Всем доброго времени суток. Решил рассказать об одной киевской достопримечательности, о которой, увы, говорить приходится в прошедшем времени – о Цепном мосте.
Переправа через Днепр в Киеве существовала с незапамятных времен. Даже когда самого Киева еще не было. Время от времени появлялись здесь и наплавные мосты. Так, в 1680 году по повелению царя Федора Алексеевича на месте, где позже возвели Цепной мост, возник временный наплавной Спасский мост. Извилистая дорога приводила к Спасской церкви. А первый капитальный мост через Днепр в Киеве возник по воле императора Николая І. Этому государю киевляне должны быть особо благодарны. Ведь после татарского разгрома 1240 года Киев только официально числился городом, фактически будучи селом. И только Николай І решил вернуть древней столице Руси былой блеск. Тогда и был построен тот Киев, что есть сейчас. Причем Николай Павлович посещал Киев целых 17 раз! Одним из начинаний императора стал Цепной мост, его закладка состоялась 30 августа 1848 года. Проект моста разработал английский инженер Чарльз Блеккет де Виньоль. План строительства моста утверждался непосредственно самим императором. Пролеты моста подвешивались на мощных цепях, давших мосту название. Вес отдельного звена составлял 12 пудов (192 кг). Поскольку в этой местности наблюдалось постоянное давление ледниковых масс, вариант подвесного моста подходил как нельзя более кстати. Полотно моста опиралось на пять каменных «быков», выложенных у основания гранитными глыбами. Верхние части опорных «быков» имели форму арок с башнями по бокам, выполненными в архитектуре средневековой английской готики. Все металлические конструкции изготовили в Бирмингеме, затем доставили Одессу на шестнадцати судах. Из Одессы на подводах конструкции перевозили на место монтажа. Общая сумма расходов на возведение Цепного моста составила более 3,5 миллионов рублей. Цепной мост стал единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. Длина мостового полотна составляла 776 метров, вес конструкции достигал около ста тысяч пудов. Ближайший к правому берегу пролет сделали разводным, но это удобство оказалось мало востребованным, позже от него отказались.
Мост был освящен 28 сентября 1853 года, а ввод его в эксплуатацию состоялся ровно через год, постоянное же движение по мосту транспорта было разрешено только в 1855 году. За проезд по мосту взималась определенная плата – 20 копеек за однолошадный экипаж, 40 копеек – за двухлошадный, за проведенную через мост корову – 6 копеек. По высочайшему повелению императора Александра ІІ мост нарекли Николаевским, но в народе его чаще продолжали называть Цепным.
Переправа через Днепр в Киеве существовала с незапамятных времен. Даже когда самого Киева еще не было. Время от времени появлялись здесь и наплавные мосты. Так, в 1680 году по повелению царя Федора Алексеевича на месте, где позже возвели Цепной мост, возник временный наплавной Спасский мост. Извилистая дорога приводила к Спасской церкви. А первый капитальный мост через Днепр в Киеве возник по воле императора Николая І. Этому государю киевляне должны быть особо благодарны. Ведь после татарского разгрома 1240 года Киев только официально числился городом, фактически будучи селом. И только Николай І решил вернуть древней столице Руси былой блеск. Тогда и был построен тот Киев, что есть сейчас. Причем Николай Павлович посещал Киев целых 17 раз! Одним из начинаний императора стал Цепной мост, его закладка состоялась 30 августа 1848 года. Проект моста разработал английский инженер Чарльз Блеккет де Виньоль. План строительства моста утверждался непосредственно самим императором. Пролеты моста подвешивались на мощных цепях, давших мосту название. Вес отдельного звена составлял 12 пудов (192 кг). Поскольку в этой местности наблюдалось постоянное давление ледниковых масс, вариант подвесного моста подходил как нельзя более кстати. Полотно моста опиралось на пять каменных «быков», выложенных у основания гранитными глыбами. Верхние части опорных «быков» имели форму арок с башнями по бокам, выполненными в архитектуре средневековой английской готики. Все металлические конструкции изготовили в Бирмингеме, затем доставили Одессу на шестнадцати судах. Из Одессы на подводах конструкции перевозили на место монтажа. Общая сумма расходов на возведение Цепного моста составила более 3,5 миллионов рублей. Цепной мост стал единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. Длина мостового полотна составляла 776 метров, вес конструкции достигал около ста тысяч пудов. Ближайший к правому берегу пролет сделали разводным, но это удобство оказалось мало востребованным, позже от него отказались.
Мост был освящен 28 сентября 1853 года, а ввод его в эксплуатацию состоялся ровно через год, постоянное же движение по мосту транспорта было разрешено только в 1855 году. За проезд по мосту взималась определенная плата – 20 копеек за однолошадный экипаж, 40 копеек – за двухлошадный, за проведенную через мост корову – 6 копеек. По высочайшему повелению императора Александра ІІ мост нарекли Николаевским, но в народе его чаще продолжали называть Цепным.