Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Этим полукреслом мастерЪ ГамбсЪ начинаетЪ новую партию мебели. 1865. Приветствую уважаемых Коллег! Разрешите пригласить Вас на торжественное мероприятие, посвящённое выходу в свет первой модели из Черноморской серии линкоров - модели линейного корабля «Императрица Мария». Краткая историческая справка.
Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линейных корабля-дредноута, что сразу обеспечило бы ей подавляющее превосходство на Черном море.
Для сохранения баланса сил российское Морское министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота, о чем был сделан 23 сентября 1910 года доклад в Совете Министров. Разработанный на основе доклада и поддержанный председателем Совета Министров П.А.Столыпиным законопроект был принят Государственной думой в марте 1911 года и в мае утвержден императором Николаем II. Из предназначенных для «обновления Черноморского флота» 150,8 млн. руб. на постройку трех линейных кораблей, девяти эскадренных миноносцев и шести подводных лодок выделялось 102,2 млн. руб. (остальные деньги предназначались на усиление средств ремонта и базирования флота). Каждый линкор, как вскоре было уточнено, стоил около 27,7 млн. руб.
А уже 17 октября 1911 года, одновременно с церемонией официальной закладки, новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Екатерина II" (с 14 июня 1915 года - "Императрица Екатерина Великая").
В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария".
Для ускорения постройки их архитектурный тип и важнейшие проектные решения принимались, в основном, по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линейных кораблей типа «Севастополь».
Постройку дредноутов поручили двум частным заводам в Николаеве.
Один, сооруженный в 1897 году и имевший некоторый судостроительный опыт (две серии миноносцев, башни и машины броненосца «Князь Потемкин-Таврический», ряд гражданских и портовых судов), принадлежал многопрофильному Обществу Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), другой, под маркой Русского судостроительного акционерного общества («Руссуд»), только еще создавался на переданной ему в аренду территории бывшего Николаевского казенного адмиралтейства.
Предпочтение было отдано проекту «Руссуда», который «с разрешения» Морского министерства вела группа видных, находившихся на действительной службе корабельных инженеров. Они же продолжили и дальнейшую работу на заводе: полковник Л.Л.Коромальди—в должности главного корабельного инженера «Руссуда», капитан М.И.Сасиновский — начальника Технического (проектно-технологического) бюро, подполковник Р.А.Матросов — одного из назначенных на корабль наблюдающих инженеров. В результате «Руссуд» получил заказ на два корабля, третий (по его чертежам) поручили строить ОНЗиВ (в обиходе — «Наваль»).
Конструкция корпуса и система бронирования «черноморцев» в основном соответствовали проекту балтийских дредноутов, но частично были доработаны с увеличением толщин плит: главного броневого пояса с 225 до 262,5 мм, стенок боевых рубок с 250 до 300 мм, их крыш со 125 до 200 мм, скоса броневой палубы с 25 до 50 мм.
Для лучшего восприятия приведу краткую таблицу. Проектные тактико-технические элементы черноморских и балтийских линейных кораблей
Наименование элементов
Тип «Императрица Мария»
Тип «Севастополь»
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм
12 — 305, 20 — 130
12 — 305, 16 — 120
Торпедное: количество торпедных аппаратов — калибр, мм
4 — 450
4 — 450
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
главный броневой пояс
262,5
225
палубы (верхняя + средняя + нижняя)
37,5 + 25 + 25 (в корме)
37,5 + 25 + 25 (в корме)
скосы нижней палубы
50
25
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Водоизмещение нормальное, т
22600
23000
Главные размерения, м:
длина по КВЛ
168,00
181,20
ширина с броней
27,36
26,90
осадка
8,36
8,30
Скорость хода, уз
21
23
Мощность турбинных установок, л. с.
26000
42000
Для защиты от воздушных целей на "Императрице Марии" на каждой их башен Главного калибра было установлено по одному зенитному орудию КАНЭ (75-мм/50) на станках Меллера.
Надвигающаяся война заставляла, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабочих чертежей одновременно с постройкой кораблей. Обязательство копировать чертежи внутреннего расположения с линкоров типа «Севастополь» не намного облегчало работы: из-за различия в размерах («Императрица Мария» была короче на 13 м и шире на 0,4 м) почти все чертежи приходилось переделывать заново.
Сказывалось на ходе работ и то, что заводы впервые строили такие крупные корабли, и столь характерные для отечественного судостроения «усовершенствования» выполнялись уже в ходе постройки. Они привели к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался (очевидно, от утолщения палубы в носовой части) и досадный дифферент на нос, иначе говоря, корабли «сели свиньей». По счастью, подъем палубы в носу (на 0,6м) это скрадывал.
В этой лихорадке, когда проектные и достроечные работы сошлись в трудноразделимом клубке противоречий, решения приходилось принимать далеко не оптимальные, а об усовершенствованиях уже нельзя было и думать. Редким, наверное, в этот период исключением стали переделки ходовых мостиков «Марии», о чем настойчиво ходатайствовал ее командир капитан 1 ранга К.А.Порембский. Настойчивость К.А.Порембского, поддержанного командующим флотом А.А.Эбергардом, лично удостоверившимся в неудобствах управления кораблем (даже «адмиральская конура» вблизи рубки не имела отопления), заставила кое-что усовершенствовать. Мостики «Императрицы Марии», более полно развитые, чем на других кораблях, приобрели необходимое функциональное назначение.
По контракту от 31 марта 1912 года, подписанному Морским министерством с заводом «Руссуд» (предварительный наряд был выдан 20 августа 1911 года), «Императрицу Марию» следовало спустить на воду не позднее июля, а «Императора Александра III» — в октябре 1913 года. Полная их готовность (предъявление к приемным испытаниям) планировалась к 20 августа 1915 года, еще четыре месяца отводилось на сами испытания. Такие высокие темпы, не уступавшие темпам передовых европейских предприятий, были почти что выдержаны: завод, сам продолжавший строиться, спустил «Императрицу Марию» на воду 19 октября 1913 года. Это был день большого торжества Черноморского флота, начало его новой эры.
Спуск дредноута стал центральным событием двух чрезвычайно насыщенных дней 17 и 18 октября. Торжества в присутствии прибывшего из столицы морского министра И.К.Григоровича и пришедших из Севастополя кораблей — крейсера «Кагул», яхты-крейсера «Алмаз» и канонерской лодки «Терец» — проходили по особому церемониалу. 30 июня 1915 года "Императрица Мария" впервые появилась на Севастопольском рейде. И ликование, охватившее в тот день город и флот, было сродни, наверное, общей радости тех счастливых дней ноября 1853 года, когда на тот же рейд после блистательной победы у Синопа возвращалась под флагом П.С.Нахимова 84-пушечная «Императрица Мария». И как отголосок тех славных событий звучали слова приветственной телеграммы, в которой верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич напутствовал новый корабль пожеланием продолжить «традиции своего славного предка в Синопском сражении». Весь флот с нетерпением ожидал того момента, когда «Императрица Мария», выйдя в море, выметет за его пределы изрядно осточертевшего «Goeben» (получившего после фиктивной продажи Турции наименование «Султан Селим Явуз», этого, на флотском жаргоне, «дядю» с его не менее надоедливым «племянником» — крейсером «Breslau» («Мидили»). Почти сразу зародилась и собственная корабельная традиция — прослужившего на корабле значительное время офицера награждать особой выделки саблей с накладным на эфес эмалевым изображением иконы Святого Николая Угодника (его выполнил мичман Г.Р.Вирен) и гравировкой названия корабля на клинке. Устав о сабле, разработанный кают-компанией корабля, был одобрен командующим флотом и утвержден морским министром.
С 9 по 23 июля 1915 года «Императрица Мария» находилась в сухом доке Императора Николая II в Панаиотовой балке (ныне Северный док). На корабле осмотрели гребные винты, дейдвуды, кингстоны, провели очистку и окраску обшивки бортов и днища патентованным составом "Моравия" против обрастания (этот состав имел тёмно-зеленый оттенок, что и придало кораблям Черноморского флота характерную цветовую гамму).
Дредноуты по-прежнему оставались без очевидно необходимой конструктивной защиты. Против мин заграждения испытывали фортралы, против торпед — сети. Устройство их постановки и автоматической уборки устанавливалось в соответствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. В крайнем случае, для форсирования минных заграждений впереди дредноутов предполагалось пустить «Синоп» и «Ростислав», для которых уже готовили защитные кессоны.
Но….. На рассвете 7-го (20) октября 1916 года Севастополь был разбужен серией взрывов на внутреннем рейде. Терпел катастрофу линейный корабль «Императрица Мария» — первый из трёх черноморских дредноутов, вступивший в строй в ходе идущей Мировой войны.
Версий взрыва на корабле было (да и сейчас) – предостаточно. Однако:
В 1933 году - уже советская! - контрразведка арестовала в Николаеве некоего Вермана – главу германской разведгруппы на судостроительных заводах. В ОГПУ Верман дал показания, что готовил диверсии на строящихся военных кораблях. Он также признался, что руководил разведсетью еще в период 1-й мировой войны. Агенты Вермана работали на ремонтирующихся судах в Севастополе.
Накануне гибели линкора Верман был депортирован из России, а спустя 4 года награжден в Германии Железным крестом...
Любопытно, что приказ вывести из строя или уничтожить «Императрицу Марию» получал от немецкой разведки и агент «Шарль», на самом деле являвшийся сотрудником русской контрразведки. И все же прямых доказательств причастности германской агентуры к гибели линкора долгое время не было.
Но в конце Отечественной после падения Кёнигсберга в архивах Абвера был, в том числе, обнаружен любопытный снимок:
Известный снимок - пожар на "Марии" после взрывов, но в то же время любопытный во многих аспектах:
1. Точка съемки.
2.Техника съемки.
Этот снимок сегодня широко растиражирован в Сети, но - с одной особенностью - он является в "интернет-варианте" - моно-снимком. На самом же деле - это - СТЕРЕО-снимок.
Подобная техника использовалась фотографами в начале века точно. Называлась она - "бинокулярная панорамная фотография". Был даже изобретён "специальный "прибор" для их просмотра. Длинная, сантиметров 45 рейка, внизу которой - рукоять для удержания, на одном конце рейки - некоторое подобие оптических очков с линзами, а на другом - подвижная каретка с рамкой-держателем, куда вставляется фотография.
Вставляешь фото, приближаешь-отдаляешь в зависимости от своего зрения к "очкам" - и возникает подобие стереоизображения...
Именно таким и является обнаруженный в Кёнигсберге снимок пожара на "Марии".
Подобная техника съемки требовала не только тщательного сопряжения точки "стерео-эффекта" двумя объективами, но и "заранее разведанной, выбранной и подготовленной позиции" - к съемке нужно было долго готовиться и тщательно выбирать место и ракурс. Но - для этого нужно было ЗНАТЬ, что и когда произойдет в этой точке, в это время.
То есть - фотографу, снимок которого потом очутился в архиве Абвера, нужно было знать, что в это время и в этом месте должно было что-то произойти экстраординарное...
При опрокидывании линкора во время катастрофы многотонные башни 305-мм орудий корабля сорвались с боевых штыров и затонули. Незадолго перед Великой Отечественной войной эти башни были подняты эпроновцами,
При создании ж/д транспортеров ТМ-3-12 в дело пошли 305-мм станки и некоторые другие механизмы, снятые с трехорудийных башен "Императрицы Марии", а также электродвигатели, которые демонтировали при модернизации погребов линкора "Парижская коммуна".
На знаменитой 30-й береговой батарее (ББ№30) на вооружении находились четыре 305-мм орудия в 52 калибра длиной. Из них три (№142, 145 и 158) имели удлиненную камору Военного ведомства (марка орудия «СА»). Четвертое орудие (№149), имело укороченную на 220 мм камору, как у орудий Морского ведомства (марки «МА»). Это выявилось только при испытательных стрельбах в 1934 г. Именно эта пушка №149 и была снята с "Императрицы Марии". Снята первой, еще в 1928-м или в 1929 годах.
И ввиду того, что разнотипность орудий особого влияния на рассеивание при залповой стрельбе не оказала, комиссия по приемке батареи решила оставить пушку на месте, но использовать для нее специально подобранные по весу заряды. Судьба командиров. В августе 1916 года произошла смена командиров линкора. Князь Трубецкой был назначен начальником минной бригады, а в командование «Императрицей Марией» вступил капитан 1 ранга Иван Семёнович Кузнецов. После гибели линкора он был отдан под суд.
Приговор о его наказании должен был вступить в силу после окончания войны. Но грянула революция, и матросы вынесли свой приговор: бывший командир «Императрицы Марии» без суда и следствия вместе с другими офицерами Черноморского флота был расстрелян 15 декабря 1917 года на Малаховом кургане. Там же и закопан неизвестно где.
Модель.
Модель строилась с нуля.
Выкройки для изготовления каркаса корпуса для модели мне любезно предоставил Алексей Коломийцев.
А при изготовлении всех остальных конструкций пользовался литературой и Интернетом.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- AJ-Press - Encyklopedia Okretow Wojennych 30 - Pancerniki typu Impieratrica Maria
- Корабли Отечества, выпуск 02. "Линейные корабли типа "Императрица Мария"" (библиотека Гангут -СПб, 1993)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Дредноуты Черного моря" (Новороссийск, 1998)
- Виноградов С.Е. "Последние исполины" (СПб, 1999)
- Виноградов С.Е. "Линейный корабль 'Императрица Мария"" (СПб, 2000)
- Виноградов С.Е. "Императрица Мария" - возвращение из глубины (СПб, 2002)
- Мельников Р.М. "Линкоры типа "Императрица Мария"" (Мидель-шпангоут №81, 2003)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Линкор "Императрица Мария". Главная тайна Российского флота" (М:Эксмо, 2010)
Частично эта информация использовалась мной как справочный материал, а некоторые цитаты из перечисленной литературы и с вышеуказанных сайтов - использованы мной при составлении данной пояснительной записки.
И, конечно же, огромную помощь при создании модели оказали фотографии, как самого корабля, так и его моделей, построенных в разное время и разными людьми.
Как и при строительстве предыдущих моделей, под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
Башни ГК были взяты из остатков от моих моделей "Севастопольской" серии.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Корпус – стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой.
Палуба - мелкорадиальный шпон толщиной всего 0,4мм, Основание из пластика 0,75мм,
А дальше пошло, очевидно, самое интересное из всей этой стройки: нанесение на палубу полос из мюнц-металла, которые предотвращали отрыв палубного настила при стрельбе из орудий Главного калибра.
Полосы из мюнц-металла наносил на палубу как и ранее - акриловой краской при помощи масок.
Окраска модели – акрил.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу: http://karopka.ru/forum/forum190/topic20238/
В заключение хочу сказать следующее: модель мной представлена по состоянию на начало 1916 года.
И ещё.
Многие нюансы из создания, конструктивных особенностей и службы этих красивых кораблей, я приберёг «на потом». Ведь предстоят ещё рассказы и об остальных моделях кораблей Черноморской серии. Надеюсь, что в скором времени Вы их увидите. В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.
Видела модель в живую, вокруг нее можно ходить часами! Ювелирная работа и колоссальный труд!
А бушприт - это архаизм или он имел практическое назначение?
Алексей, прими мои поздравления с прекрасной моделью и Серебром на Чемпионате России!
Это твой первый Черноморец и думаю следующие будут только лучше и краше!
Постройка была на редкость интересной с исторической точки зрения!
Фотосессия, действительно, проходила в разное время, разными людьми, разными фотоаппаратами и в разной обстановке..... собрал в кучу наилучшее из получившегося "салата".
Санкт-Петербург Возраст неизвестен На сайте с 16.08.2010
Алексей, помнится, когда-то я восхищался твоей "Бородинской четвёркой"...
И вот - "Мария". Вот уж точно - от простого к сложному. Моё мнение - Маша лучшее, что я у тебя видел, может и из-за цвета корпуса - приятен глазу (моему уж точно).
Поздравляю с МОДЕЛЬЮ! Как же хочется собрать этот линкор...
С уважением, Юрий.
Адмирал, примите и мои поздравления с отличной моделью.
И низкий поклон как самоделу. Прекрасно выполненная модель.
Хорошо отработали поисковый материал по истории корабля.
Правда есть у меня один вопросик по модели. Может чего-то я не до понимаю. Вопрос касается минных выстрелов, а точнее их такелажа. Обычно на моделях этого периода минные выстрелы приклеивают к корпусу и тем самым как бы все заканчивается. Ну в лучшем случае устанавливают еще топенанты по боевому, в виде провисших фалов. Вы пошли дальше. У Вас показаны на модели, даже Тали (упрощенно, конечно) и их лопари, как кормовые, так и носовые. Но почему-то не установлены (не показаны) сетевые леера, без которых вся конструкция противоминных сетей не работает. То есть, не уставить их и не убрать. Удивлен, что Борис упустил этот момент. Он ведь очень дотошный во всем. Чем Вы это можете объяснить, отсутствие сетевых лееров?
Ну а в общем, целом, конечно галерея. Однозначно.
С уважением, Старпом.
Прекрасная модель! Поздравляю. Мне очень понравилась, хоть к дредноутам я несколько прохладен. Тем не менее, представляя сколько было затрачено труда, респект, однозначно. Имхо даже не на что придраться. Действительно в галерею и без вопросов. Уже хочу добавить в избранное )
Правда сказку Вашу я ещё до конца не осилил. Но читаю понемножку. Узнал много всего полезного. И за это тоже огромное спасибо!
К слову, вопрос по матчасти:
А где на "черноморцах" хранились противоторпедные сети? Я так понимаю полок вдоль бортов в то время уже не было...
Алексей! Поздравляю с прекрасной моделью и очень красивой работой над ней. Читал, смотрел, запоминал многое из твоей стройки. Все было красиво и очень подробно. Самодел. Это удел моделистов отдельного склада, смелых, отчаянных и страстных, людей обладающих внутри особым огнём, который толкает их на огромную работу и грандиозные трудности, но им все нипочём, поскольку цель - построить именно ЭТУ модель, дорога к ней и в итоге сама модель живая и настоящая - это самая желанная награда. Ты молодец, ты справился и показал в очередной раз класс мастерства. Это было оценено и на ЧР, серебро твоё это как платина если знать кто и с чем был впереди тебя :). Ну и здесь каробчане дали высокую оценку итогу твоего труда.
Поздравляю ещё раз и желаю тебе не терять этот огонь и идти только вперёд по велению твоего сердца. А мы постараемся всегда быть рядом.
Доброго здравия Алексей!
Присоединяюсь к поздравлениям коллег!
До чего же красив корабль получился!!!
и это на таких плохеньких фото.... а в живую наверное вообще глаз не оторвать.... Шедевр из разряда эталонных музейных работ!!!
И описание, ну прямо как хорошую книжку прочитал!!!
А по сему, примите и мои скромные три по сто и вагон
белых шаров!!!
Удачи в допиле остальных кораблей этой серии!
Ну вот, стоило только на ночь отойти от компьютера (спать ведь тоже иногда надобно...), как тут появились такие комментарии, что чуть слезу не прошибает....
Спасибо Вам, Коллеги, за такую высокую оценку представленной модели (хотел было написать - "за оценку моего труда".... но какой же это "труд", - это получение неимоверного наслаждения при работе над моделью, и огромное чувство неудовлетворённости, т.к. сейчас прекрасно начинаю понимать, что мог бы всё сделать НАМНОГО лучше....).
Цитата: Но почему-то не установлены (не показаны) сетевые леера, без которых вся конструкция противоминных сетей не работает. То есть, не уставить их и не убрать.
Отвечу честно: никогда не задумывался над принципом работы системы противоминной защиты кораблей. И что такое "сетевые леера"...... не знаю. Каюсь, но это так.
Устройство для постановки и автоматической уборки противоминного заграждения монтировалось на кораблях в соответствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. Но никаких материалов по этому патенту я в Интернете не нашёл. Хотя и искал....
Цитата: А где на "черноморцах" хранились противоторпедные сети? Я так понимаю полок вдоль бортов в то время уже не было...
Скорее всего ни просто сворачивались и притягивались к борту какими-либо хомутами.
Точных сведений у меня также нет.
Позвольте мне снова воспользоваться служебным положением и, поскольку в предыдущих комментариях не было ни слова сказано про Песчаную отмель, дать команду на разведение паров в котельном отделении моей модели, шары у меня уже заранее (вот какой я нескромный человек)....) были подняты на половину расстояния между реем и мостиком ("Шары на средний")..... так что "средний ход" в Галерею!
Комментарии
71 год
На сайте с 26.10.2009
Про остекление иллюминаторов - совсем вылетело из головы.... а ведь было в планах.
Ладно, завтра же исправлю.
С Уважением, Алексей.
На сайте с 06.02.2014
А бушприт - это архаизм или он имел практическое назначение?
71 год
На сайте с 26.10.2009
А бушприт - это архаизм или он имел практическое назначение?
Нет, это не архаизм...... это один из способов противоминной защиты.
Подробнее всего с таким методом можно ознакомиться вот здесь
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5346
С Уважением, Алексей.
62 года
На сайте с 17.02.2014
43 года
На сайте с 03.12.2013
На сайте с 07.10.2007
Блин!
Про остекление иллюминаторов - совсем вылетело из головы....
Ладно, завтра же исправлю.
С Уважением, Алексей.
Придётся подтвердить фотографией. )))
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Это твой первый Черноморец и думаю следующие будут только лучше и краше!
Постройка была на редкость интересной с исторической точки зрения!
45 лет
На сайте с 15.01.2011
Корабль хорош, слов нет! Мои поздравления! Немного подкачала фотосессия, к сожалению. Такое ощущение, что с разных фотоаппаратов и в разное время.
Дальнейших успехов и побед!
C Уважением, Евгений.
34 года
На сайте с 15.11.2011
71 год
На сайте с 26.10.2009
Фотосессия, действительно, проходила в разное время, разными людьми, разными фотоаппаратами и в разной обстановке..... собрал в кучу наилучшее из получившегося "салата".
Не обессудьте.
С Уважением, Алексей.
Возраст неизвестен
На сайте с 16.08.2010
И вот - "Мария". Вот уж точно - от простого к сложному. Моё мнение - Маша лучшее, что я у тебя видел, может и из-за цвета корпуса - приятен глазу (моему уж точно).
Поздравляю с МОДЕЛЬЮ! Как же хочется собрать этот линкор...
С уважением, Юрий.
73 года
На сайте с 21.08.2015
И низкий поклон как самоделу. Прекрасно выполненная модель.
Хорошо отработали поисковый материал по истории корабля.
Правда есть у меня один вопросик по модели. Может чего-то я не до понимаю. Вопрос касается минных выстрелов, а точнее их такелажа. Обычно на моделях этого периода минные выстрелы приклеивают к корпусу и тем самым как бы все заканчивается. Ну в лучшем случае устанавливают еще топенанты по боевому, в виде провисших фалов. Вы пошли дальше. У Вас показаны на модели, даже Тали (упрощенно, конечно) и их лопари, как кормовые, так и носовые. Но почему-то не установлены (не показаны) сетевые леера, без которых вся конструкция противоминных сетей не работает. То есть, не уставить их и не убрать. Удивлен, что Борис упустил этот момент. Он ведь очень дотошный во всем. Чем Вы это можете объяснить, отсутствие сетевых лееров?
Ну а в общем, целом, конечно галерея. Однозначно.
С уважением, Старпом.
44 года
На сайте с 15.03.2016
Прекрасная модель! Поздравляю. Мне очень понравилась, хоть к дредноутам я несколько прохладен. Тем не менее, представляя сколько было затрачено труда, респект, однозначно. Имхо даже не на что придраться. Действительно в галерею и без вопросов. Уже хочу добавить в избранное )
Правда сказку Вашу я ещё до конца не осилил. Но читаю понемножку. Узнал много всего полезного. И за это тоже огромное спасибо!
К слову, вопрос по матчасти:
А где на "черноморцах" хранились противоторпедные сети? Я так понимаю полок вдоль бортов в то время уже не было...
60 лет
На сайте с 29.10.2010
Поздравляю ещё раз и желаю тебе не терять этот огонь и идти только вперёд по велению твоего сердца. А мы постараемся всегда быть рядом.
На сайте с 16.09.2013
Присоединяюсь к поздравлениям коллег!
До чего же красив корабль получился!!!
и это на таких плохеньких фото.... а в живую наверное вообще глаз не оторвать.... Шедевр из разряда эталонных музейных работ!!!
И описание, ну прямо как хорошую книжку прочитал!!!
А по сему, примите и мои скромные три по сто и вагон
белых шаров!!!
Удачи в допиле остальных кораблей этой серии!
71 год
На сайте с 26.10.2009
Спасибо Вам, Коллеги, за такую высокую оценку представленной модели (хотел было написать - "за оценку моего труда".... но какой же это "труд", - это получение неимоверного наслаждения при работе над моделью, и огромное чувство неудовлетворённости, т.к. сейчас прекрасно начинаю понимать, что мог бы всё сделать НАМНОГО лучше....).
Цитата:
Но почему-то не установлены (не показаны) сетевые леера, без которых вся конструкция противоминных сетей не работает. То есть, не уставить их и не убрать.
Отвечу честно: никогда не задумывался над принципом работы системы противоминной защиты кораблей. И что такое "сетевые леера"...... не знаю. Каюсь, но это так.
Устройство для постановки и автоматической уборки противоминного заграждения монтировалось на кораблях в соответствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. Но никаких материалов по этому патенту я в Интернете не нашёл. Хотя и искал....
Цитата:
А где на "черноморцах" хранились противоторпедные сети? Я так понимаю полок вдоль бортов в то время уже не было...
Скорее всего ни просто сворачивались и притягивались к борту какими-либо хомутами.
Точных сведений у меня также нет.
С Уважением, Алексей.
71 год
На сайте с 26.10.2009
Позвольте мне снова воспользоваться служебным положением и, поскольку в предыдущих комментариях не было ни слова сказано про Песчаную отмель, дать команду на разведение паров в котельном отделении моей модели, шары у меня уже заранее (вот какой я нескромный человек)....) были подняты на половину расстояния между реем и мостиком ("Шары на средний")..... так что "средний ход" в Галерею!
Пожелайте модели удачного плавания!
С Уважением, Алексей.
Возраст неизвестен
На сайте с 16.12.2011
с уважением, Василий
55 лет
На сайте с 17.05.2008
На сайте с 30.12.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий