Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Сборный комплект для постройки диорамы "Битва за Мидуэй"
Моя историческая реконструкция по мотивам книги С. Переслегина "Тихоокеанская премьера"
Путь к поражению Японии лежал через раскрытые коды. Еще за год до войны американцами была проведена спецоперация, в результате которой им в руки попали чертежи японской шифровальной машины, предназначенной для кодирования сообщений командования флота.
Однако с начала войны события развивались столь стремительно, что на сообщения разведчиков никто не обращал внимания, да и скорость дешифровки была такова, что информация устаревала быстрее, чем на нее можно было среагировать.
Впервые в руководстве флота к разведчикам прислушались после точных данных по атаке Порта-Морсби. Окончательно убедило флот в важности их работы потопление японского крейсера американской подлодкой, которая была наведена на него исключительно по информации разведотдела.
С этого времени, при планировании операций с данными отдела считались неукоснительно.
К лету 1942 года Япония одержала серию блестящих побед, захватив территорию больше, чем планировала удержать после войны.
Однако Ямомото понимал, что США еще даже не начали воевать. Что любая, самая правильная оборонительная стратегия – приводила к правильному и неминуемому поражению. Промышленные и людские ресурсы США и Японии были не сопоставимы. Уже было ясно, что главным ударным средством флота являются авианосцы, и вся стратегия на море строится вокруг их использования. Между тем, на восточном побережье США уже были заложены серии из десятков тяжелых авианосцев, против 3 строящихся японских, и победа Америки в войне была вопросом времени.
Самое время было просить мира и заканчивать войну. Единственной стратегией японцев, которая могла бы подготовить приемлемый мир, была стратегия непрерывного наступления.
Осознавая это, Ямамото спланировал стратегическую операцию по разгрому ядра американского флота в центральном секторе Тихого океана с одновременной высадкой на Алеутах. Операция задумывалась как захват атолла Мидуэй, находящегося на полпути между Гавайями и Токио.
…Американцы знали об операции все. За месяц до ее начала на столе у командования уже лежали расшифровки, раскрывающие план атаки.
У американского флота было время подготовиться к сражению. В центральный сектор было стянуто все, что имели американцы на тот момент в регионе. К первым числам июня на острове была развернута целая воздушная армия – 127 самолетов, зарылись в землю три батальона морской пехоты. Вместить больше не позволяли только размеры острова.
Непосредственно в район Мидуэя выдвигалось 16-е оперативное авианосное соединение под командованием адмирала Спрюенса, состоящее из 3-х авианосцев – «Энтерпрайза», «Хорнета», «Йорктауна» с 228 самолетами на борту, 8 крейсеров, 15 эсминцев и 19 подлодок. Кроме того, с Западного побережья на помощь спешил еще один авианосец - «Саратога».
25 мая Сайпан покинули японские десантные транспорты под прикрытием крейсеров адмирала Куриты. Следом пришли в движение главные силы объединенного флота: 4 авианосца Нагумо («Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю») с 313 самолетами на борту, 11 линкоров, 21 крейсер, 66 эсминцев, 31 подлодка – всего 106 кораблей основных классов и вспомогательные суда. Никогда еще объединенный флот не был так силен, и главнокомандующий Ямамото возглавил его лично, подняв флаг на линкоре «Ямато».
Утром 3 июня японский флот был обнаружен патрульной «Каталиной» в 500 милях к юго-западу Мидуэя. К вечеру начались налеты «Б-17» на японские корабли. Такая необъяснимая оперативность противника начала тревожить японцев…
Однако операция развивалась по плану, и ранним утром 4 июня, в 200 милях от цели, Нагумо поднял первую волну для атаки Мидуэя.
В 5:30 американцы получили сообщение авиаразведки: «Авианосцы противника». Американские авианосцы, находившиеся северо-восточней Мидуэя, немедленно развернулись против ветра и начали подъем самолетов. В это же время японские самолеты были замечены радарной станцией Мидуэя, и за 20 минут в воздух была поднята вся базовая авиация американцев.
Истребителям мидуэйской группы удалось сбить 2 японских бомбардировщика, ПВО Мидуэя записало на свой счет еще 4 штурмовика, и это было все.
За 10 минут остров был перепахан японскими штурмовиками первой волны, но на взлетных дорожках не было обнаружено самолетов, и командир ударной группы Томонага доложил Нагумо, что внезапности достигнуто не было, и необходим второй удар. Пятью минутами позже японские авианосцы были атакованы базовой авиацией Мидуэя. Им противостояли лучшие в мире истребители палубной авиации и, не достигнув ни одного попадания, обратно на Мидуэй вернулись только три американские машины.
В 7:20 над авианосцами Нагумо появились американские палубные самолеты. Пикировщиками «Доунтлесс» управляли молодые неопытные пилоты. Вместо пикирования они бомбили с планирования. Японцы провели маневр уклонения – и ни одного попадания, было сбито 8 американских самолетов, остальные, тяжело поврежденные, возвратились на свои авианосцы.
После восьми на японцев посыпались бомбы с «летающих крепостей». Истребители воздушного патруля ничего не могли поделать с этими бронированными монстрами. Однако, «Б-17»-е также не добились ни одного попадания, и ушли к Гавайям.
Торпедоносцы старого типа – «виндикейторы» - не стали испытывать судьбу и не дошли до японских авианосцев, сбросив торпеды на линейный крейсер «Харуну», впрочем, безрезультатно.
В 8:20, наконец, пришло запоздавшее сообщение от воздушного разведчика крейсера «Тоне»: «вижу соединение противника, его замыкает корабль, похожий на авианосец». Это было неприятным сюрпризом для Нагумо. Слишком быстро американские авианосцы прибыли на поле боя. А между тем, Мидуэй еще не был захвачен, и вторая волна самолетов снаряжалась бомбами для его повторной атаки…
Однако сначала, чтобы не потерять самолеты первой волны, у которых заканчивалось горючее, Нагумо принял решение посадить их на авианосцы. Готовые к вылету самолеты второй волны были спущены вниз на ангарные палубы, и опытные пилоты Томонаги за 5 минут совершили посадку. Немедленно началось переоснащение их самолетов для атаки авианосцев. Прямо на полетных палубах снимались бомбы и подвешивались торпеды.
В 9 утра японские корабли повернули на север и увеличили скорость.
На американских авианосцах, в отличие от слаженных японцев, взлет палубной авиации происходил медленно и неорганизованно – в течение двух часов, и эскадрильи действовали разрознено.
Поворот Нагумо к северу не был отслежен американцами: они искали противника на юго-восточных курсах. Одна эскадрилья пикировщиков с «Хорнета» вернулась домой, вторая села на аэродром Мидуэя. Истребители прикрытия, «потеряв» своих подопечных и выработав горючее, совершили вынужденную посадку в воду. Эскадрилья из 16 торпедоносцев «Хорнета», наконец, нашла врага, но вышла на цель без истребительного прикрытия. Около 50 «зеро» атаковали медлительные торпедоносцы и в течение нескольких минут истребили их.
В 9:30 к японским авианосцам подошла атакующая группа «Энтерпрайза». Она тоже шла без прикрытия, и это были опытные экипажи. Семь самолетов успели сбросить торпеды, но «Кага» успел уклониться. Все 10 «девастейтеров» были уничтожены истребителями патруля. В 10 утра японцев атаковала третья группа торпедоносцев «Йорктауна», 4 машинам удалось сбросить торпеды, из 12 самолетов на свой авианосец вернулось 2.
В 10:20, наконец, начался выпуск японских самолетов второй волны. К этому моменту аэродром Мидуэя был выведен из строя, базовая авиация уничтожена, американские авианосцы практически израсходовали свои авиагруппы, не причинив никакого ущерба, а японцы, сохранив свою авиацию, фактически, захватили господство в воздухе. Япония стояла на грани своего величайшего военного триумфа.
У американцев, в качестве последнего козыря, в воздухе оставались только три неполные эскадрильи пикировщиков из 49 машин.
…Три атакующие группы вышли на три японских авианосца со стороны солнца практически одновременно. «Доунтлессы» атаковали с вертикального пикирования, им никто не мешал – истребители патруля, боровшиеся с торпедоносцами, были внизу, у самой воды. Две бомбы упали на палубу «Акаги», четыре поразили «Кагу», три попали в «Сорю». В обычных условиях с такими пожарами опытные экипажи смогли бы справиться, но полетные палубы японских авианосцев были буквально завалены боеприпасами, заставлены готовыми к вылету самолетами, всюду змеились шланги с высокооктановым бензином.
К 10:25 авианосцы горели по всей длине. «Акаги» потерял управление, на «Кага» воспламенились цистерны с горючим, «Сорю» сотрясали взрывы боекомплекта.
«Бездомные» «Зеро» воздушного патруля яростно атаковали американцев, сбив 29 машин, но это уже не имело никакого значения.
В 10:50, когда на флагманский «Ямато», находящийся в трёхстах милях позади, поступила короткая радиограмма с «Тоне»: «Адмирал Нагумо переносит флаг на крейсер «Нагара». На «Акаги», «Кага», «Сорю» начались пожары», Ямамото все стало ясно.
В 11 часов капитан уцелевшего авианосца «Хирю» Ямагути лично обратился к своим пилотам: «Вы – все, что осталось от первого воздушного флота». Авиагруппа выполнила вылет за 4 минуты – 18 пикировщиков и 6 истребителей ушли на восток, даже не выполнив традиционного построения над своим авианосцем.
Только 7 из 18 японских штурмовиков прорвались к авианосцу «Йорктаун», три из них добились попаданий, показав самый высокий процент за историю палубной авиации. Три «зеро» и пять «велов» вернулись на «Хирю», записав на свой счет 7 американских истребителей.
Повреждения «Йорктауна» оказались серьезны, вышли из строя котлы, палубы горели, скорость упала до 6 узлов.
…К 12 дня Нагумо считал, что если американцы имели в начале сражения 2 авианосца, то силы уравнялись. Однако в это время на палубу последнего японского авианосца сел разведчик с «Сорю». Усталый пилот сообщил, что его радио вышло из строя, и что в состав американского соединения входят три авианосца. Это делало ситуацию безнадежной.
В 13:30 Ямагути поднял в воздух последние уцелевшие машины: 6 истребителей и 9 торпедоносцев. Атаку возглавил Томонага, на истребителе которого был пробит топливный бак. Томонага отправлялся в один конец, и, пожимая ему руку, Ямагути сказал: «С радостью последую за вами».
Летчики имели приказ атаковать только неповрежденные авианосцы, однако прекрасная организация борьбы за живучесть на американских кораблях позволила «Йорктауну» справится с пожарами и к 2 часам дня дать 18 узлов. Штурмовая группа «Хирю» приняла его за неповрежденный авианосец и атаковала, произведя два точных попадания. К 3-м часам «Йорктаун» стоял неподвижно, имея крен 17 градусов, рулевое управление вышло из строя. В 4-м часу американский эсминец снял команду. Брошенный корабль дрейфовал еще двое суток, пока не был добит торпедой с японской подводной лодки. Этим же торпедным залпом лодка потопила американский эсминец «Хэманн», пытавшийся взять на буксир искалеченный авианосец.
К вечеру американцы оставшимися самолетами нанесли удар по «Хирю». Защищаться японцам было уже нечем. Четыре прямых попадания - и авианосец запылал от кормы до носа. Последний японский авианосец боролся за жизнь до полуночи, когда произошел мощный внутренний взрыв, и пожары вновь вышли из-под контроля. Остановились турбины, и к 2:30 ночи Ямагути вызвал команду наверх для эвакуации. Сам командующий 2-й дивизией ушел на дно вместе со своим кораблем, совершив харакири на капитанском мостике.
5 июня японский флот отступал, на отходе его бомбили «Б-17» и палубная американская авиация: к американцам пришло подкрепление – «Саратога», наконец, дошла до зоны сражения. В этот период бомбами был потоплен японский тяжелый крейсер «Микума».
После заката 5 июня Ямамото решил разыграть азартную комбинацию и перехватить американские авианосцы в ночном бою силами артиллерийских кораблей. К полуночи японские линкоры, крейсера и эсминцы развернулись навстречу американцам и образовали фронт шириной 75 миль. Ямамото хотел «переиграть» проигранное сражение и по очкам вырвать победу у американцев. Однако, осторожный Спрюэнс слишком хорошо понимал преимущества японцев в ночном бою, и после того, как стемнело, американские корабли повернули на восток. Этот маневр американцев подвел черту под сражением.
Соотношение потерь было катастрофическим. Американцы потеряли авианосец, эсминец и 151 самолет. У японцев были потоплены четыре авианосца со всеми 313-ю самолетами, тяжелый крейсер. Но наибольший ущерб японцам нанесла потеря опытных экипажей палубной авиации, на подготовку которых требовалось несколько лет. Этого времени у Империи восходящего солнца уже не было.
Состав кита.
- Авианосец США Йорктаун - CV5 Yorktown (Tamiya)
- Авианосец Японии Hiryu (Aoshima)
- Японские субмарины I-68 и I-370 (Hasegawa)
- Набор палубной авиации Японии (Hasegawa)
- книга Битва за Мидуэй на японском языке, просмотр справа-налево
- DVD диск с 3D - реконструкцией(!) Battle of Midway (Futabasha)
- 6 подставочек с прутиками для расположения на диораме летящих самолетов
По существу набора: ватерлайн, 700-ка (на любителя). Но любитель будет рад: много чего. качество хорошее, хотя и не смола.
Ну а уж 3D мультфильм на 50 минут про битву вызывает уважение.
Книжка тоже любопытная, стр. на 50, хотя фото известные, очень качественная полиграфия, схемы и рисунки загляденье.
В России не видел такого чуда, на иностранном сайте набрел, по акции грех было не взять, у нас бы раза так в 3 дороже было.
Брал тут: http://www.1999.co.jp/eng/10223550
По акции взял за чуть больше 100 USD.
Очень советую прикупить "Драконы" Пёрл-Харбора и Мидуэя" - если ещё не купили. (Владимир Сидоренко, Евгений Пинак)
Там масса необходимых в работе над моделью подетальных фото, разрезы, фрагменты палуб. И главное достоинство - она на русском :)
И - действия Хирю и Ямагути там выглядят несколько... бледнее.
Прекрасная реконструкция.
К сожалению, ни один из русскоязычных источников не способен заменить книги Гордона Пранджа "Чудо при Мидуэе", самого (и единственного) серьёзного исследования, пока так и оставшегося не переведённым на русский. Ещё в 1980-е в оригинале заказал из Америки. А ещё в советские времена в еженедельной газете "За рубежом" был коротенький отрывок из этой книги, и теперь он же блуждает в сети.
А если чисто художественно, то в книге И.Бунича "Влекомые роком" (изд-во "Облик") есть довесок про Мидуэй: "Невероятная победа" Уолтера Лорда. Читается очень приятно, но и только-то.
Комментарии
На сайте с 23.08.2010
55 лет
На сайте с 16.09.2012
а разрыв на море - это 200 миль. можно подписать даже.
С уважением, Владимир.
54 года
На сайте с 27.06.2011
71 год
На сайте с 26.10.2009
Всё-таки советую переходить на 350-й.
Ох, там и можно развернуться!!!
С Уважением, Алексей.
65 лет
На сайте с 19.10.2010
Там масса необходимых в работе над моделью подетальных фото, разрезы, фрагменты палуб. И главное достоинство - она на русском :)
И - действия Хирю и Ямагути там выглядят несколько... бледнее.
На сайте с 19.01.2010
К сожалению, ни один из русскоязычных источников не способен заменить книги Гордона Пранджа "Чудо при Мидуэе", самого (и единственного) серьёзного исследования, пока так и оставшегося не переведённым на русский. Ещё в 1980-е в оригинале заказал из Америки. А ещё в советские времена в еженедельной газете "За рубежом" был коротенький отрывок из этой книги, и теперь он же блуждает в сети.
А если чисто художественно, то в книге И.Бунича "Влекомые роком" (изд-во "Облик") есть довесок про Мидуэй: "Невероятная победа" Уолтера Лорда. Читается очень приятно, но и только-то.
65 лет
На сайте с 19.10.2010
55 лет
На сайте с 16.09.2012
С уважением, Владимир.
55 лет
На сайте с 16.09.2012
С уважением, Владимир.
47 лет
На сайте с 28.02.2012
На сайте с 19.01.2010
65 лет
На сайте с 19.10.2010
48 лет
На сайте с 29.01.2010
Всё-таки советую переходить на 350-й.
Ох, там и можно развернуться!!!
.
Ну, если только на улице.)))) Для такой битвы 33 кв. метра маловато будет.-)
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Ну, если только на улице.)))) Для такой битвы 33 кв. метра маловато будет.-)
Как вариант:
Акаги стоит на полке дома, Йорктаун - на даче.
))))))
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий