Регистрация Вход · Почистить куки

POTEZ - 540

Производитель:
SMER
Дата размещения:
22 апреля 2014 года, 21:15
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Поршневая
Год выпуска:
до 1960
Страна-производитель:
Франция
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Для участия  в очередной городской выставке нужно было сделать что-то испанское. Поэтому я на некоторое время отложил в сторону  советские полярные самолёты и окунулся в историю гражданской войны в Испании. С истории и начнем.
              В 1935 году во Франции началось серийное производство бомбардировщиков "Потез-540". Законное правительство испанской республики пытаясь противостоять мятежу генерала Франко, охватившему полстраны, приобретало вооружение, в т.ч. и боевые самолеты где только можно. Так летом 1936 года в Испании появились шесть новеньких "Потезов" вместе с французскими экипажами. Самолеты были сведены в эскадрилью "Эспанья", командовал которой французский писатель и  коммунист, пилот-любитель, Андре Мальро, будущий философ и соратник президента де Голля.  Эскадрилья наносила удары по огневым позициям, дорогам и аэродромам противника и какое-то время им сопутствовал успех. Но с усилением истребительного противодействия, ситуация стала меняться. К концу сентября половина "потезов" была уже потеряна, другие требовали ремонта. Большинство французов вернулись домой. В октябре из Франции поступило ещё восемь машин с моторами "Лоррейн", от предыдущих (с "Испано-Сюизами") отличавшихся иной, "граненной" формой обтекателя радиатора. . В это же самое время в Испании появились русские летчики, экипажи бомбардировщиков СБ, прибытие которых только ещё ожидалось. Поэтому, не теряя время, они включились в боевую работу на "Потезах", вместе с испанцами и оставшимися французами. Экипажи обычно состояли из шести- семи человек, хотя по штату на борту должно было быть лишь четверо.
       10 ноября 1936 года "потез" с литерой "А" на киле, которым управлял советский летчик Примо Джибелли наносил бомбовый удар по позициям франкистов. Самолет долго "висел" над целью (возможно бомбили вручную мелкими бомбами) и был подбит зенитным снарядом. Экипаж оказался на территории противника и был расстрелян на месте, командир же был зверски казнен. Через пять дней, его тело разрубленное на части было сброшено франкистами в ящике на парашюте на окраину Мадрида . . . Существует, правда, версия что останки принадлежали другим советским летчикам, Владимиру Бочарову или Карпу Ковтуну, также сбитым в эти дни над вражеской территорей, а Джибелли будто бы погиб вместе с самолетом. Как бы то ни было на самом деле, даже в условиях войны, это просто дикое преступление! 31 декабря 1936 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Примо Джибелли было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Этим же Указом звание Героев было присвоено ещё двум летчикам, воевавшим осенью 1936-го на "потезах" - Петру Десницкому и Волкану Горанову(на самом деле - Захарию Захариеву, ставшему впоследствии командующим ВВС Болгарии).
           Несмотря на архаичный, угловатый вид, полотнянно-деревянную конструкцию и низкую скорость "потезов", следует сказать, что в своих отчетах советские летчики, как бы проводя сравнение с нашим СБ отмечали легкое и простое упрвление (благодаря моторам разного направления вращения), просторные кабины экипажа, протектированные бензобаки, закрытые экранированные турели, позволявшие вести круговой обстрел. Но, всё таки, учитывая испанский опыт, французские военные посчитали самолет не отвечающий требованиям современной войны и сняли его с производства. В боевых действиях, разразившейся вскоре Второй Мировой, он уже не применялся. 
                  Моделистам старшего поколения эта модель хорошо знакома как под маркой "SMER", так и "Heller". Учитывая компоновку модели и ее окраску я собирал модель отдельными узлами с предварительной окраской - фюзеляж, крылья с подкосами, стабилизаторы с подкосами, моторы со стойками шасси, винты, стрелковые башни. А потом всё это, уже предварительно окрашенное, склеивал между собой, поэтому возникли щели в местах склейки.Также я  попытался изобразить "раскрой", но получилось плохо. По видимому, эта "технология" не для меня. В общем, модель  как то вышла не совсем такой, как хотелось первоначально. Не доволен я собой. Кстати, может кто подскажет, что не так у меня получилось?
    В модели отсутствовало бомбовое вооружение, поэтому изготовил его сам, примерно похожее. Пулеметы в модели отчасти напоминающие французские "Дарн", я заменил на другие, т.к. на испанских машинах ставили "Виккерсы". Самый заметный "косяк" разработчиков модели - неверная форма верхней турели, на подавляющем большинстве самолетов  она была иной формы, более сплющенной что-ли. Я не пытался её изменить.

         "SMER" предлагает также республиканский вариант с пятнистым камуфляжем и буквой "D" на киле. Поначалу он меня заинтересовал, но в интернете я нашел с десяток собранных в таком виде моделей, причем автор каждой модели трактует цвета и форму пятен по-своему, причем мало похоже с реальностью. К тому же я нашел фото настоящего "D", но с ... надписью на борту. Поэтому я не стал браться за этот спорный вариант. Найдя маленькую фотку "потеза" с литерой "В", а также увидев цветной рисунок в эдаком стиле "детской акварели" , решил сделать именно эту машину. К сожалению, информации по этому "борту" я не нашел, экипаж мне не известен, кажется самолет был потерян в боях за Малагу, что на юге Испании, зимой 1937 года. В Испании на "потезах"  ставили номера состоящие из одной буквы латинского алфавита. Мне удалось найти фото или другие изображения самолетов с буквами: А, В, D, F, N, P, R, S. Всего же в Испании было четырнадцать "потезов".
     Мой рассказ об этих самолетах составлен на основе статьи из журнала "авиАМастер" №5 за 2001 год и др. Благодарю за внимание.      


        Р.S. Кстати, Андре Мальро в 1937 году написал роман "Надежда" о событиях в Испании. Потом появился и одноименный фильм, с летчиками и "потезами". На последнем фото кадр из него.


        Р.S.2. Забыл еще про один косяк от "Неller". Обтекатели головок цилиндров на моторах должны иметь как бы "зализ" в задней части, производитель же дает это место иначе. Просмотрел больше двух десятков собранных моделей, от примитивно сделанных до "высоко-художественных". Ни один моделист это не изменил, хотя на любой фотографии "потеза" это видно. Даже странно! Ну вот, а я это дело хоть немного, да подправил. Под конец сам себя похвалил : ) 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.1699.1299
Средняя оценка: 99.0927 (все оценки)
Популярность модели: 84.69

Комментарии

Страницы: 1 2
Автор удалён
с сайта
КЛАСС! КРАСИВО! Давно у меня был такой сделал чистого француза.
Прикрепленные файлы:
Владимир(Redvostok) (redvostok)
Новосибирск
56 лет
На сайте с 09.10.2009
Владимир(Redvostok)  (redvostok)
Модель получилась отлично. Да и прототип незаезженый... А вот ещё один недостаток Эллера - попытку показать фактуру ткани на крыле стоило бы исправить - ведь ткань на прототипе так покрыта лаком что выглядит очень гладко.


Автор удалён
с сайта
очень крутая модель редкого аэроплана.
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Нижний Новгород
64 года
На сайте с 06.05.2013
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Спасибо, коллеги!
Да, пожалуй, про имитацию полотна очень верно замечено. Если её сошкурить, после глянцевого лака крылья выглядели бы гораздо правдоподобнее. Действительно, жаль что "не поднялась рука" на это.
Дмитрий Андрюхов (ada77-27)
. Комсомольск-на -Амуре.
47 лет
На сайте с 30.06.2012
Дмитрий Андрюхов (ada77-27)
Сергей не мог пройти мимо, работа очень понравилась!!!
Отлично смотрится модель ,все в меру.
5+
Андрей Артамонов (Чебадон)
Санкт-Петербург
50 лет
На сайте с 26.08.2011
Андрей Артамонов  (Чебадон)
Интересный аппарат получился, есть на что посмотреть... Ну а "мнусы" уважаемый Сергей сам отметил.
EXPrompt
Москва
50 лет
На сайте с 19.02.2009
EXPrompt
да шарм французского чумодана он не с чем не сравним )))
SAURON
Киев
59 лет
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Классный чемодан. У самого такой лежит еще с 80-х, не знаю что с ним делать.
Борис (BorisV) администратор
59 лет
На сайте с 17.10.2010
Борис  (BorisV)
редкая модель и отлично сделана. Если бы недостатки сам не сказал, никто бы и не заметил :-)
rata
Возраст неизвестен
На сайте с 01.08.2010
rata
Отличный аппарат ! Кое-где толщина стеклышек на стыках мешает восприятию ,но ,думаю ,это всё макросъёмка. А чем красили ?
Олег (Unclesima)
Самара
55 лет
На сайте с 09.11.2011
 Олег (Unclesima)
Просто прелесть! Очень аккуратно и с расшивкой всё очень даже неплохо!!!
Василий Долгошеев (vasya chel)
Челябинск
50 лет
На сайте с 17.08.2010
GROWLER
47 лет
На сайте с 11.05.2012
GROWLER
+
1 за аккуратно
2 за красиво
3 за редкого гостя !
Автор удалён
с сайта
Шикарный испанец!
Юрий (YURY 81)
43 года
На сайте с 07.02.2014
Юрий  (YURY 81)
очень интересен и прототип и исполнение и описание!
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Нижний Новгород
64 года
На сайте с 06.05.2013
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Коллеги, большое спасибо за положительные комментарии!
Про краски. Просмотрев, опять же немало собранных моделей "потезов" заметил, что многие красят его темно-зеленым.
Среди материалов по этому самолёту в инете нашел фото с кусками настоящей обшивки из какого-то испанского музея. Цвет более напоминал оливковый. Поэтому взял тамиевскую эмаль ХF-62 olive drab, размешал её с желтой ХF-3. Вот и всё.
rata
Возраст неизвестен
На сайте с 01.08.2010
rata
А люминий - тоже тамия ?
Макс Коробов (maksik)
Запорожье
46 лет
На сайте с 26.11.2011
Макс Коробов (maksik)
Классная модель редкого самолета!Спасибо за положительные эмоции.
Автор удалён
с сайта
Сергей приветствую.

И так не равнодушен к редким моделям,а в таком исполнении тем более.

Алексей (Hoha)
Тосно, Ленинградская область
52 года
На сайте с 12.05.2010
Алексей  (Hoha)
Очень понравилась модель.
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Сергей Бусаргин
Сергей Бусаргин
Логин
KUZMICH
Д.Р.
2 апреля 1960 года
Город
Нижний Новгород
На сайте с
6 мая 2013 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (29):

  • Алексей
  • Антон
  • Георгий
  • Штайнер
  • Владимир
  • Владимир

Группы (2):





Реклама на Каропке
Не показывать чат