Регистрация Вход · Почистить куки
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Только я рассказал о двух очень значимых в жизни "Микасы" событиях, как сразу же подошла дата ещё одного. В 30 день 5 луны 9 года эпохи Сёва (昭和9年5月30日) ушёл из жизни Того Хэйхатиро (正五位東郷 平八郎), человек, чьё имя навсегда останется связанным с броненосцем "Микаса" и Русско-японской войной.
Рисунок

После Цусимского сражения Того был удостоен всех высших военных наград Японии, которые только были в то время, и был назначен начальником Главного морского штаба. Кроме того, он получил всенародную любовь и почитание как Спаситель Японии. А в 1913 году был удостоен почётного и наивысшего звания Императорского флота: генсуи кайгун тайсё (元帥海軍大将), переводимого дословно как "маршал-адмирал", но чаще просто "адмирал флота". Во время Первой мировой войны Того уже не занимал руководящих постов во флоте, но имел огромное влияние на принимаемые решения. Кроме того с 1914 по 1924 год он был одним из воспитателей принца Хирохито (裕仁) - будущего императора Японии. После войны Того вышел в отставку и доживал свой век вместе с семьёй в Токио, где и ушёл из жизни 30 мая 1934 года в возрасте 86 лет. За день до смерти Того был пожалован титул косаку (侯爵), т.е. маркиз.

Того вместе с женой Тецу, 1913 год:
Рисунок

Независимо от статуса Того в Японии мне нечего сказать о его профессиональных качествах как адмирала. Была ли его триумфальная победа в Цусимском сражении случайностью или результатом флотоводческого таланта, пусть рассуждают специалисты. Но то, что за пределами Японии адмирал Того имел недоброжелателей, это точно. Чему свидетельство например такая карикатура времён РЯВ одного известного в своё время американского карикатуриста: "Того пытается занять место среди великих"
Рисунок
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Хм... Вы знаете, с ходу найти не могу. Где-то об этом читал, в памяти отложилось. Посмотрю дома в тематической литературе. Если найду, отпишусь. Пока же переведу это предложение в разряд слухов
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
А вот второе событие, произошедшее в этот день, не такое известное. О нём, в отличие от сражения, знает мало кто. А ведь именно в этот день, 27 день 5 луны 36 года эпохи Сёва (昭和36年5月27日), либо в 1961 году, как сказали бы уже в то время перешедшие на западный счёт лет японцы, в городе Йокосука (横須賀市), после более чем 15-летнего забвения, был торжественно переоткрыт Мемориал "Микаса".

Изначально Мемориал был открыт ещё в 1926 году, после выведения "Микасы" из списков флота. Легендарный корабль отслужил в Тэйкоку Кайгун (大日本帝国海軍) более 21 года, пройдя две войны и интервенцию на русский Дальний Восток (или, как её называли японцы, Экспедиция в Сибирь - 西比利亜派遣軍). И, казалось бы, на том и завершился боевой путь старого броненосца, впереди у него лишь вечный покой и толпы туристов. Но случилась новая Война, ещё более жестокая, беспощадная и страшная чем все предыдущие, что знала Япония, вместе взятые. А с войной пришли бомбардировки, поражение и вражеские солдаты.

"Микаса" в качестве фона во время высадки американских морских пехотинцев в Йокосуке, сентябрь 1945 года:
Рисунок

Говорят, что во время той Войны спящий броненосец получил бомбу от американского бомбардировщика, не отличившего его от боевого корабля. Но в любом случае, даже если это и так, то самые большие разрушения корабль получил вовсе не от бомб, а от людей. В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, "Микаса" был лишён статуса памятника и некоторое время после этого стоял ненужной железкой на территории военно-морской базы в Йокосуке. В 1945 году, после подписания капитуляции он выглядел ещё так:
Рисунок

Но в 1947 году вышло решение вернуть корабль японцам в качестве... помещения для культурного отдыха. Буквально в считанные месяцы броненосец стал объектом активного каннибализма: были демонтированы вооружение, мачты, надстройки, трубы, механизмы, на палубе возведены павильоны для использования в качестве художественного музея и рекреационного центра.

28 ноября 1947 года, идёт демонтаж главного калибра:
Рисунок

1948 год, переоборудование завершено, длинный ангар с тёмной крышей на месте спардека - танцевальный зал:
Рисунок

1954 год, посетители на борту Дома Культуры "Микаса":
Рисунок

Правда советской стороне и этого было мало. Поговаривают, что Советский Союз неизменно выступал с требованием полного уничтожения бывшего флагманского корабля адмирала Того. Но внезапно у "Микасы" оказался могущественный защитник. Адмирал флота США Честер Уильям Нимиц (Chester W. Nimitz), тот самый, Главнокомандующий Тихоокеанского Флота и Прилегающих Территорий во время Войны, в качестве представителя американской стороны принявший капитуляцию Японии.

Адмирал флота Нимиц в Токийском заливе на борту линкора "Миссури" подписывает акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года:
Рисунок

После Второй мировой вышедший в отставку Нимиц прилагал все усилия для того, чтобы восстановить хорошие отношения с Японией, вчерашним врагом, несмотря на то, что совсем недавно он также самоотверженно прилагал усилия в борьбе против этой островной Империи. Именно ему принадлежала инициатива по восстановлению "Микасы" в качестве памятника. Для этих целей он подарил фонду восстановления музея списанный американский танкодесантный корабль, продажа которого на слом покрыла треть необходимой суммы.

Ремонт старого корабля был начат в 1959 году и уже в начале 1961 всё было готово к открытию. "Микаса", от которого к началу восстановления оставался фактически лишь корпус, был отстроен заново. Правда не совсем таким, каким его помнили посетители до войны, по этому мы не можем целиком полагаться на его современный вид. Многие из его утраченных элементов были заменены муляжами, лишь отдалённо напоминающие оригинал. Однако корабль был всё же восстановлен и 27 мая 1961 года, с большой долей вероятности дата не случайно совпала с днём его самой громкой победы, открыт для посетителей. Торжества продолжались несколько дней. Правда сам "крёстный отец" "Микасы", 76-летний адмирал Нимиц, присутствовать при этом увы не смог. Но делегация представителей США конечно же была.

Церемония открытия Мемориала "Микаса" 27 мая 1961 года, на первом плане представители от США: контр-адмирал Кемп Толли (Kemp Tolley) с супругой
Рисунок

Кемп Толли высаживает пальму в честь адмирала Нимица в парке возле "Микасы" во время торжеств по случаю открытия Мемориала, 2 июня 1961 года
Рисунок

Именно благодаря тем событиям "Микаса" дожил до наших дней и доступен для посещения. И пусть он не является идеалом реконструкции, но он один из немногих кораблей эпохи брони и пара, один из двух участников Русско-японской войны и единственный броненосец классической конструкции существующий в наше время.
Изменено: Helg40k - 30.05.2016 11:47:20
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
И так 27го дня 5й луны 38го года эпохи Мейдзи (明治38年5月27日), увидев наши корабли, адмирал Того приказал поднять знаменитый сигнал "Z", значение которого можно расшифровать как "Судьба Империи зависит от этой битвы. Пусть каждый приложит все силы" и пошёл на сближение. И действительно, судьба маленькой, но весьма амбициозной империи во многом зависела от результатов предстоящего сражения. Уже больше года длившаяся война с Россией весьма ощутимо истощила Японию. Которая хоть и не проиграла ни единой битвы, но фактически уже стояла на пороге технического поражения. Закончится ли война быстро и в пользу Японии или затянется ещё на неопределённый срок с таким же неопределённым, но вполне вероятно плачевным для Японии результатом, зависело от результата предстоящей битвы.

В 13:49 с дистанции 38 каб флагманский броненосец русской эскадры "Князь Суворов" открыл огонь по "Микасе". Японские же корабли открыли огонь чуть позже, в 13:52. Сражение началось...

Японский флот под русским огнём, впереди колонны вполне узнаваем "Микаса". Увы, но ни автор полотна, ни дата её создания мне не известны.
Рисунок

Дневной бой 27 мая продолжался более 5-ти часов. Он достаточно подробно описан в литературе и я не стану на нём останавливаться. Между тем необходимо заострить внимание на его результатах. Четыре новейших русских броненосца (!) были выведены из строя и уничтожены артиллерийским огнём неприятеля! Среди японских линейных сил не было потоплено ни одиного корабля. Наибольшие повреждения получил следовавший во главе колонны японских броненосцев "Микаса". По свидетельствам очевидцев, после того как вице-адмирал Рожественский поднял флажный сигнал "1" - "Бить по головному" - вода вокруг "Микасы" вскипела. За 5 часов боя корабль получил по разным подсчётам более 40 артиллерийских попаданий: 10 305-мм, 22 152-мм и около 10 более мелких калибров. Но больше всего их выпало именно на первые, самые тяжёлые и решающие 45 минут. Так в 13:56, всего через 7 минут после начала боя, "Микаса" получил первое попадание 305-мм снарядом, пробившим 51-мм броню крыши каземата 6'' орудия №3. От взрыва загорелись находившиеся рядом 10 зарядов для 12-фнт пушки и 9 человек получили ранения. Правда ни 6'', ни 12-фнт орудия при этом не пострадали. Но уже через минуту в то же место влетел 152-мм снаряд, убивший 2 и ранивший 7 человек. Вскоре после 14:00 на "Микасе" раздалось ещё два взрыва: от попадания 305-мм снаряда в носовой мостик и 152-мм снаряда в амбразуру 6'' орудия №5. На мостике было ранено 17 человек, включая старшего офицера броненосца сиреи-кан (司令官) Мацумури. В 14:07 ещё один снаряд пробил 152-мм броневую плиту почти на полметра ниже главной палубы, под казематом 6'' орудия №1, вода начала заливать угольную яму. Вскоре "Микаса" получил ещё две пробоины 152-мм пояса в районе каземата №7, вода залила ещё одну угольную яму. Это были самые тяжёлые для "Микасы" минуты боя, но корабль выдержал. Совершив манёвр адмирал Того вывел свой корабль из под обстрела. Дальше было немножко спокойней, русские так и не сумели восстановить сконцентрированный огонь. Но вскоре "Микаса" начал получать повреждения и от собственных снарядов. Уже в 15:49 сдетонировал выпущенный с правого орудия носовой башни 12'' снаряд с "шимозой", не причинив однако повреждений. Но ещё через два часа, в 17:46, в том же орудии снова взорвался снаряд. На этот раз с очень серьёзными последствиями: был разорван ствол и вышел из строя откатный механизм. Башня замолчала почти на 40 минут. И лишь в 18:07 флагманский броненосец получил очередное тяжёлое повреждение от неприятельского огня: метким попаданием русского снаряда было уничтожено 6'' орудие №10, 1 человек убит и 5 ранены. Другие попадания пришлись на казематы №3 и №11, были повреждены судовая аптека, дымовые трубы и сбита грот-стеньга... В свою очередь "Микаса" выпустил 124 12'' снарядов, но к концу дня ещё около половины боезапаса оставалось для продолжения боя.

"Микаса" вскоре после сражения. Издали корабль выглядит вполне боеспособным, но при близком рассмотрении видно, что досталось ему основательно.
Рисунок

Флагман Объединённого флота (聯合艦隊) потерял в тот день 18 человек убитыми и 105 ранеными. В тот день это были самые крупные потери среди японских кораблей. Чудом остался невредимым и сам вице-адмирал Того, в парадном мундире и при мече командовавший действиями флота с верхнего мостика "Микасы" - от разорвавшимся под мостиком 305-мм снарядом было ранено 17 человек, но адмирала не задел ни единый осколок! Воистину Бог был в тот день не на стороне русских пушек.

Последовавшие за первым днём ночь и второй день сражения основательно умножили русские потери, к погибшим ранее четырём броненосцам добавилось ещё два эскадренных и один броненосец береговой обороны, три броненосных крейсера, по одному бронепалубному крейсеру 1-го ранга и 2-го ранга, пять миноносцев, вспомогательный крейсер и три транспорта. Ещё два эскадренных и два броненосца береговой обороны, миноносец и два госпитальных судна захвачены в плен. Таким образом Российский Императорский флот потерял в том сражении, получившим название Цусимского, либо, в японской традиции, Морской битвы в Японском море (日本海海戦), 7 броненосцев, 3 броненосных, 2 бронепалубных и 1 вспомогательный крейсера, 5 миноносцев и 3 транспорта потопленными, а также 4 броненосца, миноносец и 2 госпитальных судна пленными! Общие человеческие потери: 5045 человек убитыми, 363 человека ранеными и 7282 человека пленными! Русский тихоокеанский флот был фактически уничтожен!

Русские корабли под японским огнём. Судя по весьма схематичным и лубочным изображениям автор очевидцем событий не был. Особенно впечатляет гюйс, одновременно поднятый и на гюйсштоке, так и на гафеле второго в строю корабля. Что именно изображено на рисунке - загадка. Есть мнение, что это Цусимское сражение. Но так как существуют свидетельства, что рисунок был создан на год раньше, утверждение весьма спорное. Скорее всего это первое нападение на Порт-Артур в феврале 1904 г.
Рисунок

Особенно печально смотрится эта статистика на фоне потерь японской стороны: было потоплено лишь три маленьких номерных миноносца (по английской терминологии даже не именующиеся миноносцами - torpedo boats) - #34, #35 и #69. Потери личного состава: 116 убитыми и 538 ранеными.

Это был триумф. И я более чем уверен, что даже сам адмирал Того, вступая в сражение в тот далёкий день, посреди холодных свинцовых волн Цусимы, не рассчитывал на такой успех. Япония получила в руки для дипломатических переговоров такие козыри, о которых можно было только мечтать. Правда реализовать их до конца не сумела. 9 августа того же года в Портсмуте начались мирные переговоры, завершившиеся через 2 недели подписанием договора по которому Японии, как победителю, отошла всего лишь южная часть Сахалина, или Карафуто (樺太廳) как называли её японцы, и Порт-Артур с Ляодунским полуостровом. Гораздо меньше того, на что они рассчитывали.

Шикарный рендер "Микасы" из 13-й серии сериала "Тучи над холмами" (坂の上の雲), посвящённой Цусимскому сражению. В отличие от фильма 1969 года "Битва в Японском море" (日本海大海戦) флагманский броненосец адмирала Того воспроизведён с почти идеальной точностью.
Рисунок
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Однако главная причина возобновления сказки сегодня немножко не эта, но тоже напрямую связанная с объектом стройки.

В этот день около 13:20, ровно 111 лет назад японский командующий, сейгои Того Хэйхатиро (正五位東郷 平八郎), стоя на мостике своего флагманского броненосца, увидел дымы медленно ползущей на север Русской Армады. Это было началом грандиозного морского сражения, ставшего одной из самых трагических и печальных страниц в истории нашего флота, но увенчавшее славой как самого японского адмирала, так и корабль избранный командующим в качестве флагманского - сенькан "Микаса" (戦艦三笠).

Адмирал Того и офицеры штаба на верхнем мостике "Микасы" в начале Цусимского сражения. Знаменитая картина Тодзё Сотаро (東城鉦太郎), первая версия которой была написана в феврале 1906 года. После чего картина исправлялась и дописывалась, но все основные действующие лица остались прежними и узнаваемыми.
Рисунок

Заранее прошу прощения у коллег за некую вольность изложения и засилье иероглифов, но считаю, раз это стройка именно японского броненосца, более того, бывшего в том сражении флагманским, то я обязан освещать эти события именно "с японской стороны".
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Доброе утро, коллеги. Я уже давно не писал ничего нового в этой стройке, но спешу вас уверить, она вовсе не заброшена. Катастрофически не хватает времени, но каждую свободную минутку пытаюсь посвятить себя процессу. Не всегда успешно... Идёт монотонная и весьма скучная работа по навешиванию трапов, иллюминаторов и дверей. Бывает вечером приклею следующую партию, а утром, после осмотра результатов, всё это срезаю. Пока более менее понял как ставить травленные иллюминаторы успел израсходовать более полусотни. Но даже после этого процент брака, к моему сожалению, всё ещё большой (

Тем не менее, работа продвигается и я надеюсь вскоре продемонстрирую результат.

К слову, пользуясь случаем пожалуюсь на НордСтар. Дело в том, что для имитации иллюминаторов я закупил несколько одинаковых пластин травленых иллюминаторов с козырьками и просветом 1 мм. Когда я израсходовал первую пластину до полного завершения корпуса оставалось вклеить всего пару десятков. Взяв вторую пластину весьма удивился, решил что по ошибке заказал совершенно иное травление, сверил номера, ещё больше удивился. Дело в том, что на иллюминаторах с первой пластины козырьки были сделаны отдельными от окружности усиками, которые при работе норовили согнуться невпопад, зацепиться за что-нибудь, отклеиться, отвалиться... На второй же пластине козырьки отделены от окружности иллюминатора лишь полутравом и, вставая на место, образуют аккуратный полукруг козырька. Номер у травления и первого, и второго типа один и тот же: NSA 350044. Вот они на фото: слева иллюминаторы "второго типа", справа единственный оставшийся у меня из-за брака (отвалился один "усик") иллюминатор "первого типа":
Рисунок
Странно, это просто разные партии или "второй тип" действительно иллюминаторы более поздней, улучшеной конструкции? Хотелось конечно чтобы правдой было второе =) В любом случае большинство установленных иллюминаторов принадлежат "первому типу". Переделывать уже не буду.
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Пролистав кучу литературы по английскому броненосному кораблестроению обратил внимание, что Великобритания имеет в этом деле богатейшую историю с огромнейшим количеством реально построенных кораблей, едва ли не столько, сколько их построили во всём остальном мире. И это не включая дредноутов. Возник вопрос, а сколько из этого богатства представлено нашему брату в 350 масштабе?

То что я сумел вспомнить навскидку...

Комбриг:

3514 - Monitor HMVS Cerberus, 1870
http://combrig-models.com/index.php/1350/24-royal-navy-350/295-cerberus350-1870

3558FH/WL - Battleship HMS Victoria/Sans Pareil, 1890
http://combrig-models.com/index.php/1350/24-royal-navy-350/455-victoria350-1890

3520FH/WL - Armored Cruiser HMS Kent, 1903
http://combrig-models.com/index.php/1350/24-royal-navy-350/356-kent1903-350

3521FH/WL - Battleship HMS Lord Nelson, 1908
http://combrig-models.com/index.php/1350/24-royal-navy-350/357-nelson350-1908

3522FH/WL - Battleship HMS Agamemnon, 1908
http://combrig-models.com/index.php/1350/24-royal-navy-350/358-agamemnon350-1908

Iron Shipwrights:

4-227 - HMS Royal Sovereign, 1904
http://ironshipwrights.com/pages/r_sov.html

Ну... по сути и всё. Я чего нибудь упустил?
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Это да, разбирая свои фото позднего "Микасы" с удивлением отсеял несколько, на которых запечатлён "Асахи". А ведь одна из них была скачана из некого американского фотоархива, имеет номер и подпись "Mikasa" ))
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Здравствуйте navy, спасибо =)

Именно так я сейчас и считаю. И на HMS Victory, и на HMS Warrior вдоль этих трапов висят канаты. Думаю не спроста. На фото, где по "Микасе" лазают матросы, тоже можно рассмотреть канат... Раньше я считал, что в ступеньках должны быть отверстия, иначе попытка взобраться по этим балясинам, плюс ещё небось и мокрым, при даже небольшой качке, должна была гарантированно заканчиваться холодной купелью.

На мой взгляд именно непрактичность такого рода трапов стала причиной того, что их в конце концов срезали и заменили более удобными скоб- и шторм-трапами. И всё же в британском кораблестроении они сумели продержаться почти полвека. Воистину нация консерваторов)

К слову, при наличии каната перебраться через полку противоторпедной сети, даже при отсутствии специального выреза, уже не проблема.
Изменено: Helg40k - 27.03.2016 21:51:51
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Написал ответ и ещё раз глянул на фото "Микасы" без сетей. Прямо напротив центрального трапа в полке запечатлено небольшое тёмное пятнышко. Может ли это быть искажённое перспективой отверстие в полке достаточной ширины для того, чтобы через него пролез поднимающийся по трапу человек? Если да, то проблема использования трапов без вырезов в самих полках на всю их ширину решена )
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Здравствуйте, Вадим.

Именно Ваших замечаний я и ждал )

Да, конечно не бесспорное. Фотографии, по которым деланы построения, весьма невысокого для такой работы качества, что конечно же допускает немалую вероятность ошибок и погрешностей. В частности (огромное Вам спасибо за чертёж, у меня его не было) я всё таки ошибся с формой кормового трапа и частично центрального. Исправил и перезалил схему. Конечно у меня была и такая версия, но я решил отталкиваться от более "классических" форм )

Соглашусь о том, что в 350 масштабе ширина ступеней заметна не будет. Просто для меня это было открытием, решил поделиться. А вот длина ступеней и рисунок, который они собой изображают, скорее всего будет.

Также не могу согласиться с тем, что под центральные и носовые трапы возможны вырезы в полках противоторпедных сетей. Конечно, на большинстве фото "Микаса" запечатлён с уже уложенными сетями, но существуют и без них. На упомянутом фото 1902 года почти наверняка видно как центральный трап упирается в широкую часть полки (вырез при этом расположен чуть ближе к корме):
Рисунок

На счёт носового трапа, квы, всё не так однозначно, но в уже упомянутой выше книге "Japanese Battleships 1897-1945", на ст. 32 опубликовано высококачественное фото носовой части "викторианского" "Микасы" 1902 года тоже без сетей, по которому можно с большой долей вероятности сказать, что и под носовые трапы вырезов тоже не было. Фото это в сети мне не попадалось, чуть позже отсканирую выложу.

Точнее по старым фото установить уже вряд ли получится. Надо ехать в Йокосуку и лично осматривать шрамы на бортах. Надеюсь это всё же когда-нибудь осуществится.

В остальном, огромное Вам спасибо за критику. Именно в подобном диалоге и можно подобраться к истине максимально близко.
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
спасибо =)
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Вывод.

Мои изначальные измышления по поводу конструкции и внешнего вида забортных трапов на "Микасе" оказались совершенно неадекватными. Я рассчитывал, что каждая ступенька трапа для удобства пользования должна была иметь отверстия в горизонтальной поверхности. Т.к. в случае плоской формы по такому заваленному борту как у HMS Victory ещё можно взобраться, но взбирание по совершенно вертикальному борту как у HMS Warrior уже должно было стать испытанием ловкости и акробатики. Ожидание не оправдалось, ступеньки оказались плоскими и цельными (очень хорошо просматриваются на достроечных фото "Микасы") независимо от крутизны и высоты бортов. Более того, просуществовали в британском флоте почти полвека. Разве что могли иметь небольшие углубления для захвата рукой, которые трудно рассмотреть даже в реальной жизни, не то что в 350 масштабе.

Далее удалось уточнить форму трапов, как стандартную для всего британского кораблестроения, так и конкретную для "Микасы". Мои предложения по форме трапов, основываясь на приведённые выше фотографии, я изложил на этой схеме:
Рисунок
Пунктиром обозначены полки противоторпедных сетей. В остальном, думаю, комментарии излишни. Разве что стоит напомнить, что у всех трапов без исключения верхняя ступенька в два раза шире остальных. Кроме того, касательно носовых и центральных трапов, трапы левого и правого борта полностью симметричны. Почему у них такая сложная форма - сказать ничего не могу. Особое внимание привлекают к себе кормовые трапы. Главное отличие их от остальных: наличие дополнительной ступеньки в разрыве полки противоторпедной сети. Кроме того они не симметричны для левого и правого бортов. Если кормовой трап правого борта имеет совершенно классическую "английскую" форму с характерным чередованием длинных и коротких ступенек, известную нам по изображениям броненосца "Асахи" и десятков других кораблей эпохи, то трап левого борта несколько "искривлен". Причиной чего скорее стала асимметрия в размещении кормовых помещений левого и правого бортов, а значит и иллюминаторов. Трап левого борта в нижней его части, таким образом, вынужденно был сдвинут к корме. В то время как верхняя часть примыкает к палубе в том же месте, где и трап правого борта.

Рассмотрев вышесказанное я осознал, что все трапы на модели, монтаж которых был уже почти закончен, у меня неверны. И должны быть беспощадно срезаны (

Во первых, совершенно неверная форма кормовых трапов. Фото кормового трапа правого борта
Рисунок

В качестве материала для трапов я использовал НордСтаровские Sea steps NSA 350015 (http://northstarmodels.com/product/sea-steps/). Всем они хороши, кроме того, что существуют лишь в версии с одной стабильной шириной, приблизительно соответствующей ширине короткой ступеньки на "Микасе". Таким образом для получения длинной и очень длинной ступеньки их приходилось комбинировать по 1,5 и 2,5 с сомнительной надеждой после установки зашпаклевать все щели и сточить выступы. Единственное же преимущество использования этих ступенек - это наличие в них отверстий - полностью дискредитировало себя в свете последних моих изысканий (

Таким образом я срезаю все установленные уже трапы, шлифую поверхность и начинаю заново. В качестве материала пойдут, как посоветовал Вадим, вёсла из набора Эдуарда, они действительно самые дубовые из вёсел всех наборов и подходят по размерам ))

PS. На счёт иллюминаторов. Проволоку тоньше я так пока и не достал, потому принял решения пока отложить эксперименты на следующий раз (чай, надеюсь, не последняя стройка) и заказать пока НордСтаровские травленные иллюминаторы. Т.к. времени уже на них убил больше приличного.
Изменено: Helg40k - 06.06.2016 22:10:24 (проапдейтил схему)
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Продолжаю эпопею с трапами...

Как показал даже беглый осмотр фотографий других японских броненосцев британской постройки трапы такой конструкции есть у них у всех. К примеру фото очень близкого по конструкции броненосца "Асахи":
Рисунок

Далее я вспомнил, что видел подобные трапы на кораблях-музеях в Портсмуте. Так и есть, левый борт флагмана Нельсона HMS Victory:
Рисунок
Деревянные ступеньки забортного трапа ведут от ватерлинии до порта парадного входа и выше, мимо него, к верхней палубе.

А это HMS Warrior:
Рисунок
Ступеньки скорее всего тоже деревянные, но крепления ступенек уже металлические. В дереве, если присмотреться, можно заметить едва заметные углубления для пальцев. Но они не сквозные. Конечно, эти ступеньки скорее всего новодел, но надеюсь англичане знали, что восстанавливали.

Далее я обложился книгами по истории британского кораблестроения, такими как многотомник О.Паркса, "British Battleships 1889-1904" R.A.Burt'а и "Warrior to Dreadnought. Warship design and development 1860-1905" D.K.Brown'а (а также несколькими более мелкими монографиями). Лишний раз убедился, что "Микаса" - типический-типический представитель классической английской школы броненосцестроения где правит Его Величество Стандарт! Если поставить "Микасу" (да и любого из "британских" японцев) в один ряд из современных ему английских броненосцев, то он совершенно ничем не будет выделяться на их фоне.

Как результат, преемственность забортных трапов такой конструкции от деревянного парусного флота подтвердилась. Более того почти все английские броненосцы, построенные во второй половине XIX века, от "Уорриора" до "Трайомфа" имели такие трапы, классическую конструкцию которых можно посмотреть выше на фото тех же "Уорриора" и "Асахи". Лишь три последних серии британских додредноутов типа Queen, King Edward VII и Lord Nelson, спущенные на воду соответственно в 1902, 1903 и 1906 годах, не имели подобных трапов (напомню, "Микаса" был спущен на воду 8 ноября 1900 года).
IJN Battleship Mikasa, Hasegawa, по состоянию на февраль 1905, Неторопливая стройка в стиле проб и ошибок
Выложу немножко иллюстрированных рассуждений на тему, которую почему-то всегда обходят вниманием как несущественную. Но, имхо, для постройки модели весьма важную. Забортные трапы.

Если вы хоть раз рассматривали фотографии "Микасы", вы должны были обратить на них внимание. К примеру они хорошо просматриваются на заглавном фото сказки (при увеличении конечно). Выглядят как ряд ступенек и имеются по три с каждого борта: на носу (позади якорных площадок), на корме (возле крепления спасательного круга) и по миделю (ведут к дверям в фальшборте спардека). На этом раскрашенном фото они весьма неплохо контрастируют на фоне борта:
Рисунок

А теперь немного специально отобранных фоток в качестве иллюстраций к каждому из упомянутых трапов.

Фото центральной части броненосца, повреждённого в Цусимском сражении, шикарно просматривается центральный трап правого борта (видно, что никакого отверстия-прохода в полке противотопедной сети для удобства пользования этим трапом нет):
Рисунок

"Микаса" весной 1902 года в Англии, последние дни достройки. Идеально просматривается кормовой трап правого борта, даже с лазающими по нему матросами:
Рисунок
Это место есть возможность рассмотреть подробнее:
Рисунок
Именно на этом фото конструкция трапа видна практически идеально: это ряд весьма толстых ступенек-площадок разной длины с плоской верхней поверхностью. Примечательно, что самая верхняя ступенька почти в 2 раза шире остальных. Ещё примечательно, что в месте прохода трапа по борту полка противоторпедной сети обрывается и на её месте находится ещё одна ступенька. К слову, на фото также хорошо заметна и ещё одна деталь, касающаяся этой полки (весьма слабо заметная на других фотографиях): периодические "разрывы" по всей длине, отмеченные на фото стрелками (обратите внимание, как уже говорилось выше, разрыв не совпадает с положением центрального трапа). Забавно, но из всех производителей афтемаркета на полках противоторпедных сетей эти разрывы воссозданы только Pontos'ом.

Весьма редкая фотография. "Микаса", сразу после ремонта и модернизации (ещё без поручней на трубах), подставил камере во всей красе весь левый борт во время торжеств по поводу ноябрьских манёвров 1908 года (на некоторых ресурсах датировка ещё более конкретная - 18 ноября). Все три трапа левого борта просматриваются как на ладони:
Рисунок
Задний правда находится немного в тени раскрытого над ним парадного трапа, но основные элементы всё же различимы:
Рисунок

Полностью же его можно рассмотреть на фото броненосца в английском доке, датированное зимой 1901-1902 годов:
Рисунок
Это фото, к слову, в очень хорошем качестве и в огромном размере (почти А4) опубликовано на 31 странице фотоальбома "Japanese Battleships 1897-1945" R.A.Burt'а. В сети же мне удалось найти его только в таком качестве:
Рисунок
Форма полок противоторпедных сетей подтверждается и касательно левого борта. Также заметно, что положение ступенек немного отличается от запечатлённого на правом борту.

Снова возвращаемся в 1908 год. Центральный трап левого борта ничем не отличается от правого. Касательно носового трапа видим что у него тоже сложная форма со ступеньками разной длины, а также нет никакого специального выреза в полке противоторпедных сетей:
Рисунок

Абсолютно симметричная картина ожидает нас и с правого борта (кроп с титульного фото от февраля 1905):
Рисунок

На современном "Микасе" таких трапов нет вовсе, к концу службы они были полностью срезаны (возможно за ненадобностью или непрактичностью). Пример, фото датировано 1920 годом, тот же носовой трап правого борта (остались только следы, вместо него висит верёвочный шторм-трап):
Рисунок

Эти же следы, едва различимы, имеются на бортах и "Микасы"-памятника в Йокосуке. Место, где когда-то был носовой трап левого борта:
Рисунок
При желании, выкрутив до максимума контраст и цветовую гамму, их можно рассмотреть:
Рисунок

Жаль правда, что туристы добровольно борта крупным планом почти не фотографируют. А я сам туда ещё не скоро доберусь...

PS. Фото с метками и указателями были взяты из статьи известного японского блогера-микасофила, посвящённой исследованию когда же именно срезали эти трапы конкретно у "Микасы":
http://blog.livedoor.jp/studio120/archives/8314874.html
Линейный корабль HMS Duke of York примерно 1943 г., Проба пера на крупной форме, Тамия, Понтос и все, что еще потребуется в долгой дороге
Интересно было бы также услышать какой объём переделок был осуществлён во время реставрации ;)

Ещё раз успеха на КУ
Линейный корабль HMS Duke of York примерно 1943 г., Проба пера на крупной форме, Тамия, Понтос и все, что еще потребуется в долгой дороге
Эх, красавец белоснежный. Очень нравится )
Успеха на Кубке!
Линейный корабль HMS Duke of York примерно 1943 г., Проба пера на крупной форме, Тамия, Понтос и все, что еще потребуется в долгой дороге
Ого, мягко говоря впечатляет! А если жёстко то... выражаться не буду. Вадим, примите моё восхищение и уважение. Какая деталировка, какое количество сложнейших устройств необходимо для этого собрать...
Теперь я понимаю за что моделисты любят период ВВ2 =)

Желаю скорого и лёгкого завершения стального красавца
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
Очень хорошее впечатление в законченном виде. Завидую такой скорости сборки. У меня так быстро не получается. Только начинает уставать глаз и рука, сразу же приходится бросать. Иначе гоню брак. Непривычно мелкий масштаб :(

По "изоляторам" и антеннам соглашусь с Вадимом.

И очень-очень жаль, что нет на башнях зенитных орудий! Никто не строил позднего Микасы. Выглядело бы просто шикарно! =)
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
Ага, спасибо. Именно это я видел на фотке крейсера Читосэ (уже в боевой окраске) и у современного Уорриера в Портсмуте. Отличие современной английской шлюпки только в том, что дно полностью выкрашено серым, а привальный брус чёрным.
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
О, Алексей, огромное спасибо! Исчерпывающая информация по РИФ. Судя по фотографиям у англичан и японцев было что-то подобное.
Подскажите правда ещё пожалуйста из какой книги скан с описанием?
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
Ну почему же сразу "похожий на Микасу"? Это Микаса и есть, точнее его модель. И весьма на мой взгляд качественная.
А правда в том, что пусть реальный Микаса и стоит сейчас в Йокосуке, но про его минувшие внешние виды мы знаем так мало, что любая точка зрения имеет право на существование. Так что с этим имхо всё ОК. Я просто люблю по таким мелочам позаморачиваться )
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
эх, как же я завидую такому скорому обретению результата. времени у самого катастрофически не хватает =)

Есть вопрос по внутренней окраске деревянных шлюпок. Правда он скорее Вадиму, как спецу по периоду, но я также собираюсь к этому вопросу вернуться позже и у себя.
Как и каким цветом правильно их красить? Фотографий, сделанных с мачт/труб не так уж много, но по ним ясно, что шлюпки внутри были окрашены. Точнее внутренняя часть борта, на счёт банок я не уверен. Правда вот в какой цвет? На некоторых английских, уже "серых", бэттлшипах они белые. На других не ясно. Может общего серого цвета. На фото модели они цвета охры. Я не стану утверждать верно это или нет, но существуют ли какие-то более определённые указания на этот счёт нежели чёрно-белые фото?
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
ок. договорились =)

у меня ситуация полностью противоположная: с временем в последний месяц напряг, стройку в перерывах между активностью приходится тщательно паковать и прятать от домашних животных, а доставать только тогда, когда чётко знаю что хочу сделать...
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
Ого, если у Вас медленная стройка, то у меня вообще заморозка проекта! Всё жду по почте новые иллюминаторы =))
На мой взгляд очень даже аутентичный японец получается. И цвет имхо "японский", при этом не выглядит грязно, как случается с тёмными оттенками серого. Мне нравится.
Так как сам новичок в кораблестроении, то ничего советовать или критиковать не стану. Пока сам это не попробую. Подождём мэтров. Замечу только, что на макро заметны немногочисленные сколы на полках противоторпедных сетей. Но, думаю, это легко поправимо.
В остальном же порадовали вы меня. Успешного продолжения строки!
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
ух, красавец! )

Гляньте пожалуйста, палуба на надстройке носового мостика действительно приподнялась или мне так кажется (первое фото)?
Если Вадим имел ввиду перемычки между шлюпочной палубой и надстройками под трубами, то имхо их действительно следовало бы поменять, уж слишком выбиваются из масштаба.
Корпус ниже ватерлинии и внутренняя поверхность дефлекторов одного оттенка или разных? Я считал почему-то, что они должны были одной краской краситься...
Изменено: Helg40k - 30.03.2016 17:55:46
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
Ага, ясно. Спасибо.

На сколько я знаю на такой вариант мостика ни у кого нет палубы-самоклейки. Честно говоря ещё повезло, что ВЭМ вообще такой мостик делает...
Микаса от Hasegawa 1/350, "изкоробка" чисто для "души"
эх... свет чуть-чуть не аккуратно падает =)

В остальном же, на мой взгляд, очень хорошо. поздравляю с прогрессом. Сразу бросился в глаза задний мостик позднего типа. А палуба деревянная или крашеная?
Броненосец "Микаса" 1:200, Постройка бумажной модели из сканов "Бумажного моделирования" по состоянию на 1905 год
Восхищаюсь такой усидчивостью! =)

А подскажите пожалуйста, какой длины получается корпус в 200м масштабе?
Броненосец "Микаса" 1:200, Постройка бумажной модели из сканов "Бумажного моделирования" по состоянию на 1905 год
Добро пожаловать!
С удовольствием понаблюдаю за Вашей стройкой.
Имхо прекрасный прогресс =)
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.