Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Кассиан Мангупский, плюс прогулка по Мангупу
Всем доброго дня и поздравляю всех с праздником Пасхи. В прошлую Пасху я выкладывал рассказ о Феодоре Гаврасе ( http://karopka.ru/forum/messages/forum168/topic18142/message698412/#message698412 ), в эту решил рассказать еще об одном представителе этого рода – Кассиане Магупском (он же Кассиан Учемский). В миру его звали Константин. Родился он в 1402 году. По каким-то причинам он оставил Таврику и поселился у своего родственника Фомы, деспота Морейского, брата последнего византийского императора Константина Палеолога. Житие сообщает о неких преследованиях Константина «папистами», т.е. католиками. В Москву Константин прибыл 12 ноября 1473 года, в свите Софьи Палеолог, дочери Фомы и невесты Великого князя Ивана III. Присутствовал при бракосочетании в качестве родственника невесты. А затем определился владычным боярином к ростовскому архиепископу Иоасафу. Через насколько лет Иоасаф сложил с себя сан и удалился на покой в Ферапонтов Белозерский монастырь. Константин последовал за ним. И постригся в монахи под именем Кассиана (ок. 1482 года). В монастыре Кассиан познакомился с преподобным Нилом Сорским, с которым он «собеседовал о богомыслии», а впоследствии переписывался. Через некоторое время Кассиан «с некоторыми из братий» покинул Ферапонтов монастырь и поселился на берегу реки Учмы, при впадении ее в Волгу. Таким образом возник новый монастырь. Который, однако, нужно было официально оформить. И Кассиан обратился к тамошнему правителю князю Угличскому Андрею Васильевичу, брату Ивана III. Князь Андрей дал свое согласие и даже пожаловал монастырю «богатую милостыню». Кассиан отказался стать игуменом основанного им монастыря и принял должность строителя. Казалось, монастырь ждет блестящее будущее. Ведь и сам князь Андрей и его бояре регулярно посещали обитель, жертвуя при этом богатые вклады. Но увы. Князь Андрей поссорился со своим царственным братом и попал в тюрьму. Лишившийся могущественного покровителя монастырь пришел в упадок. Сам же Кассиан скончался 4 октября 1504 года в возрасте 102-х лет. Церковное предание сообщает о многочисленных чудесах на могиле преподобного Кассиана. Память ему совершается 21 мая и 4 октября по старому стилю.

Теперь пойдут картинки. Фото и кадры видео по большей части мои, остальное заимствовано из разных ресурсов.
Изготовленный мною образ св. Кассиана. Основа – кровельная черепица, взятая из развалин мангупской базилики. Которую преподобный Кассиан не мог не посещать.
Рисунок
000.jpg (110.73 КБ)
Теперь прогулка по Мангупу – столице государства, которым правил род, из которого происходил преподобный Кассиан. О самом государстве я уже рассказывал раньше ( .http://karopka.ru/forum/messages/forum168/topic8309/message200106/#message200106 ) Кое-какие фото там тоже есть, постараюсь не повторяться. Мангуп я посещал дважды – в 2008-м и 2010-м годах. Итак…
Вид на Мангуп. У его подножия находится искусственное озеро.
Камень на тропе, ведущей наверх. Кто поднимался – шутку поймет.
Вначале будет мыс Тешкли-Бурун. Здесь находилась цитадель крепости. Это неприступный бастион, созданный самой природой. С двух сторон вертикальные обрывы без малого 100 метров высотой, с третьей стороны – стена с донжоном. Который, похоже, являлся не только оборонительным сооружением, но и дворцом.
Храм «Октагон» в цитадели. Предполагается, что это была княжеская часовня. Турки ее перестроили в мечеть. Храм имеет восьмигранную в плане форму, для христианских культовых сооружений редкую. Предполагается, что она позаимствована у татарских дюрбе (т.е. мавзолеев). Интересно, что потомки Гаврасов бояре Головины построили похожий «Октагон» в Москве. Фото московского «Октагона» взято из сети.
Рисунок
11 Октагон.jpg (224.34 КБ)
Осадный колодец в цитадели. Он действовал и при турках.
Рисунок
13 Колодец.jpg (107.56 КБ)
Т.н. «акустическая пещера». Акустика там действительно хорошая. А из пещеры открывается красивый вид.
Пещера Барабан-Коба. Так она называется потому, что если стукнуть по столбу в центре пещеры, то раздастся звук, как от удара в барабан. Пещеру частенько называют тюрьмой. Но, скорее всего, это монастырь. На картинке из сети показано, как это выглядит со стороны. Также наглядно видно происхождение названия Тешкли-Бурун (т.е. «дырявый мыс»).
Монашеская келья. Рядом вырублена могила.
Церковное помещение на противоположной от Барабан-Кобы стороне мыса. Здесь когда-то стояла часовня, от которой осталась только вырубка в полу. А в нише когда-то была икона.
Рисунок
20 Часовня.jpg (149.62 КБ)
Рисунок
21 Часовня.jpg (137.29 КБ)
Т.н. «гарнизонная церковь». Она вырублена в скале, но крыша была обычная, крытая черепицей. Единственный в Крыму случай такого сочетания скальной и наземной постройки. Вероятно, крыша изначально была скальная, но она разрушилась и ее пришлось заменить обычной. При турках здесь находилась жилая усадьба, помещение храма использовалось в качестве подвала.
Вход в пещеру на т.н. «площадке со склепами» и вырубленная в скале могила. Здесь раньше находился монастырь с некрополем.
Рисунок
24 Могила.jpg (257.79 КБ)
Тарапан – т.е. виноградодавильня. Он вполне пригоден к использованию и сейчас, его нужно только почистить.
Рисунок
25 Тарапан.jpg (211.02 КБ)
Когда-то здесь стояла церковь. От нее остались лишь вырубки в скале.
Церковь Богородицы. Она была построена уже после турецкого завоевания.
Южный Благовещенский монастырь. Предполагается, что он являлся семейной усыпальницей какой-то знатной семьи, возможно даже княжеской. Монастырь сейчас действующий. Он невелик. Монахов здесь всего несколько. В храме сохранились остатки фресковой росписи XV века. Увы, их сейчас уже не увидишь – они закрыты иконостасом. Зато прекратилось уничтожение фресок горе-туристами. Картинки фрагментов фресок и сделанные полтора века назад рисунки взяты из сети.
Остатки княжеского дворца. Неподалеку от него находилась базилика – главный храм княжества и кафедральный собор Готской митрополии. Оба этих сооружения были разрушены турками при штурме Мангупа в 1475 году.
Фортификация. Она была серьезно перестроена турками. На фото башни хорошо заметен использованный турками фрагмент христианского надгробия.
Рисунок
35 Стена.jpg (51.01 КБ)
Рисунок
36 Башня.jpg (182.29 КБ)
Ванна для замочки кож в ущелье Табана-Дере (т.е. «кожевенный овраг»). Как раз здесь, вблизи источника воды, караимы занимались вычинкой кож. Дубильные растворы готовились из соков растений, собранных здесь же. Рецепты растворов держались в строгом секрете. Кожи караимской вычинки считались в средневековом Крыму самыми лучшими. Здесь же, в Табана-Дере, находится большое караимское кладбище.
Оборонительная стена, построенная турками в 1503 году. Плюс пара реконструкций, взятых из сети.
Рисунок
39 Стена.jpg (180.8 КБ)
И в заключение –  взятые из сети фото часовни Кассиана Учемского и церкви Кассиана Учемского и Анастасии Узорешительницы. Оба храма находятся в селе Учма Мышкинского района Ярославской области. Часовня расположена на островке, который когда-то являлся вершиной холма. Там Кассиан и был похоронен. Монастырь располагался внизу. Сейчас его территория затоплена водами Рыбинского водохранилища.
..здОрово! Спасибо, Валер! Родные места.. ух, аж чебрецом пахнУло..
Кстати, в этом пруду (внизу) были остатки церкви..  ее было видно, когда воду сбрасывали..нет ничего по ней?
А соседний колхоз во дни оны табак выращивал.. И когда курево кончалось, кто-нибудь ночью ходил в набег с плато.. ( я там летом, бывало, и месяцами жил. Все намеревался зимой попробовать, духу не хватило. Но прецеденты есть!) ..Табачные листья вениками сушились под открытыми навесами, практически без охраны..
Изменено: Сергей Финченко - 17.04.2015 17:32:08
Увы, на Волге я никогда не бывал...
.. какие наши годы!!
Псковские домой из Киева будут возвращаться, подвезут..
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат