Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Продолжая линию расширения аэродрома «Домашний», решил обзавестись одним из брутальнейших образцом архитектурного оснащения аэродрома – Арочным защитным укрытием (АЗУ).
История прототипа.
Арочные укрытия были разработаны в конце 1960-х годов. Встречаются утверждения, что толчком к строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмовыми и бомбовыми кассетами. В 1968-1984 годах построено около 3800 арочных укрытий.
АЗУ представляет собой железобетонное укрытие, сооружение из полуарок с рёбрами, обсыпанное снаружи землёй и покрытое дёрном, что одновременно является и неплохой маскировкой.
Спереди арка перекрывается передней торцевой стеной из железобетонных блоков с металлическими воротами, которые могут быть двух типов:
откатные;
распашные.
Распашные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки. Довольно быстро проявились недостатки: проявление перекоса створок; протирание тросовых вставок; подверженность электролебёдок, расположенных снаружи, воздействиям внешней среды; проникание осадков в щели между створками и торцевыми стенами. И от этого варианта отказались.
Плюсом откатного варианта является простота использования. Направляющие рельсы выолнены с небольшим скатом к краям. При открытии запорного механизма, створки раскатываются в стороны под собственным весом.
Сзади арка перекрыта торцевой стеной (она, как правило, полностью покрыта обсыпкой, но существуют и исключения) с отверстием газохода.
Газоход (газоходный канал) — «тоннель» с отдельными воротами, предназначен для отвода газов из сопел самолёта в случае запуска его двигателей в арочном укрытии.
С боков и сзади — между торцевой стеной и газоходным каналом, поворачивающим на 90°, к арке пристроены ниши вспомогательного назначения со входами снаружи.
На отдельных арочных укрытиях сверху могут быть установлены лёгкие сооружения, используемые на разных аэродромах по-разному: домик дежурного по эскадрилье, дежурного по зоне рассредоточения; вышка или «грибок» для часового и т.п.
За период строительства ЖБУ, было спроектировано 4-е типоразмера АЗУ. Связано это с увеличением размеров самолётов, для которых они предназначались:
· 2А11 – МиГ-21, допустимо МиГ-23 в макс. стреловидности;
· 2А13 – Су-7/17, МиГ-23/27;
· 2А16 – МиГ-25, МиГ-29; Як-25/27;
· 2А19 – для самолётов последних поколений.
В линейке 2А16 существовало и экзотическое АЗУ с тропецевидной арочной системой и внутренними дополнительными опорами. Данные ЖБУ, как мне известно, возводились на территории ГСВГ. И широкого распространения не получили.
О модели.
Мне приглянулся вариант 2А16 из полуарочных сегментов. Из-за размеров моей стояночной площадки, АЗУ выполнен не в полный профиль длины. (Если кому-то интересно АЗУ полностью, проработка имеется.) Для изготовления использовался переплётный картон. Мне показалось, что его фактура ближе к бетону. Технология позволяет сделать детали и из пластика.
Поскольку мне не довелось посещать действующие сооружения, деталировка внутреннего интерьера воспроизводилась по рассказам профи. Присутствуют:
- светильники с лампами ДРЛ;
- электрический щиток с кабелями;
- пожарный щит и ящик с песком;
- карта местности зоны полётов.
Имеется и скарб, не принадлежащей конкретному АЗУ, но наличествующий как таковой: стремянки – подмостки для обслуживания аэроплана.
В качестве слоя земляной обсыпки применёна нетканая салфетка для мытья посуды на каркасе.
Класс!!! Только карта района полетов в ЖБУ неактуальна от слова совсем (она и в помещениях эскадрилий висит максимум в штурманской и в классе постановки задач, все). В ЖБУ может висеть карта (схема) осмотра ЛА, меры безопасности работы на технике и пр. технической "лабудени". Ну и будете красить общий пейзаж - не забывайте белые квадраты на створках и двух/трехзначные черные цифры на них, ибо непронумерованных ЖБУ в летной части не бывает. Ну и маленький осветительный прожектор на макушке этой бетонной избушки - тоже неотьемлемый девайс. С уважением, Александр
Очень достойная работа, да и само сооружение интересное - я всегда с умилением смотрю на грядки самолетов на открытых площадках - это ж одного меткого попадания достаточно...
Вот только смущает сушка на макете, пролезет ли? Может, логичнее было бы МиГ-29 поставить?)
С уважением!
Цитата: Вот только смущает сушка на макете, пролезет ли? Может, логичнее было бы МиГ-29 поставить?)
С уважением!
:) Со смазкой входит... я начал работу вот с этого фото. В реалии, как и указано в описании для Су предназначено АЗУ 2А19.
Цитата: Ну и будете красить общий пейзаж - не забывайте белые квадраты на створках и двух/трехзначные черные цифры на них, ибо непронумерованных ЖБУ в летной части не бывает. Ну и маленький осветительный прожектор на макушке этой бетонной избушки - тоже неотьемлемый девайс. С уважением, Александр
Да, с тактическими номерами мал-мал пролёт. Выпали из мыслей. Исправим...
Прожектор в проекте был... и не маленький. Отговорили. Будем немного подумать. ;)
Здорово!
Когда-то и у меня была мысля такое изваять, даже фото материал подсобрал, но - не сподобился...
Несколько бедноват интерьер, как на мой взгляд и слишком чисто, но за сам факт изготовления - респект и уважуха!
Цитата: Когда-то и у меня была мысля такое изваять, даже фото материал подсобрал, но - не сподобился...
Несколько бедноват интерьер, как на мой взгляд и слишком чисто, но за сам факт изготовления - респект и уважуха!
Спасибо. Со "старой сказкой о стройке" я внимательно ознакомился. Жаль, что она не обрела счастливого окончания, была бы альтернатива. Кое какие моменты из неё я использовал. Может вернуться к проекту? Могу предложить нарезку основных элементов конструкции как ЖБУ 2А13 (два типа), так и 2А16... заканчиваю и трапециевидный его вариант...
С интерьером... тут вот какая особенность. Моё АЗУ, как указано в описании, выполнено не в полный профиль длины. А по сему полный комплект оборудования втиснуть в ЖБУ просто невозможно... по крайней мере "реализм" расположения оборудования однозначно не соблюсти. Как видно на заставочном фото, за аэропланом его в принципе и не рассмотреть, а потому воспроизведена "первая линия обороны".
По поводу чистоты... даже на многих фото уже заброшенных АЗУ "большого срача" не наблюдается. Да и однозначного мнения о "соблюдении гигиены" среди профи нет. Всё сводится к требованиям отцов - командиров. Кто-то рассказывает, что косили траву и обновляли покрытие капонира регулярно и тщательно... но есть и мнение - всё было как "запущенный сад"...
Приветствую!
Сразу Вас по стилю узнал.
Прикольно получилось в стилистике аэродрома "Домашний"
А по поводу мультика про "Чебурашку"
Слишком чисто и ярко это такой "почерк" автора.
Цитата: Приветствую!
Сразу Вас по стилю узнал.
Прикольно получилось в стилистике аэродрома "Домашний"
А по поводу мультика про "Чебурашку"
Слишком чисто и ярко это такой "почерк" автора.
С Уважением.
Наверно мал-мал переиграл с контрастом при обработке... в реалии всё скромнее...
:) Хотел как лучше, получилось как всегда.
Цитата: Будет хорошим и украшением коллекции, и дополнением к модели самолета.
Да, модель не была самоцелью. Так сказать, это "люлька для детя". Но хотелось иметь эксклюзивную. :)
Цитата: В реалии, как и указано в описании для Су предназначено АЗУ 2А19.
да не ставятся самолеты 27 семейства в эти ЖБУ...сколько ж можно)) Писали вроде 100 раз.
Су-24 ставятся в них(ваше фото с Хурбы). Су-34 просто подкатывали к ЖБУ на ДОД.
Цитата: Цитата:Вот только смущает сушка на макете, пролезет ли? Может, логичнее было бы МиГ-29 поставить?)
С уважением!
:) Со смазкой входит... я начал работу вот с этого фото. В реалии, как и указано в описании для Су предназначено АЗУ 2А19.
Это фото с дня открытых дверей, Су-34 поставлен рядом с укрытием -явно для эффектности, никто его туда закатывать не будет и не выкатывали оттуда..явно видно, что не его размер, там нормативы определенные есть расстояния от стенки до консолей крыла и никто "миллиметражом" заниматься не будет -риски повреждения самолета высоки...
Цитата: Да не ставятся самолеты 27 семейства в эти ЖБУ...сколько ж можно)) Писали вроде 100 раз.
Су-24 ставятся в них(ваше фото с Хурбы). Су-34 просто подкатывали к ЖБУ на ДОД.
Я ведь не утверждал и не утверждаю, что АЗУ 2А16 предназначен для Су-27/34/35 ... на фотосете модели просто воспроизвёл фотофакт.
В описании к модели высказано предположение, что: "ЖБУ 2А19 - для самолётов последних поколений", не более. На сколько мне известно, несколько АЗУ этого типа возводились на территории ГСВГ в 1988 г., после информации о таких ЖБУ нет. Логично предположить, что планировали в них хранить...
к этому времени Су-27 уже строился серийно;
Су-35 в 1989 г. совершит первый полёт;
Су-30 и Су-34 готовились стать на крыло.
Видимо к тому времени, возведение АЗУ данного типа потеряло актуальность... многие помнят тот непростой период истории...
Комментарии
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Браво!
62 года
На сайте с 30.06.2009
Возраст неизвестен
На сайте с 30.01.2020
На сайте с 03.02.2012
49 лет
На сайте с 25.02.2009
41 год
На сайте с 05.07.2020
Вот только смущает сушка на макете, пролезет ли? Может, логичнее было бы МиГ-29 поставить?)
С уважением!
62 года
На сайте с 13.12.2012
Вот только смущает сушка на макете, пролезет ли? Может, логичнее было бы МиГ-29 поставить?)
С уважением!
:) Со смазкой входит... я начал работу вот с этого фото. В реалии, как и указано в описании для Су предназначено АЗУ 2А19.
62 года
На сайте с 13.12.2012
Ну и будете красить общий пейзаж - не забывайте белые квадраты на створках и двух/трехзначные черные цифры на них, ибо непронумерованных ЖБУ в летной части не бывает. Ну и маленький осветительный прожектор на макушке этой бетонной избушки - тоже неотьемлемый девайс. С уважением, Александр
Да, с тактическими номерами мал-мал пролёт. Выпали из мыслей. Исправим...
Прожектор в проекте был... и не маленький. Отговорили. Будем немного подумать. ;)
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Отличное строение для аэродрома "Домашний"!+1
На сайте с 26.08.2013
49 лет
На сайте с 20.01.2010
Когда-то и у меня была мысля такое изваять, даже фото материал подсобрал, но - не сподобился...
Несколько бедноват интерьер, как на мой взгляд и слишком чисто, но за сам факт изготовления - респект и уважуха!
62 года
На сайте с 13.12.2012
Когда-то и у меня была мысля такое изваять, даже фото материал подсобрал, но - не сподобился...
Несколько бедноват интерьер, как на мой взгляд и слишком чисто, но за сам факт изготовления - респект и уважуха!
Спасибо. Со "старой сказкой о стройке" я внимательно ознакомился. Жаль, что она не обрела счастливого окончания, была бы альтернатива. Кое какие моменты из неё я использовал. Может вернуться к проекту? Могу предложить нарезку основных элементов конструкции как ЖБУ 2А13 (два типа), так и 2А16... заканчиваю и трапециевидный его вариант...
С интерьером... тут вот какая особенность. Моё АЗУ, как указано в описании, выполнено не в полный профиль длины. А по сему полный комплект оборудования втиснуть в ЖБУ просто невозможно... по крайней мере "реализм" расположения оборудования однозначно не соблюсти. Как видно на заставочном фото, за аэропланом его в принципе и не рассмотреть, а потому воспроизведена "первая линия обороны".
По поводу чистоты... даже на многих фото уже заброшенных АЗУ "большого срача" не наблюдается. Да и однозначного мнения о "соблюдении гигиены" среди профи нет. Всё сводится к требованиям отцов - командиров. Кто-то рассказывает, что косили траву и обновляли покрытие капонира регулярно и тщательно... но есть и мнение - всё было как "запущенный сад"...
На сайте с 20.10.2019
Сразу Вас по стилю узнал.
Прикольно получилось в стилистике аэродрома "Домашний"
А по поводу мультика про "Чебурашку"
Слишком чисто и ярко это такой "почерк" автора.
С Уважением.
62 года
На сайте с 13.12.2012
Приветствую!
Сразу Вас по стилю узнал.
Прикольно получилось в стилистике аэродрома "Домашний"
А по поводу мультика про "Чебурашку"
Слишком чисто и ярко это такой "почерк" автора.
С Уважением.
Наверно мал-мал переиграл с контрастом при обработке... в реалии всё скромнее...
:) Хотел как лучше, получилось как всегда.
На сайте с 04.02.2019
62 года
На сайте с 13.12.2012
Будет хорошим и украшением коллекции, и дополнением к модели самолета.
Да, модель не была самоцелью. Так сказать, это "люлька для детя". Но хотелось иметь эксклюзивную. :)
На сайте с 27.02.2015
В реалии, как и указано в описании для Су предназначено АЗУ 2А19.
да не ставятся самолеты 27 семейства в эти ЖБУ...сколько ж можно)) Писали вроде 100 раз.
Су-24 ставятся в них(ваше фото с Хурбы). Су-34 просто подкатывали к ЖБУ на ДОД.
с сайта
Цитата:Вот только смущает сушка на макете, пролезет ли? Может, логичнее было бы МиГ-29 поставить?)
С уважением!
:) Со смазкой входит... я начал работу вот с этого фото. В реалии, как и указано в описании для Су предназначено АЗУ 2А19.
Это фото с дня открытых дверей, Су-34 поставлен рядом с укрытием -явно для эффектности, никто его туда закатывать не будет и не выкатывали оттуда..явно видно, что не его размер, там нормативы определенные есть расстояния от стенки до консолей крыла и никто "миллиметражом" заниматься не будет -риски повреждения самолета высоки...
На сайте с 27.02.2015
естественно. тот же Саша Башловка не раз уже писал об этом (он как раз служил и живет на Хурбе).
62 года
На сайте с 13.12.2012
Да не ставятся самолеты 27 семейства в эти ЖБУ...сколько ж можно)) Писали вроде 100 раз.
Су-24 ставятся в них(ваше фото с Хурбы). Су-34 просто подкатывали к ЖБУ на ДОД.
Я ведь не утверждал и не утверждаю, что АЗУ 2А16 предназначен для Су-27/34/35 ... на фотосете модели просто воспроизвёл фотофакт.
В описании к модели высказано предположение, что: "ЖБУ 2А19 - для самолётов последних поколений", не более. На сколько мне известно, несколько АЗУ этого типа возводились на территории ГСВГ в 1988 г., после информации о таких ЖБУ нет. Логично предположить, что планировали в них хранить...
к этому времени Су-27 уже строился серийно;
Су-35 в 1989 г. совершит первый полёт;
Су-30 и Су-34 готовились стать на крыло.
Видимо к тому времени, возведение АЗУ данного типа потеряло актуальность... многие помнят тот непростой период истории...
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий