Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Один из всего 7 сохранившихся Тигров I в мире. Расположен в Нормандии в нескольких километрах от города Вимутье (Vimoutiers), рядом с дорогой D979.
История этого танка интересна и не до конца выяснена. Принадлежность его однозначно не установлена.
По одной версии он принадлежал к 102 SS Heavy-Panzer Battalion (Schwere SS-Panzer-Abteilung 102). Источники называют даже имя командира (SS-Unterscharfuhrer Reisske) и порядковый номер 231 (официальная версия информационной таблички) или 224, хотя фотографий четко подтвердающих это пока не обнаружено.
По мнению других авторов Тигр входил в состав 503 Heavy Panzer Battalion (s.Pz.Abt. 503).
По третьей версии он был частью 12th SS Panzer Division Hitlerjugend и был даже найден немецкий ветеран (Ekkehard Förster (1926-2004)), который заявил, что он и был командиром танка. Известны номера башни (251113 amp) и маски орудия (amp 250), но номер шасси точно не известен. Таким образом историческую загадку о происхождении и принадлежности танка еще предстоит решить.
Довольно точно установлено только то, что в конце августа 1944 года он вместе с другими танками и частями немецкой 7-ой армии пытался выбраться из окружения союзниками в Фалезском котле через т.н. Фалезский корридор, который проходил как раз через Vimoutiers и позволил значительному количеству людей и техники выбраться в направлении города Руан (Rouen). Дело судя по-всему происходило 19-го августа 1944, так как 20-21 августа мешок был полностью закрыт. По ходу корридора недалеко от Vimoutiers в поместье Chateau de l'Horloge у немцев был организован склад горючего и пункт заправки куда и стремились отступающие танки. По одной версии, несмотря на то, что часто для дозаправки использовался бензин с подбитых и брошенных танков по ходу отступления, ввиду длительности пробега и холмистой местности увеличивающей расход топлива, у многих танков, включая и этот Тигр, бензин закончился до прибытия на место дозаправки. По другой версии сыграли роль технические проблемы, так как пробег был значительным и стремительным, а времени на регулярный сервис и проверки, которые в норме должны были происходить до двух раз в день не было и квалифицированных механиков не хватало. Таким образом версия механической поломки тоже имеет право на жизнь. Так или иначе значительное количество разных танков (до 60 по некоторым источникам), включая наш Тигр застряло в районе Vimoutiers. Танк пришлось бросить и отступая команда попыталась его уничтожить с помощью двух зарядов, мощности которых, к счастью, не хватило для полного разрушения тигра. Однако был поврежден двигатель и заклинена башня. В таком виде 22-го августа наступающие канадские части и обнаружили его прямо посреди дороги. Поскольку он мешал движению его, недолго думая, сдвинули бульдозером в кювет. После окончания войны металл был в большом дефиците и практически все из очень значительного числа танков разбросанных по Нормандии были распилены и переплавлены. Права на этот танк были куплены скупщиком металла по имени месье Morat, который выпилил все внутренности (включая двигатель и трансмиссию) и многие мелкие части, но почему то оставил сам танк в кювете. Возможно это было связано с трудностями транспортировки или распила на месте в те времена или же сентиментальные чувства не позволили ему разрушать танк дальше. Так или иначе Тигр оставался в канаве рядом с дорогой в последующие 30 лет и стал неформальной местной достопримечательностью и радостью для детей. В свази с кончиной месье Мората в конце 60х или начале 70х его сестра продала права на танк другим скупщикам металлолома из города Кан (Caen), которые приехали и начали пилить его автогеном на куски прямо на месте и уже успели распилить башню надвое (трещина видна и по сей день). Общественность заметив происходящее начала активно возмущаться, так как успела привязаться к танку за долгие годы. В результате вмешался мэр, историк Eddy Florentin и министерство обороны. Срочно были найдены средства (6000 франков или в что-то в районе 920 евро в нынешних деньгах) дабы выкупить танк обратно. С тех пор он остается в собственности города, хотя по французским законам права на него также принадлежат и министерству обороны.
В октябре 1975 после публикации в журнале “After the Battle” и на волне народного энтузиазма был нанят известный участник французского сопротивленя и в последствии военный коллекционер Alain Roudeix, который смог вытащить танк из канавы (для этого пришлось временно отделять башню) и установить на его нынешнем месте. Так как подвеска и шасси разваливались и танк не мог стоять самостоятельно он был посажен пузом на цементную подушку и остается так по сей день. В декабре 1975 года он был признан историческим памятником и с тех пор охраняется государством. Все люки были заварены и танк изначально покрашен в цвета считавшиеся близкими к оригинальному камуфляжу, однако за долгие годы он несколько раз перекрашивался местными волонтераим без всякой привязки к прототипу. За более чем 70 лет на улице он конечно изрядно проржавел и лишился многих внешних деталей, включая глушители и боковые крылья к чему приложили руку нечистоплотные охотники за сувенирами. Тем не менее учитывая все обстоятельства он не так уж плохо сохранился.
В данный момент (с 2013 года) серьезно рассматривается необходимость и тип реставрации, однако на это потребуются немалые средства (по приблизительным оценкам примерно 200.000 евро на статичную реставрацию и как минимуи 100.000.000 на воссоздание рабочего Тигра), хотя сообщается, что необходимые детали при желании можно найти.
В данный момент Тигр свободно доступен для публики, легко находится навигатором, на него можно залезать без проблем. Внутрь можно заглянуть только через щели, но там видны только остатки подвески и прочий ржавый металл. Рядом находится бесплатная парковка и столики для пикника.
Новые цветные фотографии мои (2017), исторические найдены на просторах интернета. Приятного просмотра.
Цитата: Я не понимаю почему такие редкие машины и стоят под открытым небом?! У нас, сколько бы не выливалось грязи на Кубинку, о том, что там техника реставрируется медленно и её надлежащим образом не обслуживают, всё же большая часть находится в ангарах, защищённых от действий пагоды. Могли бы и этот тигр утащить в музей и отреставрировать.
Да, конечно, а если еще представить сколько всего было переплавлено.. Ремонт теперь вроде планируют, но деньги везде проблема
С другой стороны где еще можно залезть на настоящий тигр? ))
Только тут и в Ленино-Снегирево пожалуй
Комментарии
48 лет
На сайте с 31.01.2017
Я не понимаю почему такие редкие машины и стоят под открытым небом?! У нас, сколько бы не выливалось грязи на Кубинку, о том, что там техника реставрируется медленно и её надлежащим образом не обслуживают, всё же большая часть находится в ангарах, защищённых от действий пагоды. Могли бы и этот тигр утащить в музей и отреставрировать.
Да, конечно, а если еще представить сколько всего было переплавлено.. Ремонт теперь вроде планируют, но деньги везде проблема
С другой стороны где еще можно залезть на настоящий тигр? ))
Только тут и в Ленино-Снегирево пожалуй
На сайте с 30.06.2012
48 лет
На сайте с 31.01.2017
Спасибо, было интересно почитать, посмотреть фото. (текст отредактировать бы, дважды одно и тоже идет)
Спасибо, текст исправил
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий