Пещерный монастырь Челтер-Мармара (Крым, Украина), Туда мы с сыном попали совершенно случайно. Прихватил нас с собой уважаемый SAURON, за что ему БОЛЬШОЕ СПАСИБО.
Вблизи села Терновка (километров 20 до Севастополя), в скалистых обрывах горы Челтер-Кая («решетчатая скала»), даже с дороги видны ярусы пещер (примерно 800 м над уровнем моря). Это монастырь Челтер, возникший по разным источникам в VI -IX веках нашей эры. К подножию Челтер-Кая ведет крутая каменистая тропа с восточной стороны. Она проходит в зарослях кизильника, колючего держи-дерева, можжевельника. Встречаются дикая черешня и реликтовое терпентинное дерево. Тропа усеяна известняковой крошкой и даже встречаются глиняные черепки.
Монастырь предсявляет собой сеть пещер в известняковых скалах, связанных между собой переходами. Здесь находится более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, а также церкoвь. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку.
На нижнем ярусе перед входом в одну из пещер стесана неровность скалы, так что в неё ведет плавный подъем, а в стенах сохранились следы от засовов и прорезаны пазы. Это свидетельствует об использовании для содержания скота. Пещеры верхних ярусов составляют единое целое и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы с деревянными перильцами.
В полу по краю ярусов вырублены яйцеобразные емкости, предназначенные для сбора дождевой воды, глубина их от 1,8 до 2,5 м. По хорошему, это единственный источник воды для подсобных нужд. По краю скалы сохранились несколько зерновых ям, а возле них канавки, которые отводили дождевую воду от запасов зерна, собирая ее в особый водоем. Единственной приметой современной цивилизации являются стеклянные окна в пластиковых рамах в некоторых кельях и солнечная батарея для подзарядки мобильников.
В некоторых помещениях видны вырубки для очагов в полу, а в стенах и на потолке - проушины для подвешивания светильников. В настоящее время монастырь действующий, хотя и живёт в нём совсем немного монахов, как я понял до десятка. Освещение - только естественное + свечи. Отопление - дрова. Чем питаются "братья" для меня осталось не совсем понятным, поскольку больших площадей для возделывания овощей и зерновых просто нет, воды весьма ограниченно, а миряне скупы стали с подношениями. Естественно, в монастыре есть церковь. Её высота примерно 2 м. Монахи фотографироваться категорически отказались: "Не фотогеничный я" (скорее всего потому, что мы не видели ни одной рясы, а обычную рабочую одежду).
Большинство переходов - деревянные настилы или вырубленные ступени в скале. В стенах пещер, выходящих к обрыву - оконных проемы, которые в случае непогоды закрывались ставнями. Некоторые из пещер явно нежилые, хотя и носят следы обитания людей.
На последний ярус - верхнее плато - можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. При выходе на плато, под пологом леса - остатки какого-то сооружения. Плато плавно спускается в сторону скального города Эски-Кермена. На восток и запад от Челтера вдоль кромки плато идут проезжие дороги и тропы.
Учитывая температуру в тени +35 и дорогу, типичную для Крыма, до Эски-Кермена мы дошли, но на большее нас не хватило. Единственным радостным моментом этого пути оказалось "нежданное озеро", в котором мы с удовольствием искупались.
Кое-что добавлю. Авторитетный крымский исследователь Ю.М. Могаричев относит возникновение монастыря к XII-XIII векам, что подтверждается наличием в нем индивидуальных келий (третий ярус), в которых монахи живут и сейчас. Византийские монастыри VI -IX веков были общежитийными. Данная обитель нетипична для средневекового Крыма, здесь тогда преобладали маленькие монастыри (то, что сейчас называется скитом), много было и отшельников. Совсем не исключено, что Челтер-Мармара и возникла на месте обитания какого-нибудь отшельника, жившего в естественной пещере в пятом ярусе и причисленного к лику святых. Монастырь был церковным феодалом - ему принадлежала деревня, некогда находившаяся на месте нынешнего тепличного хозяйства. В турецкие времена она называлась Мармара. Как раньше назывался монастырь - неизвестно, сейчас он носит имя Саввы Освященного. Монастырь не пережил турецкого завоевания. Добавлю, что монахи не пожелали фотографироваться не потому, что были без ряс (вероятно, устав им такое разрешает, когда нет богослужения). Монахи вообще не любят фотографироваться. Рамы в окнах совсем не пластиковые, а деревянные, что хорошо видно на данном снимке. На нем же виден и вырубленный в средние века крест.
Отпуск - да - был интересный, но посещением центрального Крыма он не ограничился. Ещё были в Ливадии, там тоже многое изменилось с советских времён. Ну а основное - многократно "топились", в том числе до -18 метров.
Молодцы! Сами интересно и с пользой время провели и нас порадовали. Статья очень познавательная, я об этом месте раньше и не слыхал. Так-что Все в отпуск в Крым и по отчетной статье на сайт!!!!
Страницы:1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)