Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
«Кровь за кровь, смерть за смерть»
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Что ж, вполне логичным продолжением небольшой линейки танков КВ-1 в моём исполнении стала машина с литой башней. Не смотря на некоторую безусловную общую похожесть выпущенных танков КВ-1 друг на друга (что усугубляется как правильно однотонной зелёной окраской, которая преобладала на этих машинах, и довольно слабо отличающихся по конструкции корпусов машин разных серий), машины разных периодов выпуска имели конструктивные особенности, которые в итоге давали на выходе вроде всё тот же танк, но заметно отличающийся от собратьев, и главной такой особенностью была безусловно башня танка, типов которых было достаточно много, и в том числе – очень серьёзно отличавшихся друг от друга.
Вот и я решил собрать на этот раз машину с литой башней в противоположность сварным, ранее уже построенных мною.
Представляю Вашему вниманию модель танка КВ-1 выпуска ЧКЗ января-февраля 1942 с литой башней УЗТМ.
ПРОТОТИП
Часто танки КВ-1 не отличавшиеся разнообразием окраски – имели интересную маркировку: различие лозунги, имена собственные, названия в честь различных известных исторических личностей – всё это очень широко было представлено на танках этого типа, поэтому я стараюсь выбирать фотографию «именной» машины и строить именно её. Кроме того, танки КВ-1 за период производства получили различные доработки, изменения и дополнения конструкции как ходовой части и корпуса, так и башен, причём не все изменения носили линейный характер, когда та или иная деталь или доработка вводилась с определённого периода, а другая предыдущая сразу и резко отменялась – поэтому строить по фото ещё интереснее.
Я планирую со временем собрать все варианты КВ-1 с литой башней, поэтому строго говоря с какой башни начать – было не так важно, поэтому выбор пал на танк с эффектной надписью «Кровь за кровь, смерть за смерть» на борту, имеющий довольно редкие катки и литую башню УЗТМ.
Строился набор из моделей фирмы Trumpeter 00359, от которой был взят корпус с характерным расположением метизов на МТО, и Trumpeter 00360, от которого была взята башня.
Сами наборы честно говоря имеют странные названия: например, 00359 позиционируется как набор с «тяжёлой» литой башней, а 00360 – с некой «облегчённой» литой башней.
Разбираясь, что к чему, я сделал вывод, что появились такие башни с одной стороны не от хорошей жизни, с другой – и плохого в них ничего нет. Действительно, в книге Максима Коломийца неоднократно разбирались проблемы с выпуском и раскроем броневого проката для сборки сварных башен. Военное время заставляло разрабатывать действенные и эффективные меры выпуска танков с учётом того, что ждать, когда наладят выпуск сварных башен в требуемых объёмах и требуемого качества – некогда. Традиционным решением был переход на литые башни. Для себя я мысленно разделил литые башни на 3 варианта: первый на мой взгляд вариант – это как раз такая башня, как в наборе 00360, позиционируемая фирмой Trumpeter как «лёгкая». На самом же деле лёгкой её как раз считать не стоит – это именно первый вариант литой башни, особенностью которой являлась своеобразная юбка в нижней части, которая добавляя веса, не радикально влияла на защищённость, и очень сложное соединение с крышей в шип. Чертёж такой башни, отмеченный как сб.257-1 представлен в книге Максима Коломийца и датирован 1941 годом. Второй вариант такой литой башни стоит на танке КВ-1 с литой башней из музея в Пароле (Финляндия) - конструкция башни в целом такая же, но от шипованного соединения с крышей уже отказались. И наконец третий вариант – это башня из набора 00359: такая стоит на танке из Бовингтона. Вот как раз на башнях такого типа избавились от «юбки», а соединение с крышей простое сварное, без стыка крыши башни с бортами в шип – и именно её бы стоило называть «лёгкой», хотя здесь дело не только в облегчении веса в угоду, например, скорости, и снижении броневой защиты, а в оптимизации технологических процессов и повышения качества изготовления деталей. Уменьшение толщины брони, впрочем, тоже имело место. Деление конечно у меня получилось очень условным, тем не менее – понимание типа и особенностей используемой башни даёт.
Не смотря на наличие различных фото, по которым строилась моя модель, достоверной информации о привязке машины у меня нет: изначально считалось, что это Северо-Западное направление, но как-то подтвердить информацию у меня возможности нет.
Поздние фотографии машины, сделанные судя по всему уже летом или поздней весной – дают понимание по деталировке и особенностях машины, а вот зимнее фото – по периоду выпуска. На мой взгляд – это ближе к концу зимы 1941-1942 г.г.
Особенностями машины являются наличие скруглённой верхней кормой детали, болтов группами по два на плите над трансмиссией, плоский люк надмоторный, достаточно редко встречающиеся катки образца декабря 1941 года. Поддерживающие ролики – металлические, без обрезинки. Ведущее колесо позднее, с колпаком на 8 болтах. Машина имеет высокую «челябинскую» плиту дополнительного бронирования на ВЛД, защиту погона башни и ту самую литую башню со стыком крыши в шип. Машина также имела зенитную турель. Траки - с гребнем на каждом траке.
Не смотря на наличие кажется большого числа фотографий, очень много вопросов вызвала укладка ЗиП на надгусеничных полках: машина имеет похожую на характерную укладку зимы 1941-1942 года, состоявшую из 2-х ящиков ЗиП позднего типа на последних больших секциях надгусеничной полки слева и справа, укладки брезента на 1 длинной секции надгусеничной полки слева, и дополнительных топливных баков – 2 слева, 3 справа, но… только применительно к левой надгусеничной полке, здесь 100 из 100. Справа при этом на фото нет ни ящика, ни креплений баков. Вызывает вопрос, что нет не просто самих баков справа, но и следов наличия их креплений, что видно на летних фото машины. Также, нет в положенных для этого местах следов крепления правого ящика ЗиП – будто его и не было никогда. Это не характерно для машин данного периода, но, возможно, какие-то машины поздней зимы указанного периода получили всего 1 ящик ЗиП, но не длинный маленький прямоугольный, а ещё один стандартный, а крепления топливных баков установили частично. В любом случае, оборудование надгусеничных полок выбранного мною прототипа очень нехарактерно для КВ-1 предполагаемого периода выпуска. Вообще, постановлением ГКО от № 1331сс «Об уменьшении веса танков КВ» предполагалось в том числе отказаться от дополнительных топливных баков, что предполагало не только демонтаж их с уже выпущенных машин, но и отказ на производимых, что возможно как-то повлияло на состав возимого на надгусеничных полках оборудования у данного танка.
МОДЕЛЬ
Как выше писалось, модель строилась из набора Trumpeter 00359, от которой был взят корпус с характерным расположением метизов на МТО, и Trumpeter 00360. Катки такие можно купить смоляные от разных производителей, но у меня донорами таких катков стали 2 набора Trumpeter 09504.
В постройке принимали участие:
1. Trumpeter 00359– модель, от которой взят корпус и катки. По современным меркам набор очень базовый, требующий множества доработок. Доработки причём связаны как с качеством литья и исполнения, так и с общей деталировкой;
2. Trumpeter 00360– модель, от которой взята башня. По современным меркам набор очень базовый, требующий множества доработок, как и предыдущий. Башня при этом сама по себе на себя похожа, но нуждается в некоторых доработках;
3. Trumpeter 00360– модели, от которых взяты катки (в одном наборе не достаточно). Взяты по случаю, это не является обязательным, Вы можете приобрести для постройки такой модели смоляные катки от производителей афтермаркета;
4. Friulmodel ATL-10 KV-1/|KV-2 – траки и ведущие колёса для танков КВ-1 и КВ-2. Траки мне нравятся – пролиты хорошо, собираются отлично;
5. ABER 35 190a Soviet Heavy Tank KV-1 (all “Trumpeter” versions) – vol.1 – базовый набор деталировки. Мне понравился. Нельзя не отметить особо реалистичные сетки воздухопритока и кармана цсброса горячего воздуха
6. Magic Models MM3594 76,2 mm F-34/ZIS-5 barrel KV-1, KV-1S, T-34/76 – точёный металлический ствол орудия ЗиС-5, с нарезами. Хорошее изделие, правда установка конечно производится «по месту», по принципу «придумай сам». Ствол в общем позиционируется как я понял «для всех наборов всех фирм», но мне он понравился;
7. Model Point MP3545 7,62 мм DT machine gun barrel – точёный металлический ствол пулемёта ДТ. Потребовалось 2 таких ствола. Вопросов к ним нет, разве что конечно в шаровые установки КВ они входят с серьёзной хирургией;
8. Трос от RMG RM036 – трос буксировочный медный для танков КВ. В комплекте со смоляными коушами. Как обычно: трос - -классный, коуши – «родные» из коробки;
9. ABER R-18 Shackle for russian tanks KV-1, KV-2 and JS-2 - 4 pcs. – буксировочные серьги для танка КВ. Хорошее изделие, но качество начало проседать: смещение форм при литье проушин не доставляют удовольствия при установке;
10. Разнообразные смоляные и металлические метизы, остатки от наборов дополнений, в т.ч. ящик ЗиП от Voyager.
11. Маска окрасочная от Hobby Plus – очень качественное изделие. Что интересно, было волнение что маска слишком сильно будет прилипать к краске – но нет, ситуация обратная: клеевой слой маски довольно слабый. Проблем в работе она не вызвала, хорошее изделие.
Пойдём как обычно, снизу-вверх.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Гусеницы были заменены на соответствующие из металла фирмы Friulmodel. Причины, как обычно: реалистичный вид, удобство тонировки, чёткое литьё;
2. Днище танка КВ фирмы Trumpeter обычно требует не малого объёма доработок в части добавления недостающих заклёпок, сварных швов и т.п., но пару раз проделав эту работу, решил, что с ожидаемым везерингом это не отразится на результате. Поэтому, добавил заклёпки вокруг эваколюка (было опасение, что их отсутствие будет заметно на виде спереди, но, забегая вперёд – это оказалось не видно);
3. Заменены на корончатые гайки на стопорах-ограничителях хода балансиров;
4. Заменены на пулестойкие головки болтов на кронштейнах крепления поддерживающих роликов;
5. Заменены на винты верхние 3 болта основания механизма натяжения ленивца. Винты даны из набора травлёных головок винтов от ET model, вклеены в подготовленные для них углубления;
6. Рассверлены сквозные отверстия облегчения в поддерживающих роликах (внешний и наружный диски);
7. Установлен грязеочиститель от Zebrano. Изделие не высокого качества из-за дефектов литья, хотя в целом на себя похожее и масштабное: оно во-первых соответствует производственной серии данного танка, во-вторых – само-то по себе неплохо имитирует оригинальную деталь, если бы не сдвиги и разрывы литьевой формы, которые придётся устранять посредством шпатлёвки, и излишний изгиб в месте примыкания к корпусу оснований. При приклеивании, вместо пары болтов, ближайших к ведущему колесу, рассверлил отверстия, в которые затем для прочности вклеил болты Masterclub, зафиксировав деталь на корпусе;
8. Бронировки бортовых передач взяты от нового набора от Miniarm, содержащего собственно саму бронировку и ведущие колёса. Набор у меня был для совсем поздней машины, к которым моя не относится, и косынки усиления я удалил с ведущего колеса, а вот саму бронировку поставил без изменений. Деталь высокого качества и степени копийности: учтены актуальные данные о количестве и положении метизов, имитированы даже контршайбы. Деталь просто приклеивается на место штатной и избавляет от большой работы, всем этот комплект рекомендую;
9. Ведущее колесо – было взято из комплекта уже указанного набора Miniarm, я только срезал едва ли уместные на моей модели косынки усиления, добавил фактуру литья после склеивания половинок колеса, и имитацию закрывающих отверстия для шприцевания метизов – в наборе были пролиты плохо;
Вообще хочу сказать, что наборы Miniarm с ведущими колёсами и бронировками – это выход для моделей танков КВ всех производителей (ну для RFM они не актуальны – там в наборе всё хорошо), правда стоит этот комплект почти как сам танк от Trumpeter.
КОРПУС
Собственно, у модели Trumpeter есть и хорошие моменты: в основном, все основные детали учтены, соответствуют периоду, но, как и я говорил выше, стыкуемость местами хромает. А поэтому:
1. Изготовлены заново вообще все сварные швы, кроме идущих снизу на стыке корпуса и днища, а также – различные приварки. Было сделано следующее:
- стык бортов корпуса с ВЛД, НЛД, ВКД и НКД;
- обварен таранный уголок;
- обварен заново лист дополнительной брони на НЛД, при этом у основания крепления буксировочных проуших усилена сварка;
- обварены заново буксировочные проушины на корме;
- даны приварки всех листов доп.бронирования, элементов крепления надгусеничных полок, бронировок погона башни, всех внешних мелких деталей и бронировок
- все вышеуказанные работы были произведены с учётом понижения бортов танка путём стачивания по высоте на одинаковый уровень по всей длине
2. Изготовил заново лист дополнительной брони, приваривавшийся к лобовой плите корпуса – «родной» из набора не соответствует серии, на машинах рассматриваемого периода он сильно выступает вверх, давая дополнительную защиту люку механика-водителя, перископу стрелка-радиста и башенному погону в какой-то степени. Дана имитация приварки листа. Обращаю внимание, что он приваривался по сути по всем сторонам, и имитацию делать следует ДО установки смотрового люка-пробки механика-водителя в лобовой плите и бронировки шаровой пулемётной установки;
3. Изменил форму лобового люка-пробки механика-водителя, нарастив в центре выступ пластиком и двухкомпонентной шпатлёвкой, с последующим выводом острого ребра в центре;
4. Изготовил из латунной трубочки имитацию канала проводки к звуковому сигналу и фаре. Фара и звуковой сигнал получили комбинированное крепление из травлёных деталей и пластика. Проводка имитирована тонким припоем (в формате тонких проволочек), который был заранее вставлен в деталь имитирующую клеммную колодку, от которой подключаются фара и звуковой сигнал). Клеммная колодка из пластика была приклеена на свою позицию, а провода пинцетом затем заведены в подводящую трубку, фару и звуковой сигнал;
5. Заменил пулестойкие болты около люка механика-водителя на смоляные. Обращаю также внимание на место установки люка: стык обечайки с корпусом следует зашпатлевать;
6. Люки механика-водителя и надмоторные имели не выступающие, а утопленные метизы. Выступающие метизы были срезаны, и на их месте рассверлены небольшие углубления разного диаметра (в соответствии с размером метизов) для имитации утопленных метизов.
7. Заменил все болты на надмоторной плите на смоляные. Вот кстати, именно метизы надмоторной плиты обычно ставятся в плюс моделям Trumpeter: они неплохо отлиты, в нужном количестве и соответствуют обычно прототипам. Меняют их или истинные ценители (всё же смоляные резче, чётче гораздо), или когда брак. Я их решил заменить когда увидел сильнейший контраст между установленными на основание бронировок выхлопа – грани на мелких гайках читались лучше, чем на родных крупных болтах, поэтому была проведена замена;
8. Бронировка патрубков. Здесь я хочу обратить внимание: это именно бронировка патрубков, выходящих из корпуса. Они сами не большой длины, она накрывает их сверху и крепится через несколько прокладок к корпусу. Поэтому, деталь довольно толстая – и сама полая бронировка, и основание. Имитировать её, например, патрубком, сделанным гальваническим выращиванием – не стоит. Это будет не масштабно. ABER в наборе даёт деталь сверху, которая… что-то имитирует (зазор между деталью и прокладкой по-идее) и имеет по краям выемки. Я её на этот раз не использовал, а вырезал по шаблону соответствующую деталь из тонкого полистирола, доработал ножом до формы, похожей на оригинал (она имеет сужение). Патрубки в наборе отлиты ужасно, пришлось долго наращивать двухкомпонентной и обычной шпатлёвкой, и выводить форму. С пластикового основания, отлитого на крыше надмоторного отсека, я срезал имитацию метизов, но сами основания оставил. После этого склеил вместе данные детали и установил гайки от Masterclub, имитирующие шпильки крепления патрубков. Для выполнения такой замены была попытка приобрести патрубки для танка КВ от фирмы FC Model Trend 35742, но, к сожалению, это изделие общего с реальностью не имеет и его доработка примерно сопоставима с доработкой родных патрубков;
9. На люк дал трос для фиксации с самодельным крюком из проволоки. При расчёте длины этого троса, можно ориентироваться на следующее: при повёрнутой башне он крюком цепляется за П-образную арматуру на крыше башни;
10. Надгусеничные полки взял из набора. Не сказать, что они прям очень хороши, но… во-первых, смотрятся правда неплохо, во-вторых – имитацию метизов крепления рёбер жёсткости по краям дают масштабного размера;
11. Ящик ЗиП – от Voyager. Хуже, чем ABER, но вполне себе собирается. Ящик позволяет создать масштабной толщины той же крышки, даны имитации ручек, плюс некоторая помятость – в итоге выглядит неплохо;
12. Очень здорово у ABER даны детали на основание кормовой фары, а также – внешняя её деталь, только клеить надо аккуратно, что и было сделано;
13. Детали щитка под карманом воздухосброса – пластик. Имитировал болты крепления сетки. Сетку крепил так: на ту сторону, что крепится к броне, приклеил пластиковую полоску, высверлил болты, вклеил смоляные, и приклеивал уже пластик к пластику;
14. Заранее сделал ремни крепления брезента. Сами ремни и пряжки – из набора ABER, но для надёжности петли их крепления вставлены в рассверленные в корпусе отверстия. Выгнул сразу до окраски, они масштабные, но краска конечно с них отлетать любит не смотря на грунтовку;
16. Изготовил крепления топливных баков: из травления ABER взял стяжные ленты и Г-образные детали для установки лент, а вот остальные детали креплений баков сделал из тонкого полистирола. Топливные баки – от PanzerArt. На имитацию шпильки стяжной ленты дал пластиковую гайку, рассверленную насквозь вместе с отлитой на ней имитацией шпильки – лента крепится надёжно довольно, и в принципе по сути похоже на то что было. Особенность танка – на правой полке отсутствуют как сами крепления баков, так и следы от их установки, что не характерно в принципе для машин, имеющих такие крепления;
17. Бронировка курсового пулемёта получила пулестойкие болты (в наборе – простые, увы – они под замену), заменил пулемёт на точёный. Пулемёт получил недостающие перемычки между стволом и газоотводной трубкой, имитирующие соединительные детали, причём в этот раз перемычка дана двухкомпонентной шпатлёвкой – выглядит реалистичней, чем обернуть эти узлы тонкой фольгой или т.п.;
18. Заново сделал талрепы натяжения и крепления буксировочных тросов: латунная трубка, рассверленная посередине, 2 крюка из толстой проволоки, тонкая провлока в центе для имитации пальца (с приклеенными имитациями шляпок с двух сторон) которым крутят талреп. Несколько муторно, но очень просто технологически, и, по-моему, даже масштабно.
19. Дал такую не частую деталь: пальцы фиксации шкворня буксировочных серьг. Цепочки – из остатков травления Voyager для танка «Пантера». Что интересно – известные мне наборы травления для КВ-1 момент с цепочками для этих пальцев не учитывают и таких цепочек не содержат.
БАШНЯ
Как было сказано в самом начале статьи, машина имеет литую башню раннего типа, имеющую «юбку» у основания и шиповое соединение крыши с бортами. Главные претензии к башне из набора:
-крыша находится вровень со срезами бортов башни;
- не корректно показан стык крыши с кормовым бортом башни;
- не достаточно ярко выражены приливы в нижней части кормы;
- плохо передана фактура литья и стыка литьевых форм.
1. Прежде всего, были проведены работы по «понижению» выступающих частей верхнего среза бортов башни, играющих роль «замков», предохраняющих крышу от сдвига и растрескивания сварных швов по её периметру при попадании снаряда ближе к верху борта башни, ниже уровня крыши башни – иначе проварка была бы очень слабой, и крышу к ним пришлось бы приваривать «по стыку». Стамеской и модельным ножом высота была убрана, и дана имитация следов обработки детали после отливки. При этом, опираясь на имеющиеся фото таких башен, доработаны выступающие части бортов в корме башни;
2. Ориентируясь на фото машины с литой башней из музея в Пароле (у неё как раз башня с «юбкой», но с приваренной без «замков» крышей), были доработаны приливы в нижней части кормовой ниши башни – двухкомпонетной «холодной сваркой» сделаны выступающие части, имитированы срезы приливов;
3. Имитированы следы стыка формы на башне;
4. Имитирована фактура литья башни;
4. Около боковых перископов даны пулеотбойники. Пулеотбойник представлял из себя кусок арматуры какой-то, и был круглым в сечении.. Родные на модели были, им не хватало только нормальной имитации приварки, что и было сделано;
5. Обратите внимание, что все бронекозырьки над перископами были просто на сварке: видимо, со временем решили, что этого достаточно, и не так сильно они страдали от огня (прилететь всё же что-то должно было под очень уж острым углом), а если уж что-то прилетало, то сносило его в любом случае. В наборе в целом даны корректные детали, я только доработал саму приварку к крыше;
6. Бронировка вентилятора была приварная, поэтому болтовое крепление удалено, дана приварка. Не забываем в приварке сделать 3 отверстия для стока воды;
7. При установке прибора ПТ-К и ПТ-6 не забываем шпатлевать канавку – он вставлялся снизу. Винты наоборот дополнительно выделил, углубив канавки мест их установки (с запасом на грунт, краску и т.п.). Бронировка получила смоляной пулестойкий болт в тыльной стороне вместо изкоробочного;
8. Из проволоки выгнул скобы для крюка троса фиксации люка в открытом положении;
9. Установил на доработанный узел крепления собранную из набора травления от ABER зенитную пулемётную установку. Установка поразила тем, что при аккуратной сборке она получается рабочей: при повороте ручки зубчатое колесо «бежит» по зубчатому сектору и даёт поднимать пулемёт вверх-вниз. Я зафиксировал конструкцию клеем для удобства окраски. Пулемёт и травлёный зенитный прицел - из набора Trumpeter 09597;
10. Бронировка кормового пулемёта получила смоляные пулестойкие болты и планку-ограничитель снизу;
11. Обварил защитные планки вокруг бронировки орудия;
12. На бронировке орудия дал фактуру литья, добавил пулестойкие болты сверху. Выбрал отверстие под прицел и вклеил трубочку с высверленным в ней углублением, куда вклеил небольшую имитацию прицела из самого маленького катафота с отражателем от фирмы Elf;
13. Заменил орудие и пулемёт на точёные, пулемёт получил недостающую перемычку между стволом и газоотводной трубкой;
14. Козырёк орудия к крыше крепился так: к крыше приваривалась пластинка с отверстиями, к ней он крепился маленькими болтами. К бронировке цапф козырёк крепился через бонки, болтами сквозь отогнутые «лапки» по бокам козырька. Надо отдать должное – хоть Trumpeter и даёт еле заметные пупырышки, болты на самом деле были очень маленькие. Я вклеил планку под основание козырька из истончёного полистирола, и заменил болты на самые мелкие метизы Masterclub. По бокам козырька дал площадки, имитирующие отогнутую жесть, рассверлил и дал крепление болтами к бонкам;
15. Рассверлил отверстие спаренного пулемёта, вклеил точёный пулемёт из набора ABER Aber 35 L-99 Set of 7 Barrel Tips for Soviet Degtyaryov DT and DP.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё по традиционной схеме:
Гусеницы - химическое чернение: старая зубная щётка окунается в жидкость и траки тщательно натираются в несколько подходов.
Модель загрунтована из баллона TAMIYA oxide red 87160.
Базовый цвет мешал на основе Mr.Hobby 511 Russian green «4BO».
Танк был окрашен в базовый цвет, далее – цветовая модуляция, адресные высветления осветлённой краской, общая обработка фильтрами в несколько подходов.
По маскам были накрашены надписи белым и красным цветом, причём постарался учесть видимую особенность правого борта башни – надпись заходит на белый бортовой номер.
Полученный слой полностью покрыт футурой (из аэрографа)
После – смывка, матовый лак TS-80 из баллона.
Общее запыление жидкими пигментами от Mig Production. Грязь на ходовой – пигменты Mig и смеси от Wilder.
Катки пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
Катки полировал пигментом Gun Metal от Mig Production.
На финишном этапе – вклеил смотровые приборы из наклейки от боксов TAMIYA, отражатель фары закрасил маркером Molotov-хром, и вклеил предварительно сточенный по периметру рассеиватель от набора Elf для советских машин. Вклеил имитацию оптики в ПТ-К и ПТ-6.
Кормовой фонарь – синий верх, красный них прозрачными лаками TAMIYA поверх хрома Molotov.
Приклеил тросы. Мне в этот раз понравилось красить их так: та часть коушей, что на серьгах – уже надетыми на них, остальная часть троса – отдельно.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА И ОБВЕС
1. Я с учётом периода разместил на первом длинном пролёте надгусеничной полки слева скатку. Скатка смоляная от Zip Maket: я только её доработал с учётом того, что она лежит поверх уголка, поддерживающего надгусеничную полку: изнутри сделал пропил, который на видимой части облагородил, имитируя ткань, продавленную уголком, а сверху в этом месте сделал характерный топорщащийся немного «горб», возникший из-за того, что эта часть скатки лежит поверх уголка. Деталь была установлена до окраски;.
2. На финальном этапе были установлены также брёвна несколько большего диаметра, чем я планировал изначально. Имитировал ствол берёзы следующим образом: были взяты изначально в общем-то гладкие деревянные палочки из набора для творчества, приобретённого в Леонардо. Затем грубой наждачной бумагой с очень крупным зерном их поверхность была обработана для формирования фактуры, близкой к той, что у настоящего дерева. Полученные заготовки были загрунтованы белой нитрогрунтовкой от Tamiya, потом задуты из аэрографа белой матовой краской от Tamiya. Чёрной акриловой краской от Vallejo поверх нарисованы характерные чёрные прожилки. Затем, распушённой кистью поверх этого всего была нанесена множественными движениями смывка чёрного цвета: по сути, она растушёвывалась движениями кисти вокруг ствола. После высыхания, с брёвен спилены торцы, сами брёвна покрыты ультраматовым лаком от AK, и на них добавлено немного пигмента для имитации сухой грязи, попавших на них с ног экипажа или пока они лежали на земле. Брёвна примотаны тонкой зачернённой проволокой к уголкам надгусеничных полок.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ «Кровь за кровь, смерть за смерть» ЛУЧШЕ?
Как обычно, работа над собственными ошибками и идеи.
1. Первое и главное: конечно машина в любом случае выпуска зимы 1941-1942 годов. Судя по всему, она не была покрыта смываемым зимним камуфляжем (такое бывало, и примеров хватает – взять тот же не безызвестный танк с именем «Истребитель»), но… конечно везеринг ассоциируется скорее с зимой-весной, снегом и мокрой грязью. Я к сожалению планов делать подставку не имел, а с таким везерингом просто на полке модель не видел, отсюда и более сухие цвета и фактура грязи.
2. Я не уверен в корректности датировки, поэтому вполне себе может оказаться, что машина более ранняя, а следовательно – имела гужоны на таранном уголке в количестве 6 шт.;
3. Идея с берёзовыми брёвнами пошла от лежащих на танке фрагментов берёзы – может, разбитые стволы, а может - ветви толстые… При этом, были ли там реально деревья – не понятно. Плюс, они возможно были тоньше и предназначались не на роль брёвен самовытаскивания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот и завершилась постройка очередного КВ-1. Честно говоря, строить модель немного устал: оглянувшись назад, в начало стройки, я понимаю, что на модели нет НИ ОДНОЙ (!) детали, которая была бы просто приклеена без доработки, устранения каких-то дефектов или прочих манипуляций. На момент начала стройки, КВ-1 от Trumpeter при этом были лучшим предложением на рынке для постройки данного танка, а в части машины с литой башней – они и сейчас безальтернативные. При этом, надо признать, что КВ-1 в общем-то не сложная для разработки модели машина: на ней не так много чего есть, не самые сложные формы, и сохранившиеся образцы – в наличии. Тем не менее, имеем что имеем. Как видите, имеющиеся недостатки исправлять приходится руками, имеющийся на рынке афтермаркет в виде безумного количества разных типов катков не очень-то способствует постройке, а деталировочные наборы очень ограниченно полезны. Поэтому, стройка КВ-1 в любом случае требует на сегодня приложения на мой взгляд значительных усилий и внимательного изучения конкретного прототипа. Тем не менее – объёмы работ понятны, какой будет Ваш танк с грозным именем «Кровь за кровь, смерть за смерть» - решать только Вам, а моя модель перед Вами.
Магнитогорск Возраст неизвестен На сайте с 24.11.2009
Крутой КВ-шник, внимание к мелочам выше всяких похвал! Только бледный какой-то, а может фото слегка пересвечены. Описание, как обычно, в другой раз почитаю,на пенсии))))
Вот хорош б в музеях наших были такие описания! Отличная работа, поздравляю, второй день детально разглядываю. Из твоего описания подчеркнул для себя несколько идей. Вопрос по чернению - почему щеткой, почему не окунуть просто в жидкость? И подскажи, пожалуйста, чем их и как обезжиривал?
Раньше так и делал - окунал. Но, какое-то время назад технологию изменил, а точнее вернулся в принципе к рекомендациям производителя жидкости.
Траки я если и обезжириваю - то тёплая вода с жидкостью для мытья посуды AOS, уже собранными в ленту оставляю ненадолго, потом промываю.
Щёткой - расход жидкости меньше, и главное - процесс более контролируемый: можно нанося в несколько проходов цвет получать от тёмного до прям глубокой ржавчины. Нанося проходами щёткой,
смоченной в жидкости для чернения - жидкость втирается в углубления, не возникает воздушных пузырьков в рисунке трака. Мне эффект от чернения нанесением щёткой нравится больше - траки выглядят именно как окисленные а не глубоко ржавые.
Да, экранированный однозначно будет. Перед ним правда думаю закончить RFM-овский и возможно с круглой башней или машина с именем "СТАЛИН" (к сожалению под неё пришлось делать башню путём некоторой хирургии, что приостановило стройку). Но экранированный точно будут делать, мне они очень нравятся!
Да, экранированный однозначно будет. Перед ним правда думаю закончить RFM-овский и возможно с круглой башней или машина с именем "СТАЛИН" (к сожалению под неё пришлось делать башню путём некоторой хирургии, что приостановило стройку). Но экранированный точно будут делать, мне они очень нравятся!
Если вы делали конкретно - это прототип, танк КВ-1 с б/н 15 "Кровь за Кровь. Смерть за Смерть" / "Николай Щорс". Декабрь 1942 г.. То надпись слева по ходу движения была "Николай Щорс". А так все прекрасно.
Комментарии
Возраст неизвестен
На сайте с 24.11.2009
46 лет
На сайте с 31.12.2011
47 лет
На сайте с 21.01.2009
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 18.12.2018
На сайте с 21.12.2010
Раньше так и делал - окунал. Но, какое-то время назад технологию изменил, а точнее вернулся в принципе к рекомендациям производителя жидкости.
Траки я если и обезжириваю - то тёплая вода с жидкостью для мытья посуды AOS, уже собранными в ленту оставляю ненадолго, потом промываю.
Щёткой - расход жидкости меньше, и главное - процесс более контролируемый: можно нанося в несколько проходов цвет получать от тёмного до прям глубокой ржавчины. Нанося проходами щёткой,
смоченной в жидкости для чернения - жидкость втирается в углубления, не возникает воздушных пузырьков в рисунке трака. Мне эффект от чернения нанесением щёткой нравится больше - траки выглядят именно как окисленные а не глубоко ржавые.
На сайте с 29.06.2016
На сайте с 21.12.2010
Да, экранированный однозначно будет. Перед ним правда думаю закончить RFM-овский и возможно с круглой башней или машина с именем "СТАЛИН" (к сожалению под неё пришлось делать башню путём некоторой хирургии, что приостановило стройку). Но экранированный точно будут делать, мне они очень нравятся!
На сайте с 21.12.2010
Да, экранированный однозначно будет. Перед ним правда думаю закончить RFM-овский и возможно с круглой башней или машина с именем "СТАЛИН" (к сожалению под неё пришлось делать башню путём некоторой хирургии, что приостановило стройку). Но экранированный точно будут делать, мне они очень нравятся!
Возраст неизвестен
На сайте с 23.02.2013
На сайте с 21.12.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий