" стал самым мощным броненосцем российского флота и одним из самых мощных в мире.

 

Водоизмещение проектное - 12 480 тонн, фактическое - 13 318 (13 532)/ 13350 тонн.

Длина - 113,1/115,14 м. Ширина 22,25 м. Осадка 8,6-8,86 м.

Бронирование- гарвеевская броня, борт от 406 до 457 мм, башни от 406 мм, Барбеты 356-406 мм, палубы от 51 до 76 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм.

Двигатели-2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов, проектная 10 600 л.с.,на испытаниях 11 308 л. с. Количество валов 2 ед.

Скорость хода 16,5 узлов. Запас угля 900 тонн. Дальность плавания 2400 морских миль.

Экипаж 660-731 человек (26 офицеров и 705 матросов).

Вооружение- 4 — 305-мм/40, 8 — 152-мм/45, 4 — 120-мм/45, 10 — 47-мм/43, 10(40) — 37-мм, 2 — 64-мм.

Минно-торпедное вооружение- Шесть 381-мм торпедных аппаратов

 

Главный калибр составляли четыре 305-мм орудия, созданные на Обухов­ском заводе. Расположены они были в двух башенных артиллерийских уста­новках. Каждая башня имела угол об­стрела в 270°, боезапас по 75 выстрелов на ствол. Средний калибр состоял из восьми 152-мм орудий длиной 45 кали­бров, которые располагались в брони­рованном каземате на верхней палубе. Углы вертикальной наводки составляли + 20° и - 5°. Максимальная дальность выстрела составляла 11 500 м. Про­тивоминное вооружение состояло из орудий нескольких калибров. Четыре 120-мм скорострельных орудия Канэ были установлены на углах надстрой­ки (небронированного верхнего казе­мата). Шесть 47-мм пушек Гочкиса — в средней части верхнего каземата, еще четыре — в носу и корме побортно на жилой палубе. Тридцать 37-мм ору­дий находились: по восемь на каждом из боевых марсов, еще 14 в носу и кор­ме побортно на жилой палубе.


Подробнее остановлюсь на системе бронирования броненосца.

"Три Святителя" был первым российским кораблем, использовавшим броню Харви. Броневые плиты для него были изготовлены фирмой Vickers в Великобритании, а также французскими фирмами Schneider et Cie и Saint Chamond . Броневой пояс был самым толстым среди российских линкоров-457 мм на миделе и 406 мм на траверсах, по нижней кромке до 229 мм. Его длина составила 75 метров, высота пояса- 2,4 метра, при этом по проекту 457 мм находились выше ватерлинии. Однако из-за перегруза пояс почти целиком был под водой.

Над поясом был каземат длиной 66,4 метра и высотой 2,4 метра. Каземат был защищен 406 мм плитами вдоль бортов и на траверсах (что прекрасно видно на палубных фотографиях на баке и на юте – это строганый брус, заподлицо с уровнем палубы, повторяющий форму этих переборок). Броня башен имели толщину 16 дюймов (406 мм), а броня боевой рубки - 12 дюймов (305 мм). Бронепалуба из никелевой стали имела толщину 2 дюйма (51 мм) над казематом и 3 дюйма (76 мм) в оконечностях.

Общий вес брони составил 3238 тонн.


Первоначально броненосец имел для ближнего боя шесть 381 мм торпедных аппаратов (два подводных и четыре надводных). Торпеды могли стрелять на 600 метров при скорости 29 узлов и 900 метров при 25 узлах. Боевая часть весила 64 кг. Впоследствии торпедные аппараты были демонтированы.

Когда на корабле начался монтаж доставленных из Англии котлов и механизмов, не обошлось без неприятностей: дымовые трубы оказались на 4 м выше, чем было запроектировано, что повлияло на расположение боевых марсов и прожекторных площадок.


В 1899 года броненосец стал одним из первых в мире боевым кораблем, получившим радиостанцию (дальность действия около 4800 метров).


Еще находясь в достройке, броненосец «Три Святителя» удостоился чести представлять российское судостроение на Нижегородской ярмарке 1896 года, где экспонировалась его модель, изготовленная в мастерской Морского музея.

 

Процесс постройки модели занял около полутора лет, и можно его посмотреть вот здесь: https://karopka.ru/forum/forum190/topic31238/


Чертежи для постройки модели заказывал в Центральном военно-морском архиве, их вполне хватило для принятия конструктивных решений, а уж детали внешнего вида дорабатывал по многочисленным фото, которыми со мной делились наши коллеги.

Точёнку, палубный настил, катера, вентгрибки и другую палубную мелочёвку, подставку и колпак для модели мне помогали делать наши коллеги. Многие детали заказывал в Интернет-магазине "Судомоделист".

Шикарное фототравление по индивидуальному заказу для меня изготовили Коллеги из "Микродизайна".

Ну, а сколько неравнодушных Коллег делились своими знаниями, редкими фотографиями, да и просто советами и подсказками – не перечесть по пальцам!

В который раз убеждаюсь, что без помощи Коллег ничего бы у меня не получилось ни с этой конкретно, ни с одной из моих ранее сделанных моделей!


Огромная всем Вам от меня БЛАГОДАРНОСТЬ за помощь!


 Как и при постройке предыдущих моделей, в дело шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры.

 

При постройке использовал следующие справочные и архивные материалы:

1. ЦВМА, ф. 876.

2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. СПб., 1904.

3. Усов В.Ю. "Три Святителя". Гангут.1993. Вып.6.

4. Царьков А.Ю. Эскадренный броненосец "Три Святителя". Стапель. 2020. Вып.9.

 

В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

 

С Уважением, Алексей Лежнев.

 

 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.6998.7298.52
Средняя оценка: 98.6417 (все оценки)
Популярность модели: 79.14

Комментарии

Страницы: 1 2 3 4 5
Александр Олегович (Ninzia)
Владивосток
62 года
На сайте с 09.09.2015
Александр Олегович  (Ninzia)
Если бы сейчас был жив Главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Скрыдлов Николай Илларионович, командовавший флотом в 1904 году, он то уж точно выразил бы модели эскадренного броненосца "Три Святителя" и Алексею Александровичу сигналом "свое особое удовольствие". И с этим сигналом я полностью соглашусь.


С уважением…
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Да..... в моей жизни выговоры были, строгие выговоры были, неполные служебные соответствия от Командующего Северным флотом были..... эх, попасть бы в 1904 год.....

С Уважением, Алексей.
Dvinyanin70
Северодвинск
53 года
На сайте с 24.01.2021
Понравилось. Очень!
Кэп
52 года
На сайте с 25.01.2009
Приветствую уважаемое сообщество!
Вот крамольная мысль возникла сейчас, озвучу чуть позже, ибо не совпадает с мнением большинства.
Итак, первое- Алексей, вспоминая твои эпопеи с постройкой "балтийцев" и "черноморцев", чётко прослеживается технологический путь, начиная с разработки идеи, и заканчивая воплощением. Отсюда- второе. А не заняться ли тебе,так сказать, в "перерывах", написанием некоего конспекта, что-ли, с изложением опыта? Ибо рост мастерства, как говорится- налицо!))))
И мои поздравления с завершением сей стройки! Результат- восторгает, честно.
Теперь обещанная крамола.
Господа! Вы что, думает наш Адмирал остановится на достигнутом? Ага, не дождётесь. Посему, наперекор всему- Алексей, эта модель- прекрасна! Но- лучшая- впереди!))))
Здоровья тебе, и удачи!
* надеюсь ишшо много чАво лицезреть и читать*)))
С уважением к сообществу, Кэп.
deLoro
60 лет
На сайте с 07.10.2007
deLoro
Алексей, поздравляю! Замечательная модель получилась! Галерея специально для этой модели создавалась.
Правда, есть смутительные моменты. Всего четыре звена от якоря до клюза. Мне кажется, там должно 8-10 звеньев на провисе быть, как минимум.
Да и медь в звеньях просвечивает, видимо от вспышки.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Спасибо за добрые слова!

Далее пойдут ответы на поставленные вопросы:
Цитата:
А не заняться ли тебе,так сказать, в "перерывах", написанием некоего конспекта, что-ли, с изложением опыта?

Я думаю, что "конспект" уже отражён в моих Сказках. Как это всё свести в "научную работу" я, честно говоря даже не представляю.

Цитата:
четыре звена от якоря до клюза. Мне кажется, там должно 8-10 звеньев на провисе быть, как минимум.
Да и медь в звеньях просвечивает, видимо от вспышки.

Полностью согласен - цепь переразмерена. Но на момент постройки модели цепочки с более мелким звеном у меня просто не было. На следующей модели этот недостаток будет исправлен. А "медь" на цепи я стираю специально, чтобы она не выглядела монолитной чёрной массой, а хоть немного "заиграла".

С Уважением, Алексей.
Сергей Ставилэ (Stavile715)
Уфа, Санкт-Петербург
32 года
На сайте с 31.03.2015
Сергей Ставилэ (Stavile715)
Отличная работа!!!
Stas (das boot)
Екатеринбург
48 лет
На сайте с 29.01.2010
Владимир (Wings30)
61 год
На сайте с 05.09.2021
Владимир  (Wings30)
Как говорят авиаторы-высший пилотаж! Великолепная работа!
Vxodnoi (Александр Кучкин)
Новоалтайск
65 лет
На сайте с 03.06.2017
Vxodnoi  (Александр Кучкин)
От просмотра модели получил огромное, ОСОБОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ!!Даже подобрать все лучшие слова я пока не могу, чтобы выразить ими свое удовольствие от увиденного! Это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ модель и работа на самом ВЫСОКОМ УРОВНЕ!! Примите поздравления Алексей Александрович!
С УВАЖЕНИЕМ- Александр.
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Ну что.. Отличнейшая модель, супер работа ! Факт,чего уж там. От души поздравляю с окончанием работы над этим красавцем.

Но, для пользы дела, учитывая масштаб модели и полнейшую адекватность автора к конструктивной критике, думаю несколько дружеско-осколочно-фугасных (не бронебойных ), не помешают этому броненосцу..

Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
И первый снаряд у нас попадает и разносит нафик штурманскую рубку.. Установлена со смещением, сразу бросается в глаза :

Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Второй снаряд, попадает в спардек и неразорвавшись, прошивает оба его борта навылет.. Очень заметна "пляска" иллюминаторов. На мой взгляд, в таком масштабе, нужно всеж аккуратнее с этим, очень заметно :
Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Третий снаряд сносит обе дымовых трубы.. Знаю, помню, в стройке этот вопрос обсуждался... Ну очень на мой взгляд недосказано и как то неубедительно получилось , глядя на фото . Опять же, учитывая масштаб и общую проработку модели:

Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Четвертый снаряд, точно попадает и перебивает якорную цепь.. Обе.. Отлично понимаю, контрфорсы, красиво.. Но очень крупное звено.., больше чем срез орудия ГК. На мой взгляд, в таком масштабе очень заметно и просто необходима и возможна подборка нормальной, масштабной цепи :
Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
На пятый снаряд, из за поставленной дымовой завесы, отсутствуют данные объективного контроля.. Непонятно, был разрыв или нет. Но летел снаряд, в ватервейс броненосца, летел по отсутствию железносуриковой покраски ватервейсов на крупных кораблях РИФ. По быстрому нашел одну фото позднего ТС, но, из за ракурса и особенности конструкции палубы, не очень понятно, как там было с покраской :

Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Шестой снаряд, разносит обе ниши БНО. Вопрос с их цветом, уже предельно разобран и прояснен.. Черные ниши огней появляются на кораблях на рубеже пятидесятых годов двадцатого века.

Прикрепленные файлы:
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Ну и заключительный, седьмой снаряд, попадает в корму правого борта уже уходящего броненосца, из за предательски выдавшей его короткой , но незашифрованной, макро-радиограммы, установленной на нем одной из первых в мире радиостанций.. На мой взгляд , ну очень крупное зерно примененной краски (лака?) , да, в таком масштабе, нужно бы по качественней :

Прикрепленные файлы:
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Ну, наконец-то, а то я уже волноваться начал – кампания началась, а броненосец идёт себе средним ходом, ведёт огонь из всех своих орудий, а в ответку ничего не прилетает. И если даже и прилетает, то или с недолётом или с перелётом. Мателоты коллег никак пристрелку не закончат.
И – ВОТ ОНО!!!! Начались ПРЯМЫЕ ПОПАДАНИЯ!
Корабль начинает манёвр уклонения, в попытке сбить пристрелку.
Не зря ведь уже в посте от 8 сентября 2022 года, 9:18 я обращал внимание Коллег, что "Но ведь и вы и я прекрасно понимаем, что основную роль в таких оценках играет чисто внешний эффект."
Самое смешное заключается в том, что места поражения достигших своей цели нескольких осколочно-фугасных снарядов (№№1, 2и 3), мне давно хорошо известны. И при фотосъёмке я специально их подставил. Согласитесь, что если бы я хоть немного изменил ракурс съёмки, то именно эти места не попали бы в зону поражения.
С "попаданиями" снарядов №№4 и 5 я не согласен – промах получился.
А вот с попаданием снаряда №6 - …… макросъёмка да ещё и при бешеном увеличении, чтобы "обыграть" красивую табличку с именем корабля…… тут, как мне кажется, любое зерно может вылезти.
Место поражения осколочно-фугасным снарядом №1 – ошибка пошла с момента установки на штатное место верхнего мостика – неправильно он стоит. Вот и пришлось, чтобы вывести расположение рубки при наблюдении чётко в ФАС, несколько поиграть местом её установки.
Место поражения осколочно-фугасным снарядом №2 – эта ошибка была заложена изначально, когда бортовая броня ещё лежала на рабочем столе и не касалась корпуса модели.

Тогда всё было ровненько……

После монтажа на корпус это стало заметно.


Но исправлять её было уже поздно……

Место поражения осколочно-фугасным снарядом №3 – считаю, что снаряд не нанёс серьёзных повреждений конструкции корабля.

Место поражения осколочно-фугасным снарядом №4 – тяжелейшее поражение, без вопросов. После модернизации в 1911-1912 годах на модели цепь будет заменена на правильную.

Место "поражения" осколочно-фугасным снарядом №5 – а вот тут был промах. Ватервейсом на данном корабле служил верхний срез броневого пояса. И был он окрашен в цвет борта. А на представленном снимке свет сыграл на чуть выступающим над уровнем палубного настила опоясывающем брусе.


Место "поражения" осколочно-фугасным снарядом №6 – снова мимо.


Место поражения осколочно-фугасным снарядом №7 – краска не выдержала попадания снаряда….. "скукожилась" и покраснела от стыда……

Спасибо за конкретику!!!!!!!

С Уважением, Алексей.

P.S. Поскольку добавляются в пост только по одному фото, то в следующих постах приведу фотографии по каждому попаданию.

Прикрепленные файлы:
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
К попаданию №2 (дополнение)
Прикрепленные файлы:
Страницы: 1 2 3 4 5
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Алексей Лежнев
Почётный спонсор Каропки
Алексей Лежнев
Логин
ПиЛя
Д.Р.
4 октября 1953 года
ICQ
561592697
Город
Город-Герой Москва,
На сайте с
26 октября 2009 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (105):

  • Даниил
  • Юрий
  • Сергей
  • Stas
  • Виталий аkа

Группы (1):





Реклама на Каропке
Не показывать чат