Авиаколлекция 3 2003 ОКРАСКА Многообразие вариантов окрасок вер- толетов UH-1 столь велико, что мы огра- ничимся лишь сведениями по окраске ма- шин армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США периода войны во Вьетнаме как наиболее типичной. Первые серийные вертолеты HU-1A, поступившие на вооружение армии США, целиком окрашивались в глянцевый гряз- но-оливковый цвет (FS 14087), интерьер кабины пилотов - серый, интерьер грузо- вой кабины - красный (пол - глянцевый черный). Матовой черной краской окра- шивались приборная доска и поверхность фюзеляжа перед лобовым остеклением кабины. Опознавательные знаки наноси- лись в заводских условиях на бока хво- стовой балки, крышу кабины и днище фю- зеляжа. Сразу за стабилизатором вокруг хвостовой балки рисовалась полоса ярко- желтого цвета шириной 76 см, по желтому фону шла надпись "Danger - Keep Away" ("Опасно - держись подальше"). Надпись "ARMY" (высота букв 76 см) наносилась или по бокам хвостовой балки, или на дверях грузовой кабины. На килевой бал- ке писали ярко-желтой краской заводской номер и дублировалось слово "ARMY" (иногда "US ARMY", высота букв 15,2 см). Лопасти несущего винта красились в ма- товый грязно-оливковый цвет, законцовки лопастей - в ярко-желтый (ширина полосы 15,2 см). Лопасти рулевого винта - чер- ные, с цветными полосами шириной 15,2 см (красная полоса у комля, красно-бело- красные полосы - на концах лопастей). Лыжное шасси и хвостовая опора на заво- де окрашивались в грязно-оливковый цвет, но в частях нередко перекрашива- лись в черный. Первые изменения в окраске вертоле- тов были связаны с использованием "хью" в Индокитае. Экипажи стали наносить на своих "коней" камуфляжные пятна или по- лосы, чаще всего в комбинации черного, песочного, зеленого и коричневого цве- тов; красное "нутро" грузовой кабины по- крывалось зеленой краской. Килевые бал- ки часто окрашивались в белый цвет - ва- риант искажающей маскировочной окра- ски, пилоты надеялись таким образом ввести в заблуждение пулеметчиков про- тивника в отношении направления полета вертолета. Желтые полосы вокруг хвосто- вых балок закрашивались. Официально окраска вертолетов ар- мии США изменилась в 1965 г. Вместо "высокозаметной" окраски машины стали окрашивать по "малозаметной" схеме; вместо глянцевой грязно-оливковой крас- ки стали использовать матовую. Нанесе- ние опознавательных знаков отменили, заменив их надписью "UNITED STATES ARMY" по бортам хвостовой балки (буквы высотой 15,2 см черного цвета). Все ос- тальные надписи на вертолете также ста- ли черными. Яркая желтая полоса с пре- достерегающей надписью на ней исчезла, а взамен появилась небольшая красная стрелка. Лопасти несущего винта стали матового черного цвета, рулевого - мато- вого грязно-оливкового с желтыми закон- цовками шириной 10,2 см. Меры по снижению визуальной замет- ности вызывали у экипажей двойственное отношение. С одной стороны - меньше шансов угодить под прицельную очередь, с другой - сложно выдерживать строй. Проблему попытались решить, сделав вертолеты заметными сверху, благо авиа- ции у противника не имелось. В неофици- альном порядке очень широко применя- лась броская окраска верхних поверхно- стей стабилизаторов, лопастей несущего винта, панелей фюзеляжа над кабиной летчика. Конец разнобою в усилении за- метности из верхней полусферы положи- ла инструкция, выпущенная в 1967 г. В ней предписывалось наносить на верхние поверхности лопастей несущих винтов бе- лые полосы шириной 91 см. В 1969 г. поя- вились новые официальные рекомендации: одну лопасть несущего винта сверху целиком окрашивать в белый цвет, а верх- ние поверхности стабилизаторов - в оран- жевый. Широкое распространение получила символика подразделений. Как правило, эмблемы вертолетных рот и батальонов рисовали на антибликовых панелях или дверцах кабины пилотов. Вертолеты 1-й кавалерийской, а затем 11-й аэромобиль- ной дивизии получили эмблемы подраз- делений в виде геометрических фигур, по- зволявших наземным частям быстро их идентифицировать. Опознание облегчало взаимодействие пехоты и "воздушной ка- валерии". В конце 1968- начале 1969 г. на верхней поверхности левого стабилизато- ра стали наносить номер батальона, на верхней поверхности правого - номер ро- ты. Снизу на нем писался бортовой номер машины (черного, желтого или белого цвета). Огромную популярность, как и на любой войне, приобрела "настенная" жи- вопись - экипажи и механики "отрывались" на полную катушку. Мотивы индивидуаль- ной символики "Хью" самые различные: от бутылок "Джонни Уокер" до традицион- ных красоток. Чаще всего их рисовали, опять же, на дверцах кабины летчиков или на обшивке лобовой части фюзеля- жа. Технический состав не успевал мыть вертолеты, поэтому машины быстро за- грязнялись, под солнцем тропиков краска выгорала. Поврежденные зенитным огнем панели обшивки механики заменяли дру- гими. Иногда - новыми заводскими (с не- выгоревшей краской), иногда - снятыми с других вертолетов. Порой панели уста- навливались совсем некрашеные или лишь загрунтованные. Встречались маши- ны с символикой сразу двух подразделе- ний, например: правая дверца "родная", а левая снята с "хью" другого подразделе- ния. Эмблемы на дверцах, естественно, разные. Столь популярные акульи пасти, вопреки расхожему мнению, на "вьетнам- ских" UH-1 были большой редкостью. Их рисовали только на "ирокезах" огневой поддержки из 174-й роты боевых вертоле- тов. Согласно техническому бюллетеню 746-93-2 армии США, изданному в 1970 г., на фюзеляжи вертолетов, предназначен- ных для перевозки раненых, полагалось наносить с бортов, сверху и снизу круп- ные красные кресты на белом прямо- угольном поле. Шесть таких машин в 1972 г. попало во Вьетнам. Вьетнамские зенит- чики сочли красные кресты превосходной меткой для прицеливания - в короткий срок все шесть вертолетов в "медицин- ской" окраске были сбиты. Подобная участь постигла и броско окрашенные "ирокезы" международных инспекторов, на хвостовой балке которых (сразу за фю- зеляжем) имелось нечто вроде знамени- тых "полос вторжения" образца июня 1944 г., только черно-желтого цвета. На фоне полос в белом прямоугольнике была круп- но написана аббревиатура "ICCS". Первым подразделением ВМС США, переброшенным во Вьетнам, стала эскад- рилья HA(L)-3. Перед отправкой в Индоки- тай все 22 вертолета эскадрильи были перекрашены в темный грязно-оливковый цвет. Надпись "NAVY" и трехзначный бор- товой номер - белого цвета. Позже флот использовал во Вьетнаме "хью", целиком окрашенные в блестящий серый цвет. Машины корпуса морской пехоты от- правили во Вьетнам в заводской окраске - однотонные полевого зеленого цвета (Fild Green). Все надписи - белого цвета. Высо- та букв надписи "MARINE" 30,5 см. Цвет- ные опознавательные знаки наносились в четырех местах. Чтобы приглушить яр- кость цветов опознавательных знаков (уже во Вьетнаме), их иногда слегка "при- пудривали" из краскопульта в тон общей окраске фюзеляжа. Так же, как армейские "хью", вертолеты морской пехоты быстро утратили в боевых условиях свой лоск. На них появились камуфляжные пятна и по- лосы; опознавательные знаки и броские надписи стали закрашивать. Белые над- писи сменились черными. На "ирокезах", действовавших над Лаосом, вообще за- крашивали всю маркировку. Вертолеты трех "вьетнамских" эскад- рилий морской пехоты различались по маркировке лопастей несущего винта. На верхних поверхностях лопастей в эскад- рилье VMO-3 рисовали по одной белой полосе, в VMO-2 и VMO-6 - по две, но раз- ной ширины. На дверях грузовых кабин транспортных вертолетов наносились ин- дивидуальные двузначные номера черно- го или белого цвета. Вертолеты огневой поддержки чаще всего летали со снятыми дверями, поэтому бортовые номера писа- ли на обшивке лобовой части фюзеляжа ниже антибликовой панели и по бокам хвостовой балки. Вертолет командира эс- кадрильи получал бортовой номер "00". По негласным правилам один и тот же но- мер взамен сбитого можно было присваи- вать еще двум вертолетам, суеверие есть суеверие: сбили трижды, значит, собьют и в четвертый раз. В эскадрилье VMO по штату полагалось иметь 25 вертолетов с бортовыми номерами от "00" до "24", од- нако встречались номера из третьего и даже четвертого десятка - слишком много номеров от "00" до "24" становились роко- выми. Единственным подразделением верто- летов UH-1 ВВС США, задействованным в Индокитае, была 20-я эскадрилья специ- ального назначения ("Грин Хорнет" - "Зе- леный шершень"). Ее машины действова- ли над Вьетнамом и Таиландом. Сначала на вооружении в ней состояли "ирокезы" модификаций F и P, в последние годы войны - N. Все они окрашивались пятнами песочного, средне-зеленого и темно-зеле- ного цветов по серому основному тону. Вертолеты не имели индивидуальной маркировки, только на боках хвостовой балки красовалось изображение шершня (но не всегда). Технические надписи и опознавательные знаки - черного цвета. UH-1L.