Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
КВ-1 с "круглой" башней, установочной серии (машина У-10, на август 1941)
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Начало года, начало весны – наверное, символичное время для того, чтобы начать что-нибудь с начала, обратиться к истокам чего-либо… Вот этим сегодня и займёмся. Я давно планировал отступить от темы поздних серийных танков КВ-1 и обратиться к истокам – откуда, так сказать, есть пошло, и построить модель одного из первых танков КВ-1.
Представляю Вам модель КВ-1 установочной серии с круглой башней, а если точнее – машину У-10 (десятую машину установочной серии), по состоянию правда на 1941 год.
На сколько получилось обратиться к истокам, что вообще ими считать, и увидим ли мы по итогам постройки то, как выглядели самые первые КВ-1, а также – как самостоятельно пройти этот же путь – вы узнаете из этой статьи.
Как всегда, кратко хотел бы рассказать о прототипе, ставшем основой для модели, и изначальном замысле.
ПРОТОТИП
Чтобы коллекция моделей танков КВ-1 была более полной, я решил построить модель танка КВ-1 самой первой, установочной серии, с так называемой «круглой» башней и пушкой Л-11. Характерной особенностью самых первых машин (и то не всех) были также большие защитные бронекожухи над сетками воздухопритоков, от которых очень быстро откажутся. Конечно же такая машина однозначно имела бы опорные и поддерживающие катки самых ранних серий, а также корпус, характерный для машин установочной серии: с бронезаглушкой вместо курсового пулемёта и ровной, сфрезерованной верхней частью верхней кормовой детали.
Строить любой КВ-1 всегда лучше и проще по фото конкретного прототипа, поскольку в конструкцию то и дело вносились изменения, и с учётом переходных периодов и задела деталей – не все их можно учесть, зная только период выпуска.
Фотографии КВ-1 установочной серии имеются в некотором количестве в свободных источниках, но честно говоря все они достаточно сомнительного качества: представление в целом они дают, но в деталях – есть конечно вопросы. Бесспорно, самое большое количество фото с разных ракурсов есть для танка У-10: машина из танкового батальона 1-й дивизии народного ополчения была потеряна в ходе неудачной контратаки 13 августа 1941 года в районе деревень Уномер и Клевенец Шимского района Новгородской области: по имеющимся данным, танк получил повреждения в ходе боя, но подбит или полностью выведен из строя не был, вышел из него самостоятельно, угодив однако в воронку от авиабомбы, из которой выбраться не получилось. Там его и обнаружили немцы, сделав большое количество фото во время осмотра машины и попыток эвакуации (как показывают фотографии, достать танк из воронки в итоге всё же получилось, но дальнейшая судьба машины – не известна).
Эти фотографии дают в общем-то полное представление по основным особенностям конструкции, но сильно мешают лазающие по машине немцы, то и дело закрывающие нужную деталь. Танк к кому же сильно присыпан сползающими стенками воронки.
Давайте сразу же отмечу основные нюансы. а детали мы уже рассмотрим по ходу статьи.
1. Гусеницы – само собой самые ранние, с полным гребнем: других тогда просто не было;\
2. Опорные катки первых серий – центральный диск без рёбер усиления;
3. Поддерживающие катки – аналогично, самые ранние, с гранёной крышкой ступицы;
4. Корпус – раннего типа, с заглушкой на верхней лобовой детали (ВЛД) вместо курсового пулемёта и спрямлённой (сфрезерованной вровень с крышей МТО) верхней кормовой деталью (ВКД);
7. Само собой «круглая» башня установочной серии, НО при этом – машина перевооружена на пушку Ф-32 и имеет несколько не характерный козырёк над орудием – он почему-то прикреплен 5, а не 6 болтами;
8. Ещё нельзя не отметить уже литые коуши тросов, что прямо-таки не характерно для такой машины.
9. Укладка ящиков ЗиП тоже так скажем не типовая: во-первых, такое расположение ящиков характерно для более поздних машин, а во-вторых – сами ящики поздние.
Ну то есть, машина вроде и содержит очень характерные, уникальные только для установочной серии детали – но при этом, имеет и более поздние элементы.
Вооружившись этой информацией, я приступил к постройке танка.
МОДЕЛЬ
Модель строилась из набора фирмы Trumpeter 01561 Russian KV-1 Mod1939 – «круглая» башня есть только в таком наборе, поэтому вариантов, из чего строить такую модель в масштабе 1/35 – особо то и нет. Другой вопрос, что в этом наборе лежит набор деталей, для постройки единственной в своём роде уникальной машины с башней от У-7, которую поставили на более поздний корпус, а соответственно ни ранних катков, на даже корректного для установочной серии корпуса с требуемым видом ВКД – у нас не будет.
Поэтому, в стройке в итоге принимали участие:
1. Trumpeter 01561 Russian KV-1 Mod1939 – основной набор, сама модель. Для приведения к прототипу, заявленному в статье, к сожалению, потребовались и дополнительные детали, и переработка имеющихся.
2. Металлические траки раннего типа, производитель вроде 5.45, собранные в ленту и зачернённые предварительно;
3. Микродизайн МД 035262 тяжёлый танк КВ – базовый набор деталировки. Примерно аналогичный ему набор ABER 35 190 мне нравится больше, но однозначно могу сказать, что и этот набор со своей задачей справился. Как и в наборе от ABER - деталей вроде и не много, но большинство – довольно полезны. Набор ABER 35 190 в целом ажурней, и именно из его остатков в итоге был взят, например, футляр банника и его крепления;
4. Мир моделей C35017 ствол пушки 76,2 мм Л/31,5 (Ф-32) для Т-34 и КВ-1 мод.1940 – хороший точёный ствол с имитацией нарезов;
5. Magic Models 35058 Ствол ДТ-29 (7,62-мм) на все типы Советской БТТ 30-х годов 1/35 – точёный металлический ствол пулемёта ДТ. Потребовался 1 ствол. Вопросов к нему нет, разве что конечно в шаровые установки КВ он входит с серьёзной хирургией, куда и в какую не ставь, ну и конечно требует изготовления перемычек к газоотводной трубке;
6. Zedval 35198 7,62 мм ствол пулемёта ДТ – это стволы пулемётов ДТ, удобные для использования в качестве спаренных. В наборе – 5 шт. Собственно, в этом качестве и был использован ствол ДТ;
7. 35195 Aber 1/35 Russian heavy tank KV-1, KV-2 - vol. 5 - additional set - tool boxes late type for early fenders – ящики ЗиП. Как всегда, могу сказать только одно: опыт работы с ними был скорее положительным, но совершенно не обязательным приключением. Для тех, кто захочет повторить такую машину, но травлёные ящики ставить нет желания, сообщаю: и для заявленного Trumpeter в наборе прототипа, и для моего – ящики в наборе даны правильные, Вы можете их оставить;
8. ZA35267 Zebrano 1/35 Корректировочный набор для модели Trumpeter #01561 Russian KV-1 Model 1939 – набор содержал требуемые опорные катки с гранёной ступицей и бронировку кормового башенного пулемёта;
9. 35219 Miniarm 1/35 КВ-1,КВ-2 Опорный каток раннего типа (Обр. 40 г) – ранние катки требуемого типа. Отличное качество литья и деталировка, но со своими особенностями по установке на модель, о которых речь будет ниже;
10. 35239 MINIARM 1/35 КВ-1,КВ-2 ведущие звёзды (раннего типа) + бронировка бортовой передачи – отличный набор, простой в установке и значительно повышающий копийность относительно изкоробочных деталей, созданный на основе актуальных данных по деталировке соответствующих узлов. Всем его рекомендую для танков КВ-1 от Trumpeter;
11. Трос от фирмы Eureka XXL медный. Был приобретён просто моток троса, так как коуши хороши и «родные» из коробки. Трос использован сечением 1,35 мм. Как всегда, отличное качество тросов EUREKA XXL обеспечивают реалистичный внешний вид троса благодаря натурально выглядящему повиву жил и их сечению;
12. ABER R-18 Shackle for russian tanks KV-1, KV-2 and JS-2 - 4 pcs. – буксировочные серьги для танка КВ. Хорошее изделие, имеющее правильную форму и рабочие шкворни, хотя качество стало последнее время ниже, чем раньше;
13. Разнообразные смоляные и металлические метизы, остатки от наборов дополнений$
14. Последним пунктом, но очень важное: установка орудия Ф-32 взята из набора Trumpeter 00356: в наборе 01561 её просто не предусмотрено, там только маска для пушки Л-11.
Пойдём как обычно, снизу-вверх.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Гусеницы были заменены на соответствующие из металла, набор приобретался с рук, и видимо это 5.45 или вариация на тему. У этих конечно есть особенность в виде не таких выразительных головок пальцев с контршайбой с внешней стороны, но всё равно выглядят хорошо. Конечно Вы можете использовать и аналоги от Masterclub – в этом случае будет более реалистично даны пальцы и контрящие их метизы, но для меня Friulmodel или аналоги с полностью металлической конструкцией привычней в работе;
2. Опорные катки потребовали замены в соответствии с выбранным прототипом. Хорошо что недавно отечественный производитель Miniarm выдал целую линейку опорных катков приличного качества, позволяющую расширить спектр прототипов танков серии КВ, доступных к постройке. В том числе набор 35219 предлагает первый вариант катков, характерный для самых ранних КВ-1. Качество литья на высоте, но я не могу не обратить внимание вот на что: на способ установки катков на модель. У них нет сквозного посадочного отверстия, а только намечена выемка, куда по задумке легко спозиционировать сверло и рассверлить посадочное отверстие требуемого диаметра. Это не здорово, так как вроде и не велика задача – рассверлить 12 одинаковых углублений, а вроде она – со звёздочкой: особо каток в поверхность не упереть (можно раскрошить аккуратные метизы), и небольшой перекос сверла – и каток ровно не встанет на балансир. Почему нет изначально посадочного отверстия – мне не понятно, ведь у всех основных производителей моделей КВ-1 на рынке плюс-минус одинаковые штыри для катка на балансирах. В общем, это с одной стороны делает набор универсальным для любой модели, с другой – он ни под одну не заточен. Я рассверливал отверстия в 2 прохода: сначала тонким сверлом, потом расширял более толстым. И сначала приклеил катки к балансирам (штыри на них пришлось к слову подрезать), а потом уже балансир клеил с катком вместе на корпус модели: так удобнее и каток позиционировать, и в случае чего – немного «поиграть» положением балансира, чтобы выровнять модель и она стояла ровно на поверхности стола. Ничего сверхсложного, но времени занимает больше, чем просто надеть каток с подготовленным посадочным отверстием на штырь;
3. Днище танка КВ фирмы Trumpeter обычно требует не малого объёма доработок в части добавления недостающих заклёпок, сварных швов и т.п., но пару раз проделав эту работу, решил, что с ожидаемым везерингом это не отразится на результате. Поэтому, ограничился недостающим сварным швом на стыке НКД и днища, и добавил заклёпки вокруг эваколюка. Также, добавил недостающие гужоны на НЛД: для их имитации я использовал пластиковые метизы MENG SPS-008: у круглой шайбы с отбортовкой я насквозь высверлил центр, и срезал получившееся колечко: типоразмер 1.7 подошёл по размеру к имеющимся. НЛД «сфрезеровал» вровень с днищем и дал соответствующий сварной шов;
3. Заменены на корончатые гайки на стопорах-ограничителях хода балансиров. Увы, и метизы Masterclub не достаточно точно копируют реальный узел: в будущем, я планирую имитировать его не полным срезанием имеющейся гайки с установкой корончатой гайки Masterclub чуть меньшего диаметра поверх;
4. Заменены на пулестойкие головки болтов на кронштейнах крепления поддерживающих роликов, причём первый по ходу машины – перенесён немного вперёд;
5. Заменены на винты верхние 3 болта основания механизма натяжения ленивца. Винты даны из набора травлёных головок винтов от ET model, вклеены в подготовленные для них углубления. Имитацию нарезки на механизмах натяжения дал тонкой проволокой, навитой поверх пластика чуть под углом;
6. Как видно на фото прототипа, поддерживающие ролики - с гранёной ступицей, поэтому вместо имеющихся в наборе пришлось использовать смолу от Zebrano: отлита в общем не плохо, хотя шпатлевать немного пришлось. Плюс, судя по всему – они делали свои ролики на основе деталей Trumpeter, почему было не сделать тыльную сторону тоже – не известно, так пришлось ставить сначала тыльную часть ролика, потом поверх него на цианокрилатный клей клеить внешнюю;
7. Бронировки бортовых передач взяты от набора Miniarm 35244, содержащего собственно саму бронировку и ведущие колёса.. Деталь высокого качества и степени копийности: учтены актуальные данные о количестве и положении метизов, имитированы даже контршайбы. Деталь просто приклеивается на место штатной и избавляет от большой работы, всем этот комплект рекомендую. При этом конечно само основание на корпусе для крепления бронировки пришлось обварить и установить 2 больших болта крепления бортового редуктора;
8. Ведущее колесо – было взято из комплекта уже указанного набора Miniarm, я только добавил фактуру литья после склеивания половинок колеса, и имитацию закрывающих отверстия для шприцевания метизов – в наборе были пролиты очень специфично: там выступающие на корректно данных утолщениях небольшие имитации, которые очень легко открепляются, и под ними образуется небольшое углубление, которое легко рассверлить под метиз от Masterclub
КОРПУС
Здесь конечно сразу стоит отметить: корпус вроде и не сильно, но заметно отличается от того, какой был у выбранного прототипа.
1. Изготовлены заново вообще все сварные швы, кроме идущих снизу на стыке корпуса и днища, а также – приварки, а именно:
- стык бортов корпуса с ВЛД, НЛД, ВКД и НКД;
- даны приварки всех внешних мелких деталей и бронировок;
- даны следы резки металла на бронеплитах корпуса;
- обварены заново буксировочные проушины на НЛД и корме. Причём, я заметил такую особенность, характерную видимо для ранних машин производства ЛКЗ: буксировочные приспособления крепятся каждое 2 гужонами и сваркой (на передних кстати гужоны изготовил самостоятельно – методика – ниже по тексту), причём сварочный шов на участках, где буксировочное приспособление крепится гужоном – или отсутствует, или сходит почти на нет, и явно виден только в центральной части сверху и снизу.
2. Особо нужно отметить «таранный» уголок: он крепился аз 34 гужонами, 17 сверху и 17 снизу. Trumpeter такого уголка не даёт ни в одном наборе. «Родные» имитации были срезаны, а из пластиковой имитации круглой головки метиза с круглым углублением от Meng (набор SPS-008) я брал сильно срезанный по высоте и рассверленный глубоко метиз, и приклеивал на уголок. Когда клей высыхал, кончиком модельного ножа имитировал обварку по периметру гужонного соединения;
3. Доработаны передние крепления надгусеничных полок: само изогнутое ребро жёсткости приварено к пластинам, за которые полка крепится к креплениям, и даны пулестойкие болты, крепящие полки к лобовой детали корпуса танка.
4. Антенный ввод как обычно доработал: имитировал навивом тонкой проволоки основание антенны, пластиковый опорный стержень которой я потом рассверлил для установки антенны. Антенну сделал из тонкого латунного прутка, на который в нижней части из двухкомпонентной шпатлёвки дал имитацию резинового основания;
5. Изменил форму лобового люка-пробки механика-водителя, нарастив в центре выступ пластиком и двухкомпонентной шпатлёвкой, с последующим выводом острого ребра в центре, а бронировку перископического смотрового прибора механика-водителя дал установленным на сварке;
6. Скорректировал по фото положение заглушки пистолетного порта на ВЛД;
7. Изготовил из латунной трубочки имитацию канала проводки к звуковому сигналу и фаре. Фара получила комбинированное крепление из травлёных деталей и пластика, звуковой сигнал – пластик. Имитировал миниатюрными гайками и болтами Masterclub крепления звукового сигнала и фары к основаниям. Проводка имитирована тонкой проволокой, которая была заранее вставлена в деталь имитирующую клеммную колодку, от которой подключаются фара и звуковой сигнал). Клеммная колодка из пластика была приклеена на свою позицию, а провода пинцетом затем заведены в подводящую трубку, фару и звуковой сигнал. Обратите внимание, что фара крепится на уже привычную пластину уголком, а не как на самых ранних машинах;
8. Заменил пулестойкие болты около люка механика-водителя на смоляные;
9. Заменил болты крепления бронировок патрубков на шпильки (дана имитация гайки сверху из метизов Masterclub;
10. Бронировка патрубков. Здесь я хочу обратить внимание: это именно бронировка патрубков, выходящих из корпуса. Они сами не большой длины, она накрывает их сверху и крепится через несколько прокладок к корпусу. Поэтому, деталь довольно толстая. Имитировать её, например, патрубком, сделанным гальваническим выращиванием – не стоит. Это будет не масштабно. Что ABER, что Микродизайн в наборе даёт деталь сверху, которая имитирует что-то, но я не сразу понял, что. Но в итоге понял: это имитация неоднородной поверхности самой литой детали, имеющей небольшие углубления-площадки для гайки. Поэтому, ставим смело. Патрубки в наборе отлиты ужасно, обычно приходилось долго наращивать их двухкомпонентной и обычной шпатлёвкой, и выводить форму, но в этот раз я взял их из набора 05553 с КВ-220: там есть литник от КВ-5, где есть 2 комплекта прилично отлитых патрбков. КВ-220 два комплекта ни к чему, один я позаимствовал;
11. На люке надмоторном дал трос для фиксации с самодельным крюком из проволоки. При расчёте длины этого троса, можно ориентироваться на следующее: при повёрнутой башне он крюком цепляется за П-образную арматуру на крыше башни. Коуш традиционно от тросов-натяжителей гусениц танка «Пантера», набор Dragon;
12. Надгусеничные полки взял из набора. Причины – как и ранее: во-первых, смотрятся правда неплохо, аккуратные и ровные, во-вторых – имитацию метизов крепления рёбер жёсткости по краям дают масштабного размера. Не забывайте срезать в скруглённой части полки спереди и сзади имитацию уголка жёсткости, идущего по центру: он на скруглённую часть не заходил;
13. Ящики ЗиП – использовал травлёные от ABER. Ящики конечно сделаны для адептов копийности и скорее под пайку, хотя можно и на клею собрать (как я). Очень помогает наличие латунной трубки нужного сечения и её отличная стыкуемость с прорезями в ящиках. Я немного не аккуратно отработал с имитацией заклёпок, которыми крепится петля крышки к корпусу ящика, поэтому дал их самыми мелкими метизами Masterclub. То ещё удовольствие, клеить 18 мелких как соринок заклёпок, так что рекомендую аккуратно продавить имитацию, как разумно предлагает ABER;
14. Тубус для банника и извлекателя сделал из остатков набора от ABER, добавил только его крепления к полке, и – небольшой замочек фиксации крышки из запасов: как показывают фото, он присутствовал в верхней части. С этой деталью кстати интересно: судя по фото, на танке её нет. Но я всё же строю машину до её гибели, и на месте, где должен быть этот тубус – как раз вырван кусок полки. При этом, на надгусеничной полке судя по всему лежат детали банника, а возле гусеницы танка – что-то похожее на баночку с пушечным салом, которое по идее там хранилось, или вообще крышка… По-идее это могло выпасть при разрушении тубуса из тонкого металла. Поэтому, для комплектной машины решил его поставить;
15.Точнго понимания, как устроены бронекожухи над воздухопритоками – у меня не было, имеющиеся фото этого также не давали. Поэтому, я их изготовил, ориентируясь хотя бы по пропорциям на фото. Те, что в наборе Zebrano – не подходят, слишком низкие. Я вырезал их из пластика, обточив отрезанную скруглённую часть ящика ЗиП и нарастив снизу пластиком. Выбрал стамесками заметное на детали с торца углубление. Уверенности нет, но поставил сетку: идеально подошла травлёная от Pz.III Ausf.N от Tamiya. Самостоятельно имитировал метизы, которыми она прикручена к кожухам (по аналогии тому, как такие сетки крепятся к стандартным воздухопритокам);
16. Сетка кармана воздухосброса от Микродизайн, при установке была одной стороной приклеена к пластиковой полоске с последующей имитацией болтов крепления сетки к реальной привариваемой к броне полоске на танке. Кстати, за эту полоску заранее изогнутую сетку удобно приклеивать на модель;
17. Установил внешние травлёные детали стакана кормового фонаря из набора травления;
18. Петли крепления брезента сделал опираясь на чертежи ранних машин: одна ближе к самому первому по ходу машины уголку крепления полки, вторая – ближе к третьему;
19. Заново сделал талрепы натяжения и крепления буксировочных тросов: латунная трубка, рассверленная посередине, 2 крюка из толстой проволоки, тонкая проволока в центе для имитации пальца (с приклеенными имитациями шляпок с двух сторон) которым крутят талреп. Несколько муторно, но очень просто технологически, и, по-моему, даже масштабно;
20. Серьги буксировочные установил от ABER. Дал такую не частую деталь: пальцы фиксации шкворня буксировочных серьг. Цепочки – из остатков травления Voyager для танка «Пантера». Что интересно – известные мне наборы травления для КВ-1 момент с цепочками для этих пальцев не учитывают и таких цепочек не содержат;
21. На крышках заливных горловин добавил миниатюрные имитации проушин для опломбирования;
22. Благо пулестойкие болты Trumpeter даёт лучше, чем обычные, и менять их не пришлось. А вот выравнивать ВКД вровень с надмоторной плитой – пришлось, для приведения вида корпуса к прототипу она была сфрезерована стамесками и вышкурена;
БАШНЯ
Ну как всегда, самое интересное.
Башня установочной серии радикально отличалась от всех остальных. Она собиралась из гнутых деталей: единая деталь – борта башни и лобовая часть с амбразурой спаренной установки орудия и пулемёта, и скруглённая деталь кормовой части, которая приклёпывалась к ней. Снизу это всё опиралось на скруглённую деталь с уголком усиления, крепившему днище кормовой ниши к нижней скруглённой части, крыша – приваривалась по периметру.
Башня в наборе имеет ряд ошибок и упрощений, и требует в общем-то и не малого количества доработок.
Сделано:
1. Головки креплений нижней круглой части и скруглённой кормовой части к бортам заменены на заклёпки вместо болтов;
2. Имитированы сварные швы на всех стыках, в том числе достаточно конечно спорный на стыке кормовой скруглённой части с бортами: не очевидно, есть он там или нет, но судя по фото скорее есть, но не очень заметный. Обварена крыша по периметру. Обварен скруглённый уголок усиления в нижней части кормовой ниши башни;
3. Удалены отсутствующие на реальной башне многочисленные болты на крыше башни и на обечайке посадочного люка;
4. Перископы доработаны под вариант крепления только на сварке, характерный именно для серии выбранного прототипа;
5. Бронировка вентилятора была приварная, поэтому болтовое крепление удалено, дана приварка. При этом, согласно имеющимся фото аналогичных машин, выемки в ней расположены симметрично. Пришлось шпатлевать имеющиеся в наборе и делать их «перенос». Не забываем в приварке сделать 3 отверстия для стока воды;
6. Из проволоки выгнул скобы для крюка троса фиксации люка в открытом положении;
7. Травлением доработал элементы зенитной установки, при этом основание крепления пулемёта оставил пластиковое, доработав профиль основания тонким полистиролом и выбрав лезвием крюк ;
8. Установил смоляную бронировку кормового пулемёта раннего типа. При этом заранее разметил под неё позицию, и предусмотрел в ней штыри из пластика, а в месте установки – отверстия. Я дал некоторые допуски для простоты установки, но зато теперь при приклеивании на цианокрилат конструкция очень прочная и не боится смещения. Заслонку прицела немного довёл по форме опираясь на фото;
9. Доработал крепление козырька над орудием: к пластинке на крыше башни болтами, и к бронировкам цапф через бонки, болтами сквозь отогнутые «лапки» по бокам козырька. Я установил мелкие метизы Masterclub. По бокам козырька дал площадки, имитирующие отогнутую жесть, рассверлил и дал крепление болтами к бонкам. Обратите внимание, что крепление и не типовое для ранних машин, и для поздних: на фото явно видно, что болтов крепления козырька к пластинке на крыше башни всего 5, а не 6;
10. Канавки винтов крепления приборов ПТ-6 и ПТ-К, и имитацию шлица в них хорошо дал в наборе Trumpter, надо только зашпатлевать канавку вокруг них: приборы вставлялись снизу. На сами приборы установил смоляные пулестойкие болты, в верхней части дал миниатюрное отверстие;
11. Заново изготовил сварные швы на маске пушки. не забывайте, что по нижней части выступающей части также проходил сварной шов;
12. Установил точёные стволы орудия и пулемётов. Кормовой пулемёт от Magic Models получил недостающую перемычку между стволом и газоотводной трубкой, нарощенную двухкомпонентной шпатлёвкой;
13. Изготовил прицел из рассверленной трубочки (установлен заранее до приклеивания маски на своё основание).
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё по традиционной схеме:
гусеницы - химическое чернение (да, не смотря на то, что они были зачернены изначально – я поработал с оттенком), далее грунтовка модели из баллона TAMIYA oxide red 87160.
Базовый цвет мешал на основе Mr.Hobby 511 Russian green «4BO».
Танк был окрашен в базовый цвет, далее – цветовая модуляция, адресные высветления осветлённой краской, общая обработка фильтрами, затем – маслом, выступающих деталей.
Полученный слой полностью покрыт футурой, равзедённой растворителем Tamiya Х-20А (из аэрографа) для выполнения смывки. Сделал смывку Dark Wash от AK.
После – смывка, матовый лак LP-23 через аэрограф.
Общее запыление жидкими пигментами от Mig Production. Грязь на ходовой – пигменты Mig и смеси от Wilder. Немного сколов акрилом от Tamiya, потёртости – грифели от AK и простой карандаш.
Катки пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
Катки полировал пигментом Das Werk DWA017 steel type – он не так хорошо втирается, как знаменитый Gun metal от Mig, но всё же даёт более правильный светлый тон полированной стали.
На финишном этапе – вклеил смотровые приборы из наклейки от боксов TAMIYA, отражатель фары закрасил маркером Molotov-хром, и вклеил предварительно сточенный по периметру рассеиватель от набора Elf для советских машин. Вклеил имитацию оптики даже в ПТ-К и ПТ-6, а вот прицел нарисовал хромом от Molotow.
Кормовой фонарь – синий верх, красный них прозрачными лаками TAMIYA поверх хрома Molotov.
Не забыл отметить красным цветом точки смазки на ходовой, но этого почти не видно на модели.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ ТАНК У-10 ЛУЧШЕ?
Как обычно, работа над собственными ошибками и идеи.
1. Вообще первое и главное: можно задуматься над тем, чтобы использовать корпус от КВ-2 с «большой», ранней башней: он более подходит по типу к данной модели. Корпус из набора откровенно не для того, что я строил. Плюс в наборе с ранним КВ-2 Trumpeter даёт ранние же поддерживающие катки;
2. Конструкция кожухов конечно ещё видимо ждёт своего исследователя, поскольку в ней я не уверен;
3. Вопрос наличия тубуса для банника конечно дискуссионный, но скорее да, чем нет, или конечно можно сделать машину с повреждённой полкой;
4. На уровне размышлений: конечно есть соблазн сделать точно такой же танк, только заменить установку пушки на Л-11, но – это вызовет ряд вопросов: а в какой момент танк получил новые ящики ЗиП, и тросы с литыми коушами? И при каких обстоятельствах? Как выглядела укладка ящиков ЗиП до перевооружения? Прямого ответа может и не оказаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такой результат моего второго подхода к набору 01561 и строительству танка КВ-1 с круглой башней. Результат, с учётом оговорок о копийности тех или иных узлов модели – на мой взгляд, в целом соответствует тому, как должен был выглядеть КВ-1 первых серий.
Получилась ли при этом самая ранняя машина? Вопрос дискуссионный: с одной стороны, машина содержит все признаки таковой, и это именно танк У-10 установочной серии, однако имеет более позднее орудие и ящики ЗиП, например. У меня на полке, как и в частях РККА в первые месяцы войны, получилась интересная ситуация: машина с башней установочной серии уже перевооружена на пушку Ф-32, но при этом в серии вполне себе машины с гранёной башней, которые продолжают получать пушку Л-11. И ранние же ящики ЗиП, причём слева два, справа – один. Поэтому, чтобы образ прямо-таки самого первого КВ-1 установочной серии был полный – наверное не хватает пушки Л-11, и ящики ЗиП должны быть другие, раннего типа без отгибов сбоку на крышках, ровно как и коуши тросов не литые, а плетёные: комплектация танка на фото явно не соответствует изначальной, установочной.
Впрочем, я построил модель по фотографиям конкретного прототипа, о чём нисколько не жалею: она показывает машину установочной серии У-10 на 1941 год, в определённый период жизни, в тот роковой день, когда танк принял последний бой с немецко-фашистскими захватчиками.
Какой будет Ваш КВ-1 установочной серии с «круглой» башней – решать только Вам, а моя машина У-10 – перед вами.
Отличное исполнение. Тщательный подход к прототипу и соответствующий объем доработок - ну кто бы сомневался.
И отдельный плюс за изучение и подачу материала по матчасти.
С уважением.
Огромная работа проделана. Результат отличный. Спасибо за подробное об'яснение всех нюансов. Интересно сколько времени ушло на столь грандиозный запил?
Андрей, вопрос прям на самом деле очень не простой... Здесь если смотреть сколько прям времени - ну наверное месяца полтора-два. Но при этом каждый день не так много времени уделялось модели, плюс я имею свойство строить параллельно несколько машин одного типа... И машина долго просто была в простое, пока я строил параллельно другие КВ-1 и машины на его базе. Постройка КВ из-за огромного количества мелких доработок буквально каждой детали очень оттягивается, и иногда кажется, что работы проделано много за день, но модель почти не поменялась. Если вот буквально, то на этой модели прямо из коробки без малейших доработок приклеены:
1. Люк мехвода;
2. Кормовой фонарь.
И это всё. И даже очень в целом копийный ленивец потребовал вклеивания проставки, чтобы траки хорошо легли на него. Ну и т.д.
Повторюсь, и это всё: нет детали, которую не надо выводить по форме, что-то шкурить и шпатлевать и т.п. Из-за этого кажется, что строишь модель с нуля, хотя безусловно трудозатраты на постройку КВ-1 с нуля не соизмеримы с таковыми при доработке модели от Trumpeter, но всё-же. Увы, качественной модели КВ-1 так и нет на рынке, и есть сомнения что будет. Отсюда столько доработок. Отсюда какие-то реально не соразмерно сложности прототипа большие трудозатраты на постройку машины с в целом понятной и даже простой геометрией и деталировкой, при большом количестве "живых" машин и фотоматериала.
Спасибо за развернутый ответ! Как соберусь строить еще что-то от КВ буду ориентироваться на ваши рабоиы. Все переделывать усидчивости не хватит, но основное попробую.
Комментарии
На сайте с 23.07.2012
Возраст неизвестен
На сайте с 19.06.2018
И отдельный плюс за изучение и подачу материала по матчасти.
С уважением.
49 лет
На сайте с 24.08.2020
На сайте с 21.12.2010
54 года
На сайте с 02.04.2013
На сайте с 20.12.2011
На сайте с 21.12.2010
Андрей, вопрос прям на самом деле очень не простой... Здесь если смотреть сколько прям времени - ну наверное месяца полтора-два. Но при этом каждый день не так много времени уделялось модели, плюс я имею свойство строить параллельно несколько машин одного типа... И машина долго просто была в простое, пока я строил параллельно другие КВ-1 и машины на его базе. Постройка КВ из-за огромного количества мелких доработок буквально каждой детали очень оттягивается, и иногда кажется, что работы проделано много за день, но модель почти не поменялась. Если вот буквально, то на этой модели прямо из коробки без малейших доработок приклеены:
1. Люк мехвода;
2. Кормовой фонарь.
И это всё. И даже очень в целом копийный ленивец потребовал вклеивания проставки, чтобы траки хорошо легли на него. Ну и т.д.
Повторюсь, и это всё: нет детали, которую не надо выводить по форме, что-то шкурить и шпатлевать и т.п. Из-за этого кажется, что строишь модель с нуля, хотя безусловно трудозатраты на постройку КВ-1 с нуля не соизмеримы с таковыми при доработке модели от Trumpeter, но всё-же. Увы, качественной модели КВ-1 так и нет на рынке, и есть сомнения что будет. Отсюда столько доработок. Отсюда какие-то реально не соразмерно сложности прототипа большие трудозатраты на постройку машины с в целом понятной и даже простой геометрией и деталировкой, при большом количестве "живых" машин и фотоматериала.
На сайте с 20.12.2011
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий