Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Доброго времени суток, коллеги!
История этой декали началась с приобретения симпатичной немецкой самоходки кубической формы с запасными катками на переднем бронелисте. Купил недорогой наборчик от ARK-models, чтобы попрактиковаться в 35-м масштабе. Когда ознакомился с подобными моделями на Каропке, понял, что декаль, ради которой я выбрал именно этого производителя, мало на что подходит: очень переразмеренные тактические знаки и символы танковых дивизий. Интернет на наших просторах нужного результата не дал, но нашлась подходящая вещичка в польском интернет-магазине Jadarhobby. Вот и решил прихватить ее совместно с некоторыми вкусняшками, чтобы оправдать пересылку ;)
В итоге, когда пришла очередь разобраться с прототипом, понял, что использовать из этой декали могу очень мало чего. И совсем не потому, что плохие в ней варианты. Просто, когда смотришь на превьюшке в интернет-магазине, то кажется, что вариантов - море, а когда разберешься что к чему, то понимаешь, что большая часть их, хоть и соблазнительная, но не то, что хотел и можешь применить. Вот такая ситуация и подтолкнула меня написать этот обзор :)
Несколько слов о самой декали. Подложка - толстая. Ее не назовешь дубовой - она хорошо ложится, хорошо приваривается, не серебрится. Однако, даже если вырезаешь прямо по контуру изображения, все равно виден уступ. Как противоположность по качеству из собственного опыта я бы привел пример декали Print Scale. Это самая тонкая и нежная декаль, которая мне попадалась и предназначается исключительно для опытных моделистов.
Большинство вариантов, по крайней мере, ВСЕ самые колоритные (с индивидуальными именами), приходятся на французскую и балканскую кампании. Любителям моделей, участвовавших на восточном фронте, придется довольствоваться тактическими знаками и обозначениями панцердивизий. Вероятно, для таких вариантов именно эта декаль не потребуется. Но у меня не было других вариантов соизмеримых тактических знаков.
Чтобы было легче разобраться в предлагаемых вариантах, приведу немного исторических фактов.
31 марта 1940 г. для самоходных установок 15 cm sIG 33 auf PzKpfw I B было сформировано шесть моторизованных подразделений (рот - s.I.G.Kp. (mot.S.)) с 701-й по 706-й по шесть машин в каждой роте. Машины нумеровались буквами по алфавиту от А до F. В апреле 1940 года подразделения достигли состояния боевой готовности.
Все шесть рот принимали участие в кампании на Западе в составе следующих танковых дивизий:
s.I.G.Kp. (mot.S.) 701 - 9-я панцердивизия;
s.I.G.Kp. (mot.S.) 702 - 1-я панцердивизия;
s.I.G.Kp. (mot.S.) 703 - 2-я панцердивизия;
s.I.G.Kp. (mot.S.) 704 - 5-я панцердивизия;
s.I.G.Kp. (mot.S.) 705 - 7-я панцердивизия;
s.I.G.Kp. (mot.S.) 706 - 10-я панцердивизия.
Во время кампании на Балканах использовались только три роты: 701-я, 703-я и 704-я в составе 9-й, 2-й и 5-й танковых дивизий соответственно.
В операции "Барбаросса" были задействованы все роты, кроме 703-й (подробнее об этом ниже).
Вариант "А"
Предлагается самоход с изображением буквы "К" на лобовом и боковом бронелисте (фото 1). Производители декали относят ее к 706-й роте. Основанием для такого вывода, вероятно, служит наличие литеры "К" в обозначениях упомянутой роты, обозначая принадлежность к группе армий Клейст. Однако, выглядело это изображение совсем по-другому. Об этом поговорим позже, когда будем рассматривать варианты для 706-й роты.
Авторы книги ВОЕННЫЕ МАШИНЫ № 61 и 62 "ACHTUNG PANZER" 150 мм САУ Bison I считают, что самоход принадлежит 702-й роте, на каком основании - мне не понятно.
Мне удалось найти несколько фотографий этого самохода (фото 2). На фото видно, что буква нанесена на лобовой броне мелом с правой стороны. В инструкции декали предлагается нанести такое же изображение и на боковой броне, однако, фотографий подтверждающих это я не нашел. Вероятно, их предположение основано на том, что в так делали в 706-й роте. В издании ВОЕННЫЕ МАШИНЫ № 61 приводятся фото с изображением литеры "К" на левом бронелисте, но это фото не четкое и трудно что-либо разобрать на нем.
Сравнивая фото с декалью, выскажу предположение, что изображение буквы на декали более толстое (широкое), чем на фото. Поэтому, тут каждый сам должен определиться с ценностью этой декали для данного варианта. Возможно, более натурально будет выглядеть изображение нанесенное тонкой кистью или белым маркером. С последним осторожно - сам лично не пробовал и последствий не знаю.
Вариант "В"
Этот вариант отражает классический вид самохода, принадлежащего 702-й роте во время французской кампании. Сохранилось много снимков, в том числе при перевозке самоходов автотранспортерами. Для машин этой роты типично изображение литеры "G", обозначающей принадлежность к Heeresgruppe G (группе армий) на правой стороне вертикальной части лобовой брони, а также дубового листа - эмблемы 1-й танковой дивизии. Практически, на всех машинах дубовый лист изображен непосредственно над буквой G, именно на вертикальной части бронелиста. И только на самоходке F дубовый лист вынесен выше на наклонную плоскость бронелиста (фото 5).
На левой вертикальной части бронерубки изображен ромб с изображением тактического символа танка и номер роты цифрами ниже ромба. Эти знаки отличия - и ромб, и литера "G" наносились не только на самоходки, но и на крылья тягачей и грузовиков, принадлежащих данной танковой части. Также необходимо отметить, что вышеперечисленные знаки отличия наносились на задние подкрылки самоходок: литера "G" и дубовый лист на левое крыло, а ромб и номер роты - на правое (фото 6).
В данном варианте предлагается нанести на люк доступа к трансмиссии, находящийся на лобовом бронелисте корпуса, заводской номер шасси и номер орудия. Фотографии, подтверждающие факт подобной нумерации встречаются (фото 6), причем не только на машинах этой роты, однако снимок с именно этим номером, мне найти не удалось.
На каком-то этапе, вероятно, после окончания французской кампании, литера "G" была закрашена (фото 6). Похоже, это связано с переводом 702-й роты в другую группу армий.
Обращаю внимание: в инструкции предлагается вариант самоходки Е, однако, такое расположение дубового листа не соответствует реальным фото этой машины, а типично только для номера F (фото 5).
Авторы декали также предлагают исполнить некоторые модели этого самохода в камуфляже: коричневые пятна поверх Panzer Grey. Однако, оставлю это предложение под сомнением: сколько я не всматривался в фотографии, различить пятна камуфляжа мне не удалось.
Ромбов с тактическим знаком в декали дается три: хватит не только на самоход, но и на транспортер или тягач. Два ромба выполнены вместе с номером роты, а один ромб и цифры - порознь. Иногда на заднем правом крыле самохода мог быть нанесен только номер роты без тактического знака (более типично для восточного фронта), а литера "G" на заднем левом крыле могла быть нанесена без эмблемы танковой дивизии. Дубовых листьев - два: можно нанести спереди и сзади.
Кстати, обозначения машин этой роты не всегда были такими и, хотя в инструкции для декали не находится отображение этого, сама декаль позволяет сделать и другой вариант. Об этом и других возможных вариантах я упомяну в самом конце повествования.
Вариант "С"
Все самоходки этого варианта принадлежали s.I.G.Kp. (mot.S.) 703. Это, пожалуй, самый интересный вариант, так как в нем приводятся машины с собственными именами. Здесь необходимо отметить, что ВСЕ самоходки этой роты имели собственные имена. Эти имена начинались с кодовых букв машин, нанесенных на боковые колпаки бронерубки. Инструкция предполагает, что некоторые из них отражают восточный фронт 1941 год. Однако, здесь отрицаю это утверждение со всей категоричностью: все машины 703-й роты затонули в Средиземном море после окончания балканской кампании при переходе из Греции в Италию. Таким образом, ни одна из этих машин не участвовала в операции "Барбаросса". Надпись Bismark дается в двух вариантах, однако, не только эта машина имела отличия между французской и балканской кампаниями, на что я обязательно обращу внимание. Но, не будем забегать вперед и рассмотрим все по порядку.
Douaumont
Сохранилось несколько фотографий самохода с этим именем. Камуфляж, который предлагается в инструкции, на фото не просматривается (фото 8). Как и все самоходы 703-й роты поменял расположение крестов после французской кампании. Обратите внимание, на фотографии при погрузке на корабль кресты уже нанесены НИЖЕ колпаков.
Alter Fritz
Пожалуй, одна из самых колоритных надписей, да и самоходка с интересной судьбой. Существуют архивные фото, доказывающие, что было две самоходки с данным названием. Первая воевала во Франции. У нее отчетливо видна большая литера "К" и тактический знак на переднем левом подкрылке, литера "А" на колпаках оси колес гаубицы с засечками, крест расположен выше колпаков (фото 9). Эта машина была уничтожена прямым попаданием и фотографий, подтверждающих это - предостаточно. Вероятно, 703-ю роту пополнили новыми машинами перед балканской кампанией, так как существуют фотографии Alter Fritzа, с несколько иными обозначениями. Литера "К" и тактический знак на переднем левом крыле закрашены (свежая краска выделяется на фото), кресты нанесены ниже колпаков (фото 10). Но самое главное - теперь символика 2-й танковой дивизии (характерная для 1941-43 гг.: выглядит как перевернутая буква "Y"и засечка вверху справа) вместе с тактическим знаком красуется не только на вертикальной части лобовой стенки бронерубки с левой стороны. Теперь их изображения также размещены на боковой (левой) стенке бронерубки слева от креста. Были ли нанесены соответствующие изображения на правой стенке - неизвестно. Забегая наперед, отмечу, что такое нанесение ОЗ будет характерно и для Cambrai.
Декаль позволяет сделать оба из этих вариантов, хотя инструкция дает только один и притом называет его "Советский Союз 1941 год". Будьте внимательны: это не верно.
Cambrai
Фотографии этого прототипа отражают период балканской кампании (фото 11). Разница между ними есть только в наличии/отсутствии левого подкрылка. Однако никаких ОЗ или закрашенности на нем нет. Знак танковой дивизии и тактический знак расположены в двух местах, также, как описано выше (вариант Alter Fritz). Кресты расположены ниже колпаков оси колес гаубицы.
Edith
Очень оригинальный вариант. Также, как и на Alter Fritzе, на переднем левом подкрылке нанесена большая литера "К" и тактический знак, несколько отличающийся от обычного. Есть фото, где этот подкрылок демонтирован. Фотографии показывают, что уже во время французской кампании отсутствует правый буксирный узел. Ряд фото, где Edith запечатлен вместе с Bismarkом. Кресты выше колпаков. В какой-то период тактический знак и знак дивизии видны на лобовой стенке рубки. Были ли они в это время на левой стенке - неизвестно. В дальнейшем эти ОЗ отсутствуют (фото 12).
Самой интересной особенностью этого прототипа является отметка о гибели одного из членов экипажа, нанесенная на орудийный щит. Это - крест и дата гибели (фото 13). По утверждению издания ВОЕННЫЕ МАШИНЫ № 61 дата: 29 мая 1940 года (на фото, которые я нашел видно неразборчиво). Декаль дает только крест - дату придется изладить самому, вероятно, нанести микроскопические точки белой краской.
BISMARK
Достойный и интересный вариант для самоходки. На этот раз производители декали подошли к вопросу более ответственно и почти со всем можно согласиться. Рассмотрим факты. Имеются фотографии этой машины во время французской кампании в компании с самоходом Edith и во время балканской кампании вместе с Cambrai. Помимо самой надписи, отличия состоят в следующем: отсутствуют изображения тактических знаков и знаков танковой дивизии. Крест нанесен сверху колпаков оси колес гаубицы. Передние подкрылки демонтированы (фото 14).
На Балканах же появляются и тактическое обозначение и символ 2-й танковой дивизии на вертикальной лобовой стенке бронерубки с левой стороны. Кресты нанесены НИЖЕ колпаков. Фотографии показывают машину как с подкрылками, так и без них (фото 15).
Декаль дает обе надписи на самоходе достаточно копийно. Учитывая различия в нанесениях обозначений, я бы предположил, что, как и в случае с Alter Fritz, мы имеем дело с двумя различными машинами. Единственно с чем можно не согласиться с инструкцией, так это камуфляж и то, что балканский вариант они называют советским. Напомню еще раз, что самоходы 703-й роты до восточного фронта не добрались.
Вариант "D"
Вариант представляет s.I.G.Kp. (mot.S.) 704. Во время кампании во Франции кроме крестов и кодовых литер эта рота не имела никаких обозначений. Насколько я понимаю, в большинстве случаев эти самоходки идентифицировались методом отбора относительно других рот. В издании ВОЕННЫЕ МАШИНЫ № 61 приводится фото с обозначением номера роты на левом заднем подкрылке (фото 19).
Во время кампании на Балканах, где 704-я рота принимала участие, на переднем вертикальном листе бронерубки с левой стороны появляются знак 5-й панцердивизии (крестик в виде литеры "Х") и номер роты ПОД ним (фото 17-18). Обратите на это внимание: расположение символов поменяется на восточном фронте. Кресты нанесены выше колпаков оси колес гаубицы. Также стоит отметить, что некоторые самоходки имели собственные имена, однако, их начальные буквы не были связаны с кодовыми буквами. Например, Lore! (фото 19). Такой надписи в декали нет, но, учитывая, что она сделана мелом от руки, ее, при большом желании, можно написать самостоятельно.
Этот вариант интересен также и тем, что один из немногих, приведенных в инструкции, имеет право достоверно представлять самоход на восточном фронте. Опознавательные знаки такие же, как и ранее, кроме небольшого отличия. Символы роты и танковой дивизии нанесены на вертикальный прямоугольник более темного цвета, чем базовый. Номер роты изображен ВЫШЕ символа дивизии (фото 20). Причем, на фотографиях самоход в смытом/стертом зимнем камуфляже. Поэтому, может быть, прямоугольник - это базовый танковый серый, который аккуратно обошли и не закрасили зимником?
Однако в классификации опознавательных знаков германских танковых дивизий утверждается, что с 1941 по 1945 год символ 5-й панцердивизии таким и должен быть: крестик в виде литеры "Х" на черном фоне. Смущает меня только то, что ДО 1941 года символ этой дивизии сильно отличался (перевернутая буква "Y"и точка внизу справа). А во время Балканской кампании на фото виден "крестик" БЕЗ темной подложки, а такой символ, согласно классификации, соответствует 1-й танковой дивизии.
Декаль дает оба варианта, однако, лично мне, по аккуратности, больше нравится "чистый" вариант без прямоугольной рамки (сравните: фото 17 и 20). И если делать вариант на восточном фронте, то лучше нанести прямоугольное пятно краской, а сверху "чистую" декаль. Еще хочу сказать, что символики роты и танковой дивизии хватит еще на какой-нибудь тягач.
Кстати, необходимо отметить, что, похоже, только в 704-й роте кодовые буквы также наносились и на внутренние створки бронерубки ниже артиллерийских таблиц, и только с левой стороны (фото 21).
Вариант "E" Biene
Интересный и, казалось бы простой, вариант превратился почти в детективную историю (по крайней мере для меня). Рассмотрим факты. Имеется несколько достаточно хороших фото этой машины, отснятых с разных сторон. Собственное имя, написанное некрупным шрифтом, относительно крупное изображение тактического знака в левой вертикальной части переднего листа бронерубки, расположенное по центру. Четкие крупные кодовые буквы "В" на колпаках оси колес гаубицы и кресты, нанесенные НИЖЕ колпаков. Намека на камуфляж и номер роты "705" на переднем листе корпуса самоходки я не наблюдаю. Судя по пейзажу и антуражу на фото, события можно отнести к западной кампании, 1940 год (фото 23).
Все было бы хорошо, если бы производители не отнесли эту машину к 705 роте. На каком основании - совсем не понятно (фото 22).
Дело в том, что по утверждению авторов издания ВОЕННЫЕ МАШИНЫ, самоходки 705 роты легко идентифицировались по малогабаритным кодовым литерам на колпаках, чему есть множество фотографий в свидетельство (фото 24-25). К тому же данная маркировка соответствовала как западной, так и восточной кампаниям. Кресты в 705 роте ВСЕГДА были нанесены ВЫШЕ колпаков и по фотографиям видно, что они одного типа. На переднем листе бронерубки тактические символы или отличительные знаки танковых дивизий отсутствуют. Поэтому трудно понять, что именно дало основание производителям декали отнести этот вариант к 705 роте.
Но давайте порассуждаем вместе и попробуем самостоятельно идентифицировать этот самоход. Предлагаю пойти методом исключения. У этого самохода кресты расположены ниже колпаков. Такое расположение крестов было свойственно машинам ТОЛЬКО 701-й и 703-й рот. Напомню, что в 703-й роте (вариант "С") после французской кампании кресты стали наносить ниже колпаков, как мы это видим на Балканах. Все самоходки этой роты носили имена и на "В" был "BISMARK". Но этих машин было две - надписи во Франции и на Балканах отличаются друг от друга. К тому же, помимо тактического знака, на переднем листе бронерубки у них красуется символ 2-й панцер дивизии (фото 26). Поэтому, мне кажется мало вероятным, чтобы "Biene" принадлежала 703-й роте .
Тогда, методом исключения остается 701-я рота. Рассмотрим примеры. Расположение крестов и размер кодовых литер полностью соответствуют варианту "Biene" (фото 27). Однако, стоит отметить, что, по крайней мере во время французской кампании, ни имен собственных, ни тактических знаков на переднем листе бронерубки у машин этой роты не было. Авторы издательства ВОЕННЫЕ МАШИНЫ №1 утверждают, что после Франции на некоторых самоходах 701-й роты появились имена собственные, например, "Christel" (фото 25). Кстати, на этой фото уже появился и тактический знак! Внешне все атрибуты очень похожи. Тоже касается еще одной фотографии, где самоход носит личное имя "Annemarie" - весь стиль совпадает (фото 28). Сомнения вносит фотография машины с кодовыми буквами "В" и именем "Berta" (предположительно - фото 28)). Попалось мне также фото самохода с членом экипажа в берете, который по всем признакам (кроме имени собственного) похож на наш пример (фото 28). Учитывая, что вид "Biene" не является неким исключением, а также не может принадлежать никакой другой роте, кроме 701-й, осмелюсь именно так его идентифицировать.
Вариант "F"
Вот мы и подошли к последней 706-й роте! В обозначениях самоходов этой роты есть различия между кампаниями на Западе и на Востоке. Объединяет оба этих периода то, что отсутствуют кодовые литеры на колпаках оси колес гаубицы. Кресты нанесены выше колпаков. Во время кампании на Западе кодовые литеры были нанесены на левой наклонной части переднего бронелиста внизу. На правой вертикальной части переднего бронелиста нанесены номер роты, символ десятой панцердивизии (отчетливая диоганальная полоса желтого цвета - 1940 год) и отчетливая буква "К", обозначающая , группу "Клейст" (фото 30). Также эти обозначения (литера "К" С или БЕЗ желтой полосы) присутствовали на левом бронелисте (иногда на подвижной створке). Иногда там же был продублирован и номер роты (фото 31). Некоторые самоходки имели собственные имена.
На восточном фронте кодовая литера переместилась на верхний правый угол наклонной части переднего бронелиста. Номер роты переместился на левую вертикальную часть передней стенки бронерубки. Под ним расположен изменившийся знак 10-й танковой дивизии (обозначение в форме буквы "Y" с тремя маленькими вертикальными штрихами внизу по правой стороне. У некоторых (не у всех) машин на правой вертикальной части переднего листа бронерубки появилась литера "G", символизирующая Heersgruppe G (фото 33). По внешнему виду она отличается от той, которую изображали в 702-й роте во время французской кампании - она более округлая. На некоторых самоходах личные имена на переднем бронелисте исчезли. Производителями декали также предлагается вид сзади с литерой "G", но мне не удалось найти его подтверждение.
Декаль отражает практически все варианты машин этой роты, встречающихся на фото. На мой взгляд, цифры "706" в декали несколько вытянуты по вертикали. Они больше подходят для западной кампании. На фотографиях машин с восточного фронта эти цифры кажутся приземистей, более округленными.
Вариант "ZERO"
Здесь я хотел бы рассмотреть какие еще возможности дает декаль, которые, однако, не вошли в инструкцию. Большое разнообразие (практически полный спектр) форм крестов, размеров тактических
знаков, кодовых литер и символов танковых дивизий дает нам такую возможность. Также в декали есть некоторые общие моменты, характерные для любого варианта.
а) 701-я рота
Как выглядели самоходки этой роты во время западной кампании уже затрагивалось в описании варианта "Е" (фото 27).
Во время восточной кампании кресты переместились выше колпаков. Основной изюминкой стало появление изображения тактического знака и символа 9-й панцердивизии под ним на левой вертикальной стороне переднего бронелиста. Мы можем это воспроизвести, используя данный в декали символ 10-й панцердивизии (фото 35). Вот как это получилось у меня.
б) 702-я рота
В варианте "В" мы уже затрагивали описание этих машин во время западной кампании (фото 5-6). Однако, этот вариант был характерен только для кампании во Франции. После ее окончания появляется другой символ 1-й танковой дивизии - значок "Мерседес" и тактический символ под ним. Эти обозначения наносились на левую нижнюю часть переднего бронелиста и на левый лист бронерубки ниже колпака оси колес гаубицы. Такие опознавательные знаки были характерны для 702-й роты и во время операции "Барбаросса" (фото 36).
в) Обозначения для 703-706 рот нашли свое отражение в описании вариантов "С", "D", "Е" и "F" соответственно. как для кампании на Западе, так и на Востоке.
г) "Dora" - это собственное имя самохода изображено на декали, но отсутствует в описании инструкции. Мне удалось найти фото этой машины (фото 36). Судя по малоразмерной кодовой литере на колпаке оси колес пушки, она принадлежала s.I.G.Kp. (mot.S.) 705. Предположительно, восточный фронт.
д) Также инструкция предлагает нанести белую полосу вдоль ствола орудия сверху, но мне не удалось обнаружить фото подтверждение данного факта (фото 34).
е) Приятным дополнением можно считать данную в декали таблицу артиллеристских расчетов (фото 35). Минусом ее можно считать только то, что она пустая. Я в своем варианте "заполнил" ее точками, нанесенными тонкой кистью белой краской.
Вот и подошла к концу моя "диссертация". Надеюсь, этот труд поможет вам, коллеги, правильно определиться с выбором. И если уж он (выбор) дойдет до этой декали, то вы не будете разочарованы, так как точно представляете теперь, чего от нее (декали) ожидать.
Буду рад ответить на любые вопросы! Желаю всем успехов!
Совершенно потрясающая статья! Самый фундаментальный труд по декалям, который я видел последнее время. И написано интересно, с удовольствием ещё раз почитаю завтра в дороге!
Ну и наверное, наиболее полный сборник маркировок данной машины! Полезное пополнение копилки сайта! Александр, жму руку!
Хотел бы также добавить такую маленькую деталь от себя по самим этим декалям:
у меня был опыт нанесения их на модель (моя командирская Panther Ausf.F) - номера на экранах и корме. Так вот, эта их "шёлковая подложка" очень сильно видна, обрезайте декали по кромке.
Более того, сами декали ведут себя не очень адекватно: проблемой было даже нанести номер на конический болт небольшой высоты. MicroSet просто не помогал, в прямом смысле почти заливал сверху MicroSOL-ом - и всё равно. Всё это при том, что декали наносились на футуру. Так что будьте осторожны в работе.
Алексей, спасибо огромное!
Почти полгода возился с этой статьей - даже подустал малость :) В последнее время уже самому было сложно ее перечитывать. Так что, кто прочтет - герой! Цитата: Хотел бы также добавить такую маленькую деталь от себя по самим этим декалям:
у меня был опыт нанесения их на модель (моя командирская Panther Ausf.F) - номера на экранах и корме. Так вот, эта их "шёлковая подложка" очень сильно видна, обрезайте декали по кромке.
Более того, сами декали ведут себя не очень адекватно: проблемой было даже нанести номер на конический болт небольшой высоты. MicroSet просто не помогал, в прямом смысле почти заливал сверху MicroSOL-ом - и всё равно. Всё это при том, что декали наносились на футуру. Так что будьте осторожны в работе.
Ты совершенно верно все подметил! Так и есть: обрезать под самое изображение и то уступ виден, если присмотреться! Даже 646-й ее не берет, не то что Set&Sol :)!
Привет, Юрий!
Я сам с себя удивляюсь :))) Но вещица редкая в наших краях, подумал: раз уж попалась в руки, то грех не сделать обзор! Надеюсь, будет кому-нибудь полезным ;)
Цитата: Саша, привет!
Ну ты дал, отличный обзор, зачитаться можно!
Привет, Ваня! Ну, не знаю, как по мне, так малость нудновато :))) Но трудно было описать по-другому.
Но, может кого-нибудь вдохновит на стройку ;)
Спасибо, что заглянул!
Саша, титанический труд.
Респект, "снимаю шляпу".
Если бы все обзоры были такими же.
Только не понял отсыл к Принтскейлу. У меня был единственный опыт с этой фирмой, деки на ФВ-190А. Обе модели здесь на каропке. Так вот подложка там толстенная и жесткая, как прозрачная клеенка и я не смог её загнать спиртом в расшивку.
Борис, спасибо!
Очень приятно слышать доброе слово от настоящих профи в этом деле!
Видать, много воды утекло с того времени, как ты Фоккевульфы делал и Принтскейл улучшился :) У меня есть прекраснейшая декаль этой фирмы на Тандерболт. Я уже работал с ней, когда делали самолет с сыном. Она тончайшая и нежнейшая! От неожиданности я один американский ОЗ запорол: он очень быстро соскочил с бумаги прямо в воде и скрутился в трубочку. Расправить не удалось - слипся. В итоге работали очень аккуратно и этот процесс растянулся на два дня! Стоит ли говорить, что ложилась она (декаль) отлично. Кстати, полосы на хвосте тоже декаль и видно, как она обтягивает выпуклости. Так что - очень рекомендую! Может и до нее руки дойдут :)
Комментарии
На сайте с 21.12.2010
Ну и наверное, наиболее полный сборник маркировок данной машины! Полезное пополнение копилки сайта! Александр, жму руку!
Хотел бы также добавить такую маленькую деталь от себя по самим этим декалям:
у меня был опыт нанесения их на модель (моя командирская Panther Ausf.F) - номера на экранах и корме. Так вот, эта их "шёлковая подложка" очень сильно видна, обрезайте декали по кромке.
Более того, сами декали ведут себя не очень адекватно: проблемой было даже нанести номер на конический болт небольшой высоты. MicroSet просто не помогал, в прямом смысле почти заливал сверху MicroSOL-ом - и всё равно. Всё это при том, что декали наносились на футуру. Так что будьте осторожны в работе.
53 года
На сайте с 23.09.2015
Почти полгода возился с этой статьей - даже подустал малость :) В последнее время уже самому было сложно ее перечитывать. Так что, кто прочтет - герой!
Цитата:
Хотел бы также добавить такую маленькую деталь от себя по самим этим декалям:
у меня был опыт нанесения их на модель (моя командирская Panther Ausf.F) - номера на экранах и корме. Так вот, эта их "шёлковая подложка" очень сильно видна, обрезайте декали по кромке.
Более того, сами декали ведут себя не очень адекватно: проблемой было даже нанести номер на конический болт небольшой высоты. MicroSet просто не помогал, в прямом смысле почти заливал сверху MicroSOL-ом - и всё равно. Всё это при том, что декали наносились на футуру. Так что будьте осторожны в работе.
Ты совершенно верно все подметил! Так и есть: обрезать под самое изображение и то уступ виден, если присмотреться! Даже 646-й ее не берет, не то что Set&Sol :)!
с сайта
53 года
На сайте с 23.09.2015
Ты не поверишь - у меня было с кого брать пример ;)
На сайте с 19.04.2012
53 года
На сайте с 23.09.2015
Я сам с себя удивляюсь :))) Но вещица редкая в наших краях, подумал: раз уж попалась в руки, то грех не сделать обзор! Надеюсь, будет кому-нибудь полезным ;)
38 лет
На сайте с 25.10.2013
Ну ты дал, отличный обзор, зачитаться можно!
Цитата:
Надеюсь, будет кому-нибудь полезным ;)
Я просто в этом уверен!
53 года
На сайте с 23.09.2015
Саша, привет!
Ну ты дал, отличный обзор, зачитаться можно!
Привет, Ваня! Ну, не знаю, как по мне, так малость нудновато :))) Но трудно было описать по-другому.
Но, может кого-нибудь вдохновит на стройку ;)
Спасибо, что заглянул!
На сайте с 17.10.2010
Респект, "снимаю шляпу".
Если бы все обзоры были такими же.
Только не понял отсыл к Принтскейлу. У меня был единственный опыт с этой фирмой, деки на ФВ-190А. Обе модели здесь на каропке. Так вот подложка там толстенная и жесткая, как прозрачная клеенка и я не смог её загнать спиртом в расшивку.
53 года
На сайте с 23.09.2015
Очень приятно слышать доброе слово от настоящих профи в этом деле!
Видать, много воды утекло с того времени, как ты Фоккевульфы делал и Принтскейл улучшился :) У меня есть прекраснейшая декаль этой фирмы на Тандерболт. Я уже работал с ней, когда делали самолет с сыном. Она тончайшая и нежнейшая! От неожиданности я один американский ОЗ запорол: он очень быстро соскочил с бумаги прямо в воде и скрутился в трубочку. Расправить не удалось - слипся. В итоге работали очень аккуратно и этот процесс растянулся на два дня! Стоит ли говорить, что ложилась она (декаль) отлично. Кстати, полосы на хвосте тоже декаль и видно, как она обтягивает выпуклости. Так что - очень рекомендую! Может и до нее руки дойдут :)
53 года
На сайте с 23.09.2015
53 года
На сайте с 23.09.2015
55 лет
На сайте с 05.04.2013
53 года
На сайте с 23.09.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий