Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Для участия в очередной городской выставке нужно было сделать что-то испанское. Поэтому я на некоторое время отложил в сторону советские полярные самолёты и окунулся в историю гражданской войны в Испании. С истории и начнем.
В 1935 году во Франции началось серийное производство бомбардировщиков "Потез-540". Законное правительство испанской республики пытаясь противостоять мятежу генерала Франко, охватившему полстраны, приобретало вооружение, в т.ч. и боевые самолеты где только можно. Так летом 1936 года в Испании появились шесть новеньких "Потезов" вместе с французскими экипажами. Самолеты были сведены в эскадрилью "Эспанья", командовал которой французский писатель и коммунист, пилот-любитель, Андре Мальро, будущий философ и соратник президента де Голля. Эскадрилья наносила удары по огневым позициям, дорогам и аэродромам противника и какое-то время им сопутствовал успех. Но с усилением истребительного противодействия, ситуация стала меняться. К концу сентября половина "потезов" была уже потеряна, другие требовали ремонта. Большинство французов вернулись домой. В октябре из Франции поступило ещё восемь машин с моторами "Лоррейн", от предыдущих (с "Испано-Сюизами") отличавшихся иной, "граненной" формой обтекателя радиатора. . В это же самое время в Испании появились русские летчики, экипажи бомбардировщиков СБ, прибытие которых только ещё ожидалось. Поэтому, не теряя время, они включились в боевую работу на "Потезах", вместе с испанцами и оставшимися французами. Экипажи обычно состояли из шести- семи человек, хотя по штату на борту должно было быть лишь четверо.
10 ноября 1936 года "потез" с литерой "А" на киле, которым управлял советский летчик Примо Джибелли наносил бомбовый удар по позициям франкистов. Самолет долго "висел" над целью (возможно бомбили вручную мелкими бомбами) и был подбит зенитным снарядом. Экипаж оказался на территории противника и был расстрелян на месте, командир же был зверски казнен. Через пять дней, его тело разрубленное на части было сброшено франкистами в ящике на парашюте на окраину Мадрида . . . Существует, правда, версия что останки принадлежали другим советским летчикам, Владимиру Бочарову или Карпу Ковтуну, также сбитым в эти дни над вражеской территорей, а Джибелли будто бы погиб вместе с самолетом. Как бы то ни было на самом деле, даже в условиях войны, это просто дикое преступление! 31 декабря 1936 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Примо Джибелли было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Этим же Указом звание Героев было присвоено ещё двум летчикам, воевавшим осенью 1936-го на "потезах" - Петру Десницкому и Волкану Горанову(на самом деле - Захарию Захариеву, ставшему впоследствии командующим ВВС Болгарии).
Несмотря на архаичный, угловатый вид, полотнянно-деревянную конструкцию и низкую скорость "потезов", следует сказать, что в своих отчетах советские летчики, как бы проводя сравнение с нашим СБ отмечали легкое и простое упрвление (благодаря моторам разного направления вращения), просторные кабины экипажа, протектированные бензобаки, закрытые экранированные турели, позволявшие вести круговой обстрел. Но, всё таки, учитывая испанский опыт, французские военные посчитали самолет не отвечающий требованиям современной войны и сняли его с производства. В боевых действиях, разразившейся вскоре Второй Мировой, он уже не применялся.
Моделистам старшего поколения эта модель хорошо знакома как под маркой "SMER", так и "Heller". Учитывая компоновку модели и ее окраску я собирал модель отдельными узлами с предварительной окраской - фюзеляж, крылья с подкосами, стабилизаторы с подкосами, моторы со стойками шасси, винты, стрелковые башни. А потом всё это, уже предварительно окрашенное, склеивал между собой, поэтому возникли щели в местах склейки.Также я попытался изобразить "раскрой", но получилось плохо. По видимому, эта "технология" не для меня. В общем, модель как то вышла не совсем такой, как хотелось первоначально. Не доволен я собой. Кстати, может кто подскажет, что не так у меня получилось?
В модели отсутствовало бомбовое вооружение, поэтому изготовил его сам, примерно похожее. Пулеметы в модели отчасти напоминающие французские "Дарн", я заменил на другие, т.к. на испанских машинах ставили "Виккерсы". Самый заметный "косяк" разработчиков модели - неверная форма верхней турели, на подавляющем большинстве самолетов она была иной формы, более сплющенной что-ли. Я не пытался её изменить.
"SMER" предлагает также республиканский вариант с пятнистым камуфляжем и буквой "D" на киле. Поначалу он меня заинтересовал, но в интернете я нашел с десяток собранных в таком виде моделей, причем автор каждой модели трактует цвета и форму пятен по-своему, причем мало похоже с реальностью. К тому же я нашел фото настоящего "D", но с ... надписью на борту. Поэтому я не стал браться за этот спорный вариант. Найдя маленькую фотку "потеза" с литерой "В", а также увидев цветной рисунок в эдаком стиле "детской акварели" , решил сделать именно эту машину. К сожалению, информации по этому "борту" я не нашел, экипаж мне не известен, кажется самолет был потерян в боях за Малагу, что на юге Испании, зимой 1937 года. В Испании на "потезах" ставили номера состоящие из одной буквы латинского алфавита. Мне удалось найти фото или другие изображения самолетов с буквами: А, В, D, F, N, P, R, S. Всего же в Испании было четырнадцать "потезов".
Мой рассказ об этих самолетах составлен на основе статьи из журнала "авиАМастер" №5 за 2001 год и др. Благодарю за внимание.
Р.S. Кстати, Андре Мальро в 1937 году написал роман "Надежда" о событиях в Испании. Потом появился и одноименный фильм, с летчиками и "потезами". На последнем фото кадр из него.
Р.S.2. Забыл еще про один косяк от "Неller". Обтекатели головок цилиндров на моторах должны иметь как бы "зализ" в задней части, производитель же дает это место иначе. Просмотрел больше двух десятков собранных моделей, от примитивно сделанных до "высоко-художественных". Ни один моделист это не изменил, хотя на любой фотографии "потеза" это видно. Даже странно! Ну вот, а я это дело хоть немного, да подправил. Под конец сам себя похвалил : )
Модель получилась отлично. Да и прототип незаезженый... А вот ещё один недостаток Эллера - попытку показать фактуру ткани на крыле стоило бы исправить - ведь ткань на прототипе так покрыта лаком что выглядит очень гладко.
Спасибо, коллеги!
Да, пожалуй, про имитацию полотна очень верно замечено. Если её сошкурить, после глянцевого лака крылья выглядели бы гораздо правдоподобнее. Действительно, жаль что "не поднялась рука" на это.
Коллеги, большое спасибо за положительные комментарии!
Про краски. Просмотрев, опять же немало собранных моделей "потезов" заметил, что многие красят его темно-зеленым.
Среди материалов по этому самолёту в инете нашел фото с кусками настоящей обшивки из какого-то испанского музея. Цвет более напоминал оливковый. Поэтому взял тамиевскую эмаль ХF-62 olive drab, размешал её с желтой ХF-3. Вот и всё.
Комментарии
с сайта
56 лет
На сайте с 09.10.2009
с сайта
64 года
На сайте с 06.05.2013
Да, пожалуй, про имитацию полотна очень верно замечено. Если её сошкурить, после глянцевого лака крылья выглядели бы гораздо правдоподобнее. Действительно, жаль что "не поднялась рука" на это.
47 лет
На сайте с 30.06.2012
Отлично смотрится модель ,все в меру.
5+
50 лет
На сайте с 26.08.2011
50 лет
На сайте с 19.02.2009
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 17.10.2010
На сайте с 01.08.2010
55 лет
На сайте с 09.11.2011
50 лет
На сайте с 17.08.2010
На сайте с 11.05.2012
1 за аккуратно
2 за красиво
3 за редкого гостя !
с сайта
На сайте с 07.02.2014
64 года
На сайте с 06.05.2013
Про краски. Просмотрев, опять же немало собранных моделей "потезов" заметил, что многие красят его темно-зеленым.
Среди материалов по этому самолёту в инете нашел фото с кусками настоящей обшивки из какого-то испанского музея. Цвет более напоминал оливковый. Поэтому взял тамиевскую эмаль ХF-62 olive drab, размешал её с желтой ХF-3. Вот и всё.
На сайте с 01.08.2010
46 лет
На сайте с 26.11.2011
с сайта
И так не равнодушен к редким моделям,а в таком исполнении тем более.
52 года
На сайте с 12.05.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий