При изготовлении одной из моделей было накоплено некоторое количество попутной информации, решил поделится. На мой взгляд данная тема обделена вниманием наших моделистов и производителей, а зря, очень интересно..
Что такое аэростатоносец ? Это специальное либо перестроенное судно или корабль, имеющее на борту наблюдательный аэростат.
Считается, что первым в истории аэростатоносцем является австрийское военное судно "Вулкано". 12 июля 1849 года с "Вулкано" был запущен в свободный полет боевой воздушный шар с целью бомбардировки ( ! ) Венеции. Бомбардировка не удалась по причине смены направления ветра, шар пролетел мимо. Изображения "Вулкано" найти мне к сожалению не удалось.
Далее, североамериканский аэростатоносец "Джордж Вашингтон Пэрк Кастис" . Представлял собой бывшую угольную баржу, приспособленную для размещения воздушного шара и газогенераторного оборудования. Баржа буксировалась канонеркой USS Coeur de Lion. 11 ноября 1861 года состоялся подъем привязного воздушного шара для наблюдения войск конфедерации близ Вирджинии.
еще изображение шара с этого аэростатоносца :
Типы сухопутных аэростатов использовавшихся в то время :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
В России морской подъем воздушного шара состоялся с несамоходной шхуны " Самоед" 12 июля 1894 года. "Самоед" принимал участие в розыске пропавшего в Балтийском море броненосца "Русалка". Тогда найти броненосец так и не удалось, он был обнаружен в 2003 году.. Шхуна самоед до переоборудования в аэростатоносец :
"Самоед" во время поисков :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Далее, аэростатоносцы стали появляться на флотах ведущих мировых держав. Главная задача таких кораблей - наблюдение, расширение границ наблюдения за противником. О каких либо бомбардировках речи пока не шло. Воздушные шары, а в последствии более устойчивые в "полете" т.н. аэростаты германской системы " парсеваль" , были в основном привязными. Высота подъема, в основном 1,5 км, и больше, на сколько хватало длины троса.
Аэростат Парсеваль :
Шведский "баллонный корабль" "Ballongfartyget nr 1", позже переименованный в "Albatross" :
Британский "баллоншип" :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Довольно эффективно действовала "аэрогруппа" , размещенная на русском броненосном крейсере " Россия" во время русско-японской войны. Группа состояла из привязного аэростата системы " парсеваль" и воздушного шара "Чайка" :
Ой, как вовремя! Тема интереснейшая, тут можно целую коллекцию построить. Спасибо огромное что поделились! Это ведь не специально построеные суда, а лишь слегка переделаные под аэро нужды, я правильно понял? А какой простор для фантазии и "Бреда воспалённого сознания" . Нет ли у вас фотографий той вашей модели, о которой вы упоминали в первом сообщении? Было бы очень интересно взглянуть.
Привязной змейковый аэростат германской системы "парсеваль" хоть и был намного эффективнее сферических воздушных шаров, но так же имел массу недостатков. Недостаточно четко держался по ветру, в сильный ветер его так же было сложно запустить, а если это и удавалось "парсеваль" создавал все таки сильное лобовое сопротивление, что в свою очередь приводило к частым обрывам аэростатов.
Их начали вытеснять змейковые аэростаты системы "како".
Данный тип аэростатов был создан в 1915 году майором французской воздухоплавательной службы Како. Он создал аэростат удобообтекаемой формы с тремя стабилизаторами на корме. Эти стабилизаторы наполнялись воздухом но при этом мало увеличивали лобовое сопротивление аэростата, т.к. по объему они были небольшими. Кроме того в аэростате типа «како» отсутствовали кормовые ветроловцы. Всё это улучшило летные качества аэростата, сделав возможность его подъема при ветре до 20 м/сек. Угол наклона оси аэростата типа «како» уменьшился с примерно 45 до 15, в отличии от аэростатов типа «парсеваль». Поэтому, когда в руки немцев попал первый же аэростат «како», теперь они в точности его скопировали, и в 1916 году полностью перевооружили на него свою воздухоплавательную службу.Перевооружились на "како" и другие, воюющие страны.
Кулинар написал: Ой, как вовремя! Тема интереснейшая, тут можно целую коллекцию построить. Спасибо огромное что поделились! Это ведь не специально построеные суда, а лишь слегка переделаные под аэро нужды, я правильно понял? А какой простор для фантазии и "Бреда воспалённого сознания" . Нет ли у вас фотографий той вашей модели, о которой вы упоминали в первом сообщении? Было бы очень интересно взглянуть.
..)) Да, все переделанные, кто больше, кто меньше. ( Далее мы рассмотрим аэростатоносец, или как его официально называли в РИФ, воздухоплавательный крейсер "Русь", вот там какпец как все круто было переделано ). А моделька.., на моей странице.., "Барнаул").
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Но яркая и короткая эпоха аэростатоносцев и змееносцев быстро закончилась, бурно развивающаяся авиация не оставила им шансов, их начали все более вытеснять сначала т.н. гидроавиатранспорты с их гидропланами, а тех в свою очередь прикончили классические авианосцы..
В 20х годах аэронавтика пыталась взять реванш, бурно развились дирижабли, какзалось победа над авиацией уже близка.. Но нет, серия ошеломляющих катастроф крупнейших дирижаблей, с большими человеческими жертвами и вторая контратака стремительной и современной "алюминиевой" авиации, поставили окончательный крест на аэронавтике..
Естественно, дирижабли попали и на военный флот. Особенно они прижились и расплодились в террариуме тихоокеанского флота США, где собственно неплохо себя чувствовали чуть ли не до 60х годов прошлого века. Для обеспечения действий дирижаблей в США был переоборудован танкер в такую вот плавучую базу . USS Patoka :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Интересная тема. Читал что такие корабли были, но думал что это какие-то единичные образцы были, а оказывается достаточно распространенные. Необычные и интересные корабли.
Comrade написал: Интересная тема. Читал что такие корабли были, но думал что это какие-то единичные образцы были, а оказывается достаточно распространенные. Необычные и интересные корабли.
Comrade, спасибо, что заглянули. Да,тоже думал, что их мало было, а когда начал копать... А сколько их еще "нераскопанных" ?)).
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Бесспорный лидер, крупнейший аэростатоносец, наиболее технически оснащенный в плане воздухоплавательного вооружения и воздухоплавательного специального оборудования,
воздухоплавательный крейсер Российского Императорского флота "Русь" :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Аэростатоносец " Русь" был переоборудован из бывшего германского пассажирского парохода " Lahn " :
Имел водоизмещение 9600т , скорость 17 (18) узлов, типичное для вспомогательных крейсеров артвооружение - 4Х75мм, 10Х57мм, 2Х37мм орудия, 4Х7,62мм пулемета.
Внушительным было его аэростатное вооружение - Четыре пилотируемых змейковых наблюдательных аэростата системы "парсеваль", объема 715 куб.м Четыре змейковых сигнальных аэростата, для подъема антенн беспроводного телеграфа, объема 37 куб.м Один пилотируемый воздушный шар, для проведения свободных полетов, объема 640 куб.м Кроме того, имелось собственное газодобывающее оборудование, помещения для хранения и ремонта аэростатов.Общий объем помещений воздухоплавательной части составлял 854 кв.м
" Русь" планировался к походу в составе Второй Тихоокеанской эскадры на войну с Японией, но из-за технических неполадок ушел только с Третьей Тихоокеанской эскадрой. К сожалению, поход аэростатоносца продолжался не долго. Ахиллесова пята крейсера - постоянные неполадки и аварии его скверных котлов не дали ему выйти даже за пределы Балтийского моря, аэростатоносец был оставлен в России.
Запуск в свободный полет воздушного шара с аэростатоносца "Русь", 1905 год :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Более подробно про аэростатоносец "Русь", его устройство, службу и причины неудачного похода, полеты на аэростатах и многое другое, можно узнать вот из этой книги. Интереснейшее чтиво, очень рекомендую ! Книга находится в свободном доступе, в сети :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин