«Адмирал граф Шпее»
|
Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели |
Тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» — третий и самый совершенный немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны. В довоенном германском флоте числился броненосцем, англичане окрестили его "карманным линкором". История, крейсерства и гибели, этого "карманного линкора", пожалуй одна из моих любимых, в военно морской истории... эдакий пример военно-морского "покера". Заложен 1 октября 1932 года, спущен 30 июня 1934 года, вошёл в строй 6 января 1936 года. Построен на верфях Вильгельмсхафена. Назван в честь погибшего на флагмане «Шарнхорст» во время Первой мировой войны в битве у Фолклендских островов с английской эскадрой графа Максимилиана фон Шпее (1861—1914). По иронии судьбы, данный корабль был потоплен у берегов Латинской Америки, где нашли последнее пристанище моряки Восточной эскадры графа Шпее времен Первой мировой. Для своего времени «Граф Шпее» являлся достаточно необычным кораблем, обратившим на себя внимание военно-морских кругов всего мира. Считалось, что он способен победить любой тяжелый крейсер и уйти от преследования любого линкора. «Шпее» сразу же была уготована высокая роль: 29 мая он стал флагманом кригсмарине на большом морском параде с участием Гитлера и других высших лиц третьего рейха. С 20 мая 1936 г. проводились всесторонние испытания навигационного оборудования и электроники, а 6 июня «карманный линкор» вышел в первое дальнее плавание в Атлантику, к острову Санта-Круз. В течение 20-дневного похода продолжались учения и тестирование аппаратуры и устройств, в частности, артиллерии (формально «Шпее» числился в этом походе опытовым артиллерийским судном). По возвращении 26 июня в Вильгельмсхафен учебные занятия продолжились. 16 декабря 1936 года на «Шпее» поднял флаг контр-адмирал фон Фишель, назначенный командующим немецким флотом в испанских водах. Корабль принимал активное участие в гражданской войне в Испании. Пройдя с 14 февраля 1937 года последние приготовления в Киле, 2 марта он взял курс на Бискайский залив. Двухмесячное плавание с посещением многих испанских портов завершилось в Киле 6 мая того же года. 15 мая «Адмирал граф Шпее» как наиболее современный немецкий корабль представлял Германию на рейде в Спитхэде, где состоялся парад в честь британского короля Георга VI с участием боевых судов всех стран. По завершении Спитхэдской недели «Шпее» вернулся на родину. До лета 1938 г. «Адмирал граф Шпее» главным образом стоял в порту, совершая лишь короткие выходы в прибрежные воды. В конце июня — начале июля 1938 года «карманный линкор» совершил ещё один выход на Север, в норвежские фиорды. 22 августа участвовал в большом флотском параде, который принимали фюрер Гитлер и регент Венгрии адмирал Хорти. В ходе этого мероприятия был спущен на воду тяжелый крейсер «Принц Ойген». Осень «Адмирал граф Шпее» провел в дальних походах, совершив два выхода в Атлантику (6-23 октября и 10-24 ноября), посетив испанский порт Виго, португальские порты и Танжер. Командование кригсмарине планировало большой зарубежный поход под руководством адмирала Бема, в котором должны были принять участие все 3 карманных линкора, крейсера «Лейпциг» и «Кельн», а также эсминцы и подводные лодки. С целью «показа флага» «Адмирал граф Шпее» несколько дней простоял на рейде в Сеуте. Он только успел вернуться на родину и пополнить запасы, как началась Вторая мировая война. Походы Адмирала Графа Шпее К августу 1939 года «Адмирал граф Шпее» перестал быть самым мощным кораблем флота, однако его роль в возможных боевых действиях оставалась весьма существенной. План, разработанный руководством кригсмарине и одобренный лично Гитлером, предусматривал высылку в море «карманных линкоров» и судов снабжения задолго до начала атаки Польши. Их огромная дальность и возможность пополнять запасы позволяла оставаться в районах ожидания в течение нескольких месяцев с тем, чтобы в зависимости от развития событий либо начать рейдерские действия, либо тихо и мирно вернуться домой. 5 августа 1939 года, почти за месяц до начала войны, судно снабжения «Альтмарк», предназначенное для работы в паре со «Шпее», вышло в Соединенные Штаты, где оно должно было принять дизельное топливо и раствориться в океанских просторах до встречи с «карманным линкором», который, в свою очередь, 21-го числа покинул Вильгельмсхафен под командованием капитана цур зее Ганса Лангсдорфа. 24 августа за ним последовал «Дойчланд», «работавший» вместе с танкером «Вестервальд». Оба систершипа стали передовым отрядом немецкого флота в океане, поделив между собой Атлантику: «Адмирал граф Шпее» направился в южную её часть, а его напарник — на позицию к югу от Гренландии. «Шпее» удалось пройти незамеченным сначала к берегам Норвегии, а затем и в Атлантику южнее Исландии. Он стал единственным немецким рейдером, прошедшим этим путем, который впоследствии тщательно прикрывали англичане (английские патрульные крейсера заняли позиции только 6 сентября). Плохая погода помогла немцам пройти незамеченными до самого района ожидания. Корабль не спешил, и к 1 сентября, дню начала мировой войны, находился в 1000 миль к северу от островов Зелёного Мыса. В этот день он встретился с «Альтмарком». «Адмирал граф Шпее» передал на «Альтмарк» военную команду, легкое вооружение и два 20-мм орудия, сдав заодно легковоспламеняющиеся грузы и приняв полный запас топлива. Почти весь первый месяц войны «карманный линкор» двигался малым ходом к экватору, уклоняясь от любого дыма на горизонте и оставаясь необнаруженным. Для маскировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и парусины, превратив его таким образом в подобие линейного корабля типа «Шарнхорст». Несмотря на примитивность декорации, эта мера впоследствии позволила несколько раз обмануть неискушенных торговых моряков. 25 сентября 1939 г. «Адмирал граф Шпее» получил приказ о начале крейсерских операций. Первым районом действий был выбран северо-восток Бразилии около порта Ресифи. 30 сентября потоплена первая жертва — английское судно «Клемент». Для операций против немецких рейдеров союзниками было выделено 8 тактических боевых групп, в состав которых номинально вошли 3 линейных крейсера — английский «Ринаун», французские «Дюнкерк» и «Страсбург», авианосцы «Арк Ройял», «Гермес» и «Беарн», 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, не считая десятков других боевых единиц (вплоть до линкоров), охранявших трансатлантические конвои. Однако фактически против «Адмирала графа Шпее» действовали 3 британских соединения: крейсерская эскадра под командованием коммодора Хэрвуда (группа «G»), прикрывавшая южноамериканские воды (тяжелые крейсера «Эксетер» (англ.) и «Камберленд»), группа «Н», базировавшаяся на Кейптаун (тяжелые крейсера «Сассекс» и «Шропшир»), и группа «К» под командованием контр-адмирала Уэллса, наиболее сильная из всех (линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял»). 5 октября захвачен британский пароход «Ньютон Бич». Из доставшихся документов удалось составить достаточно полное впечатление о системе радиопереговоров с торговыми судами и даже получить в исправном виде стандартную английскую рацию, снятую с судна и установленную в рубке «Адмирала графа Шпее». С 5 по 10 октября 1939 г. «карманный линкор» потопил или захватил ещё 3 судна. Опасаясь обнаружения, «Адмирал граф Шпее» 28 октября пополнил запас топлива с судна снабжения «Альтмарк» и 4 ноября перешёл в Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды. 9 ноября был поврежден и надолго вышел из строя гидросамолет «Арадо-196». 14 ноября остановлен и потоплен небольшой теплоход-танкер «Африка Шелл». 20 ноября «Адмирал граф Шпее» обогнул южную оконечность Африки в обратном направлении и перешёл в Атлантический океан. 2-3 декабря 1939 года потоплены два английских судна. 6 декабря рейдер пополнил запасы топлива с судна снабжения «Альтмарк» и провел артиллерийско-дальномерные учения, используя в качестве цели свое же судно снабжения. Старший артиллерист, фрегаттен-капитан Ашер, остался недовольным их результатом, поскольку за три с лишним месяца вынужденного безделья персонал системы управления огнем главного калибра заметно деквалифицировался. В декабре английский коммодор Харвуд, командовавший поисковой группой «G», принял решение сосредоточить в районе Рио-де-Жанейро — Ла-Плата три корабля группы — тяжёлый крейсер «Эксетер» и лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес». 12 декабря 1939 года эти корабли соединились в 150 милях восточнее устья реки Ла-Плата. 11 декабря 1939 года бортовой гидросамолёт «Адмирала графа Шпее» вновь потерпел аварию и восстановлению не подлежал. Битва у Ла-Платы Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 5:52, в 6:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: «Полагаю, что это „карманный линкор“». Поначалу английские легкие крейсера были приняты за эсминцы, то есть командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведет бой с крейсером и двумя эсминцами. В 6 ч 18 мин первый залп немецкого рейдера лег между английскими крейсерами, а через четыре минуты заговорили орудия «Эксетера». Приняв легкие крейсера за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжелом крейсере. В течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжелых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 7.40 выходит из боя. Тем временем легкие крейсера, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 7.16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снес его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к западу «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжелый крейсер «Кумберлэнд» — это было все, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру. Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за три дня, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 г. Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована. Командир застрелился 20 декабря. Теперь коротко о модели: Построил корабль больше года назад, катастрофически не хватало времени отснять и написать статью... Даже не успел на ГБ, в рамках которого его строил. Использовал: -Academy 1/350 Admiral Graf Spee, Premium edition помимо пластика, в коробке травление, палуба, точеные стволы, таблички с названием -Model master - стволы 20 и 37 мм -WEM - двери, люки. -травление от WEM, к этому кораблю. - много другого по мелочам Подробно писание модели описано тут http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_33664_start_0.html?nocache=1361259685 |
|
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
|
|
Оценка модели по параметрам:
|
||||||
Средняя оценка: 98.5304 (все оценки) | ||||||
Популярность модели: 78.87 |
Комментарии
65 лет
На сайте с 29.12.2011
P.S. "Похожесть" кораблей просто поразительная!
С Уважением. Сергей.
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Статья шикарная, жаль построечную часть дали сокращенно.
Насчет ГБ: искренне жаль что не успели, ЕМНИП Вы там просто забыли сказать "готово!".
По модели, фото маловато, серый камо непривычен, в отличие от зеленого.
Вопрос по Арадо - как-то странно маркировка на киле выглядит, раньше такой не встречал, оно так и было или проблема в отсутствии декали?
Ну и палуба немного светловата на мой взгляд.
Поздравляю с классной моделью.
71 год
На сайте с 26.10.2009
Юрий, а куда же делся Ваш фирменный стиль - великолепная фото сессия???
Вы же сами знаете, как важно преподнести модель зрителям.
По модели замечаний нет, если, конечно можно считать замечанием то, что правое орудие ГК на кормовой башне высверлено сверлом несколько меньшего диаметра, да левый прожектор, направленный в корму повело в сторону.
Но это так, просто глаз зацепился....
Эх, этому бы чуду да другую фото сессию!!!
С Уважением, Алексей.
54 года
На сайте с 27.06.2011
47 лет
На сайте с 28.02.2012
61 год
На сайте с 19.11.2010
С ОГРОМНЕЙШИМ удовольствием просмотрел фотографии (здесь присоединюсь к ранее высказанным мнениям - фотосессию "подправить")....
Прекрасное и познавательное ОПИСАНИЕ!!!!
В общем, от меня однозначно "белый шар" и голос "за Корабельную Галерею"!!!
Мои поздравления!!!!
52 года
На сайте с 06.10.2010
Выполнено классно, но....
Юрий, а куда же делся Ваш фирменный стиль - великолепная фото сессия???
Вы же сами знаете, как важно преподнести модель зрителям.
По модели замечаний нет, если, конечно можно считать замечанием то, что правое орудие ГК на кормовой башне высверлено сверлом несколько меньшего диаметра, да левый прожектор, направленный в корму повело в сторону.
Но это так, просто глаз зацепился....
Эх, этому бы чуду да другую фото сессию!!!
С Уважением, Алексей.
Спасибо!!!
По поводу орудий... вряд ли, они точеные, видимо искажение фото.
Фотографировал наспех, совсем нет времени сосредоточится...собраться и закончить модель, в т. ч. сделать хорошие фото и статью.
52 года
На сайте с 06.10.2010
Модель понравилась. Маловато фото. И мне кажется на предыдущих моделях качество фото давало возможность для большего удовольствия от просмотра. Жалко, что видимо мало времени у Вас, Юрий на хобби стало оставаться.. Всегда с удовольствием смотрю за процессом работы (если есть такая возможность) и результатом. Ретвизан бы с удовольствием посмотрел, а процесс не фотографировали? Краски на Шпее использовали испанские?
У меня помимо Ретвизана несколько готовых или почти готовых моделей, которые нужно доделать чуть чуть. Совсем нет времени...
Краски да, Валеджо
52 года
На сайте с 06.10.2010
Отличная работа, Юрий! Где брали схему камуфляжа?
Есть графика и много фото Шпее после боя
52 года
На сайте с 06.10.2010
Юрий. спасибо за модель, давно Вы своих работ не выставляли)), вот бы Ретвизана еще увидеть...
Статья шикарная, жаль построечную часть дали сокращенно.
Насчет ГБ: искренне жаль что не успели, ЕМНИП Вы там просто забыли сказать "готово!".
По модели, фото маловато, серый камо непривычен, в отличие от зеленого.
Вопрос по Арадо - как-то странно маркировка на киле выглядит, раньше такой не встречал, оно так и было или проблема в отсутствии декали?
Ну и палуба немного светловата на мой взгляд.
Поздравляю с классной моделью.
По поводу арадо - это флаг без свастики...
Ну а палуба - дерево, наклейка
На сайте с 07.10.2007
В любом случае галерейная работа. Ещё раз поздравляю с успешным завершением!
49 лет
На сайте с 28.01.2012
49 лет
На сайте с 05.07.2011
47 лет
На сайте с 28.02.2012
Цитата:Отличная работа, Юрий! Где брали схему камуфляжа?
Есть графика и много фото Шпее после боя
По фото мне удалось восстановить процентов 30. А графические схемы сильно отличаются друг от друга, главное, от фото. Особенно проблемны башни главного калибра вид сверху. У Вас получилось очень хорошо. Серый цвет камуфляжа по моему правильный. Интересно, откуда возникла идея зеленого?
52 года
На сайте с 06.10.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 16.08.2010
52 года
На сайте с 06.10.2010
На сайте с 14.06.2012
На сайте с 25.06.2010
Вопрос- а вот угол на верхней палубе, шо у меня в центре кадра (ну почт в центре, по др со смарта показать не магу, ток обрезкой фото), должен быть 90гр, али закругленным?
На сайте с 25.06.2010
Да, и ТА мне не оч нравятся, точнее белые раструбы, откуда торпеды выходят. Мож серым подтенить стоило, имхо.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий