Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1 2 След.
RSS
Письмо запорожцев турецкому султану
Всем добрый день. Расскажу сегодня об известном письме запорожцев турецкому султану. Сразу скажу, что это не исторический документ, а фольклорное произведение, раньше обычно читавшееся после третьей чарки. Якобы запорожцы написали это письмо в ответ на послание султана, в котором он перечислял свои титулы и приказывал казакам быть паиньками. Как и любой другой фольклор, письмо запорожцев существует в нескольких вариантах, вот один из них, не самый известный:

”Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люципера секретар. Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб’єш. Чорт висирає, а твоє військо пожирає. Не будеш ти, сучий сину, синів християнських під собою мати, твого війська ми не боїмося, землею і водою будемо битися з тобою, распро... твою мать. Вавілонський ти кухар, македонський колесник, єрусалимський броварник, олександрійський козолуп, Великого і Малого Єгипту свинар, вірменська свиня, татарський сагайдак, кам’янецький кат, подолянський злодіюка, всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук, і нашого х... крюк. Свиняча морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою ...! Отак тобі запорожці відказали, плюгавче. Не будеш ти і свиней християнських пасти.
Тепер кінчаємо, бо числа не знаємо, і календаря не маємо, місяць на небі, год у книзі, а день такий у нас, як і у вас, поцілуй за те у сраку нас!„

Авторство этого письма обычно приписывалось Ивану Серко, знаменитому запорожскому кошевому, которого мусульмане прозвали «урус шайтан» (русский черт) и которым пугали детей. Хотя здесь имелись и другие варианты. Что касается султана, то его как только не называли - Махмудом IV, Ахметом III, и даже Османом II. Датировка называлась тоже совершенно разная - 1600, 1619, 1620, 1678, 1702, 1733... Впервые письмо напечатал М. А. Маркевич в пятом томе «Истории Малороссии» изданном в середине позапрошлого века. Естественно, не вышеприведенный вариант, а другой – более цензурный. А когда в 1872 году Н. И. Костомаров поместил письмо запорожцев в журнале «Русская старина», редакцию буквально засыпали другими списками его — теми, что попали к корреспондентам от их предков. Все возмущались. Каждый считал, что именно его вариант правильный, а Костомаров ошибается.

Известность же запорожское письмо получило благодаря И.Е. Репину, который, кстати, отлично понимал фольклорный характер сего произведения, он однажды сказал Стасову: «В Малороссии у каждого паламаря есть список этого апокрифа. И когда соберутся гости у «батюшки», письмо часто читают подгулявшей компании». По окончании войны с турками 1877-78 годов Репин решил написать картину патриотического содержания. И гостивший в подмосковном имении Абрамцево киевский художник Прахов, однокурсник Репина по академии, напомнил приятелю известный с детства обоим сюжет. Тут же, в Абрамцево, Репин набросал первый эскиз. А потом работа растянулась на целых тринадцать лет. Почему – причин много. Главная – стремившийся к реализму художник знать ничего не знал о персонажах своей картины. А потому Репин взялся за серьезные исследования. Весной 1880 года он поехал в Крым, ему казалось, что здесь он услышит далекие отголоски минувших битв. Но надежды оказались напрасны. Первым материалом удалось разжиться в одесском музее. Потом было посещение Хортицы и днепровских порогов. И еще много других мест. Репин несколько раз бросал картину. А в 1887 году принялся ее писать заново, на холсте большего размера. Он отправился на Кубань, где жили потомки запорожских казаков, переселившихся туда в XVIII веке, прожил некоторое время в тамошней станице Пашковской.
Немалую помощь Репину оказал богатейший украинский помещик Тарновский, пустивший художника в свой домашний музей, полный предметов казачьей старины. Репин в знак благодарности изобразил Тарновского в виде запорожца в высокой черной папахе, а его сына – в виде молодого казака в круглой шапке. Репина консультировал историк Яворницкий, который тоже попал на картину в образе писаря. Казак с повязкой на голове – приятель Репина художник Кузнецов. Запорожец в красном жупане – известный московский журналист Гиляровский, он же «дядя Гиляй». А Иван Серко – это киевский генерал-губернатор Драгомиров — герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Репин любил у него перекусить блюдами украинской кухни и вот таким образом отблагодарил за гостеприимство. Да и другие персонажи картины тоже списаны с натуры. Скажем, щербатый одноглазый казак за спиной Серко – это кучер Тарновского Никишка. Казак восточной внешности чуть правее Никишки – случайный знакомый Репина, студент-татарин. Казак с бандурой на коленях и картами под локтем – знакомый Яворницкого Белоновский, отставной поручик. Худой, высокий длинноусый казак, уныло выглядывающий из-за плеча Гиляровского - солист Мариинского театра Стравинский, отец известного композитора. Загорелый усатый казак, радостно отклонившийся от стола, срисован с художника Ционглинского. Беззубый сморщенный дедок с люлькой рядом с Ционглинским был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). Даже у казака, сидящего в центре картины спиной к зрителям тоже имеется натурщик. Это камергер и обер-гофмейстер императорского двора Алексеев. Или вот остриженный в кружок бурсак или семинарист, что справа от Тарновского. Нужную модель Репин встретил в психиатрической больнице св. Николая. Там лечился тогда сын известного юриста профессора Градовского. Художника поразил мефистофельский профиль юноши, который он и перенес на холст.

В целом, у Ильи Ефимовича получился шедевр самого высшего уровня, причем очень реалистичный, несмотря на вымышленный сюжет. Все изображенные на картине предметы — подлинные, взятые из собраний Тарновского и Яворницкого. Картина была сразу же куплена Эрмитажем. Третьяков приобрел для своей галереи второй вариант картины.


Теперь пойдут иллюстрации. Вначале – картина с портретами главных действующих лиц.
Рисунок
image001.jpg (194.75 КБ)
Первый набросок 1878 года и первый живописный эскиз 1880 года (ныне хранится в Третьяковской галерее).
Второй вариант картины, ныне хранится в Харьковском государственном музее.
Качановка – имение Тарновских, что в Черниговской области.
Пользователь добавил изображение
Kachanovka.jpg (65.24 КБ)
Ха, прикольное письмо!
Рисунок
Спасибо за очень интересный рассказ. О письме и о картине слышал и раньше, но с историей создания картины ознакомился впервые.

Интересно, а если бы это было реальное письмо, смогли бы турки его перевести? Это же непереводимо!!!
В работе:

МиГ-23 1/72 от Звезды
В турецком языке "непереводимого восточного фольклора" тоже хватает.
Кстати, обратите внимание на картежника за столом. Он без рубашки не потому, что ее проиграл. Именно в таком виде на Сечи в карты играли. Дабы никто не обвинил игрока, что он прячет туза в рукаве. Однажды карты даже спасли Сечь, подобно тому как Рим гуси. Дело было на Рождество 1675 года. Войско турецких янычар тихонько проникло по льду на Сечь и вырезало часовых. Казаки спали. И только в одном курене веселая компания резалась в карты. Картежники вовремя заметили врагов и открыли бешеную стрельбу, разбудившую остальных. В итоге, ни один турок не уцелел.
Саурон, а можно перевести украинские ругательства из письма на русский?
А то я не понял, что такое броварник и козолуп.
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами."
В. Мучичко
Броварник - пивовар. Около Киева даже есть город Бровары. Козолуп - козявка.
Продолжу рассказ. Вы, вероятно, заметили, что Репин рисовал запорожцев с людей самых различных национальностей (украинцы, русские, поляки, даже татарин). И он тут не погрешил против правды! На Сечи царил полный интернационал, здесь были украинцы, русские, белорусы, болгары, греки, молдаване, румыны, поляки, чехи, евреи, турки, татары, венгры, немцы, французы, даже англичане. Для запорожцев происхождение не играло никакой роли, важным являлось вероисповедание. Иноверцев в своих рядах они не терпели. Но если иноверец принимал православие, его охотно зачисляли в казаки. Причем зачисляли не сразу. Любой новобранец должен был пройти карантин. Нескольких новобранцев отдавали под начало казаку из старослужащих, он их называл «сынами», они его – «батьком». Хотя «батько» мог быть и моложе «сына». Старослужащий обучал новобранцев владению оружием, рукопашному бою и всему прочему. Еще он делал вывод, годится ли новобранец в казаки. Отказ в приеме в казаки в народе считался большим позором. Но такое случалось редко – дорога на Сечь была очень опасной, если человек добирался до Сечи, то это было достаточной гарантией «профпригодности». При приеме в казаки человек обязательно менял фамилию. Здесь имелся практический смысл: помещики иной раз присылали на Сечь требования вернуть беглых крепостных, им с чистой совестью отвечали, что такой-то в сечевых списках не числится. Причем новую фамилию придумывал не сам принимаемый, а другие казаки, обладавшие специфическим чувством юмора. Вот и появлялись такие фамилии, как Непийпиво, Непийвода, Загнинога, Нагнибеда, Нетудыхата, Заплюйсвечка и т.п. А вот, скажем, Григорий Потемкин числился в сечевых списках как «Грицько Нечеса».
Приветствую, SAURON!

Интересная статья и очень познавательная!

Спасибо!
Большое спасибо за статью. Продолжение будет?  8D
Могу и продолжить. Расскажу о походе, в котором запорожцы выступили как раз в роли наемников – походе на Москву 1618 г.
Как известно, еще в 1613 г. царем был избран 15-летний Михаил Романов. Но смута продолжалась, положение молодого царя оставалось шатким. И вот, весной 1617 г. армия польского королевича Владислава вторглась в Московию. Цель - воспользовавшись русской смутой, захватить царский престол. Владислав после смерти своего отца Сигизмунда III мог бы стать и польским королем (кстати, действительно стал), и русским царем и появилась бы возможность присоединить Россию к Польше. Ан не вышло, воевали поляки целый год, и в итоге войско Владислава оказалось не в состоянии ни взять Москву, ни убраться назад в Польшу. Владислав стал срочно просить отца о помощи. Но оказалось, что собрать новое войско быстро не получится. Сигизмунд вынужден был обратиться за помощью к запорожскому гетману Петру Сагайдачному. Тот согласился помочь, но потребовал взамен от Польши гарантий православию на Украине, увеличения казачьего реестра и подконтрольной казакам территории. Королю такие условия очень не понравились, но делать было нечего. Ударили по рукам. По польским законам сделку должен был утвердить сейм. Но его созыв – дело долгое, потому обе стороны решили обойтись королевским словом. Король даже отправил гетману знамя, бунчук, булаву и печать.
Поход начался с грабежей на Киевщине и Волыни, хотя эти земли принадлежали не Московии, а нанявшей казаков Речи Посполитой. Затем 20-тысячное казачье войско вторглось собственно в Россию. Их первой жертвой стал Путивль, сейчас входящий в состав Украины, а тогда принадлежавший царю. Затем настал черед Ливен, где взяли в плен местного воеводу князя Черкасского, за которого можно было получить недурной выкуп. Второй воевода Данилов, был убит в бою. Вот что пишет об этом событии Бельская летопись: «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал». Затем запылали Рыльск, Курск, Елец, Лебедин, Скопин, Ряжск, Данков. В Ельце казаки захватили жену тамошнего воеводы Полева (сам он погиб в бою), а еще 30 тысяч рублей следовавших с московским посольством в Крым в виде отступного хану (т.н. «поминки»). Не побрезговали и конвойными татарами. 16 августа казаки подошли к неприметному городишку Михайлову, но здесь вышло иначе. Захватить его с ходу не получилось. Пришлось начать осаду. Но попытка поджечь построенный из дерева городок не имела успеха, михайловцы благополучно потушили все начавшиеся пожары. А потом устроили вылазку, спалили все осадные сооружения казаков и перебили множество «запорог». А потом последовал провал еще одного штурма. Всего казаки потеряли под стенами Михайлова больше тысячи человек. В итоге Сагайдачный плюнул, снял осаду и двинулся дальше. Как написал летописец: «Всепагубный враг Сагайдачный с остальными Запороги отиде от града со страхом и скорбию». Наперехват гетману к Серпухову двинулось семитысячное войско под командой знаменитого князя Пожарского. Но Пожарский заболел и сдал командование второму воеводе князю Волконскому. Смена командующего плохо отразилась на боеспособности армии. Сагайдачный разбил московитов на реке Оке и Каширской дорогой двинулся прямо на царскую столицу, разорив по пути Ярославль, Переяславль, Романов, Каширу, Касимов и множество более мелких населенных пунктов. 20 сентября Сагайдачный подошел к Донскому монастырю в пригороде Москвы. С другой стороны через Тушино на Москву наступал Владислав. Решающая битва произошла 1 октября в Замоскворечье. Войско во главе с воеводой Бутурлиным было разбито, однако нападавшие не смогли взять внутренние городские стены, попытка штурма была отбита гарнизоном во главе с князем Пожарским. Владислав попытался захватить Троицкий монастырь, но тот тоже устоял. А затем, буквально ни с того ни с сего из польской армии в Москву сбежали два наемника-француза. И выдали главную военную тайну: поляки собираются взорвать ночью Тверские и Арбатские ворота и, воспользовавшись паникой, проникнуть внутрь крепости. И когда осаждавшие, еще не хватившиеся дезертиров, попытались привести коварный план в действие, их уже ждали. Понятно, никаких ворот взорвать поляки не смогли, только потери понесли. Вскоре осада была снята. А 1 декабря в селе Деулине близ Троице-Сергиевой лавры было подписано перемирие сроком на четырнадцать с половиной лет. Владислав отказался от прав на московский престол, но царь понес значительные территориальные потери. Польше отошли Смоленская и Черниговско-Северская земли (всего 29 городов). Новая граница между Речью Посполитой и Русским царством прошла неподалеку от Москвы — по Вязьме, Ржеву и Калуге. Казачье войско за московский поход получило 20000 злотых и 7000 штук сукна. О первоначальных условиях все как-то забыли. События этого похода нашли отражение в народной песне «Ой на горі та женці жнуть».
На фото: памятник Сагайдачному в Киеве на Контрактовой площади.
Пользователь добавил изображение
sagaydachny.jpg (118.98 КБ)
Большое спасибо! Вот так понемногу и узнаешь обо всем.
Интересно! Тем более в ракурсе того, что мне предстоит собирать "Запорожскую Чайку".
Спасибо!
История повторилась в Великую Отечественную.Защитники острова Ханко написали письмо барону Маннергейму в том же стиле :)Рисунок
Рисунок
Изменено: Format-72 - 08.12.2012 23:58:23
Ну, запорожское письмо вообще очень популярное произведение. Как и картина Репина. Подражаний и тому и другому множество. Вот, к примеру, картина "Партизаны пишут письмо Гитлеру". Хранится в витебском музее.
Пользователь добавил изображение
20100040.jpg (79.42 КБ)
Однако вернусь к запорожцам, а именно опять к Сагайдачному. Московский поход ему аукнулся. Вначале все было распрекрасно: гетмана в Киеве объявили «Гетманом над Киевской Украиной и Гетманом всего войска Запорозького». Но поляки, замирившись с Москвой, ввели значительные войска на Украину. Расклад сил получился не в пользу Сагайдачного. Ему пришлось заключить с поляками Роставицкое соглашение, согласно которому из реестров должны были быть удалены все казаки, записанные в них за последние 5 лет, число реестровых казаков предоставлялось определить королю, а все остальные казаки должны были вернуться под власть панов. Что вызвало бунт, недовольных возглавил Яков Неродич-Бородавка, провозглашённый гетманом. Сагайдачный с оставшимися верными ему хлопцами отправился в поход на татар, нанёс им ряд поражений, с триумфом вернулся назад и снова стал гетманом. А в феврале 1620 г. он направил в Москву послов выразить готовность запорожских казаков служить царю. Ничего, да? Но «злобные москали» приняли послов с почетом, переговоры, правда, кончились ничем. В вежливых, но осторожных словах царь поблагодарил Сагайдачного и казацкую армию за желание служить ему. Он пожаловал им скромную субсидию (300 рублей) и пообещал в будущем дать больше. Пока же, как объяснялось в письме гетману, Россия находилась в мире с Крымом и службы от казаков не требовалось. Да, неудача. Но здесь же гетмана поджидал и успех. В Москве пребывал патриарх Иерусалимский Феофан, и киевское православное духовенство решило воспользоваться этим визитом для восстановления Киевской митрополии, уничтоженной Берестейской унией 1596 г. Атаман Петр Одинец (глава упомянутого посольства) по поручению Сагайдачного встретился с патриархом Москве, где изложил позицию гетмана по этому вопросу и пригласил в Киев. Поляки запретили Феофану въезд на территорию Речи Посполитой, однако его на границе встретил мощный отряд казаков (для святого дела выбрали лучших из лучших), которые, по словам Густынской летописи, «обточиша его стражбою, яки пчелы матицу свою» и препроводили в Киев. 15 августа 1620 г. Феофан в Печерской Лавре восстановил Киевскую митрополию, а 6 октября он посвятил игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан Киевского митрополита, тогда же высвятил и новых епископов. Поляки вмешиваться побоялись.
Еще добавлю, что вскоре после московского похода гетмана стали мучить угрызения совести. Он обратился с письмом к упомянутому патриарху Феофану, в котором от имени всего Войска Запорожского просил «об отпущении греха разлития крови христианской в Москве». Феофан в резких выражениях отказал.
Как обычно- накосячил, а потом плакаться стал, мол, виноват, простите. Молодец патриарх, не простил пролития крови христианской.
Спасибо, Sauron, за экскурс в историю.
Сагайдачный вообще противоречивая личность. Он прославился своими походами против татар и турок, где показал себя храбрым воякой и талантливым военачальником, умеющим воевать и на суше, и на море. Вершиной его успехов на этом поприще стало взятие Кафы в 1616 г. Кафа (сейчас Феодосия) была центром турецких владений в Крыму, имела чрезвычайно серьезные оборонительные сооружения (сохранились по сей день) и выглядела неприступной. Гарнизон Кафы насчитывал 14 тыс. человек. Но запорожцы, явившиеся к ее стенам на чайках, взяли город штурмом. В Кафе имелся крупнейший в Крыму невольничий рынок, здесь всегда было множество купцов с наличными деньгами. Да и сам город на работорговле здорово разбогател. Неудивительно, что запорожцы захватили богатейшую добычу, сделавшую бы честь даже Генри Моргану. И освободили всех православных невольников. а еще казаки под руководством Сагайдачного взяли Варну, Перекоп, Очаков, Килию, Аккерман (сейчас Белгород-Днестровский), Измаил, ограбили окрестности Трапезунда и даже Стамбула. Сагайдачный показал себя и защитником православия. Благодаря ему в Украине вновь появились православные архиереи (о чем уже сказано выше), кроме того он со всем войском Запорожским вступил в Киевское (Богоявленское) братство. И хотя оно было создано без разрешения короля, братство не осмеливались запретить, опасаясь казачества. Умер гетман смертью солдата: был смертельно ранен при осаде Хотина в 1622 г.
SAURON, спасибо.
Ты ни кому не обязан быть последовательным ;)
Уважаемый Саурон! Вы упомянули про обязательное требование для Запорожцев принимать соответствующую веру. А именно православную? Или любую християнскую? (ответ почти знаю). А если православную, то какую? (ответ предполагаю, но не уверен). И ещё. Если можете, можно подробнее про отношение этих ребят к реформам Никона. Ну, соответственно, к старообрядцам. Если интересно. Ну а про наёмные партии Запорожцев - это уже отдельный разговор. Я к тому, что не всё так просто...
С огромным уважением!!!
Обезьян сибирский
Нууу... и про отношение к "унии", если можно. Ну и Вы не завершили свой интересный цикл. Про Запорожцев в конце 17 и начале 18 веков. А то ведь однобокое восприятие получается.
С очень огромным уважением!!!
Обезьян сибирский
Цитата
Владимир Масяйкин пишет:
про отношение этих ребят к реформам Никона. Ну, соответственно, к старообрядцам.

По-разному бывало. Старообрядцев в устье Дуная запорожцы например благополучно истребили. Но не по религиозным соображениям, а по политическим. И те, и другие тогда вообще за турок выступали, у которых шла междуусобица, но это было лишь основание для продолжения старой вражды...

Вообще, на территории современной Украины в 17-18 веках творился такой пакистанЪ, что без полбанки не разберешься, кто за кого был (тем более что союзников постоянно меняли), и упростить все до сведения в два лагеря боюсь не получится.
Уважаемый Михаил! Вот и я , собственно, примерно про то же. Саурон очень познавательно и интересно рассказывает, но можно ведь и ширше... Я свои вопросы ведь для затравки задал...
Спасибо!!!
Обезьян сибирский
Владимир, могу ответить на Ваши вопросы. Как я уже сказал раньше, запорожцы в своих рядах иноверцев не терпели, прием православия был обязателен. Что касается отношения к реформам Никона, то его, по сути, не было. В Украине вообще не было ничего подобного расколу в России, где в раскол ушла четверть населения. Здесь никоновские реформы встретили относительно спокойно.
Цитата
Михаил Шевчук пишет:
Вообще, на территории современной Украины в 17-18 веках творился такой пакистанЪ, что без полбанки не разберешься, кто за кого был (тем более что союзников постоянно меняли), и упростить все до сведения в два лагеря боюсь не получится.
Вот это точно подмечено!
Саурон, ладно Никонианство... Проехали. А отношение к Украинской унии??? Ну, "униатство"?...
И всё же ... Далее, Запорожцы в конце 17 века???
Обезьян сибирский
И ещё вопрос... "Принять христианство" и "Креститься в христианство" ... Есть различие? И признайте и обьясните людям, что СЕЧЕЙ было несколько... Все разные. И всё же начнём от Азова и закончим 1775 годом...Ну?
Обезьян сибирский
Понимаете, друзья и коллеги, до конца 17 века - да, без бутыля не разберёшься, но... потом то нужно было уже определяться... А вот на это данная вольница (банда) оказалась и не способна... Как то так примерно...
Обезьян сибирский
Ну и 1708-1709 гг...??? Пока всё...
Обезьян сибирский
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат