Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1
RSS
Диофантовы войны, Еще об античном пиаре
Всем доброго дня. Сегодня решил рассказать об одном эпизоде из античной истории конца II в. до н.э. - Диофантовых войнах греков со скифами.
Но вначале предыстория. Первое скифское царство создал царь Атей в IV в. до н.э. Его столица – т.н. Каменское городище на дне Каховского моря в окрестностях Никополя. Город имел огромную по тем временам площадь – 12 кв. км. Да и государство являлось мощной империей, однако распавшейся после гибели девяностолетнего Атея в сражении с македонцами. И вот во II в. до н.э. царь Скилур вновь объединил скифов в едином государстве. Его столицей был Неаполь, более известный как Неаполь Скифский, находившийся на возвышенности Керменчик на окраине нынешнего Симферополя. С трех сторон столицу окружали естественные препятствия, с юга высилась мощная оборонительная стена с башнями. О царе Скилуре писали античные авторы Страбон и Плутарх. Они сообщали о силе и мудрости Скилура и называли баснословное число его сыновей – не то 50, не то 80, что, впрочем, не особо невероятно в случае многоженства. Любимым сыном Скилура был Палак. Отец сделал его своим соправителем и одну из крепостей назвал Палакий (сейчас Усть-Альминское городище).

Скифское государство было отрезано от моря. На всем побережье стояли греческие города, через которые и приходилось торговать. Скилуру это не нравилось, он задумал обзавестись собственными портами. Скифы сумели захватить принадлежащие Херсонесу порты Керкинитида (сейчас Евпатория) и Калос-Лимен (сейчас Черноморское). Сами херсонесцы не смогли справиться с проблемой и занялись поисками союзников. Отыскать их оказалось совсем непросто. Дружественная Ольвия (располагалась на берегу Бугского лимана около современного села Парутина) находилась в полном подчинении у скифов и чеканила монеты с профилем Скилура. Старинная вражда с Боспором на время поутихла, но боспорский царь Перисад мало чем мог помочь. Он тоже стал данником Скилура. Нужный союзник был найден по ту сторону Черного моря. Там находилось сильное государство Понт, соперничавшее с Римом. Столицей Понта была Синопа (нынешний Синоп в Турции), население было смешанным, здесь жили греки, каппадокийцы, фракийцы, галаты. Понтийская знать была большей частью персидского происхождения, персидской была и царствующая династия Евпаторов, но по языку и культуре Понт следует считать греческим государством. Понтийского царя Митридата VI усиление скифов беспокоило и херсонесцам удалось заключить нужный договор, правда, поступившись частью независимости и признав Митридата своим покровителем. Он послал на помощь Херсонесу сильное войско во главе со своим лучшим полководцем Диофантом. Бронзовый монумент Диофанта, поставленный в Херсонесе среди статуй наиболее чтимых богов и героев, не сохранился. Но в 1878 г. найден его постамент (сейчас – экспонат петербургского Эрмитажа), из пространной надписи на котором и стало известно о последующих событиях. Надпись сохранилась неполностью и начинается так:
«Диофант, сын Асклапиодора, гражданин Синопы, наш друг и благодетель, пользуясь доверием и уважением, как никто, со стороны Митридата Евпатора, постоянно оказывается виновником всего хорошего для нашего города, направляя царя понтийского на самое прекрасное и славное…»
Далее надпись сообщает, что Диофант вступил в битву с войсками Палака (Скилур к тому времени уже умер). Натиск понтийцев был сильный, они обратили скифов в бегство. Но что это за бегство? Может притворное – обычная тактика скифов с целью заманить противника в более выгодные для них условия боя? Надпись составлена высокопарно, она славит Диофанта и умалчивает о действиях скифов, потому в ней немало противоречий.

После победы, оказывается, Диофанту пришлось усилить свое войско херсонесским ополчением и продолжить войну. Он вторгся в Скифию и захватил города Неаполь и Хабей (сейчас городище Кермен-Кыр). Скифы признали себя подвластными понтийскому царю, за что херсонесцы почтили Митридата как избавителя от варваров.

Но едва понтийское войско покинуло Таврику, как скифы отложились от Митридата. Славные победы Диофанта ни к чему не привели, что ставит их под сомнение. Положение дел сложилось не в пользу Херсонеса. Пришлось опять обращаться за помощью к Митридату. Он отправил на помощь Херсонесу мощный флот с сильной армией на борту, во главе все с тем же Диофантом. Он захватил Керкинитиду и приступил к осаде Калос-Лимена (Вот это да! Получается, что порты, из-за которых разгорелся сыр-бор все еще находились в руках скифов?). В это время Палак привлек на свою сторону родственное племя раксолан. И выступил против Диофанта. Тот успел перегруппировать свои войска и вступил в сражение со скифами. Надпись на постаменте гласит: «Воспоследовала для царя Митридата Евпатора победа славная и достопамятная на все времена, ибо из пехоты Палака никто не спасся, а из всадников ускользнули немногие». Но и это была еще не победа. Диофант еще раз взял Хабей и осадил Неаполь. Далее несколько слов в надписи стерто, но затем говорится о победе и жертвоприношениях в Херсонесе. А Диофант отправился в боспорскую столицу Пантикапей (сейчас Керчь) где затеял с тамошним царем Перисадом переговоры на предмет принять покровительство Митридата и присоединиться к антискифскому союзу (Опять двадцать пять! Только что сообщалось о победе над скифами, а тут на носу новая война с ними же). Во время переговоров случилось неожиданное. Некий Савмак убил Перисада и захватил власть в Боспоре, Диофанту же пришлось бежать. Надпись сообщает об этом так:
«Когда скифы во главе с Савмаком произвели государственный переворот и убили боспорского царя Перисада, вскормившего Савмака, на Диофанта же составили заговор, последний, избежав опасности, сел на отправленное за ним херсонесскими гражданами судно и, прибыв в Херсонес, призвал на помощь граждан».

Ученые посчитали, что Савмак, вскормленный Перисадом – его сын (возможно приемный) либо другой близкий родственник. Все выглядело логично. Уязвленный тем, что престол достанется Митридату, Савмак произвел дворцовый переворот. Но в 1924 г. А.С. Жебелев прочитал надпись иначе. Он обратил внимание, что несколько раз упомянутый в надписи Савмак всюду назван вскормленником Перисада и ни разу кем-то другим. Ученый принялся изучать античные источники той эпохи и выяснил, что «вскормленник» - это раб, родившийся и выросший в доме своего господина. Получается, что Савмак – никакой не царевич, а только домашний раб Перисада. Полностью менялась и картина событий: в Боспоре произошел не дворцовый переворот, а восстание рабов.

Диофант вскоре понял, что на херсонесцев надеяться нечего. Он отправился к Митридату. Понтийского царя, похоже, рабское восстание изрядно напугало, чего доброго, еще к нему перекинется. Но уже наступила осень, карательную экспедицию во главе все с тем же Диофантом получилось отправить только весной следующего года (109 г. до н.э.). Восстание было подавлено, Савмак – взят в плен, о его дальнейшей судьбе ничего не сообщается. Новым боспорским царем стал Митридат. На этом хвалебная надпись заканчивается. Она оказалась преувеличенной. Археологи не нашли никаких доказательств взятия понтийцами Неаполя Скифского. Город выдержал тяжелейшую осаду, немалая часть города сгорела, но следов грабежа обнаружено не было. Остался нетронутым даже мавзолей Скилура пристроенный к оборонительной стене снаружи, царское захоронение досталось археологам в целости и сохранности. Скифы отстроили свою столицу и она просуществовала еще 4 столетия. А вот для Митридата неприятности только начинались. Он долго воевал с Римом и проиграл. Однако решил взять реванш, увеличил налоги, за счет чего собрал сильное войско и поставил во главе его любимого сына Фарнака. Но Фарнак вместе со всем войском перешел на сторону Рима. Оставшись один, Митридат лишил себя жизни.

О смерти Митридата есть легенда. Якобы он, опасаясь быть отравленным, с детства принимал всякие ядовитые снадобья. И когда после предательства Фарнака, царь, не желая попасть в плен к римлянам, принял яд, то он не подействовал. Митридат тогда попросил своего раба заколоть его мечом, что раб и сделал.
Теперь пойдут иллюстрации. Сцена боя между греками и скифами на ножнах меча (IV в. до н.э.), найденных в 1959 г. в Пятибратнем кургане, что на берегу Дона, около станицы Елизаветинской. Веком ранее такие же ножны, но худшей сохранности были найдены в Чертомлыкском кургане (в 20 км. от Никополя).
Рисунок
001.jpg (125.86 КБ)
Современная реконструкция.
Рисунок
002.jpg (45.77 КБ)
Возвышенность Керменчик.
Рисунок
003.jpg (190.85 КБ)
Плато. Отсюда открывается замечательный вид на Симферополь. Постройка – выставочный павильон, стилизованный под древнее оборонительное сооружение. Здесь в самом конце 80-х собирались открыть археологический парк, но Союз развалился и дело похерили.
Рисунок
004.jpg (242.68 КБ)
Оборонительная стена: современный снимок и 1945 г.
Рисунок
005.jpg (249.08 КБ)
Рисунок
006.jpg (193.21 КБ)
Скилур и Палак. Гипсовый слепок с мраморного обломка рельефа. Оригинал хранился в Одесском музее и пропал в гражданскую войну.
Рисунок
007.jpg (183.55 КБ)
Палак. Известняковый рельеф. Оба рельефа некогда стояли в портиках на центральной площади Неаполя Скифского
Рисунок
008.jpg (192.81 КБ)
Скилур. Реконструкция М.М. Герасимова по черепу.
Рисунок
009.jpg (120.5 КБ)
Да, сильно! Счас в голове перевариваю. Я в Керчи любительски копался когда то... Гора митридат. Пантикапей... Короче, запутался)))
Обезьян сибирский
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат