Представляю обзор на единственную существующую модель легкого крейсера типа Светлана – Червону Украину. Рассмотрим повнимательнее модель крейсера, ставшего первым новым крейсером Советского флота, но оставшегося в тени своих известных собратьев – Гвардейских крейсеров Красный Кавказ и Красный Крым. Я вырежу историческую часть обзора с рассказом про крейсера типа Светлана/Адмирал Нахимов и про саму Червону Украину. Все это можно почитать в моем основном обзоре на другой площадке. А у кого есть указанные в конце текста книги, бегите и читайте их. Освежайте в памяти историю этих крейсеров.
Коробка
Коробка типично «комбриговская». Смоляной корпус, пакет со смоляными деталями, пакет с платой травления, инструкция и наполнитель для сохранности. Модель вышла в свет в 2013 году. Всего в наборе 195 смоляных деталей и 173 травленых (с учетом гидросамолетов).
Инструкция
В отличие от ранних моделей, инструкция уже достаточно подробная – на 9 листах А4. Предлагается вариативность постройки модели крейсера на 1928, 1930, 1935, 1937 и 1941 г. Плавсредства в инструкции опять не показаны, их расставить на модели предлагается уже самому моделисту.
Травление
Так как модель вышла в 2013 году, то уже комплектовалась неплохим (по меркам отечественного смоляного судомоделестроения) травлением, позволяющим в первом приближении построить модель из коробки. В травлении даются детали для 3 гидросамолетов – Поликарпов МУ-1 (копия британского самолета Avro 504K), КР-1 (Heinkel HD.55) и бонусный гидроплан Григорович М-9, который никогда на данном крейсере не был. Лееров в комплекте нет, поэтому их надо приобретать отдельно. На мой взгляд, главная ценность данного травления – минные рельсы, дефлекторы на дымовых трубах, запчасти гидросамолетов и 3 варианта кранов для гидросамолетов. Леера, трапы, лесенки, рейлинги и двери можно уже надергать из травления Flyhawk.
Корпус
Корпус модели отлит одной деталью вместе с палубной деталировкой, первым ярусом кормовой надстройки и основаниями дымовых труб. Качество литья и проработки деталей хорошее. Почти нет дефектов литья, присущих ранним моделям фирмы. Я нашел только пару дефектов на корпусе – у носовых казематных 130-мм орудий №1 и №4 и у кормовых казематных орудий №9 и №10. Также по левому борту плохо пролился 1 иллюминатор. Но все это лечится за пару минут. Форма носовых киповых планок модели не совпадает с оригиналом.
Геометрия
Что касается геометрии модели, то тут с этим полный порядок. Отклонения по достоверно известным размерам корпуса минимальные – 0.4 мм по длине. Отклонение в 1.1 мм от данных по проектной длине по ГВЛ брать в расчет не стоит. А отклонение в 3 мм по максимальной ширине корпуса выглядит очень странным – скорее всего в размер реального корпуса был проведен не по спонсонам 130-мм орудий, а по борту. Отсюда и разница в 3 мм. Если наложить фото корпуса модели на заводской чертеж 1916/1927 года и на схемы Сергея Балакина, то корпус отлично ляжет в них. За исключение пары моментов. Первый из них – корма. На модели транец кормы слишком «остро срезан». При сравнении кормы модели с фотографиями, видно, что надо более явно прорезать скаты для мин. Также по фоткам видно, что у модели более плавно сделан переход от транца к бортам. И транец на модели не плоский, как надо, а выпуклый. Несколько движений напильником по транцу модели и все будет как надо. При виде сверху, видно, что на модели спонсоны бортовых 130-мм орудий №5, №6, №7 и №8 в средней части корпуса немного больше, чем нужно, и расположены слишком близко друг к другу. Так что между ними будет крайне сложно установить 6-весельные ялы. В итоге спонсоны оказались немного смещены в корму. В принципе это не критично, можно оставить.
Вооружение
Так как модель дается аж в 5 вариантах, то вооружения тут довольно много. В комплекте дается 10 щитовых 130-мм/55 орудий Обуховского завода образца 1913 г., 6 стволов для казематных 130-мм/55 орудий, три спаренных 100-мм/47 зенитки Минизини, восемь 75-мм/50 зениток образца 1928 г. системы Меллера, восемь 76-мм зениток Лендера 8-К образца 1915 г., восемь 45-мм/46 зениток 21-К образца 1934 г., четыре трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, дальномер ДМ-6 на носовую надстройку и дальномер ДМ-4 на кормовую надстройку. Вроде много всего? Но есть нюансы. В частности, в наборе отсутствуют 7,62-мм пулеметы Максим и 12,7-мм пулеметы ДШК. Пулеметы Максим были на крейсере в количестве 2 штук на крыльях кормовой надстройки с 1927 г. до самой войны. Пулеметы ДШК появились на крейсере в 1941 г. в количестве 7 штук и располагались следующим образом: 3 на кормовой надстройке, 2 на крыльях кормового мостика и 2 на верхней палубе над казематами орудий №1 и №2. Казенные части 130-мм пушек ооооочень отдаленно похожи на прототип. Сами щиты орудий внешне сделаны нормально, но торцы стенок все равно вышли толстыми и их надо стачивать. Стволы 130-мм я бы заменил на точеные, к примеру на 127-мм/51 орудия для американских линкоров-дредноутов.
С зенитками Минизини ситуация посложнее. Так как казенную часть орудия отлили вместе с щитом, а щит отлили единым куском смолы, то получилось крайне убого. Надо делать станок и казенник орудий заново и выпиливать монолит щита изнутри. Наклон боковых стенок щита надо корректировать. Также надо заново делать платформу для артиллерийского расчета – в модели она слишком короткая. Стволы зениток на выкид в мусорку. Ищем стволы зенитных 102-мм орудий для британских крейсеров. В общем, с Минизини много возни. Но можно облегчить себе участь – сделать крейсер по состоянию до 1935 г. включительно, когда 100-мм зениток Минизини еще не было на крейсере. 457-мм торпедные аппараты сделаны простенько, но хорошей инфы у меня по ним нет. Вроде похожи, но нет ярко выраженной кромки на трубах.
75-мм зенитки на станке Меллера образца 1928 г. вполне похожи на прототип. Но сбоку от станка нет принимающих циферблатов системы управления зенитным огнем. Также еще к станку порой крепили металлические кожухи для защиты наводчика от травм при откате орудия. Но так как она была съемная, ее можно и не делать. К 76-мм зениткам Лендера у меня вопросов нет. Все в норме. А вот 45-мм орудия 21-К вышли крайне неудачными – у них получился убогий низкий станок, простенькая вертлюга и кривые стволы. Использовать их на модели в таком виде невозможно. В общем, эти орудия точно нуждаются в замене. Итак, что получается – модель можно беспроблемно собрать на период с 1927 до 1935 гг., добавив только пару пулеметов Максим. Для постройки модели на 1935-1941 гг. надо искать замену 45-мм зениткам 21-К, переделывать 100-мм зенитки Минизини и искать пулеметы ДШК (если делать на 1941).
Авиационное вооружение
При постройке крейсеров типа Светлана, планировалось на них установить по 2 гидросамолета французского производства. На балтийские крейсера планировали установить летающие лодки Deperdussin, а на черноморские крейсера Tellier T.3 (или Tellier 200). Лицензию на производство последних была куплена в 1917 г. Временным правительством во Франции для производства на заводе Дукс. Но выполнению заказа помешала Октябрьская Революция и штучные выпущенные самолеты так и не попали на корабли. Поэтому к теме вооружения кораблей самолетами вернулись уже после их достройки во второй половине 1920-х гг. При достройке Червоны Украины, на нее хотели установить 2 поплавковых гидросамолета Junkers Ju 20, но испытания самолетов Ju 20 на крейсере в 1927 г. завершились неудачно.
В комплекте с моделью идут 6 гидросамолетов, 2 из которых не используются: Поликарпов МУ-1 (копия британского Avro 504K), КР-1 (он же немецкий Heinkel HD.55) и бонусный Григорович М-9. По 2 самолета каждого типа.
Начну с учебно-тренировочного гидроплана Поликарпов МУ-1. Осенью 1919 г. в районе Петрозаводска сел на вынужденную посадку подбитый белогвардейский биплан Avro 504K британского производства. Под руководством механика Сергея Ильюшина (в будущем авиаконструктора) и при помощи 5 красноармейцев самолет был разобран и вывезен с болот в Москву на изучение. Спустя 2 года на основе этого самолета Поликарповым был разработан учебный биплан У-1 с отечественным ротативным двигателем М-2. Поплавковый вариант У-1 под обозначением МУ-1 появился в 1925 г. Самолет применялся до 1934 г. Всего было выпущено 73 гидроплана. В 1928 г. 2 гидроплана МУ-1 были размещены на крейсере на навесной платформе, смонтированной между 2-й и 3-й дымовыми трубами. На отливках фюзеляжей МУ-1 наблюдаются следы от 3Д-печати, которые необходимо удалять. Форма фюзеляжа при виде сверху не совсем верная – он слишком широкий позади капота двигателя. При обработке фюзеляжа от следов 3Д-печати это легко скорректировать.
10 мая 1929 г. СССР заказал у фирмы Heinkel пару катапульт К-3 и 6 летающих лодок HD.55. Прототипом для лодки послужила почтовая летающая лодка Heinkel HD.15, разработанная и построенная в единственном экземпляре для пассажирского трансатлантического лайнера Bremen в 1927 г., испытания на котором проходила в конце 1928 г. вместе с катапультой. 28 сентября 1929 г. СССР увеличил заказ с 6 до 20 лодок. В феврале 1930 г. первые лодки стали поступать в СССР в разобранном виде. К концу года все 20 самолетов и одна катапульта были доставлены в СССР. От второй катапульты было решено отказаться. Единственную катапульту смонтировали на крыше башни главного калибра линкора Парижская Коммуна. В 1935 г. эту катапульту переставили с линкора на крейсер Красный Кавказ. 20 поступивших лодок HD.55, которые получили отечественное обозначение КР-1 (корабельный разведчик) распределили следующим образом – 12 на Балтике, 7 на Черном море и одна в НИИ ВВС. Правда 14 октября 1930 г. самолет с крейсера Профинтерн потерпел аварию и врезался в борт при рулении. Самолетов было недостаточно, так как по штату линкору полагалось по 3 летающих лодки, а крейсеру – по 2. К середине 1930-х годов КР-1 морально устарел и были начаты работы над новым корабельным разведчиком – КОР-1. Червона Украина получила в 1930 г. один самолет КР-1 с б/н 5. Также на крейсере эксплуатировались КР-1 с б/н 4 и б/н 3. По штату кораблю полагалось 2 самолета, каждый из которых должен был стоять побортно на кильблоках. Но на практике, на крейсере всегда находилась только 1 летающая лодка. КР-1 использовался на крейсере до 1939 г. после чего все оставшиеся летающие лодки были сданы на хранение или отправлены на слом. Новые гидросамолеты КОР-1 и КОР-2 предусматривали взлет с катапульты, которую на крейсере негде было монтировать, поэтому авиационное вооружение крейсеров Червона Украина и Красный Крым было упразднено. При предвоенной модернизации в 1939-1941 гг. навесная палуба для их хранения между дымовыми трубами была демонтирована. Теперь к отливкам КР-1 (HD.55). На фюзеляже лодки, крыльевых поплавках и на корпусе мотора присутствуют не зачищенные следы от 3д-принтера. Законцовки консолей крыла и стабилизаторов, сделанные в травлении нуждаются в корректировке. В целом все норм, но придется поработать наждаком и надфилем. В травлении не хватает только пулемета ДА в турели Тур-6. Кильблоков, на которых хранились лодки на палубе в травлении и смоле нет. Там было по 3 кильблока на самолет – один большой под редан фюзеляжа и по 2 мелких под крыльевые поплавки.
Теперь к бонусным летающим лодкам Григорович М-9. Летающая лодка была разработана на основе летающей лодки М-5 в 1915 г., первый полет совершила 6 января 1916 г. Всего за 1916-1917 гг. было построено около 500 летающих лодок М-9. В 1917 г. на Черноморском флоте числилось чуть более 100 штук, которые базировались в Одессе и Севастополе. Лодки были приписаны к авиаотрядам гидрокрейсеров Орлица, Александр I и Николай I и использовались в боевых действиях у берегов Болгарии и Румынии. К моменту вступления в строй крейсеров типа Светлана во второй половине 1920-х гг., летающие лодки Григоровича уже были списаны. С моделью тут все точно также как и с остальными гидросамолетами – следы от 3Д-печати на фюзеляже и отсутствие 7.62-мм пулемета в травлении.
Деталировка
Деталировка модели проработана неплохо. Но есть небольшие ошибки или неточности. В частности, на передней и задней стенках кормовой надстройки нет двухстворчатых дверей для мин и иллюминатора. Также не совсем верно расположение иллюминаторов по правому борту кормовой надстройки. Недостающие двухстворчатые двери можно установить из стороннего травления, а иллюминаторы зашпаклевать и засверлить как надо по фотографиям (к примеру, фото корабля в достройке хорошо демонстрирует данную проблему). На корме корабля нет кормовых киповых планок. Палуба модели имеет неверную расшивку. В модели показаны только продольные доски. Тогда как на настоящем корабле палуба представляла собой набор коротких чаковых досок, закрепленных поперечными прижимными брусками. Как на линкорах типа Севастополь и остальных кораблях постройки тех лет. На фотографии кормы и со Сталиным и Орджоникидзе хорошо виден набор досок палубы реального корабля, не имеющий ничего общего с тем, как реализовано в модели. Исправить это в модели невозможно. Поэтому оставим как есть. Также по немногочисленным фоткам видно, что деталировка палубы немного упрощена. Нет различных лючков на палубе, элеваторов орудий главного калибра и прочего. Так как нет качественных фотографий всей палубы, то сложно оценить, что есть в модели, а чего нет. На заводском чертеже 1916/1927 года деталировку палубы видно, но трудно разобрать что это за агрегат/узел и его предназначение. В целом, можно оставить все как есть – пустой модель от этого не станет. Пара шлюпбалок в наборе оказались немного погнутыми. Головки шлюпбалок почему-то сделаны плоскими, а на самих шлюпбалках нет имитации шкивов для цепных стопоров. Вентиляционные раструбы котельных отделений имеют не совсем верную форму. На прототипе они имели срез треугольной формы со скругленными краями. В модели срез не имеет четких треугольных граней. Но это легко исправить. На рубке минного поста фок-мачты передние окна имеют иные пропорции. В модели они более узкие. На находящейся выше рубке артиллерийского поста передние смотровые прорези заходят на боковины, чего на реальном прототипе не было. На кожухах приточной вентиляции котельных отделений есть небольшие дефекты литья. Прожектора сделаны простенько, но за неимением лучшего и эти сгодятся. Дымовые трубы сделаны простенько. Нет имитации расшивки, рейлингов в верхней части труб, нет различных паропроводов, трубок сброса пара и мелких площадок. Рейлинги придется брать от Flyhawk (Rainbow в 2022 году достать уже проблематично), а трубки сброса пара придется делать из проволоки. Решетка дымохода второй трубы имеют иную конструкцию. В модели она сделана по мотивам – у нее 12 перемычек, а на реальном крейсере 14, и по центру не круглая конструкция, а овальная. Что до решеток 1-й и 3-й дымовой трубы, то мне неизвестна какая у них была форма. Так что есть вероятность, что они также сделаны по мотивам. Переделывать? Нет смысла, оставим решетки как есть. Мостики на носовой надстройке хорошо похожи на прототип. Единственное, к чему есть претензия – это толстая имитация брезентового ограждения мостиков. Его надо срезать и менять на 3-нитивые релинги и уже по ним из клея ПВА делать имитацию брезента с провисом. При виде сверху, форма передней части прожекторной площадки на фок-мачте в модели не совсем верна – она прямая, тогда как по центру у нее был хорошо заметный прогиб. Это несложно исправить при замене толстой смоляной имитации ограждения на двухнитивые релинги. На поверхности ростров присутствуют различные царапины и дефекты, которые придется зашпаклевать.
Из плавсредств в наборе даются 2 моторных рабочих катера, 2 6-весельных вельбота, 2 6-весельных яла и 2 14-весельных катера. Согласно монографии Чернышева по крейсерам типа Светлана, в состав плавсредств должны были еще входить командирский моторный катер, 2 16-весельных баркаса и 3 4-весельных яла. Но судя по фотографиям, плавсредств на борту всегда было 8 штук, именно тех, которых дали в наборе. Сравнить моторные рабочие катера мне не с чем. На палубе есть не зачищенные следы от обработки мастер-модели катера. 14-весельный катер имеет недоливы смолы на бортах в районе банок и в одном месте выломан кусок борта. Форштевень катера неверный по форме, нет решетчатого люка в носу. 6-весельные ялы имеют неверные обводы носовой части, нет решетчатого люка в носу, да и вообще имеют довольно странные пропорции и обводы (должны быть более широкими с полными обводами). На 6-весельных вельботах нет носового решетчатого люка, а перо руля с килем на корме сделаны неверно. В целом, не критично, но могло быть и лучше. Все равно менять не на что.
Афтемаркет
Стволы 130-мм/55 орудий Обуховского завода образца 1913 г. можно заменить на схожие американские стволы для 5in/51 (127-мм/51) Mk.7, Mk.8, Mk.9, Mk.14 и Mk.15 для линкоров-дредноутов типа Florida, Wyoming, New York, Nevada, Arizona, New Mexico, California, Colorado. Такие стволы есть у Master (700-039). Стволы 100-мм зениток Минизини можно заменить на стволы от британской 102-мм зенитки QF 4in Mk.16. Стволы для нее выпускает Aber (700L21). Шестивесельный ял Ял-6 есть у Scale 3D (70012), но качество печати и уровень проработки мне не известен. На юте крейсера можно разместить на минных рельсах мины. Схожие мины образца 1908 г. делает Scale 3D (70031) – 10 штук в комплекте. Более поздних советских якорных мин пока в афтемаркете нет. 2-х и 3-хнитивые релинги, леера и весла для катеров, вельботов и ялов можно взять у Микродизайна (700204, 700201). Рейлинги на трубы, вьюшки, кницы можно взять у Flyhawk для японского флота. Также у Flyhawk можно взять и леера с провисом и релинги.
Литература
Итого
В целом модель крейсера Червона Украина у Комбрига хорошо получилась. Модель достойно смотрится, хорошо ложится в чертежи, а ее деталировка достаточно правдоподобна. Травление в наборе покрывает некоторые базовые потребности моделистов, оставляя моделисту пространство для установки уже сторонних лееров, релингов и некоторых других мелких деталей. У модели есть некоторые огрехи, которые можно будет исправить малой кровью, вроде формы транца на корме или следов печати на самолетах. Но вот с зенитным вооружением крейсера стоит быть повнимательнее, так как поздний вариант зенитного вооружения из 100-мм и 45-мм зениток имеет много недостатков. Проще всего с минимальными затратами собрать крейсер по состоянию на 1927-1937 гг. Недостаток с неверной разлиновкой чакового настила палубы увы никак не исправить, поэтому придется смириться с этим. Конечно, это не современный уровень моделей Flyhawk или YG Model, но для 2013 г. это было очень хорошо. В общем, фанатам отечественной истории и флота – Must Have! При должном умении и навыках выйдет красивая модель. Как ни парадоксально, но за 10 лет эта модель так и осталась единственной моделью среди всех 8 заложенных крейсеров типа Светлана/Адмирал Нахимов, хотя исторически Червона Украина осталась в тени своих Гвардейских собратьев – Красного Крыма и Красного Кавказа. Я мог бы попытаться уместить в эту статью план перестройки модели в Профинтерн/Красный Крым с учетом всех отличий и нюансов, но я не стал этого делать. Если будет спрос на такой материал – я могу его написать отдельно. Возможно, что в будущем выйдет смоляная модель Красного Крыма в уже более крупном масштабе и подобные переделки будут уже неактуальны.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
|
Комментарии
65 лет
На сайте с 19.10.2010
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Прекрасный обзор. Эх, не мой масштаб. Мне представляется, что и чаки вполне возможно обозначить.
Хорошо, единообразно (чтобы ширина и глубина всех линий была одинаковой) и качественно сделать поперечные прижимные бруски чаковой палубы на данной палубе уже нереально. Была бы лысая - можно было бы нарезать.
Надо или резать новую палубу или делать это в другом масштабе
Так как в 1/700 ширина досок палубы должна быть 0.1-0.15 мм
35 лет
На сайте с 30.07.2010
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Как всегда прекрасный обзор! Спасибо
Спасибо Никита!
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением, Алексей.
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Пытался отредактировать, но всё равно - вместо "корабли" вылазят "танки"...... Опять глючит КАРОБОЧКА.
С Уважением, Алексей.
Да я заметил, что танк предлагает
Ну будет, 15-орудийным плавающим танком))))
65 лет
На сайте с 19.10.2010
Хорошо, единообразно (чтобы ширина и глубина всех линий была одинаковой) и качественно сделать поперечные прижимные бруски чаковой палубы на данной палубе уже нереально. Была бы лысая - можно было бы нарезать.
Надо или резать новую палубу или делать это в другом масштабе
Так как в 1/700 ширина досок палубы должна быть 0.1-0.15 мм
Я наклеил бы поверх полосочки из стикерной бумаги- самоклейки. Она очень тонкая и резать легко. Лучше конечно лазером - 0,2 мм вполне получится.
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Цитата:
Хорошо, единообразно (чтобы ширина и глубина всех линий была одинаковой) и качественно сделать поперечные прижимные бруски чаковой палубы на данной палубе уже нереально. Была бы лысая - можно было бы нарезать.
Надо или резать новую палубу или делать это в другом масштабе
Так как в 1/700 ширина досок палубы должна быть 0.1-0.15 мм
Я наклеил бы поверх полосочки из стикерной бумаги- самоклейки. Она очень тонкая и резать легко. Лучше конечно лазером - 0,2 мм вполне получится.
во-первых под нее надо выводить палубу в ноль, шпаклевать все
во-вторых не понятно как она себя поведет при окраске
в-третьих, будет очень муторно весь паркет заново укладывать, делать ватервейсы и так далее. это все таки 1/700, а не 1/200
в-четвертых, мало кто оценит такой объем работ и это будет малозаметно
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением, Алексей.
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Спасибо за обзор!
С Уважением, Алексей.
Спасибо Леша!
Стараемся не забывать отечественный флот )))
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий