Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию очередной долгострой, работа над которым заняла у меня около трех лет. Как обычно это будет сверхзвуковой перехватчик СССР в масштабе 1/48. На этот раз Су-9. В качестве прототипа был выбран Су-9 13й серии из экспозиции музея под открытым небом "аллея МиГов" на территории аэродрома Гидропорт, г. Одесса, который мне посчастливилось детально изучить в 2021 году. Данный борт нес боевую службу в составе 136 истребительного авиаполка (аэродром Кировское, Крым) куда он попал из 941 ИАП в Килпъявре, что под Мурманском. С выбором набора все максимально просто: никто не выпускает Су-9 в этом масштабе, кроме Trumpeter'a (02896). Дополнительно использовал афтермаркет: Amigo Models (форсажная камера и сопло двигателя АЛ-7Ф (48017), ПТБ с балочными держателями, БАНО), Advanced Modeling (Ракеты РС-2-УС (48200)), Eduard/Brassin (катапультируемое кресло КС-4 (648024)), QuickBoost (воздухозаборники (48677) и антенны (48679)), Master (штанги ПВД и пусковых устройств (AM-48-120)), Mini World (элементы воздухозаборника (A4833)), ResKit (колеса (RS48-0245)). Впрочем, далеко не все эти дополнения были в конечном счете применены по прямому назначению. Кроме того, в процессе работы над этим проектом мне пришлось освоить 3d моделирование, разработать декали и небольшой набор афтермаркета (Amigo Models: 1/48, воздухозаборники для Су-9 поздних серий выпуска). При первом ознакомлении с набором от Trumpeter'a у меня создалось впечатление (как оказалось, ложное), что это будет простая стройка. Модель изготовлена по чертежам В. Панькова, опубликованным в журнале М-Хобби и вполне неплохо им соответствует в плане общей геометрии. Вместе с тем, она воспроизводит ранний Су-9, в то время как борт из Кировского представляет собой машину поздних серий модифицированную в строю под возможность установки ракет Р-55 с ТГСН. Я не буду перечислять здесь всех неточностей и проблем данного набора. Просто укажу, что в нем не было элемента, который не потребовал бы глубоких переделок или полной замены. Наиболее критичные из них и, как по мне, невозможные к использованию, это элементы воздухозаборика, кабина, стойки и колеса шасси, вооружение с пилонами, подвесные топливные баки с балочными держателями, двигатель, а также все мелкие наружные элементы (антенны, штанги ПВД, воздухозаборники и пр.). Таким образом, из набора для дальнейшей работы я взял фюзеляж, консоли крыла с закрылками и элеронами, стабилизаторы, киль, фонарь, фюзеляжные и главные крыльевые щитки основных стоек шасси. В процессе ознакомления с прототипом мне удалось получить информацию по внутреннему устройству самолета и захотелось полностью воспроизвести воздушный канал. Для этого потребовалось изготовить сам канал, входное устройство двигателя и кабину с нишей переднего шасси и центральным телом воздухозаборника. Воздушный канал состоит из двух симметричных половин, сделанных из армированной тканью эпоксидной смолы по изготовленной из полимерной глины модели. После подгонки к двигателю и сращению с фюзеляжем он был надежно фиксирован в корпусе. Основой для двигателя послужила форсажная камера АЛ-7Ф от Amigo Models. Его передняя (компрессорная) часть строилась по доступным фотографиям и чертежам. Кабина, передняя ниша шасси и центральное тело воздухозаборника в наборе от Trumpeter'a даны тремя отдельными деталями, каждая из которых имеет мало общего с прототипом. Кроме того, у реального Су-9 они представляют собой единый элемент, окруженный с двух сторон воздушным каналом. Из листового пластика я сделал кабину, и находящуюся под ней переднюю нишу шасси. Для центрального тела воздухозаборника были использованы металлические детали от набора Mini World, скопированные для удобства обработки в смоле. Впрочем, как выяснилось впоследствии, центральное тело воздухозаборника из этого набора имеет неверную форму. Пришлось смоделировать новый корректный конус в Solid Works и установить его на модель. Кабина и ниша шасси дополнялась сделанными вручную деталями из пластика, металла и проволоки, а также напечатанными на фотополимерном принтере боковыми панелями инструментов, разъемами электрических кабелей, резервными авиагоризонтом, прицелом, ручкой управления самолетом и пр. Расшивка и мелкие наружные детали в целом неправильные. Я сохранил несколько линий расшивки на фюзеляже, но удалил все на крыле, стабилизаторах и киле. После сглаживания поверхности и нанесения новой расшивки/клепки самолет был собран воедино. В принципе, на этом этапе не возникло особых проблем. Крыло и киль хорошо стыкуются к фюзеляжу под нужным углом. Шасси. Отмечу, что мне понравилось как инженеры Trumpeter'a сделали характерную выштамповку на внутренней стороне ниш основных шасси. Она выглядит вполне аутентично и практически не потребовала изменений. В остальном, ниши, кроме общих обводов, были полностью переделаны. Также пришлось сделать заново основные стойки шасси, так как детали из набора даны слишком грубо и во многих аспектах неправильно. В общем, изготовить новые стойки, предварительно изменив угол установки траверсы, оказалось рациональнее, чем пытаться исправить имеющиеся. Штоки амортизаторов и штоки уборки шасси сделаны из стальных игл большого диаметра, которые также выступают в качестве армирующих элементов. На Су-9 каждая из ниш основного шасси закрывалась тремя щитками: одним фюзеляжным и двумя крыльевыми. Фюзеляжные и основные льевые щитки, после стачивания обшивки и некоторых модификаций, были взяты из набора. Дополнительные крыльевые щитки пришлось сделать самостоятельно. Несколько более сложные в плане геометрии и деталей щитки передней ниши были смоделированы в 3d. ПТБ и вооружение. Су-9 штатно оснащались подвесными топливными баками, применение которых предполагалось как для рутинных полетов, так и для перехвата. В наборе Trumpeter'a даны ранние ПТБ, отдаленно напоминающие таковые на машине из Монино. Кроме того, с баками идут неверные по форме и пропорциям балочные держатели. Для своей модели я применил отличные "сверхзвуковые" баки и держатели БД3-59 производства Amigo Models. Ракеты и пусковые устройства из набора также имеют мало общего с прототипом. АПУ пришлось сделать самостоятельно. В качестве замены ракет как раз пригодились недавно выпущенные РС-2-УС от Advanced Modeling. На Су-9 из Одессы наружные пилоны (АПУ-20Д) были доработаны для подвески ракет Р-55 и он, как все доработанные машины, должен был штатно оснащаться парой РС-2-УС и Р-55. Это, впрочем, не отменяет того, что самолет мог нести исключительно радийные ракеты. На свою модель я установил четыре РС-2-УС, крепящихся к пилонам на штифтах. Ближе к финалу сборки я снова обратился к кабине. Был установлен на место козырек и сдвижная часть фонаря (СЧФ). Последняя, кроме того что имеет несколько неверную форму, также в наборе воспроизводит ранние Су-9 с развитым остеклением. Начиная со средних серий, Су-9 оснащались СЧФ с остеклением уменьшенной площади. Это пришлось исправить в модели, а также переточить заднюю часть СЧФ. Внутри были добавлены все необходимые элементы, включая патрубки обдува стекла, ручки, тяги, задние стенки со штангой открывания и пр. Два кронштейна с импровизированными роликами встают в рельсы на боковых стенках кабины и СЧФ смещается по ним вперед-назад, как у прототипа. Отдельным элементом модели стало кресло. На Су-9 13й серии это КС-3. В наборе кресло даже близко не напоминало КС-3. Я приобрел несколько наборов афтермаркета, с разной степенью успешности копирующие КС-4 (Neomega, ResArm, Eduard), но в итоге понял, что кресло также нужно делать самостоятельно. Смоделированное в Solid Works и распечатанное кресло КС-3 с привязной системой от Eduard'а было установлено в модель. Заодно, я сделал КС-4 и КС-4-С-32 для следующих проектов. Су-9 практически не окрашивались. Везде, кроме зеленых радиопрозрачных элементов и поверхностей, окрашиваемых эмалью на основе алюминиевой пудры, самолеты покрывались прозрачным лаком и сохраняли цвета "натурального металла". Я попытался максимально точно и корректно воспроизвести т.н. "панельный эффект" на своей модели для чего использовал металлики Gunze, Tamyia, АКАН, а также очень ограниченно AK Interactive Xtreme Metal и Sunin. Кроме того, панели с разными отражающими свойствами покрывались лаками разной степени глянцевости/матовости. К сожалению, этот эффект практически не заметен на фото, сделанными в заливающем свете фотобокса. Для этого проекта я разработал декали, представляющие несколько бортов Су-9/11, а также технические надписи. При печати последние получились не очень хорошо. В итоге все технические надписи синего цвета были нанесены вручную. На реальных Су-9 они сравнительно быстро исчезали в процессе эксплуатации. Этот эффект также был воспроизведен на модели. Следы эксплуатации/выветривания/старения практически отсутствуют на фото как относительно новых, так и активно летавших машин. Поэтому я решил ограничиться лишь легким "везерингом". В заключении еще раз отмечу, что это был непростой для меня проект. Я благодарю всех сопричастных друзей и коллег (в частности, Михаила Путникова, коллектив Amigo Models/Advanced Modeling, Игоря Емашева и др.), а также сотрудников аэродрома Гидропорт, которые содействовали во всестороннем изучении и документировании этого замечательного самолета. Также я благодарю Павла Беляшева (Amigo Models) помогавшего мне в освоении 3d моделирования и подготовке готовых изделий. Особая благодарность Валерию Панькову. Без его интереса, глубоких знаний и помощи эта модель никогда бы не получилась в её настоящем виде.
Цитата: Цитата:Мне кажется прототип уступает модели по качеству исполнения, детализации и вообще, какое то колдунство!!!)
Да вообще...Грешно так издеваться... Я только-только собирался вернуться в моделизьм, достать из коробки и сдуть вековую пыль с арографа, как тут такой удар под дых! ))
Наконец-то добрался до компьютера фотографии посмотреть, на телефоне такое смотреть это кощунство. Безусловно высший пилотаж, поздравляю!
Су-9 делать вряд ли когда буду, но фото все скачал. Уже пора на компе отдельную папку создавать "Максим Синица"))
Комментарии
51 год
На сайте с 17.08.2010
Максим , это шедевр! ну впрочем другого и не ожидалось!! Видел весь процесс в живую))
ага
На сайте с 24.12.2023
С Уважением, Андрей.
На сайте с 08.02.2016
30 лет
На сайте с 04.11.2015
На сайте с 04.03.2012
При всей шикарности модели, её представление, т.е. фото, ещё лучше!
На сайте с 01.03.2023
55 лет
На сайте с 04.08.2011
64 года
На сайте с 06.05.2013
72 года
На сайте с 28.03.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 31.10.2019
Цитата:Мне кажется прототип уступает модели по качеству исполнения, детализации и вообще, какое то колдунство!!!)
Да вообще...Грешно так издеваться... Я только-только собирался вернуться в моделизьм, достать из коробки и сдуть вековую пыль с арографа, как тут такой удар под дых! ))
:)
На сайте с 31.10.2019
На сайте с 18.03.2018
Су-9 делать вряд ли когда буду, но фото все скачал. Уже пора на компе отдельную папку создавать "Максим Синица"))
40 лет
На сайте с 16.08.2019
Возраст неизвестен
На сайте с 17.04.2022
56 лет
На сайте с 29.07.2010
62 года
На сайте с 30.06.2009
49 лет
На сайте с 17.11.2018
очень впечатляет и побуждает как пример к работе над моделью
поздравляю!
утащил в избранное
49 лет
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 31.10.2019
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий