Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Вступление
(в конце основные выводы кратко)
В этот раз предыстории практически нет. Як-1 машина знаковая, но в 1-72 в общем-то выбора нет. Есть еще А-модел, Plastyk, но, сами понимаете… Поэтому, выбор был только какую версию взять. Остановился на варианте «Асы».
Коробка
Коробка немного удивила, если честно. Делал заказ у одного из интернет-магазинов, которые успешно работают с этими чехами и параллельно заказал то ли кресла амиго для реактивов, то ли еще что-то. Заказ надо было ждать пару месяцев и когда мне пришла посылка, то по ее размеру подумал еще на почте, что мой Як еще не прилетел, а это пока только допы, уж больно она мелкая была. Пришел домой, распаковал, а он внутри. Короче говоря, очень миниатюрная коробочка – 15 на 20 и высота пару см. Одинарная. Картон вроде не особо плотный, но сильно не проминается, наверное, спасает размер коробки. Прозрачные детали лежат в отдельном пакетике, НО с ними болтаются смоляные детали...
Симпатичный боксарт, сзади схемы окраски.
Инструкция
Листок А4, сложенный несколько раз. Бумага простая, но хорошая. Сама инструкция неплохая, подробная и понятная. Есть указания по вариантам сборки. Придраться не к чему. Разве что ч/б.
Варианты окраски (их 4) даны на коробке в цвете. С одной стороны удобно, с другой стороны такое компактное размещение на одном уровне сбивает с толку при нанесении камуфляжа. Смотришь на одну (в моем случае Баранова), перенес взгляд на саму модель, туда-сюда, и вдруг осознаешь, что ты давно рисуешь схему соседнего борта (взгляд перескочил). Всё-таки, когда есть визуальное разграничение (или на разных страницах) ошибку сделать сложнее. По цветам все стандартно, включая великий и ужасный АМТ-4
Пластик / сборка
Сам пластик в работе был неплох, но визуально выглядит как-то дешево что-ли. При этом обрабатывается неплохо.
Удивительно-досадным фактом стало наличие облоя (!), что в современных наборах уже смотрится странно. Причем, если на крупных деталях он не был критичен, то его наличие на очень тонких элементах стоек шасси, стало причиной поломки оных. Поэтому рекомендую аккуратно удалять облой с таких деталей еще на литнике.
Теперь к самой модели. Детализация неплохая, местами даже хорошая. Здорово, что даже в базе идет набор травления, причем панели для крыльев идеально ложатся в свои места без подгонки – в пластике заранее подготовлено ложе нужной глубины!
Вообще стыкуемость, в целом, хорошая, но местами проблемы есть – торцы ниш шасси идеально не встали, не давали нормально состыковать половинки крыла, пришлось подгонять – хотя видел у кого-то, что встали идеально. Странно.
Еще травлением даны щитки шасси в различных вариантах исполнения и пару элементов для кабины. Смолой даны колеса и решетки – с одной из них тоже придется помучаться, вырезая лишнее.
У Brengun есть еще расширенный набор фототравления, с фокусом на кабину, за отдельную плату, конечно. Так, например, в базе боковых панелей с приборами управления в кабине не будет вообще, даже в пластике. Но, получается, что во-первых, это апгрейд в основном только кабины (будет еще пару панелек для ниш шасси). А во-вторых, приборка дублируется. Развилка на подумать брать / не брать доп. травление, особенно, если накопилось много разных остатков из других наборов.
Вернусь к детализации самого набора. Вообще, видно, что разработчик старался сделать всё максимально детально и утонченно. Это, безусловно, плюс. Но местами, детализация получилась, как ни странно, излишней для 1/72. Речь тут больше про кабину. Сборка ее основы, несущего каркаса / "пола", из составных частей, оказалась достаточно трудоемким делом. Сама конструкция остается достаточно хрупкой («несущим» элементом является травленая деталь), что, вкупе с креслом, дает о себе знать при сборке на фюзеляж. Причем, всю эту «красоту» в отношении несущей конструкции (то самое отсутствие «пола») с баллонами под креслом все равно толком не видно даже с открытым фонарем. Получается, эта красота только для образовательных целей, видимо. Потому как при стыковке двух половинок фюзеляжа начинается мой любимый «фиттинг» (от англ. to fit – подходить, вписываться - если что, а не то, что вы подумали:) ). Вся конструкция кресла с каркасом кабины плывет, кривится со всеми вытекающим нервами. И, повторюсь, когда позднее будет видно, что ничего толком не видно (простите за тафтологию), ты задаешься резонным вопросом – «и зачем мне этот реализмъ, о котором знаю только я»…
Еще одна тема, которая стала для меня проблемной – выхлопные патрубки. Производитель их дает достаточно аккуратными, но каждый как отдельный элемент. Да, для каждого из них есть посадочное место, но в один прекрасный момент меня это не спасло. Сначала был потерян один маленький, потом один большой. Пришлось мастерить замену и ради симметрии менять с другой стороны на самодел тоже. К тому же, в сравнении с чертежами, у Brengun они как-то сильно выступают, как у рыбы-пилы - лично я их подточил. Почему нельзя было дать целиковой плашкой на каждую сторону – непонятно. Наверное, потому же, почему основание кокпита сделано сложно :)
Толстоватые задние кромки крыла – классика в 72-ом, поэтому уже за минус не считаем.
По прозрачному пластику. Есть навигационные огни, есть фара, которую не на всех чертежах даже встретишь. Это плюс. Фонарь кабины дан, во-первых, в раздельном варианте, во-вторых – для разных бортов. И это плюс. Минус – качество пластика. Толстоват и дает искажение. В закрытом варианте видно будет только общие очертания. К примеру, приборку вы вообще не увидите (там и прицел все хорошо перекрывает). Поэтому еще раз подумайте, нужна ли вам дополнительная плата фототравления, если хотите сделать фонарь закрытым. Ремни советских истребителей есть у Микродизайна, а остальное, повторюсь, видно толком не будет. Если делать фонарь открытым, то мне показалось, что сдвижная часть легко назад не встанет. Будьте готовы, что ее скорее всего придется серьезно подгонять.
Я выбрал Баранова (остальные отпали по разным причинам) и с этим вариантом есть проблемы, увы и ах. Есть боооольшое подозрение, что декаль с количеством побед по размеру больше, чем должна быть. Если расположить звезду и номер по левому борту в соответствие с инструкцией (да и по оригинальным фото, благо они есть в хороших ракурсах), а надпись «Гроза фашистов М.Д.Баранов» правильно (так чтобы она «обтекала» верхнюю оконечность это самой звезды, как бы слегка разделяясь между инициалами и фамилией), то инициалы и «Гроза» лягут на ряды звезд. В свою очередь список побед двигать влево уже некуда – должен быть зазор между ними и остеклением (опять же всё по реальным фото). Сдвигать большую звезду вправо (что, как я понимаю, делали остальные) тоже нельзя. Ну не было ее правее, опять же по историческим фото. В общем, к моему огромному разочарованию, пришлось допустить большие исторические погрешности. Сложилось впечатление, что Brengun не сделал тестовой сборки этого борта.
Сами декали неплохие, подложка не толстая, на Mark Fit от Tamiya реагируют нормально.
Технички вообще нет.
Про допы. Как я уже сказал, помимо травления в комплекте, есть дополнительный набор для кабины и набор масок от того же Brengun. Вот о чем я пожалел, что не заказал с самим набором и маски к нему. Все, что есть в доступе на рынке - для Амодел и других – не подойдут. Вопрос покупать ли отдельное травление для кабины от того же Brengun зависит от того, хотите ли вы делать фонарь открытым или закрытым. Колеса из смолы есть в комплекте, решетка для радиатора тоже. Патрубки и в комплекте неплохие. Если только более правильные декали на Баранова – вроде где-то такие видел на 72ой. А, и фонарь бы на него хороший.
Резюме и общие выводы:
Плюсы:
(+) хорошая детализация и аккуратная расшивка
(+) базовая комплектация хороша – есть травление, смоляные колеса и решетки
(+) неплохая в целом стыкуемость, а платы травления на крылья встают вообще образцово-показательно (но, см. минусы)
(+) сам по себе пластик норм, хоть и выглядит непрезентабельно (но, см. минусы)
(+) декаль неплохая по качеству (но, см. минусы)
(+) раздельный фонарь
(+) вариативность комплектации (различия между бортами)
(+) нормальная инструкция
Минусы:
(-) Облой, особенно на тонких деталях
(-) Локальные проблемы со стыкуемостью (торцы ниш шасси)
(-) пластик на фонаре толстоват и дает искажение, возможно потребуется подгонка сдвигаемой части
(-) усложненная конструкция кабины пилота, хоть и «правильная», но т.к. все равно не видно, отнесем в минус
(-) декаль без технички и (по мнению автора) есть косяк с вариантом на Баранова
(-) минорный минус - рекомендации по окраске бортов не очень удобны для работы
Заключение
Собственно выбора по ранним версиям Як-1 в принципе нет (Амодел, Plastyk и прочие за альтернативу не рассматриваю), поэтому если хочется такой самолет на полку, то пока только Brengun, выбирать тут нечего. Собственно, и обзор здесь не для сравнения с кем-то, а про «подводные камни» именно этого набора и к чему Вам надо быть готовым. А уж что на каком литнике расположено - посмотрите сами ;)
Единственно, жаль, что потенциал у этой разработки был шикарный, явно целились высоко, но .. снова сталкиваемся с ситуацией, когда будто не доделали, не проверили или сэкономили, хотя явно могли сделать на «отлично».
И да, модель явно не для начинающего – здесь и вырезать лишнюю смолу из закругленной хрупкой детали, и помучаться с каркасом кокпита, и многое другое. Удачной сборки!
Я тоже делал обзор, но его оставили в личных, поскольку это повтор интересно, как поступят в этом случае.
Проблем у модели гораздо больше, чем Вы описали.
И выбор моделей больше, Арма например, которая явно лучше, правда без гаргрота.
Plastyk и его перепаковки хоть и дубовей, но по геометрии лучше будет.
Я тоже делал обзор, но его оставили в личных, поскольку это повтор интересно, как поступят в этом случае.
Проблем у модели гораздо больше, чем Вы описали.
И выбор моделей больше, Арма например, которая явно лучше, правда без гаргрота.
Plastyk и его перепаковки хоть и дубовей, но по геометрии лучше будет.
Да, точно, по приведенной ссылке по сути такая же модель, декаль только другая.
Но насчет Армы - Вы не путаете с як-1б? Всё-таки это разные самолеты
Для тех, кто задумывается приобрести данный набор-
Баки снизу сделаны неправильно, надо исправлять углы, фототравление в ведро.
Самый заметный косяк, неправильный гаргрот, выводить шпаклёвкой.
Руль направления неправильной формы в сечении, должен быть бутылкообразный, исправить сложно.
Имитация полотна на рулях, прошлый век, убирать.
Разбор набора вызывает уважение.
К сожалению, такой уже был, как справедливо было указано, так что пока обратно в личные, тем более, что:
Цитата: Модель довольно старая и обзор на неё уже здесь был, аж в 16-м году.
https://karopka.ru/community/user/8162/?MODEL=458376
Я тоже делал обзор, но его оставили в личных, поскольку это повтор интересно, как поступят в этом случае.
Пересмотрев обзоры и Дениса, и Ваш, для себя пришёл к следующему выводу, что правила, по всей видимости, надо менять. Догмы нам тоже ни к чему.
Пока созрел такой вариант - если новый обзор лучше старого, т.е. сделан подробно и качественно, то надо по идее и его размещать
Комментарии
61 год
На сайте с 11.05.2016
https://karopka.ru/community/user/8162/?MODEL=458376
Я тоже делал обзор, но его оставили в личных, поскольку это повтор интересно, как поступят в этом случае.
Проблем у модели гораздо больше, чем Вы описали.
И выбор моделей больше, Арма например, которая явно лучше, правда без гаргрота.
Plastyk и его перепаковки хоть и дубовей, но по геометрии лучше будет.
На сайте с 17.10.2022
Модель довольно старая и обзор на неё уже здесь был, аж в 16-м году.
https://karopka.ru/community/user/8162/?MODEL=458376
Я тоже делал обзор, но его оставили в личных, поскольку это повтор интересно, как поступят в этом случае.
Проблем у модели гораздо больше, чем Вы описали.
И выбор моделей больше, Арма например, которая явно лучше, правда без гаргрота.
Plastyk и его перепаковки хоть и дубовей, но по геометрии лучше будет.
Да, точно, по приведенной ссылке по сути такая же модель, декаль только другая.
Но насчет Армы - Вы не путаете с як-1б? Всё-таки это разные самолеты
61 год
На сайте с 11.05.2016
61 год
На сайте с 11.05.2016
Баки снизу сделаны неправильно, надо исправлять углы, фототравление в ведро.
Самый заметный косяк, неправильный гаргрот, выводить шпаклёвкой.
Руль направления неправильной формы в сечении, должен быть бутылкообразный, исправить сложно.
Имитация полотна на рулях, прошлый век, убирать.
Вас это не пугает, тогда смело приобретайте !?!
На сайте с 17.10.2010
К сожалению, такой уже был, как справедливо было указано, так что пока обратно в личные, тем более, что:
Цитата:
Модель довольно старая и обзор на неё уже здесь был, аж в 16-м году.
https://karopka.ru/community/user/8162/?MODEL=458376
Я тоже делал обзор, но его оставили в личных, поскольку это повтор интересно, как поступят в этом случае.
Пересмотрев обзоры и Дениса, и Ваш, для себя пришёл к следующему выводу, что правила, по всей видимости, надо менять. Догмы нам тоже ни к чему.
Пока созрел такой вариант - если новый обзор лучше старого, т.е. сделан подробно и качественно, то надо по идее и его размещать
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий