Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
RSS
1/72 БМ-13 "Катюша" на ЗИС-6 (PST)
Выхопная система
Собрал приемную трубу, выхлопную и глушитель и поставил на место. Выхлопная труба мне показалась слишком короткой, наростил ее и вклеил. Потом прикинув к чертежам оказалось что ее длина была нормальной, а теперь она почти на треть длинее. Вырвать ее уже не получилось, либо оставлю как есть либо срежу и укорочу. Затем нанес текстуру рчавчины на трубы, и литья на алюминиевые части трансмиссии.
Рисунок Рисунок
Капот
Собрал капот.
Рисунок

После склейки верха и боковин, добавил шарнир сверху, выштамповку по бокам и полоску под ней, за которую заходили боковины. После всего приклеил облицовку радиатора.
Очень много шкурил и шлифовал, в итоге капот был испорчен. На моделе это не видно, но в действительности он получился, к сожалению, кривым.
Чтобы не повторять моих ошибок не шлифуйте деталь руками на образиве. Как бы ровно вы е не пытались удержать она пойдет на конус, а прямой угол будет либо тупым, либо острым. В помощь тут исключительно разметка и надфиля. Увы. Но мне удалось более-менее выпрямить ситуацию, хотя щели в итоге остались. Придется добивать окраской, а щели будут призваны "антуражить" износ и перегибы створок.
Затем к боковинам капота приклеил крюки фиксации. Можно было найти травленые, можно было сделать поменьше. Но опыт работы с ПМЗ-2 показывает, что после их окраски они смотрятся и так неплохо. Кроме того, мы договаривались что максимально делаем все своими руками. Кто думает что это очень сложно, то сразу скажу, что это очень просто. Берем лист максимально тонкого пластика, я брал от доширака и нарезаем его на небольшие прямоугольники, примерно 3х7 мм. Далее режем скальпелем прямо приставляя его и от кончика и продавливая так (красным линии реза):
Рисунок
Можно не заморачиваться с наклоном, полученный крюк сам изогнется как надо, в противном случае его легко подогнуть по месту. Далее мажем сам крюк клеем и прикладываем на место. После схватывания откусываем лишний хвостик, после высыхания зашлифовываем.
Следующим этапом была имитация ручки капота на боковинах снизу. Я даже выгнули ручки из жести, но столкнулся с проблемой - ручки мешают установить крылья, либо при установленых крыльях не встанет на место капот. Это обусловлено геометрией крыльев. Увы, этот момент исправить будет очень сложно, поэтому имитацию ручек буду делать просто подклейкой прямоугольника. Некоторые моделисты смещают эту ручку ближе к кабине, но это неправильно, на оригинале она стояла по центру боковины.
В облицовке радиатора высверлил отверстие, в которое вставил тянутый литник. Потом его ошкурю до нужной высоты и оставлю как есть или установлю сверху "крышку".
Сделал небольшую хитрость с решеткой радиатора от SG-Modelling, как и писал выше. Во-первых я ее максимально возможно ошкурил, во-вторых максимально возможно задрал вверх. И теперь решетка практически встала, на свое место. Даже отверстие под храповик будет выше передней поперечины как на чертежах.
Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок

Задняя тележка и рама
На раме сымитировал кронштейны крепления тележки, заднюю рессору фаркопа и угловые косынки сверху и снизу.
Рисунок
Фаркоп пока делать не стал, можно обломить. Так же нужно приклеить с обратной стороны рессоры выступающую часть.

Мосты обмазал шпаклевкой, после высыхания буду шкурить, придавая правильную форму.
Много пробовал разных вариантов с рессорами, пробовал экспериментировал. В итоге решил делать наборными. Для этого первый лист согнул на изоленте, закрепил его по краям кусочками изоленты же промазал клеем и приклеил сверху второй лист. Так же подсунув его под фиксирующие кусочки изоленты. Можно использовать любую круглую поверхность, но главное чтобы радиус был раза в полтора меньше требуемого, так как пружинящий эффект все-равно сохранится. Площадь соприкосновения обоих листов будет одинаковой, а вот изгиб разным, этот факт как раз и будет удерживать рессоры от разгибания.
Пока листы сохли срезал с деталей набора все концевики при этом аккуратности в обработке не соблюдал, так как все это будет ошкурено потом. Ориентироваться по одной из половин не стал, есть же чертеж. По чертежу отрезал от литника кусок по требуемой длине, на нем буду собирать рессорные пары. После сборки просто срежу их и приклею к ранее выточенной балке.
Рессоры высохли, отрезал требуемое количество длины и по краям приклеил отрезки тянутого литника, имитирующие закругление рессоры, затем приклеил к ним концевики. В отверстия вставил сверла таким образом, чтобы рессоры совпали по геометрии и симметрии отверстий, чтоб в итоге небыло перекоса. После высыхания добавил к рессорам по два листа, каждый короче предыдущего. Предварительно протянул ленту о сверло, чтоб она приняла полукруглую форму. Затем рессоры приклеил к отрезку литника, опять вставил сверла в качестве направляющих.
Рисунок
Точно таким же способом изготовил верхние рессоры. Приклеил их на место сверху. Имитации закругления у этих пар делать не нужно, они выполняли роль подрессорников и просто упирались в площадки на "концевиках" (название конечно неправильное это были кронштейны которые одевались на мосты). С толщиной литника не угадал, чтобы вложить в чертеж пришлось его немного стесать. Этот момент не критичен, потом подклею сверху торцы правильного диаметра. После высыхания ошкурил рессоры и приклеил отрезки тонкого ластика, грубо подрезал его пока сохнет. Сюда будет крепиться третья пара рессор.
Рисунок
К слову в наборе Эльфа и MW рессоры задних тележек для ЗИС-6 выглядят именно так - две пары рессор, но это неправильно. На ЗИС-6 их было три.
Рисунок
В кабине сделал пол. Осталось прорезать отверстия под рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Пока не знаю буду прорезать или приклею поверх.
Рисунок
Прикинул тележку к раме.
Рисунок Рисунок

Композиция
Стараюсь каждую свою модель оживить фигурами. Пока собираю "Катюшу" думаю кого и как к ней приспособить. Наверняка эффектно смотрелись бы бойцы заряжающие снаряды. Но приспособить к этому из штатных наборов, к сожалению, ничего нельзя. Подвернулся под руки Советский штаб 1939-1942г.г. Неплохой "антураж" как мне кажется. Пехотный офицер показывает офицеру-артиллеристу откуда может быть прорыв врага. Офицер в фуражке может быть и проверяющим, а так же главнокомандующим и т.п.
Рисунок
Изменено: Mikromir - 10.10.2022 06:02:53
Немного пошлифовал рессоры задней тележки, привел в порядок "концевые" детали, теперь все приобрело общую ровность и однородность. Так же обработал петли для крепления верхней рессоры и нарезал "лапшу" для нее.
Дальше снова сравнивал то, что получается с различными чертежами, рисунками и фото.

Дополнительные выводы по модели:
Самое главное то, что удалось добиться общей "ЗИСовости".
Рисунок
Сначала сильно смутило расстояние между лонжероном рамы и облицовкой радиатора. Но чертежи и фото подтвердили, что именно так оно и было на самом деле, а промежуток закрывает П-образный пыльник.
Рисунок
Ну и видно, что у решетки от SG-Modelling сильно большое отверстие под кривой стартер. Шпаклевать желания нет, так как места совсем мало и шлифовать неудобно, можно конечно высверлить и вставить литник, потом сошлифовать шарошкой, но можно повредить решетку. Возможно для скрадывания "дыры" попытаюсь вклеить внутрь имитацию храповика.
Пыльник начинается сразу от облицовки радиатора на раме сверху, доходит до передних "рогов" рамы, загибается внутрь, имеет полукруглый вырез вокруг передней поперечины и проходит под облицовкой.
Рисунок
Странно, но эта весьма важная деталь не дается ни одним производителем ни в одном масштабе, а ведь она стояла на всех моделях ЗИС, включая модификации "В" и даже на всех УралЗИС, даже на послевоенных ЗИС-50 и УралЗИС-355. Только на ЗИС-5В в 35 масштабе от звезды есть похожая деталь, но она дается просто как вертикальная П-образная без загибов на раму.
Верхняя часть детали приклепывалась к вертикальным, получится ли это реализовать у меня не знаю, да и надо ли пытаться в таком масштабе я не знаю. Честно говоря даже не знаю еще из сего ее делать, из жести, фольги или пластика, или составной из разных материалов.

Еще одна обнаруженная неточность это ширина рамы. Оказалось, что она на 0,1-0,2 мм шире, чем нужно. Выявился недостаток при сборке задней тележки. После того как приклеил кронштейны крепления тележки к раме, накинул тележку, оказалось, что имитация болтов, не позволит тележке встать на место. Накинул тут же раму на чертеж она оказалась шире. Хотя на ширину рамы чертежа ЗИС-5 она ложилась идеально. Вот вам и точность.
В итоге лонжероны рамы нужно начинать сошлифовывать снаружи, хотя бы заднюю ее часть. Только потом уже изнутри.

Лирическое отступление:
Откровенно говоря я никогда ни одну модель в чертежи не вкладывал, поскольку не считал это нужным. Собственно и сейчас считаю так же. Пользуюсь ими только в исключительных случаях, когда что то делаю с нуля. Если модель пусть и в 100 масштабе выглядит достойно и достаточно копийно, то неточность даже в 1 мм глазом не улавливается. И это факт. Есть конечно уникумы, которые на глаз могут уловить неточность даже в несколько микрон, но их единицы. В свое время провел такой эксперимент собрал модель из коробки и описал так, что как будто бы расширял корпус, вставлял проставки, уменьшал ширину и т.п. В итоге общий вердикт был - "вот теперь сразу видно, что дрова стали копией". И это говорили люди, которым довелось взять ее в руки и которые собирали точно такую же.

Продолжаю:
Итак, рама шире чем нужно, разумеется уменьшать я ее уже не буду, попробую расставить пошире тележку, а возможно не буду делать имитацию болтов на кронштейнах, только в междуколесном пространстве.
Следующим недостатком оказалось то, что на общеизвестном чертеже ЗИС-6 задние колеса стоят ближе друг к другу, чем на чертеже тележки из книги.
Рисунок
Это в 72 масштабе, кто будет печатать - 200dpi. Можно просто вставить в M$ Word она вставиться в масштабе. Для удобства сборки отразил правую часть на боковине тележки. Верхние в масштабе.
Вот вам и точность чертежей. А вот на некоторых других чертежах ЗИС-6, колеса стоят правильно, вот к примеру "Катюша" (тоже в 1/72)
Рисунок
Но у этого чертежа отличается передняя часть. Не "ложатся" крылья и переднее колесо.
Кроме того не забываем и толщину линий на чертежах. Ни кто не говорит какой расстояние правильное от внешней толщины линии, или от внутренней, или от центра толщины, а это имеет большое значение, особенно в мелких чертежах.
Ну и два самых популярных чертежа (в 72-м), которыми пользуюсь
Рисунок


Пока все.
Изменено: Mikromir - 11.10.2022 05:35:30
Опять без фото.
Существенного продвижения нет. При шлифовке сломал рессоры. Переделывал. Сейчас задняя тележка на стадии изготовления стремянок и стяжек листов. Стяжки на рессорах стоят только на основной и нижней по две штуки.
Вышкурил мосты, в виду расширения тележки, подклеил к каждому торцу тонкий лист пластика от доширака, оказалось многовато, сошлифовал.
Мосты в наборе очень привередливые. Они не только отлиты со смещением и с какой то непонятной "бороздой" с одной стороны, они еще и не симметричные. Как смог вышкурил, добавлю фактуру литья. После высыхания клея соберу тележку.
На очереди доработка кронштейнов крепления тележки к раме, тормозная система задней тележки, рулевая рейка, рулевая трапеция, брызговики и подножки.
После чего можно переходить непосредственно к миномету.
Каждый раз как сажусь за сборку со страхом смотрю на направляющие. Они ужасно толстые, не знаю что с ними делать. Сошлифовывать так это работы на неделю, изготавливать новые, на мой взгляд, бессмысленно. Верхние и нижние части, сами канавки по которым скользят ракеты изготовить будет трудоемко.
Можно было бы конечно сделать с нуля всего одну, потом сделать форму и отлить в смоле, но деталь тонкая, а вакуумной камеры у меня пока нет.
Буду оттягивать этот момент на самый последок.
Есть еще вариант - картон и бумага. Но мне кажется это совсем недолговечно и может со временем повести винтом или волнами.
Пока так.
Задняя тележка
Итак, тележка почти готова. Вклеил на свои места мосты.
Есть один досадный факт. Заметен ли он или нет. Ну если знать, то да, если нет, то...  
Мосты в наборе PST имеют слишком маленькие размеры картеров главных передач. Они должны быть почти на 1,5 мм большего диаметра. Заметно ли это? Ну, про "любителей" и "ценитителей" уже говорил выше. В действительности это практически незаметно. Но заметен другой факт. Концы мостов при детальном рассмотрении имеют как бы разные углы наклона. Нет они конечно лежат на одной прямой, но за счет того, что их конусообразные формы имеют разные наклоны, складывается ощущение "птичности". Сильно ли это заметно? На голой тележке да, заметно. Не сильно, но заметно. Критично ли это? Не знаю, надо смотреть на готовой и окрашенной моделе. Я не стал переделывать. Добавятся фактура литья, пробка слива масла, какой то прилив (не знаю для чего он, возможно упор), центральная балка, на ней тормозной механизм, добавятся карданные валы, штанги механизма перекоса (кажется так), тяги, все это будет иметь некую отвлекаемость. А там уже будет видно.
Кто решит переделывать сразу скажу - мосты надо делать новые. При таком размере и таком исполнении накидать шпаклевки и потом вышкурить неполучится. Может быть на темном пластике это будет полегче, но мне кажется надо делать полностью новые. Почему я не стал делать? Стройка и так затягивается, а поменять тележку на новую это не сложно, тем более что она на 90% самодельная (кроме мостов). Да и как бы в процессе уже появились какие то новые замечания и дополнения, тележку для следующего ЗИС-6 или его базы буду делать по другому.
На текщий момент имеем такой результат:
Рисунок
Стяжки рессор добавлю позже. Сверху, как уже говорил, имитировать ничего не буду, так как снизу не видно, а верх полностью закрыт площадкой.
Положительный момент - удалось попасть в чертеж практически идеально.
Рисунок
Обратите внимание, что я попытался кривизну свести к минимуму. Но она есть! Мосты поставлены параллельно своими недостатками и немного смещены относительно концов, это убрало заметность.
Осталось подклеить площадки снизу, "отторцевать", срезать основу на которой собиралась тележка, 4 стяжки рессор (решил ограничиться только нижними), вклеить балку, барабаны, тормозной механизм и ставить авто "на колеса".

Пока все.
Изменено: Mikromir - 19.10.2022 08:13:28
Сегодня немного аналитики

Станок
Говорил что фототравления нет, оно есть, точнее было и пока его еще можно найти.
Производил его Hauler
http://maxmodels72.ru/tovar/hlh72114-bm-13-16-mutiple-launch-rocket-system-icm-kit/ (не сочтите за рекламу) просто первая ссылка на отечественный магазин. На моделисте его нет, и на уномаге тоже.
Правда выпущено оно для БМ-13-16 от ICM. Ценник конечно заоблачный. Да и сборка трудоемкая. Нужно сгибать П образно направляющие по которым скользят ракеты, их 8 штук, загибы примерно по 0,5 мм итого надо будет сделать 32 таких загиба. Без специальной приспособы это будет очень сложно. Так же направляющие надо будет припаивать к "рельсам".
Данное травление Hauler больше не выпускает. Непонятно почему они не стали выпускать отдельным набором только рамку с направляющими. Собственно за 650-700 рублей это было бы терпимо, так же непонятно почему этого не сделал Микродизайн.

По моделе. Как уже говорил выше пусковой станок для БМ-13 в нашем масштабе в пластике есть только у PST и ICM оба они почти одинаковые и оба неправильные. Причем неправильные они ни для  ЗИС-6, ни для GMC, ни для СТЗ-5, ни для поздних и послевоенных модификаций. Речь идет о раме под направляющие.
Минимально можно обойтись взяв эту деталь у ICM. Она практически такая же, но более копийна по толщине.
[FILE ID=2537446]
Попытался изобразить что надо минимально переделать (красным то что сразу необходимо убрать).
Для ЗИС-6 необходимо убрать у рамы полностью переднюю часть и из тянутого литника или проволоки сделать прямую от нижнего угла до верхнего. Возможно придется удлинять немного нижнюю часть или изменять наклон верха. Новая труба в походном положении должна быть параллельна скосу "затылка" кабины. Встречаются и такие станки на ЗИС-6, но исключительно на чертежах и современные реставрации. Не знаю были ли такие в действительности или нет, но на них как правило, верх и низ параллельны, а на военных фото таких станков на ЗИС-6 я не встречал, возможно полевые ремонты или послевоенные реставрации. Встречаются такие станки и на ЗИЛ-157.
Для остальных машин и поздние модификации - низ и верх параллельны друг другу. Золотистым и темно-зеленым показаны два варианта (либо так, либо так), синим - наличие могло быть, могло и не быть. Подробнее эту тему не копал, так как пока не планирую собирать на других базах. Верхний "треугольник" в самом начале выпуска новых станков отсутствовал, вероятно при пуске ракет происходил загиб "рельс" вследствие чего появилось это усиление.

Разумеется я буду делать раму полностью с нуля. Что для этого надо?
Во-первых трубы должны быть тоньше, основные завальцованы на концах и входят в косынки не насквозь, как это дает ICM. "Знаменитый" чертеж имеет неправильную форму станка. Так что буду подгонять уже по месту.

Пока все.
Изменено: Mikromir - 21.10.2022 05:26:00
Задняя тележка
Как и говорил, поставил стяжки только на нижних рессорах. Качество фото не очень.
Рисунок

Затем отпилил центральный литник на котором собирал тележку и вклеил балку. Кто будет собирать тележку как и я на литнике или чем то подобном сразу скажу, что срезать эту часть потом просто ножом будет проблематично, выбирать по чуть-чуть тоже сомнительный момент, потому что потом лишнее будет убирать очень трудоемко и чревато поломкой. Я брал плоскогубцами и отпиливал модельной пилкой как можно ближе к рессорам. На все ушло около 1 минуты. Балку доработал высверлил в ней отверстия как на реальной. Но только с одной стороны. Затем, на второй стороне, собрал ось крепления рычагов тормозов. Как и говорил сверху имитировать особо ничего не буду, так как будет не видно, поэтому из полукруглых фрагментов пластика сформировал что то отдаленно напоминающее крышки червячных передач, высверлил с боков отверстия, в которые вставил тянутый литник для крепления штанг механизма перекоса, после чего все приклеил на свои места в соответствии с фото. Штанги сымитировал так же тянутым литником. После приклеил барабаны дисков. Но сначала в каждом высверлил отверстие под стойку рычага тормоза. К каждому барабану подклеил "пяточку" от литника, затем сошлифовал до нужной толщины и приклеил барабаны на свои места, таким образом, чтобы все четыре касались поверхности и небыло перекоса. Затем приклеил полоски пластика имитирующие рычаги.
Рисунок
После того, как клей высох обрезал до нужной длины. К рычагам подклеил тормозные тяги - тянутый литник. Намучился с этой процедурой очень сильно. В итоге получились не в торец, как планировал а внахлест и под углом. Но угол потом разведу это не страшно. Страшно то, что высверливая в картерах мостов отверстия под сливные пробки здорово промахнулся мимо центра. Задумка была отвлечь взгляд от перекосов и неровностей. В итоге вышло очень заметное смещение.
Рисунок
Сейчас пробки уже срезаны и будут изготовлены новые. Кардан делал так же из литника. Имитацию крестовин, а они у ЗИС весьма типажные, сделал просто отрезками литника. По 4 штуке на конец.
В итоге можно сказать, что тележка закончена. Осталось приклеить передние диски, нарастить кронштейны крепления тележки и вклеить ее на свое место. Установить центральную тормозную тягу и карданный вал.
Рисунок
К сожалению оказалось, что рессору задней сцепки будет видно снизу и ее надо детализировать, хотя бы снизу. А так же отрезал глушитель, буду делать новый, потоньше и покороче. Так как выпускная труба почти уперлась в мост.

Пока так.
Удалил сообщение так как заглючил движок сайта. Раскидал сообщение, увеличил какие то картинки. Редактирование результатов не дало.
Изменено: Mikromir - 25.10.2022 12:45:21
Сегодня опять немного по матчасти

Собственно о шанцевом инструменте. А именно о лопатах на кабине и способе их фиксации. Вопрос очень любопытный.
Сам озадачился данным вопросом и перерыл кучу фото и информации.
Речь естественно по ЗИС-6.
Скоба снизу более-менее понятно, непонятно было крепление черенка сверху. А сверху черенок лопаты фиксировался ремнем.
Ни на одной собранной моделе мне не попадалось правильное крепление. Обычно имитируют металлические стяжки и даже защелки.
Рисунок
Ремень наверняка крепился на заклепке или винтовом соединении, на известном музейном экспонате "близком к достоверному" есть крепление для ремня.
Рисунок
Обратите внимание где и как крепился топор.
А вот дальше встает вопрос на каких машинах были лопаты на кабине, на всех ли, если нет, то в какой момент пропали?
На этот вопрос у меня ответа нет.
На машинах с полукруглыми задними крыльями (это видимо самые ранние) с водительской стороны был установлен какой то баллон, может быть огнетушитель, с пассажирской стороны какие то непонятные скобки под крепление видимо скатки или тента, но бывает что с обеих сторон по три непонятных скобы.
Рисунок
Лопаты на машинах с такими крыльями я так и не встретил.

Но абсолютное большинство фото машин с обычными крыльями лопат не содержат вовсе. Либо крепления были отломаны, либо на последних выпусках БМ-13 на шасси ЗИС-6 их и не устанавливали, а это 1942 год.
На фото где есть скобы под лопаты не редко встречается отсутствие ремешков их крепления. Возможно они часто обрывались в суматохе или при транспортировке.

На скобах кормы кабины над бензобаком лежала двуручная пила рукоятками вниз. Топор, как сказал выше, крепился на подножке с пассажирской стороны. А вот где крепились лом и кирка и были ли они вообще я так и не нашел.
Дорабатывал много всего, но по-мелочам. Описывать не буду, так как нет фото, о них позже.

Капот
Все же очень долго не давала мне покоя мысль о ручках на створах капота. "Как так, я вроде вкладывал в чертежи, а ручки упираются в крылья?"
В итоге, просмотрел огромное количество фото, вертел по разному имеющиеся чертежи, прикидывал на модель крылья и понял, что их можно и нужно делать правильными.
Первым делом сошлифовал заднюю вертикальную часть крыла, поскольку она не должна идти вверх и наклоняться, а сразу наклоняться. Крылья, вопреки предположениям, крепились не к раме, а к кронштейнам прикрученным к раме, что дает некий запас для творчества, в итоге решил, что если не получится, то просто срежу ту часть, которая предполагается приклеиваться к раме и сделаю как в оригинале. В итоге все получилось. Рукоятки стоят на своих местах без смещений и крыльям не мешают, более того мне удалось сделать их в масштабе.
Рисунок

Всплыл еще один момент по неточности. Ширина прорезей в боковинах капота. Точнее их высота. Снизу нужно убрать 1,5 мм, сверху 0,7-0,8. Но я уже переделывать не стал, так как выяснилось это уже после проделанных работ и сборки. А сошлифовывать это надо было после наращивания длины и последующей обработки.
Вот так, всякий раз нахожу все новые и новые неточности.
Снова матчасть
Приступил к станку. Сразу же возникло очень много вопросов плюсом к тем, которые уже были.
Для начала рамка PST с установкой БМ-13-16, которая универсальна для всех минометов производителя.
Рисунок
Очень долго рассматривал каждый элемент и думал обойтись "малой кровью". В итоге из этой рамки можно взять только "рельсы" и ракеты. Хотя очень сильно хочется травление.
В рельсах очень маленькие отверстия облегчения, их надо высверливать пошире, а так же абсолютно отсутствует какая либо имитация "рельефа" в части крепления ракет. Если увижу в продаже модель от ICM, то какой бы ни была стоимость, возьму только ради этих 8 деталей.
О ракетах уже писал, пока мыслей по ним нет.
Домкраты толстоваты, будут изготовлены заново.
Опоры домкратов или просто "чашки" сделаны неправильно, сильно толстые, с какими то уступами непонятными, одна из них пойдет на имитацию колпака над шкворнем.
Пусковая рама или ферма, как уже писал неправильная и трубы сильно толстые, будет изготовлена заонво.
Рама станка, тут вообще плохо все, начиная от формы и заканчивая просто отсутствием даже схожести с прототипом, однозначно будет изготовлена с нуля.
Основание, то же самое, что и рама станка.
Об остальных элементах даже речи не веду.

Следующим вопросом встало крепление рамы станка. Мне всегда казалось, из-за массивности основания, сделанного из двутавровых швеллеров, что крепление спрятано где то тут, в действительности же оказалось, что шкворень или "поворотный штифт" установлен в балку, которая прикреплена к раме автомобиля и называется шкворневой балкой.
Очень долго и нудно искал ее форму, но, к сожалению так и не смог найти как она выглядела. Среди моделистов из тех, кто ее делал, в основном "вариации на тему". Главной ошибкой в этом является "знаменитый" валк, в котором автор, к сожалению, не сфотографировал эту деталь снизу, но с определенного ракурса там видна траверса, по мотивам которой все делают балку. Я сначала тоже купился и практически сделал ее уже, но при примерке к раме и сравнении с фото, оказалось, что на фото траверса передней опоры скольжения рамы станка.  
Надежда была на процесс сборки Катюши  https://karopka.ru/community/user/24504/?MODEL=536783 коллеги Сергея Сироткина, там все идеально сверху как на прототипе, даже с фронтовыми фото все бъется, но снизу увы, не все правильно. Хотя модель несомненно самая лучшая из всех, что мне довелось видеть.
В моем понимании шкворневая балка выглядит вот так:
Рисунок
Схематично. Радиус на виде сверху менее выражен и есть ли он со стороны кабины или там прямо сделан я не знаю, потому что таких фото я не нашел, но вероятнее всего деталь симметричная.

Что установлено 100%:
1. Форма в профиль трапециевидная, хорошо просматривается на всех фото, всех автомобилей
2. Сверху к лонжеронам рамы крепится внахлест 8 болтами, по 4 с каждой стороны, между болтами задние опоры скольжения, ответные части которых на раме станка.
3. Снизу к лонжеронам рамы прикручены уголки, к которым прикручивается балка снизу 10 болтами - по 5 с каждой стороны.
4. По границе верха рамы к балке приварено ребро (может быть это нижняя деталь) к которому при помощи шайб и болтов крепится задняя часть пыльника (щиток)
Рисунок
5. С единственного ракурса где можно увидеть фрагмент передней части шкворневой балки, вроде как тоже угадывается радиусный вид.
Рисунок
А дальше только фантазия.
Валк снят весьма витиевато, многие ракурсы определить очень трудно, тем более что один из них, сильно похож на вид этой балки. Вроде бы как угадывается задний ящик и можно смело делать балку. В итоге просто обратил внимание на штангу механизма перекоса, которая должна быть с другой стороны и тормозной механизм, который так же должен стоять в сторону кабины. Все сразу встало на свои места.

Может быть у кого то есть дополнительные фото, где видно эту самую шкворневую балку?

Следующий немаловажный момент момент:
Косых поперечен на раме идущих от, примерно, начала тележки к задней части, как у ЗИС-6 у "Катюши" нет, по причине установки шкворневой балки, которой они бы мешали. Дополнительную жесткость раме придает вторая поперечная траверса под переднюю опору скольжения. О которой упомянул выше.

Пока так.  
Изменено: Сергей - 03.11.2022 06:47:47
Ходовая
Наконец, поставил "на ход".
Вклеил на свои места колеса задней тележки. Чтобы небыло перекосов, сажал сначала внутренние, потом внешние. Использовал супер-клей гель. Вклеив на место первое колесо, вывесил его ровно в трех плоскостях, после того как оно высохло, вклеил соседнее, ровняя уже по первому. Затем все то же самое по второй стороне, первое ориентировал по первой стороне и вертикальной плоскости, затем второе. И вот тут стоит обратить внимание на то, что некоторые смоляные колеса, особенно те известные, последние от "Танкоград", могут иметь овальный "диаметр", из-за деформации литьевой формы при заливке. При посадке на места надо будет еще и вращать колесо таким образом, чтобы все 4 точки прикасались к поверхности одновременно и небыло "висячих" колес. Мне повезло, в моем наборе от "Комплект ЗИП" все колеса идеально круглые.
Следующий этап - внешние колеса. Ориентируясь по внутренним вроде как это должно быть легко, но на самом деле и в этой процедуре возможен перекос. К слову, колеса приклеиваются вплотную друг к другу дисками, но в действительности между дисками было расстояние равное 6-и гранным утолщениям на футорках (задних колесных шпильках). Поэтому как мог попытался это реализовать. Первое внешнее колесо приклеивал так же ориентируясь в трех плоскостях, третьей было уже приклеенное внутреннее. И уже по первому внешнему ориентировал все остальные.
При использовании смоляных колес рекомендую не приклеивать все колеса следами литников вниз, а поворачивать их, чтобы положение отверстий облегчения было разным на колесах, что придаст натуральности. Естественно таким образом, чтобы следы литников на готовой моделе было не видно за крыльями. Некоторые производители бывает отливают колеса с двумя-тремя вариантами смещения, но это очень редко.
Далее.
Сымитировал на раме крепления тележки и установил ее, пока временно, на свое место. Наконец то установил крышку масляного фильтра картера двигателя, сымитировал рулевую сошку, рулевую трапецию, троса передних тормозов.
Вот с тормозами не угадал. Передние тормозные барабаны так же имели выступающие оси, как и задние, я же проигнорировал "посмотреть матчасть" и сделал троса идущие прямо внутрь барабанов, как гидравлику. Но переделать уже не получится. Мог конечно промолчать и вряд ли кто-то заметил )))) но мы ведь собираем как можно ближе к оригиналу. Так что будьте всегда внимательны и проверяйте каждый свой шаг.
Далее ручник, и тягу от него к колодками. В кабине сымитировал рычаги: переключения передач, ручного тормоза, демультипликатора. Пока возился с крыльями, отламывал их, делал новые, снова отламывал, так что можно их делать ближе к концу. Изготовил новый глушитель, укоротил выхлопную трубу и теперь стало выглядеть все как у оригинала. На мосты и балку тележки нанес фактуру литья. Применил технологию как литье башен и масок у танков. Шлифовать и выводить не стал, так как в итоге будет имитация литья и налипшей грязи. Затем то, что в итоге получилось прикинул к чертежу. Получившаяся ходовая идеально легла в чертеж по всем элементам.
Рисунок Рисунок
Рисунок

Задние крылья
Для задних крыльев пришлось сделать по чертежу деревянную болванку. В итоге крылья, сделанные по единственному чертежу, оказались неправильными. Вплотную прижались к колесам и выглядели как то так:
Рисунок
Пришлось переделать ориентируясь по фронтовым фото.
Итак, переделал болванку, опираясь на имеющиеся колеса, по факту просто обвел на 1 мм шире имеющейся чертеж. Затем нагревая пластик обогнул им деревянную заготовку, после чего приклеил к листу пластика.
Рисунок
Пока клей сох попробовал изготовить передний грязевой щиток или подкрылок, не знаю как назвать.
Затем обрезал приклеенный лист по форме боковой детали крыла. К раме временно приклеил два вертикальных листа пластика к которыми приклеил крылья, выверяя их положение по фото. Затем срезал с передних крыльев ступеньки, нарастил вертикальные части и подгоняя по задним крыльям придал нужную длину. Снял крылья с рамы и придал им окончательную форму. Прикинул получающийся внешний вид.
Рисунок Рисунок
Вроде очень близко к оригиналу. Но, крылья крепились не поверх рамы, а сбоку. Масштаб конечно не дает использовать пластик копийной толщины, а сверху к раме крепились балки и защита, поэтому придется убрать у крыльев по 1 мм ширины и приклеить новые "внутренние" боковины.
Так же на крыльях нужно будет сымитировать передние и задние скаты как отдельные детали, на центральной части воспроизвести имитацию ребер жесткости и скоб крепления брезента.

Установка
БМ-13-16 от ICM в магазинах города найти не удалось. Заказал на всем известном торговом ресурсе. Жду когда приедет. Откровенно говоря возиться с рамкой PST не охота, может быть ради любопытства попробую довести до приемлемого состояния одну рельсу, чтоб иметь представление о том, какие доработки надо провести.

Идеи
Срезанные элементы установки долгое время лежат на столе и ни каких мыслей по ним вообще не возникает. Но ни как не покидала мысль о том, что что-то эти две детальки мне напоминают. В итоге сообразил.
Если повернуть раму станка на 180 градусов и всю конструкцию перевернуть "вверх ногами" то получится неплохая заготовка для прицепа. Практически имеем готовую раму и поворотную тележку с дышлом.
Рисунок
Сверху можно поставить и кузов, и бочку, и будку, и даже просто оставить как платформу.
Классная работа. Особенно учитывая масштаб. Очень много нужной информации вы накопали. Буду следить за стройкой. С Уважением.
Цитата
Очень много нужной информации вы накопали. Буду следить за стройкой.
Милости просим )) Можно даже поучаствовать в выявлении неточностей.

Снова о матчасти
В этот раз вопрос возник о бензобаке.
Некоторые моделисты, изготавливая бензобак, имитируют на боках крестообразные выштамповки. Бывают они как выпуклые, так и в виде углублений. А так же сама форма бака, у кого прямоугольник, у кого с полукруглым верхом, при этом радиус скругления идет от простого среза углов до практически единой радиусности всего верха.
Не знаю насколько это принципиально и нужно ли вообще при изготовлении модели, но на БМ-13 бензобак стоял внутри защитного кожуха со скругленными сверху углами. Ближе к левой стороне сверху по осевой линии располагался круглый вырез их которого выходила заливная горловина с пробкой. Распространенное мнение, что кожух защищает от потеков топлива неверное. Бензин испаряется очень быстро. Кожух нужен для того, чтобы защитить бензобак от нагревания реактивными струями от ракет, что чревато сначала увеличением испарения в баке, возникновению избыточного давления и, в результате дальнейшего нагрева, взрывом. Вторая функция - предохранить бензобак от возможного механического воздействия в процессе эксплуатации миномета.

PST предлагает установить бензобак прямоугольной формы, который собирается из двух одинаковых деталей №66 с крестообразными, выпуклыми, выштамповками.
Рисунок

На БМ-8 вроде как встречаются баки прмоугольной формы, над которыми, ошибочно, предполагают П-образный щиток, по бокам видны крестообразные выштамповки. Но я не встречал таких фото реальных авто, только реставрации. На реальных фото и у БМ-8 бензобаки закрыты защитными кожухами.

Что удалось установить
Вероятнее всего на шасси ЗИС-6, применяемого в качестве базы под минометы, использовался штатный 105 литровый бензобак. В отличие от грузовика, он устанавливался вертикально и закрывался защитным кожухом. Вид штатного бензобака
Рисунок
Явно видно, что выштамповка в виде углубления.
В инструкции о БМ-13 1939 года есть такая картинка
Рисунок
На баке явно видны выштамповки. Этот рисунок дают в разных отражениях (то влево, то вправо), приписывают то к современно нарисованному, то к тем годам.
Т.е. можно предположить, что на ранних машинах мог стоять просто бензобак без защиты, если верить картинке.
Первыми были установки БМ-8, поэтому начал с изучения фото этих установок. И информация не подтвердилась. Бензобак был закрыт изначально на всех машинах защитным кожухом, на котором выштамповки не доходили до "углов" и были "выпуклыми".
Пользователь добавил изображение
Но стояли ли такие кожухи на БМ-13? Оказывается да.
Рисунок
Видно плохо, но узнаваемо, что выштамповки есть и они выпуклые.
Но подавляющее большинство фото БМ-13 содержат защитные кожухи с гладкими боковинками
Пользователь добавил изображение
Встречаются ли гладкие боковинки на БМ-8? Оказывается тоже встречаются
Рисунок
Можно ли это привязать к годам выпуска? На этот вопрос у меня ответа нет. И БМ-13 и БМ-8 на ЗИС-6 выпускали до 1942 года. Возможно это обусловлено технологическим моментом, а возможно заводом-производителем. До начала войны установки выпускал только Воронежский "Коминтерн", а с июня 1941 еще два завода в Москве и Ленинграде, которые позже будут эвакуированы. Может быть на разных заводах делали разный кожух. Косвенно к этому относится и тот факт, что в основном выштамповки на кожухах содержат машины с разлапистыми задними крыльями с плавными скруглениями.

Почему кожух имеет полукруглые "углы"? Этот вопрос самый простой. Штатный бак имеет скругления, поэтому скругление повторяет и кожух.
Рисунок
Но у кожуха боле пологие скругления, вероятно чтобы создать над бензобаком боле широкую воздушную прослойку.

Так же на некоторых машинах видно, что вокруг заливной горловины тоже может быть дополнительная защитная трубка с крышкой.

Вывод
Защитный кожух бензобака имеет утопленные внутрь боковины, которые могут содержать выпуклые крестообразные выштамповки, на доходящие до верхних скруглений и почти доходящие до нижних углов.
Но использовать для этого детали из набора PST можно только с применением шпаклевки или пластика в верхней части, чтобы придать скругления. Но такие кожухи могут быть характерны только для самых ранних машин.

Для имитации бензобака на обычном ЗИС-6 и его шасси, у бензобака надо имитировать внутренние выштамповки на боках, которые так же утоплены, а снизу полукруглое углубление для карданного вала.
Выдалась свободная минутка и решил изучить модельный мир ЗИС-5/6 в 1/72 масштабе.
Кому интересно хронология событий такая:

В самом начале 1990х фирма AER выпускает в масштабе 1/72 автомобиль ПАРМ-1 на базе ЗИС-5В, сведений очень мало, только принт коробки
Вероятнее всего в коробке лежат детали из которых можно собрать модель как на базе ЗИС-5В, так и на базе ЗИС-5.
Пользователь добавил изображение

А в 1994 году выпускает два набора грузовика ЗИС-5 и ЗИС5В
Рисунок

Где то между 1993 и 1994
Выходит модель ЗИС-6, следом БМ-13 и в начале 1995 топливозаправщик БЗ-35.
Рисунок
С конца 1995 года АER прекращает выпуск техники в 72 масштабе в своих коробках.

Модели ЗИС-ов АЕR в свои коробки кладут фирмы TOGA, AGA, Cooperativa и, в начале 2000х - PST и Estern Express.
Восточный Экспресс выпустил только две модели это ЗИС-6 и БМ-13 их боксарты полностью копировали AER начала 90-х.
Рисунок
PST по всей видимости стали правообладателями на формы AER. Точной информации найти не удалось. Но на сегодняшний день модели экс-AER выпускает только Минский PST. Какие то элементы и целые литники в свои коробки кладет так же Зебрано. PST и Зебрано пытались (пытаются) прокачивать базовые модели добавляя к ним кузова и надстройки.
Так же элементы PST и Зебрано использовала фирма Militry Wheels для своего армейского автобуса ПАРМ-1 на базе ЗИС-6
Пользователь добавил изображение
Примечательно то, что PST не выпускает отдельно ЗИС5 и ЗИС5В, как это делала AER. Из коробки PST можно собрать как первый, так и второй вариант. Так же обе кабины присутствуют и в других наборах ЗИСов от PST. Но надо быть внимательными при сборке, ЗИС-6 и всех автомобилей на его базе с деревянными кабинами не существовало, так как эта модель выпускалась до 1942 года.

Все эти модели всех фирм являются одной базой, которую создала AER в начале 1990х.

Вторым воплощением ЗИС является модель ЗИС-5В от Белорусской фирмы Elf.
Пользователь добавил изображение
Найти точные сроки начала производства данной модели мне не удалось. Вероятнее всего тоже начало-середина 1990х. Модель выпускалась примерно до 2010-2014 года.
У модели Эльф намного лучше проработана рама, подвеска и капот. В остальном же модель так же требует большой доработке, некоторые из которых просто так не устранить.
С недавнего времени, фирма Еlf, сделала перевыпуск своей модели. На радость или на удивление непонятно. Внутри новой коробки, со сплагиаченной надписью "Лимитированный выпуск" лежит все то же самое. Несмотря на "лимит" в коробку не положили ни новых колес, ни решетки радиатора, ни даже схемы сборки. Пластик кабины и кузова, правда, из ядовито-зеленого стал серым, ходовая же так и осталась черно-глянцевой.
Пользователь добавил изображение
Весьма удручающее изображение на боксарте. Отреставрированный как попало грузовик, который вообще являлся уже не ЗИС-5, а УралЗИС-355, которому приляпали облицовку радиатора от ЗИС-12 и напихали в кузов непонятного барахла, в комплекте его разумеется нет. А вот цена на это аж 3 000 рублей.

Больше автомобили ЗИС-5/6 в 72-м масштабе не производит ни кто.

Готовятся к выпуску несколько модификаций в смоле, но пока показаны только 3D зарисовки.

Афтемаркета к моделям производят так же не так много фирм
Колеса: Комплект ЗИП, Танкоград (сейчас вроде не производит, но по их формам могут выпускать другой производитель), SG-Modelling, Gazoiler (ЕМНИП) и кто то еще.
Решетки радиатора: SG-Modelling (как говорил решетка выше чем нужно и тоньше)
Фототравление: SG-Modelling.
Изменено: Сергей - 09.11.2022 12:46:02
Очень интересная работа и очень полезное исследование по матчасти.

Подборки фотографий по БМ-13 выложил здесь:
https://format72.ru/viewtopic.php?f=9&t=116&start=225

Еще исследования матчасти БМ-13 встречал здесь:
https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=1875
https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=3509

И почему бы не обратиться в изготовлении деталей для замены некорректных к 3D печати? Модель можно было бы серьезно исправить.
Цитата
bearn
Бошьшое спасибо за ссылки!
К 3D я обоими ногами ЗА, но, нет в наличии модели. Все что есть, очень слабое по проработке. Обратился к одному автору,он исполнил ЗИС-5, но там тоже очень много косяков. Думаю в зимнем отпуске попробовать самому порисовать в 3D. Тут всего то и надо что раму и рессоры.
Остальное можно и руками, ну на край можно мосты еще и балку.
А вообще модели PST и ACE мне нравятся тем,что их можно легко доработать. Хороший пластик, толстый в "нужных" местах.
А выпускать полностью целую модель в смоле... сшишком уж дорого.  
Внезапно...
Пролил клей. Почти полностью. То что осталось кончилось моментально, хотя казалось, что хватит надолго. Многое у модели, особенно при доработках и изготовлении новых деталей в таком масштабе клеилось только сверхтекучим. И вот, настал тот "долгожданный" день. Приготовив все к работе, оказалось что клея больше нет. Приобрести удалось только в середине дня в воскресение. Поэтому ничего почти не сделано нового.

Задние крылья
Пришлось переделывать в третий раз. Уменьшение ширины особо не помогло, сильно большие зазоры между колесами и крыльями. Пришлось менять форму. Потом еще раз и еще раз.
Выяснился досадный недостаток, который в глаза вроде бы не бросается если не знать - расстояние между колесами задней тележки получилось разным на одной и другой стороне. В результате сделанные по шаблону крылья смотрятся по разному, собственно благодаря этому и увидел косяк. Отрывать и переклеивать уже поздно. В итоге для сторой стороны сточил заготовку, сделал уже 9-е крыло. В форму попал, в глаза не бросается, но что то не то. Рассматривая фото как музейных так и реальных ни как не мог установить как устанавливалось крыло. Задняя ось тележки стоит более ниже, чем передняя по отношению к раме. И на многих фото видно что вроде как от колес до крыла одинаковой расстояние, т.е. крыло должно стоять под наклоном. Но так установленное крыло смотрится неэстетично со стороны рамы. Установленное под углом к раме выглядит как какая то кустарщина, хотя снаружи выглядит весьма гармонично.
Очень долго прикидывал и так и так. И вроде бы установленные под углом правильно, а "угловатость" скрадет станок, но хотелось все же правильности.
Начал рассматривать модели, там тоже все по разному, кто во что горазд. У многих на моделях продольная ось колес тележки и ось рамы вообще параллельны, что неправильно. Задняя точка рамы у ЗИС-6 должна быть выше на 5%-10% относительно передней.
Кстати, самый "правильный" чертеж Поликарпова (ЕМНИП) на деле оказался самым неправильным
Рисунок
В нем все линии параллельны, а должны сходиться под углом. Иногда такие чертежи действительно выпрямляют по горизонту относительно рамы автомобиля, но в этом случае колеса должны стоять на разных высотах, либо поверхность земли дается под наклоном, как у того же Поликарпова для ГАЗ-ААА http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZAAA_9.jpg

Итак начал прикидывать крылья, разумеется прихватывал их на моделе пластелином и клеем
Рисунок
Если одинаковое расстояние над колесами, то сильно бросается в глаза сход линии крыла к задней части. Если параллельно раме, то разное расстояние между колесами.
Пересматривал и пересматривал фото, искал новые. На многих фото расстояние между передним колесом в тележке и прямой линией крыла явно меньше, чем у заднего, но начиная рассматривать более детально выясняется что переднее колесо на многих фото стоит выше заднего - наехав на неровность или камень (кирпич). Тогда стал смотреть по положению верха крыла относительно рамы, на тех фото, где это хорошо просматривается и сложилось впечатление, что задняя часть вообще выше передней, но при такой постановке крыла получается какой-то madmax-овый хотрод.
В итоге нашел несколько более-менее адекватно стоящих "Катюш" у которых просматривается установка крыла параллельно линии рамы и заднее колесо тележки стоит ниже чем переднее относительно крыла.
Пользователь добавил изображение
Так же было и на машинах с "полукруглыми" крыльями.
Беру за основу этот вариант - "задние крылья устанавливались параллельно раме".
Если кто может доказать обратное - пока не поздно переделать.
Детальный осмотр крыльев принес еще один немаловажный плюс - на прямой части заднего крыла по боку не было отбортовки, только на "свесах". Это хорошо видно на фото. Так же на ней очень хорошо видны заклепки крепления уголков, на которые ложилось крыло, а те в свою очередь были прикручены к раме.

С превеликим удовольствием повыкидывал все новодельные крылья и вернулся ко вторым, с которых срезал свесы. Две полученных центральных части ошлифовал, сымитировал вершины уголков (мне кажется на готовой моделе это будет не видно) и нанес на них по 7 продольных ребер жесткости. Ребра сделал из тянутого литника примерно 0,3 мм в диаметре. Сначала приклеивал центральное ребро, затем центральные в получившихся полях, наконец в каждом из еще получившихся полей еще по одному. Благо нечетное количество подобных элементов способствует ровному и, без дополнительных разметок, аккуратному результату.
Рисунок
Затем, на торцах сымитировал по 4 заклепки - просто приклеил торцами тянутый литник и, после схватывания, откусил кусачками. После полного высыхания клея ошкурю расплюснутые после кусачек торцы, будут копийного диаметра.
На раме сымитировал забытые отбойники, и начала уголков крепления крыльев. Заморачиваться с головками болтов в этом случае уже не стал. Сильно мелко, а в итоге не будет видно. Да еще и нужно снимать тележку ради этого. С отбойниками тоже не стал сильно заморачиваться просто снял у бруска фаску на одном из углов, нарезал 4 прямоугольника и вклеил их на свои места, видно их так же будет плохо и только снизу под косым углом.  
С установкой крыла возникли трудности, поэтому пришлось снять части "уголков" и приклеить их к самому крылу, выдержав прямой угол (насколько это возможно). После чего уже готовое крыло крепить к раме, выставляя его по высоте.
Рисунок Рисунок
И вот теперь уже прикидывая свесы на свои места, все срослось идеально. И форма выдержана и разница растояниий не заметна.
По итогу всей этой "опупеи" на сегодня имею такой результат
Пользователь добавил изображение Рисунок

В свободное от клея время выяснил:
1. Не понравилась чрезмерная толщина выхлопной трубы изготовил новую, осталось высверлить и заменить.
2. Имитация двигателя с левой стороны не совсем точна и не совсем масштабна, снизу будет не видно, но если подсветить фонариком или вспышкой, то некая "куцесть" и пустота станет заметна. Стоит ли оно того или нет не знаю, что то отвлекающее вклеить туда нельзя, будет не натурально. Возможно рулевая колонка что то добавит, посмотрю позже.
3. Имитация креплений трапеции получилась разной, в глаза сильно не бросается, переделывать или нет, пока думаю, сильно не хочется снимать барабаны, скорее всего оставлю как есть
4. Крышу надо стачивать больше. Осмотр фото показал, что сама крыша представляла из себя сплошной металлический щит. И выравнивание "горизонта" это всего лишь пара деревянных клиньев по бокам.
5. Так же на самой крыше стояло три отбойника для переднего щитка и два фиксатора щитка в походном состоянии, на верхней ставне переднего щитка стояло два отбойника. На верхней ставне, вероятно, отбойники они стояли с обеих сторон одни опирались на крышу, другие амортизировали вторую ставню, либо же отбойники были на второй ставне. Этот момент вообще не встречал ни на одной моделе.
Рисунок

Пока все.
Рисунок
Рисунок
Пользователь добавил изображение
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
Цитата
Ditrich
Да, этот валк известный, но там плохо видно. А главное непонятен принцип действия фиксаторов. В этом валке хорошо видно, что ставни лежат на них и на фронтовых фото, там где видно так же, но зачем тогда они сделаны в виде рычагов как на люках непонятно.
Вот тут сам "рычаг" виден хорошо
Пользователь добавил изображение
А принцип его работы непонятен. Хотя на этом фото
Рисунок
рычаг находится за пределами края ставни и механизм фиксации вроде как очевиден. Но на некоторых фронтовых фото ставня лежит поверх этих ручек.
Хотя наверно дело в ракурсе и вот так оно и было в действительности.
Почему форум какие то файлы не уменьшает до превью? Причем ни размер ни место куда их переносишь не играет ни какой роли
Фиксатор нужен для того, что бы фиксировать защиту в походном положении, путем поворота рычага и прижатия листа к демпферам.
Это его конструктивное назначение. На сколько такое устройство было эффективным и требовалась ли защите обязательная фиксация вопрос философский. Скорее всего массы хватало что бы она не откидывалась самопроизвольно, а грохот при движении по пересеченной местности это мелочь по сравнению с возможностью быстро перевести защиту в боевое положение.
Поэтому возможно фиксаторы и не использовались по назначению при переезде на короткие расстояния (с места снаряжения до места пуска).
Машин на марше в хронике почти нет.
Изменено: Ditrich - 14.11.2022 13:01:44
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
Цитата
Ditrich
Спасибо за развернутый ответ! Но это понятно,непонятен саи принцип работы. Хотянаверное как раз край и фиксировал.
Его нужность и эффективность тоже соглашусь,скорее всего просто гасило вибрацию. И на последних выпусках их просто не ставили.

Возник еще вопрос,насколько горячей была реактивная струя и какова "сажесть" продуктов горения?
Это к тому, что стоит ли имитировать следы на раме и кабине?
Судя по градам, там только температурные следы, т.е.закал краски и редко побежалости.
Для М-13 заряд состоял из семи цилиндрических одноканальных шашек с наружным диаметром 40 мм и диаметром канала 3 мм. Длина заряда составляла 550 мм. Заряд изготовлялся первоначально из нитроглицеринового баллиститного пороха Н, а затем из порохов НДК, НМ-2, НМ-4Ш. Масса заряда была установлена равной (7050±35) г, а для порохов НМ-2 и НМ-4Ш.(7130±35) г.

Ну а температура реактивной струи (наверное именно она в данном контексте интересна), "сажесть", термостойкость пигмента и связующего краски, аброзивность трапки которой машину мыли, добросовестность расчета по уходу за матчастью и т.п., вещи эмпирические и зависели от совокупности ряда факторов)))
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
Обратил внимание на заклёпки сверху, судя по всему они находились примерно на границе крепления крыльев к полке...

Спасибо за обзор по ЗИСам...  
Изменено: Ludwig Zwiachowski - 15.11.2022 17:10:37
Это крепление кронштейнов крыльев. Они имели Т-профиль и клепались с двух сторон от среднего ребра - для каждого кронштейна  2 пары крепок сверху крыла, 1 пара на торце.
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Изменено: Ditrich - 15.11.2022 18:59:58
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
Цитата
Ludwig Zwiachowski  Обратил внимание на заклёпки сверху...
Да, они там есть и я их забыл сделать. Спасибо за наблюдательность!
Изменено: Сергей - 16.11.2022 03:31:04
Особых продвижений нет. Опять снимал-ставил задние крылья, подтачивал, "клепал", "завальцовывал"... В итоге из задуманного объема - установлены задние крылья, срезаны проставки на передних крыльях. Сломана и заново воспроизведена рулевая трапеция, подготовлены: заготовка под переднюю поперечину, под кардан, завново сделаны передние пыльники.

Разнообразие колес
Как говорил в самом начале, колеса под ЗИС-5 производят всего 4 производителя, это "Комплект ЗИП", "SG-Modeling", "Танкоград" и вроде бы как планировал "Lancer/Gazoiler". Вроде как выпускал непродолжительное время "Armory", найти не смог, но мне кажется что в их каталоге лет 10 назад были.
Итого, железно есть 3 производителя. Колеса "SG-Modeling" и "Танкоград" примерно одинаковые по размеру. Не знаю почему, но так и не решаюсь вынимать из пакетика колеса  "SG-Modeling" повторно. А вот колеса "Танкограда" я не только вынул но и прикинул к уже собранной моделе.
Мне всегда казалось, что колеса "Комплект ЗИП" немного переразмерены. Одно время по этому поводу даже был нешуточный спор на асе.
Рисунок
Справа "Танкоград" слева "Комплект ЗИП" качество фото плохое, выглядят замыленными, но пролиты колеса хорошо оба варианта. И да!, у "Танкограда" диск действительно волнистый. Хотя производитель заявляет что на окрашенном это не заметно. Не знаю заметно или нет, я так и не сподобился покрасить. Причем это колеса примерно 2013 года, такие же и сейчас на сайте "Танкограда", у меня есть колеса 2009 года и они в точности такие же. Само колесо почти на 2 мм ниже колеса от "Комплект ЗИП".
Прикинутое к модели смотрится каким то рудиментом. Производитель утверждал, что это единственно правильный диаметр колеса. Некоторые моделисты утверждают, что крылья у PST на 1-2 мм находятся ниже. Прикинул колесо на 2 мм выше, в итоге получил дикую пустоту по бокам. А обвод крыла PST полностью ложится в чертежи. Вот колеса "Танкограда" в чертежи ложатся плохо. С очень большой натяжкой в некоторые, прямо под внутренний срез линии. Посмотрел фото реальных авто. Свой вывод я сделал ))))
Рисунок
И к слову, если крылья у базовой модели от PST поднять выше, как считают некоторые моделисты, то колесо от "Танкограда" будет смотреться еще меньше.

Теперь по доступности. Колеса "SG-Modelling" можно заказать на большинстве модельных сайтов, "Танкоград" на их сайте, "Комплект ЗИП" из остатков на модельных сайтех либо на румоделизме, но в виду того, что автор проекта работает один, ассортимент большой, а заказов много, то ожидание заказа может составлять до 2-3 месяцев.
Обратил внимание, одно колесо неправильное....
А что это за ящик с закруглённой выштамповкой?
у вас на Катюше такой будет?
Цитата
А что это за ящик с закруглённой выштамповкой?
Это ящик орудийного ЗИП. Встречался только на ЗИС-6. Форма выштамповки зависела от завода изготовителя.
Изменено: Ditrich - 21.11.2022 15:23:20
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
Страницы: Пред. 1 2 3 След.


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат