Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Иоанн Готский
Добрый всем день и поздравляю всех с праздником Пасхи! К этому дню решил выложить «Житие преподобного Иоанна Готского», святого, единственного в своем роде. Житие сохранилось в нескольких вариантах и является ценным историческим источником. Текст дан по синаксарю монастыря Филофея.

Сей преподобный отец наш Иоанн(1) был епископом Готфии при царях Константине и Льве(2), происходя из земли Тавроскифов(3), что за Понтом(4), которая подчинена стране Готфов, из торжища, наименованного торжищем Парфенитов(5), урожденный сын Льва и Фотины.
А отец этого самого Льва происходил из так называемого Воона(6), который расположен возле Полемония(7) Понтийского(8), и в феме(9) Армениаков(10) был кондофором(11).
Этот преподобный Иоанн, посвященный с детства подобно Иеремии и Самуилу, всецело был предан Богу. Ибо Фотина, мать преподобного, зачала его только после того, как в молитве к Богу ради дарования ей плода, дала обет привести его на служение Господу.
Родившись же и возросши, он придерживался подвижнического образа жизни(12) почти с пеленок, подвизаясь словом и делом во всяческих добродетелях.
При царе же Константине тогдашний епископ Готфии, призванный к созванному тогда собору против святых икон(13), и подписавший соборные постановления, был поставлен царем в митрополиты Ираклии Фракийской(14).
Поэтому православные люди Готфии, чтобы не приобщаться к нововведениям беззаконного собора, но обретаясь без пастыря, предложили этого самого преподобного Иоанна для выбора на должность пастыря.
Он же, прежде этого отправившись в Святой град(15) и обойдя всякое святое место и все стези Божьи, вернулся обратно по истечении там третьего года.
Тогда только жители Готфии послали его в Иверию, к кафолическому престолу(16). И там, рукоположенный во епископы, он сохранил невредимыми догматы всеобщей церкви и правую веру.
По этому поводу он писал через Лонгина, дьякона своего, патриарху Иерусалимскому(17), чтобы созвать собор и послать ему определение веры. Тот так и сделал: он послал упомянутому преподобному показательные свидетельства о святых иконах, честных мощах и посредничестве святых, подобрав их из Ветхого и Нового Заветов и из всех избранных трудов отцов церкви.
После кончины царей Константина и Льва, когда царствовали Ирина и ее сын(18), он, Иоанн, послал этот самый сборник Павлу(19), тогдашнему святейшему патриарху, и, получив разрешение от августы(20) Ирины, прибыл в царствующий град(21), и вполне откровенно побеседовав со всеми о почитании святых икон в святой всеобщей церкви, снова возвратился восвояси.
Предчувствуя свою кончину, Павел, святейший патриарх, имея целью то же, что и преподобный Иоанн, сошел с патриаршего престола, сделался монахом в монастыре Святой Богородицы Флора(22) и клятвенно обязал августу отменить заблуждение(23).
Тарасий(24) же, протоасикрит(25), будучи добродетельным и благоговейным, выбранный по кончине блаженного патриарха Павла и им самим одобренный, не пожелал принять на себя бремя и стать патриархом до тех пор, пока цари(26) не пообещали ему созвать собор, о котором прежде говорили.
И когда получены были грамоты от четырех престолов(27), и прибыли богобоязненные мужи от лица патриархов, тогда сошлись отовсюду епископы. А блаженный Тарасий уже был рукоположен(28).
В первый раз(29) заседали в храме Святых Апостолов(30). И когда они возглашали догматы православия, толпа схолариев(31), войдя с кинжалами и дубинками, распустила этот собор, оскорбив этим царское величие(32). Поэтому были изгнаны они вместе с женами и детьми, около шести тысяч, а с ними и некоторые из еретиков-епископов. В ближайшее же время(33) остальные епископы и представители апостолического престола(34), сойдясь в Никее(35), изложили и утвердили определение православия.
А преподобный этот епископ Иоанн после этого своим собственным народом был выдан старшинам хазар за то, что он вместе с самим владетелем Готфии, его старшинами и всем народом участвовал в восстании. Чтобы их страна не была подвластна упомянутым хазарам.
Ибо каган36, отправив войско, захватил их крепость по имени Дорос(37), расположив в ней гарнизон(38), который изгнал затем упомянутый преподобный епископ со своим народом(39) и силой овладел клисурами(40).
Затем, видя, что архиерей выдан одним селением, они, его народ, старшины и владетель, перебежали к кагану, который пощадил владетеля Готфии, семнадцать же рабов каган казнил невиновными.
Преподобный же, заключенный под стражу(41), сбежав, сумел переправиться в Амастриду(42) – христолюбивый город. И обретаясь там, на четвертом году, услышав о кончине кагана(43), рек: «И я, братие, через сорок дней отхожу судиться с моим преследователем перед лицом Судии и Бога!».
И действительно, на сороковой день, уча слову Божию и внушая всем служащее ко спасению души, он предал дух свой в руки Бога, и тут же случился в гавани корабль его по его предсказанию.
Положив его во гроб, Георгий(44), святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его, Иоанна, до судна со свечами и фимиамом. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апостолов, в Парфенитах, и там был погребен. Произошло и некое чудо в особенной скорости его переправы. Ибо упокоился он двадцать шестого числа июня месяца, и отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел ко всенощной в монастырь Святых Апостолов.
Этот монастырь преподобный снабдил всякого рода благоустроенными зданиями, священной утварью и разнообразными книгами, и населил его множеством преподобных монахов.

ЧУДЕСА СВЯТОГО ИОАННА

Сей преподобный муж, украшенный за веру и дела многими благодатями, вещая, приоткрывал отдаленное и будущее по вдохновению от Бога.
1. Ибо Лонгин, ученик его, возвращаясь из Святого града Иерусалима, схваченный и распятый на кресте сарацинами(45), призвал на помощь молитву преподобного. Святой отец явился ему зрительно, и сразу же протонотарий(46) эмира, дав пятьсот милиарисиев(47), низвел его с креста и отпустил.
2. Затем Лонгин, схваченный снова другими, обратившись к святому и попросив об избавлении, достиг того, что оковы пали с ног его, и через это он спасся.
3. И когда его ученики были в заточении, в котором и он был охраняем хазарами, после того, как он сам бежал в Романию(48), были схвачены и предстали перед каганом; подлежали казни по его, кагана, суждению, но по молитве преподобного были отпущены на свободу целыми и невредимыми. Так как каган сказал, что они не имеют вины. Тем временем, в этот самый час, когда они стояли перед каганом, преподобный в Амастриде, закончив утренний канон(49) и вне церкви воздев руки, был в молении до третьего часа. Таким образом, что казалось, будто он на один локоть висит над землей. И когда его спросил один из находящихся поблизости, чего ради он так затягивает молитву, он ответил, что в тот самый час, дитя мое, наши братья стояли перед каганом, но благой и милостивый Бог исторг их от смерти.
4. Некий монах, по имени Василий, ученик преподобного, охвачен был желанием покинуть святого и удалиться. Но он не осмеливался объявить свое намерение, чтобы быть отпущенным. В торжище Курасаитов(50) преподобный почивал в церкви, внутри которой было много надгробий. И, вставая по ночам и молясь, он разговаривал с мертвыми как с живыми. Так что один из учеников преподобного слышал, как мертвые отвечали голосом и собеседовали с праведником. Затем, помолясь следующей ночью, преподобный сказал лежащим мертвецам: «До каких пор, братья, будете лежать и не говорить? Вот, Василий, ученик мой, мертв, а говорит!» Тогда бодрствующий Василий, услышав это, понял, что его намерение открыто богоносному отцу, и пав к его ногам, поведал обо всем, что было у него на сердце, и испросил этим прощение.
5. Когда преподобный сидел в темнице Фулл, владетель этих самых Фулл, придя, положил к его ногам свое дитя, покрытое от головы до ног ранами, так что казалось, не было на нем человеческого облика. Когда же Иоанн, осенив его крестным знамением и окрестив, принял в свои объятия, то дитя тотчас очистилось от ран.
6. Некто другой, несправедливо порицавший преподобного, как если бы тот являлся причиной того, что крепость Готфии была передана кагану, и некоторые погибли несправедливо, среди упреков занес свою ногу в стремя, чтобы сесть верхом на коня, внезапно упал ничком и испустил дух.
7. Два каких-то человека, враждовавших друг с другом из-за вина, бывшего в пифосе(51), и не примирившихся даже при посредничестве святого, обнаружили оспариваемое вино застывшим в пифосе; вернувшись домой и разрубив его подобно сыру, вывалили из пифоса.
И многие другие чудеса содеял преподобный. И жители той страны, повествуя о них всем во всеуслышание, приводят внимающих к сокрушению сердца и обращению к Богу.
Посему, отче святый и боговдохновенный, прославленный глашатай православной веры и страж божественных и священных догматов, помяни и нас, недостойных и грешников! И хоть мы далеко отстали от твоего благочестия в божественном и пламенном рвении, но ты подкрепи нас своим заступничеством, чтобы избавились мы от вредного общения с разрушителями святыни и нечистыми еретиками и сподобились с тобою вечной жизни! Ибо благословенно и прославляется всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь.



ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иоанн (ок.720-792), епископ Готский (Готфский, 756-792) .Готская епархия – православный церковный округ, существовавший уже в V веке в юго-западной Таврике. Епископат Готии в VI- VIII веках был в непосредственном подчинении у патриархов Константинополя, поэтому термин «епископ» в данном случае имеет реальное значение «архиепископ».
2 …при царях Константине и Льве – здесь можно предполагать любого из Львов Исаврийской династии: Лев III Исавр (717-741), Лев IV Хазарин (775-780). Константинов тоже два: Константин V Копроним (741-775) и Константин VI (780-797). Скорее всего, речь идет о событиях 741-780 гг.
3 …из земли Тавроскифов – архаичное наименование юго-западной Таврики, встречающееся в византийских источниках.
4 … что за Понтом – этот оборот можно рассматривать как косвенное свидетельство о месте составления текста жития, ибо для составителя «земля Тавроскифов» - заморская страна. Вероятно, этот вариант жития был записан в Константинополе.
5 Торжище Парфенитов – ныне Партенит, курортный поселок в 12 км от Алушты в сторону Ялты, на берегу моря у горы Аю-Даг. Название самого торжища встречается впервые именно в житии Иоанна Готского.
6 Воона - античное поселение, ныне Вона, бухта и селение у мыса Чам близ города Орду в Анатолии (Турция).
7 Полемоний - старый понтийский город, ныне местечко Поламона близ селения Лялели, ил Орду, Турция. Полемоний был основан понтийским царем Полемоном и назван в его честь.
8 Понтийский - Понт - административная провинция, учрежденная римлянами в 64 г. до н. э. В 300 г. эта провинция стала называться Понт Полемона, в 400 г. вошла в состав диоцеза Понтика; и охватывала территорию современных илов Гюмюш-хане, Гиресун, Орду и Самсун на востоке Турции.
9 Фема - византийский военный округ, то есть территориальная единица, на которой базировалось отдельное воинское подразделение, соответствующее римскому легиону.
10 Армениаки - прежде «армянское войско» Восточной Римской империи, шесть армий по 7500 (всего 45 000) воинов, выведенных из Малой Армении в 640-е гг. под натиском арабов и размещенных в Каппадокии и Понте.
11 Кондофор - воинское звание и должность в византийской армии.
12 Подвижнический образ жизни – здесь строгое соблюдение постов, ограничений, воздержания, праведности во всем.
13 …собор против святых икон - иконоборческий собор, созванный царем Константином 10 февраля 754 г. в царском дворце Гиерия на азиатской стороне Босфора в связи с кончиной патриарха Анастасия в конце 753 г. На соборе присутствовало 338 епископов, представители трех восточных патриархов (Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского), вел заседания епископ Эфесский Феодосий. Сам император выступал на соборе по догматическим вопросам, а затем подкупом, угрозами и шантажом добился признания основных положений иконоборческой доктрины, провел в патриархи свою креатуру - епископа Силейского Константина (754-766). На последнем заседании собора во Влахернской церкви многие епископы подписались под решениями собора (8-27 августа 754 г.). А 29 августа собор был распущен на форуме Константинополя. Римский папа Стефан II (752-757) отмежевался от решений Константинопольского собора, без энтузиазма были встречены решения этого собора в Александрии, Иерусалиме и Антиохии. Как выясняется из последующего, католикос Иверии не принял нововведений иконоборческого собора и осудил их.
14 Ираклия Фракийская – древний город на берегу Мраморного моря, ныне Мармара-Эриглиси в турецкой части Фракии. Должность митрополита Ираклии Фракийской считалась очень почетной.
15 Святой град - Иерусалим.
16 …в Иверию, к кафолическому престолу – точное место рукоположения Иоанна, к сожалению не указано. Вероятнее всего, рукоположение преподобного Иоанна во епископы Готфии произошло в Мцхете, в храме Двенадцати апостолов при участии католикоса Иверии.
17 Патриарх Иерусалимский – возможно имеется в виду Феодор, предавший иконоборчество анафеме еще до 754 г.
18 …когда царствовали Ирина и ее сын - в 780-790 гг. Трудный период для Византии, особенно во внешнеполитической сфере. Враждебные действия происходили по всему периметру византийских границ: папа Адриан I грозил церковным отлучением, чтобы прихватить владения церкви в Сицилии, болгарский хан Кардам приступил к подрыву византийского господства над славянами в долинах рек Месты, Струмы, Вардара, хазарский каган ввел оккупационные войска в Таврику, отложился от Византии правитель Абхазии Лев II, арабы совершали опустошительные набеги на восточные провинции. Ирина (в 780-797 гг. была соправительницей Константина VI, в 797-802 гг. царствовала самостоятельно), хазарская принцесса Чичак, выданная в 732 г. замуж за сына Льва Исавра Константина V, мать Льва IV Хазарина, регентша при малолетнем Константине VI.
19 Павел, патриарх - возглавлял церковь в 780-784 гг.
20 Августа - официальный титул византийской императрицы, нередко присваивался ей после рождения наследника престола.
21 Царствующий град – Константинополь. Время этого события трудно определить точно, скорее всего, Иоанн приехал в Константинополь еще при патриархе Павле, который симпатизировал иконопочитателям.
22 Монастырь Святой Богородицы Флора - знаменитый монастырь в Константинополе.
23 Заблуждение – то есть иконоборчество.
24 Тарасий - патриарх Константинополя в 784-806 гг.
25 Протоасикрит - главный писец, главный секретарь, начальник канцелярии императора (императрицы).
26 Цари - для византийца не было ничего удивительного в наличии одновременно двух и более царей. По византийским обычаям, царь мог при жизни разделить власть с сыном (сыновьями), зятем, племянником или с собственной женой.
27 …четырех престолов - т. е. от патриархов Антиохийского, Иерусалимского, Александрийского и папы Римского.
28 ...уже был рукоположен - VII Вселенский собор состоялся в 786-787 гг., Тарасий же был избран всенародно в конце 784 г. и рукоположен 25 декабря 784 г. Он вел подготовку вселенского собора полтора года, вступив в переписку и переговоры с восточными патриархами и папой Римским.
29 …в первый раз — первое заседание собора состоялось 31 июля 786 г. в Константинополе.
30 Храм Святых Апостолов - традиционное место захоронения императоров и патриархов.
31 ...толпа схолариев - по приказу Константина солдаты столичной гвардии ворвались в церковь с обнаженными мечами и под воодушевленные веселые выкрики части собравшихся епископов разогнали собрание.
32 …оскорбив этим царское величие - выходка гвардейцев Константина являлась грубым сопротивлением воле царицы Ирины. Однако эта неудача не поколебала ее решимости довести дело до конца.
33 ...в ближайшее время - через десять месяцев. После роспуска собора в Константинополе Ирина отослала иконоборчески настроенные войска в поход на арабов в Анатолию, заменив их фракийскими частями, сочувствовавшими иконопочитателям, которым она и доверила охрану столицы. В мае 787 г. были разосланы новые приглашения на собор, который намечали провести в Никее.
34 Представители апостолического престола – то есть папские легаты.
35 …сойдясь в Никее – VII Вселенский собор продолжил свою работу в Никее. Заседания происходили с 24 сентября по 13 октября 787 г., вел заседания сам патриарх Тарасий в присутствии папского легата и двух уполномоченных от имени трех патриархов. На соборе присутствовало 350 епископов и значительное количество монахов. Иоанн Готский на соборе не был в связи с событиями в Готии, от имени преподобного соборные постановления подписал его уполномоченный, монах Кирилл.
36 Каган - титул степного императора, священного верховного правителя кочевых империй с середины VI в. Хазарский каган был сюзереном князей многих народов, в том числе и готского.
37 Крепость по имени Дорос - главная крепость Готии, ныне Мангуп, «пещерный город», расположенный на горе Мангуп в Бахчисарайском районе. В XIV-XV веках крепость называлась Феодоро и являлась столицей одноименного православного княжества. Здесь же находилась и кафедра митрополита Готского.
38 ...гарнизон – то есть вооруженную стражу. Действия кагана укладываются в привычную схему. Он имел обыкновение при появлении некой угрозы размещать в приграничных крепостях воинские контингенты, регулярно сменяемые.
39 ...со своим народом – то есть сторонниками готской автономии или полной независимости от хазар.
40 Клисуры – укрепления.
41…заключенный под стражу – как следует из описания чудес, преподобный содержался под стражей в темнице Фулл. Местонахождение этого города неизвестно, хотя он многократно упоминается в письменных источниках и даже, вплоть до XIV века, был центром епархии. Предположений на эту тему имеется много (Чуфут-кале, Эски-кермен, Тепе-кермен, Тепсень…), но ни одно не доказано.
42 Амастрида - богатый приморский торговый город в Пафлагонии, сейчас небольшое селение Амасра в Турции.
43 …кончина кагана - точная дата и имя этого кагана неизвестны. Исследователи датируют это событие 791-797 гг.
44 Георгий - епископ Амастриды (790-803). Принято считать, что смерть Иоанна пришлась на 792 г., ибо после этого года Георгий подолгу проживал в Константинополе, хотя он мог наезжать в Амастриду и после 792 г. для исполнения своих служебных обязанностей.
45 Сарацины – мусульмане.
46 Протонотарий – начальник канцелярии.
47 Милиарисий – серебряная монета.
48 Романия – то есть Византия (восточная Римская империя).
49 Утренний канон – утренняя служба в церкви.
50 Торжище Курасаитов – местонахождение неизвестно.
51 Пифос – огромный глиняный кувшин объемом в несколько сот литров, часто закопанный в землю. Используется для хранения вина, воды, сыпучих пищевых продуктов.
Икона Иоанна Готского.
Рисунок
501.jpg (108.58 КБ)
Мемориал Иоанна Готского в Партените. На заднем плане – павильон над руинами базилики Святых Апостолов, главного храма упомянутого в житии монастыря Святых Апостолов. В X веке храм сгорел, а в1427 году восстановлен по распоряжению митрополита Готского Дамиана. В 1475 году храм разрушили турки.
Рисунок
502.jpg (220.72 КБ)
Рисунок
503.jpg (184.8 КБ)
Внутри павильона.
Рисунок
504.jpg (139.62 КБ)
Предполагаемая гробница Иоанна Готского, обнаруженная при раскопках столетие назад. Она была аккуратно накрыта каменной плитой, но оказалась пустой. Куда подевались мощи – неизвестно.
Рисунок
505.jpg (190.74 КБ)
Таким храм был когда-то…
Рисунок
506.jpg (69.18 КБ)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат
https://allorto.ru/category/khodunki-dlya-invalidov/
https://allorto.ru/category/bandazhi-dorodovye/ocfilter/trives/