Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Коллеги, выкладываю на Ваш суд модель скоростного двухмоторного самолета-разведчика Як-4 поздних серий.
Историю развития данного самолета можно посмотреть на соответствующих ресурсах. Если в двух словах, то перспективная концепция «советского Москито» не была доведена до логического конца и продолжением удачного опытного экземпляра, за разработку которого Яковлев был удостоен Сталинской премии (было за что – двухмоторный разведчик летал быстрее истребителей!), стала относительно немногочисленная партия Як-2 и Як-4. Порядка 180 шт. По отзывам летчиков самолет был достаточно сырой, не в полной мере приспособленный к боевой работе. Практически все борты были потеряны в первые месяцы ВОВ.
За прототип взят Як-4, подбитый на Западном или Юго-Западном фронтах летом 1941 г., предположительно относящийся к 314 или 316 РАП. Прототип был из последних серий, отличительной чертой которого являлись парные воздухозаборники на верхнем капоте двигателя и другое расположение и размер технологических отверстий в передней части левых капотов двигателей (отверстия больше по размеру и выше расположены в отличие от бортов более ранних серий). Данный борт, судя по всему подбит в воздушном бою, о чем говорит вынужденная посадка и находящийся в боевом положении ШКАС штурмана-наблюдателя.
Прототип также интересен нестандартным расположением звезд и нештатной бронеспинкой пилота.
По окраске прототипа возник ряд вопросов. А именно:
1. В ходе обсуждения выяснилось, что закабинная съемная панель не окрашивалась в цвета камуфляжа и, судя по всему имела цвет базы. При чем данное утверждение относится ко всем камуфлированным бортам. Я изначально считал, что панель другого цвета - результат аэродромного ремонта, когда был использован в качестве донора некамуфлированный борт.
2. Винты с довольно высокой степенью вероятности с тыльной стороны были окрашены в черный/темный цвет. С внешней стороны у прототипа по лопасти идут разводы, похожие на грязь. Относительно лопастей так и не определился окончательно с цветом и оставил их в цвет металла.
3. Было высказано мнение, что коки могут быть не черными. Разные фотографии дают разные оттенки, поэтому принял решение оставить как есть.
Доработки:
1. Утоньшены задние кромки крыльев.
2. Сточены накладки на верхней части крыльев в районе двигателей.
3. Двигатели доработаны до поздних серий (установлены парные воздухозаборники на верхней части капота, перемещены технологические отверстия на левых капотах).
4. Сделаны из ювелирной эпоксидки БАНО, передний и задний фонари.
5. В кабине пилота установлена бронеспинка.
6. Практически полностью с «нуля» сделана кабина штурмана-наблюдателя. Из «родных» деталей осталась только турель ТСС, но и ее пришлось дорабатывать. Да, еще была использована задняя часть ШКАС-а, она хоть и страшная, но других альтернатив не было.
7. Ствол ШКАС-а изготовил из инсулиновой иглы и пластиковой накладки. Дважды приклеивал стойку переднего прицела, но она отваливалась даже от незначительных вибраций. В итоге оставил без нее.
8. В днище фюзеляжа сделал окно для бомбового прицела и люк для объектива фотокамеры. Возможно надо было еще сделать перед ними узкое обзорное окно как на Су-2, но четких фотографий, подтверждающих такую версию (одновременное наличие и узкого обзорного окна и вторым рядом оконца под прицел и лючка под фотообъектив), нет.
9. Сделаны четыре бомбодержателя.
10. Установлен давленный фонарь.
11. Парные боковые окна в кабине пилота заменены одной прозрачной панелью. Что позволило дать более правильные размеры окон и придать более законченный вид этому фрагменту модели, т.к. при вклеивании таких окон поотдельности у меня не всегда получается избежать швов на стыках деталей и добиться идеально ровной поверхности.
12. Добавлено оконце на левой верхней части фюзеляжа для подсветки бомболюка.
13. Сделан прицел. Для внешней части использован прицел из тематического набора травления по прицелам от Микродизайн.
14. Створки шасси и бомболюка заменены травлеными вместо пластикового убожества, предлагаемого производителем.
15. Пришлось дорабатывать все четыре боковых воздухозаборника двигателей, т.к. в районе стыка с плоскостью все детали имели скругления (последствия технологии ЛНД). Заливал эти места стружкой на клею и обтачивал. Также значительно утоньшил передние кромки воздухозаборников.
16. С расшивкой можно сказать повезло. Сверху крылья практически ее не содержали, только поменял расположение пары лючков. На верхней левой части фюзеляжа за кабиной нарезал лючок для доступа к лебедке бомболюка. Вертикальное кольцо – границу перехода фанерной части в перкалевую нарезать не стал. Не увидел ее на фото, т.е. этот стык в 72-м масштабе просто не будет виден. Снизу просто восстановил где требовалось расшивку от производителя.
17. Доработал место перехода задней кромки крыла в зализ фюзеляжа (стружка+клей+много шлифовать). Т.к. при сборке без доработки не обеспечивалась требуемая радиусность.
18. Доработал место перехода задней кромки оперения в зализ фюзеляжа (стружка+клей+много шлифовать). Т.к. при сборке без доработки не обеспечивалась требуемая радиусность.
19. Добавлены распорки к створкам шасси и бомболюка.
В целом модель далась непросто, пришлось много пилить и подгонять. А непосредственно работам предшествовал мозговой штурм за отсутствием подробных чертежей. Понимание о многих элементах конструкции пришло после совместного изучения архивных фотографий. Общий результат я бы оценил на 3 «+» или 4 «-» от ожидаемого. Т.к. фонарь приклеился не совсем идеально, в передней части места пилота немного помутнел от частой полировки (выводил царапки, пятна циакрина и линии неправильной расшивки переплета). Есть недостаточно хорошо прошпаклеванные места на кромках крыльев, фюзеляже и мотогондолах. Их практически не видно, но я-то знаю, что они есть. )) Также не устроило качество нанесения основных цветов. Черный дал довольно сильную шагрень в районе стыка фюзеляжа и крыла. Частично убрал. Уже в ходе доработки пришло понимание по подшлифовыванию проблемных мест «нулевкой». Ну да ладно, век живи – век учись.
Хочу от всей души поблагодарить коллег, принявших участие в обсуждении стройки и помогавших советами и добрым словом. Особую благодарность также хочется выразить Денису Догадову за советы и помощь с материалами по данному борту вообще прототипу в частности, а также Андрею (Малиновский) за бескорыстную и своевременную помощь с давленным фонарем (при всех моих косяках давленный фонарь выглядит на порядок лучше родного).
Цитата: Только сейчас заметил, откуда на турели взялась эта поперечина?
Это поводок. Стоит в походном положении. В боевом он переводится в вертикальное положение.
Ты не разобрался, а я ведь тебе говорил.
Дело в том, что турель ТСС-1 была в двух вариантах.
На Як-4 стояла упрощённая, без механизма подъёма.
А на представленном тобой снимке как раз с подъёмом, установленная на Пе-2.
Цитата: Ты не разобрался, а я ведь тебе говорил.
Дело в том, что турель ТСС-1 была в двух вариантах.
На Як-4 стояла упрощённая, без механизма подъёма.
А на представленном тобой снимке как раз с подъёмом, установленная на Пе-2.
Я, честно говоря, не помню что бы мы это обсуждали. Амодел дает как раз турель с подъемным механизмом. Я просто переделал поводок из боевого положения в походное. Ну а поскольку на это место фото нет, то и содрал внешний вид с раннего Пе-2.
Цитата: Схему я тебе присылал и эту схему тоже-
Да, такая схема есть. Но поверил в данном случае Амодел. Мастер-модель несмотря на упрощения была выполнена на довольно высоком уровне. Если с турелью они косякнули, то это пожалуй единственная крупная ошибка.
Комментарии
На сайте с 21.10.2014
Только сейчас заметил, откуда на турели взялась эта поперечина?
Это поводок. Стоит в походном положении. В боевом он переводится в вертикальное положение.
61 год
На сайте с 11.05.2016
Дело в том, что турель ТСС-1 была в двух вариантах.
На Як-4 стояла упрощённая, без механизма подъёма.
А на представленном тобой снимке как раз с подъёмом, установленная на Пе-2.
На сайте с 21.10.2014
Ты не разобрался, а я ведь тебе говорил.
Дело в том, что турель ТСС-1 была в двух вариантах.
На Як-4 стояла упрощённая, без механизма подъёма.
А на представленном тобой снимке как раз с подъёмом, установленная на Пе-2.
Я, честно говоря, не помню что бы мы это обсуждали. Амодел дает как раз турель с подъемным механизмом. Я просто переделал поводок из боевого положения в походное. Ну а поскольку на это место фото нет, то и содрал внешний вид с раннего Пе-2.
61 год
На сайте с 11.05.2016
На сайте с 21.10.2014
Схему я тебе присылал и эту схему тоже-
Да, такая схема есть. Но поверил в данном случае Амодел. Мастер-модель несмотря на упрощения была выполнена на довольно высоком уровне. Если с турелью они косякнули, то это пожалуй единственная крупная ошибка.
53 года
На сайте с 23.09.2015
На сайте с 21.10.2014
46 лет
На сайте с 16.09.2017
На сайте с 30.12.2013
На сайте с 21.10.2014
СССР 76 (Evtin76)
спасибо за оценку!
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий