Регистрация Вход · Почистить куки

Як-28П

Производитель:
BOBCAT, Amigo Models, Armory, Eduard, Begemot
Дата размещения:
5 сентября 2020 года, 15:30
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Реактивная
Год выпуска:
после 1960
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:48

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Як-28П является, пожалуй, одной из самых неоднозначных машин в составе ПВО СССР. Построенный в количестве 435 экземпляров он вплоть до конца эксплуатации так и не устроил ВВС и официально не принимался на вооружение. Самолет страдал набором характеристик негативно влиявших на его боевые и эксплуатационные свойства и, кроме впечатляющей скороподъемности, возможности барражирующего полета и несколько лучших возможностей по селекции и перехвату низколетящих целей, ЯК-28П не выделялся на фоне других машин ПВО СССР, особенно Су-15, которому он уступал почти во всем. Запомнился же Як-28П единственным боевым эпизодом 13 марта 1967 по перехвату угнанного Ан-2 и многочисленными авариями, хотя по отзывам пилотов и техников, которые его любили, был хорошей машиной.

Для меня Як-28П интересен, прежде всего, своими конструктивными особенностями и совершенно потрясающим внешним видом в котором сочетаются наследие от Як-25 и Як-27 и современные для 60х гг. технологические решения. Как заметил Чарьз Ландрум (Charles Landrum) в своем обзоре "this was a Soviet interceptor from the 1960s and 1970's that had that classic Soviet propaganda appearance".


Немного о модификациях и номенклатуре


На протяжении всего периода эксплуатации Як-28П постоянно модифицировался. Значительная часть этих модификаций затрагивала внутреннее оборудование самолета и, в общем, не так важна для нас моделистов. Модификации внешнего вида машины хоть и были не так многочисленны, но формировали его весьма характерный внешний вид. По мере изучения материалов по данному самолету я обнаружил, что разные источники по-своему интерпретируют модификации серийных машин, что, кстати, нашло отражение и в модельных китах (например, "Yak-28P" от Hobby Boss и "Як-28ПМ" от Амодел изображают один и тот же самолет). Во многом такая путаница возникла из-за постепенного характера самих изменений, вносимых в конструкцию самолета. Как правило, строевые машины представляли собой смесь из новых агрегатов и деталей, унаследованных от предыдущих модификаций. Здесь я бы хотел поделиться с моделистами результатами своих изысканий. Думаю, что они могут быть полезны для начинающего моделиста решившего выбрать прототип для копирования. В дальнейшем я буду пользоваться номенклатурой модификаций Ефима Гордона (Авиация и время, 2/98).

Як-28П (базовая модификация). Внешне наиболее характерная из всех. К этой модификации принято относить все машины с "коротким" носовым обтекателем (как у Як-27К) и ракетами К-8 (К-8М). На опытных машинах и некоторых экземплярах ранних серий устанавливались укороченные мотогондолы с двигателями Р-11АФ-300, овальными воздухозаборниками с регулируемым центральными телом, характерным левым передним люком радиооборудования с усеченными нижними углами, высокой радиопрозрачной поверхностью киля и дополнительным сегментом обшивки корпуса в области заднего шасси; отсутствовали штыревая антенна на гаргроте, верхняя антенна комплекса "Свод" и люк доступа к агрегатам тормозного парашюта. На большинстве строевых машин, выпущенных после 1963 г., устанавливались удлиненные мотогондолы с круглыми воздухозаборниками и нерегулируемым центральным телом (как у всех последующих модификаций). Фонарь не имел продольного переплета. Поздние машины получили двигатели Р-11АФ2-300 и новый киль с уменьшенной радиопрозрачной поверхностью. Насколько мне известно, все машины этой модификации были переоборудованы в Як-28ПД и не представлены в музейных коллекциях. А жаль.

Як-28ПД (Як-28П (доработанный); в некоторых источниках самолеты этой версии называются Як-28ПМ). Внешне легко отличаются от предыдущей модификации удлиненным носовым обтекателем (начиная с 10й серии) и ракетами Р-3 на наружных пилонах. Машины данной модификации можно условно разделить на "ранние" (в основном переоборудованные Як-28П базовой модификации) и "поздние", собственного выпуска.

На ранних Як-28ПД, как правило, устанавливались: двигатель Р-11АФ2-300, фонарь с продольным переплетом, а также радиопрозрачный обтекатель киля уменьшенной площади (и, соответственно, присутствовала верхняя антенна "Свода"). Машина именно этого типа экспонировалась на выставке в Домодедово в 1967 г. Также она представлена в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.

Як-28ПД поздних серий отличались наличием продольной выштамповки на левом переднем люке радиооборудования, смещенным вперед патрубком воздухозаборника турбохолодильника (примерно на половине машин), наличием дополнительного ПВД на правой стороне корпуса над задним люком турбохолодильника и четырьмя (вместо трех у остальных перехватчиков) створок заднего шасси, а также рядом мелких изменений в форме и положении крышек топливных баков, лючков закрылков и пр. По понятным причинам, этих самолетов больше всего в музейных коллекциях. Лицезреть можно у Новосибирского авиазавода им. Чкалова, Музее авиации ПВО Авиабаза "Саваслейка", на территории Пушкинского АРЗ, около Комсомольска-на-Амуре, в экспозиции Eesti lennundusmuusem.

Собственно Як-28ПМ серийно не производились.


Як-28П от Bobcat


Если так случилось, что у вас появилось желание заполучить модель Як-28П в масштабе 1/48, ваш выбор будет ограничен двумя наборами, выпущенными примерно в одно время: Hobby Boss (HBB81767) и Bobcat Models (BOB48001). С учетом лучшей детализации первой, модель от Bobcat выглядит все-таки интереснее, главным образом, благодаря лучшей копийности и сравнительно неплохой геометрии. Вместе с тем, и она не лишена проблем. Да что там, проблем много, включая проблемы с геометрией отдельных элементов. Это, прежде всего, сравнительно более вздутый (оживальный), чем у прототипа, носовой обтекатель для Як-28ПД и вогнутый (вместо спрямленного) профиль образующей корня киля (секция, соединяющая киль и гаргрот), а также колеса воспроизведенные в неверном масштабе (на Як-28П устанавливались колеса диаметром 660 х 200 мм и 310 х 135 мм, что в пересчете на 48й масштаб составляет 13,75 х 4,16 мм и 6,46 х 2,81 мм соответственно; у модели имеем 15,21 х 4,59 и 5,27 х 2,2 мм). Кроме того можно отметить недостаточно выпуклый верхний капот мотогондол и несколько более тонкие штанги-обтекатели противофлаттерных балансиров, что, впрочем, заметно только на некоторых видах при непосредственном сравнении модели и прототипа. Дела с "мелочевкой", к сожалению, обстоят хуже. Мелкие детали сильно упрощены и выглядят смазанными. Это, в особенности, касается двигателей и кабины; катапультируемые кресла лишь очень условно напоминают реальные К-5МН и К-7МН. Кожухи сопел имеют очень толстые стенки и какое-то странное частое оребрение (выглядит, конечно, забавно, но на прототипах такого не было). Расшивка и имитация клепки, как по мне, представляют собой наиболее слабые стороны модели. Кроме общей небрежности (особенно на мотогондолах) эти элементы, вероятно для целей унификации с Як-28ПП (BOB48002), представляют некую смесь разных модификаций "двадцать восьмого". Элементы расшивки корпуса также представляют смесь из разных модификаций, но уже перехватчика: боковые листы обшивки от ЯК-28П базовой модификации, крышки корпусных топливных баков - от Як-28ПД поздних серий. В целом точно воспроизведены нижние эксплуатационные люки и детали нижней стороны корпуса. Ах, да, Bobcat даёт два горизонтальных триммера, в то время как у прототипа триммер был только на левом элероне. Стыковка деталей не самая лучшая и в некоторых местах требует применения шпаклевки (часто в больших количествах). Кроме того нужно отметить, что вся поверхность модели по какой-то причине имеет мелкую шероховатость, избавиться от которой можно будет только тщательной полировкой. Уверен, что я забыл перечислить еще много чего и, в общем, может создаться впечатление, что Bobcat сделал плохую модель, но это не так. При учете и исправлении ее недостатков, из набора можно собрать вполне копийную модель Як-28П, причем разных модификаций.


Сборка


В качестве прототипа для копирования я выбрал Як-28ПД ранних серий выпуска, борт "05 красный " из состава 11 ОА ПВО, аэродром Смирных (о. Сахалин), запечатленный на ряде кадров из архива Геннадия Чергизова. При работе с матчастью я полагался на данные по одноименным машинам "10 красный " (выставка в Домодедово) и "52 красный " (Музей Вадима Задорожного). Модель показана полностью нагруженной, с обжатыми амортизаторами основных и дополнительных стоек шасси. Закрылки отклонены во взлетно-посадочном положении - 35°. Работа с моделью заняла у меня чуть более полугода. Неоднократно мне хотелось экспериментально проверить ее аэродинамические свойства путем сброса с 10 этажа и, в общем, на всех этапах работы с моделью возникали сложности. Ряд элементов пришлось переделывать уже после сборки и покраски. Отчасти это связано с тем фактом, что необходимая документация по прототипу появлялась на поздних стадиях работы, из-за чего приходилось вносить все новые и новые коррективы. В качестве дополнений были использованы следующие наборы: двигатели Р-11АФ2-300 от Amigo Models (AMG 48012-1), интерьер (49841) и привязные ремни (FE841) от Eduard, а также колеса от Armory (FE841). Я не буду описывать здесь все внесенные в модель изменения (всех я уже и не помню, небольшая часть представлена на фото), остановлюсь на главных. Был обточен носовой обтекатель, в который предварительно я поместил конус из бумаги, а в образовавшееся пространство залил эпоксидную смолу; исправлена кривизна профиля корня киля; переделаны и детализированы кокпит, ниши и стойки шасси, кожухи сопел, ракеты и т.д.; удалена значительная часть оригинальной расшивки, добавлена клепка (каждую не считал, но старался сделать максимально близко к прототипу), заново изготовлены некоторые люки, часть дополнительных воздухозаборников, ПВД, антенны, фары и прочая "мелочевка" типа патрубков слива конденсата, петель и тяг управляющих поверхностей. Часть оригинальных декалей, например, технические надписи типа "фонарь на стакане закалять" и звезды с белой окантовкой, никогда не применявшиеся на строевых Як-28П, были заменены на таковые из разных наборов от Бегемот. Модель окрашивалась металликами и эмалями Gunze (Mr. Metal Color, Super Metallic, Mr. Hobby) и Акан, а также акрилом Tamiya.



В заключении хочу поблагодарить авторов walkaround'ов Як-28 (фантом222, SilverGhost, AVCooper и др.), Геннадия Чергизова и создателей сайта maverick-lab.net разместивших на своем ресурсе его замечательный архив.


Буду рад комментариям и отзывам.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.0199.0499.03
Средняя оценка: 99.0283 (все оценки)
Популярность модели: 79.26

Комментарии

Страницы: 1 2 3 4 5
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Слов нет. Эмоции одни. Браво, Мастер!

Спасибо. Я только учусь) Но высокая оценка от признанного мастера это всегда приятно.
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Просто очень красивая модель.
Я такие в копилочку утаскиваю. Для вдохновения.



Цитата:
Да, качество фантастическое! Даже не верится что это модель. А когда не верится, думаю, это лучшая похвала автору. Работа шикарная!




Цитата:
Безупречно.



Цитата:
Работа выше всяких похвал!



Цитата:
Обалдеть!!!



Цитата:
выглядит шикарно, да еще такой редкий аппарат... уважаю!


Большое спасибо за комментарии! Рад стараться.
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Шикарный Як вышел!!

Егор, Спасибо.
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Тезка просто потрясающая модель! Люблю Який в них запечатлен дух времени. Да чтобы такое в 72 изобразить лет пять надо ито не факт что получится.!

Спасибо, Максим. С 72м, мне кажется, будет проблема с исходным материалом. Там есть только Амодел. Это уже, наверное, целесообразнее начать самодел чем биться над этими наборами. Хотя, кто знает, мы считаем что нельзя, а тут появится человек который сделает.
Ляш Игорь (Kent)
Тольятти
61 год
На сайте с 05.08.2010
Ляш Игорь  (Kent)
Превосходное исполнение! Такие работы всегда радуют глаз.
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Цитата:Да чтобы такое в 72 изобразить лет пять надо ито не факт что получится.!
для затравки, модель Мигачева Александра из 90-х, остальное здесь - http://scalemodels.ru/articles/4037-konversi-Bilek-1-72-mig-21pfm.html
и здесь еще можно прозреть от его работы в 72-м -
http://scalemodels.ru/articles/4051-konversi-KP-1-72-mig-15bis.html
п.с. пардон за оффтоп

Спасибо за ссылку. Впечатляет. Этот пост уместен вдогонку к моему комментарию для Максима о том что проблема в копировании Яка 72м масштабе заключается в плохом исходном материале, а именно наборах от Амодел. Даже с учетом наличия на рынке в общем нормальных Миг-21 Александр Мигачев (прикольно если это настоящая фамилия, а не ник) фактически сделал самодел (извините за тавтологию). Другая проблема это необходимая оптика. Лично мне (у меня все нормально со зрением) глаз уже не хватает и, например, для изготовления крошечного прицела К10-Т (есть на фото) пришлось пользоваться микроскопом. Для работ типа того Миг-21 Мигачева без микроскопа на большинстве этапов не обойтись.
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Красавчик!Цитата:Запомнился же Як-28П единственным боевым эпизодом 13 марта 1967 по перехвату угнанного Ан-2 и многочисленными авариями, хотя по отзывам пилотов и техников, которые его любили, был хорошей машиной.Неудивительно. Пилотам нравилась просторная кабина (особенно в сравнении с тесной кабиной МиГ-19) с рациональным размещением приборов. Техникам нравилась простота обслуживания. Ведь на том же МиГ-19 для ремонта или техобслуживания двигателей приходилось отстыковывать хвостовую часть, а здесь двигатели нужно было просто раскапотировать. Вообще, узлы, требовавшие регулярного обслуживания, на Як-28П размещались легкодоступно и обслуживать большинство из них можно было прямо с земли.
Цитата:ЯК-28П не выделялся на фоне других машин ПВО СССР, особенно Су-15, которому он уступал почти во всем В КБ тогда попытались создать альтернативу Су-15 - Як-28-64, но он не получился. Когда-то выставлял его модель в 144-м масштабе.

Спасибо. Як-28-64 это вообще интересная тема. Позволю себе процитировать тут кусочек из воспоминаний Е.В.Адлера по этому поводу. Он весьма занятен:
"Яковлев начал говорить так:
- Походив по цехам, сравнив наш самолет с суховским, поагрегатно, увидел: крыло у нас хорошее.
Тут я чуть, было, не вступил в спор с Генеральным конструктором, но вовремя сообразил - между нами, как-никак, пролегает несколько тысяч километров, и прикусил язык.
- Крыло у нас хорошее, повторил АэС,- а вот двигатели установлены неудачно. Если бы их перенести в хвост фюзеляжа, а все остальное, по возможности, сохранить как есть, то должно получиться неплохо.
- Будет сделано,- говорю я ему,- сейчас посоветуемся с Шехтером и Пульхровым , к вашему возвращению что - нибудь сообразим.
- Давайте. Только не затягивайте, нужно прикинуть побыстрее.
- Понятно, сейчас приступим. Так зародилась еще одна модификация Як-28, которую мы условно нарекли Як-28-64 (шел 1964 год). Носовую часть фюзеляжа вместе с кабиной сохранили серийной, шасси, оперение и управление - тоже. А вот крыло, хотя оно у нас и "хорошее", мы все-таки решили немного подновить, передвинув элероны еще поближе к фюзеляжу на место, освободившееся после снятия мотогондол. Это было сделано в надежде еще немного увеличить скорость самолета у земли, ограниченную наступлением реверса элеронов. Конструкцию боковых воздухозаборников, прямоугольного сечения, разместившихся по бокам фюзеляжа, целиком позаимствовали с Су-15, дабы не "изобретать порох".
Когда была сделана макетная деревянная болванка фюзеляжа будущего самолета, я, взобравшись на ее "спину", увидел широкое, напоминающее речную баржу неуклюжее тело, подумал: "Неужели это и есть последнее слово авиационной науки и техники?".
- Нет,- сказал бы Остап Бендер,- это не Рио-де-Жанейро; это намного хуже! Так впервые за все время работы над семейством самолетов Як-28 в мою душу закралось сомнение."

А можно ссылку на Вашу модель?
Юрий Киселев (YurOk)
39 лет
На сайте с 23.09.2010
Юрий Киселев (YurOk)
Крутая модеь!
Дмитрий Агафонов (paraordance)
Вильнюс
47 лет
На сайте с 21.10.2010
Дмитрий Агафонов (paraordance)
Великолепно!!!!
Георгий Макарян (arado68)
Ялта
56 лет
На сайте с 29.07.2010
Георгий Макарян (arado68)
ШЕДЕВРАЛЬНО...!!! Браво!!!
Евгений Бородай (Evgen20041987)
Благовещенск
37 лет
На сайте с 15.05.2014
Евгений Бородай (Evgen20041987)
Цитата:
Тезка просто потрясающая модель! Люблю Який в них запечатлен дух времени. Да чтобы такое в 72 изобразить лет пять надо ито не факт что получится.!


К тому же надо найти исходный материал! Именно Як-28п в 72-м масштабе снят с производства и на рынке в широком доступе его нет! Попробуй найди ещё его!))
Александр Беликов (Sasha-As)
Возраст неизвестен
На сайте с 29.06.2013
Отличная модель!Просто глаз радует!!!
Андрей Капустин (Фантомас)
Жуковский
53 года
На сайте с 02.06.2013
Андрей Капустин (Фантомас)
Нет слов! Круто! С удовольствием прочитал описание и с ещё большим посмотрел модель. Шикарная работа!
Vlad (vl78)
Возраст неизвестен
На сайте с 17.02.2009
Vlad  (vl78)
Очень понравилась работа. Супер.
Евгений (denzo)
42 года
На сайте с 03.07.2011
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Крутая модеь!



Цитата:
Великолепно!!!!



Цитата:
ШЕДЕВРАЛЬНО...!!! Браво!!!



Цитата:
Отличная модель!Просто глаз радует!!!



Цитата:
Нет слов! Круто! С удовольствием прочитал описание и с ещё большим посмотрел модель. Шикарная работа!



Цитата:
Очень понравилась работа. Супер.


Большое спасибо за позитивные отзывы!
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
46 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Эпические доработки! Впечатляющая работа. Клепка настолько аккуратно нанесена, я сначала, подумал, что фабричная. Мои поздравления с великолепной работой!
Максим Синица (MaximSinitsa)
39 лет
На сайте с 31.10.2019
Максим Синица (MaximSinitsa)
Цитата:
Эпические доработки! Впечатляющая работа. Клепка настолько аккуратно нанесена, я сначала, подумал, что фабричная. Мои поздравления с великолепной работой!

Спасибо, Игорь. С этой клепкой пришлось, конечно, попотеть. Сначала грунтовка, разметка, собственно клепка и долгая работа шкуркой. Ну и риветер нужен неплохой. У меня их шесть для разных случаев.
Виктор Клочков (Виктор К)
Санкт-Петербург
67 лет
На сайте с 30.10.2011
Виктор  Клочков (Виктор К)
Цитата:
Отличная модель!Просто глаз радует!!!

Поддерживаю Сашу двумя руками! Шикарно!
Василий Долгошеев (vasya chel)
Челябинск
51 год
На сайте с 17.08.2010
Страницы: 1 2 3 4 5
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Максим Синица
Максим Синица
Логин
MaximSinitsa
Д.Р.
5 марта 1985 года
На сайте с
31 октября 2019 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (12):

  • Игорь
  • Александр
  • Максим (AMS)
  • Георгий




Реклама на Каропке
Не показывать чат