Добрый всем день и поздравляю всех с праздником Пасхи! К этому дню решил выложить «Житие преподобного Иоанна Готского», святого, единственного в своем роде. Житие сохранилось в нескольких вариантах и является ценным историческим источником. Текст дан по синаксарю монастыря Филофея.
Сей преподобный отец наш Иоанн(1) был епископом Готфии при царях Константине и Льве(2), происходя из земли Тавроскифов(3), что за Понтом(4), которая подчинена стране Готфов, из торжища, наименованного торжищем Парфенитов(5), урожденный сын Льва и Фотины.
А отец этого самого Льва происходил из так называемого Воона(6), который расположен возле Полемония(7) Понтийского(8), и в феме(9) Армениаков(10) был кондофором(11).
Этот преподобный Иоанн, посвященный с детства подобно Иеремии и Самуилу, всецело был предан Богу. Ибо Фотина, мать преподобного, зачала его только после того, как в молитве к Богу ради дарования ей плода, дала обет привести его на служение Господу.
Родившись же и возросши, он придерживался подвижнического образа жизни(12) почти с пеленок, подвизаясь словом и делом во всяческих добродетелях.
При царе же Константине тогдашний епископ Готфии, призванный к созванному тогда собору против святых икон(13), и подписавший соборные постановления, был поставлен царем в митрополиты Ираклии Фракийской(14).
Поэтому православные люди Готфии, чтобы не приобщаться к нововведениям беззаконного собора, но обретаясь без пастыря, предложили этого самого преподобного Иоанна для выбора на должность пастыря.
Он же, прежде этого отправившись в Святой град(15) и обойдя всякое святое место и все стези Божьи, вернулся обратно по истечении там третьего года.
Тогда только жители Готфии послали его в Иверию, к кафолическому престолу(16). И там, рукоположенный во епископы, он сохранил невредимыми догматы всеобщей церкви и правую веру.
По этому поводу он писал через Лонгина, дьякона своего, патриарху Иерусалимскому(17), чтобы созвать собор и послать ему определение веры. Тот так и сделал: он послал упомянутому преподобному показательные свидетельства о святых иконах, честных мощах и посредничестве святых, подобрав их из Ветхого и Нового Заветов и из всех избранных трудов отцов церкви.
После кончины царей Константина и Льва, когда царствовали Ирина и ее сын(18), он, Иоанн, послал этот самый сборник Павлу(19), тогдашнему святейшему патриарху, и, получив разрешение от августы(20) Ирины, прибыл в царствующий град(21), и вполне откровенно побеседовав со всеми о почитании святых икон в святой всеобщей церкви, снова возвратился восвояси.
Предчувствуя свою кончину, Павел, святейший патриарх, имея целью то же, что и преподобный Иоанн, сошел с патриаршего престола, сделался монахом в монастыре Святой Богородицы Флора(22) и клятвенно обязал августу отменить заблуждение(23).
Тарасий(24) же, протоасикрит(25), будучи добродетельным и благоговейным, выбранный по кончине блаженного патриарха Павла и им самим одобренный, не пожелал принять на себя бремя и стать патриархом до тех пор, пока цари(26) не пообещали ему созвать собор, о котором прежде говорили.
И когда получены были грамоты от четырех престолов(27), и прибыли богобоязненные мужи от лица патриархов, тогда сошлись отовсюду епископы. А блаженный Тарасий уже был рукоположен(28).
В первый раз(29) заседали в храме Святых Апостолов(30). И когда они возглашали догматы православия, толпа схолариев(31), войдя с кинжалами и дубинками, распустила этот собор, оскорбив этим царское величие(32). Поэтому были изгнаны они вместе с женами и детьми, около шести тысяч, а с ними и некоторые из еретиков-епископов. В ближайшее же время(33) остальные епископы и представители апостолического престола(34), сойдясь в Никее(35), изложили и утвердили определение православия.
А преподобный этот епископ Иоанн после этого своим собственным народом был выдан старшинам хазар за то, что он вместе с самим владетелем Готфии, его старшинами и всем народом участвовал в восстании. Чтобы их страна не была подвластна упомянутым хазарам.
Ибо каган36, отправив войско, захватил их крепость по имени Дорос(37), расположив в ней гарнизон(38), который изгнал затем упомянутый преподобный епископ со своим народом(39) и силой овладел клисурами(40).
Затем, видя, что архиерей выдан одним селением, они, его народ, старшины и владетель, перебежали к кагану, который пощадил владетеля Готфии, семнадцать же рабов каган казнил невиновными.
Преподобный же, заключенный под стражу(41), сбежав, сумел переправиться в Амастриду(42) – христолюбивый город. И обретаясь там, на четвертом году, услышав о кончине кагана(43), рек: «И я, братие, через сорок дней отхожу судиться с моим преследователем перед лицом Судии и Бога!».
И действительно, на сороковой день, уча слову Божию и внушая всем служащее ко спасению души, он предал дух свой в руки Бога, и тут же случился в гавани корабль его по его предсказанию.
Положив его во гроб, Георгий(44), святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его, Иоанна, до судна со свечами и фимиамом. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апостолов, в Парфенитах, и там был погребен. Произошло и некое чудо в особенной скорости его переправы. Ибо упокоился он двадцать шестого числа июня месяца, и отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел ко всенощной в монастырь Святых Апостолов.
Этот монастырь преподобный снабдил всякого рода благоустроенными зданиями, священной утварью и разнообразными книгами, и населил его множеством преподобных монахов.
ЧУДЕСА СВЯТОГО ИОАННА
Сей преподобный муж, украшенный за веру и дела многими благодатями, вещая, приоткрывал отдаленное и будущее по вдохновению от Бога.
1. Ибо Лонгин, ученик его, возвращаясь из Святого града Иерусалима, схваченный и распятый на кресте сарацинами(45), призвал на помощь молитву преподобного. Святой отец явился ему зрительно, и сразу же протонотарий(46) эмира, дав пятьсот милиарисиев(47), низвел его с креста и отпустил.
2. Затем Лонгин, схваченный снова другими, обратившись к святому и попросив об избавлении, достиг того, что оковы пали с ног его, и через это он спасся.
3. И когда его ученики были в заточении, в котором и он был охраняем хазарами, после того, как он сам бежал в Романию(48), были схвачены и предстали перед каганом; подлежали казни по его, кагана, суждению, но по молитве преподобного были отпущены на свободу целыми и невредимыми. Так как каган сказал, что они не имеют вины. Тем временем, в этот самый час, когда они стояли перед каганом, преподобный в Амастриде, закончив утренний канон(49) и вне церкви воздев руки, был в молении до третьего часа. Таким образом, что казалось, будто он на один локоть висит над землей. И когда его спросил один из находящихся поблизости, чего ради он так затягивает молитву, он ответил, что в тот самый час, дитя мое, наши братья стояли перед каганом, но благой и милостивый Бог исторг их от смерти.
4. Некий монах, по имени Василий, ученик преподобного, охвачен был желанием покинуть святого и удалиться. Но он не осмеливался объявить свое намерение, чтобы быть отпущенным. В торжище Курасаитов(50) преподобный почивал в церкви, внутри которой было много надгробий. И, вставая по ночам и молясь, он разговаривал с мертвыми как с живыми. Так что один из учеников преподобного слышал, как мертвые отвечали голосом и собеседовали с праведником. Затем, помолясь следующей ночью, преподобный сказал лежащим мертвецам: «До каких пор, братья, будете лежать и не говорить? Вот, Василий, ученик мой, мертв, а говорит!» Тогда бодрствующий Василий, услышав это, понял, что его намерение открыто богоносному отцу, и пав к его ногам, поведал обо всем, что было у него на сердце, и испросил этим прощение.
5. Когда преподобный сидел в темнице Фулл, владетель этих самых Фулл, придя, положил к его ногам свое дитя, покрытое от головы до ног ранами, так что казалось, не было на нем человеческого облика. Когда же Иоанн, осенив его крестным знамением и окрестив, принял в свои объятия, то дитя тотчас очистилось от ран.
6. Некто другой, несправедливо порицавший преподобного, как если бы тот являлся причиной того, что крепость Готфии была передана кагану, и некоторые погибли несправедливо, среди упреков занес свою ногу в стремя, чтобы сесть верхом на коня, внезапно упал ничком и испустил дух.
7. Два каких-то человека, враждовавших друг с другом из-за вина, бывшего в пифосе(51), и не примирившихся даже при посредничестве святого, обнаружили оспариваемое вино застывшим в пифосе; вернувшись домой и разрубив его подобно сыру, вывалили из пифоса.
И многие другие чудеса содеял преподобный. И жители той страны, повествуя о них всем во всеуслышание, приводят внимающих к сокрушению сердца и обращению к Богу.
Посему, отче святый и боговдохновенный, прославленный глашатай православной веры и страж божественных и священных догматов, помяни и нас, недостойных и грешников! И хоть мы далеко отстали от твоего благочестия в божественном и пламенном рвении, но ты подкрепи нас своим заступничеством, чтобы избавились мы от вредного общения с разрушителями святыни и нечистыми еретиками и сподобились с тобою вечной жизни! Ибо благословенно и прославляется всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Иоанн (ок.720-792), епископ Готский (Готфский, 756-792) .Готская епархия – православный церковный округ, существовавший уже в V веке в юго-западной Таврике. Епископат Готии в VI- VIII веках был в непосредственном подчинении у патриархов Константинополя, поэтому термин «епископ» в данном случае имеет реальное значение «архиепископ».
2 …при царях Константине и Льве – здесь можно предполагать любого из Львов Исаврийской династии: Лев III Исавр (717-741), Лев IV Хазарин (775-780). Константинов тоже два: Константин V Копроним (741-775) и Константин VI (780-797). Скорее всего, речь идет о событиях 741-780 гг.
3 …из земли Тавроскифов – архаичное наименование юго-западной Таврики, встречающееся в византийских источниках.
4 … что за Понтом – этот оборот можно рассматривать как косвенное свидетельство о месте составления текста жития, ибо для составителя «земля Тавроскифов» - заморская страна. Вероятно, этот вариант жития был записан в Константинополе.
5 Торжище Парфенитов – ныне Партенит, курортный поселок в 12 км от Алушты в сторону Ялты, на берегу моря у горы Аю-Даг. Название самого торжища встречается впервые именно в житии Иоанна Готского.
6 Воона - античное поселение, ныне Вона, бухта и селение у мыса Чам близ города Орду в Анатолии (Турция).
7 Полемоний - старый понтийский город, ныне местечко Поламона близ селения Лялели, ил Орду, Турция. Полемоний был основан понтийским царем Полемоном и назван в его честь.
8 Понтийский - Понт - административная провинция, учрежденная римлянами в 64 г. до н. э. В 300 г. эта провинция стала называться Понт Полемона, в 400 г. вошла в состав диоцеза Понтика; и охватывала территорию современных илов Гюмюш-хане, Гиресун, Орду и Самсун на востоке Турции.
9 Фема - византийский военный округ, то есть территориальная единица, на которой базировалось отдельное воинское подразделение, соответствующее римскому легиону.
10 Армениаки - прежде «армянское войско» Восточной Римской империи, шесть армий по 7500 (всего 45 000) воинов, выведенных из Малой Армении в 640-е гг. под натиском арабов и размещенных в Каппадокии и Понте.
11 Кондофор - воинское звание и должность в византийской армии.
12 Подвижнический образ жизни – здесь строгое соблюдение постов, ограничений, воздержания, праведности во всем.
13 …собор против святых икон - иконоборческий собор, созванный царем Константином 10 февраля 754 г. в царском дворце Гиерия на азиатской стороне Босфора в связи с кончиной патриарха Анастасия в конце 753 г. На соборе присутствовало 338 епископов, представители трех восточных патриархов (Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского), вел заседания епископ Эфесский Феодосий. Сам император выступал на соборе по догматическим вопросам, а затем подкупом, угрозами и шантажом добился признания основных положений иконоборческой доктрины, провел в патриархи свою креатуру - епископа Силейского Константина (754-766). На последнем заседании собора во Влахернской церкви многие епископы подписались под решениями собора (8-27 августа 754 г.). А 29 августа собор был распущен на форуме Константинополя. Римский папа Стефан II (752-757) отмежевался от решений Константинопольского собора, без энтузиазма были встречены решения этого собора в Александрии, Иерусалиме и Антиохии. Как выясняется из последующего, католикос Иверии не принял нововведений иконоборческого собора и осудил их.
14 Ираклия Фракийская – древний город на берегу Мраморного моря, ныне Мармара-Эриглиси в турецкой части Фракии. Должность митрополита Ираклии Фракийской считалась очень почетной.
15 Святой град - Иерусалим.
16 …в Иверию, к кафолическому престолу – точное место рукоположения Иоанна, к сожалению не указано. Вероятнее всего, рукоположение преподобного Иоанна во епископы Готфии произошло в Мцхете, в храме Двенадцати апостолов при участии католикоса Иверии.
17 Патриарх Иерусалимский – возможно имеется в виду Феодор, предавший иконоборчество анафеме еще до 754 г.
18 …когда царствовали Ирина и ее сын - в 780-790 гг. Трудный период для Византии, особенно во внешнеполитической сфере. Враждебные действия происходили по всему периметру византийских границ: папа Адриан I грозил церковным отлучением, чтобы прихватить владения церкви в Сицилии, болгарский хан Кардам приступил к подрыву византийского господства над славянами в долинах рек Месты, Струмы, Вардара, хазарский каган ввел оккупационные войска в Таврику, отложился от Византии правитель Абхазии Лев II, арабы совершали опустошительные набеги на восточные провинции. Ирина (в 780-797 гг. была соправительницей Константина VI, в 797-802 гг. царствовала самостоятельно), хазарская принцесса Чичак, выданная в 732 г. замуж за сына Льва Исавра Константина V, мать Льва IV Хазарина, регентша при малолетнем Константине VI.
19 Павел, патриарх - возглавлял церковь в 780-784 гг.
20 Августа - официальный титул византийской императрицы, нередко присваивался ей после рождения наследника престола.
21 Царствующий град – Константинополь. Время этого события трудно определить точно, скорее всего, Иоанн приехал в Константинополь еще при патриархе Павле, который симпатизировал иконопочитателям.
22 Монастырь Святой Богородицы Флора - знаменитый монастырь в Константинополе.
23 Заблуждение – то есть иконоборчество.
24 Тарасий - патриарх Константинополя в 784-806 гг.
25 Протоасикрит - главный писец, главный секретарь, начальник канцелярии императора (императрицы).
26 Цари - для византийца не было ничего удивительного в наличии одновременно двух и более царей. По византийским обычаям, царь мог при жизни разделить власть с сыном (сыновьями), зятем, племянником или с собственной женой.
27 …четырех престолов - т. е. от патриархов Антиохийского, Иерусалимского, Александрийского и папы Римского.
28 ...уже был рукоположен - VII Вселенский собор состоялся в 786-787 гг., Тарасий же был избран всенародно в конце 784 г. и рукоположен 25 декабря 784 г. Он вел подготовку вселенского собора полтора года, вступив в переписку и переговоры с восточными патриархами и папой Римским.
29 …в первый раз — первое заседание собора состоялось 31 июля 786 г. в Константинополе.
30 Храм Святых Апостолов - традиционное место захоронения императоров и патриархов.
31 ...толпа схолариев - по приказу Константина солдаты столичной гвардии ворвались в церковь с обнаженными мечами и под воодушевленные веселые выкрики части собравшихся епископов разогнали собрание.
32 …оскорбив этим царское величие - выходка гвардейцев Константина являлась грубым сопротивлением воле царицы Ирины. Однако эта неудача не поколебала ее решимости довести дело до конца.
33 ...в ближайшее время - через десять месяцев. После роспуска собора в Константинополе Ирина отослала иконоборчески настроенные войска в поход на арабов в Анатолию, заменив их фракийскими частями, сочувствовавшими иконопочитателям, которым она и доверила охрану столицы. В мае 787 г. были разосланы новые приглашения на собор, который намечали провести в Никее.
34 Представители апостолического престола – то есть папские легаты.
35 …сойдясь в Никее – VII Вселенский собор продолжил свою работу в Никее. Заседания происходили с 24 сентября по 13 октября 787 г., вел заседания сам патриарх Тарасий в присутствии папского легата и двух уполномоченных от имени трех патриархов. На соборе присутствовало 350 епископов и значительное количество монахов. Иоанн Готский на соборе не был в связи с событиями в Готии, от имени преподобного соборные постановления подписал его уполномоченный, монах Кирилл.
36 Каган - титул степного императора, священного верховного правителя кочевых империй с середины VI в. Хазарский каган был сюзереном князей многих народов, в том числе и готского.
37 Крепость по имени Дорос - главная крепость Готии, ныне Мангуп, «пещерный город», расположенный на горе Мангуп в Бахчисарайском районе. В XIV-XV веках крепость называлась Феодоро и являлась столицей одноименного православного княжества. Здесь же находилась и кафедра митрополита Готского.
38 ...гарнизон – то есть вооруженную стражу. Действия кагана укладываются в привычную схему. Он имел обыкновение при появлении некой угрозы размещать в приграничных крепостях воинские контингенты, регулярно сменяемые.
39 ...со своим народом – то есть сторонниками готской автономии или полной независимости от хазар.
40 Клисуры – укрепления.
41…заключенный под стражу – как следует из описания чудес, преподобный содержался под стражей в темнице Фулл. Местонахождение этого города неизвестно, хотя он многократно упоминается в письменных источниках и даже, вплоть до XIV века, был центром епархии. Предположений на эту тему имеется много (Чуфут-кале, Эски-кермен, Тепе-кермен, Тепсень…), но ни одно не доказано.
42 Амастрида - богатый приморский торговый город в Пафлагонии, сейчас небольшое селение Амасра в Турции.
43 …кончина кагана - точная дата и имя этого кагана неизвестны. Исследователи датируют это событие 791-797 гг.
44 Георгий - епископ Амастриды (790-803). Принято считать, что смерть Иоанна пришлась на 792 г., ибо после этого года Георгий подолгу проживал в Константинополе, хотя он мог наезжать в Амастриду и после 792 г. для исполнения своих служебных обязанностей.
45 Сарацины – мусульмане.
46 Протонотарий – начальник канцелярии.
47 Милиарисий – серебряная монета.
48 Романия – то есть Византия (восточная Римская империя).
49 Утренний канон – утренняя служба в церкви.
50 Торжище Курасаитов – местонахождение неизвестно.
51 Пифос – огромный глиняный кувшин объемом в несколько сот литров, часто закопанный в землю. Используется для хранения вина, воды, сыпучих пищевых продуктов.
Сей преподобный отец наш Иоанн(1) был епископом Готфии при царях Константине и Льве(2), происходя из земли Тавроскифов(3), что за Понтом(4), которая подчинена стране Готфов, из торжища, наименованного торжищем Парфенитов(5), урожденный сын Льва и Фотины.
А отец этого самого Льва происходил из так называемого Воона(6), который расположен возле Полемония(7) Понтийского(8), и в феме(9) Армениаков(10) был кондофором(11).
Этот преподобный Иоанн, посвященный с детства подобно Иеремии и Самуилу, всецело был предан Богу. Ибо Фотина, мать преподобного, зачала его только после того, как в молитве к Богу ради дарования ей плода, дала обет привести его на служение Господу.
Родившись же и возросши, он придерживался подвижнического образа жизни(12) почти с пеленок, подвизаясь словом и делом во всяческих добродетелях.
При царе же Константине тогдашний епископ Готфии, призванный к созванному тогда собору против святых икон(13), и подписавший соборные постановления, был поставлен царем в митрополиты Ираклии Фракийской(14).
Поэтому православные люди Готфии, чтобы не приобщаться к нововведениям беззаконного собора, но обретаясь без пастыря, предложили этого самого преподобного Иоанна для выбора на должность пастыря.
Он же, прежде этого отправившись в Святой град(15) и обойдя всякое святое место и все стези Божьи, вернулся обратно по истечении там третьего года.
Тогда только жители Готфии послали его в Иверию, к кафолическому престолу(16). И там, рукоположенный во епископы, он сохранил невредимыми догматы всеобщей церкви и правую веру.
По этому поводу он писал через Лонгина, дьякона своего, патриарху Иерусалимскому(17), чтобы созвать собор и послать ему определение веры. Тот так и сделал: он послал упомянутому преподобному показательные свидетельства о святых иконах, честных мощах и посредничестве святых, подобрав их из Ветхого и Нового Заветов и из всех избранных трудов отцов церкви.
После кончины царей Константина и Льва, когда царствовали Ирина и ее сын(18), он, Иоанн, послал этот самый сборник Павлу(19), тогдашнему святейшему патриарху, и, получив разрешение от августы(20) Ирины, прибыл в царствующий град(21), и вполне откровенно побеседовав со всеми о почитании святых икон в святой всеобщей церкви, снова возвратился восвояси.
Предчувствуя свою кончину, Павел, святейший патриарх, имея целью то же, что и преподобный Иоанн, сошел с патриаршего престола, сделался монахом в монастыре Святой Богородицы Флора(22) и клятвенно обязал августу отменить заблуждение(23).
Тарасий(24) же, протоасикрит(25), будучи добродетельным и благоговейным, выбранный по кончине блаженного патриарха Павла и им самим одобренный, не пожелал принять на себя бремя и стать патриархом до тех пор, пока цари(26) не пообещали ему созвать собор, о котором прежде говорили.
И когда получены были грамоты от четырех престолов(27), и прибыли богобоязненные мужи от лица патриархов, тогда сошлись отовсюду епископы. А блаженный Тарасий уже был рукоположен(28).
В первый раз(29) заседали в храме Святых Апостолов(30). И когда они возглашали догматы православия, толпа схолариев(31), войдя с кинжалами и дубинками, распустила этот собор, оскорбив этим царское величие(32). Поэтому были изгнаны они вместе с женами и детьми, около шести тысяч, а с ними и некоторые из еретиков-епископов. В ближайшее же время(33) остальные епископы и представители апостолического престола(34), сойдясь в Никее(35), изложили и утвердили определение православия.
А преподобный этот епископ Иоанн после этого своим собственным народом был выдан старшинам хазар за то, что он вместе с самим владетелем Готфии, его старшинами и всем народом участвовал в восстании. Чтобы их страна не была подвластна упомянутым хазарам.
Ибо каган36, отправив войско, захватил их крепость по имени Дорос(37), расположив в ней гарнизон(38), который изгнал затем упомянутый преподобный епископ со своим народом(39) и силой овладел клисурами(40).
Затем, видя, что архиерей выдан одним селением, они, его народ, старшины и владетель, перебежали к кагану, который пощадил владетеля Готфии, семнадцать же рабов каган казнил невиновными.
Преподобный же, заключенный под стражу(41), сбежав, сумел переправиться в Амастриду(42) – христолюбивый город. И обретаясь там, на четвертом году, услышав о кончине кагана(43), рек: «И я, братие, через сорок дней отхожу судиться с моим преследователем перед лицом Судии и Бога!».
И действительно, на сороковой день, уча слову Божию и внушая всем служащее ко спасению души, он предал дух свой в руки Бога, и тут же случился в гавани корабль его по его предсказанию.
Положив его во гроб, Георгий(44), святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его, Иоанна, до судна со свечами и фимиамом. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апостолов, в Парфенитах, и там был погребен. Произошло и некое чудо в особенной скорости его переправы. Ибо упокоился он двадцать шестого числа июня месяца, и отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел ко всенощной в монастырь Святых Апостолов.
Этот монастырь преподобный снабдил всякого рода благоустроенными зданиями, священной утварью и разнообразными книгами, и населил его множеством преподобных монахов.
ЧУДЕСА СВЯТОГО ИОАННА
Сей преподобный муж, украшенный за веру и дела многими благодатями, вещая, приоткрывал отдаленное и будущее по вдохновению от Бога.
1. Ибо Лонгин, ученик его, возвращаясь из Святого града Иерусалима, схваченный и распятый на кресте сарацинами(45), призвал на помощь молитву преподобного. Святой отец явился ему зрительно, и сразу же протонотарий(46) эмира, дав пятьсот милиарисиев(47), низвел его с креста и отпустил.
2. Затем Лонгин, схваченный снова другими, обратившись к святому и попросив об избавлении, достиг того, что оковы пали с ног его, и через это он спасся.
3. И когда его ученики были в заточении, в котором и он был охраняем хазарами, после того, как он сам бежал в Романию(48), были схвачены и предстали перед каганом; подлежали казни по его, кагана, суждению, но по молитве преподобного были отпущены на свободу целыми и невредимыми. Так как каган сказал, что они не имеют вины. Тем временем, в этот самый час, когда они стояли перед каганом, преподобный в Амастриде, закончив утренний канон(49) и вне церкви воздев руки, был в молении до третьего часа. Таким образом, что казалось, будто он на один локоть висит над землей. И когда его спросил один из находящихся поблизости, чего ради он так затягивает молитву, он ответил, что в тот самый час, дитя мое, наши братья стояли перед каганом, но благой и милостивый Бог исторг их от смерти.
4. Некий монах, по имени Василий, ученик преподобного, охвачен был желанием покинуть святого и удалиться. Но он не осмеливался объявить свое намерение, чтобы быть отпущенным. В торжище Курасаитов(50) преподобный почивал в церкви, внутри которой было много надгробий. И, вставая по ночам и молясь, он разговаривал с мертвыми как с живыми. Так что один из учеников преподобного слышал, как мертвые отвечали голосом и собеседовали с праведником. Затем, помолясь следующей ночью, преподобный сказал лежащим мертвецам: «До каких пор, братья, будете лежать и не говорить? Вот, Василий, ученик мой, мертв, а говорит!» Тогда бодрствующий Василий, услышав это, понял, что его намерение открыто богоносному отцу, и пав к его ногам, поведал обо всем, что было у него на сердце, и испросил этим прощение.
5. Когда преподобный сидел в темнице Фулл, владетель этих самых Фулл, придя, положил к его ногам свое дитя, покрытое от головы до ног ранами, так что казалось, не было на нем человеческого облика. Когда же Иоанн, осенив его крестным знамением и окрестив, принял в свои объятия, то дитя тотчас очистилось от ран.
6. Некто другой, несправедливо порицавший преподобного, как если бы тот являлся причиной того, что крепость Готфии была передана кагану, и некоторые погибли несправедливо, среди упреков занес свою ногу в стремя, чтобы сесть верхом на коня, внезапно упал ничком и испустил дух.
7. Два каких-то человека, враждовавших друг с другом из-за вина, бывшего в пифосе(51), и не примирившихся даже при посредничестве святого, обнаружили оспариваемое вино застывшим в пифосе; вернувшись домой и разрубив его подобно сыру, вывалили из пифоса.
И многие другие чудеса содеял преподобный. И жители той страны, повествуя о них всем во всеуслышание, приводят внимающих к сокрушению сердца и обращению к Богу.
Посему, отче святый и боговдохновенный, прославленный глашатай православной веры и страж божественных и священных догматов, помяни и нас, недостойных и грешников! И хоть мы далеко отстали от твоего благочестия в божественном и пламенном рвении, но ты подкрепи нас своим заступничеством, чтобы избавились мы от вредного общения с разрушителями святыни и нечистыми еретиками и сподобились с тобою вечной жизни! Ибо благословенно и прославляется всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Иоанн (ок.720-792), епископ Готский (Готфский, 756-792) .Готская епархия – православный церковный округ, существовавший уже в V веке в юго-западной Таврике. Епископат Готии в VI- VIII веках был в непосредственном подчинении у патриархов Константинополя, поэтому термин «епископ» в данном случае имеет реальное значение «архиепископ».
2 …при царях Константине и Льве – здесь можно предполагать любого из Львов Исаврийской династии: Лев III Исавр (717-741), Лев IV Хазарин (775-780). Константинов тоже два: Константин V Копроним (741-775) и Константин VI (780-797). Скорее всего, речь идет о событиях 741-780 гг.
3 …из земли Тавроскифов – архаичное наименование юго-западной Таврики, встречающееся в византийских источниках.
4 … что за Понтом – этот оборот можно рассматривать как косвенное свидетельство о месте составления текста жития, ибо для составителя «земля Тавроскифов» - заморская страна. Вероятно, этот вариант жития был записан в Константинополе.
5 Торжище Парфенитов – ныне Партенит, курортный поселок в 12 км от Алушты в сторону Ялты, на берегу моря у горы Аю-Даг. Название самого торжища встречается впервые именно в житии Иоанна Готского.
6 Воона - античное поселение, ныне Вона, бухта и селение у мыса Чам близ города Орду в Анатолии (Турция).
7 Полемоний - старый понтийский город, ныне местечко Поламона близ селения Лялели, ил Орду, Турция. Полемоний был основан понтийским царем Полемоном и назван в его честь.
8 Понтийский - Понт - административная провинция, учрежденная римлянами в 64 г. до н. э. В 300 г. эта провинция стала называться Понт Полемона, в 400 г. вошла в состав диоцеза Понтика; и охватывала территорию современных илов Гюмюш-хане, Гиресун, Орду и Самсун на востоке Турции.
9 Фема - византийский военный округ, то есть территориальная единица, на которой базировалось отдельное воинское подразделение, соответствующее римскому легиону.
10 Армениаки - прежде «армянское войско» Восточной Римской империи, шесть армий по 7500 (всего 45 000) воинов, выведенных из Малой Армении в 640-е гг. под натиском арабов и размещенных в Каппадокии и Понте.
11 Кондофор - воинское звание и должность в византийской армии.
12 Подвижнический образ жизни – здесь строгое соблюдение постов, ограничений, воздержания, праведности во всем.
13 …собор против святых икон - иконоборческий собор, созванный царем Константином 10 февраля 754 г. в царском дворце Гиерия на азиатской стороне Босфора в связи с кончиной патриарха Анастасия в конце 753 г. На соборе присутствовало 338 епископов, представители трех восточных патриархов (Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского), вел заседания епископ Эфесский Феодосий. Сам император выступал на соборе по догматическим вопросам, а затем подкупом, угрозами и шантажом добился признания основных положений иконоборческой доктрины, провел в патриархи свою креатуру - епископа Силейского Константина (754-766). На последнем заседании собора во Влахернской церкви многие епископы подписались под решениями собора (8-27 августа 754 г.). А 29 августа собор был распущен на форуме Константинополя. Римский папа Стефан II (752-757) отмежевался от решений Константинопольского собора, без энтузиазма были встречены решения этого собора в Александрии, Иерусалиме и Антиохии. Как выясняется из последующего, католикос Иверии не принял нововведений иконоборческого собора и осудил их.
14 Ираклия Фракийская – древний город на берегу Мраморного моря, ныне Мармара-Эриглиси в турецкой части Фракии. Должность митрополита Ираклии Фракийской считалась очень почетной.
15 Святой град - Иерусалим.
16 …в Иверию, к кафолическому престолу – точное место рукоположения Иоанна, к сожалению не указано. Вероятнее всего, рукоположение преподобного Иоанна во епископы Готфии произошло в Мцхете, в храме Двенадцати апостолов при участии католикоса Иверии.
17 Патриарх Иерусалимский – возможно имеется в виду Феодор, предавший иконоборчество анафеме еще до 754 г.
18 …когда царствовали Ирина и ее сын - в 780-790 гг. Трудный период для Византии, особенно во внешнеполитической сфере. Враждебные действия происходили по всему периметру византийских границ: папа Адриан I грозил церковным отлучением, чтобы прихватить владения церкви в Сицилии, болгарский хан Кардам приступил к подрыву византийского господства над славянами в долинах рек Месты, Струмы, Вардара, хазарский каган ввел оккупационные войска в Таврику, отложился от Византии правитель Абхазии Лев II, арабы совершали опустошительные набеги на восточные провинции. Ирина (в 780-797 гг. была соправительницей Константина VI, в 797-802 гг. царствовала самостоятельно), хазарская принцесса Чичак, выданная в 732 г. замуж за сына Льва Исавра Константина V, мать Льва IV Хазарина, регентша при малолетнем Константине VI.
19 Павел, патриарх - возглавлял церковь в 780-784 гг.
20 Августа - официальный титул византийской императрицы, нередко присваивался ей после рождения наследника престола.
21 Царствующий град – Константинополь. Время этого события трудно определить точно, скорее всего, Иоанн приехал в Константинополь еще при патриархе Павле, который симпатизировал иконопочитателям.
22 Монастырь Святой Богородицы Флора - знаменитый монастырь в Константинополе.
23 Заблуждение – то есть иконоборчество.
24 Тарасий - патриарх Константинополя в 784-806 гг.
25 Протоасикрит - главный писец, главный секретарь, начальник канцелярии императора (императрицы).
26 Цари - для византийца не было ничего удивительного в наличии одновременно двух и более царей. По византийским обычаям, царь мог при жизни разделить власть с сыном (сыновьями), зятем, племянником или с собственной женой.
27 …четырех престолов - т. е. от патриархов Антиохийского, Иерусалимского, Александрийского и папы Римского.
28 ...уже был рукоположен - VII Вселенский собор состоялся в 786-787 гг., Тарасий же был избран всенародно в конце 784 г. и рукоположен 25 декабря 784 г. Он вел подготовку вселенского собора полтора года, вступив в переписку и переговоры с восточными патриархами и папой Римским.
29 …в первый раз — первое заседание собора состоялось 31 июля 786 г. в Константинополе.
30 Храм Святых Апостолов - традиционное место захоронения императоров и патриархов.
31 ...толпа схолариев - по приказу Константина солдаты столичной гвардии ворвались в церковь с обнаженными мечами и под воодушевленные веселые выкрики части собравшихся епископов разогнали собрание.
32 …оскорбив этим царское величие - выходка гвардейцев Константина являлась грубым сопротивлением воле царицы Ирины. Однако эта неудача не поколебала ее решимости довести дело до конца.
33 ...в ближайшее время - через десять месяцев. После роспуска собора в Константинополе Ирина отослала иконоборчески настроенные войска в поход на арабов в Анатолию, заменив их фракийскими частями, сочувствовавшими иконопочитателям, которым она и доверила охрану столицы. В мае 787 г. были разосланы новые приглашения на собор, который намечали провести в Никее.
34 Представители апостолического престола – то есть папские легаты.
35 …сойдясь в Никее – VII Вселенский собор продолжил свою работу в Никее. Заседания происходили с 24 сентября по 13 октября 787 г., вел заседания сам патриарх Тарасий в присутствии папского легата и двух уполномоченных от имени трех патриархов. На соборе присутствовало 350 епископов и значительное количество монахов. Иоанн Готский на соборе не был в связи с событиями в Готии, от имени преподобного соборные постановления подписал его уполномоченный, монах Кирилл.
36 Каган - титул степного императора, священного верховного правителя кочевых империй с середины VI в. Хазарский каган был сюзереном князей многих народов, в том числе и готского.
37 Крепость по имени Дорос - главная крепость Готии, ныне Мангуп, «пещерный город», расположенный на горе Мангуп в Бахчисарайском районе. В XIV-XV веках крепость называлась Феодоро и являлась столицей одноименного православного княжества. Здесь же находилась и кафедра митрополита Готского.
38 ...гарнизон – то есть вооруженную стражу. Действия кагана укладываются в привычную схему. Он имел обыкновение при появлении некой угрозы размещать в приграничных крепостях воинские контингенты, регулярно сменяемые.
39 ...со своим народом – то есть сторонниками готской автономии или полной независимости от хазар.
40 Клисуры – укрепления.
41…заключенный под стражу – как следует из описания чудес, преподобный содержался под стражей в темнице Фулл. Местонахождение этого города неизвестно, хотя он многократно упоминается в письменных источниках и даже, вплоть до XIV века, был центром епархии. Предположений на эту тему имеется много (Чуфут-кале, Эски-кермен, Тепе-кермен, Тепсень…), но ни одно не доказано.
42 Амастрида - богатый приморский торговый город в Пафлагонии, сейчас небольшое селение Амасра в Турции.
43 …кончина кагана - точная дата и имя этого кагана неизвестны. Исследователи датируют это событие 791-797 гг.
44 Георгий - епископ Амастриды (790-803). Принято считать, что смерть Иоанна пришлась на 792 г., ибо после этого года Георгий подолгу проживал в Константинополе, хотя он мог наезжать в Амастриду и после 792 г. для исполнения своих служебных обязанностей.
45 Сарацины – мусульмане.
46 Протонотарий – начальник канцелярии.
47 Милиарисий – серебряная монета.
48 Романия – то есть Византия (восточная Римская империя).
49 Утренний канон – утренняя служба в церкви.
50 Торжище Курасаитов – местонахождение неизвестно.
51 Пифос – огромный глиняный кувшин объемом в несколько сот литров, часто закопанный в землю. Используется для хранения вина, воды, сыпучих пищевых продуктов.