Расходы по нитям, вдруг кому интересно (учтены накладные расходы на обрезку и прочее). Scala360
* из "каболки" в
1.4м получается 1х3 "прядь" длинной 90см.
* из "прядей" получаем трос
3х3 в
60смПолученный трос делю на
2 куска - две ванты с сильным запасом (для грота порядка
2см, для фока
3см) на конец
Изначально было принято ошибочное мнение делать ванты правой, а всё остальное левой, но опытные товарищи открыли мне глаза (всё должно быть наоборот
). В итоге всё будет правого свива
Клетневание троса опишу словами, там всё достаточно просто:
1. Завязываем пол узла (обычного), затягиваем крепко
2. Отрезаем лишний конец, оставляя хвостик. По желанию его фиксируем капелькой клея
3. Хвостик сгибаем по направлению будущего клетневания
4. Начинаем крутить, оттягивая трос на себя и чуть назад
5. Навиваем нужное число оборотов, зажимаем и завязываем узелок
6. С боков подравниваем результат, уплотняя свивку
7. Отрезаем почти по узел кончик
8. По желанию очень аккуратно серединой пламени горелки (краем факела) оплавляем нитку
Делаем огон.
1. Складываем пополам трос, используя что-то нужного диаметра для шаблона (у меня это надфиль) и натягиваем. Последующие рекомендую делать по лекалу первого, чтобы вышли одинаковые
2. Делаем полуузел (я правда как он по правильному называется, потому кличу его так)
3. Стягиваем (можно помочь себе тем же крокодильчиком) половинки и зафиксировав, доделываем узел
4. Отрезаем лишнее, оставив небольшой хвостик. Он пойдёт внутрь бензеля. Фиксируем на клетневалке
5. Начинаем наматывать наш тросик
1х2, стараясь класть плотно, и чтобы хвостик от узелка спрятать. Делаю порядка
12-15 оборотов (точно не считал, путался
). Затем пинцетом поджимаю витки. Выходит что-то вроде
6. Сразу определяемся, где у нас лицевая сторона и изнаночная (это сторона к мачте, там можно скрывать все концы). И начинаем мотать перпендикулярно - я просто завожу конец между тросами
7. И продолжаем. Каждые полоборота натягиваем, стараясь не допускать слабину.
8. После примерно
4го витка продеваем кончик в иголку и поддев наши стежки, продеваем нитку с изнанки. Сильно тянем, формируя наш бензель окончательно
9. Обжимаем пинцетом с плоскими губками, исправляя перекосы и прочие косячки, ежели они будут.
10. Примеряем. Снизу на правый борт
Коллеги предлагали мне клетневать и делать бензель из мононити Scala240. Я провёл эксперимент, но результат меня не сильно впечатлил, ибо:
1. Он плохо различим
2. Нитка без клея фиксируется плохо, а я его не люблю в таких местах
Но визуально выглядит масштабнее, да. Но оставлю как есть
Коренной бензель
1. Правильно перекрещиваем трос, коротким концом в нужную сторону. Кладём что-то как фиксатор.
2. Кладём иголку, ушком в сторону, удобную нам. Я кладу с левой стороны, т.к. намотку делаю слева-направо
3. Начинаем делать питонов узел с
4-5 шлагами. При этом конец я фиксирую и саму нить натягиваю - чтобы нить не скручивалась где не надо и не мешала работе.
4. Продеваем конец в ушко.
5. Иглу почти продеваем через навитые шлаги, после чего поджимаем узел к юферсу, натягиваем оба конца для уменьшения диаметра шлагов до минимума. Продеваем иглу, отпускаем натянутый конец нити и аккуратно начинаем стягивать узел с обоих концов, стараясь уложить шлаги ровно, без зазоров. После чего сильно тянем, фиксирую узел окончательно, обрезаем концы. Т.к. у меня он делается навитой нитью, фиксации клеем не нужно - держится сам.
Постой бензель почти готов (ещё пара перпендикулярных шлагов)
Итоговый коренной
Для простого делаю
6 шлагов, но можно
7-8, смотреться будет лучше. Для марки делаю
4 шлага. Да, питонов узел содержит одну нить снаружи, идущую поверх всех витков. Но в моём масштабе это не видно без лупы на коренном, а на простом скрывается перпендикулярными шлагами.
Пара советов, если вы не используете клей:
* не отрезайте сразу концы у коренного под ноль - если слишком натянуть, он может разойтись, лучше в конце всё почикать
* не отрезайте сразу после обвязки короткий конец ванты - так вы лишаете себя возможности переделать, если промахнулись. Будете всю ванту переделывать
Далее мне указали, что мои юферсы сильно переразмеренны. По Монфельду юферс должен быть в половину от мачты (или немного больше). Т.к. диаметр грота и фока около
4.2мм, то ожидаемый диаметр юферса
2,5мм (
60%). У меня же были
4мм штатно.
Также плотно проехались на тему "твои ванты дюже жидкие, надо толще".
Ниже примерочные фото
Штатный 4мм с большими дырками и нештатный 3,5мм с маленькими. Трос 3х3 Scala360Нештатные 3,5мм с тросами 3x3 Scala360 и 3x3 Scala2402.5мм с тросами 3x3 Scala360 и 3x3 Scala240Итого потрошим Феникс с Полоцком, отбираем нормальные юферсы и вперед, переделывать!
И на скорую руку сделал ванту из Scala240
3x3. Расчётно
0.48мм, замерено
0.6мм. Оклетневал и навесил бензели нитью
1х2 Scala360
Где какая думаю понятноРасчётчно при гроте
4.2мм грота-штаг соответственно
0.6972. И ванта 62% от этой цифры =
0,43мм. Трос
3х3 Scala360 даёт расчётно
0,38мм и замеренно
0.5мм. Т.е. полностью укладывается во все расчёты и даже больше.
Далее вышло, что переобжатые ватен-путенсы банально длинны и плохи. Их буду укорачивать, но это позже покажу