Как и обещал расскажу второй случай. В отличии от" знойного лета 70-го", я бы его назвал " холодная осень 77-го" Сценарий примерно тот же: проверка , но теперь уже Министра Обороны и к нам ожидается прилёт самого министра, Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова и будет сей визит сразу после 7-го Ноября, праздника и так не маленького, а тем более юбилейного. Ну то что нам праздник испортили это надеюсь всем ясно и так, можно об этом и не писать, но самое интересное началось после праздника. Визит министра ожидался во второй половине ноября, где-то после 20-го, но готовиться мы начали задолго до него: тревоги. приведение в повышенную готовность, вывод из под удара и т.д. Конечно как в 70-м мы уже не могли- "вожди" к тому времени стали уже не те, безопастность превыше всего, а обеспечить её лучше всего если полёты вообще запретить. После праздника из Семипалатинска приехал комдив (ген. м-р Мельников- красный, хоть прикуривай) Прошу не путать с Мельниковым Сергеем Игоревичем. И мы узнали, что оказывается всё надо делать не так, Что для пехоты первое дело?- Правильно -строевой смотр, вот с него и начнём. Построение на аэродроме, форма одежды парадная, а надо сказать в те времена в Сибири с конца октября и по март температура редко поднималась выше -25 и мы считали, что - 25 это тепло, вот -38, -40 это уже какой-то экстрим. Но это в мехах, а в парадной шинели, да с шёлковым шарфиком на ЦЗТ при -25, да с обычным для Омска ветерком - это сразу в корне меняет дело, уже куда-то улетучивается привычка к холоду и любовь к строевой( даже если и была у кого). Но оказывается у нас не уставные перчатки- срочно получить, оказывется не зависимо от роста расстояние от шинели до пола у всех должно быть одинаковым и сам комдив бегает с линейой и даёт команды: кому подрезать, а кому наоборот (но как?, а это уже не его вопрос). Потом встреча "министра" в роли которого он же. Видимо очень приятно (сам не испытал, только предполагаю) когда тебе кричат :"Здравия желаю товарищ Маршал Советского Союза", хотя при этом думают такое.... о чём не напишешь. И потом зелёная ракета с СКП, естественно в первый раз все врассыпную, но это был неверный ответ, оказалось правильно надо было командиру подать команду и подразделения в строю, строевым шагом должны передвигаться в сторону своих стоянок и только выйдя из поля видимости перейти на бег не нарушая строя. Как известно ЦЗТ в Омске находилась посредине аэродрома и " передвигаться бегом соблюдая строй" в 1-ю и 3-ю эскадрильи надо 1,5 км, не считая ещё по стоянке до самолёта, потом надо было занять готовность № 1 и доложить по радио. ЗШ лежали в кабинах(кстати в нарушение всех лётных законов), после "лёгкой пробежки" с трудом заберёшься по стремянке, сядешь в кабину, наденешь холоднющий ЗШ, с большим трудом (в шинели-то) пристегнёшься и греешь почти что голой жопой парашютный кислородный прибор, на котором сидишь. Непередаваемые оссюсения, как сейчас говорят юмористы. С кем таким образом собирались воевать эти стратеги с охеренным высшим военным образованием- не понятно. Но это только цветочки, всё самое интересное оказалось, как всегда впереди. Но сначала вернёмся чуть назад, Когда узнали, что министр будет у нас, возник вопрос : а вдруг он захочет проехать по аэродрому и посмотреть как войска работают на земле и в воздухе (мечтатели, блин), ну не из машины же. На СКП он не поднимется , не тот возраст и решили взять в троллейбусном парке списанный троллейбус и сделать из него подвижный командный пункт. Сказано- сделано, прикатили его в ТЭЧ и за полмесяца наши спецы сделали из старья конфетку, в хвосте даже соорудили планшет общей воздушной обстановки, правда вопрос о том кто и как туда будет передавать данные о воздушной обстановке так и остался без ответа. Возить по аэродрому сие сооружение планировалось на буксире за тягочём. Вопросом о том как фактически в прицепе возить члена Политбюро ЦК КПСС, дважды Героя Социалистического Труда, Маршала никто не заморачивался. Но случилось непредвиденное- за неделю до ожидаемого визита наступила оттепель и прошёл сильный дождь, а на следующий день опять мороз под 30. Всегда чистая полоса, РД , стоянки, самолёты покрылись более чем сантиметровым слоем льда, да таким качественным, что хоть зубами грызи. Конечно всем стало не до строевой, Выгнали все тепловые машины, но это не помогло, убирая лёд перед собой, она только увеличивала слой рядом и работу прекратили. На аэродром бросили солдат РТП и ЗРП нашей же дивизии с большими сапёрными лопатами, но производительность труда позволяла подготовить полосу только к маю, не раньше. Тогда у танкистов взяли два танка, которые стали крутиться на полосе, а уже дутьевыми сдувать осколки и дело пошло. Дня за три -четыре танки полностью стесали грунтозацепы на траках, но лёд покололи. А мы в это время боролись со стихией на стоянках, сначала тоже пробовали лопатами, но убедившись в бесполезности метода применили другой: подгоняли к капониру ТЗ (предварительно убрав самолёт) и обильно поливали лёд керосином, потом спичка и всего делов-то. Благо керосин тогда был дешевле воды и его никто не считал, издержкой было только то, что при нагреве бетона он начинал "стрелять", т.е. самый верхний прочный слой бетона разрушался, но это же мелочи. Вроде всем полегчало, управились, но не зря в армии говорили "что сам по себе дурак не страшен- страшен дурак с инициативой", кому-то из таких пришла в голову мысль: а вдруг маршалу захочется по нужде??? Все вы знаете что сии места представляют собой на аэродромах при 30 градусных морозах-кажется выхода нет! Но в армии он всегда есть! Рядом с ЦЗТ прямо на снег укладывают три аэродромные плиты, а на них сверху ставят деревянный сортир, для полного удобства с помощью воды и мороза прямо на бетон приклеивают чешский унитаз. Вроде всё, к встрече готовы! Ан нет, ошибочка вышла , ночью кто-то из бойцов унитаз -то опробовал, да по большому! Пришлось откалывать вместе с унитазом, приклеили другой и выставили пост, ну теперь всё! А МАРШАЛ-ТО И НЕ ПРИЛЕТЕЛ!
P.S. Никто не знает где тот сортир и у кого на даче тот троллейбус, но плиты напротив ЦЗТ лежали долго.
общество по отстрелу сусликов