Директор танкового завода № 183 Ю.Е.Максарев, прибывший вместе со своим предприятием и людьми на Урал осенью 1941 г., получил задачу поистине титаническую: не просто организовать сборку танков, но и наладить сколько-нибудь пригодную для выживанию среду своим подчинённым, причём практически на пустом месте. Довоенная Вагонка на такие массы населения рассчитана не была.
Требовалось строить и обслуживать жильё, заготавливать дрова и деловую древесину, создавать подсобные сельские хозяйства - и так далее, список проблем бесконечен. Людей едва хватало для танкового конвейера, техники никто не дал и дать не мог - тракторные заводы страны либо захвачены врагом, либо уже делают танки.
Один резерв всё же имелся. На заводе быстро скопилось множество танковых узлов и деталей, для боевых машин по разным причинам непригодных. Однако они вполне подходили для увлекательной игры «сделай сам», благо конструкторской мыслью завод обижен не был. В общем, через год-другой по Вагонке и окрестностям ползали и бегали сотни с виду нелепых, но вполне работоспособных машин - тракторов, тягачей, экскаваторов, лесовозов, бетономешалок на гусеничном ходу - и так далее. Опытный взгляд сразу распознавал в них танковые узлы в разнообразных сочетаниях.
Кирилл Кузнецов пишет: БТ-ИС В одной книге написано что: танк БТ-ис представлял собой модернизированный бт 5.Основным его отличием являлось наличие трех пар ведущих колес колесного хода.Увеличен топливный бак,наклонные борта и т.д ЗЫ. Могу ошибаться.
Т-34 приспособленный для пуска крылатой ракеты 10Х. Информация о данных разработках более полувека хранилась в закрытых архивах РГАЭ. На пожелтевших фотографиях пятидесятых годов узнаваемый образ Т-34, выступающей в новой для себя ипостаси: боевой машины, предназначенной ДЛЯ ЗАПУСКА КРЫЛАТЫХ РАКЕТ (!), и под новым названием - «объект Н».
Работы по указанному проекту начались с постановления Совета Министров СССР № 4814-2095С, изданного 04.12.1950. Этим документом предписывалось начать работы по созданию опытного образца боевой машины для сухопутных войск ВС СССР, вооружённой самолётом-снарядом (нынешнее наименование — крылатая ракета наземного базирования). В качестве прототипа данной ракеты использовалась разработка ОКБ № 51 — изделие 10Х. здесь более подробно http://bronetechnikamira.ru/istorija-sozdanija/t-34-raskryivaet-taynu
Разработчик: КБ завода Уралмаш< Год начала работ: сентябрь 1943 Год выпуска первого прототипа: отсутствует ПРоекты были аннулированы в виду большого количества доработок основной конструкции.
Прежде чем начать рассказ о реализованном проекте 122-мм самоходной установки на базе СУ-100, следует напомнить о его более ранних вариантах, не нашедших воплощения в металле. В качестве основы тогда рассматривалась противотанковая САУ СУ-85. Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими танками (прежде всего – “тиграми” и “пантерами”), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Урамашзавода, с санкции УСА и ГАУ РККА, разработало четыре проекта САУ:
1. Средняя самоходная установка СУ-Д-15 с вооружением, состоявшим из 152-мм гаубицы Д-15 обр.1943 г. Гаубица устанавливалась в квадратной рамке и вела стрельбу снарядами массой 40-49 кг с начальной скоростью 508 м\с. Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжелых немецких танков. 2. Средняя самоходная установка СУ-Д-25, оснащенная 122-мм пушкой Д-25 обр.1943 г. Орудие также устанавливалось в квадратной рамке и вело огонь снарядами массой 25,8 кг с начальной скоростью 790 м\с. 3. Средняя зенитно-противотанковая самоходная установка с 85-мм зенитной пушкой 52К обр.1939 г. Орудия устанавливалось в частично защищенной вращающейся рубке или за щитом на открытой платформе. 4. Зенитная самоходная установка оснащенная 37-мм автоматической пушкой 61К обр.1939-1941 гг. в открытой сверху башне.
По результатам анализа представленных проектов был сделан вывод, что ввиду большого объёма переделок и невозможности сохранения преемственности с СУ-85 и Т-34, от дальнейшей разработки зенитных САУ придётся отказаться. При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д-15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Установка 122-мм пушки также потребовала значительного объёма доработок. Конструкторам предстояло увеличить габариты боевой рубки и установить бортовые бронелисты вертикально. Масса САУ свозимым боекомплектом 30 выстрелов, возрастала на 2500 кг. Хотя ожидаемое увеличение бронепробиваемости на 30% на дистанции 1000 метров делало проект СУ-Д-25 весьма привлекательным его реализация не состоялась. Тогда было принято решение об установке на шасси СУ-85 другой артсистемы – 100-мм пушки Б-34 с баллистикой морского орудия, что привело к созданию самоходной установки СУ-100. Тем не менее, о проекте оснащения самоходки более мощным орудием Д-25С вспомнили в 1944 г.
САУ СУ-122П.С целью проверки возможности использования 122-мм пушек для вооружения средних САУ в конце 1943 г. УЗТМ в инициативном порядке, с ведома и согласия УСА (Управления самоходной артиллерии) ГБТУ, начал разработку установки 122-мм пушки в САУ СУ-85. В июне 1944 г. был изготовлен опытный образец САУ, который получил наименование СУ-122П. От САУ СУ-100 она отличалась только вооружением. СУ-122П была вооружена пушкой Д-25С.
Бронепробиваемость пушки была такой же, как у пушки САУ СУ-100, однако фугасное действие снаряда было значительно выше.
С ноября 1944 г. по февраль 1945 г. опытный образец испытывался на НИБТ полигоне пробегом на 1000 км и на Ленинградском полигоне ГАУ стрельбой 258 выстрелами.
Перерыв между сроком готовности опытного образца и началом испытаний (с июня по ноябрь 1944 г.) объясняется тем, что УЗТМ был занят отработкой САУ СУ-100 и по указанию НКТП от предъявления СУ-122П на полигонные испытания воздерживался.
Проведенные испытания показали, что вооружение средних САУ 122-мм пушкой Д-25С возможно. Однако ее установка в СУ-85 не обеспечивала удобства размещения экипажа и боекомплекта, поэтому УСА ГБТУ сделало заключенно о целесообразности размещения данной пушки в средние САУ с задним расположением боевого отделения. Поэтому дальнейшие работы по СУ-122П были прекращены.
СУ-85 с орудием С-18.Орудие для этой машины должно было спроектировать Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), а заводу №9 НКВ было поручено его изготовление. Первоначально разработанный проект 85-мм орудия С-31 не удовлетворял требованиям установки в САУ, так пушка занимала очень большой объем внутри боевого отделения и вызывала значительное увеличение массы машины. Второй проект орудия С-18, представленный ЦАКБ, также не решал проблему установки. Одновременно конструкторское бюро завода № 9, которое возглавлял Ф.Ф.Петров, в инициативном порядке разработало 85-мм пушку Д5-С85, в большей степени удовлетворявшей требованиям по установке ее в машину.
Межведомственная комиссия, организованная в Москве из представителей НКТП, НКВ, ГАУ и ГБТУ, рассмотрела все представленные проекты и вынесла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца САУ с 85-мм пушками и один образец модернизированной САУ со 122-мм гаубицей.
В период с мая по июль 1943 г. были разработаны и изготовлены следующие опытные самоходно-артиллерийские установки:
а) СУ-85-I с 85-мм пушкой С-18-1 конструкции ЦАКБ НКВ;
б) СУ-85-II с 85-мм пушкой Д5-С85 завода № 9 НКВ;
в) СУ-85-IV с 85-мм пушкой С-18 конструкции ЦАКБ НКВ;
г) СУ-122-III со 122-мм гаубицей Д-6 завода № 9 НКВ”.
В период с 25 июля по 6 августа 1943 г. на Гороховецком АНИОПе были проведены государственные испытания трех машин, оснащенных 85-мм пушками. Все пушки испытаний стрельбой в объеме 300 выстрелов не выдержали, относительно лучшей была признана пушка Д5-С85 завода № 9 НКВ. Учитывая острую необходимость в 85-мм пушках для танков и самоходных установок РККА, Государственная комиссия вынесла заключение рекомендовать для принятия на вооружение самоходную установку СУ-85-II с обязательным устранением выявленных недостатков и выполнением предложений как в части пушки Д5-С85, так и всей машины в целом.
В начале августа 1943 г. Федоренко, Яковлев и Малышев были на Гороховецком АНИОПе и сделали заключение о принятии на вооружение СУ-85 с Д5-С85, о чем немедленно по телефону доложили Сталину.