Регистрация Вход · Почистить куки
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.
Необычные Т-34
Кто знает что за шалобушка у мех. вода на люке ?
Пользователь добавил изображение
9951bae161f9.jpg (19.95 КБ)
Необычные Т-34
Цитата
Megavolt пишет:
Нашёл на Дише фотки вот такого конструктора...
http://www.dishmodels.ru/wshowp.htm?p=1922&id=78629
Горе реставраторы. Руки бы по отрывал.
Необычные Т-34
Т-34С. Так, в июне 1942 г. конструкторское бюро завода № 183 провело модернизацию танка Т-34, в результате которой уже в июле был изготовлен опытный образец танка Т-34С. В период с 22 июля по 11 августа 1942 г. он проходил заводские испытания. В октябре — ноябре того же года на НИБТ полигоне танк участвовал в совместных испытаниях с серийным танком Т-34 и трофейным немецким T-III.

Танк Т-34С был создан на базе серийного Т-34-76 и отличался от последнего установкой повой литой башни (на серийном погоне) с командирской башенкой и пятискоростной коробки передач.
Пользователь добавил изображение
t-34-147.jpg (10.73 КБ)
Пользователь добавил изображение
t-34-151.jpg (6.2 КБ)
Пользователь добавил изображение
t-34-1461.jpg (17.13 КБ)
Пользователь добавил изображение
t-34-1492 (1).jpg (15.16 КБ)
Необычные Т-34
34ка с траками от Pz. II. ВРОДЕ но с другого ракурса.
Необычные Т-34
Цитата
Monochrome пишет:
https://picasaweb.google.com/111297738...T34_DrzonW
валк вот на это чудо
вроде был.
Необычные Т-34
В целях усиления вооружения средних танков, в феврале — марте 1945 г. завод № 183 изготовил опытный образец танка Т-34 со 100-мм пушкой Д-10Т, установленной в башню с расширенным до 1700 мм диаметром погона. Завод № 92 в инициативном порядке спроектировал и изготовил в этот период 100-мм пушку ЛБ-1, предъявив ее для сравнительных испытаний в танке Т-34 параллельно с пушкой Д-10Т.

Обе пушки по баллистическим характеристикам были одинаковы (соответствовали пушке Д-10С САУ СУ-100) и отличались одна от другой только конструктивным оформлением.

Пушка Д-10Т имела ствол моноблок без дульного тормоза с горизонтальным клиновым затвором и ПОУ, расположенными над стволом.

Пушка ЛБ-1 имела ствол моноблок с дульным тормозом и вертикальным клиновым затвором. Накатник располагался слева над стволом, а тормоз отката — справа под стволом.

Сравнительные испытания пушек были проведены на Гороховецком артполигоне ГАУ в период с б по 27 апреля 1945 г. комиссией под председательством инженер-полковника Ковалева. Обе пушки испытания выдержали, причем пушка ЛБ-1 показала лучшие результаты по удобству обслуживания, устойчивости танка при стрельбе и отработке отдельных узлов затвора.
Пользователь добавил изображение
t-34-136.jpg (16.03 КБ)
Пользователь добавил изображение
t-34-137.jpg (10.84 КБ)
Необычные Т-34
а вот и модель
Рисунок
-малая.jpg (184.25 КБ)
Необычные Т-34
Экипаж машины состоял из четырех человек. Масса опытных машин (32,2 т) практически не изменилась по сравнению с серийным танком Т-34.
В период с 24 мая по 10 июня на НИБТ полигоне комиссией под председательством полковника И.Муравича были проведены испытания обеих опытных машин. Учитывая исключительную необходимость усиления брони лобовой части танка Т-34-85, члены комиссии посчитали целесообразным немедленно ввести модернизированный танк в серийное производство. Однако в связи с тем, что завод № 183 занимался доработкой танка Т-44, который по своим боевым качествам превосходил танки Т-34-85, ГБТУ не ставило вопрос перед ГКО о принятии модернизированного танка Т-34-85М на серийное производство.В конце войны по предложению начальника кафедры танков ВАБТиМВ профессора Н.И.Груздева был разработан средний танк Т-34-85 с размещением топлива в опорных катках. Для проведения испытаний был изготовлен опытный образец машины. На вооружение он не принимался и серийно не производился.


Идея создания такой машины заключалась в попытке размещения баков с горючим и смазочными материалами в изолированных отсеках и в наименее поражаемой части корпуса, а также применения автоматических средств пожаротушения, которые бы сократили процент сгоревших танков.

Установка топливных баков в опорных катках танка позволила не только локализовать очаги возникновения пожара, но и сократить объем корпуса. Однако выяснилось, что размещение горючего в катках затрудняет заправку, увеличивает трудности выполнения соответствующих уплотнений, ухудшает условия работы подшипников опорных катков.
Пользователь добавил изображение
t-34-171.jpg (12.68 КБ)
Необычные Т-34
Вопрос к знатокам. что за ящики на корме у Т-34  ?
Пользователь добавил изображение
cz34t037.jpg (98.86 КБ)
Рисунок
cz34t044.jpg (179.72 КБ)
Необычные Т-34
Танк Т-34 с приспособлением для отрывки канав-траншей.


В 1940 г. в НИИИТ РККА был разработан канавокопатель, устанавливаемый на танки KB, T-28, Т-34, БТ-7М и Т-26, и предназначенный для отрывки за один проход канав-траншей трапецеидальной формы (глубиной до 500 мм, шириной по днищу 300 мм и по верху 850 мм). С применением универсальных отвалов на высоте 500 мм от дна образовывались бермы, предохранявшие канаву от осыпающегося грунта. Такие траншеи могли служить простейшим укрытием для пехотинцев в бою и позволяли им скрытно переползать под огнем противника как в сторону противника, так и по фронту, быстро доводить окоп до профиля, позволявшего вести стрельбу “с колена”.

В ноябре — декабре 1940 г. на НИБТ полигоне были произведены испытания канавокопателя, установленного на вышеперечисленных марках машин. Лучшие результаты испытаний были получены на танке Т-34, который за один проход машины создавал требуемый профиль траншеи.





А-В. Танк Т-34 во время испытаний канавокопателя “KB”. Ноябрь 1940г.
А-В. А Т-34 tank undergoing testing with the “KV” ditch-dig
Пользователь добавил изображение
t-34-229.jpg (11.14 КБ)
Пользователь добавил изображение
t-34-2271.jpg (14.33 КБ)
Необычные Т-34
в продолжении темы
Пользователь добавил изображение
923.jpg (36.54 КБ)
Пользователь добавил изображение
924.jpg (32.69 КБ)
Пользователь добавил изображение
925.jpg (41.89 КБ)
Необычные Т-34
Предлагаю серию фото испытаний поражающих факторов кумулятивных боеприпасов по танкам Т-34 и условий детонации 76-мм боеприпасов боекомплекта танков Т-34. Предыстория вопроса:
В ноябре 1943 года войсками Белорусского фронта (бывш. Центральный) была проведена Речецкая наступательная операция. Войска фронта форсировали Днепр врайоне Лоева, но вскрыть плацдарм силами стрелковых соединений не смогли. Тогда на допрорыв немецкой оборны были брошены танковые соединения. Танки сумели на узком участке прорвать немецкую оборону и захватив г. Речица, прижать противника к берегу Днепра. Однако потери в танках оказались весьма высоки.
После боев отдел эксплуатации БТ и МВ Белорусского фронта провел исследование 224 танков выведенных из строя. 11% из них требовали текущего ремонта, 27% - среднего, 14% - капитального, и 48% были потеряны безвозвратно. Пробоины на осмотренных танках распределились так. Лоб - 23%, башня - 32%, борт - 41%, корма - 4%. Причем пробоин  от снарядов калибра 50-мм  и ниже вообще не было обнаружено.
Причем весьма высокий процент, 41%, из безвозвратно потерянных машин были взорваны. По приказу командующего БТ и МВ фронта генерал-лейтенанта Орла, специально созданная комиссия занялась изучением причин такого массового подрыва танков. Было осмотрено 42 взорванных танка Т-34 и особенно тщательно местность вокруг них, в особенности узлы сопротивления и окопы противника поблизости от взорванных танков.
Было установлено, что подавляющее большинство танков погибло от детонации БК. Осмотр местности вокруг подорванных машин, обнаружил огромное количество магнитных кумулятивных мин и кумулятивных снарядов, а на броне танков многочисленные следы от поражения кумулятивной струей.
Проведенные комиссией эксперименты на сгоревших танках, в БО которых были уложены снаряды подтвердили выводы комиссии о том, что причиной подрыва танков Т-34-76 явилось воздействие кумулятивной струи по снарядам БК танков. Также выяснилось, что больше всего детонируют ОФ снаряды, и даже безразлично в какую именно их часть попадает кумулятивная струя. В отличие от ОФ снарядов БС снаряды гораздо более менее были подвержены детонации. Также комиссия пришла к выводу, что немцы использовали против наших танков большое количество кумулятивных боеприпасов. Так было обнаружено на небольшом участке прорыва наших танков, 150 кумулятивных магнитных мин, несколько тысяч кумулятивных снарядов калибра 75, 88, и 105-мм, несколько десятков тысяч ружейных и противотанковых ручных гранат кумулятивного действия.

Испытание танка Т-34-76 на детонацияю БК о воздействия магнитной мины Белорусский фронт февраль 1944 года
Пробоины от воздействия кумулятивной струи "Фаустпатрона" Белорусский фронт февраль 1944 года
Отредактировано Bek (22.02.2011 13:32:16)

Выводы комисси фронта вскоре были подтверждены специальными испытаниями в ГАБТУ КА. Вскоре были пересмотрены нормативы по составу БК танков Т-34-76 и их размещение в танке. В ходе освобождения Мозыря (декабрь 1943)танки использовались в гораздо более комфортных условиях и их потери были меньше. Из 56 осмотренных танков безвозвратные потери составили 30%. Основные повреждения потерянные безвозвратно машины получили от огня 75 и 88-мм орудий. Взорванными оказались около 30% от безвозврата. Помимо большого кличества "фаустпатронов" и "Офенроров" комиссия БТ и МВ Белорусского фронта отметила значительное количество кумулятивных снарядов в БК немецкой артиллерии - 25%. комиссия отметила, что немцы стараются при фланговом огне попасть именно в среднюю часть корпуса и в башню Т-34 прекрасно зная места размещение топливных баков и БК.
6. Стрельба из трофейного "фаустпатрона" по танкам Т-34. БФ февраль 1944 года.
2. Взрыв полного БК танка Т-34-76 от воздействия кумулятивной струи. Крыша башни от детонации полного боекомплекта отлетела почти на 30м.
1. Взрыв всего пяти 76-мм ОФ снарядов вызвал срыв башни с танка.
Добавлено: 22.02.2011 11:02:06
3,4,5.Вот в такие груды металла превращались "тридцатьчетверки" после взрыва полного БК, там же на полигоне БФ.
Пользователь добавил изображение
916.jpg (36.67 КБ)
Пользователь добавил изображение
918.jpg (31.37 КБ)
Пользователь добавил изображение
920.jpg (29.37 КБ)
Пользователь добавил изображение
921.jpg (31.72 КБ)
Пользователь добавил изображение
922.jpg (38.04 КБ)
Необычные Т-34
Фото взяты отсюда http://lib.rus.ec/b/258579/read    1фото 85мм орудие С-53 в штатной башне 2фото Т34 с 85мм орудием Д-5Т в башне Т-43.
Необычные Т-34
34ка на стройке газопровода http://shushpanzer-ru.livejournal.com/1049965.html#cutid1
Необычные Т-34
Рекомендую посмотреть видео. Хотя и не Т-34 но занятный пепелац http://shushpanzer-ru.livejournal.com/503052.html#cutid1
Необычные Т-34
Цитата
Лео (Оберон) пишет:
SKIF,  
А ну выкладывай все запасы. Я такого точно не видел. Спаренный мостоукладчик - это же надо!
Stive,  
Спасибо. Была даже вроде ещё одна фотка этой машины - ракурса сзади.
Да особых запасов нет  фотки попадаются в самых неожиданных местах. Вот как эта импровизированная пусковая установка
Пользователь добавил изображение
000346ap.jpg (89.22 КБ)
Пользователь добавил изображение
2189892.jpg (65.21 КБ)
Необычные Т-34
Обычные 34ки,трофейные ??? вот чуток не стандартного
Рисунок
01е4.jpg (166.38 КБ)
Пользователь добавил изображение
025.jpg (104.97 КБ)
Изменено: SKIF - 05.10.2011 19:44:31 (ошобка)
Необычные Т-34
Цитата
Олег пишет:



Цитата  


Алексей Ибрагимов пишет:
трофейник... может ктонибудь захочет трофейную сделать

По трофейкам целый сайт есть. По Т-34 особенно много. Переделки, обвесы....можно найти что угодно. + боковики
вот не плохой сайт.http://beute.narod.ru/Beutepanzer/su/su.htm
Необычные Т-34
Цитата
Алексей Ибрагимов пишет:
искал чертеж И-16 а нашел вот такую фотку
Что то не узрел. Что необычного ?
Необычные Т-34
Вот такие шутники http://forum.tankionline.com/posts/list/60/3837.page
Рисунок
72817.jpg (213.11 КБ)
Необычные Т-34
http://www.vn-parabellum.com/fort/t34-turret-pb.html  бъект KZ-3
Изменено: SKIF - 02.10.2011 21:35:54
Необычные Т-34
Как-то принято считать, что ударные тралы, разрушающие и подрываюшие мины путем воздействия на них ударных элементов, закрепленных на вращающемся валу - удел (или выбор) западных, в основном саперов, а у нас как-то больше колейные нажимные тралы прижились (хотя и с ударными до войны успели поэкспериментировать).. Однако, это не совсем так - в 1952 году в Чехословакии был создан классический ударный трал, монтируемый на танке Т-34-85.


Трал под названием "Minota I" был начат разработкой в 1950 году, после тщательного изучения чехословацкими военными минных тралов "Краб" на базе Шермана. Они оценили их высокую эффективность, - пропущенных мин в полосе шириной около 4 метров не было, - и относительно высокую живучесть при подрывах. Страдали цепи, которые легко можно было заменить, - да и те, в силу свободного подвеса рвались нечасто. Правда, у тралов того типа, который создали в Чехословакии имелся один принципиальный недостаток...


)

В чем дело? Дело в приводе трала от гусениц, точнее, от направляющего колеса. С одной стороны, это позволяло установить трал на любой линейный танк, - не надо было городить отбор мощности от двигателя или КПП, а с другой - рабочая скорость вот этого трала была ровно три километра в час - ни больше, ни меньше. Если меньше - то удары цепей не набирали нужной силы, если больше - то цепи имели все шансы оторваться и уйти в самостоятельный полет и без всяких взрывов.

Этот фактор, а так же имевшийся опыт более чем успешного использования КМТ привели к тому, что Minota II, более удачливый конкурент, была выполнена как обычный классический КМТ. Заодно, к тому же, и дешевле...
Необычные Т-34
Цитата
Лео (Оберон) пишет:
 
А вот, нашёл, вторая Т-34/85 на Абердине.
Интересно а вот эти накладки на броне Американцы придумали или было в действительности?
Необычные Т-34
Т-34 СТЕНД
Необычные Т-34
Прошу прощение если БАЯН.
Рисунок
013.jpg (159.43 КБ)
Рисунок
0267.jpg (231.12 КБ)
Необычные Т-34
Цитата
Лео (Оберон) пишет:
SKIF,  
Пост 396, что это???  
взято отсюда. http://fotki.yandex.ru/users/grinnols/view/428350?page=0
Необычные Т-34
инструкция для экипажей танков Т-34 для преодоления влдных преград http://ww2doc.50megs.com/Issue15/Issue15_32.html
Необычные Т-34
Танки под водой более подробно здесь.   http://alternathistory.org.ua/tanki-pod-vodoichast-1
Необычные Т-34
Великая Отечественная война потребовала активной работы по обеспечению форсирования водных преград танками под водой и, прежде всего, приспособленности для этого массового танка Т-34. Работы велись как в тылу, так и в действующей армии.

ТАНК Т-34-ПХ (конструкции профессора Петровского)

В августе 1942 года по предложению Военно-Морской академии были проведены испытания опытного образца танка Т-34, оборудованного для движения под водой. Предусматривалось два варианта питания двигателя воздухом: через гофрированный шланг (один конец которого был закреплен в люке башни для перископа, а второй к поплавку) и из специальных баллонов со сжатым воздухом, установленных на подкрылках танка, через редуктор давления, расположенный внутри танка сзади механика-водителя. При движении танка по суше, оборудованного по первому варианту, работали обе группы цилиндров, а при движении под водой в режиме двигателя работала только левая группа, а правая группа работала в режиме компрессора и обеспечивала удаление отработавших газов левой группы.


Герметизация верхней части корпуса танка осуществлялась также в двух вариантах. Первый вариант герметизации осуществлялся надеванием чехла из брезента, покрытого слоем перкаля, на верхнюю часть танка, начиная от крыши трансмиссионного отделения и до лобовой части корпуса включая люк механика-водителя и шаровую установку лобового пулемета. Концы чехла крепились к корпусу при помощи резиновых полос и металлических планок болтами, ввернутыми в бонки, приваренные к корпусу танка. Бонки (110 штук) были приварены в верхней части наклонных бортовых листов, в верхней части кормового листа и в лобовой части ниже люка механика-водителя.

Посадка экипажа в танк осуществлялась через рукав в чехле, помещенный против люка механика-водителя. После посадки экипажа рукав завязывался механиком-водителем и выбрасывался наружу, после чего люк водителя закрывался.

Второй вариант герметизации предусматривал надевание чехла на верхнюю часть корпуса танка, включая башню, и на маску пушки. Предусматривалась местная герметизация жалюзи моторного и трансмиссионного отделений, погона башни, смотровых приборов, люков башни и механика-водителя, шаровой установки лобового пулемета. Герметизация нижней части корпуса танка предусматривала уплотнение аварийного люка и мест стыка кормового листа, герметизацию всех сварных швов, мест входа в корпус осей балансиров и осей направляющих колес.
Кроме того, на танк устанавливалось следующее дополнительное оборудование: два клапана противодавления с золотниковым устройством на выхлопные трубы; холодильник, устанавливаемый на металлической раме, прикрепленной болтами к кормовому листу; конденсационный резервуар, укрепленный на кронштейне, приваренном к нижнему наклонному листу брони кормы танка. Топливный насос был оборудован устройством, позволяющим включать подачу топлива в правую группу цилиндров двигателя. Левая группа цилиндров имела всасывающий коллектор с центральным подводом воздуха и самостоятельным фильтром, а на правой группе цилиндров был установлен всасывающий коллектор с боковым подводом воздуха и фильтром, помещенным в трансмиссионном отделении.

Испытания были проведены на танке, оборудованном по первому варианту питания двигателя воздухом (через питающий шланг) и по первому варианту герметизации верхней части корпуса (брезентовым чехлом, покрытым слоем перкаля).

Расстояние, проходимое танком со смонтированным оборудованием (перед преодолением водного рубежа) лимитировалось тепловым режимом двигателя. Пробегом было установлено, что танк может проходить расстояние не более четырех километров. После этого температура воды достигла 105°.
При испытаниях танк преодолевал водную преграду шириной 230 м при максимальной глубине 6,5 м. Было произведено шесть заходов. Из них четыре — последовательно один за другим, не считая время, затраченное для разворота танка на берегу. Движение танка под водой проводилось на первой передаче. При этом температура двигателя повышалась незначительно (на 5°). Скорость движения танка под водой находилась в пределах 4,3...4,6 км/ч. После всех заходов слой воды в корпусе был всего 70 мм. Как показали испытания, работа двигателя под водой на одной группе цилиндров не нарушает режим двигателя и обеспечивает достаточную мощность для движения танка под водой на первой передаче. В процессе испытаний была проведена проверка возможности запуска двигателя при нахождении танка под водой на различной глубине. Двигатель запускался с первой попытки. Условия работы экипажа при нахождении танка под водой не отличались от нормальных. Температура в танке была 30...35°при наружной температуре воздуха 20°. Отмечалась повышенная влажность воздуха. Во время испытаний связь с экипажем поддерживалась электросветовой сигнализацией, а направление движения корректировалось по курсоуказателю.

Следует отметить, что предварительная герметизация корпуса и приварка бонок для крепления чехла, а также монтаж оборудования танка для подводного хождения силами экипажа (4 человека) проводился за 7...9 часов. В связи с этим дальнейшие работы в данном направлении были приостановлены.


Осенью 1943 года Военной Академией БТ и MB был оборудован и испытан танк Т-34 подводной буксировки. Танк буксировался под водой по дну с противоположного берега другим танком или трактором. Для оборудования был взят серийный танк Т-34, который был подвергнут предварительной герметизации.


Все люки и пробки в днище герметизировались установкой простых резиновых прокладок. В ходовой части оси балансиров опорных катков уплотнялись резиновыми хомутами с наружной стороны, закладываемыми в зазор между осью и корпусом. Зубчатые соединения кривошипов направляющих колес набивались тавотом. В корме стыки и петли откидного броневого листа уплотнялись путем заливки смолой. Верхняя часть корпуса танка герметизировалась при помощи специального чехла, изготовленного из прорезиненной ткани. Кромки чехла, обклеенные снизу зубчатой резиной (аназотом), прижимались к броне корпуса посредством специальных прижимных приспособлений. Кромки чехла закладывались под поручни для танкового десанта, на них укладывались нажимные угольники и прижимались винтом струбцины. В носовой и кормовой частях корпуса танка монтировалось по две продольные балки, на которых нажимными колодками крепились концы чехла. Крепление чехла обеспечивало быстрый монтаж (4 человека за 1 час) и демонтаж (15 минут), а также простоту в изготовлении.

Испытания были проведены на реке, ширина которой достигала 160 м, из которых на длине 120 м глубина реки была свыше 2,7 м. Максимальная глубина достигала 4,7 м. Дно реки было мелкопесчаное. Буксирование осуществлялось одним танком Т-34 с правого берега на левый при помощи проложенного через реку троса сечением 20 мм. Трос был пропущен через блок, закрепленный на втором заторможенном танке Т-34, служащем в качестве берегового анкера.

Для обеспечения плавного схода буксируемого танка в воду он сдерживался другим тормозящим танком при помощи вспомогательного троса, закрепленного за корму. При спуске танка в воду, чтобы буксируемый трос не попал под гусеницы, слабина его одновременно выбиралась с противоположного берега буксирным танком. После спуска танка в воду и ослабления вспомогательного троса, тормозящий танк отцеплялся, и по сигналу отцепки начиналось буксирование танка через реку.

В результате проведенных испытаний было установлено, что при движении буксирного танка на первой передаче скорость движения буксируемого танка под водой составляла 3,5 км/час (примерно 1 м/сек). Время на переход через реку требовалось 3...3,5 минуты.

Высота уровня воды в корпусе танка, после выхода его на берег достигала 150...200 мм над днищем. По окончании выпуска воды через задний люк в днище, двигатель был запущен электростартером, и танк по истечении 25 минут с момента его буксировки вышел в 50 км марш. Марш был совершен без каких-либо технических неисправностей, вызванных процессом преодоления ВП.

Однако широкого использования данный метод подводного хождения танков не получил, т. к. в реальных условиях боевой обстановки не всегда можно использовать противоположный берег и дополнительные боевые машины в качестве тягачей и анкеров.
Танк Т-34 подводного хождения (конструкции Академии БТ и MB ВС)

В 1944 году академия БТ и MB ВС провела работу по приспособленности серийного танка Т-34 для подводного хождения своим ходом. Предназначенный для подводного хождения танк был подвергнут специальной подготовке, оборудованию и предварительной проверке на водонепроницаемость. Все агрегаты танка были демонтированы из корпуса, и он был подвергнут проверке с целью установления наличия неплотностей путем погружения в воду.

На выхлопные трубы были поставлены обратные клапаны. Для обеспечения двигателя и экипажа воздухом была изготовлена труба с фланцем диаметром 130 мм и длиной 3,4 м, которая была укреплена на башне, вместо снятого перископического прицела, шестью болтами. Кроме этого в трубе были приварены две трубки из красной меди диаметром 10 мм для питания экипажа воздухом через шланги с наконечниками от аппарата ИПА-3, на случай аварии. Для прижатия кромки чехла к корпусу танка были изготовлены зажимы (40 штук) и подкладки из угольника 30 х 50 (18 штук).

Для откачки воды из корпуса, просачивающейся через неплотности, изготовлен агрегат, состоящий из электромотора (500 W), редуктора и масляного насоса. От насоса проложены два шланга с плоскими сетчатыми наконечниками, один в трансмиссионном отделении, другой в отделении механика-водителя. Нагнетательная труба выведена в башню с правой стороны, в отверстие для стрельбы из личного оружия. На нагнетательной трубе поставлен кран для перекрытия трубы при неработающем насосе под водой. Для герметичности, между чехлом и трубой, изготовлено специальное уплотнение. Для ориентировки движения под водой в танке смонтировали магнитный компас. Смотровые приборы водителя были герметизированы замазкой. Всасывающие коллекторы были отсоединены от воздухоочистителей. Для герметизации всей верхней части танка был изготовлен специальный чехол из прорезиненной ткани.

Оборудованный для подводного хождения танк Т-34 подвергся испытаниям. Испытания происходили в октябре-ноябре месяцах 1944 года. Температура воздуха колебалась от +5 до -6° С. Во время испытаний танк преодолевал водный рубеж шириной 215 м и глубиной до 4,5 м.

В процессе испытаний было установлено: экипаж воздухом обеспечивался полностью как при работающем, так и при неработающем двигателе: герметичность корпуса вполне надежна (можно считать, что за каждые пройденные под водой 100 м пути в корпус просачивается одно ведро воды); температурный режим двигателя вполне устойчив при преодолении водного рубежа шириной 430 метров при внешней температуре +5° и 600...800 оборотах в минуту коленчатого вала двигателя, а мощность при этих оборотах вполне достаточна при движении на первой передаче.

Испытания показали, что танк надежно может преодолевать водные преграды шириной 0,5...0,6 км. Откачивающий насос во время движения под водой использован не был из-за отсутствия достаточного количества воды в корпусе (заборные шланги не покрывались водой). Наилучшим режимом работы двигателя под водой являлись 600...800 оборотов в минуту коленчатого вала при движении на первой передаче, т. к. при таком режиме воздух в боевом отделении оказывается совершенно чистым, кроме того, надежно обеспечивался выход танка из воды на подъеме до 50%. Было установлено, что при преодолении водной преграды с мягкими данными грунтами и подъемами на выходе в 40...50% необходимо использовать шпоры.

Подготовка танка для преодоления водного рубежа должна была производиться в 3...5 км от водного рубежа. Для подготовки танка экипажем требовалось 45...50 минут и у берега 5... 10 минут (для завязки карманов над моторным отделением и над люками башни). Подготовка танка к бою после форсирования занимала 10... 15 минут. За время испытаний танк прошел под водой приблизительно 7 км в течение 3 часов 12 минут.

Комплекс работ по приспособленности танка Т-34 к движению под водой в 1942—1945 гг. был выполнен заводом «Красное Сормово». В результате этих работ были выполнены и изготовлены опытные образцы танков подводного хождения СГ-34, СГ-34-1, ТПХ-1, ТПХ-2. Отличительными чертами этих танков между собой были различия в конструктивных, технологических и компоновочных решениях по обеспечению герметичности, питания экипажа и двигателя воздухом, обеспечение нормального теплового обеспечения работы двигателя, «слепого» вождения и по другим вопросам. Тем самым была подтверждена возможность создания танков, способных преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Боевого применения в действующей армии эти танки не получили. Великая Отечественная война имеет ряд примеров форсирования серийными танками Т-34 глубоких водных преград по дну. В октябре 1943 года при наступлении на Киев танки 5-го гвардейского корпуса в количестве 65 единиц форсировали по дну реку Десна, глубина которой в месте форсирования была 2 м, а ширина 280 м. Для подготовки танков использовались подручные материалы — пакля, солидол, брезент. Выхлопные трубы наращивались брезентовыми шлангами.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОНСТРУКЦИЙ ТАНКОВ ПОДВОДНОГО ХОЖДЕНИЯ

Из описанных выше образцов танков, приспособленных для подводного хождения, можно видеть, что по замыслу оборудования их можно подразделить на четыре основных группы:
а) Серийные танки, приспосабливаемые для подводного хождения путем местной герметизации корпуса и башни по узлам (танки Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ).
б) Серийные танки, приспосабливаемые для подводного хождения с использованием принципа водолазного колокола (Т-34 подводной буксировки).
в) Серийные танки, приспосабливаемые для подводного хождения путем местной герметизации по узлам нижней части корпуса и общей герметизации верхней его части (чехлом из прорезиненной ткани).

По идее преодоления водного рубежа эти танки следует разделить на два типа. К первому из них относятся танки, приспособленные преодолевать водные рубежи своим ходом (подводное хождение). Ко второму — танки, приспособленные преодолевать водные рубежи буксировкой (подводная буксировка).

Проведенные работы и испытания принципиально доказали и практически разрешили проблему переправы танков через водные рубежи как методом буксировки под водой, так и непосредственно движением под водой.

Применение покрытия верхней части корпуса специальным чехлом из прорезиненной ткани с кромками из губчатой резины обеспечивало его вполне надежную герметизацию по принципу водолазного колокола. При полной водонепроницаемости нижней части корпуса танка проникновение воды в закрытый чехлом танк не имело места.

Сравнивая танки подводного хождения типа Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ с танками Т-34 подводной буксировки или подводного хождения, следует отдать предпочтение последним, так как их оборудование являлось наиболее простым и могло обеспечивать быструю переправу танковых частей и эвакуацию аварийных танков через водную преграду.

Если танки Т-26 и БТ-5 требовали известных переделок (увеличение высоты надрадиаторной коробки, изготовление громоздких задвижек и шиберов), вызванных конструктивными особенностями, то в танках Т-34 подводного хождения (конструкции Военной Академии БТ и MB ВС) никаких переделок не требовалось, кроме дополнительных крепежных работ по уплотнению отдельных узлов и обвязке специального чехла на верхней части корпуса танка.

Нужно отметить, что танки Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ явились первыми образцами танков, приспособленных для подводного хождения. Поэтому, как видно из описания, им присущ целый ряд недостатков, к которым следует отнести громоздкость и ненужную сложность герметизации отдельных узлов (башня, вооружение, радиаторные жалюзи).

Что касается танка Т-34, оборудованного для подводного хождения по предложению профессора Военно-Морской Академии Петровского, то особого интереса данная конструкция не представляла, вследствие введения довольно сложных узлов и их практической нецелесообразности. Все это громоздкое и сложное оборудование эффективно могло быть заменено примитивно устроенными обратными клапанами (танки Т-26-ПХ, БТ-5-ПХ и Т-34-ПХ).

Оборудование серийных танков (типа Т-34) для подводного хождения по методу Академии БТ и MB не требовало сложных доработок и они, при наличии специальных чехлов, сравнительно легко и быстро могли быть приспособлены к преодолению водных рубежей глубиной до 5...6 м и шириной 500...600 м.

Таким образом, преодоление танками водных рубежей может быть осуществлено следующими путями:
— переправой по наведенному через переправу понтонному мосту;
— переправой через водную преграду на плаву с помощью тех или иных плавучих средств, буксируемых с одного берега на другой, или приданием танку плавучести специальными поплавками;
— переправой танка через водный рубеж путем буксировки его с берега на берег по дну;
— преодоление танком водного рубежа своим ходом (подводное хождение).

Первые два метода, при значительном весе танков, требуют громоздких переправочных средств, а также не обеспечивают достаточной скрытности от авиации противника самой переправы, осуществляемой на поверхности воды.

При третьем и четвертом методах хотя и требуется предварительная специальная подготовка танков и обязательная водолазная рекогносцировка дна водной преграды, но зато сама переправа обладает большей скрытностью от наблюдения противника, меньшей уязвимостью от его огня и относительной быстротой осуществления.

Опыт, полученный в предвоенные и военные годы по приспособлению и применению серийных танков для преодоления водных преград по дну, по конструированию специального оборудования, разработанные теоретические положения позволили сразу же после воины приступить к практической его реализации и широкому внедрению в войска танков, оборудованных для подводного вождения (ОПВТ).
Великая Отечественная война потребовала активной работы по обеспечению форсирования водных преград танками под водой и, прежде всего, приспособленности для этого массового танка Т-34. Работы велись как в тылу, так и в действующей армии.

ТАНК Т-34-ПХ (конструкции профессора Петровского)

В августе 1942 года по предложению Военно-Морской академии были проведены испытания опытного образца танка Т-34, оборудованного для движения под водой. Предусматривалось два варианта питания двигателя воздухом: через гофрированный шланг (один конец которого был закреплен в люке башни для перископа, а второй к поплавку) и из специальных баллонов со сжатым воздухом, установленных на подкрылках танка, через редуктор давления, расположенный внутри танка сзади механика-водителя. При движении танка по суше, оборудованного по первому варианту, работали обе группы цилиндров, а при движении под водой в режиме двигателя работала только левая группа, а правая группа работала в режиме компрессора и обеспечивала удаление отработавших газов левой группы.


Танк Т-34, оборудованный для преодоления водных преград

Выход на берег танка Т-34. переоборудованного для подводной буксировки

Танк Т-34, оборудованный для преодоления водных преград

Герметизация верхней части корпуса танка осуществлялась также в двух вариантах. Первый вариант герметизации осуществлялся надеванием чехла из брезента, покрытого слоем перкаля, на верхнюю часть танка, начиная от крыши трансмиссионного отделения и до лобовой части корпуса включая люк механика-водителя и шаровую установку лобового пулемета. Концы чехла крепились к корпусу при помощи резиновых полос и металлических планок болтами, ввернутыми в бонки, приваренные к корпусу танка. Бонки (110 штук) были приварены в верхней части наклонных бортовых листов, в верхней части кормового листа и в лобовой части ниже люка механика-водителя.

Посадка экипажа в танк осуществлялась через рукав в чехле, помещенный против люка механика-водителя. После посадки экипажа рукав завязывался механиком-водителем и выбрасывался наружу, после чего люк водителя закрывался.

Второй вариант герметизации предусматривал надевание чехла на верхнюю часть корпуса танка, включая башню, и на маску пушки. Предусматривалась местная герметизация жалюзи моторного и трансмиссионного отделений, погона башни, смотровых приборов, люков башни и механика-водителя, шаровой установки лобового пулемета. Герметизация нижней части корпуса танка предусматривала уплотнение аварийного люка и мест стыка кормового листа, герметизацию всех сварных швов, мест входа в корпус осей балансиров и осей направляющих колес.
Кроме того, на танк устанавливалось следующее дополнительное оборудование: два клапана противодавления с золотниковым устройством на выхлопные трубы; холодильник, устанавливаемый на металлической раме, прикрепленной болтами к кормовому листу; конденсационный резервуар, укрепленный на кронштейне, приваренном к нижнему наклонному листу брони кормы танка. Топливный насос был оборудован устройством, позволяющим включать подачу топлива в правую группу цилиндров двигателя. Левая группа цилиндров имела всасывающий коллектор с центральным подводом воздуха и самостоятельным фильтром, а на правой группе цилиндров был установлен всасывающий коллектор с боковым подводом воздуха и фильтром, помещенным в трансмиссионном отделении.

Испытания были проведены на танке, оборудованном по первому варианту питания двигателя воздухом (через питающий шланг) и по первому варианту герметизации верхней части корпуса (брезентовым чехлом, покрытым слоем перкаля).

Расстояние, проходимое танком со смонтированным оборудованием (перед преодолением водного рубежа) лимитировалось тепловым режимом двигателя. Пробегом было установлено, что танк может проходить расстояние не более четырех километров. После этого температура воды достигла 105°.
При испытаниях танк преодолевал водную преграду шириной 230 м при максимальной глубине 6,5 м. Было произведено шесть заходов. Из них четыре — последовательно один за другим, не считая время, затраченное для разворота танка на берегу. Движение танка под водой проводилось на первой передаче. При этом температура двигателя повышалась незначительно (на 5°). Скорость движения танка под водой находилась в пределах 4,3...4,6 км/ч. После всех заходов слой воды в корпусе был всего 70 мм. Как показали испытания, работа двигателя под водой на одной группе цилиндров не нарушает режим двигателя и обеспечивает достаточную мощность для движения танка под водой на первой передаче. В процессе испытаний была проведена проверка возможности запуска двигателя при нахождении танка под водой на различной глубине. Двигатель запускался с первой попытки. Условия работы экипажа при нахождении танка под водой не отличались от нормальных. Температура в танке была 30...35°при наружной температуре воздуха 20°. Отмечалась повышенная влажность воздуха. Во время испытаний связь с экипажем поддерживалась электросветовой сигнализацией, а направление движения корректировалось по курсоуказателю.

Следует отметить, что предварительная герметизация корпуса и приварка бонок для крепления чехла, а также монтаж оборудования танка для подводного хождения силами экипажа (4 человека) проводился за 7...9 часов. В связи с этим дальнейшие работы в данном направлении были приостановлены.


Танк Т-34, оборудованный для подводной буксировки

Осенью 1943 года Военной Академией БТ и MB был оборудован и испытан танк Т-34 подводной буксировки. Танк буксировался под водой по дну с противоположного берега другим танком или трактором. Для оборудования был взят серийный танк Т-34, который был подвергнут предварительной герметизации.


Движение в реке танка Т-34, подготовленного для преодоления водных преград

Т-34 преодолевает водную преграду глубиной 1,9 м

Танк Т-34, оборудованный для подводной буксировки

Танк Т-34, подготовленный к подводной буксировке

Все люки и пробки в днище герметизировались установкой простых резиновых прокладок. В ходовой части оси балансиров опорных катков уплотнялись резиновыми хомутами с наружной стороны, закладываемыми в зазор между осью и корпусом. Зубчатые соединения кривошипов направляющих колес набивались тавотом. В корме стыки и петли откидного броневого листа уплотнялись путем заливки смолой. Верхняя часть корпуса танка герметизировалась при помощи специального чехла, изготовленного из прорезиненной ткани. Кромки чехла, обклеенные снизу зубчатой резиной (аназотом), прижимались к броне корпуса посредством специальных прижимных приспособлений. Кромки чехла закладывались под поручни для танкового десанта, на них укладывались нажимные угольники и прижимались винтом струбцины. В носовой и кормовой частях корпуса танка монтировалось по две продольные балки, на которых нажимными колодками крепились концы чехла. Крепление чехла обеспечивало быстрый монтаж (4 человека за 1 час) и демонтаж (15 минут), а также простоту в изготовлении.

Испытания были проведены на реке, ширина которой достигала 160 м, из которых на длине 120 м глубина реки была свыше 2,7 м. Максимальная глубина достигала 4,7 м. Дно реки было мелкопесчаное. Буксирование осуществлялось одним танком Т-34 с правого берега на левый при помощи проложенного через реку троса сечением 20 мм. Трос был пропущен через блок, закрепленный на втором заторможенном танке Т-34, служащем в качестве берегового анкера.

Для обеспечения плавного схода буксируемого танка в воду он сдерживался другим тормозящим танком при помощи вспомогательного троса, закрепленного за корму. При спуске танка в воду, чтобы буксируемый трос не попал под гусеницы, слабина его одновременно выбиралась с противоположного берега буксирным танком. После спуска танка в воду и ослабления вспомогательного троса, тормозящий танк отцеплялся, и по сигналу отцепки начиналось буксирование танка через реку.

В результате проведенных испытаний было установлено, что при движении буксирного танка на первой передаче скорость движения буксируемого танка под водой составляла 3,5 км/час (примерно 1 м/сек). Время на переход через реку требовалось 3...3,5 минуты.

Высота уровня воды в корпусе танка, после выхода его на берег достигала 150...200 мм над днищем. По окончании выпуска воды через задний люк в днище, двигатель был запущен электростартером, и танк по истечении 25 минут с момента его буксировки вышел в 50 км марш. Марш был совершен без каких-либо технических неисправностей, вызванных процессом преодоления ВП.

Однако широкого использования данный метод подводного хождения танков не получил, т. к. в реальных условиях боевой обстановки не всегда можно использовать противоположный берег и дополнительные боевые машины в качестве тягачей и анкеров.
Танк Т-34 подводного хождения (конструкции Академии БТ и MB ВС)

В 1944 году академия БТ и MB ВС провела работу по приспособленности серийного танка Т-34 для подводного хождения своим ходом. Предназначенный для подводного хождения танк был подвергнут специальной подготовке, оборудованию и предварительной проверке на водонепроницаемость. Все агрегаты танка были демонтированы из корпуса, и он был подвергнут проверке с целью установления наличия неплотностей путем погружения в воду.

На выхлопные трубы были поставлены обратные клапаны. Для обеспечения двигателя и экипажа воздухом была изготовлена труба с фланцем диаметром 130 мм и длиной 3,4 м, которая была укреплена на башне, вместо снятого перископического прицела, шестью болтами. Кроме этого в трубе были приварены две трубки из красной меди диаметром 10 мм для питания экипажа воздухом через шланги с наконечниками от аппарата ИПА-3, на случай аварии. Для прижатия кромки чехла к корпусу танка были изготовлены зажимы (40 штук) и подкладки из угольника 30 х 50 (18 штук).

Для откачки воды из корпуса, просачивающейся через неплотности, изготовлен агрегат, состоящий из электромотора (500 W), редуктора и масляного насоса. От насоса проложены два шланга с плоскими сетчатыми наконечниками, один в трансмиссионном отделении, другой в отделении механика-водителя. Нагнетательная труба выведена в башню с правой стороны, в отверстие для стрельбы из личного оружия. На нагнетательной трубе поставлен кран для перекрытия трубы при неработающем насосе под водой. Для герметичности, между чехлом и трубой, изготовлено специальное уплотнение. Для ориентировки движения под водой в танке смонтировали магнитный компас. Смотровые приборы водителя были герметизированы замазкой. Всасывающие коллекторы были отсоединены от воздухоочистителей. Для герметизации всей верхней части танка был изготовлен специальный чехол из прорезиненной ткани.

Танк Т-34, предназначенный для подводного хождения

Вход в воду танка Т-34, предназначенного для подводного хождения

Танк Т-34 на глубине 4,5 м

Оборудованный для подводного хождения танк Т-34 подвергся испытаниям. Испытания происходили в октябре-ноябре месяцах 1944 года. Температура воздуха колебалась от +5 до -6° С. Во время испытаний танк преодолевал водный рубеж шириной 215 м и глубиной до 4,5 м.

В процессе испытаний было установлено: экипаж воздухом обеспечивался полностью как при работающем, так и при неработающем двигателе: герметичность корпуса вполне надежна (можно считать, что за каждые пройденные под водой 100 м пути в корпус просачивается одно ведро воды); температурный режим двигателя вполне устойчив при преодолении водного рубежа шириной 430 метров при внешней температуре +5° и 600...800 оборотах в минуту коленчатого вала двигателя, а мощность при этих оборотах вполне достаточна при движении на первой передаче.

Испытания показали, что танк надежно может преодолевать водные преграды шириной 0,5...0,6 км. Откачивающий насос во время движения под водой использован не был из-за отсутствия достаточного количества воды в корпусе (заборные шланги не покрывались водой). Наилучшим режимом работы двигателя под водой являлись 600...800 оборотов в минуту коленчатого вала при движении на первой передаче, т. к. при таком режиме воздух в боевом отделении оказывается совершенно чистым, кроме того, надежно обеспечивался выход танка из воды на подъеме до 50%. Было установлено, что при преодолении водной преграды с мягкими данными грунтами и подъемами на выходе в 40...50% необходимо использовать шпоры.

Подготовка танка для преодоления водного рубежа должна была производиться в 3...5 км от водного рубежа. Для подготовки танка экипажем требовалось 45...50 минут и у берега 5... 10 минут (для завязки карманов над моторным отделением и над люками башни). Подготовка танка к бою после форсирования занимала 10... 15 минут. За время испытаний танк прошел под водой приблизительно 7 км в течение 3 часов 12 минут.

Комплекс работ по приспособленности танка Т-34 к движению под водой в 1942—1945 гг. был выполнен заводом «Красное Сормово». В результате этих работ были выполнены и изготовлены опытные образцы танков подводного хождения СГ-34, СГ-34-1, ТПХ-1, ТПХ-2. Отличительными чертами этих танков между собой были различия в конструктивных, технологических и компоновочных решениях по обеспечению герметичности, питания экипажа и двигателя воздухом, обеспечение нормального теплового обеспечения работы двигателя, «слепого» вождения и по другим вопросам. Тем самым была подтверждена возможность создания танков, способных преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Боевого применения в действующей армии эти танки не получили. Великая Отечественная война имеет ряд примеров форсирования серийными танками Т-34 глубоких водных преград по дну. В октябре 1943 года при наступлении на Киев танки 5-го гвардейского корпуса в количестве 65 единиц форсировали по дну реку Десна, глубина которой в месте форсирования была 2 м, а ширина 280 м. Для подготовки танков использовались подручные материалы — пакля, солидол, брезент. Выхлопные трубы наращивались брезентовыми шлангами.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОНСТРУКЦИЙ ТАНКОВ ПОДВОДНОГО ХОЖДЕНИЯ

Из описанных выше образцов танков, приспособленных для подводного хождения, можно видеть, что по замыслу оборудования их можно подразделить на четыре основных группы:
а) Серийные танки, приспосабливаемые для подводного хождения путем местной герметизации корпуса и башни по узлам (танки Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ).
б) Серийные танки, приспосабливаемые для подводного хождения с использованием принципа водолазного колокола (Т-34 подводной буксировки).
в) Серийные танки, приспосабливаемые для подводного хождения путем местной герметизации по узлам нижней части корпуса и общей герметизации верхней его части (чехлом из прорезиненной ткани).

По идее преодоления водного рубежа эти танки следует разделить на два типа. К первому из них относятся танки, приспособленные преодолевать водные рубежи своим ходом (подводное хождение). Ко второму — танки, приспособленные преодолевать водные рубежи буксировкой (подводная буксировка).

Проведенные работы и испытания принципиально доказали и практически разрешили проблему переправы танков через водные рубежи как методом буксировки под водой, так и непосредственно движением под водой.

Применение покрытия верхней части корпуса специальным чехлом из прорезиненной ткани с кромками из губчатой резины обеспечивало его вполне надежную герметизацию по принципу водолазного колокола. При полной водонепроницаемости нижней части корпуса танка проникновение воды в закрытый чехлом танк не имело места.

Сравнивая танки подводного хождения типа Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ с танками Т-34 подводной буксировки или подводного хождения, следует отдать предпочтение последним, так как их оборудование являлось наиболее простым и могло обеспечивать быструю переправу танковых частей и эвакуацию аварийных танков через водную преграду.

Если танки Т-26 и БТ-5 требовали известных переделок (увеличение высоты надрадиаторной коробки, изготовление громоздких задвижек и шиберов), вызванных конструктивными особенностями, то в танках Т-34 подводного хождения (конструкции Военной Академии БТ и MB ВС) никаких переделок не требовалось, кроме дополнительных крепежных работ по уплотнению отдельных узлов и обвязке специального чехла на верхней части корпуса танка.

Нужно отметить, что танки Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ явились первыми образцами танков, приспособленных для подводного хождения. Поэтому, как видно из описания, им присущ целый ряд недостатков, к которым следует отнести громоздкость и ненужную сложность герметизации отдельных узлов (башня, вооружение, радиаторные жалюзи).

Что касается танка Т-34, оборудованного для подводного хождения по предложению профессора Военно-Морской Академии Петровского, то особого интереса данная конструкция не представляла, вследствие введения довольно сложных узлов и их практической нецелесообразности. Все это громоздкое и сложное оборудование эффективно могло быть заменено примитивно устроенными обратными клапанами (танки Т-26-ПХ, БТ-5-ПХ и Т-34-ПХ).

Оборудование серийных танков (типа Т-34) для подводного хождения по методу Академии БТ и MB не требовало сложных доработок и они, при наличии специальных чехлов, сравнительно легко и быстро могли быть приспособлены к преодолению водных рубежей глубиной до 5...6 м и шириной 500...600 м.

Таким образом, преодоление танками водных рубежей может быть осуществлено следующими путями:
— переправой по наведенному через переправу понтонному мосту;
— переправой через водную преграду на плаву с помощью тех или иных плавучих средств, буксируемых с одного берега на другой, или приданием танку плавучести специальными поплавками;
— переправой танка через водный рубеж путем буксировки его с берега на берег по дну;
— преодоление танком водного рубежа своим ходом (подводное хождение).

Первые два метода, при значительном весе танков, требуют громоздких переправочных средств, а также не обеспечивают достаточной скрытности от авиации противника самой переправы, осуществляемой на поверхности воды.

При третьем и четвертом методах хотя и требуется предварительная специальная подготовка танков и обязательная водолазная рекогносцировка дна водной преграды, но зато сама переправа обладает большей скрытностью от наблюдения противника, меньшей уязвимостью от его огня и относительной быстротой осуществления.

Опыт, полученный в предвоенн
Пользователь добавил изображение
PzUWa015.jpg (65.02 КБ)
Пользователь добавил изображение
PzUWa018.jpg (34.81 КБ)
Пользователь добавил изображение
PzUWa020.jpg (34.73 КБ)
Пользователь добавил изображение
PzUWa021.jpg (25.65 КБ)
Пользователь добавил изображение
PzUWa023.jpg (49.18 КБ)
Необычные Т-34
Цитата
Лео (Оберон) пишет:
SKIF,  
Пост 396, что это???  
Често не знаю нашел в нете фото была бес пояснения.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.