Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Цепной мост в Киеве
Всем доброго времени суток. Решил рассказать об одной киевской достопримечательности, о которой, увы, говорить приходится в прошедшем времени – о Цепном мосте.
Переправа через Днепр в Киеве существовала с незапамятных времен. Даже когда самого Киева еще не было. Время от времени появлялись здесь и наплавные мосты. Так, в 1680 году по повелению царя Федора Алексеевича на месте, где позже возвели Цепной мост, возник временный наплавной Спасский мост. Извилистая дорога приводила к Спасской церкви. А первый капитальный мост через Днепр в Киеве возник по воле императора Николая І. Этому государю киевляне должны быть особо благодарны. Ведь после татарского разгрома 1240 года Киев только официально числился городом, фактически будучи селом. И только Николай І решил вернуть древней столице Руси былой блеск. Тогда и был построен тот Киев, что есть сейчас. Причем Николай Павлович посещал Киев целых 17 раз! Одним из начинаний императора стал Цепной мост, его закладка состоялась 30 августа 1848 года. Проект моста разработал английский инженер Чарльз Блеккет де Виньоль. План строительства моста утверждался непосредственно самим императором. Пролеты моста подвешивались на мощных цепях, давших мосту название. Вес отдельного звена составлял 12 пудов (192 кг). Поскольку в этой местности наблюдалось постоянное давление ледниковых масс, вариант подвесного моста подходил как нельзя более кстати. Полотно моста опиралось на пять каменных «быков», выложенных у основания гранитными глыбами. Верхние части опорных «быков» имели форму арок с башнями по бокам, выполненными в архитектуре средневековой английской готики. Все металлические конструкции изготовили в Бирмингеме, затем доставили Одессу на шестнадцати судах. Из Одессы на подводах конструкции перевозили на место монтажа. Общая сумма расходов на возведение Цепного моста составила более 3,5 миллионов рублей. Цепной мост стал единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. Длина мостового полотна составляла 776 метров, вес конструкции достигал около ста тысяч пудов. Ближайший к правому берегу пролет сделали разводным, но это удобство оказалось мало востребованным, позже от него отказались.
Мост был освящен 28 сентября 1853 года, а ввод его в эксплуатацию состоялся ровно через год, постоянное же движение по мосту транспорта было разрешено только в 1855 году. За проезд по мосту взималась определенная плата – 20 копеек за однолошадный экипаж, 40 копеек – за двухлошадный, за проведенную через мост корову – 6 копеек. По высочайшему повелению императора Александра ІІ мост нарекли Николаевским, но в народе его чаще продолжали называть Цепным.
Возле моста на правом берегу под горой находилась Никольская часовня.
Мост соединил правый берег с Венецианским островом. На острове находился поселок Предмостная Слободка, именуемая также Никольской. Именно здесь Анна Ахматова обвенчалась с Николаем Гумилевым. Вот несколько фото Предмостной Слободки разных лет. И впрямь Венеция!
А вот фрагмент дореволюционной карты Киева с Цепным мостом. Красным цветом обозначена трамвайная линия. Ее проложили в 1912 году. Мост оказался столь прочным, что мог выдержать нагрузки в три пуда на каждый квадратный фут или 310 тысяч пудов на всё сооружение.
Рисунок
12 Карта.jpg (248.09 КБ)
В июле 1920 года белополяки взорвали мост. Для этого оказалось достаточным заложить под каждую из цепей по относительно слабенькому заряду взрывчатки, что было проделано на ближайшей к правому берегу опоре. Разорванные цепи потянули за собой всё сооружение.
К восстановлению этой важной для города коммуникации приступили в конце 1921 года, однако проект капитальной реконструкции (по сути, нового сооружения) академик Е.О.Патон представил только в январе 1924 года. И неудивительно: новые цепи взять было неоткуда, пришлось разрабатывать новую конструкцию. Удалось использовать двутавровые балки, лежавшие на складах еще с царских времен. Уцелевшие цепи тоже пошли в дело. Вместо каменных арок появились ферменные конструкции. 1 мая 1925 года мост открыли, присвоив ему имя Евгении Бош, умершей незадолго до этого события революционерки. Но в народе, по старой памяти, мост по-прежнему именовали Цепным. При реконструкции моста снесли Никольскую часовню, хотя Патон предлагал ее сохранить для размещения музейной экспозиции посвященной мосту.
18 сентября 1941 года, оставляя Киев, части Красной Армии взорвали мост. Заряд был использован куда более мощный, нежели в 1920 году, но полностью обрушить весь мост не удалось. А немцы, отступая из Киева в 1943-м, сожгли Предмостную Слободку. Сейчас на ее месте Гидропарк – популярная зона отдыха.
После освобождения Киева рядом со взорванным мостом появился понтонный мост.
В принципе, мост опять можно было восстановить на прежних опорах. Но генпланом предусматривалось строительство линии метро. Такую нагрузку опоры точно бы не выдержали. Потому их было решено разобрать. А рядом начали строить Метромост.
Пользователь добавил изображение
20 Опоры.jpg (122.17 КБ)
На вот этом фото середины 70-х годов опоры хорошо видны, они превратились в заросшие зеленью островки
А вот так опоры выглядят сейчас. Они обычно скрыты под водой, и лишь иногда появляются на свет Божий.
Продолжением Цепного моста, соединившим Венецианский остров с левым берегом, стал Русановский мост. В 1941 году он тоже был взорван.
Так выглядит современный Русановский мост. А с него можно увидеть остатки старого моста.
Хорошая тема, познавательная, и фото опять же интересные.
Автору  8D ! Вот так, живешь, и не знаешь.... :oops  (это я о себе)
Изменено: Владимир Губенко - 03.11.2012 23:44:42
с уважением, cot behemot
Рисунок
Интересная тема.Спасибо.
Рад что понравилось. Еще могу добавить кое-что. Существует предположение, что Цепной мост стал объектом для подражания для проектировщиков Бруклинского моста.
Пользователь добавил изображение
brooklin-bridge.jpg (42.28 КБ)
Цитата
SAURON пишет:
Рад что понравилось. Еще могу добавить кое-что. Существует предположение, что Цепной мост стал объектом для подражания для проектировщиков Бруклинского моста.

Ну это понятно...хохломост рулит, пиндосы всё у нас скопировали :)
*ещё одно фото в тему-большевики взорвали мост,и фашисты вынуждены до Гидропарка добираться на лодках/позагорать,пивка попить "Черниговского" под шашлык,с моста в Венецианскую затоку попрыгать.../*
Пользователь добавил изображение
00123.jpg (87.07 КБ)
«…Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица…»
*Тот самый Мюнхгаузен*

Цитата
Константин пишет:
Цитата
SAURON пишет:
Рад что понравилось. Еще могу добавить кое-что. Существует предположение, что Цепной мост стал объектом для подражания для проектировщиков Бруклинского моста.
Ну это понятно...хохломост рулит, пиндосы всё у нас скопировали  
Вообще-то мост проектировал англичанин.
Цитата
Дмитрий пишет:
*ещё одно фото в тему-большевики взорвали мост,и фашисты вынуждены до Гидропарка добираться на лодках/позагорать,пивка попить "Черниговского" под шашлык,с моста в Венецианскую затоку попрыгать.../*

О как, зато в Гидропарке, фОшисты навеселились, шашлыков не было, ибо гости с кавказа, поспешно отступили, но полюбасу, было весело...
Цитата
Дмитрий пишет:
*ещё одно фото в тему-большевики взорвали мост,и фашисты вынуждены до Гидропарка добираться на лодках/позагорать,пивка попить "Черниговского" под шашлык,с моста в Венецианскую затоку попрыгать.../*
в киеве нужно пить оболонское пиво. черниговское пьют "необизнани"
Меня зовут Артем, и лучше на "ты".
Цитата
Я изкоробочник и мне это нравится (с)
Чтобы делать модели, нужно просто делать модели.
Ну вот, срач пошел... Впрочем, если кому интересно, могу выложить некоторое количество фоток Гидропарка разных лет. Следы Предмостной Слободки там можно заметить и сейчас в виде выступающих из земли кирпичей и металлоконструкций.
Мост конечно очень хорош, но над Парижем на вертушке (как фанера) тоже очень ничего.... Это 2009 год....
Рисунок
ВертП1.JPG (177.78 КБ)
Сравните мост на фото № 2 в сообщении № 23 от Саурона и старый мост через Ангару в Иркутске, постройки 1936 года:
Пользователь добавил изображение
most-irkutsk.jpg (62.06 КБ)
Один выстрел в ногу заменяет три часа воспитательной беседы...
Пользователь добавил изображение
Да, похоже. Правда, мост Метро куда более грандиозное сооружение. Кроме того у него имеется интересная конструктивная особенность: это первое в мире арочное сооружение на сухих стыках. Консоли сложены из отдельных железобетонных блоков, соединённых металлическими болтами. Вот так он выглядит сверху.
Пользователь добавил изображение
DSCN8051.jpg (106.56 КБ)
Вообще же все арочные мосты похожи друг на друга. Вот мост через Венецианский пролив в том же Гидропарке.
Пользователь добавил изображение
DSCN7620.jpg (119.82 КБ)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат