Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
КВ-1 с башней сб.157 б/н 34-18 «За Родину!» (лето 1942 г.)
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Предстояла годовщина Сталинградской битвы, и мне хотелось построить модель советской машины, участвовавшей в этих героических событиях. Выбор пал на танк КВ-1 с лозунгом «За Родину» и номером 34-18 на борту башни упрощённого типа (сб.157).
Танк КВ-1 в варианте с башней сб.157 не является не знакомой для меня машиной, и в моей коллекции уже есть абсолютно аналогичный, отличающийся лишь в мало заметных на первый взгляд деталях танк с именем собственным «Беспощадный», только на этот раз стройка велась из относительно нового набора компании RFM 5041, что для меня было в новинку. Я постараюсь поделиться своим мнением по данному набору, формат будет немного смешанный: это будет традиционная статья о постройке модели по фото прототипа, но по ходу статьи я также особое внимание уделю объективным и субъективным особенностям набора, как обычно делают в обзорах. Периодические отсылки к набору Trumpeter считайте данными к аналогичному данному набору Trumpeter 00358 Russia KV-1 model 1942 Simplified Turret Tank.
ПРОТОТИП
Танк представляет собой КВ-1 выпуска ЧКЗ позднего (в моём случае предполагаю уже лета 1942 года) периода производства: машина имеет башню сб.157, лобовой лист дополнительной брони – я бы сказал, средней высоты: он не выходит выше среза крыши перископа. Особенностью также является поздний лист дополнительной брони на нижней лобовой детали – он имеет круглые, а не ромбовидные вырезы под буксировочные приспособления. На машине установлены облегчённые траки, судя по их видимой части – с чередованием через один: цельнолитой трак с полным гребнем – половинчатый трак с низким гребнем. Таранный уголок уже однозначно только на сварке, машина судя по всему имела характерные для танков указанного периода литые опорные катки, грязеочистительное устройство перед ведущим колесом обновлённой конструкции и металлические поддерживающие катки. Колпак ведущего колеса – позднего типа, на 8 болтах.
Оснащён танк как выше было указано башней типа сб.157, характеризующейся переходом на большое количество сварных соединений, и шиповых соединений бронеплит, с ограниченным применением гужонов. Вооружена машина 76,2 мм танковой пушкой ЗиС-5, вспомогательное вооружение – 3 пулемёта ДТ калибра 7,62 мм (о наличии четвёртого зенитного пулемёта на данной машине мне не известно).
Имеющаяся фотография танка датируется концом лета-началом осени 1942 года. По имеющейся информации, машина была одним из 6 танков, принимавших участие в атаке на позиции противника непосредственно в самом Сталинграде. В ходе боя лишилась сопровождения пехоты и была подбита. Какое-то время танк использовался как огневая точка, видимо ведя огонь с места. Дальнейшая его судьба – мне не известна.
МОДЕЛЬ
В постройке принимали участие:
1. Модель строилась из набора RFM 5041 KV-1 Model 1942 Simplified turret -
предусматривающую как вариант собрать машину с лозунгом «За родину» с башней сб.157. Детальную оценку набора Вы увидите по ходу стройки;
2. Friulmodel ATL-10 KV-1/|KV-2 – траки и ведущие колёса для танков КВ-1 и КВ-2. В наборе даны траки с полным гребнем и половинчатые траки. Качеств данных траков всем известно, они имеют узнаваемый стиль литья и некоторое количество мелких приливов питателей, которые лёгким движением шкурки удалялись. Траки именно для танков КВ от этой фирмы мне всегда очень нравились, всем их рекомендую;
3. ABER 35 190a Soviet Heavy Tank KV-1 (all “Trumpeter” versions) – vol.1 – базовый набор деталировки. Вообще-то для Trumpeter, но применим и к этой модели. Мне понравился. Деталей вроде и не много, но большинство – довольно полезны, другой вопрос что мне не многие понадобились. ОЧЕНЬ ВАЖНО: сетки на решётки воздухопритока не встают на модель КВ-1 фирмы RFM от слова совсем, они длиннее почти на 2 (!!) мм! О способе их установки Вы прочтёте в статье;
4. Magic Models MM3594 76,2 mm F-34/ZIS-5 barrel KV-1, KV-1S, T-34/76 – точёный металлический ствол орудия ЗиС-5, с нарезами. Хорошее изделие, правда установка конечно производится «по месту», по принципу «придумай сам», однако полезная бумажка, указывающая длину «вылета» ствола из маски пушки несколько облегчает дело. Ствол в общем позиционируется как я понял «для всех наборов всех фирм», но мне он понравился, да и встал на модель отлично;
5. Model Point MP3545 7,62 мм DT machine gun barrel – точёный металлический ствол пулемёта ДТ. Потребовалось 2 таких ствола. Вопросов к ним нет, разве что конечно в шаровые установки КВ они входят с серьёзной хирургией, что у Tumpeter, что у этой модели;
6. Трос от фирмы Eureka XXL медный. Был приобретён просто моток троса, так как коуши хороши и «родные» из коробки. Трос использован сечением 1,35 мм. Как всегда, отличное качество тросов EUREKA XXL обеспечивают реалистичный внешний вид троса благодаря натурально выглядящему повиву жил и их сечению;
7. ABER R-18 Shackle for russian tanks KV-1, KV-2 and JS-2 - 4 pcs. – буксировочные серьги для танка КВ. Хорошее изделие, имеющее правильную форму и рабочие шкворни, хотя качество стало последнее время ниже, чем раньше;
7. Разнообразные смоляные метизы, остатки от наборов дополнений, детали обвеса из смолы.
Пойдём как обычно, снизу-вверх.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Гусеницы были заменены на соответствующие из металла фирмы Friulmodel. Причины - как обычно: реалистичный вид, удобство тонировки, чёткое литьё. Тем не менее, нельзя не отметить, что родные, изкоробочные траки – очень хороши: они, во-первых, качественно отлиты, во-вторых – собираются на полупальцах и сохраняют подвижность. Их замена в данном случае вызвана именно моими предпочтениями, а не необходимостью: предложенные производителем траки похожи на настоящие, качественные, и соответствуют прототипу;
А вот здесь начались доработки, которые знакомы тем, кто читали мои статьи про танк КВ-1, построенные из модели фирмы Trumpeter:
2. Заменены на корончатые гайки на стопорах-ограничителях хода балансиров – сами стопоры при этом высокого качества, корректно дают их нижнюю часть, и Вам при монтаже смоляных метизов не потребуется постоянно подрезать их на нужную длину. Гайка использовалась от фирмы Э.В.М: она копийнее чем Masterclub, но из очень мягкой смолы и не такие резкие формы. Тем не менее, неплохо имитирует то, что было в данном случае на настоящем танке;
4. Заменены на пулестойкие головки болтов на кронштейнах крепления поддерживающих роликов – видимо, пока их не заменят на КВ-1 из ЦМВС, новые производители так и продолжат повторять эту ошибку. Ошибка нелепая, и, если ходовая машины не укрыта слоем земли – это будет заметно. 2022 год, а мы опять высверливаем 18 отверстий на брот, срезав родные головки болтов, и вклеиваем пулестойкие от Masterclub. Тем не менее, к чести RFM отмечу: они отлили даже имитацию контрящих пластинок под болтами, рекомендую срезать их так, чтобы не повредить пластинки.;
5. Опорные катки к сожалению, при всей чёткости литья – не выдерживают никакой критики: если в аналогичном наборе Trumpeter 00358 такие же катки имеют несколько более толстые, чем надо, лучи (причём малые лучи ближе к масштабной толщине, чем большие), то у этих сами лучи сделаны просто неприемлемо: они вообще имеют торцевую грань, что ничего общего с прототипом не имеет. Если Trumpeter дал лучи с учётом ограничений по технологиям литья, доступным ему на период выпуска модели, стараясь показать, что он имитирует именно эти самые тонкие лучи, пусть толще чем надо, то у RFM ошибка явная: лучи не просто раза в 2 толще чем нужно, так они ещё и подчеркнули это, дав на их торцах, обращённых наружу – грань. Варианта использовать такие катки не вижу. Вы можете воспользоваться катками от многочисленных производителей афтермаркета, или, как я – взять такие из набора Trumpeter с по сути любым КВ, имеющим в своей основе набор 00358. Мне катки от Trumpeter нравятся в работе, они не избыточно тонкие, и имеют компромиссную копийность. Кстати, резиновые втулки для них я взял от RFM-с ними они лучше садились на балансиры RFM, что и не удивительно. Впрочем, я их всё равно зафиксировал клеем;
6. Идём дальше по ходовой и нас ожидает направляющее колесо. На момент написания статьи, ситуация такова: лучшее направляющее колесо на модельном рынке, на мой взгляд – в наборе Trumpeter. Удивляют масштабно пролитые лучи усиления на изделии Trumpeter (в отличие от их же катков – получается, всё-же могли?). Проблемы в направляющем колесе от RFM – всё те же: избыточная толщина усиливающих элементов. Ведущее от Trumpeter ставится на механизм натяжения RFM не так очевидно, как катки на балансиры: там кардинально другой способ установки. Теоретически, можно взять тыльную часть от RFM и наружную от Trumpeter, но я взял полностью ведущее от Trumpeter, внутрь вставил трубку из пластика, и приклеил на основание. Механизм натяжения ведущего колеса сделан отлично, меня всё устроило. RFM не забыл, что верхние 3 метиза его крепления были утопленными винтами, и в целом деталировка на высоте, а литьё - качественное;
7. Бронировка бортовой передачи и ведущее колесо – это огромный успех и рывок вперёд от RFM в сравнении с Trumpeter и другими моделями на рынке: эти детали сделаны действительно копийно. Бронировка передачи имеет корректные метизы в нужных позиция, все требуемые вырезы под контр-шайбы, на корпусе вблизи бронировок даны массивные головки болтов крепления бортовых передач. Мне пришлось обварить основание крепления бронировки (что мешало это сделать компании RFM, всё равно дающей борта отдельными плоскими деталями – не понятно), но сами бронировки отличные. Ведущие колёса не имеют проблем с болтами, надо только правильно приклеивать центральные крышки – позиционирующих штифтов там нет, а стояли они так, что малые болты их крепления были как-бы между наружными головками болтов – сверяйтесь с фото. Здесь доработок не много: ведущие колёса получили небольшие метизы, прикрывающие отверстия для шприцевания, и фактуру литья;
8. Поддерживающие катки взял в наборе с отверстиями облегчения. Точно определить, какие были на этой машине – без фото, на мой взгляд, не получится. А это всё же более поздние поддерживающие катки. Катки отличного качества, доработок не потребовали. Набор, впрочем, даёт и сплошные поддерживающие катки, которые Вы можете использовать на вашей модели при необходимости;
7. Грязеочиститель взял из набора – очень хорошая деталь, хоть и мало заметная, однако именно позднего, правильного типа (Trumpeter везде даёт раннюю). Традиционно для этого набора – толстовата, была несколько сточена, но это мало заметно;
8. Говоря о ходовой, нельзя не отметить наличие у машины рабочей торсионной подвески: балансиры крепятся на торсионы, фиксирующиеся на противоположной стороне борта. Встаёт всё в целом хорошо и ровно, но прям не вот подвижное. Я зафиксировал всё клеем.
Вывод по ходовой части: отличное решение по ведущему колесу и бронировке бортовой передачи, хорошие поддерживающие катки, механизм натяжения направляющего колеса. Но при этом – у набора совершенно не приемлемые опорные катки и ленивец. Старые и известные проблемы с корончатыми гайками на отбойниках балансиров и пулестойкими болтами на конусах поддерживающих роликов – опять остались без внимания.
КОРПУС
Нельзя не отметить особенность сборки модели по сравнению с наборами Trumpeter: корпус дан отдельными деталями, и «коробку» надо собирать, а не обклеивать деталями готовую «ванну». Стыки деталей даны по тем же местам, где и у настоящего танка, с имитацией сварных швов. Стыкуется это всё надо сказать – ОТЛИЧНО, надо только подрезать посадочные штыри на бортах для стыка с днищем. Сборка корпуса (да забегая вперёд и модели в целом) напоминает наборы от TAMIYA, только степень деталировки повыше. После того, как был собран корпус, были произведены следующие доработки:
1. RFM сам дал такой вариант маркировки модели, это не я строю из их набора прототип, который они не предлагали: при этом, давая в наборе поздние упрощённые буксировочные приспособления на круглом основании – они не дали так заметно отличающуюся от представленной в наборе нижней плиты с ромбовидными вырезами аналогичную плиту с круглыми отверстиями, которая чётко видна на прототипе танка «За Родину». Безусловно, изготовить её не сложно самостоятельно из листового пластика (что и было сделано), но – мы попадаем на необходимость самостоятельной её «обварки» путём имитации сварных швов, что также было сделано. Что интересно, в наборе также дан вариант декали на танк «Чапаев», но про её использование не упоминается: так вот у этого танка была такая же плита с круглыми вырезами под буксировочные приспособления;
2. Таранный уголок дан корректно, отлит хорошо. Но, имитировать сварной шов на стыке уголка с верхней лобовой деталью – пришлось самостоятельно. Производитель судя по всему сделал вывод, что она не обваривалась там, что не верно;
3. Опять провал на мой взгляд: плита дополнительного бронирования на ВЛД дана слишком низкой.
Вообще, эти плиты на мой взгляд были 3 типов:
- самые первые, почти не выступающие над уровнем крыши отделения управления танка;
- более поздний вариант с совсем высокой плитой, которая прикрывает и люк механика-водителя, и башенный погон;
- вариант поздней плиты, когда она прикрывает полностью люк механика-водителя, но походит чуть ниже среза крыши перископа механика-водителя – как раз вариант для танка «За Родину».
Данная в наборе лобовая плита доп.бронирования не соответствует на мой взгляд ни одному из типов используемых поздних плит, а ближе к ранней. Всем, кто менял лобовые плиты в поздних КВ-1 от Trumpeter, сообщаю: в этом наборе плита абсолютно такая же по высоте, только имеет имитацию приварки по всему периметру. Необходимость её наращивания мне кажется это нивелирует, хотя возможно Вам будет проще нарастить плиту до нужной толщины. К толщине кстати у меня тоже есть вопросы – на мой взгляд, плита тонковата, впрочем не критично.
Я вынужден был изготовить её заново и дать сварной шов по периметру. При этом, сварной шов, имитирующий её приварку с задней части к верхнему срезу ВЛД – RFM даёт на самой ВЛД, что очень здорово.
Для тех, кто решил использовать эту плиту на свой модели (или, например, как конверсию для более ранних машин от Trumpeter, что я с учётом некоторой оговорки по её толщине – рекомендую в целях снижения трудозатрат) – есть и хорошие новости: кроме сварного шва по периметру, она имеет грамотно отлитую и правильной формы клеммную колодку для проводки, Вам только следует рассверлить в ней отверстия и завести провода;
3. Буксировочные серьги использовал латунные от ABER. На мой взгляд, у «родных» из набора форма слишком близка к тору, а должны быть более вытянутыми. К сожалению, цепочки крепления «пальцев», фиксирующих шкворни серьг от выпадения проигнорированы как в наборе с моделью, так и в базовом наборе травления и наборе с самими серьгами. Взял подходящие цепочки от заглушек бойниц (такие есть в наборе травления ABER для КВ-2 например). Цепочки эти очень маштабные, но, к сожалению, очень хрупкие: в работе требуют исключительной аккуратности;
4. Буксировочные рымы взяты из набора, с круглым основанием, однако – место приварки пришлось доработать, в модели шов не похож на настоящий, хотя и дан в нужном месте;
4. Стакан бронировки вывода антенны я сместил немного вперёд, чтобы был отступ от плиты доп.бронирования ВЛД, впрочем это субъективно. Он ничем не примечателен, кроме того, что фактуру сварного шва я усилил, по сути – «обварив» его поверх тончайшими полосками пластика, придав соответствующую фактуру. Сам ввод опять выполнен крайне примитивно: это по сути просто штырь. Никакой имитации гибкой части на нём, никакого отверстия для антенны, ни самой антенны в комплекте, хотя её легко можно дать простым тонким латунным прутком. Всё это в итоге делалось самостоятельно по следующей технологии: тонкая проволока навивается на штырь внутри бронировки, капелькой жидкого цианакрилатного клея фиксируется. Затем тонким (примерно 0.4) сверлом рассверливаем штырь. Берём отрезок латунного прутка, на него у основания налепливаем из двухкомпонентной шпатлёвки имитацию резинового ввода, причём так, что небольшая часть прутка –торчит из него с противоположной стороны. Это позволит Вам в последствии удобно приклеить антенну так, что снаружи будет столько, сколько надо, и соединение будет прочнее, чем если бы Вы такой шарик клеили на сам вводной штырь. В общем по антенне как-то вообще без внимания к вопросу сделана модель;
5. Бронировка курсового пулемёта выполнена корректно, крепится пулестойкими болтами, весьма качественно отлитыми, имеет особенности, связанные с вырезами на круглом щитке, прикрывающем сам пулемёт. Отмечу и отличный как для пластика пулемёт: дело в том, что с пулемётом ДТ проблема как правило не такая как с немецкими или американскими, где нужно давать точёный тонкий кожух, а в необходимости наличия перемычек между стволом и газоотводной трубкой. В пластике они как правило есть, но есть обычно и шов на стыках половинок форм, который надо сошкуривать, да так, чтобы стволы не стали овальными. Точёные пулемёты Model Point (ну или аналоги от Magic Models или Zedval) – хороши, и имеют реалистичный вид (RFM всё же мне показались тонковатыми), но при этом вышеуказанных перемычек не имеют. Давно я давал их тонкой полоской фольги, но это не вариант. Сейчас я беру двухкомпонентную шпатлёвку TAMIYA, вставляю между выточенными утолщениями, где должна быть перемычка, очень маленький шарик из двухкомпонентной шпалтёвки, и работая кончиком ножа, заточенной зубочисткой и кисточкой с сверхтекучим клеем для пластика – как-бы растягиваю двухкомпонетку в перемычку, создавая плавные переходы. Поясню зачем сверхтекучий клей: он здорово растворяет, размягчает двухкомпонентку TAMIYA, пока она не застыла, и быстро выветривается, не давая ей растекаться под собственным весом, а схватываться на поверхности.
Бронировка собирается несколько мудрёно, я рекомендую вклеить полученный вышеуказанным способом пулемёт в шар шаровой установки изнутри на суперклей, а затем собрать всю конструкцию.
Впрочем, Вы можете использовать и пулемёт из набора – он очень хорош, только стоит рассверлить ствол;
6. Люк-пробка смотрового прибора механика-водителя сделан отлично – правильно дано острое ребро. Я предварительно собрал имитацию смотрового прибора, и закрасил её хромовым маркером – не думаю, что будет видно, но щель в приборе дана сквозная – а вдруг? В общем, здесь всё как надо, можно даже дать этот люк открытым – детали в наличии;
7. С учётом моих доработок под прототип (не забывайте, что его дал сам производитель), я сдвигал согласно фото прототипа также и трубку вывода проводки к фаре и звуковому сигналу. Сдвиг трубки как Вы понимаете ведёт к переносу с заделыванием старого выреза в плите доп.бронирования (кто всё же оставит изкоробочную). Технология здесь известная: изгибаем латунную трубку, сплющиваем с той стороны, что будет на крыше (с торца), немного сошкуриваем снизу для более плотного контакта, приклеиваем, имитируем приварку.
8. Фара и звуковой сигнал получили комбинированное крепление из травлёных деталей и пластика. Проводка имитирована тонким припоем (в формате тонких проволочек), который был заранее вставлен в деталь, имитирующую клеммную колодку, от которой подключаются фара и звуковой сигнал). Клеммная колодка из пластика была приклеена на свою позицию, а провода пинцетом затем заведены в подводящую трубку, фару и звуковой сигнал. Звуковой сигнал я взял из набора (он очень хороший), а вот про фару нельзя сказать то же самое: на мой взгляд она не выдерживает никакой критики: во-первых, даже в старых моделях Trumpeter давалась имитация стяжных метизов, скрепляющих её корпус, во-вторых – в ней дано нелепое углубление под позиционирующий пенёк на прозрачной (!) детали фары. Форма фары вообще доверия не внушила, и в итоге она была заменена на изделие от Trumpeter. Планка основания от неё была отрезана, остающаяся под фарой её часть сточена и выбрана для имитации круглого основания, и гайкой Masterclub имитировано её крепление к пластинке.
Пластины крепления фары и звукового сигнала «обварены» пластиком. Для этого я их клею к тонкой пластиковой полоске на суперклей, а эту полоску затем обычным модельным клеем – к детали доп.брони на ВЛД. Затем имитирую приварку;
9. Пришлось усилить сварные швы на всех уголках, поддерживающих надгусеничные полки – родные практически не заметны. Они в общем-то были не большие, но родные из набора на мой взгляд могут просто потеряться при окраске;
10. Сами надгусеничные полки – из набора. Полки приемлемой толщины, и имеют правильную имитацию метизов крепления полки к поддерживающим уголкам, а также – масштабно данные метизы крепления усиливающих уголков под полками к самой полке.
В модели учтена такая особенность, которую, например, забыл Trumpeter, и которая была не очевидна для меня: действительно, на фото машин поздних серий видно, что уголки крепления поток стоят не равномерно (как на машинах с большими ящиками ЗиП): на той секции, где слева стоит длинный узкий поздний ящик ЗиП – уголки стоят дальше друг от друга, и такая конструкция симметрично сохраняется и на правой стороне машины. Ящик ЗиП получается длиннее почти на 5 мм, чем у Trumpeter, причём фото реальных машин это соответствует. Что ещё раз подтверждает – авторы модели матчасть явно разбирали.
В части доработки самой полки – я подрезал уголок жёсткости, проходящий под в центре полкой в центре, спереди и сзади: в местах, где имеет место скругление секции полки, формируя по сути грязевой щиток: архивные фото и фото сохранившихся машин показывают, что в этих местах его не было. У Trumpeter такая же ошибка;
11. Ящик ЗиП из набора, пластиковый. Он очень хорош, имеет резкие формы, и в ощем неплохую имитацию замков и петель. Я только добавил миниатюрные приварки на петли и замки, и немного переделал фиксирующие флажки в запирающих устройствах: сделал их из пластиковой гайки-бабочки от набора Dragon-овской «Панетры»: одно «крылышко» отрезал, другое сточил, и придал основанию чуть коническую форму. Это как раз похоже на то, что был на самом деле;
12. Уголок защиты погона башни над отделением управления из набора, он при этом уже отлит на детали крыши отделения управления. Я только опять же усилил фактуру сварных швов, и следы от газорезки. Тоже самое было сделано на уголке кормовом, который дан на надмоторном люке;
13. Плиты дополнительной защиты погона башни, монтируемые по бортам корпуса – из набора. Дал следы газорезки, а вот сварные швы оставил: показались не критичными для доработки, хотя честно говоря их тоже имеет смысл поправить, несмотря на то, что после сборки они не бросаются в глаза так сильно;
14. Перепад высоты между крышей корпуса и его бортами дан правильно, как и должно быть на поздней машине, но вот сварной шов, имитированный «рубчиками» - никак не похож на настоящий. Я доработал его фактуру, использовав тонкий пластиковый пруток, который проходил тонкой кисточкой с модельным клеем и сформировал более подходящую фактуру шва модельным ножом;
15. В результате дальнейшей работы над моделью, по сути все сварные швы были заменены и доработаны, в том числе приварки перископа, деталей доп.бронирования. Доработка заключалась в том, что или шов имитировался заново, или размачивался клеем и его фактура из «рубчика» переделывалась в горизонтальные линии, более характерные для наших отечественных машин;
16. RFM забыл по 4 болта на крыше корпуса, за воздуховодами (с двух сторон). Рассверлил под них отверстия и установил смоляные болты от Masterclub.
17. С одной стороны, фундаментальных причин для такой доработки нет, однако рым-гайки на надмоторной плите у Trumpeter получились как-то более масштабными, поэтому установил я их вместо штатных. Тросик фиксации открытого надмоторного люка из пластика вообще не выдерживает никакой критики, поэтому был срезан, и при помощи пластиковых деталей коушей от троса-натяжителя гусениц «Пантеры» из набора Dragon и тонкого тросика от Eureka XXL – был изготовлен заново. Крюк выгнул из проволоки, кольцо крепления коуша тросика к рым-гайке – металлическое колечко из проволоки;
18. Отлично получились бронировки выхлопных патрубков: форма достаточно похожа на себя, метизы крепления даны миниатюными гайками на шпильках. Однако, пришлось рассверлить бронировку глубже: иначе было видно «глухой» пластик внутри;
19. Решётки воздухопритоков удивили: они сильно короче по форме тех, что у Trumpeter, но согласно замерам, которые мне удалось найти – прав как раз RFM. Почему я здесь сравниваю его не только с прототипом, но и с моделью-конкурентом? Дело в том, что сетки и воздухопритоков, и кармана сброса горячего воздуха – совершенно не копийны и крайне сильно переразмерены. А имеющиеся на рынке – не подходят по размеру… Альтернативы в пластике при этом в наборе нет. Выход был такой: взяты сетки от ABER, и загнуты их торцевые части на один оборот вовнутрь. При этом старался тщательно прогладить их. Сетки от «Микродизайн» при этом такую операцию не переживали. Внутренние перемычки в вобщем-то грамотно данной детали от RFM я сделал из тонкого полистирола – в наборе было травление, не увидел в нём смысла;
20. Решётка воздухосброса – от ABER, только я как обычно дал планку, к которой она крепилась на болтах, дав их имитацию метизами Masterclub в верхней и нижней части;
21. Как всегда, сделаны фирменные талрепы тросов из проволоки и латунных трубочек. Впрочем, и родные в наборе хороши;
22. Трос заменил намедный от Aber: то, что в наборе называется в инструкции Cable – является просто ниточкой;
23. На заливные горловины дал миниатюрные имитации проушин для пломбировки.
Вывод по корпусу: да, качественней и лучше стыкуемость, чем у Trumpeter. Мы получили очень копийные, и при этом качественные надгусеничные полки именно для поздней машины, что Trumpeter не учёл. Как видите, не потребовали полной замены и метизы везде и всюду. Корректно даны и качественно отлиты все люки, с правильно имитированными углублениями для метизов, вместо выступающих у Trumpeter. Корректный люк-пробка смотрового прибора мехвода, отличные бронировки выхлопных патрубков, правильный перепад высот между крышей корпуса и бортами.
При этом часть проблем, как Вы видите по тексту – никуда не ушла. Плюс, если говорить прямо – сварные швы подлежат переделке в полном объёме. Да, они есть, но даже беглого взгляда на фото любой сохранившейся машины видно, что они радикально отличаются от оригинала.
БАШНЯ
Как я уже писал в предыдущей статье по машине с такой башней, в чём особенность её: малая кормовая ниша, массовое использование сварки, шиповые соединения в корме и крыши с бортами. Собственно, в этом и упрощение.
Переделки опять основаны на фото «Беспощадного» и реальной башни. Переделок не так много, RFM башню сделал хорошо, но со своими ошибками, которых не много, но они неожиданные:
1. В корме правильно даны канавки для обеспечения обзора из перископов, но вот бортовые перископы стоят в другой вселенной: нет, сами бронировки в общем-то на месте, но вот перископы слишком далеко. Если их поставить как дано в наборе – из них будет ничего не видно. Лечится не сложно: просто прорезаем отверстия под них дальше к борту, и аккуратно вклеиваем сами перископы. Перископы кстати хорошие, прозрачные даже (кто любит красить их, а не имитировать плёнкой оптику – будет доволен). Бронировки перископов – опять потребовали переделки сварного шва;
3. Бронировка вентилятора дана корректно, но сварной шов для неё изготовил заново;
4. Немного поправил сварные швы, добавил недостающие в районе перископов, обварил планки пулеотбойные нормально;
5. Перемудрили RFM с козырьком над маской пушки: дали лишнюю ступеньку, которая в принципе просто срезается, и не верно дали крепление к скулам маски: напомню, там была бонка, к которой на болтах крепились за 3 «лапки» с каждой стороны (а не за сплошной отгиб) детали козырька, что и было имитировано. Под место, где козырёк примыкает к крыше башни – дал пластинку из пластика, имитирующую приваренную полосу, к которой крепился на болтах козырёк;
6. Фактура литья маски мне не понравилась, решил её усилить традиционно шпатлёвкой и средством "Крупная крошка» от АКАН, артикул 64022;
7. Внезапно, танк вообще не имел даже намёка на спаренный пулемёт: рассверлил отверстие и вклеил имитацию пулемёта от Zedval 35198;
8. Прицела танк также не имел, а отверстие в маске под него было глухое… Рассверлил амбразуру прицела, привел имитировал трубочкой с приклееным к ней катафоту от Elf в чёрном корпусе. Перед грунтовой и окраской заклеил скотчем TAMIYA, и снял на финишном этапе;
9. Заменил кормовой пулемёт на Model Point, доработав аналогично курсовому;
10. В наборе очень грамотно и реалистично дан люк и его детали, в том числе – поворотной турели. Но, держатель пластинки с крюком для фиксации самой турели – в наборе очень переразмерены, рекомендуется выгнуть самостоятельно или взять из набора стороннего травления, что и было мной сделано. Вообще если заморочиться – можно сделать поворотную турель. Сама её конструкция сильно проигрывает травлёной от ABER, однако как для пластика – это очень хорошее изделие. На моей машине её не было, поэтому ставить её я не стал;
11. Из проволоки выгнул скобы для крюка троса фиксации люка надмоторного в открытом положении;
12. Метизы вокруг бронировок смотровых приборов мне не понравились: концептуально всё сделано толковее чем у Trumpeter, ничего не надо шпатлевать, даже при установке фиксированного прибора наблюдения. Но вот сами метизы утопленные, которые крепят смотровые приборы ПТ-6 и ПТ-К – очень слабые, и плохо видны. Я прорезал их канавки и шлиц под отврётку тонкой иглой-скрайбером.
13. Ствол орудия откровенно не понравился: заменил на изделие от Magic Models. Под нео потребовалось рассверлить посадочное место. Рассверливать следует изнутри, так же как и вставлять само орудие изнутри, до приклеивания маски пушки на качающуюся часть;
14. Маленький ограничитель хода кормового пулемёта сделал их пластикового уголха, имитировав приварку;
Вывод по башне: в целом, хорошая башня. При отсутствии проблем как у Trumpeter – есть и свои: например, сварные швы, которые здесь я не трогал, в общем-то можно было и заменить. А вот у Trumpeter они больше похожи на правду. Ошибки не критичные, но их вполне можно было избежать. Фактура поверхности брони – была мною оставлена, но местами немного сошкурена, т.к. на оригинал это похоже слабо.
Отдельно давайте остановимся на возимом снаружи оборудовании и принадлежностях танка и имуществе экипажа, или, как у нас моделистов принято говорить – обвесе.
ОБВЕС
Про ящик ЗиП я уже писал, про тросы – тоже, а вот например отсутствие укладки брезента для меня вопрос: это вообще штатная возимая принадлежность танка, не совсем понятно, почему её нет.
Я использовал любимый образец смоляной скатки.
Имейте в виду, что смоляная скатка (ну или иная другая, в зависимости от технологии изготовления) всё равно рано или поздно как правило застынет, а штатная позиция её крепления расположена так, что у настоящего танка трос шёл как-бы по ней и в углублении, коуш её продавливал и всё ещё притягивалось талрепами. У модели есть риск, что трос как надо не ляжет, учитывайте это в работе: я выбрал в смоляной скатепод трос углубление сразу, сформировав складки рядом. Ремни стяжные на скатке – от ABER.
У машины на фото прототипа сорваны обе надгусеничные полки, а я всё же строю «живой» танк, поэтому позволил себе немного его разнообразить немногочисленнм скарбом: мешочком и разными свёрнутыми скатками от Eureka XXL, и остатком от какого-то набора. Мешок с ящиком я чуть доработал, добавив мешку выступающую часть, будто он частично лежит на борту танка – получилось более натурально, на мой взгляд.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё по традиционной схеме:
Гусеницы - химическое чернение: старая зубная щётка окунается в жидкость и траки тщательно натираются в несколько подходов.
Модель загрунтована из баллона TAMIYA oxide red 87160.
Базовый цвет мешал на основе Mr.Hobby 511 Russian green «4BO».
Танк был окрашен в базовый цвет, далее – цветовая модуляция, адресные высветления осветлённой краской, общая обработка фильтрами в несколько подходов.
По маскам были накрашены надписи белым цветом: маски от Hobby Plus отличные в работе, и кроме того – размер надписи более подходит под прототип по размеру, декаль на мой взгляд заметно недоразмерена.
Полученный слой полностью покрыт футурой (из аэрографа)
После – смывка, матовый лак LP-23.
Общее запыление жидкими пигментами от Mig Production. Грязь на ходовой – пигменты Mig и смеси от Wilder.
Катки пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
Катки полировал пигментом Gun Metal от Mig Production и Metal polishing powder от Das Werk.
На финишном этапе – вклеил смотровые приборы из наклейки от боксов TAMIYA, отражатель фары закрасил маркером Molotov-хром, и вклеил предварительно сточенный по периметру рассеиватель от набора Elf для советских машин. Вклеил имитацию оптики в ПТ-К и ПТ-6, причём они очень глубокие – вклеивать было сложно, в будущем сделаю какую-то «подложку», чтобы глазки приборов были не так далеко в глубине бронировки.
Кормовой фонарь – синий верх, красный них прозрачными лаками TAMIYA поверх хрома Molotov.
Приклеил тросы. Мне в этот раз понравилось красить их так: та часть коушей, что на серьгах – уже надетыми на них, и при этом уже зафиксированная в нужном положении на суперклей к серьге и чуть обычным клеем – к корпусу танка, остальная часть троса – отдельно.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ КВ-1 «За Родину» № 34-18 (или иную модель из этого набора) ЛУЧШЕ?
Как обычно, работа над собственными ошибками и идеи.
1. Бронировки приборов ПТ-6 и ПТ-К сверху имели небольшое отверстие. В модели его нет, а я дать его забыл;
2. Забавно, но у набора Trumpeter нет такой проблемы: верхняя кормовая деталь всё же имеет следы от газорезки, я их не имитировал, а зря;
3. Швы сварные всё же лучше заменить целиком и полностью, как будто их и нет вовсе;
4. Грязеочиститель крепился 4 пулестойкими (а не обычными, как на модели) болтами. Я не учёл этого в данной работе. Болты следует срезать и заменить, срезать удобнее до сборки корпуса;
5. Имейте в виду, что надпись на борту башни для «Беспощадного» опять имеет ошибки, и «Беспощадный» дан уже судя по всему после ремонта, на облегченных траках, и на фото просматривается большой ящик на надгусеничной полке слева, чего нет в наборе (хотя, вопрос дискуссионный).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сначала – по модели.
«КлимВорошиловский тупик» (с)
В ходе работы над моделью у меня как-то сама собой эта фраза возникла… 2022 год, вышел новый набор для постройки танка КВ-1. Да, он бесспорно лучше, чем КВ-1 от Trumpeter 2005 года выпуска, и содержит фундаментальные нововведения и исправления относительно предшественника (те же надгусеничные полки и ящик ЗиП, ведущее колесо, и далее по тексту статьи), однако его тянут вниз совершенно не выдерживающие критики сварные швы, полностью провальные катки и направляющие колёса. Очень спорная фактура катаной брони, особенно на башне, а также прочие допущения и упрощения – одна маска пушки как раз с сомнительной фактурой литья, без амбразуры прицела и пулемёта чего стоят – и далее по тексту моей статьи. И что получается: на рынке среди дополнений для моделей КВ-1 всё то же мало полезное травление (ну не считая сеток), огромный перечень катков и ведущие колёса. Этой модели не нужны смоляные ведущие колёса, но если у Trumpeter ещё можно как-то переставить болты на «звёздочках», то здесь обтачивание этих граней на катках реально займёт много времени… В производстве КВ-1 широко применялась сварка, швы массивные и заметные, а в этом наборе они не выдерживают никакой критики.
Вот и выходит тупик: какую модель ни возьми, всё равно дорабатывать всё в основном руками, а реально полезных дополнений – по сути и нет: ни отбойников балансиров, ни конусов поддерживающих катков, ни корректной доп.плиты брони на ВЛД, нормальных бронировок перископов, которые не надо самому обваривать, или той же бронировки вентилятора. Ни вот фары, как выяснилось, которую RFM дал по мотивам, только не понятно чего. Да, Miniarm дал отличное ведущее для Trumpeter, и универсальные катки, но их бы конечно хотелось использовать как опцию, а не обязательное дополнение, без которого этой модели – увы, никак. Вопрос же с направляющим колесом открыт. Я лично для себя решил, что буду далее строить модели поздних КВ-1 всё же на базе RFM, но меняя башни на Trumpeter-овские (речь само собой о литых), также – наборы Trumpeter станут донорами катков, направляющих колёс, рым-гаек и фар.
Так что КВ-1 один Коллеги всё ещё ждёт получается своего производителя, который сделает нормальную модель, постройка которой будет проста и линейна, как и должно быть у этого в общем-то не самого на вид сложного танка. Обилие информации, как показала практика – не равно умению модельных фирм ею воспользоваться и корректно воспроизвести увиденное.
Прототип моей модели закончил по-видимому свой боевой путь в Сталинграде, далёким летом 1942 года. Но не будь тех яростных боёв лета и осени 1942, за каждую улицу, за каждый дом – не было бы и разгрома нацистов в Сталинградском котле. Тени этих воинов, живых и стальных, шли рядом с теми, кто холодной зимой 1942-1943 года громил нацистов, приближая победу. Моя машина – один из участников тех событий, она тоже внесла свой вклад в общую Победу, и тем приятнее мне рассказать о ней в юбилейный 2023 год 80-летия Сталинградской битвы.
Какой будет Ваша модель того самого КВ-1 с бортовым номером 34-18 и всегда актуальным призывом: «За Родину!» на борту башни – решать только Вам, а моя модель – перед Вами.
Комментарии
38 лет
На сайте с 22.06.2015
64 года
На сайте с 13.12.2010
На сайте с 20.03.2017
39 лет
На сайте с 27.09.2016
На сайте с 21.04.2013
На сайте с 21.12.2010
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Убедительно смотрится!
Возраст неизвестен
На сайте с 28.04.2011
На сайте с 29.06.2016
61 год
На сайте с 03.09.2020
На сайте с 21.12.2010
Геннадий, чем могу - помогу конечно, обращайся!
Возраст неизвестен
На сайте с 24.11.2009
55 лет
На сайте с 19.09.2012
Возраст неизвестен
На сайте с 25.11.2013
Понравилось всё - и модель, и доработки, и окраска с загрязнениями.
И огромный плюс за описание!!!
69 лет
На сайте с 15.07.2010
На сайте с 21.12.2010
57 лет
На сайте с 22.12.2011
С уважением.
41 год
На сайте с 23.09.2015
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 14.02.2018
И, конечно, за саму модель - высший балл за всё, в общем))
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий