Доброго всем дня! Сегодня пришло время разместить очередную модель, для которой готова статья. Представляю модель Jagdpanzer E-100 «Salamander» Ausf.A (Early Production) Несколько слов о том, почему именно такое название и что вообще собираем. В коробке с набором Trumpeter 01596 German Jagdpanzer E-100 предлагается модель гипотетической самоходки на базе танка Е-100.
Для начала, я против применения термина «StuG E-100» (как делают некоторые западные коллеги) к тому, что предлагается собрать из набора Trumpeter 01596 German Jagdpanzer E-100. Это явно не штурмовое орудие, а тяжело бронированный истребитель танков, вооружённый длинноствольным 170-мм орудием, защищённый бронёй с рациональными углами наклона, имеющий практически неуязвимую на адекватных дистанциях боя лобовую броню и адекватное противоснарядное бронирование корпуса. Штурмовому орудию, действующему в близком контакте с пехотой, иметь дальнобойное орудие вовсе не обязательно, и даже вредно: преимущества в дальности стрельбы тут уходят на второй план, а маневрировать например среди руин домов с ним очень неудобно.
Откровенно говоря, собранная прямо «из коробки» без каких-либо доработок машина смотрится несколько скучно в виду некоторой излишней обтекаемости и гладкости форм и минимума навесного оборудования и инструмента, что отмечается многими моделистами. С другой стороны, как раз в этих формах есть и свой шарм, а… оборудование-то найдётся!
Задачи просто усложнить конструкцию элементами у меня не стояло изначально, я планировал ориентируясь на тех.решения, реализованные на существовавших машинах того времени, доработать данный прототип, добавив тот или иной функционал и избавить машину от тех или иных недостатков. Поскольку кому-то эти решения покажутся излишними, кто-то посчитает их не корректными и даже вредными, а кто-то – возьмёт себе на заметку, я решил присвоить своей модификации машины литеру «А» (Ausf.A) как первой в серии (по аналогии с танками и САУ на базе Pz.Kpfw.III/IV и в противовес сводящей с ума логике присвоения литер танкам «пантера» и производным от неё, где D-первая серия, А-вторая, а G – последняя) и оговориться что это именно ранняя серия: ведь возможно я сам, или те, кто сочтёт представленные решения жизнеспособными - разовьют идею или просто подхватят, «выпустив» машину серии B и так далее? Поэтому, общее название модели и получилось: Jagdpanzer E-100 «Salamander» Ausf.A (Early Production).
ПРОТОТИП
Как и было сказано выше, эта машина вживую не существовала, и представляет собой гипотетический проект истребителя танков на базе танка Е-100, с моим видением тех или иных решений. Я постарался по максимуму использовать узнаваемые детали и существовавшие элементы и узлы, стремясь сделать модель читаемой, отсылающей к реально существовавшим боевым машинам того времени, но всё же – значительно опережающую их. МОДЕЛЬ Для постройки модели были использованы следующие наборы и материалы:
Точёный ствол RB Model 17cm Kanone Geschutzwagon Tiger (по адаптации и применению – по тексту статьи). Изделие хорошее, рекомендую к использованию;
Pontos Model MG-34 (Late) For Panzer 35006P1 – точёный металлический ствол курсового пулемёта MG-34 в «танковом» усиленном кожухе
Voyager Model PE35452 1/35 WWII German Jagdpanzer E-100 (For Trumpeter 01596) – довольно дорогой и не особо полезный набор общей деталировки, содержащий тем не менее нужные мне элементы: несколько более ажурные сетки на воздуховодах, пластины «противовоздушной» защиты над (внимание!) ТОЛЬКО прямоугольными решётками воздуховодов, тубус банника, травлёная верхняя часть мортирки для ближнего боя. Ничего уникального в нём нет, хорошенько подумайте перед приобретением. Хотя, я например использовал указанные элементы и в запасники отправился ящик ПНВ, который однозначно будет использован. Смоляной ПНВ не выдерживает никакой критики;
Металлические гусеницы Friulmodel ATL-120 E-100 – рекомендую всем однозначно. Гусеницы у машины огромные, заметно выделяются на модели не смотря на то, что верхняя ветвь скрыта «бронеюбкой» - «бёдрами». Работать с этим набором, не смотря на сложность конструкции самих гусениц – одно удовольствие, ведь Friul предлагает в наборе удобный кондуктор для сборки. Отличное качество материала плюс остаётся немного траков на запасные;
Great Wall Hobby 1/35 L3515 German infrared night-vision devices infrarot-scheinwerfer 2 in 1 -набор для сборки приборов ночного видения FG-1250 отличного качества с пулемётами MG-42 и MG-34 в комплекте;
Выхлопные патрубки Moskit 35-05 (гальваническое выращивание) со вваренными защитными штырями;
Троc медный витой Eureka XXL LH-07 (основной) и подобранный на глаз при постоянном сравнении с тросами для «ягдтигра» и «ягдпантеры» аналогичного назначения для троса-натяжителя гусениц от этой же фирмы;
Смоляные плетёные коуши для буксировочных тросов тяжёлых машин ТАНК А-198;
Множество элементов из наборов Dragon, как-то: «щёчки» смотровых щелей от Elefant-а, заглушки пистолетных портов, огнетушитель, фары Bosch, пулемётный щиток у заряжающего c держателем пулемёта (я думаю Вы легко узнали в нём таковой от Sd.kfz.250/251), шаровая пулемётная установка kugelblende, корпус ящика ЗИП по образцу “Ferdinand”/”Elefant”/StuPzIV, кормовые ящики для инструментов и принадлежностей и домкрат;
Остатки фототравления от наборов для деталировки тамиевского “Elefanta” (в т.ч. ящик ЗИП, фиксаторы для шанца, использованные в качестве фиксаторов крана для демонтажа «бронеюбки» («бёдер»), крепление домкрата) и даже ящик для инструментов от Horch 1a, использованный на корме как ящик хранения цепи и принадлежностей для демонтажа бронеэкранов, также по мелочи;
. Широкий набор подручных средств и материалов: латунные трубки от Griffon Model для вывода проводки к фарам, многочисленные смоляные метизы MasterClub, в основном нашедшие применение на корме, и латунные болты и гайки RB model, которые играют роль «пальцев» в буксировочных серьгах, проволока и обрезки травления, экраны «противовоздушной» брони над шахтами вентиляторов от набора Voyager Model PEA065 для танков «Пантера» модификаций A/G.
Традиционно, я пойду снизу вверх, описывая доработки и проделанную работу.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Здесь всё весьма просто: я не вижу возможности использовать предлагаемые в наборе виниловые траки. Хотя, надо отдать должное: в моём наборе виниловые ленты были очень ровные, и качество литья было на высоком уровне. Для модели были приобретены металлические траки от Friulmodels. Благодаря предлагаемому в наборе с ними кондуктору для сборки, а также высокому качеству литья, работа с ними доставила одно удовольствие. Хотя, процесс и не быстрый. Были доработаны ведущие «звёздочки» и их основания путём установки металлических штифтов (на самом деле длинных болтов от RB model с резьбой), позволяющих звёздочкам вращаться. Считаю это очень нужным и полезным, что полностью оправдало себя в ходе установки гусениц на собранную машину, вращающиеся звёздочки настоятельно рекомендую делать всем. Также имитирована ненавязчивая фактура литья ведущих колёс. Остальное – без изменений.
КОРПУС
В случае с данной моделью, я не трогал общую геометрию, изменения были в основном направлены на добавление тех или иных элементов и доработки существующих. Значительная работа была проделана по кормовой части машины. Кормовая бронеплита: 1. Скорректирована форма бронировок доступа к механизмам натяжения ленивцев (как я предполагаю функционал этих элементов, или т.п.) и добавлена фактура литья на них в соответствии с имеющимися фото Е-100: в наборе ИМХО болты мелковаты и форма бронировок не совсем верна: не корректно передан облик мест вкручивания болтов; 2. Заменены все болты на всех элементах, установленных на кормовой бронеплите на изделия от Masterclub с оглядкой на фото кормы корпуса Е-100; 3. По образцу истребителя танков «ягдтигр» добавлена бронированная крышка отверстия для механического стартера и штыри его крепления; 4. Доработаны бронировки выхлопных труб: добавлены рымы для монтажа, фактура литья и сделаны вырезы в нижней части по образцу «ягдтигра» - сплошная бронировка лишена смысла, т.к. глухое дно ничего не защищает, увеличивает вес детали, и способствует накоплению влаги и грязи вокруг постоянно греющегося патрубка (да здравствует усиленная коррозия); 5. Выхлопные патрубки заменены на металлические от Moskit с вваренными защитными штырями (вообще-то предназначенные для «Тигра-охотника»; 6. Установлены ящики для инструмента/имущества экипажа по образцу «ягдпантеры», полученные из ящиков для оной же путём обрезания «короткого» торца и последующего восстановления выштамповки. Ящики дооборудованы экранами для предотвращения нагрева от выхлопных труб по образцу ранних «пантер»; 7. По образцу «ягдпантеры» сделано крепление под домкрат и установлен он самый; 8. Добавлены под ящиками конвойный фонарь раннего типа (слева) и круглый ходовой огонь (справа). Для данного оборудования за ящиками изготовлены броневыводы по образцу «пантеры» и проводка; 9. Добавлены недостающие сварные швы;
Крыша МО
1. Сетки над шахтами сброса нагретого воздуха заменены на травлёные от Voyager; 2. Установлен комплект так называемой «противовоздушной» защиты над шахтами вентиляторов и отверстий для сброса нагретого воздуха: набор от Voyager предлагает закрыть только прямоугольные отверстия воздухоотвода, что ни разу не спасает от брошенной на решётку вентилятора кумулятивной гранаты, бутылки КС или реактивного снаряда, выпущенного со штурмовика, поэтому я также установил откидные пластины над шахтами вентиляторов от набора для «Пантеры-G». Крепления – самодельные: в случае с прямоугольными отверстиями – латунные трубки на штифтах, позволяющие выполнить монтаж защитных пластин после финальной отделки модели, для вентиляторов – гнутые и рассверленные отрезки рамок от фототравления. Обращаю внимание, что установка такого комплекта весьма полезна для маломаневренной машины, и в решающий момент может защитить от забрасывания моторного отсека бутылками «КС» и противотанковыми гранатами; 3. По образцу полевых модификаций «ягдпантер» заблаговременно установлен тубус секций банника и антенны на корму; 4. Из травления для «элефанта» взят прямоугольный ящик для инструмента и установлен на корму. Собственно, взят частично: крышки и замки, для основы оказалось удобней использовать пластиковый из остатков. К нему имитированы крепления, сделанные из держателей надгусеничных полок «Elefantа», установленные при помощи болтов от Masterclub на крышу МО на импровизированные бонки из листового полистирола от Tamiya. Так решён вопрос с хранением возимого шанцевого инструмента. Состав можно считать аналогичным таковому у «элефанта» за исключением банника; 5. Смонтированы 2 Г-образных крюка для монтажа буксировочного троса; 6. Добавлены ручки из проволоки для подъёма секций люка над двигателем; 7. Заменены все подъёмные рымы: обратите внимание, что данные в наборе от Voyager – просто травлёная копия изкоробочных. Это совершенно не обоснованно, им стоит быть как на Е-100, какими я их и сделал (а там кстати, как на «пантере»-«ягдпантере», так что происхождение крюков я думаю понятно – это остатки неиспользованного травления); 8. Я не понял чем обоснованы данные в наборе крышки заливных горловин для топлива и для антифриза, так что предлагаемые в наборе использовать не стал, применил известный всем вариант крышки по аналогии с танком Е-100/Kingtiger/Panther, имевшийся в наборе, вторую изготовил самостоятельно, раз уж предлагается их делать одинаковыми; 9. Срезал массивные и неуместные приспособления для вентиляции бензобаков. Не верю я что так было бы, как они предлагают сделать; Кормовая бронеплита рубки 1. Доработан козырёк над дверьми в боевое отделение: двери очень толстые, и мне показалось что козырёк без отбортовки не будет справляться с функцией отвода от них стекающей по стенке рубки дождевой воды, она будет попадать на двери и затекать в боевое отделение. Поэтому сделана отбортовка. Возможно, она лишняя. Также, имитирована приварка отлива к корпусу; 2. Доработаны двери: в наборе как-то странно исполнена установка дверей: возникает ощущение что петли по-отдельности как-то приварены… И даже не приварены а… «вот просто так мы не парились вообще». В итоге – добавил накладки по аналогии с теми что на «ягдтигре», только как будто отлитые с отверстиями для штифтов дверей и имитировал их крепления сваркой и гужонами к кормовой бронеплите рубки. Также, сделаны ручки из проволоки на двери; 3. Установлен огнетушитель и крепление для чурбака под домкрат, сам чурбак вырезан модельным ножом из куска смоляного питателя с имитацией фактуры древесины и стяжных полос из остатков травления; 4. Ящик слева от дверей – призван играть роль хранилища для цепи, используемой на кране для демонтажа бронеэкранов по бортам, ключей для затяжки болтов на них и рукавиц для работы со всем этим. Вешать цепь на кран я не стал: она должна быть довольно длинной и крепиться весьма бесхитростно, вероятность слететь и потеряться при движении весьма высока. Плюс… эти удары цепью по корпусу при движении не доставят удовольствия экипажу; 5. Упразднены и не установлены как абсурдные, предлагаемые в модели: вывод антенны и люк для погрузки БК, совмещённый с бойницей со стороны люка заряжающего: авторы модели хоть представляют себе, ЧЕМ гипотетически стреляла бы данная САУ? Это 170-мм выстрелы раздельного заряжания. Снаряды такого калибра вдвоём-то опасно носить, а грузить через люк… полный абсурд. Только через двери на корме! А вывод для антенны… сверлить тонкое отверстие в плите толщиной под 200 мм ради 1 провода? Ну-ну… 6. Для самообороны от пехоты, пытающейся коварно подкрасться сзади – на дверях оборудованы 2 бойницы со стороны командира и заряжающего;
РУБКА
1. На бортах добавлены крепления запасных траков; 2. Добавлены бойницы со стороны заряжающего и командира; 3. Добавлены рабочие крепления для фиксации крана для демонтажа бронеэкранов. Сам кран фактически изготовлен заново из подходящих по диаметру стержней из остатков торсионов от «Пантеры» и травления Voyager – я посчитал, что такой кран удобней, т.к. при повороте его для демонтажа/монтажа секции экрана, направляющий ролик цепи оказывается примерно по центру экрана, что облегчает задачу подъёма/спуска и демонтажа/монтажа. Кстати, его же можно использовать для подъёма снарядов в ящиках на крышу МО. Крепления для фиксации не позволят крану отвернуть в сторону при движении машины, что может повлечь его разрушение или потерю, и в дальнейшем сделать НЕВОЗМОЖНЫМ в адекватные сроки монтаж/демонтаж экранов силами экипажа. Крепления сделаны с двух сторон: если поработали справа, незачем снимать кран и тащить на противоположный борт, можно просто пристегнуть к корпусу (а то… вдруг в бой, а мы – уставшие? J); 4. Добавлены возможно кажущиеся архаичными, но уместными на мой взгляд при габаритах машины смотровые щели у механика-водителя и стрелка-радиста. Обратите внимание, что они на РАЗНОМ уровне: предполагается, что рабочее место стрелка-радиста ниже, чем у механика-водителя, и радиооборудование установлено как раз по той стенке, где на противоположной стороне – смотровая щель мехвода; 5. Добавлены крепления буксировочного троса по образцу «ягдпантеры» и собственно сам трос: он сделан из толстого витого троса от Eureka XXl и смоляных «плетёных» коушей от «ТАНК» для тяжёлых танков/САУ. Трос фиксируется впереди проволочным «пальцем» с чернёной цепочкой от Master Tools; 6. Подбить такую САУ в «лоб» - задача почти не выполнимая. Что впрочем не означает что противник будет просто смотреть как она ползёт на него. Я думаю, ураганный огонь обрушится на траки машины, в попытке разрушить их и остановить её движение. Запасные траки мы предусмотрели, инструментом для работы с ними тоже запаслись, но вот натянуть их без троса-натяжителя путём приматывания его к ведущему колесу по известной методике – будет практически не возможно: я даже не рискну предположить, сколько весит одна такая гусеница. Так что специальный трос нашёл себе место на правом борту машины. Сам трос – Eureka XXL, коуши – пластиковые от старых набров, держатели троса – выгнул из кусочков травления, прикреплены к корпусу маленькими металлическими заклёпками RB Model, плохо видимыми на модели но добавляющими прочности конструкции; 7. Корпус обильно усеян петлями для крепления камуфляжа. Спрятать такую машину – трудная задача, и чтобы экипаж не придумывал, к чему же закрепить разные сетки, тросы и верёвки для растительности да ветки – были установлены данные петли. Они пластиковые, взяты из остатков наборов с «пантерами». И если на корпусе «пантеры» они смотрятся переразмеренными, то здесь мне они показались уместными. 8. В передней части рубки выступают бронировки с выходящими из ни полыми трубками (на модели бронировки – самодел из куска литника, трубки – латунь). Это выводы для проводов питания фар. Решение давалось долго, в том числе и после поднятия темы о том, как сверлят бронеплиты. Что и не говорите, а без фар этой машине ехать проблематично. Причём перемещался бы я на ней именно ночью: всё же не так заметно при её-то габаритах. Trumpeter не заморачивался и просто показал что мол вот провод уходит под бронееэкран. А… куда? В торец бронеплит? В этом месте как раз одна плита на другую наваривается. Да и перебьёт этот провод экраном… В общем, я подумал, что уж если сверлить – то бортовые плиты, а не лобовую. 9. Изменено положение бронировки(ок) дальномера (об этом далее в разделе «Вооружение и СУО»); Лобовая бронеплита 1. На ней разместились 2 фары Bosch от наборов Dragon: у Trumpeter кстати от набора к набору эти фары всё хуже и хуже. Постаменты фар-самодельные, имитировано крепление к корпусу на шпильки прижимными гайками (естественно, путём крепления на смоляные болты от Masterclub); 2. Добавил сварные швы на стыке с плитами бортов; 3. Установлена шаровая пулемётная установка «kugelblende» (о ней в разделе «Вооружение и СУО»); 4. Установлена подготовка для монтажа прибора ночного видения (ПНВ) FG-1250 напротив перископа механика-водителя. Собственно, смонтирован и сам ПНВ. Крыша рубки 1. Я посчитал, что данные в наборе люки совершенно не обоснованы и не мотивированны ничем: зачем для новой САУ разрабатывать новые люки? При том что уже в производстве такое количество машин всех типов! Поэтому я заменил их на двустворчатные в случае с люками механика-водителя и заряжающего по образцу «ягдпантеры», и на откидной люк по образцу «Пантеры-F» на командирской башенке; 2. Перенёс ближе к корме мортирку для ближнего боя с пехотой в связи с доработкой дальномера; 3. Добавил сварные швы вокруг прицела орудия и вентиляторов; 4. Добавил перископы заряжающему для обзора назад и влево; 5. Добавил сварные швы у козырька над перископом мехвода; 6. Из моей любимой тамиевской наклейки на боксы изготовил «оптику»; 7. Изготовил «глазок» прицела из катафоты от Elf, покрытой тамиевским лаком Smoke и «футурой»; 8. Изготовил рабочую крышку отверстия забора воздуха для двигателя при движении под водой: для машины, весом более 100 тонн, часто не будет никакого другого способа пересечь реку, кроме как переправиться по дну – на каждый мост выдержит такой вес. Я рискнул разместить отверстие воздуховода на крыше: ведь был же эксперимент с размещением ввода для шноркеля на крыше ком.башенки «Тигра»! Здесь и без выдвигания шноркеля машина сможет преодолевать неглубокие речки с затопленной крышей МТО. Под люком имеется вклеенная травлёная сеточка для предотвращения попадания в воздуховод посторонних предметов и 4 отверстия – подготовка под монтаж шноркеля;
Вооружение и СУО (система управления огнём)
Собственно, основным вооружением является 170-мм нарезная пушка. Я считаю, что для гарантированного выведения из строя любого танка антигитлеровской коалиции даже на конец 1946 г. она вполне может использовать просто фугасный снаряд, не то что бронебойный. Причём попадать точно – вовсе не обязательно. Орудие эффективно можно использовать также против долговременных огневых точек и сильно укреплённых позиций. Есть вариации на тему, какое же именно орудие получила бы машина в итоге: длиной 50 калибров – адаптированное под монтаж в САУ 17 cm K.Mrs.Laf. или его развитие длиной 53 калибра. Вообще, не смотря на большой калибр артсистемы, разница в 3 калибра на модели составляет 14,6 мм, что вроде и много, но с учётом того, что мы не можем точно согласовать размещение части орудия внутри рубки и вентиляторов над казёнником – допускает разночтения. Я же позволю себе считать, что моя машина ранней серии и вооружена именно орудием 17 cm K.Mrs.Laf. с длиной ствола 50 калибров, адаптированным к размещению на САУ т оборудованным дульным тормозом. Результаты замеров по модели с учётом моего видения размещения казённика орудия относительно вентиляторов этому соответствует. Мощь этого орудия на мой взгляд не просто достаточна, а даже избыточна для поражения любого бронеобъекта, и как минимум на начальном этапе я вижу его применение более чем целесообразным. Я использовал часть ствола от GWT, выпускаемого фирмой RB-model, и дульный тормоз от него. «Ответка» комбинированного ствола – из набора. Остаток же ствола от RB (значительного размера) играет роль не более чем противовеса и стоит внутри машины, ствол орудия на моей модели сохраняет некоторую подвижность в вертикальной и горизонтальной плоскости. Остальные огневые средства служат для самообороны машины и повышения степени её эффективности. Поскольку в реальной ситуации обязательно найдётся желающий использовать истребитель танков в качестве тарана для прорыва укрепленных позиций, где этот «истребитель», не уязвимый для огня танков и ПТО будет забросан гранатами и бутылками «КС» после подрыва на минах (это конечно же аллегория на САУ «Элефант» и Курскую битву), я оборудовал машину курсовым пулемётом. Да, он снижает общий уровень защищённости, однако – машина может эффективно бороться с живой силой и небронированными целями на пути следования, не тратя драгоценные снаряды (количество которых на борту я думаю, крайне не велико). Шаровая установка – остаток от набора «Dragon», я вживил её в корпус и имитировал сварной шов по периметру. В бронировку вставлен точёный пулемёт MG-34 в усиленном кожухе. Дополнительно, в целях увеличения зоны поражения пехоты противника, а также самообороны подбитой машины – установлен пулемёт MG-42 с щитовым прикрытием напротив люка заряжающего. Пулемёт взят из набора ПНВ от Great Wall Hobby, установка – от старого набора с Sd.kfz.250 от Dragon. Я дополнительно добавил ремешок фиксации пулемёта, ну и конечно же бонку крепления его основания и само монтажное основание на крышу. Традиционно, нашлось место и для мортирки для ближнего боя. Она была перенесена ближе к корме в связи с работами по дальномеру. Третий по счёту пулемёт (опять MG-42) предполагается использовать больше «опционально», и монтируется он на основание для съёмного ПНВ на командирской башенке. Данный пулемёт предлагается применять в условиях ночного боя, а в критической ситуации – для поражения противника в дневное время, и стрельбы по воздушным целям. Для управления огнём и обнаружения целей предусмотрена командирская башенка. Я решил, что в случае с данной машиной, командир, обнаружив цель и дав указание механику-водителю довернуть машину в её направлении при необходимости – может также определить расстояние до неё, дав соответствующие вводные наводчику, который введёт соответствующие же поправки при стрельбе. Поэтому я перенёс дальномер на верхнюю часть корпуса. Его труба проходит сквозь машину под самой крышей, и выводится через неподвижные бронировки. Внутри них он сохраняет подвижность в пределах углов вертикальной наводки орудия. Кстати, дальномер этот однозначно надо или переносить с предложенного в наборе места, или убирать совсем: Trumpeter даёт только одну бронировку, а такого быть не могло, оптический дальномер должен иметь два «глазка». А если сделать второй напротив данной в наборе позиции – то его труба пройдёт как раз примерно через перископ мехвода. Да и не совсем ясно, кто будет в него смотреть. Наводчик для своей работы использует перископический прицел, смонтированный в неподвижной бронировке на крыше, имеющий возможность двигаться внутри неё в пределах углов вертикальной и горизонтальной наводки орудия. Машина вооружена чрезвычайно мощным орудием, способным поражать противника на значительных расстояниях (я думаю, там дело даже 4 км., далеко не ограничивается), другой вопрос что ПТ-САУ на таких дистанциях не часто воюют. Хотя… может, это повод начать? Дополнительно, я оснастил машину ПНВ FG-1250: 1 прибор получил механик-водитель, второй монтируется на специальном основании на кольцевой опоре на командирской башенке. Не рекомендую кстати использовать на командирском приборе «синхронизирующей» металлической ленты для наводки орудия: слабо представляю, как здесь реализовать эту механическую развязку, плюс это не позволит двигать прибор влево-вправо по кольцевой опоре, что снизит эффективность обнаружения целей. Вращающейся башни у машины нет (в отличие от той же «пантеры»), а вращать корпусом чтобы прибор был обращён вправо или влево – не представляется адекватным. При изготовлении ИК-прожекторов, сделал так: вклеил внутрь отражатели для фар от Elf, сверху приклеил предварительно покрытые футурой стёкла, в дальнейшем покрыл их прозрачным лаком от Tamiya и защитил сверху слоем футуры. Вклеенный в прожектор отражатель добавил приятного блеска.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
ОКРАСКА
Хотя уже с лета 1945 года надлежало красить все вновь построенные машины зелёной краской, я решил, что нанесение трёхцветного камуфляжа здесь обоснованно: в чистом поле такая крупная машина будет одинаково заметна в любой окраске, а вот на опушке леса например – гораздо проще замаскироваться в такой вот незатейливой окраске. Вариант камуфляжа я срисовал с одной из поздних «ягдпантер-G2», что должно, как мне показалось, ненавязчиво отсылать к истокам. Границы-размытые, наносил 0.2 соплом без масок. База – olivegrune, далее – полосы dunkelgelb, внутри них – rotbraun. Ствол решил оставить в цвете термостойкого грунта: мне кажется, издали это может сбить с толку наблюдателя, как бы «отделяя» цветом орудие от машины и помешает верно оценить её габариты. Окраска по традиционной схеме: корпус с установленным основанием орудия НО без самого орудия, отдельно элементы ходовой части, ПНВ, тросы и пулемёты. Грунт – TAMIYA Fine Surface Primer, затем выровнял поверхность чёрным Mr.Hobby Black 1000. Камуфляж - краски Tamiya, мешал по известным рецептам, сверяя с выкрасками. В итоге фильтры и лаки конечно всё увели, что-то далеко, а что-то нет. Гусеницы – химическое чернение. В начале пробовал применить средство от Wilder, но… был крайне разочарован, оно категорически не хотело придавать тракам адекватный цвет. В итоге вернулся к проверенному средству от Ammo Mig. С нанесением грязи и запылением а также эффектов эксплуатации поступил компромиссно: с одной стороны, не было желания замазывать машину грязью, с другой – в явных местах следовало нанести эффекты загрязнения и запыления. В итоге: грязь на бортах за катками, на катках, немного сухой на гусеницах, НЛД, и имитация засохшей грязи на корме, летящей при движении машины. Грязь – из тамиевской смеси для имитации грязи с добавлением их же Grass Effect. Пигменты – Mig. Минимум запыления на нижней части «бёдер». Добавил пигментов цвета сухой грязи и пыли вокруг люков, по маршруту движения экипажа, плюс традиционно на крыше МО – в тех местах где передвигается экипаж. Предполагаю что забираются они в машину через кормовую стенку рубки, используя упоры дверей как подножку. При наличии экранов над ближними к этой стенке воздуховыводов – на них точно наступают как на подножку, от чего на углах скапливается грязь и сдирается краска. Добавил чуть потёков топлива на заливной горловине бензобака (имейте в виду, что она справа по ходу машины, слева – горловина заливки антифриза). Ну и конечно – всеми любимый эффект выбивания масла из ступицы катка при движении. Часто чередуют чистые катки и с потёками, но я решил, что у 100-тонной машины - выбивает у всех. Ну и плюс регулярная смазка, от чего и образуются масляные потёки. Пулемёты на этот раз не натирал ганметалом, а красил специальным набором от Lifecolor с добавлением Reflecting agent-а, причём как в металлик, так и в цвет древесины для имитации лака. Полировал грубой кистью, которая и дала эффект блеска. В финале, «подтонировал» машину тамиевскими «пудреницами».
МАРКИРОВКА
«Меч Нибелунгов и воды Дуная…» При выборе подразделения, на вооружение которому поступят первые САУ такого типа, я колебался очень недолго. Кому, как не военнослужащим 653 или 654 тяжёлых батальонов истребителей танков, повидавшим «Элефанты», «Фердинанды» и «Ягдпантеры» доверить новейший тяжёлый истребитель танков, выпуск которого – ограничен, а потеря по причине «ой а что так можно было?» или «да лааадно а я не знал что так нельзя» - не допустима? Больше некому, мне кажется. Тем более, с учётом выбора камуфляжа от реальной «охотницы», мне кажется, что выбор обозначения, характерного для реально существовавшего соединения, добавляет читаемости образу машины. В итоге выбор пал на 653 тяжёлый батальон истребителей танков. На удачу, в наборе с Dragonовским циммериченым «Элефантом» нашлись и сами тактические знаки, и цифры великолепного качества, из которых я по одной набрал тактические номера. Бортовой номер – ассоциируемое с той, кому посвящена модель, число «332», в случае с боевой машиной означающее 3 роту, 3 взвод, 2 линейная машина. На машину нанесена эмблема батальона – те самые меч Нибелунгов и воды Дуная - на лобовой бронеплите и на кормовой плите рубки. Как по заказу, внутри эмблемы батальона, бывшей в наборе с «элефантом», как раз стояла и маленькая цифра «3», указывающая на принадлежность к 3 роте, что полностью отвечает моим пожеланиям по номеру и делает его использование уместным с этой эмблемой батальона. Для приварки декалей использовал Miсroset, как обычно работал по глянцу. На борта рядом с номерами нанесены знаки гос. принадлежности (взял из запасов). В кормовой части «балочные кресты» нанесены слева и справа на инструментальные ящики. Хотя это и не имеет отношения к маркировке собственно машины, особо отмечу качественную и адекватно ведущую себя декаль от Alliance Model Works с маркировкой на огнетушитель. Огнетушитель я вложил в крепление, не приклеивая «ремни» к его корпусу, оставив небольшой отсуп от «ремня» до корпуса огнетушителя в нижней части. В итоге я просто поддел декаль под этот «ремень» и приварил Miсroset-ом.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ Jagdpanzer E-100 ЛУЧШЕ?
Традиционный раздел с традиционной же оговоркой: не лучше моей, а просто… лучше, в котором я провожу фактически «работу над ошибками», которые понял сам, и делюсь мыслями о том, что можно было добавить, но не сложилось. - на моей модели есть рабочая крышка отверстия воздуховода с подготовкой под монтаж шноркеля. А вот со шноркелем не сложилось: изготовил было пластиковый 3-х секционный, да больно уж тонкие были стенки, и после покраски онри перестали бы вдвигаться одна в другую. Делать же просто трубу не стал: она бы неплохо смотрелась за тубусом для банника и антенны, но… уж слишком по-современному; - замерные вешки. Тема форсирования водных преград – ооочень актуальна для этой машины. Была идея изготовить из тонких прутков замерные вешки с отметками, благодаря которым экипаж может быстро определить, сможет ли машина преодолеть водную преграду не используя шноркель а лишь открыв воздуховод, или нет? - ортеркомпасс. Да-да, по аналогии с прибором, который не прижился на «пантере». Хотел поставить рядом с ком.башенкой. Очень на любителя, но смотрелось бы интересно; - штанга обзорного перископа командира: почему бы не попробовать проработать этот момент? У меня стоит в итоге ПНВ, решил, что будет «каша»; - не очень удачно стоят фонарь заднего хода и конвойный фонарь. Мне кажется, их увидят только издали. Может… перенести наверх или выдвинуть поближе к срезу края кормовых ящиков? - не лишним будет звуковой сигнал. При габаритах и массе машины – стоит заранее предупредить о свом манёвре… пока не поздно… для окружающих J; - из глобального: крайне неудачно на модели выбрано место положения прицела орудия. Во-первых, я не припомню ни одной немецкой боевой машины такого типа с прицелом справа, во-вторых – он прям чётко перекрывает вид из обращённого к фронту перископа ком.башенки; - дальномер конечно я перенёс, но… он сможет измерять дальность только до ОЧЕНЬ удалённых объектов, в связи с особенностью размещения «глазков», как я потом понял. Нет, всё равно конечно полезно, вблизи и по прицельной сетке можно, но я считаю, что стоит подумать о вынесенном за пределы корпуса дальномере. Одно бесспорно: одиночно стоящую впереди справа бронировку или дублировать, или не ставить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая вышла модель. Рассуждение на тему возможности её производства и целесообразности применения – тема наверное отдельной статьи. Конечно, на мой взгляд – чрезмерно тяжёлая, избыточно сильная САУ, технологически сложная в производстве, для которой едва-ли найдётся достойная цель на поле боя (если её экипаж не захочет принять бой с крейсером или линкором, само собой). Но мы не для погружения в такие рассуждения строим такие модели. Машина очень красивая, внушает уважение своими формами и мощью оружия, и вызывает самые лучшие ассоциации и эмоции. Поэтому, если перед Вами стоит вопрос: купить ли модель Trumpeter 01596 German Jagdpanzer E-100, мой вам совет – однозначно ДА. Лично у меня в закромах есть ещё одна такая модель, я планирую построить из неё штурмовое орудие. Стройте, фантазируйте, додумывайте: это и есть моделизм. Какой будет Ваша Jagdpanzer E-100 – решать только Вам, а моя модель – перед Вами.
Ну, с пулемётом например по-моему мнению силуэт даже как-то целеустремлённей. Да и... я собственно писал о его назначении. Тут дело каждого, кому если не понравится - не будут ставить в своей версии машины.
Я про другое, про "на лицо диссонанс суждений". Хорошо хоть не когнитивный.
Дело вкуса тут на самом деле - только буксировочные серьги-серёжки (эдакая отсылочка к посвящению модели). Остальное - задача создания узнаваемого и понятного мне и читателям образа и адекватность и уместность решений. Корни у них глубже чем ты думаешь.
И самое главное: я не мешал и не сравнивал сладкое с холодным. Это НОВАЯ машина, не "ягдпантера" и не "ягдтигр", она может унаследовать их решения, но
может и не наследовать, а содержать свои.
Итак, кормовые ящики ЗИП. Представь что ты с одной стороны за столом, строишь модель, а с другой - ты видишь совещание рабочих групп на заводе у главного конструктора. Обсуждают орудие, двигатель, броню... Но в списке вопросов ещё и ящики для инструмента на корму. Какой посыл всех вопросов: максимально использовать наработки и задел по готовым деталям. По ящику: должен помещаться на корму, не должен мешать монтажу буксировочной серьги. РЕШЕНИЕ? "А давайте возьмём ящики от "пантеры" да срежем кусок, и приварим пластинку! А потом на чертеже карандашём линию красную проведём и вот новый ящик готов! Чем не решение?
Какие ещё есть ящики? О! От "фердинанда/элефанта/бруммбара"! Отлично, без изменений,по образцу бруммбара на крышу моторного отсека него!
Были такие эпизоды в реальности? Конечно. Вот как раз у тяжёлого истребителя танков "Фердинанд/Элефант" был ящик ЗИП как на StuPa IV Brummbar. А эти машины кстати разные заводы делали. Не возникает же идеи сделать выхлоп на "фердинанде" как на "бруммбаре"?
Так что передача документации на ящик или даже задела по готовым изделиям - более чем реальна, как и их "доработка" по месту.
А выхлоп тут никакого отношения не имеет. Ну ставился, да, на "пантеры/ягдпантеры". НО больше - ни на что. И у меня нет информации по таким планам. А ведь "кингтигр", "ягдтигр" - появились позже "пантеры", так что мне кажется, все эти "пламяискрогасители" - привязаны не только к машине, но и к заводам, которые их выпускали, а если ещё точнее - то к заводу "Даймлер Бенц", который стал к концу войны головным по выпуску "пантер", хотя я ни разу не утверждаю что это их изобретение. Но как мне кажется, некоторые решения придумывались на нём и потом спускались на MAN и MNH, которые их и реализовывали, причём каждый - по своему.
Например некоторые - никак: DB ставил ещё и колпаки на них, остальные заводы - нет.
Я не уверен что мою машину строили бы на "Даймлер Бенц" или ином "пантеРзаводе". У них работы хватает.
Кто у нас там по "крупным хвостатым" (читай: Элефант/Фердинанд/Тигр-2/Ягдтигр)? Заводы "Нибелунгенверке" и "Хеншель". Вот почему бы не там?
А они про "пламягасители" и не заикались всю войну. Пруф - любой танк их производства. А "Даймлер-бенц" им вообще не указ. Тем более эту бесспорно полезную опцию до конца войны ни на чём кроме "пантеры" мы так и не увидели, никто даже не пытался их ставить на иные машины, поэтому на чём твоё убеждение основанно - мне не понятно. Повторюсь, именно МНЕ не понятно, ты ведь можешь просто его иметь и всё, это ведь тоже имеет право на существование.
Ну а ПНВ... ты сам понимаешь что такое "Панцерваффе-46": это большой калибр, толстая броня, широкие гусеницы и хай-тек. С художественной стороны.
С практической - ночью на такой огромной САУ как-то безопасней. Практический смысл однозначно есть. Да, выпуск FG1250 затягивался, шёл через пень-колоду... Но уж выпущенные явно шли бы на самые лучшие машины и в лучшие воинские соединения. Да и такой ПНВ не "пантерья" фишка: просто больше ни на что поставить не успели.
Как-то так. А ты говоришь, "дело вкуса"...
Так что, пользуясь случаем, я в противовес не рекомендую ставить "искропламягасители" типа "фламменвернихтер" на все машины подряд.
Порой именно ЭТО как раз - неуместно. В частности, лично видел прекрасно исполненный VK 45.02 c выхлопом вообще по типу "пантеры" и вот этими самыми приспособлениями: выглядело забавно, с учётом что у VK 45.02 выхлоп выведен в район катка.
А со "Львом" конечно может имеет смысл написать в теме про "Лев", но раз встал вопрос о нём и "сотке": подумай тоже, где бы их строили, что за заводы?
Почему вдруг им бы понадобилось ставить приспособление, которое ставить и в мыслях раньше не было?
И вернусь к ящикам: помнишь я писал про вертикальные выштамповки? Это черта ТОЛЬКО завода MNH. Производство "Льва" вдруг передали на него? А у них кстати с литьём какие-то проблемы постоянные были: до конца войны - маска пушки для "пантер" без "подбородка" и сварная бронировка вывода выхлопных труб. Что-то мне кажется не заладится у них с литой башней и такой большой маской пушки... да и с бронировкой выхлопов тоже... да вообще даже с "пантерами" не очень вышло, какой там... :)
Поэтому... всё это письмо вилами по воде. Стройте больше моделей хороших и разных, с фантазией и с расчётом, с выдумкой или со штангенциркулем - всё имеет место быть.
Каис, не убедил ни разу) Прехожу в контратаку) Кстати прежде хочу сказать, чтобы тебе меня понять и мою точку зрения (или не принять), нужно быть заинтересованным в ее понимании как минимум, а не в том, что бы всячески меня убедить в несостоятельности мыслей. Мы же не письками меряемся, а дружественно ищем правду.
Так вот. Очень ты клево манипулируешь словами и фактами, дабы сделать выводы, но совсем не те) По поводу рассуждений о проектировке - полностью согласен. Никогда не спорил. Это называется простым словом - унификация. И из-за неё в том числе могли ящики с любой выштамповкой пересылать на другой завод, что бы не налаживать новый конвейер с нуля, когда есть уже работающий. И ящики я тебе не предлагал не ставить, я скорей про несоответствие рассуждений в одной и той же машине. Кстати обрезать ящики совсем не просто и кустарно делать никто не даст, это уже новую линию надо делать, ну да ладно.
Смотри, вот ты говоришь ящики такого формата очевидно должны были все подряд ставить. Но, они появились сильно раньше пламегасителей, это раз. Т.е. то, что они были только на Пантерах нельзя объяснить самым последним этапом войны, типа "не успели". При этом корма Королевского Тигра идеально подходит для таких ящиков, просто практически 1 в 1. Но корма у него голая была. Это два. Из этого же можно сделать вывод похожий на правду что ящики чисто пантеровская тема? Можно конечно и логично. Так же как и обратное, что это не так.
Продолжаем логику. Пламегасители вышли в самом конце, ты сознательно опустил факты приведенные мной и зачем-то стал говорить что их тогда бы ставили на всё подряд. Так ставили бы!) Может быть) Но не успели. На Пантеры то не успели. Не изобрели просто раньше эту штуку, вот и все. Поздно она появилась. И, внимание, конечно же не на все подряд их ставить. А только на конструктивно близкие конструкции выхлопа: Пантера, Королевский Тигр, САУ на их основе, Е-100, Лев... Но конечно не на ВК45.02 или не на Масу. У меня и в мыслях не было такое предлагать. Ок?)
Опять же, уже с ПНВ ты оперируешь как раз логикой что это было сделано поздно и просто не успели поставить ни на что, кроме Пантер, а на них просто начали эксперимент. Так почему же ты это упускаешь с пламегасителями?)) Ну это же просто вещи 1 в 1 по историчности. Обе фичи изобрели поздно, обе не успевали везде поставить, обе были УНИВЕРСАЛЬНО полезны. Ну раз так, то и работать с ними надо схожим образом. В этом то их и свзять. На мой взгляд конечно, субъективный, но с прочной основой)
Да и писал я уже, что пламегасители ставлю в том числе и потому, что на больших машинах выхлопы смотрятся обрубками, словно их и нет вовсе. Поэтому я бы скорей их тут поставил, чем ПНВ.
Но Саламандра твоя от их отсутствия не перестает быть отличной, что я ни раз и сказал. Просто именно выборочное обоснование отсутствия пламегасителей и наличие ПНВ с ящиками при этом меня не устраивает, только это.
Вячеслав, ты просто когда пишешь - оперируешь просто личным мнением и собственным (надо признать, грамотным) анализом ситуации, но ты не берёшь во внимание заводы-изготовители, что ещё они выпускали, историю производства машин, которые там производились. Я на это обратил тебе внимание, а также на то, что ящик никаким образом не может быть "темой" конкретной машины.
Привёл тебе пример НЕМЕЦКИХ машин, одного периода, но с колоссальной разницей во всём. Подчёркиваю, даже в способе передачи усилия на ходовую часть! НО - с одинаковыми ящиками. Этого разве не достаточно? Считай что для "пантеры" - "ягдпанцер Е-100" как "элефант" для "бруммбара". Раз - и поставили. И конечно очевидная вещь: есть решения НУЖНЫЕ а есть - не очень, себя не оправдавшие. Что ж больше нет машин с такими пламяискоргасителями ни в одной армии? Наверное потому что проблемы такой нет? Это ж не нормально, когда из глушаков искры или ещё что летят? А выхлоп я тебе скажу, вообще везде на указанных машинах одинаков как таковой, ну в принципе-то! У "пантеры" те же самые трубы, только в кожухи облачённые. И это именно как-то увязано с режимами работы двигателя. Кстати, "пантера" чем интересна: на её базе много что хотели сделать, и программа "стандартпанцер" возможно имела бы развитие из неё, там много что "откатывали". Да не сложилось. Про VK 45.02 - читай что я сказал: имеют место ошибки у коллег, из-за увлечения этими девайсами без анализа истории применения, никто не говорит что ты призываешь к этому! ХОТЯ, ИМХО, почитав наш с тобой диалог - каждый наверное будет теперь иметь своё чёткое понимание, ставить или нет :)
Про ПНВ: давай в сухом остатке, что именно тут будет не уместно? Машина должна вести бой ночью? Это проблема когда ты ночью слеп а враг тебя видит? Так почему не создать ему проблему? Механику ПНВ нужен? Для поиска целей командиру? Наводчику тоже надо, но там такой ПНВ что его с прицелом Я ЛИЧНО не знаю как подружить. Так что вещь нужная, и для дальнобойной машины - уместная, хотя тут прикол в том что ПНВ этот видит ближе чем орудие стреляет. Вопрос "успеют ли произвести".... Успеют, куда денутся. 120-тонную машину произвели? Ну и ПНВ произведут. Будет не хватать (а БУДЕТ не хватать, я уверен!) - производимые отдадут частям СС и вооружённым наиболее современным оружием подразделениям (опять же, то есть, частям СС, что душой кривить...).
Вернёмся к выхлопу.
Ничего, "ягдтигр" себя прекрасно чувствовал с таким выхлопом, средняя "ягдпантера" с похожим, "кингтигр"...
Просто сам подумай, почему такая полезная и крайне нужная вещь из куска металла, свёрнутого в трубочку и пластинки с прорезями не ставилась где только можно? Что трудного? Да не оправдала наверное себя...
Обрати внимание ещё на решения "универсальные", например на то, что мортирка ближнего боя - вещь реально сомнительная, а врезалась в крышу на всех машинах, от Т-4 до ягдтигра. Так что была бы потребность... будет поставлена задача и будут ставить.
А ни один завод (по моим данным) не получал вводных для выработки решений по тепловой маскировке выхлопных труб.
Я озвучил, где, по моему мнению, могли собрать такие машины. Эти заводы таких мероприятий не проводили.
Выход один: строить тебе "охотницу-сотку", и личным значит примером показывать и объяснять народу значимость этого изделия.
Если твоя собиралась на "DB" - вопросов нет, там я порекомендую даже не просто искропламягасители, так ещё и с колпаками!
Ну а всем коллегам, при моём реальном уважении к мнению Вячеслава, и с искренней мужской благодарностью за внимание к теме, и поднятию на самом деле не такого банального вопроса как может показаться - я рекомендую использовать для машины такого типа простые выхлопные патрубки со вваренными защитными штырями. Обоснование моего мнения вы прочтёте в этой теме, мнение Вячеслава также перед Вами, оно имеет место быть и свою логику.
Если для Вас такой элемент модели как наружная часть системы отвода отработанных газов из двигателя - элемент чисто визуальный и работающий на образ - то решение чисто за Вами.
Если же Вам интересна ещё и целесообразность - надеюсь что это обсуждение поможет Вам сделать выбор.
Комментарии
На сайте с 21.12.2010
Я про другое, про "на лицо диссонанс суждений". Хорошо хоть не когнитивный.
Дело вкуса тут на самом деле - только буксировочные серьги-серёжки (эдакая отсылочка к посвящению модели). Остальное - задача создания узнаваемого и понятного мне и читателям образа и адекватность и уместность решений. Корни у них глубже чем ты думаешь.
И самое главное: я не мешал и не сравнивал сладкое с холодным. Это НОВАЯ машина, не "ягдпантера" и не "ягдтигр", она может унаследовать их решения, но
может и не наследовать, а содержать свои.
Итак, кормовые ящики ЗИП. Представь что ты с одной стороны за столом, строишь модель, а с другой - ты видишь совещание рабочих групп на заводе у главного конструктора. Обсуждают орудие, двигатель, броню... Но в списке вопросов ещё и ящики для инструмента на корму. Какой посыл всех вопросов: максимально использовать наработки и задел по готовым деталям. По ящику: должен помещаться на корму, не должен мешать монтажу буксировочной серьги. РЕШЕНИЕ? "А давайте возьмём ящики от "пантеры" да срежем кусок, и приварим пластинку! А потом на чертеже карандашём линию красную проведём и вот новый ящик готов! Чем не решение?
Какие ещё есть ящики? О! От "фердинанда/элефанта/бруммбара"! Отлично, без изменений,по образцу бруммбара на крышу моторного отсека него!
Были такие эпизоды в реальности? Конечно. Вот как раз у тяжёлого истребителя танков "Фердинанд/Элефант" был ящик ЗИП как на StuPa IV Brummbar. А эти машины кстати разные заводы делали. Не возникает же идеи сделать выхлоп на "фердинанде" как на "бруммбаре"?
Так что передача документации на ящик или даже задела по готовым изделиям - более чем реальна, как и их "доработка" по месту.
А выхлоп тут никакого отношения не имеет. Ну ставился, да, на "пантеры/ягдпантеры". НО больше - ни на что. И у меня нет информации по таким планам. А ведь "кингтигр", "ягдтигр" - появились позже "пантеры", так что мне кажется, все эти "пламяискрогасители" - привязаны не только к машине, но и к заводам, которые их выпускали, а если ещё точнее - то к заводу "Даймлер Бенц", который стал к концу войны головным по выпуску "пантер", хотя я ни разу не утверждаю что это их изобретение. Но как мне кажется, некоторые решения придумывались на нём и потом спускались на MAN и MNH, которые их и реализовывали, причём каждый - по своему.
Например некоторые - никак: DB ставил ещё и колпаки на них, остальные заводы - нет.
Я не уверен что мою машину строили бы на "Даймлер Бенц" или ином "пантеРзаводе". У них работы хватает.
Кто у нас там по "крупным хвостатым" (читай: Элефант/Фердинанд/Тигр-2/Ягдтигр)? Заводы "Нибелунгенверке" и "Хеншель". Вот почему бы не там?
А они про "пламягасители" и не заикались всю войну. Пруф - любой танк их производства. А "Даймлер-бенц" им вообще не указ. Тем более эту бесспорно полезную опцию до конца войны ни на чём кроме "пантеры" мы так и не увидели, никто даже не пытался их ставить на иные машины, поэтому на чём твоё убеждение основанно - мне не понятно. Повторюсь, именно МНЕ не понятно, ты ведь можешь просто его иметь и всё, это ведь тоже имеет право на существование.
Ну а ПНВ... ты сам понимаешь что такое "Панцерваффе-46": это большой калибр, толстая броня, широкие гусеницы и хай-тек. С художественной стороны.
С практической - ночью на такой огромной САУ как-то безопасней. Практический смысл однозначно есть. Да, выпуск FG1250 затягивался, шёл через пень-колоду... Но уж выпущенные явно шли бы на самые лучшие машины и в лучшие воинские соединения. Да и такой ПНВ не "пантерья" фишка: просто больше ни на что поставить не успели.
Как-то так. А ты говоришь, "дело вкуса"...
Так что, пользуясь случаем, я в противовес не рекомендую ставить "искропламягасители" типа "фламменвернихтер" на все машины подряд.
Порой именно ЭТО как раз - неуместно. В частности, лично видел прекрасно исполненный VK 45.02 c выхлопом вообще по типу "пантеры" и вот этими самыми приспособлениями: выглядело забавно, с учётом что у VK 45.02 выхлоп выведен в район катка.
А со "Львом" конечно может имеет смысл написать в теме про "Лев", но раз встал вопрос о нём и "сотке": подумай тоже, где бы их строили, что за заводы?
Почему вдруг им бы понадобилось ставить приспособление, которое ставить и в мыслях раньше не было?
И вернусь к ящикам: помнишь я писал про вертикальные выштамповки? Это черта ТОЛЬКО завода MNH. Производство "Льва" вдруг передали на него? А у них кстати с литьём какие-то проблемы постоянные были: до конца войны - маска пушки для "пантер" без "подбородка" и сварная бронировка вывода выхлопных труб. Что-то мне кажется не заладится у них с литой башней и такой большой маской пушки... да и с бронировкой выхлопов тоже... да вообще даже с "пантерами" не очень вышло, какой там... :)
Поэтому... всё это письмо вилами по воде. Стройте больше моделей хороших и разных, с фантазией и с расчётом, с выдумкой или со штангенциркулем - всё имеет место быть.
с сайта
Так вот. Очень ты клево манипулируешь словами и фактами, дабы сделать выводы, но совсем не те) По поводу рассуждений о проектировке - полностью согласен. Никогда не спорил. Это называется простым словом - унификация. И из-за неё в том числе могли ящики с любой выштамповкой пересылать на другой завод, что бы не налаживать новый конвейер с нуля, когда есть уже работающий. И ящики я тебе не предлагал не ставить, я скорей про несоответствие рассуждений в одной и той же машине. Кстати обрезать ящики совсем не просто и кустарно делать никто не даст, это уже новую линию надо делать, ну да ладно.
Смотри, вот ты говоришь ящики такого формата очевидно должны были все подряд ставить. Но, они появились сильно раньше пламегасителей, это раз. Т.е. то, что они были только на Пантерах нельзя объяснить самым последним этапом войны, типа "не успели". При этом корма Королевского Тигра идеально подходит для таких ящиков, просто практически 1 в 1. Но корма у него голая была. Это два. Из этого же можно сделать вывод похожий на правду что ящики чисто пантеровская тема? Можно конечно и логично. Так же как и обратное, что это не так.
Продолжаем логику. Пламегасители вышли в самом конце, ты сознательно опустил факты приведенные мной и зачем-то стал говорить что их тогда бы ставили на всё подряд. Так ставили бы!) Может быть) Но не успели. На Пантеры то не успели. Не изобрели просто раньше эту штуку, вот и все. Поздно она появилась. И, внимание, конечно же не на все подряд их ставить. А только на конструктивно близкие конструкции выхлопа: Пантера, Королевский Тигр, САУ на их основе, Е-100, Лев... Но конечно не на ВК45.02 или не на Масу. У меня и в мыслях не было такое предлагать. Ок?)
Опять же, уже с ПНВ ты оперируешь как раз логикой что это было сделано поздно и просто не успели поставить ни на что, кроме Пантер, а на них просто начали эксперимент. Так почему же ты это упускаешь с пламегасителями?)) Ну это же просто вещи 1 в 1 по историчности. Обе фичи изобрели поздно, обе не успевали везде поставить, обе были УНИВЕРСАЛЬНО полезны. Ну раз так, то и работать с ними надо схожим образом. В этом то их и свзять. На мой взгляд конечно, субъективный, но с прочной основой)
Да и писал я уже, что пламегасители ставлю в том числе и потому, что на больших машинах выхлопы смотрятся обрубками, словно их и нет вовсе. Поэтому я бы скорей их тут поставил, чем ПНВ.
Но Саламандра твоя от их отсутствия не перестает быть отличной, что я ни раз и сказал. Просто именно выборочное обоснование отсутствия пламегасителей и наличие ПНВ с ящиками при этом меня не устраивает, только это.
На сайте с 21.12.2010
Привёл тебе пример НЕМЕЦКИХ машин, одного периода, но с колоссальной разницей во всём. Подчёркиваю, даже в способе передачи усилия на ходовую часть! НО - с одинаковыми ящиками. Этого разве не достаточно? Считай что для "пантеры" - "ягдпанцер Е-100" как "элефант" для "бруммбара". Раз - и поставили. И конечно очевидная вещь: есть решения НУЖНЫЕ а есть - не очень, себя не оправдавшие. Что ж больше нет машин с такими пламяискоргасителями ни в одной армии? Наверное потому что проблемы такой нет? Это ж не нормально, когда из глушаков искры или ещё что летят? А выхлоп я тебе скажу, вообще везде на указанных машинах одинаков как таковой, ну в принципе-то! У "пантеры" те же самые трубы, только в кожухи облачённые. И это именно как-то увязано с режимами работы двигателя. Кстати, "пантера" чем интересна: на её базе много что хотели сделать, и программа "стандартпанцер" возможно имела бы развитие из неё, там много что "откатывали". Да не сложилось. Про VK 45.02 - читай что я сказал: имеют место ошибки у коллег, из-за увлечения этими девайсами без анализа истории применения, никто не говорит что ты призываешь к этому! ХОТЯ, ИМХО, почитав наш с тобой диалог - каждый наверное будет теперь иметь своё чёткое понимание, ставить или нет :)
Про ПНВ: давай в сухом остатке, что именно тут будет не уместно? Машина должна вести бой ночью? Это проблема когда ты ночью слеп а враг тебя видит? Так почему не создать ему проблему? Механику ПНВ нужен? Для поиска целей командиру? Наводчику тоже надо, но там такой ПНВ что его с прицелом Я ЛИЧНО не знаю как подружить. Так что вещь нужная, и для дальнобойной машины - уместная, хотя тут прикол в том что ПНВ этот видит ближе чем орудие стреляет. Вопрос "успеют ли произвести".... Успеют, куда денутся. 120-тонную машину произвели? Ну и ПНВ произведут. Будет не хватать (а БУДЕТ не хватать, я уверен!) - производимые отдадут частям СС и вооружённым наиболее современным оружием подразделениям (опять же, то есть, частям СС, что душой кривить...).
Вернёмся к выхлопу.
Ничего, "ягдтигр" себя прекрасно чувствовал с таким выхлопом, средняя "ягдпантера" с похожим, "кингтигр"...
Просто сам подумай, почему такая полезная и крайне нужная вещь из куска металла, свёрнутого в трубочку и пластинки с прорезями не ставилась где только можно? Что трудного? Да не оправдала наверное себя...
Обрати внимание ещё на решения "универсальные", например на то, что мортирка ближнего боя - вещь реально сомнительная, а врезалась в крышу на всех машинах, от Т-4 до ягдтигра. Так что была бы потребность... будет поставлена задача и будут ставить.
А ни один завод (по моим данным) не получал вводных для выработки решений по тепловой маскировке выхлопных труб.
Я озвучил, где, по моему мнению, могли собрать такие машины. Эти заводы таких мероприятий не проводили.
Выход один: строить тебе "охотницу-сотку", и личным значит примером показывать и объяснять народу значимость этого изделия.
Если твоя собиралась на "DB" - вопросов нет, там я порекомендую даже не просто искропламягасители, так ещё и с колпаками!
Ну а всем коллегам, при моём реальном уважении к мнению Вячеслава, и с искренней мужской благодарностью за внимание к теме, и поднятию на самом деле не такого банального вопроса как может показаться - я рекомендую использовать для машины такого типа простые выхлопные патрубки со вваренными защитными штырями. Обоснование моего мнения вы прочтёте в этой теме, мнение Вячеслава также перед Вами, оно имеет место быть и свою логику.
Если для Вас такой элемент модели как наружная часть системы отвода отработанных газов из двигателя - элемент чисто визуальный и работающий на образ - то решение чисто за Вами.
Если же Вам интересна ещё и целесообразность - надеюсь что это обсуждение поможет Вам сделать выбор.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий