Англичанин Ситфорд (H.G.Sitford) закончил работу над моделью 1:200 линкора Бисмарк в конце 60-х гг. В 1970-м году Ситфорд получил серебрянную медаль на выставке моделей (Model Engineer Exhibition, проводится с 1907 года и по сей день). После этого, по соглашению с автором, Национальный морской музей в Лондоне разместил его линкор в галерее Второй мировой войны.
Работа над моделью началась в 1962 году. В это время практически отсутствовала адекватная информация по линкору. Ситфорду необходимо было самому создавать рабочие чертежи (ни один из оригинальных чертежей внешнего вида линкора не уцелел после войны).
После сбора всей возможной информации в Имперском военном музее, Ситфорд решил обратиться за помощью в Германию, а именно, к высокопоставленному чиновнику доктору Эриху Гронеру. На базе оригинальных генпланов однотипного линкора Тирпиц, собранных фотографий, а также советов доктора Гронера, началась работа над рабочими чертежами. Еще до завершения этого этапа умер доктор Гронер. Несмотря на потерю самого ценного источника информации, Ситфорд продолжил работу.
Чертежи Ситфорда получили заслуженную оценку и распространялись публично через компанию A&A Plans, но в 1972 году вышел 18-й номер журнала Warship Profile с ранее неизвестными фотографиями линкора Бисмарк. Ситфорду пришлось внести изменения в чертежи, но незначительные: четыре дополнительных вентиляционных трубы и четыре трапа плюс мелкие детали. Даже на оригинальных генпланах кораблей эти мелочи невозможно определить без многочисленных фотографий крупного плана.
Что же касается камуфляжа линкора Бисмарк… “В упомянутом 18-м номере журнала Warship Profile затрагивается вопрос камуфляжа линкора, упомянут “настил палубы” и “камуфляжные полосы”. Однако, по свидетельствам очевидцев - выживших членов экипажа линкора - весь камуфляж был закрашен, и, по каким-то причинам, верх орудийных башен был желтого (!) цвета. Восприятие данного факта, на установление которого потребовался 31 год, выглядит несколько проблематичным,” - пишет Ситфорд в 1972-м году.
С 1981 по 1990 год американский исследователь Вильям Алдофер (William Aldorfer) в начале разыскивал, а потом вел переписку со всеми свидетелями катастрофы - уцелевшими членами экипажа линкора Бисмарк. Среди них были офицеры, непосредственно отвечавшие за камуфляж линкора, а также моряки, видевшие весь линкор сверху - с крыльев боевой рубки и мачт. Вся переписка здесь:
Окончательно установленный, фактический камуфляж линкора Бисмарк непосредственно перед катастрофой наглядно представлен Евгением Цельновым здесь:
P.S. 18-й номер журнала Warship Profile получу в ближайшее время. Обычно 3-4 дня почта идет, а уже неделя прошла. Сканы фото выложу.
Ку-ку Кузе приготовиться к вылету на Марс